Проект «Реализация задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», через создание предметно- пространственной развивающей среды в средней группе»
проект (средняя группа) по теме

Грачева Надежда Викторовна

 Актуальность

  Вопрос создания предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении всегда был актуальным. Однако в последнее время в связи с принятием Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) к программе дошкольного образования появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании предметно – пространственной  развивающей среды.

  В настоящее время в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения особое внимание уделяется художественно-эстетическому развитию дошкольников.

          Актуальность проблемы определяется тем, что художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность. Эстетическое развитие является результатом эстетического воспитания. Составляющей этого процесса становится художественное образование - процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству.

     Искусство является незаменимым средством формирования духовного мира детей: литература, музыка, театр, скульптура, народное творчество, живопись. Оно пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-творческое начало. Оно также тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений.

Проблема

Проанализировав среду группы, я пришла  к выводу, что наша предметно – пространственная  среда не соответствует ФГОС. Это проявилось в таких вопросах как:

- недостаточная насыщенность ППРС группы для организации разных видов детской деятельности;

- не в полном объёме реализуются принципы построения развивающей предметно-пространственной среды с учётом ФГОС к ООП ДОУ.

          Цель: Разработка проекта предметно-пространственной развивающей среды в средней группе для решения задач образовательной области " Художественно - эстетическое развитие".

 

Задачи:

1.     Изучение литературы.

2.     Изучение принципов построения ППРС (в приложение принципы из ФГОС).

3.     Привлечение родителей к организации ППРС.

4.    Использование современных технологий по художественно-эстетическому развитию детей.

 

          Стратегии и механизмы реализации проекта

 

I этап - Подготовительный (сентябрь-ноябрь 2014г.)

- изучение литературы

- изучение принципов построения ППРС (в приложение принципы из ФГОС)

- формулировка проблемы, цели и задач проекта

 

II этап - Основной (декабрь 2014г. - апрель 2015г.)

- проектирование ППРС (таблица с задачами по возрасту и обр. области в приложении)

- работа по проекту ППРС

- привлечение родителей к организации ППРС

 

III этап - Заключительный  (май 2015г.)

- презентация ППРС на педагогическом совете

- презентация для родителей

- обобщение опыта на уровне город и выше

- оформление паспорта группы

 

Планируемые результаты реализации проекта

сообщение на педагогическом совете.

Перспективы развития проекта

           Продолжать работу в оборудовании  «Театральной студии», центра ряженья, музыкальной гостиной.

     

 

          Список литературы:

 

1.     Закон «Об образовании  РФ»  №273 – ФЗ от 29.12.2012г.

2.     Приказ Министерства Образования и науки Российской Федерации  №1155  от 17.10.2013г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

3.     Комментарии к ФГОС дошкольного образования.

4.     «Программа воспитание и обучение в детском саду»  под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой.

5.     Нищева Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. принципы построения, советы, рекомендации / Н. В. Нищева. - Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009 

6.     Петровский В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. М., 2003

7.     7.Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации./Сост. Нищева Н. В. - СПб., 2007.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_razvivayushchey_srede.docx38.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждении

«Детский сад № 49»

Проект

«Реализация задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», через создание предметно- пространственной развивающей среды в средней  группе»

 

      Разработала:

Воспитатель первой

квалификационной категории

Грачева Н.В.

г. Березники, 2015

Участники проекта – воспитатели, дети средней группы и их родители.

Тип проекта – педагогический

Масштаб – долгосрочный (сентябрь 2014 – май 2015)

 Актуальность

  Вопрос создания предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении всегда был актуальным. Однако в последнее время в связи с принятием Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) к программе дошкольного образования появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании предметно – пространственной  развивающей среды.

  В настоящее время в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения особое внимание уделяется художественно-эстетическому развитию дошкольников.

          Актуальность проблемы определяется тем, что художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность. Эстетическое развитие является результатом эстетического воспитания. Составляющей этого процесса становится художественное образование - процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству.

     Искусство является незаменимым средством формирования духовного мира детей: литература, музыка, театр, скульптура, народное творчество, живопись. Оно пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-творческое начало. Оно также тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений.

Проблема

Проанализировав среду группы, я пришла  к выводу, что наша предметно – пространственная  среда не соответствует ФГОС. Это проявилось в таких вопросах как:

- недостаточная насыщенность ППРС группы для организации разных видов детской деятельности;

- не в полном объёме реализуются принципы построения развивающей предметно-пространственной среды с учётом ФГОС к ООП ДОУ.

          Цель: Разработка проекта предметно-пространственной развивающей среды в средней группе для решения задач образовательной области " Художественно - эстетическое развитие".

Задачи:

  1. Изучение литературы.
  2. Изучение принципов построения ППРС (в приложение принципы из ФГОС).
  3. Привлечение родителей к организации ППРС.
  4. Использование современных технологий по художественно-эстетическому развитию детей.

          Стратегии и механизмы реализации проекта

I этап - Подготовительный (сентябрь-ноябрь 2014г.)

- изучение литературы

- изучение принципов построения ППРС (в приложение принципы из ФГОС)

- формулировка проблемы, цели и задач проекта

II этап - Основной (декабрь 2014г. - апрель 2015г.)

- проектирование ППРС (таблица с задачами по возрасту и обр. области в приложении)

- работа по проекту ППРС

- привлечение родителей к организации ППРС

III этап - Заключительный  (май 2015г.)

- презентация ППРС на педагогическом совете

- презентация для родителей

- обобщение опыта на уровне город и выше

- оформление паспорта группы

Планируемые результаты реализации проекта

сообщение на педагогическом совете.

Перспективы развития проекта

           Продолжать работу в оборудовании  «Театральной студии», центра ряженья, музыкальной гостиной.

     

          Список литературы:

  1. Закон «Об образовании  РФ»  №273 – ФЗ от 29.12.2012г.
  2. Приказ Министерства Образования и науки Российской Федерации  №1155  от 17.10.2013г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  3. Комментарии к ФГОС дошкольного образования.
  4. «Программа воспитание и обучение в детском саду»  под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой.
  5. Нищева Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. принципы построения, советы, рекомендации / Н. В. Нищева. - Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009  
  6. Петровский В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. М., 2003
  7. 7.Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации./Сост. Нищева Н. В. - СПб., 2007.

Приложения 1.

Принципы построения ППРС

(в соответствии с ФГОС ДО)

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

  • игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
  • двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
  • эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
  • возможность самовыражения детей.

Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

3) Полифункциональность материалов предполагает:

  • возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
  • наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

4) Вариативность среды предполагает:

  • наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
  • периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

5) Доступность среды предполагает:

  • доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
  • свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
  • исправность и сохранность материалов и оборудования.

6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Приложение 2.

Проект ППРС в средней группе по решению задач образовательной области "Художественно-эстетическое развитие"

№ п/п

Центры

Пособия и материалы для работы с детьми

Материалы для родителей

Принципы

1.

Изостудия «Веселый карандаш».

Мольберт, различные краски, кисти тонкие, средние и толстые, бумага разного формата, губки, тряпочки для рук и кистей, палитры для красок, фартуки, баночки - непроливайки для воды, материалы для лепки.

Картины, портреты художников, скульптуры малых форм, изделия декоративно – прикладного искусства (дымка, гжель, хохлома и др.);

Дидактические игры по ознакомлению: с жанрами – натюрморт, портрет, пейзаж; с живописью, графикой, декоративно-прикладным искусством, архитектурой;  цветами и их оттенками;

Наглядно-дидактическое пособие в картинках декоративно – прикладного искусства (дымка, гжель, хохлома и др.);

д/и «Домино «Гжель»;

-Консультации для  родителей: «Мама я хочу рисовать», «Природа в рисунках детей», «Как научить ребенка рисовать «Изостудия», «Порисуй со мной», «Взял я в руки карандаш»;

-Памятки для родителей:  «Правила рисования краской», «Правила рисования карандашом»;

-Игры и упр-ия по рисованию;

-Игры и упр-ия с глиной и пластилином;

-картотека дидактических игр.

- Насыщенность среды  соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

- Доступность среды  в группе  свободный доступ детей  к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

- Безопасность среды - не на все пособия имеются сертификаты качества.

Трансформируемость пространства реализуется не в полном объеме, т.к. мебель в группе должна быть закреплена.

Полифункциональность материалов- имеется возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, ширм и т.д.;

-Вариативность среды – в группе имеются различные пространства (место уединения, столы для изготовления различных поделок, достаточно места для создания построек и обыгрывания их);

2.

Центр ряженья.

театр настольный;

ширма;

наборы кукол (пальчиковых и плоскостных фигур, кукол-марионеток) для разыгрывания сказок;

театр, сделанный самими детьми и воспитателями (конусы с головками-насадками, разные маски, декорации);

персонажи с разным настроением;

материал для изготовления персонажей и декораций (цветная бумага, клей, бросовый материал, карандаши, краски, ножницы и другие материалы);

готовые костюмы, маски для разыгрывания сказок, самодельные костюмы;

атрибуты-заместители (круги разных цветов, полоски разной длины) для обозначения волшебных предметов и разметки пространства игры в детском саду;

уголок ряженья со средней группы (готовое ряженье);

для детей старшего возраста — элементы ряженья, парики и прочее.

-мастер – класс «Юбочки для уголка ряженья»

 - Насыщенность среды  соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

- Доступность среды  в группе  свободный доступ детей  к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

- Безопасность среды - не на все пособия имеются сертификаты качества.

Трансформируемость пространства реализуется не в полном объеме, т.к. мебель в группе должна быть закреплена.

Полифункциональность материалов- имеется возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, ширм и т.д.;

-Вариативность среды – в группе имеются различные пространства (место уединения, столы для изготовления различных поделок, достаточно места для создания построек и обыгрывания их);

3.

«Театральная студия».

  1. Атрибуты в соответствии с содержанием имитационных и хороводных игр: маски животных диких и домашних, маски театральных персонажей.
  2. Большая складная ширма, маленькая ширма для настольного театра.
  3. Костюмы, маски, атрибуты для постановки двух-трех сказок.
  4. Куклы и атрибуты для обыгрывания этих же сказок в различных видах театра (плоскостной на фланелеграфе, стержневой, кукольный, настольный, перчаточный).
  5. Картотека театрализованных игр.
  6. Сюжетные картины «Расскажи сказку»
  7. Для создания музыкального фона в процессе театрально-игровой деятельности: аудиозаписи музыкальных произведений, записи звукошумовых эффектов, простейшие музыкальные игрушки — погремушки, бубен, барабан.

- картотека театрализованных игр

- папка - передвижка «Правила поведения в театре»

- консультации для родителей «Развитие детей в театрализованной деятельности», «Как организовать театр дома»

- памятка для родителей «Виды театров, используемые в работе с детьми нашей группы»

- Насыщенность среды  соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

- Доступность среды  в группе  свободный доступ детей  к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

- Безопасность среды - не на все пособия имеются сертификаты качества.

Трансформируемость пространства реализуется не в полном объеме, т.к. мебель в группе должна быть закреплена.

Полифункциональность материалов- имеется возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, ширм и т.д.;

-Вариативность среды – в группе имеются различные пространства (место уединения, столы для изготовления различных поделок, достаточно места для создания построек и обыгрывания их);

4.

«Музыкальная гостиная».

Не озвученные музыкальные инструменты;

Озвученные музыкальные инструменты: шумовые (ложки, бубны, погремушки); с фиксированной мелодией (органчики, шарманки);

с хроматическим и диатоническим рядом (металлофоны, детское пианино, аккордеон);

музыкальные игрушки (неваляшка,заяц-барабанщик);

самодельные шумовые и ударные инструменты;

музыкально-дидактические игры;

Картотека этюдов по эмоциям;

Технические средства, аудио- и видеозаписи;

Наглядно-дидактическое пособие «Музыкальные инструменты»;

- консультации для родителей «Музыкальное воспитание в семье», «Музыкальная терапия», «Целебные звуки музыки».

- беседа для родителей «Формы организации музыкальной деятельности детей в семье».

- картотека дидактических игр.

 - Насыщенность среды  соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

- Доступность среды  в группе  свободный доступ детей  к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

- Безопасность среды - не на все пособия имеются сертификаты качества.

Трансформируемость пространства реализуется не в полном объеме, т.к. мебель в группе должна быть закреплена.

Полифункциональность материалов- имеется возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, ширм и т.д.;

-Вариативность среды – в группе имеются различные пространства (место уединения, столы для изготовления различных поделок, достаточно места для создания построек и обыгрывания их);


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексно – тематический план работы по реализации задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (приобщение к изобразительному искусству; изобразительная деятельность) детей 2 – 3 лет

Рабочая программа разработана для работы с детьми  младшей группы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Батыревский  детский сад «Сказка» в соответствии с Фе­дер...

Проект «Реализация задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», через создание развивающей предметно - пространственной среды в средней группе»

Вопрос создания предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении всегда был актуальным. Однако в последнее время в связи с принятием Федеральных государственных образовательн...

Перспективный план работы по реализации задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (приобщение к искусству) во второй младшей группе

Актуальность заключается в том, что знание детей не ограничиваются в рамках программы. Мы детей знакомим с разными нетрадиционными способами рисования, что является благоприятной для творческого разви...