Формирование и развитие КГН у детей дошкольного возраста (из опыта работы воспитателя)
статья (младшая группа)
В последнее время особенно актуальным становится физическое воспитание детей. Возросшие за последние годы требования программы, изменившиеся условия жизни способствуют гипокинезии - пониженной двигательной активности. Гипокинезия приводит к слабости мышц, связок, косного аппарата, плохому физическому развитию, нарушению функций нервной системы. Потребность в формированииу детей представлений о здоровом образе жизнивозрастает. Культурно - гигиенические навыкиявляются средством приобщения к здоровому образу жизни, являются основой санитарной культуры, необходимым условием формированием у детей установки на здоровый образ жизни в будущем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_zdorove.docx | 22.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Мартьянова Светлана Сергеевна
воспитатель
ГБДОУ Детский Сад № 58
Колпинского района СПБ
Тема: Формирование и развитие КГН у детей дошкольного возраста (из опыта работы воспитателя)
Основные цели и задачи:
-Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
-Сохранение, укрепление и охрана здоровья детей; повышение умственной и физической работоспособности, предупреждение утомления.
Актуальность.
В последнее время особенно актуальным является физическое воспитание детей. Возросшие за последние годы требования программы, изменившиеся условия жизни способствуют гипокинезии – пониженной двигательной активности. Гипокинезия приводит к слабости мышц, связок, костного аппарата, плохому физическому развитию, нарушению функций нервной системы. Единственно верный путь противодействия этому влиянию – правильная организация физического воспитания с раннего детства.
Потребность в формировании у детей представлений о здоровом образе жизни возрастает. Культурно-гигиенические навыки являются средством приобщения к здоровому образу жизни, являются основой санитарной культуры, необходимым условием формирования у детей установки на здоровый образ жизни в будущем.
Культурно-гигиенические навыки ребенок усваивает под руководством взрослых. Воспитание культурно-гигиенических навыков направлено на укрепление здоровья ребенка. Вместе с тем оно включает важную нравственную задачу — воспитание культуры поведения.
Культурно-гигиенические навыки – это важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, что любому человеку неприятно касаться грязной руки или смотреть на неопрятную одежду.
Культуру еды часто относят к гигиеническим навыкам. Но её значение не только в выполнении физиологических потребностей. Она имеет и этический аспект - ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом, а также к тем, кто приготовил пищу.
Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете от знания и выполнения правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. Именно поэтому воспитание культурно -гигиенических навыков является неотъемлемой частью работы детских учреждений и семьи по воспитанию здорового образа жизни детей и взрослых.
Формирование навыков личной гигиены предполагает и умение детей быть всегда опрятными, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять.
Гигиеническое воспитание неразрывно связано с воспитанием культуры поведения. С самого младшего возраста детей приучают правильно сидеть за столом во время еды, аккуратно есть, тщательно и бесшумно пережевывать пищу, уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой. Детям, которые дежурят по столовой, помогают няне, нужно не только уметь правильно накрывать на стол и ставить посуду, но и твердо усвоить, что перед тем как приступить к выполнению обязанностей, необходимо тщательно вымыть руки с мылом, привести себя в порядок, причесаться.
Таким образом, культурно — гигиенические навыки — это основа санитарной культуры, необходимое условие формирования у детей установки на здоровый образ жизни в будущем.
Для более успешного формирования и закрепления навыков гигиены на протяжении периода дошкольного детства целесообразно сочетать словесные и наглядные способы, используя специальные наборы материалов по гигиеническому воспитанию в детском саду.
Гигиенические знания целесообразно закреплять и на занятиях по физической культуре, труду, ознакомлению с окружающим, с природой. Для этого используют некоторые дидактические и сюжетные - ролевые игры.
Интересны детям и литературные сюжеты: «Мойдодыр», «Федорино горе», «Доктор Айболит» К. Чуковского, «Что такое хорошо и что такое плохо» В. Маяковского.
Для закрепления знаний и навыков личной гигиены желательно давать детям различные поручения, например, дежурства. Навыки у детей достаточно быстро становятся прочными, если они закрепляются постепенно в разных ситуациях.
Главное, чтобы ребятам было интересно, и чтобы они могли видеть результаты своих действий (кто-то стал значительно опрятнее, красивее, приятно обедать за чистым, красиво накрытым столом и т.д.).
Овладение детьми правилами личной, общественной гигиены предполагает умение ребенка вести себя в разных местах, где он бывает. Дети должны усвоить, что нельзя сорить не только в квартире, групповой комнате, общественных зданиях, но и на улицах, в скверах, во дворах, в транспорте.
Все сведения по гигиене прививаются детям в повседневной жизни в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха, т.е. в каждом компоненте режима можно найти благоприятный момент для гигиенического воспитания.
Одна из задач, необходимая для успешного гигиенического воспитания - единство требования со стороны взрослых. Ребенок приобретает
гигиенические навыки в общении с воспитателем, медицинским работником,
няней и, конечно, в семье. Перед воспитателем группы стоит большая задача
- помогать родителям воспитать детей; разъяснение важности строгого
выполнения в семье режима дня, установленного в детском учреждении;
обучение приемам правильного ухода за ребенком, ознакомление с основами
рационального питания детей.
В воспитании культурно - гигиенических навыков огромную роль играет педагогическая оценка, т.е. положительная или отрицательное суждение педагога об отдельных поступках и поведении ребенка. Более широко воспитатель пользуется в своей работе положительной оценкой, одобрением, поощрением, похвалой. Поддерживает в детях желание в дальнейшем поступать так же, сделать еще лучше. Положительная оценка удается в том случае, когда нужно показать успехи в овладении новыми навыками. Если трехлетний ребенок в первый раз сам одел рубашку, застегнул пуговицу, лучше осознал свои новые умения, воспитатель может сравнить его теперешние действия с прошлыми, новую оценку с предыдущей.
Особое значение в воспитании культурно - гигиенических навыков принадлежит игровым приемам. Используя их, воспитатель закрепляет у детей навыки, которые вырабатываются в повседневной жизни. Видное место при этом отводится дидактическим играм («Уложим куклу спать», «Накормим куклу обедом»). Большое влияние оказывают соответствующие иллюстрации, художественные произведения, фольклор.
В формировании навыков важен индивидуальный подход к детям.
Необходимо помнить о том, что эта задача сложная, требующая систематичности, настойчивости, взыскательности и большого терпения. Все указания детям должны даваться в дружелюбном, спокойном тоне, вызывающим у них положительное отношение к действиям, которые должны стать привычными.
Русское народное творчество имеет многовековую историю и умело используемые произведения народного поэтического творчества способствуют развитию важнейшим навыком приема пищи, закрепляет и уточняет знание ребенка о человеке и его действиях (умывание, одевание), эмоционально обыгрывая самые простые, обыденные ситуации.
Привитие гигиенических навыков должно идти на положительном фоне. Непременным условием является непрерывность воспитательного процесса. Только в таком случае сформированные у детей навыки становятся осознанным действием, а, затем, привычкой. Для успешного привития детям навыков гигиены важно, чтобы все гигиенические правила неукоснительно выполнялись няней, воспитателем, родителями, которые своим примером должны содействовать не только формированию у детей соответствующих знаний, но и их прочному закреплению. В противном случае дошкольники никогда не усвоят правил личной гигиены, не будут твердо убеждены в том, что они действительно необходимы, и в дальнейшем могут пренебрегать ими совсем. Для эффективного гигиенического воспитания большое значение имеет и внешний вид окружающих их взрослых.
Необходимо, чтобы воспитатель или няня приходили в группу аккуратно одетыми, причесанными. Нужно постоянно помнить о том, что дети в этом возрасте очень наблюдательны, склонны к подражанию, поэтому воспитатель должен быть для них образцом. Необходимо, чтобы гигиенические навыки, приобретаемые в детском саду, не прерывались бы и в домашних условиях.
К числу основных условий успешного формирования культурно — гигиенических навыков относятся также и рационально организованная обстановка, четкий режим дня и руководство взрослых. Под рационально организованной обстановкой понимается наличие чистого, достаточно просторного помещения с необходимым оборудованием, обеспечивающим проведение всех режимных моментов (умывание, питание, сон, занятия и игры).
Режим дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время, что способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения и навыков самообслуживания. Закрепление их происходит в играх, труде, занятиях, в быту.
Культурно-гигиенические, формируются в результате упражнений. Упражнение представляет собой многократное повторение действий для их сознательного совершенствования. Навыки постепенно совершенствуются, перерастают в привычки, т.е. потребность поступать определенным образом, например, ежедневно заниматься утренней гимнастикой не только в детском саду, но и дома, держать в порядке свои игрушки, здороваться со взрослыми и в детском саду, и во дворе, и в квартире и т.д.
Особенно важен контроль на начальной стадии формирования навыка. В дальнейшем воспитатель проверяет тщательность и добросовестность выполнения действий. Отсутствие должного контроля приводит к появлению у детей неверных навыков: они могут неправильно держать ложку, вилку, забывать пользоваться носовым платком, небрежно складывать одежду…
Таким образом, культурно-гигиенические навыки нужно вырабатывать с раннего возраста. Соблюдение правил личной гигиены, привычка следить за чистотой тела, полости рта и носа не только являются гигиенической основой для сохранения здоровья в течение всей жизни, что является одной из важных задач физического воспитания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование предпосылок учебной деятельности у детей дошкольного возраста (из опыта работы воспитателя)
В моей статье я попыталась раскрыть вопрос формирования предпосылок с помощью игр и игровых упражнений....
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (из опыта работы воспитателя).
Важнейшей целью начального обучения является формирование учебной деятельности. Учебная деятельность — это сознательная деятельность по усвоению знаний, умений и навыков, по овладению основами н...
Формирование и развитие КГН у детей дошкольного возраста (из опыта работы воспитателя СРЕДНЕЙ группы).
Главная задача воспитателя охрана жизни и здоровья детей, сохранение и укрепление здоровья. Для охраны здоровья необходимо создавать правильные условия для развития детей, а для этого нужно знат...
Формирование и развитие кгн у детей дошкольного возраста( из опыта работы воспитателя младшей группы)
Формирование и развитие кгн у детей дошкольного возраста( из опыта работы воспитателя младшей группы)...
Формирование и развитие КГН у детей дошкольного возраста (из опыта работы воспитателя второй младшей группы).
Важной целью при формировании здорового образа жизни является – воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста в повседневной жизни в детском саду и в...
Статья. Формирование и развитие КГН у детей дошкольного возраста (из опыта работы воспитателя младшей группы)
Сегодня проблема здоровья детей весьма актуальна. Важной составляющей культуры здоровья и поведения является формирование культурно-гигиенических навыков. Наиболее благоприятным периодом формирования ...