Методическая разработка. Дополнительная программа «НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ» для старшей группы общеразвивающей направленности
методическая разработка (старшая группа)
Программа дополнительной деятельности составлена для лиц 5-6 лет (старшая группа). Это период, когда закладываются основы морального поведения и отношений на всю жизнь. Содержание программы направлено на развитие личностных качеств ребенка, ценностного отношения к прекрасному, создание условий для формирования представлений об эстетических идеалах и ценностях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nravstvennye_tsennosti.docx | 40.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
Дополнительная программа
«НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ»
старшей группы общеразвивающей направленности
срок реализации программы 1 год.
Разработчик:
Часовникова Олеся Павловна, воспитатель
Санкт-Петербург, 2022
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
| 3 |
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ | 5 |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
| 6 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ | 7 |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ | 12 |
СПИСОК ОСНОВНОЙ, ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ | 16 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа дополнительной деятельности составлена для лиц 5-6 лет (старшая группа).
Одним из важнейших условий развития общества является воспитание граждан правового, демократического государства, способных к социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью, проявляющих национальную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов. В настоящее время концепция модернизации Российского образования одним из главных направлений определяет интеллектуальное развитие подрастающего поколения, его познавательной активности. Познавательный интерес имеет огромную побудительную силу. Возраст 5-6 лет - период, когда закладываются основы морального поведения и отношений на всю жизнь.
Содержание программы направлено на развитие личностных качеств ребенка 5-6 лет, ценностного отношения к прекрасному, создание условий для формирования представлений об эстетических идеалах и ценностях.
Цель дополнительной программы: создание условий для воспитания грамотной культурной личности воспитанников, развития познавательных и коммуникативных способностей детей, для дальнейшей социальной адаптации ребёнка в современном обществе.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
Обучающие
- Познакомить учащихся с историей, культурой и традициями своего родного края
- Приобщить к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания: музыки, изодеятельности, художественного слова
- Научить воспитанников работать и изготавливать изделия из подручного материала.
- Расширить представления и знания, обучающихся об этикете, правилах хорошего тона, умении общаться
Воспитательные
- Изучать с детьми правила поведения на сцене, на занятии, в группе сверстников.
- Воспитывать дружеские взаимоотношения в детском коллективе
Развивающие
- Развивать интерес к творческому наследию
- Содействовать развитию у обучающихся навыков продуктивной индивидуальной и коллективной деятельности
- Содействовать развитию чувства прекрасного, творческих способностей
- Развивать эмоционально-образное и художественно-творческое мышление
При разработке кружковых занятий предпочтение отдается интегрированным занятиям, включающим познавательную деятельность, расширения словарного запаса, закрепление знаний об окружающем мире. Система методов и средств подобрана с учетом возрастных особенностей детей и методических требований непосредственно образовательной деятельности. Постоянное повторение изученного материала сочетается с пропедевтикой новых знаний.
Формы, методы, технологии обучения:
Словесные – рассказ, объяснение, беседа.
Наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр.
Практические – упражнения, карточки, тесты, экскурсии, ролевые игры, инсценирование.
Все методы и приемы используются в комплексе, чередуя и дополняя, друг друга, что позволяет педагогу дать детям знания, помочь освоить умения и навыки, развить внимание, память, восприятие, творческое воображение. Занятия проводятся в игровой и занимательной форме.
Срок реализации дополнительной программы: 1 год (1 раз в неделю).
Внесение изменений - ежегодно без изменения всей программы. Фиксация изменений в специальном листе.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Получение элементарных представлений об эстетических идеалах и художественных ценностях культуры своего народа.
- Приобретение знаний о традициях художественной культуры родного края.
- Умение видеть прекрасное в окружающем мире: природе родного края, в пространстве школы и дома.
- Овладение воспитанниками правилами хорошего тона и умениями культурного общения.
Знать:
- название страны, столицы, родного города, улицы
- цвета флага России
- знать элементы народного костюма
- значение этикета и навыков правильного общения
- культуру внешнего вида
- правила жизни в обществе
- культуру поведения в общественных местах
- особенности поведения в детском саду
- правила гостеприимства
Иметь представление:
- о народных промыслах;
- о жизни и быте предков.
Уметь:
- вести себя в детском саду, дома, на прогулке, в театре, в кино, в музее, в транспорте
- следить за своим внешним видом, правильно общаться с незнакомыми и близкими людьми
- вести себя за столом, в гостях, пользоваться столовыми приборами
- общаться с воспитанниками в группе детского сада
- украшать предметы орнаментами (геометрическими, растительными)
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Наименование тем | Количество занятий | Продолжительность деятельности в мин. |
Вежливость. | 2 | 2*25мин. | |
Этикет дружбы. | 1 | 25мин. | |
Мы идём в гости. | 1 | 25мин. | |
Сервировка стола. | 2 | 2*25мин. | |
В транспорте. | 1 | 25мин. | |
В магазине. | 1 | 25мин. | |
Посещение библиотеки, кино, музея (на выбор). | 1 | 25мин. | |
Волшебный мир театра .Театральный этикет. | 2 | 2*25мин. | |
Культура внешнего вида. | 1 | 25мин. | |
Чистоплотность. Уроки гигиены. | 1 | 25мин. | |
Ответственность. | 1 | 25мин. | |
Приём гостей. | 1 | 25мин. | |
Правила поведения с животными. | 1 | 25мин. | |
Моя малая Родина. | 1 | 25мин. | |
Русские народные сказки. | 2 | 2*25мин. | |
Честность. | 1 | 25мин. | |
Россия, Россия – края дорогие. | 1 | 25мин. | |
Как жили и трудились славяне. | 2 | 2*25мин. | |
Домашняя утварь. | 2 | 2*25мин. | |
Блюда русской кухни. | 1 | 25мин. | |
История русского костюма. | 1 | 25мин. | |
В гостях у мастеров. | 2 | 2*25мин. | |
Филимоновский медведь. | 1 | 25мин. | |
Игрушки, куклы и матрешки. | 1 | 25мин. | |
Дисциплинированность. | 1 | 25мин. | |
Как слово ваше отзовется. | 2 | 2*25мин. | |
Викторина «По страницам вежливых наук». | 1 | 25мин. | |
ВСЕГО | 33 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема № 1 Вежливость. (2 *25мин.)
Понятие. Работа с пословицами и поговорками.
Практические работы:
Чтение отрывков из произведений, В.Осеевой «Просто старушка», «Волшебное слово», С.Маршака « Ежели вы вежливы».
Тема № 2 Этикет дружбы. (25мин.)
Правила взаимопомощи среди ребят. Как научиться мириться, не быть грубым, уступать друг другу. Слова с выражением сочувствия, утешения. Культура спора.
Практические работы:
Решение ситуаций.
Тема № 3 Мы идём в гости. (25мин.)
Незваный гость. Приём приглашения. Поведение в гостях. Правила посещения и поведения в гостях, внешний вид гостя. Подарок и сувениры. Правила выбора, получения и дарения, оформление подарков. Упаковка. Деньги как подарок. Подарок, сделанный своими руками.
Практические работы:
Решение ситуаций.
Рисование «Подарок».
Тема № 4 Сервировка стола. (2 *25мин.)
Понятие о сервировке стола в будни и праздники. Назначение, навыки владения различными столовыми приборами. Праздничное украшение. Назначением посуды (для чаепития — чайная посуда). Повторение правил поведения во время чаепития. Назначение приборов. Осанка. Поза. Положение рук, ног. Как едят фрукты, рыбу, курицу. Правильное пользование столовых приборов.
Практические работы:
Сервировка стола
Оригами «Салфетки для сервировки стола».
Тема № 5 В транспорте. (25мин.)
Правила проезда. Беседа с другом. Разговор по сотовому телефону. Прохождение по автобусу. Вежливое обращение. Уважение к старшим.
Практические работы:
Сюжетно – ролевые игры.
Тема № 6 В магазине. (25мин.)
Вопросы к продавцу. Выбор товара. Навигация.
Практические работы:
Ролевая игра.
Экскурсия в магазин.
Тема № 7 Посещение библиотеки, кино, музея – на выбор. (25мин.)
Культура поведения во время экскурсии в музей, отношение к экспонатам. Общение с библиотекарем во время оформления читательского абонемента и в выборе книг для чтения.
Практические работы:
Ролевая игра.
Экскурсия в библиотеку.
Тема № 8 Волшебный мир тетра. Театральный этикет. (2 *25мин.)
История возникновения. Виды театров. Беседа о посещении театра. Рассказ о жизни театра, атрибутах, работниках. Афиша. Кукольный театр. Виды кукол.
Поведение до начала спектакля, во время и после окончания представления.
Использование бинокля. Прохождение по рядам. Посещение буфета.
Практические работы:
Подготовка к инсценировке сказки «Глупый мышонок».
Репетиция кукольного спектакля. Показ спектакля группам малышей
Изготовление куклы из ткани и палочек.
Рисование «Пригласительный билет».
Тема № 9 Культура внешнего вида» (25мин.)
Внешний вид. Чистота и опрятность. Назначение одежды в зависимости от события. Базовый комплект одежды. Название предметов одежды.
Практические работы:
Рассматривание иллюстраций.
Тема № 10 Чистоплотность. Уроки гигиены. (25мин.)
Ежедневный уход за телом. Гигиенические процедуры. Уход за кожей, глазами, зубами.
Практические работы:
Чтение «Мойдодыр» К.Чуковского по ролям.
Тема № 11 Ответственность (25мин.)
Понятие ответственность.
Практические работы:
Чтение Л.Пантелеев «Честное слово».
Тема № 12 Приём гостей. (25мин.)
Подготовка к приходу гостей. Представление. Украшение дома. Угощение. Принятие и дарение подарков.
Практические работы:
Лепка «Праздничный торт».
Тема № 13 Правила поведения с животными. (25мин.)
Правила выгула собак. Уход и дрессировка. Общение с домашними и бездомными животными.
Практические работы:
Рисование «Кошки и собаки».
Тема № 14 Моя малая Родина. (2 *25мин.)
Работа с картой, глобусом. Санкт-Петербург глазами фотографов и художников. Достопримечательности города. Презентация.
Практические работы:
Рисование. «Я здесь живу».
Тема № 15 Русские народные сказки. (2 *25мин.).
Зарождение сказок. Обучающая и воспитывающая сила сказок. Передача векового опыта народа. Борьба добра и зла. Герои сказок. Трафарет. Композиция.
Практические работы:
Рисование «Герои любимых сказок».
Коллективный ручной труд «Избушка на курьих ножках».
Тема № 16 Честность. (25мин.)
Честность и значимость ее в жизни. Чтение рассказов В. Драгунского «Всё тайно становится явным», Л.Пантелеева «Большая стирка», М.Зощенко «Не надо врать».
Практические работы:
Обсуждение.
Тема № 17 Россия, Россия – края дорогие. (25мин.)
Государство - Россия. Герб и флаг. Народы, проживающие в России.
Практические работы:
Работа с глобусом.
Работа с картой России
Тема № 18 Как жили и трудились славяне. (2 *25мин.).
Понятие «предки». Россия – страна с большой многовековой историей. Жилище крестьянина, обстановка и элементы украшения избы. Понятия: светлица, горница, резьба по дереву, наличник, ставни, половицы, сундук
Практические работы:
Д/и «Укрась избу».
Рисование «Изба».
Конструирование коллективное. Составление проекта постройки.
Тема № 19 Домашняя утварь. (2 *25мин.).
Предметы быта в Русской избе. Понятия: самовар, чугунок, ухват, скалка, красный угол, лучина, лукошко, кочерга, прялка, гребень.
Практические работы:
Русская народная сказка «Крылатый, мохнатый да масляный».
Лепка. «Самовар».
Тема № 20 Блюда русской кухни. (25мин.)
Основные блюда крестьян – из зерновых и овощей – хлеб, каши, щи, сбитни. Выращивание хлеба в старину.
Практические работы:
Чтение загадок, пословиц.
Чтение сказки «Вершки и корешки».
Тема № 21 История русского костюма. (25мин.)
Русский национальный костюм, особенности его внешнего вида. Мужская и женская, зимняя и летняя одежда. Рубаха-косоворотка, сарафан, кафтан, платок, валенки, кокошник. Элементы узора, их сочетаний, сочетание цветов
Практические работы:
Декоративное рисование. «Раскрась сарафан, рубаху», рисование на силуэтной заготовке.
Тема № 22 В гостях у мастеров. (2 *25мин.).
Понятие «промысел». Обзор русских народных промыслов. Игрушки: Дымки, Этапы изготовления хохломских изделий. Художественное слово о хохломе. Приемы выполнения узоров. Композиция и пропорции. Особенности и этапы изготовления дымковских изделий. История возникновения промысла и создания игрушки. Подбор цветовой гаммы. Приемы рисования.
Практические работы:
Разучивание русской народной попевки «Ворон».
Раскраска городецких досок (бумажных заготовок).
Игра на ложках. Декоративное рисование «Раскрась ложку».
Рисование «Дымковская карусель».
Тема № 23 Филимоновский медведь. (25мин.)
Особенности и этапы изготовления игрушки. История возникновения промысла . Филимоновские легенды, стихи.
Практические работы:
Лепка «Филимоновский медведь».
Тема № 24 Игрушки, куклы и матрешки. (25мин.)
Старинные игрушки. Стихи о русской матрешке. Детали костюма, приемы рисования.
Практические работы:
Дидактические игры «Найди отличия», «Расставь по порядку».
Декоративное рисование «Очень любим, мы, матрешки разноцветные одежки
Тема № 25 Дисциплинированность (25мин.)
Понятие «дисциплина». Значимость дисциплины для самого ребенка и общества в целом.
Тема № 26 Как слово ваше отзовется. (2 * 25мин.)
Произведения А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, С.Маршака (на выбор). Обзор творчества. Рассказ о писателях.
Практические работы:
Чтение «Лев и собачка».
Тема № 27 Викторина «По страницам вежливых наук». (25мин.)
Повторение пройденного материала. Закрепление.
Календарно-тематическое планирование программе «Нравственные ценности»
№ занятия | дата | Тема занятия | Содержание занятия | Формы контроля | Оборудование, электронные образовательные ресурсы | ||||||
План | факт | Теоретические сведения на основе плана занятия | Практические работы | ||||||||
1 | Тема №1 «Вежливость». (2 часа) | Понятие. Работа с пословицами и поговорками. | Чтение отрывков из произведений, В.Осеевой «Просто старушка», «Волшебное слово», С.Маршака « Ежели вы вежливы». | ||||||||
2 | Тема №2 «Этикет дружбы». (1 час) | Правила взаимопомощи среди ребят. Как научиться мириться, не быть грубым, уступать друг другу. Слова с выражением сочувствия, утешения. Культура спора. | Решение ситуаций. | ||||||||
3 | Тема № 3 «Мы идём в гости». (1 час) | Незваный гость. Приём приглашения. Поведение в гостях. Правила посещения и поведения в гостях, внешний вид гостя. Подарок и сувениры. Правила выбора, получения и дарения, оформление подарков. Упаковка. Деньги как подарок. Подарок, сделанный своими руками. | Решение ситуаций. Рисование «Подарок». | Иллюстрации по теме | |||||||
4 | Тема № 4 «Сервировка стола». (2 часа) | Понятие о сервировке стола в будни и праздники. Назначение, навыки владения различными столовыми приборами. Праздничное украшение. | Сервировка стола Оригами «Салфетки для сервировки стола». | Скатерть, столовые приборы. | |||||||
5 | Тема № 5 «В транспорте». (1 час) | Правила проезда. Беседа с другом. Разговор по сотовому телефону. Прохождение по автобусу. Вежливое обращение. Уважение к старшим. | Сюжетно – ролевые игры. | ||||||||
6 | Тема № 6 «В магазине». (1 часа) | Ориентация в магазине. Вопросы к продавцу. Выбор товара. | Ролевая игра. Экскурсия в магазин. | Оборудование для с-р игры «Магазин» | |||||||
7 | Тема № 7 «Посещение библиотеки, кино, музея». (1 час) | Культура поведения во время экскурсии в музей, отношение к экспонатам. Общение с библиотекарем во время оформления читательского абонемента и в выборе книг для чтения. | Ролевая игра. Экскурсия в библиотеку. | ||||||||
8 | Тема № 8 «Волшебный мир театра. Театральный этикет». (2 часа) | Поведение до начала спектакля, во время и после окончания представления. Использование бинокля. Прохождение по рядам. Посещение буфета. История возникновения. Виды театров. Беседа о посещении театра. Рассказ о жизни театра, атрибутах, работниках. Афиша. Кукольный театр. Виды кукол. | Оформление пригласительного билета. | ||||||||
9 | Тема № 9 «Культура внешнего вида». (1 час) | Внешний вид. Умение владеть собой: жесты, мимика, походка, осанка. Чистота и опрятность. Назначение одежды в зависимости от события. Название предметов одежды. | Рисование предмета одежды. | Иллюстрации по теме | |||||||
10 | Тема №10 «Чистоплотность. Уроки гигиены». (1 час) | Ежедневный уход за телом. Гигиенические процедуры. Уход за кожей, глазами, зубами. | Чтение по ролям «Мойдодыр» К.Чуковского | ||||||||
11 | Тема № 11 «Ответственность» (1 час) | Поведение на улице, а именно: игры нельзя устраивать на проезжей части дороги, на льду нельзя толкаться. Внимание к находящимся рядом людям. | Актуализация личного опыта. | ||||||||
12 | Тема № 12 «Приём гостей». (1 час) | Подготовка к приходу гостей. Представление.. Украшение дома. Угощение. Прием и дарение подарков. | Лепка «Праздничный торт». | ||||||||
13 | Тема № 13 «Правила поведения с животными». (1 час) | Правила выгула собак. Уход и дрессировка. Общение с домашними и бездомными животными. | Рисование «Кошки и собаки». | Иллюстрации по теме. | |||||||
14 | Тема № 14 «Моя малая Родина» (1 час) | Работа с картой, глобусом. СПб глазами фотографов и художников. Достопримечательности города. Презентация. | Рисование. «Я здесь живу». | икт | |||||||
15 | Тема № 15 «Русские народные сказки» (2 часа). | Зарождение сказок. Обучающая и воспитывающая сила сказок. Передача векового опыта народа. Борьба добра и зла. Герои сказок. Прием -свертывание. Трафарет. Композиция. | Рисование «Герои любимых сказок». Коллективный ручной труд «Избушка на курьих ножках». | иллюстрации к сказкам | |||||||
Тема №16 Честность (1 час) | |||||||||||
17 | Тема № 17 «Россия, Россия – края дорогие». (1час). | Государство - Россия. Герб и флаг. Народы, проживающие в России. | Работа с глобусом. Работа с картой России | икт | |||||||
18 | Тема № 18 «Как жили и трудились славяне» (2 часа). | Составление проекта постройки. Конструирование коллективное. | Д/и «Укрась избу». Рисование «Изба». | иллюстрации, конструктор | |||||||
19 | Тема № 19 «Домашняя утварь» (2 часа). | Предметы быта в Русской избе. Понятия: самовар, чугунок, ухват, скалка, красный угол, лучина, лукошко, кочерга, прялка, гребень. | Русская народная сказка «Крылатый, мохнатый да масляный». Лепка. «Самовар». | ||||||||
20 | Тема № 20 «Блюда русской кухни». (1 час) | Основные блюда крестьян – из зерновых и овощей – хлеб, каши, щи, сбитни. Выращивание хлеба в старину. | Чтение загадок, пословиц. Чтение сказки «Вершки и корешки». | ||||||||
21 | Тема № 21 «История русского костюма»(1час). | Русский национальный костюм, особенности его внешнего вида. Мужская и женская, зимняя и летняя одежда. Рубаха-косоворотка, сарафан, кафтан, платок, валенки, кокошник. Элементы узора, их сочетаний, сочетание цветов. | Декоративное рисование. «Раскрась сарафан, рубаху», рисование на силуэтной заготовке. | икт | |||||||
22 | Тема № 22 «В гостях у мастеров». (2 часа). | Понятие «промысел». Обзор русских народных промыслов. Игрушки: Дымки, Каргополя, Филимонова, Городецка. | икт | ||||||||
23 | Тема №23 «Филимоновский медведь». (1 час). | Особенности и этапы изготовления игрушки. История возникновения промысла . Филимоновские легенды, стихи. | Лепка «Филимоновский медведь». | икт | |||||||
24 | Тема № 24 «Игрушки, куклы и матрешки». (1 час) | Старинные игрушки. Стихи о русской матрешке. Детали костюма, приемы рисования. | образцы игрушек | ||||||||
Тема №25 Дисциплинированность ( 1 час) | Ситуации | ||||||||||
26 | Тема № 26 «Как слово ваше отзовется». (2 часа) | Произведения А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, С.Маршака. Обзор творчества. Рассказ о писателях. | Чтение «Лев и собачка». | ||||||||
27 | Тема № 27 «Викторина «По страницам вежливых наук». (1 час) | Повторение пройденного. Закрепление. |
СПИСОК ОСНОВНОЙ, ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Артемов В.В. Страницы российской истории. М., 2005.
- «Азбука общения» Л.М. Щипицина, О.В. Защиринская
- Баранов И.В. Нравственные ценности. М., 2004
- Детский этикет. О.В. Корчинова.
- Дубина Л.А. Коммуникативная компетентность дошкольников., М., 2006
- Жуковская Р.И., Виноградова Р.Ф., Козлова С.А. Родной край. М., 1985
- Как научить детей любить Родину. Пособие. М. 2003.
- Кобзева В.В. Этикет в вопросах и ответах. Классный руководитель № 7 – 2001. Начало в № 1, 2, 3, 6. 2001.
- Коти Т. Моя первая книга о России. М., 2003.
- Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры. М., 1986.
- Мирясова В.И., Коваленко С.В. Родная природа в стихах и загадках. М., 2001.
- Персидская и др. /Классные часы в 1 – 4 классах/. – Волгоград: Учитель, 2007.
- Савенков, А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2007.
- Семенака С.И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе, М., 2005
- Семенака С.И. Уроки добра, М., 2005
- Смирнов Н.А. Этика и этикет младших школьников: Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов/ред. Л.В.Кузнецова, Г.С.Семенов – М.: Школьная Пресса. 2002.
- Уроки этикета и вежливости для детей. Е.Черенкова.
- Шемшурина А.И. Этическая грамматика в начальных классах: в помощь учителю М.: Школа-Пресс. 1998.
- Петрова В.И. Этические беседы с дошкольниками. М., 2016
- Энциклопедия для детей. Я познаю мир. Москва, 2000.
- Этикет от А до Я. Автор-составитель Н.В. Чудакова. – М.: Издательство АСТ, 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка Совместная образовательная деятельность с детьми Театрализованная игра по мотивам сказки В. Сутеева «Под грибом» Старшая группа общеразвивающей направленности
театрализованная деятельность...
Методическая разработка, конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми "Сказочное путешествие".Старшая группа общеразвивающей направленности
Конспект непрерывной образовательной деятельности по математике в старшей группе общеразвивающей направленности...
Конспект занятия в старшей группе общеразвивающей направленности Познавательное мероприятие по нравственно-патриотическому воспитанию детей «Я гражданин России»
Познавательное мероприятие по нравственно-патриотическому воспитанию детей «Я гражданин России» Цель: развить чувства любви, гордости и патриот...
Методическая разработка по ПДД с детьми старшей группы общеразвивающей направленности по познавательному развитию «Цветик - семицветик»
Материал по ПДД...
Методическая разработка. Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми "Профессия - ветеринар" старшая группа общеразвивающей направленности.
Конспект по ознакомлению с трудом взрослых для детей старшей группы....