"Повышение уровня сотруднчества, взаимодействия с родителями через вовлечение их в различные формы совместной деятельности"
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Публикация обощённого опыта по работе с родителями в детском саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
povyshenie_urovnya_sotrudnichestva_avtosohranennyy.docx | 27.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Повышение уровня сотрудничества, взаимодействия с родителями через вовлечение их различные формы совместной деятельности.
«Море родителей, но мало отцов и
матерей, которые интересуются
своими детьми» В.Г.Белинский
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка.
Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и интелектуальных особенностей развития ребёнка , порой осуществляют воспитание вслепую. Всё это, конечно, не приносит позитивных результатов. И мы, педагоги, знаем – всё из семьи, главные воспитатели детей - это родители!
В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: « Родители являются первыми педагогами. Они должны заложить первые основы физического, нравственного и интелектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте».
«От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит каким человеком станет сегодняшний малыш» - говорил В.А.Сухомлинский.
Семья и детский сад – вот два источника, которые формируют наше будущее поколение. Всем известно, что личность ребёнка формируется к 7 годам, в детском саду. Часто нам, педагогам, и родителям наших воспитанников не всегда хватает взаимопонимания, такта, терпения, даже времени, чтобы услышать и понять друг другаи это всё отражается на воспитании наших детей.
Не секрет, что многие родители интересуются только питанием или чистотой одежды… Многие считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, часто испытываем трудности в общении с родителями по этим причинам.
- Как заинтересовать родителей в совместной работе?
- Как сделать их участниками воспитательного процесса?
Ведь положительный результат может быть достигнут только в рамках единого образовательного пространства, подразумевающее взаимодействие , сотрудничество между педагогами дошкольного учереждения и родителями на протяжении всего дошкольного детства.
Поэтому с 2009года я начала работать над проблемой взаимодействия детского сада и семьи по теме «Повышение уровня сотрудничества. взаимодействия с родителями через вовлечение их в различные формы совместной деятельности».
Работу с родителями веду систематически, коллективно и индивидуально по 4 направлениям:
- Информационно-аналитическое.
Знакомиться с родителями начала в неформальной обстановке, а именно, когда делали косметический ремонт группы и оформляли участок к началу учебного года, где старалась установить с мамами и папами дружеские отношения.
Затем вместе со старшим воститателем, психологом составили анкету и провели опрос семей, где на основе собранных данных проанализировала специфику семьи и семейного воспитания.
Это помогло лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи и учесть её индивидуальные особенности.
В детском саду я работаю более 27 лет и для себя выработала критерий, который называю «включённостью» родителей в образовательный процесс.
Сначала этот критерий отображал количественные показатели: присутствие родителей на общих и групповых мероприятиях ( посещение родительских собраний, консультаций, присутствие на детских праздниках, открытых занятиях и т.д.).
Позднее я выделила для себя качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение к продуктам совместной деятельности детей и взрослых.
Такой анализ позволил выделить 3 группы родителей:
- родители - лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе и видят ценность любой работы детского учреждения,
- родители - исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации,
- родители – критические наблюдатели.
Изменение восприятия родителей как участников образовательного процесса привело к изменению понимания типов семей:
- активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей,
- заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов,
- равнодушные «мы же выросли – вырастут и наши дети».
У меня появилась возможность дифференцированного подхода к родителям во время проведения совместных мероприятиях.
- Познавательное
Это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста. Для этой цели на групповые мероприятия приглашаю всех специалистов (психолога, логопеда, старшего воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, старшую медсестру и т.д.) ДОУ. Совместная работа специалистов и родителей по реализации образовательной программы и ФГТ (федерально- государственные требования) на всех этапах дошкольного детства делает родителей равноотвественными участниками образовательного процесса.
Цель моей работы :
вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс.
Для скоординированной работы детского сада и семьи я поставила перед собой необходимость решить следующую задачу:
активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
Для этого я использую такие активные формы и методы работы с родителями:
- посещение воспитанников на дому
- общие и групповые собрания
- консультации и индивидуальные беседы
- занятия и развлечения с участием родителей
- выставки детских работ, изготовленные вместе с родителями:
- «Осенний калейдоскоп» в нашем детском саду
- «Мастерская Деда Мороза» в нашем детсаду
- «Калейдоскоп талантов» - эту выставка организует Дом ремёсел ежегодно в нашем посёлке
- «Люблю тебя мой край родной» - выставка в Доме творчества
- совместные туристические прогулки на лыжах
- приглашаю родителей на спортивные соревнования по лыжам и лёгкой атлетике между детскими садами посёлка
- дни общения («Радостный денёк»)
- день добрых дел ( помощь родителей)
- день или неделя открытых дверей
- привлечение родителей к подготовке и проведении праздников
- совместное создание предметно-развивающей среды
- работа с родительским комитетом
- утренние приветствия
- телефон доверия (мой номер есть почти у всех родителей)
В результате повысился уровень сотрудничества , взаимодействия с родителями через вовлечение их в различные активные формы совместной деятельности, что способствовало развитию их творческой инициативы.
Зная, как важна атмосфера дружеских взаимоотношений между педагогом и родителями родительские собрания стараюсь проводить в нетрадиционной форме, где тщательно к ним готовлюсь.
Объяв ление на собрание - тоже нетрадиционное:
«Если вы не хотите узнать ……, то не приходите на родителькое собрание, которое состоится…., где представлены выставки …. приглашены специалисты … и будут решаться такие вопросы, как …»
Готовлю заранее фотовставку, выставку детских работ, выставку специальной педагогической литературы и художественной детской литературы на тему данного родительского собрания, которые беру в библиотеке и в методическом кабинете. Подбираю спокойную музыку, ставлю скромный букетик на стол, наливаю чай и угощаю вареньем…
Всё это способствует доверительной атмосфере, где можно говорить родителям откровенно о проблемах.
В начале собрания проводим «зарядку для мозга»: задаём родителям вопросы на воспитательно-образовательную тему, разбираем педагогические ситуации, обсуждаем интересные темы, предлагаем нестандартные решения сложных вопросов.
На каждом собрании выражаю благодарность родителям, которые уделяют много внимания своим детям и помогают в совместной работе, а особенно родительскому комитету.
Родительсий комитет избираем каждый год, по 3 человека, чтобы все мамы в течение дошкольного детства побывали активными.
Слова благодарности стараемся выражать в стихотворной форме собственного сочинения, например,
- Спасибо вам за труд большой
За всё, что сделали с душой!
- В группе папа есть у нас – он помощник просто класс
Пилит, чинит и строгает – всем нам очень помогает.
- Папы, мамы – молодцы! Всем нам помогают.
Белят, красят и поют и в игры играют!
С родителями на собраниях мы говорим не только о воспитании детей, но и взаимоотношениях мужа и жены в семье.
В конце собрания обязательно знакомим родителей с народной мудростью ( пословицы и поговорки), предлагаем практические советы и высказывания великих педагогов о воспитании детей и, конечно, читаем рубрику :«Говорят дети».
Доверительные отношения с воспитателем устанавливаются постепенно, в совместной деятельности. Именно, так появились «Дни добрых дел» - это помощь в утеплении окон, в ремонте различного оборудования в группе и на участке, изготовление постельного белья и одежды для кукол и т.д.
Здесь налаживается атмосфера мира и тёплых дружеских взаимоотношений между воспитателем и родителями, ведь мы вместе стремимся, чтобы нашим детям в детском саду было так же хорошо, как дома.
- Наглядно – информационное.
- родительский уголок (расписание непосредственно-образовательной деятельности, режимные моменты дня ..)
- фотовыставки из жизни группы (« Наша адаптация», « Это я могу» и т.д.)
- эмоциональный уголок («Здравствуйте, я пришёл», «Вот я сегодня какой»)
- консультации всех специалистов ДОУ
- нормативные документы
- санбиллютни
- объявления и рекламы
- продуктивная деятельность детей ( рисунки, поделки , …)
Наглядно-информационное направление даёт возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.
Детский сад начинается с раздевалки, очень важно, чтобы она была уютная и красивая, поэтому наш родительский уголок оформляю по-сезонно: украшаю осенними листочками, снежинками, цветочками, обязательно стихотворение поэта- классика, народные приметы, советы для родителей - «Понаблюдайте с детьми». Часто украшаем раздевалку коллективной работой детей , например, «веточка мимозы», «весенняя берёзка» и т.д.
Оформляю стенды:
«Что мы узнали», «Благодарим», «День рождения», « Поздравляем с праздником», « О здоровье» и т.д.
Форма работы через родительские уголки является традиционной, но я считаю, что она необходима для работы с родителями, потому что часто у педагога нет возможности подойти и побеседовать с родителями на актуальную тему по воспитанию детей. Новая , красиво оформленная информация быстро привлекает внимание родителей и даёт свой положительный результат
- Досуговое.
Это направление оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным.
Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребёнка, сравнить его с другими детьми, увидеть трудности во взаимоотношениях, посмотреть, как делают это другие, т.е. приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребёнком, но и с родительской общественностью в целом.
Праздники проводим не для родителей, а с привлечением родителей, чтобы они знали сколько хлопот и труда надо вложить при подготовке любого торжества. Важный принцип моей работы с родителями такой: «Чтобы родители помогали детскому саду, их надо впустить в детский сад». Встречи с родителями на праздничных мероприятиях всегда мобилизуют, делают наши будни ярче, от этого растёт моя самооценка , как педагога, у родителей появляется удовлетворение от совмесной работы.
Сценарии праздников и развлечений разрабатываю совместно с музыкальным руководителем, старшим воспитателем, другими воспитателями, с родителями.
Родители изготовляют костюмы, атрибуты и пособия к тетрализованным представлениям.
Если у родителей есть театральные способности, то мы предлагаем им роли в постановках, проводим с ними репетиции и консультации.
Воспитанием детей в основном занимаются мамы. В детский сад ходят тоже в основном они. Сложная задача – привлечь пап к педагогическому взаимодействию .
Поэтому особое внимание уделяем нашим папам, каждый год провожу спортивный праздник к Дню защитника Отечества, где участвуют наши папы и мальчики в различных играх и конкурсах, где они демонстрируют свою смелость, ловкость, находчивость и выдержку.
Хочется отметить совместные туристические прогулки в природу, особенно на лыжах, где наши родители резвятся как дети. Родители всегда меня тепло благодарят за эту инициативу, ведь многие не вставали на лыжи ни разу, как закончили школу.
Я себе часто задавала такой вопрос: «Как создать такую возможность, чтобы мамы и папы тоже побывали в роли воспитателя в детском саду?» , для того, чтобы активизировать и обогатить воспитательные умения родителей и пообщаться им со всеми детьми в группе.
Такая идея появилась - «Радостный денёк».
В результате, после большой предварительной работы с родителями, каждый месяц, в пятницу, к нам в группу приходили родители с каким -то интересным занятием.
Силами родителей проведены такие мероприятия:
- Беседа с детьми о «волшебных словах»
- Чтение книги В.Осеевой «Волшебное слово»
- Подарок – месячная детская газета из интернета на весь год «Сентябрь», «Октябрь» и т.д.
- Беседа с детьми о народных промысла
- Рассматривание изделий из бересты
- «Подарки берёзки»
- Беседа «весёлые загадки»
- Загадки на разные темы
- Подарок «Альбом загадок»
- Беседа о русской гармошке
- Наигрыши частушки, плясовые
- Пение детьми детских частушек, песенок и , конечно, пляска под гармошку.
( дедушка Валерии к нам приходил 4 раза и радовал нас своей игрой)
- Беседа о профессии «парикмахер»
- рассматривание рабочих инструментов
- изготовление причёски для девочки
(мама Кристины тоже приходила к нам не один раз)
- Беседа с детьми на тему «Волшебная бумага» - оригами
- Поделки из бумаги
- Игры с поделками и и создание сожета.
- Беседа о школе, первой учительнице
- Рассматривание учебников, тетрадей первоклассников
- Игра «Волшебные буквы и цифры» и т.д.
«Радостный денёк» был действительно радостным!
Он способствовал близкому знакомству и непосредственному контакту родителей с детьми.
Я нахожусь в постоянном поиске новых нестандартных форм и методов работы с родителями, использование которых даёт хорошие результаты, способствующие взаимоуважению и служащие залогом дальнейшего сотрудничества и взаимодействия.
Создала свой сайт на nsportal.ru в социальной сети работников образования, куда приглашаю родителей и своих коллег - педагогов познакомиться с моими методическими разработками.
Автор: О.А.Куковерова
Воспитатель
МКДОУ д/с»Светлячок»
пгт.Подосиновец Кировской области
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация и проведение различных форм совместной деятельности воспитателя с детьми по ПДД на прогулке
Как приобщить ребенка к безопасному поведению на дороге, методические рекомендации по обучению дошкольников ПДД, игры....
Воспитание ценностного отношения к предметам рукотворного мира посредством организации различных форм совместной деятельности педагога и детей
Предлагаю вашему вниманию доклад из опыта работы. В данном выступлении представлена разработка форм и методов работы по формированию у детей устойчивого интереса к предметному мир. Материал ...
Организация и проведение различных форм совместной деятельности воспитателя с детьми по изучению правил дорожного движения
основной акцент доклада - роль практических занятий на транспортной площадке (в велогородке) в обучении детей безопасному поведению на дороге. Практические рекомендации, из личного опыта....
Организация и проведение различных форм совместной деятельности воспитателя с детьми по изучению правил дорожного движения
основной акцент доклада - роль практических занятий на транспортной площадке (в велогородке) в обучении детей безопасному поведению на дороге. Практические рекомендации, из личного опыта....
Педагогический проект «Повышение уровня сотрудничества с родителями дошкольников с ОВЗ путем вовлечения их в различные формы совместной деятельности».
ДОУ компенсирующего вида призваны, помочь родителямдетей с ОВЗ, установить доброжелательные и доверительные отношения со своим ребенком, могут научить родителей видеть и понимать «особые» потребности ...
Взаимодействие с родителями через вовлечение их в образовательный процесс
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы усл...
«Повышение уровня сотрудничества с родителями детей с ОВЗ путём вовлечения их в различные формы игровой деятельности»
Данное выступление можно использовать на педсоветах, семинарах для воспитателей. Здесь раскрываются формы работы сродителями детей с ОВЗ. Данная деятельность помогает детям с ОВЗ адаптироваться в детс...
Комментарии
Очень интересный материал.
Очень интересный материал.