Конспект занятия по развитию речи "Культура моего края"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Беседа о севере
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi_kultura_moego_kraya.docx | 24.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Родничок» г. Надыма»
МДОУ «Детский сад «Родничок» г. Надыма»
«Культура моего края»
«БЕСЕДА О СЕВЕРЕ»
Конспект занятия по развитию речи
в подготовительной группе
Составила воспитатель
Загирова С.Г.
НАДЫМ 2021 Г.
Тема : « Ку льтура моего края»
Программное содержание: расширить представление детей о нашем крае – Севере, развивать ие
Побеседовать с ребёнком на тему: «Наш северный край».
грамматически правильно отвечать на вопросы.
Словарная работа: упражнять в применении в речи слов «масленица», «ягушка», «кисы», «ягель», /мох/, «оленевод», « мягкое золото» /пушнина/, «черное золото» /нефть/, «живое серебро» /рыба/, «нарты», «чум», «обласок» /лодка/, «майна» /прорубь/, «ханты», «манси», «чукчи», «коми», «ненцы».
Воспитательное задание: воспитывать интернациональные чувства, любовь к родному краю.
Индивидуальная работа: добиваться полных ответов от Альберта Б., Антона З., Айдара Д., активизировать Гюнель М., Юлю А., Настю Б., Сережу О.
Предварительная работа: рассказ воспитателя о Севере, о жизни коренных жителей до и после революции, рассматривание картин, одежды, жилища; заучивание стихов о Севере; чтение ненецких сказок; чтение книг о нефтяниках, о Крайнем Севере; рассматривание открыток городов Севера, альбом «Орнаменты Севера» и «Северный край».
Методические приёмы:
Прослушивание по магнитофонной записи стихотворения И. Истомина «Мы на Севере живем».
Беседа о Севере по форме вопрос – ответ и обобщение самими детьми. Уточнить о коренных жителях Севера, об их жизни раньше и теперь, об их жилище, одежде, занятиях и празниках.
Загадки о животных.
Чтение стихов детьми «Олень», «Новый день», «Родное».
Подведение итога занятия. Обобщение.
Прослушивание по грамм. Записи национальной песни Севера.
Материал: книги о Севере, «Ненецкие сказки», картины, кукла в национальном костюме, чум, нарты, картинки зверей, в магнитофонной записи стихи, в грамм. Записи песня.
Ход занятия:
- Ребята, как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на занятии развития речи?
- О Севере.
- Послушайте стихотворение И. Истомина «Мы на Севере живем» (магнитофонная запись).
- Как называется наша страна?
- Россия.
- Ребята, а в каком месте России мы с вами живем?
- На Крайнем Севере
- Как называется наш округ?
- Ямало – Ненецкий автономный округ
- В какой области мы живем?
- В Тюменской области
- Почему область называется Тюменской?
- Потому что главный город нашей области г. Тюмень
- Какие северные города вы еще знаете?
- Сургут, Салехард, Тобольск, Надым….
- А в каком городе мы живем?
- В городе Ноябрьске
- Ребята, перечислите: люди каких национальностей живут в северных городах.
- Русские, украинцы, армяне и другие.
- Почему люди со всех концов нашей страны едут на север?
- Потому что стране нужна нефть, здесь нужны рабочие руки, строители, нефтяники, чтобы строить города в Сибири и добывать нефть, газ.
- А кто назовет мне коренных жителей Севера?
- Ханты, манси, чукчи, коми, ненцы.
- Назовите основные занятия этих людей?
- Рыболовство, а у женщин – рукоделие, /показ картинок/
- Чем богат северный край?
- Нефтью, газом, лесами, рыбой, зверьем.
- Какие самые распространенные профессии на Севере?
- Нефтяники, строители.
- Почему?
- Потому что надо строить города и добывать нефть и газ. Это нужно для нашей страны. А в Сибири много нети, газа.
- У нефтяников и буровиков трудная работа, но и очень почетная. Как по другому называют нефть и почему?
- Нефть – черное золото. Это богатство нашей страны. Нефть нужна не только всей нашей стране, но и для обмена с другими странами.
- Как называется самая полноводная река Сибири?
- Обь.
- Какая рыба водится в ее водах?
- Щука, язь, налим, остер, ряпушка, пыжьян, окунь, сырок, муксун.
- Кто ловит рыбу?
- Рыбаки
- Где ловят рыбу?
- В реках, озерах, морях.
- На чем плавают рыбаки по рекам летом?
- На лодках. Раньше они выдалбливали лодку из одного бревна, и называлась она обласок.
- Для чего ловят рыбу?
- Из рыбы делают консервы, сушат, вялят ее и отправляют во все концы нашей страны, а также обменивают консервы рыбные на другие товары с другими странами.
- Как зимой ловят рыбу?
- Прорубают прорубь – майну.
- Как по – другому называют рыбу?
- Живое серебро.
- А теперь давайте вспомним, какие звери живут в северных лесах? (загадки, картинки)
Зимой белый, а летом серый. (заяц)
Стройный, быстрый, рога ветвисты.
Пасется весь день.
Кто же это? (олень)
На ветке не птичка,
Зверек – невеличка.
Мех теплый, как грелка.
Кто же это? (белка)
Хитрая плутовка,
Рыжая головка.
Хвост пушистый – краса.
Кто же это? (лиса)
Разбойник он серый,
нет ему веры.
Все клыками щелк.
Кто же это? (волк)
Косолапые ноги,
зиму спит в берлоге.
Догадайся, ответь.
Кто же это? (медведь)
- Каких зверей мы не называли?
- Соболь, писец.
- Чем ценны эти звери?
- Это пушные звери, у них очень красивый, пушистый и теплый мех.
- Как по-другому называют пушнину? И почему?
- Мягкое золото. Это ценный мех, Россия обменивает его за границу на другие товары.
- Ребята, а какое самое основное занятие коренных жителей Севера?
- Оленеводство.
- На чем ездят люди на Севере?
- Основным транспортом являются олени и собаки, на труднодоступные места летают вертолеты, ходят вездеходы и аэросани. (по картинам)
- Как называются сани, в которые впрягают оленей и собак?
- Нарты.
- А какие виды нарт вы знаете?
легковые, для катания;
грузовые, для тяжестей;
специальные для перевозки дров;
- А почему на севере не ездят на лошадях?
- Потому что олень легче лошади, он не проваливается глубоко в снег благодаря своим широким копытам.
- Чем питаются олени?
- Они питаются мхом/ягелем, который вырывают из-под снега широким копытом, словно лопатой.
- Какую пользу приносят олени?
- От оленей получают вкусное мясо, тёплые шкуры и красивые рога, из которых любители-косторезы делают различные поделки-сувениры.
- Дети, как называется жилище ненцев, хантов?
- Чум.
- Из чего его делают?
- Сначала устанавливают каркас чума, потом покрывают его летом берестой, а зимой оленьими шкурами.
- Почему раньше жили в чумах?
- Потому что раньше они не жили на одном и том же месте, а кочевали. Чум легко собирается и разбирается, очень удобное жильё.
- Из чего ханты и манси шьют себе одежду?
- Из оленьих шкур.
- Как называется такая одежда?
- У мужчин малица, у женщин ягушка.
- Чем отличается она?
- И малица, и ягушка сшиты из оленьих шкур, но малица покрыта сверху широкой однотонной сорочкой, а ягушка расшита красивыми узорами из ярких цветных кусочков ткани.
- Как называется меховая обувь и из чего она сшита?
- Кисы сшиты из оленьих лап.
- Что можно скачать об одежде ханты и манси?
- Малица тёплая, мягкая, пушистая. Малица красивая, особенно женская ягушка. Она тёплая, расшита национальным орнаментом из кожи, ткани, бисера. Узоры красны, как солнце, белы как снег.
- Ребята, вспомните, как жили люди Севера раньше?
- Они были не грамотны. В банях не мылись, не расчёсывались. Жизнь ханты и манси была очень тяжёлой, их обманывали богатые купцы, за бесценок забирали пушнину. Школ не было.
- А как живут ханты и манси сейчас?
- Они живут в домах, квартирах. Их дети ходят в школы, посещают детские сады. Они грамотные, работают врачами, учителями, инженерами. Есть среди них ученые, поэты, писатели, художники.
- Дети, давайте вспомним стихи о Севере. Дети, читают стихи.
- О ком и о чём мы беседовали сегодня?
- О севере, о народах Севера.
- Чем же богат наш край?
- Нефтью, газом, лесами, рыбой, зверями.
- Да, наш край удивительно богат: о нём пишут в газетах и журналах, передают по радио, показывают по телевидению. Наш край награждён правительственными наградами – Орденом Дружбы народов, Орденом Трудового Красного Знамени.
- Многие писатели и поэты посвятили свои рассказы и стихи Северу. Есть и свои сказки у народов Севера, вот например, “Ненецкие сказки”, которые мы с вами читали и ещё будем читать.
- Народы Севера отмечают такие праздники, как День рыбака и День оленевода. У них свои национальные песни и танцы. Послушайте песни чукчи.
Олень.
Друг мой, олень, белоснежный бок.
Статен, крутоног, лёгок, быстроног.
Я возьму хорей сяду в нарты: “Гей!”
И олень рванёт, полетит вперёд,
Через снег и лёд,
Зарябит в глазах, задымится след.
Замолчи, метель, нам преграды нет!
Друг ты мой олень белоснежный бок.
Статен, круторог, лёгок, быстроног.
Новый день
Новый день с зарёю встречу,
Радость мне расправит плечи.
Вся страна передо мной
Так светла, как бор весною!
Рано начали сегодня
Труд нефтяник и охотник.
Край мой северный, олений,
Нефтяной, лесной, весенний.
Вышек яркими глазами
Смотрит в космос вместе с нами.
Родное.
Здравствуй, край ты мой родимый.
Алый лаг на небосводе. Пусть, разламывая льдины,
Песни хлынут половодьем.
И в тайге, среди заносов, я храню лесной обычай.
Мои лыжи остроносы и легки совсем по-птичьи.
Я выслеживаю зверя, будь то белка или соболь.
Не подвластный суеверьям,
Я не жду судьбы особой. Здравствуй, мой народ свободный
Край, где в чаще небосвод, по-над Обью полноводной
Песни моего народа.
Задания:
Назвать, запомнить коренное население севера.
Вспомнить, выучить какие ягоды, грибы растут в нашем северном крае.
Прочитать стихотворение «Клюква» Л. Татьяничева.
Как в сахарной пудре,
В мелком снегу
Найти тебя в тундре
Не сразу смогу.
Любишь понежиться,
Выждать свой срок.
Прыгай подснежница
В мой туесок.
Ответь на вопросы по содержанию стихотворения:
а) Почему про клюкву говорят, что она любит понежиться, выждать свой срок.
б) Почему клюкву называют подснежницей.
Объяснить значение слов:
КИСЫ – меховые сапоги из оленьих шкур.
МАЛИЦА – верхняя одежда из шкур с капюшонов и рукавицами.
ЧУМ – жилище в форме конуса, покрытое оленьими шкурами или берестой.
ТУЕСОК – ведерко.
Выучить стихотворение «Лиса».
В наших северных лесах
Есть красавица в мехах
Чёрно – серебристая
Шубонька пушистая,
Пышный хвост – её краса
Чёрно – белая лиса.
Нарисовать чум.
ЛИТЕРАТУРА
Дудников Н.Е. Мой дом Север. - М., 1998
Журналы "Северный меридиан".
Каталог детских рисунков "Рисуют дети ЯМАЛА". - Салехард, "Домино", 1996.
Копцева Т.А. Природа и художник. - М.: ТЦ "Сфера", 2001.
Набор фотографий "Северный край"
Приложение к журналу "Северные просторы" № 3-4, 1996.
Турутина П.Г. По тропам моих предков и моего детства. - Челябинск.: ПО "Книга", 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи «Карелия – мой край родной» Составление описательного рассказа по опорным картинкам на тему: «Что мы узнали о родном крае»
Это занятие я провела в подготовительной речевой группе. . занятие по лексической теме Карелия. Это итоговое занятие по теме. Идёт закрепления и систематизация знаний по данной теме. Учила детей соста...
НОД Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Тема: Профессии моих родителей.
Родители с удовольствием рассказывают о своей работе, профессии....
Конспект занятия по развитию речи" Красноярск, город детства моего…»
Формирование нравственно-патриотических качеств у дошкольников; воспитание чувства любви к своему городу....
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема «Мебель в моем доме»
Конспект занятия в старшей группе...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема: «Мебель в моем доме»
Цель: Расширение представления детей о мебели, откуда она поступает в магазины, из какого материала сделана.Задачи:Образовательные : Обогащать и активизировать словарь;учить употреблению сущ...
Конспект занятия по развитию речи старших дошкольников на тему: «Край Донской-казачий край».
Предлагаю вам конспект занятия для детей старшей группы с ОНР. Это конспект занятия по развитию речи, направленный на воспитание чувства патриотизма, любви к своей Родине, к своему городу, Донск...
Конспект занятия по формированию КГН «Моем, моем трубочиста»
Конспект занятия по формированию КГН «Моем, моем трубочиста»...