Формирование и развитие КГН у детей раннего возраста (из опыта работы воспитателя)
статья (младшая группа)

Культурно-гигиенические навыки - важная составляющая часть культуры поведения. Педагоги и родители должны постоянно  помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе культурно-гигиенические приносят человеку огромную пользу в течение всей его последующей  жизни. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya_mironycheva.docx21.2 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование и развитие КГН у детей раннего возраста

(из опыта работы воспитателя)

Успешное овладение культурно-гигиеническими навыками является неотъемлемой частью формирования общей культуры человека. Дети раннего возраста только начинают познавать наш мир. Чтобы стать полноправными и успешными членами общества, найти своё призвание в большом разнообразном мире и реализоваться как личность, ребёнок должен с самого рождения овладевать навыками культуры, общения, взаимодействуя с окружающими. Немалую роль в успешном будущем малыша играет своевременное и полное формирование культурно-гигиенических навыков, чему в нашей группе уделяется первостепенное внимание .

Работая с детьми  раннего возраста, я заметила, что, т у большинства детей, вновь пришедших в детский сад из дома, отсутствуют элементарные культурно-гигиенические навыки. Выяснилось, что некоторые родители не придают серьезного значения воспитанию этих навыков у детей, считая их слишком маленькими, стараются все сделать за них сами. Другие, понимая важность этих навыков  в развитии ребенка, все же проявляют нетерпение и делают за ребенка то, с чем он может справиться сам. Объясняют они это тем, что утром спешат на работу, а вечером устают, и медлительность детей их раздражает. Для того, чтобы родители поняли важность воспитания КГН было организованно ряд консультаций, индивидуальные беседы, во время которых объяснялось родителям, что семья — первое общество, где формируется характер ребенка, его нравственные качества, привычки, жизненно необходимые навыки. Что воспитание культурно – гигиенических навыков у  деток-это  совместный труд воспитателя и родителей. Любую гигиеническую процедуру с маленьким ребенком следует проводить аккуратно, осторожно, чтобы не испугать его, не вызвать неприятных ощущений. И даже тогда, когда ребенок научится самостоятельно выполнять ту или иную процедуру, не оставляйте его без присмотра.

Основными направлениями развития КГН в раннем возрасте являются:

  • формирование простейших навыков поведения во время еды, умывания;
  • формирование привычки следить за своим внешним видом, умение правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо; насухо вытираться после умывания, пользоваться расческой, носовым платком;
  • формирование навыков поведения за столом: пользоваться правильно ложкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать за столом, не разговаривать с полным ртом;
  • формирование начальных представлений о ценности здоровья, что здоровье начинается с чистоты тела, что чистота-красота-здоровье – это неразделимые понятия;
  • формирование потребности в соблюдение навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни;
  • формирование умение пользоваться горшком и знать его назначение;
  • активно привлекать родителей к соблюдению и развитию навыков личной гигиены дома.

Формирование собственно культурно-гигиенических навыков проводится во время различных режимных моментах. За обедом, завтраком, полдником дети учатся ровно сидеть за столом, не разговаривать во время еды, не вертеться, не смеяться, не шалить. Причём слово «не» употребляют мало, чтобы не побуждать детей упрямиться, действовать наперекор (ведь начинается кризис трёх лет). Важно приучать ребёнка следовать положительным примерам, хвалит за проявленную аккуратность, послушание: «Марта умеет красиво сидеть за столом, молодец. И Дима, и Егор тоже будут сидеть ровно, не шуметь».

Постоянно закрепляется последовательность употребления блюд. Некоторые дети, особенно новички, во время обеда стремятся сначала съесть булку или выпить компот, а вот первые блюда есть отказываются.

Малыши ещё могут разливать и крошить еду, но их за это не ругаем, а хвалим тех, кто поел аккуратно, приучая к порядку на примере сверстников. После еды детям предлагаем воспользоваться салфеткой и напоминаем о необходимости благодарить за то, что их покормили.

Детей учатся мыть руки и лицо, используя воду, мыло, полотенце (индивидуальное). Уже на третьем году жизни малыши могут запомнить, где находится их личное полотенце, брать его и с помощью взрослого вешать на место.

Обращается внимание на пользование индивидуальными предметами гигиены, такими как носовой платок, расчёска, горшок. Носовые платки дети приносят из дому, кладут в кармашек на одежде и используют по мере надобности .

Расчёски детей хранятся в специально сшитой из плотной ткани расчёсочнице с кармашками, помеченных картинками. Дети приучаются узнавать и брать свою расчёску. Расчёсывают детей, делают причёски (косы, хвостики) воспитатель и няня. Но после того как ребёнок причёсан, мы предлагаем посмотреть на себя в зеркало, полюбоваться аккуратным видом причёски. Детям, у которых короткие волосы, предлагаем  самостоятельно расчесать чёлку.

В открытых шкафчиках с ячейками по числу детей хранятся и горшки. Их также маркируем картинками и учим  детей брать свой горшок. И горшки, и расчёски дезинфицируют в соответствии с правилами СанПин.

Для формирования культурно-гигиенических навыков в своей работе используем разнообразные приемы. Это и показ, и объяснение, и использование художественного слова.

Уже во второй половине учебного года мы предоставляем детям больше самостоятельности, используя напоминание, причём иногда косвенное, игровое: «Ребята, медведица жалуется на медвежонка, что но не умеет мыть свои лапки. Просит нас помочь ей. Давайте покажем, как же правильно надо мыть ручки?» или  «Вот мы пришли с прогулки, скоро будем обедать… И кукла Катенька хочет кушать. А что же надо сделать перед обедом?  А для чего нужно мыть руки?» Создание таких игровых ситуаций помогает избежать нравоучений, скучного заучивания правил.

В процессе гигиенического воспитания и обучения детей мы сообщаем детям разнообразные сведения: о назначении гигиенических навыков для здоровья, о последовательности гигиенических процедур в режиме дня, формируем у детей представление о пользе физкультурных упражнений. Для этого используем некоторые дидактические и сюжетно-ролевые игры. Интересны детям и литературные сюжеты «Мойдодыр», «Федорино горе» и др.

Ежедневную работу по воспитанию культуры поведения, формированию навыков самообслуживания, гигиенических навыков мы планируем каждый месяц и вносим в перспективный план наряду со схемой закаливающих процедур, комплексами утренней зарядки и гимнастики после сна. Распределяем темы так, чтобы в течение учебного года были охвачены все предусмотренные программой требования по этому направлению.

Культурно-гигиенические навыки - важная составляющая часть культуры поведения. Педагоги и родители должны постоянно  помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе культурно-гигиенические приносят человеку огромную пользу в течение всей его последующей  жизни. Прививая их  детям, мы параллельно влияем на многие психические процессы в развитии ребёнка и формируем основы здорового образа жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование и развитие КГН у детей дошкольного возраста (из опыта работы воспитателя СРЕДНЕЙ группы).

Главная задача воспитателя охрана жизни и здоровья детей, сохранение и укрепление здоровья. Для охраны здоровья необходимо создавать правильные условия для развития детей, а для этого нужно знат...

Формирование и развитие кгн у детей дошкольного возраста( из опыта работы воспитателя младшей группы)

Формирование и развитие кгн у детей дошкольного возраста( из опыта работы воспитателя младшей группы)...

Формирование и развитие КГН у детей дошкольного возраста (из опыта работы воспитателя второй младшей группы).

Важной целью при формировании здорового образа жизни является – воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста в повседневной жизни в детском саду и в...

Формирование и развитие КГН у детей дошкольного возраста (из опыта работы воспитателя)

В последнее время особенно актуальным становится физическое воспитание детей. Возросшие за последние годы требования программы, изменившиеся условия жизни способствуют гипокинезии - пониженной двигате...

Формирование и развитие КГН у детей раннего возраста (из опыта работы воспитателя)

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей – это очень важная задача, напрямую связанная с физическим и психическим здоровьем ребёнка. Это одна из самых актуальных проблем в работе с д...

Статья. Формирование и развитие КГН у детей дошкольного возраста (из опыта работы воспитателя младшей группы)

Сегодня проблема здоровья детей весьма актуальна. Важной составляющей культуры здоровья и поведения является формирование культурно-гигиенических навыков. Наиболее благоприятным периодом формирования ...