Проект «Реализация задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», через создание предметно- пространственной развивающей среды в средней группе»
проект (средняя группа) по теме
Актуальность
Вопрос создания предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении всегда был актуальным. Однако в последнее время в связи с принятием Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) к программе дошкольного образования появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании предметно – пространственной развивающей среды.
В настоящее время в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения особое внимание уделяется художественно-эстетическому развитию дошкольников.
Актуальность проблемы определяется тем, что художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность. Эстетическое развитие является результатом эстетического воспитания. Составляющей этого процесса становится художественное образование - процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству.
Искусство является незаменимым средством формирования духовного мира детей: литература, музыка, театр, скульптура, народное творчество, живопись. Оно пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-творческое начало. Оно также тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений.
Проблема
Проанализировав среду группы, я пришла к выводу, что наша предметно – пространственная среда не соответствует ФГОС. Это проявилось в таких вопросах как:
- недостаточная насыщенность ППРС группы для организации разных видов детской деятельности;
- не в полном объёме реализуются принципы построения развивающей предметно-пространственной среды с учётом ФГОС к ООП ДОУ.
Цель: Разработка проекта предметно-пространственной развивающей среды в средней группе для решения задач образовательной области " Художественно - эстетическое развитие".
Задачи:
1. Изучение литературы.
2. Изучение принципов построения ППРС (в приложение принципы из ФГОС).
3. Привлечение родителей к организации ППРС.
4. Использование современных технологий по художественно-эстетическому развитию детей.
Стратегии и механизмы реализации проекта
I этап - Подготовительный (сентябрь-ноябрь 2014г.)
- изучение литературы
- изучение принципов построения ППРС (в приложение принципы из ФГОС)
- формулировка проблемы, цели и задач проекта
II этап - Основной (декабрь 2014г. - апрель 2015г.)
- проектирование ППРС (таблица с задачами по возрасту и обр. области в приложении)
- работа по проекту ППРС
- привлечение родителей к организации ППРС
III этап - Заключительный (май 2015г.)
- презентация ППРС на педагогическом совете
- презентация для родителей
- обобщение опыта на уровне город и выше
- оформление паспорта группы
Планируемые результаты реализации проекта
сообщение на педагогическом совете.
Перспективы развития проекта
Продолжать работу в оборудовании «Театральной студии», центра ряженья, музыкальной гостиной.
Список литературы:
1. Закон «Об образовании РФ» №273 – ФЗ от 29.12.2012г.
2. Приказ Министерства Образования и науки Российской Федерации №1155 от 17.10.2013г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
3. Комментарии к ФГОС дошкольного образования.
4. «Программа воспитание и обучение в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой.
5. Нищева Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. принципы построения, советы, рекомендации / Н. В. Нищева. - Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009
6. Петровский В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. М., 2003
7. 7.Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации./Сост. Нищева Н. В. - СПб., 2007.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_razvivayushchey_srede.docx | 38.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждении
«Детский сад № 49»
Проект
«Реализация задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», через создание предметно- пространственной развивающей среды в средней группе»
Разработала:
Воспитатель первой
квалификационной категории
Грачева Н.В.
г. Березники, 2015
Участники проекта – воспитатели, дети средней группы и их родители.
Тип проекта – педагогический
Масштаб – долгосрочный (сентябрь 2014 – май 2015)
Актуальность
Вопрос создания предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении всегда был актуальным. Однако в последнее время в связи с принятием Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) к программе дошкольного образования появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании предметно – пространственной развивающей среды.
В настоящее время в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения особое внимание уделяется художественно-эстетическому развитию дошкольников.
Актуальность проблемы определяется тем, что художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность. Эстетическое развитие является результатом эстетического воспитания. Составляющей этого процесса становится художественное образование - процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству.
Искусство является незаменимым средством формирования духовного мира детей: литература, музыка, театр, скульптура, народное творчество, живопись. Оно пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-творческое начало. Оно также тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений.
Проблема
Проанализировав среду группы, я пришла к выводу, что наша предметно – пространственная среда не соответствует ФГОС. Это проявилось в таких вопросах как:
- недостаточная насыщенность ППРС группы для организации разных видов детской деятельности;
- не в полном объёме реализуются принципы построения развивающей предметно-пространственной среды с учётом ФГОС к ООП ДОУ.
Цель: Разработка проекта предметно-пространственной развивающей среды в средней группе для решения задач образовательной области " Художественно - эстетическое развитие".
Задачи:
- Изучение литературы.
- Изучение принципов построения ППРС (в приложение принципы из ФГОС).
- Привлечение родителей к организации ППРС.
- Использование современных технологий по художественно-эстетическому развитию детей.
Стратегии и механизмы реализации проекта
I этап - Подготовительный (сентябрь-ноябрь 2014г.)
- изучение литературы
- изучение принципов построения ППРС (в приложение принципы из ФГОС)
- формулировка проблемы, цели и задач проекта
II этап - Основной (декабрь 2014г. - апрель 2015г.)
- проектирование ППРС (таблица с задачами по возрасту и обр. области в приложении)
- работа по проекту ППРС
- привлечение родителей к организации ППРС
III этап - Заключительный (май 2015г.)
- презентация ППРС на педагогическом совете
- презентация для родителей
- обобщение опыта на уровне город и выше
- оформление паспорта группы
Планируемые результаты реализации проекта
сообщение на педагогическом совете.
Перспективы развития проекта
Продолжать работу в оборудовании «Театральной студии», центра ряженья, музыкальной гостиной.
Список литературы:
- Закон «Об образовании РФ» №273 – ФЗ от 29.12.2012г.
- Приказ Министерства Образования и науки Российской Федерации №1155 от 17.10.2013г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- Комментарии к ФГОС дошкольного образования.
- «Программа воспитание и обучение в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой.
- Нищева Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. принципы построения, советы, рекомендации / Н. В. Нищева. - Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009
- Петровский В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. М., 2003
- 7.Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации./Сост. Нищева Н. В. - СПб., 2007.
Приложения 1.
Принципы построения ППРС
(в соответствии с ФГОС ДО)
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
- возможность самовыражения детей.
Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.
2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
3) Полифункциональность материалов предполагает:
- возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
- наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
4) Вариативность среды предполагает:
- наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
- периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
5) Доступность среды предполагает:
- доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
- свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
- исправность и сохранность материалов и оборудования.
6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
Приложение 2.
Проект ППРС в средней группе по решению задач образовательной области "Художественно-эстетическое развитие"
№ п/п | Центры | Пособия и материалы для работы с детьми | Материалы для родителей | Принципы |
1. | Изостудия «Веселый карандаш». | Мольберт, различные краски, кисти тонкие, средние и толстые, бумага разного формата, губки, тряпочки для рук и кистей, палитры для красок, фартуки, баночки - непроливайки для воды, материалы для лепки. Картины, портреты художников, скульптуры малых форм, изделия декоративно – прикладного искусства (дымка, гжель, хохлома и др.); Дидактические игры по ознакомлению: с жанрами – натюрморт, портрет, пейзаж; с живописью, графикой, декоративно-прикладным искусством, архитектурой; цветами и их оттенками; Наглядно-дидактическое пособие в картинках декоративно – прикладного искусства (дымка, гжель, хохлома и др.); д/и «Домино «Гжель»; | -Консультации для родителей: «Мама я хочу рисовать», «Природа в рисунках детей», «Как научить ребенка рисовать «Изостудия», «Порисуй со мной», «Взял я в руки карандаш»; -Памятки для родителей: «Правила рисования краской», «Правила рисования карандашом»; -Игры и упр-ия по рисованию; -Игры и упр-ия с глиной и пластилином; -картотека дидактических игр. | - Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы. - Доступность среды в группе свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности. - Безопасность среды - не на все пособия имеются сертификаты качества. Трансформируемость пространства реализуется не в полном объеме, т.к. мебель в группе должна быть закреплена. Полифункциональность материалов- имеется возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, ширм и т.д.; -Вариативность среды – в группе имеются различные пространства (место уединения, столы для изготовления различных поделок, достаточно места для создания построек и обыгрывания их); |
2. | Центр ряженья. | театр настольный; ширма; наборы кукол (пальчиковых и плоскостных фигур, кукол-марионеток) для разыгрывания сказок; театр, сделанный самими детьми и воспитателями (конусы с головками-насадками, разные маски, декорации); персонажи с разным настроением; материал для изготовления персонажей и декораций (цветная бумага, клей, бросовый материал, карандаши, краски, ножницы и другие материалы); готовые костюмы, маски для разыгрывания сказок, самодельные костюмы; атрибуты-заместители (круги разных цветов, полоски разной длины) для обозначения волшебных предметов и разметки пространства игры в детском саду; уголок ряженья со средней группы (готовое ряженье); для детей старшего возраста — элементы ряженья, парики и прочее. | -мастер – класс «Юбочки для уголка ряженья» | - Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы. - Доступность среды в группе свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности. - Безопасность среды - не на все пособия имеются сертификаты качества. Трансформируемость пространства реализуется не в полном объеме, т.к. мебель в группе должна быть закреплена. Полифункциональность материалов- имеется возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, ширм и т.д.; -Вариативность среды – в группе имеются различные пространства (место уединения, столы для изготовления различных поделок, достаточно места для создания построек и обыгрывания их); |
3. | «Театральная студия». |
| - картотека театрализованных игр - папка - передвижка «Правила поведения в театре» - консультации для родителей «Развитие детей в театрализованной деятельности», «Как организовать театр дома» - памятка для родителей «Виды театров, используемые в работе с детьми нашей группы» | - Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы. - Доступность среды в группе свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности. - Безопасность среды - не на все пособия имеются сертификаты качества. Трансформируемость пространства реализуется не в полном объеме, т.к. мебель в группе должна быть закреплена. Полифункциональность материалов- имеется возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, ширм и т.д.; -Вариативность среды – в группе имеются различные пространства (место уединения, столы для изготовления различных поделок, достаточно места для создания построек и обыгрывания их); |
4. | «Музыкальная гостиная». | Не озвученные музыкальные инструменты; Озвученные музыкальные инструменты: шумовые (ложки, бубны, погремушки); с фиксированной мелодией (органчики, шарманки); с хроматическим и диатоническим рядом (металлофоны, детское пианино, аккордеон); музыкальные игрушки (неваляшка,заяц-барабанщик); самодельные шумовые и ударные инструменты; музыкально-дидактические игры; Картотека этюдов по эмоциям; Технические средства, аудио- и видеозаписи; Наглядно-дидактическое пособие «Музыкальные инструменты»; | - консультации для родителей «Музыкальное воспитание в семье», «Музыкальная терапия», «Целебные звуки музыки». - беседа для родителей «Формы организации музыкальной деятельности детей в семье». - картотека дидактических игр. | - Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы. - Доступность среды в группе свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности. - Безопасность среды - не на все пособия имеются сертификаты качества. Трансформируемость пространства реализуется не в полном объеме, т.к. мебель в группе должна быть закреплена. Полифункциональность материалов- имеется возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, ширм и т.д.; -Вариативность среды – в группе имеются различные пространства (место уединения, столы для изготовления различных поделок, достаточно места для создания построек и обыгрывания их); |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья: Реализация задач образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" (музыкальная деятельность) в работе с детьми, имеющими нарушения речи, в рамках ФГОС ДО. Из опыта работы
В сатье подробно раскрыты особенности форм и методов работы музыкального руководителя с детьми, имеющими нарушения речи....
Комплексно – тематический план работы по реализации задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (приобщение к изобразительному искусству; изобразительная деятельность) детей 2 – 3 лет
Рабочая программа разработана для работы с детьми младшей группы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Батыревский детский сад «Сказка» в соответствии с Федер...
План-конспект непосредственной образовательной деятельности по реализации задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» с детьми дошкольного возраста в старшей группе на тему: «Кабы пекарем мне стать…»
План-конспект для детей старшей группы...
План-конспект непосредственной образовательной деятельности по реализации задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» на тему: «Как розовые яблоки, на ветках снегири»
Конспект для детей средней группы - рисование снегиря...
Проект «Реализация задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», через создание развивающей предметно - пространственной среды в средней группе»
Вопрос создания предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении всегда был актуальным. Однако в последнее время в связи с принятием Федеральных государственных образовательн...
Перспективный план работы по реализации задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (приобщение к искусству) во второй младшей группе
Актуальность заключается в том, что знание детей не ограничиваются в рамках программы. Мы детей знакомим с разными нетрадиционными способами рисования, что является благоприятной для творческого разви...