Статья. Формирование и развитие КГН у детей дошкольного возраста (из опыта работы воспитателя младшей группы)
статья (младшая группа)

Алышова Зульфия Тагировна

Сегодня проблема здоровья детей весьма актуальна. Важной составляющей культуры здоровья и поведения является формирование культурно-гигиенических навыков. Наиболее благоприятным периодом формирования культурно-гигиенических навыков является ранний дошкольный возраст, так как нервная система ребенка в данном возрасте пластична, а действия, которые связаны с принятием пищи, одеванием, умыванием, систематические и неоднократные. Поэтому этот процесс нельзя откладывать на более поздние периоды.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_kgn_v_mladshey_gruppe.docx16.48 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                             Алышова З.Т., воспитатель

                                                                 ГБДОУ детский сад № 5 Красногвардейского района

                                                                                                                             Санкт Петербурга

ТЕМА ВЫСТУПЛЕНИЯ

Статья. Формирование и развитие КГН у детей дошкольного возраста (из опыта работы воспитателя младшей группы)

     Сегодня проблема здоровья детей весьма актуальна. Важной составляющей культуры здоровья и поведения является формирование культурно-гигиенических навыков. Наиболее благоприятным периодом формирования культурно-гигиенических навыков является ранний дошкольный возраст, так как нервная система ребенка в данном возрасте пластична, а действия, которые связаны с принятием пищи, одеванием, умыванием, систематические и неоднократные. Поэтому этот процесс нельзя откладывать на более поздние периоды.

     Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста включает следующие компоненты:

-  умывание, которое подразумевает соблюдение последовательности действий при мытье рук и самостоятельное мытье рук, прибегая к помощи взрослых в отдельных действиях, которые вызывают затруднения, знания об использовании полотенца, понимании «грязных» рук и их мытье;

- поведение за столом включает: умелое пользование ложкой, самостоятельный прием пищи, использование салфетки, умение после еды класть на тарелку ложку, не мешать другим детям за общим столом, не пользоваться их приборами, после еды говорить «спасибо»;

- одевание заключается в самостоятельном одевании в правильной последовательности, в обращении к воспитателю за помощью, знании своего шкафчика, порядка складывания одежды в шкафчик, узнавании своих вещей;

-   уход за вещами, игрушками состоит в бережном отношении к игрушкам, вещам, пользовании ими по назначению, участии вместе со взрослыми в уходе за вещами;

     Культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания с возрастом постепенно усложняются, их объем увеличивается. Дети становятся более самостоятельными. В детском саду должна быть создана обстановка, способствующая формированию навыков личной гигиены, особенно это относится к детям младшего возраста. В режиме дня детей младшего возраста отводится больше времени, чем в режиме дня детей среднего возраста, на формирование культурно - гигиенических навыков.

Основные методы формирования у дошкольников культурно- гигиенических навыков:

- личный пример взрослых;

- образовательная деятельность в данном направлении;

- демонстрация необходимых действий;

- пояснение, объяснение, поощрение;

- многократное повторение действий;

- дидактические игры, беседы, стихотворения, пословицы, поговорки, потешки, развлечения;

       Большое значение для закрепления культурно - гигиенических навыков имеют интересные рассказы, стихи, картинки. Поэтому для успешного формирования у них гигиенических навыков следует чаще прибегать к показу, который сопровождается пояснениями. Воспитатель показывает, как надо правильно держать ложку, выходить из-за стола, мыть руки. Показ сопровождается объяснением. Постепенно дети воспринимают целесообразность требований воспитателя (мыть руки, пока они не станут чистыми, и т.п.). Любое действие воспитатель показывает таким образом, чтобы выделить отдельные операции. Вначале он акцентирует внимание детей на самых существенных действиях, а затем на дополнительных. Операции следуют друг за другом в строгом порядке с интервалом между ними не более 5-10 с. В противном случае не удается выработать динамический стереотип. Показ действий малышам обязательно должен сопровождаться проговариванием. Умелое руководство со стороны педагога сокращает время овладения ребенком навыками личной гигиены.

      Пример воспитателя может быть прямым и косвенным. В случае прямого примера воспитатель предлагает детям посмотреть, как он делает, а во втором - применяет различные формы, вызывающие у детей интерес и привлекающие их внимание. Если примером служит поведение воспитателя, при этом обязательно должно проявиться его личное отношение. Только в этом случае пример будет для детей убедительным. Во всех группах широко применяются такие приемы, как похвала, одобрение, поощрение, педагогическая оценка. Всегда имеет значение своевременность похвалы, но не следует этим злоупотреблять. В противном случае ребенок будет постоянно ждать похвалы. Выполнение требований взрослых должно стать для детей нормой поведения, их потребностью. Одобрение поддерживает в детях желание и в дальнейшем поступать так же, сделать что-либо еще лучше. Иногда воспитатель поощряет ребенка в такой форме, чтобы напомнить ему правила выполнения. Иногда ему приходится применять порицание, но этот педагогический прием лучше всего применять в косвенной форме, не называя имени ребенка.

      Очень хорошо помогает научить детей культурно - гигиеническим навыкам – конечно же, игра! Без нее в саду никуда. «Уложим зайку спать», «Оденем малыша на прогулку», «Угостим куклу Дашу чаем», «Что не правильно?», «Что в начале, что потом?», «Кто первым сложит в коробку игрушки?» и т.д. и т.п. Играя, дети не так болезненно, учатся правильно держать ложку, пользоваться салфеткой, самостоятельно одеваться, ходить в туалет, правильно мыть руки…А еще, во время игры, дети сближаются. Начинается прекрасная пора – пора создания дружного коллектива, где все важны друг для друга!  Есть еще один прекрасный прием, который безотказно работает во время привития малышам культурно - гигиенических навыков. Это народный и авторский фольклор. Веселые стишки и песенки во время режимных моментов очень разряжают напряженную обстановку и создают особую ауру добра и любви. Ведь эти нехитрые слова мы проговариваем ласково и доброжелательно.

(Имя ребенка)

Мылься, мылься хорошенько

Воду ты не разливай,

Насухо ручки вытирай!

Вот они сапожки:

Этот - с правой ножки,

Этот - с левой ножки,-

Вот как хорошо!

Милые игрушечки

Мы вам поможем.

Все скорее уберем

И на место сложим.

В режимных моментах активно используются малые формы фольклора. Например, во время умывания можно прочитать детям потешку:

 «Водичка-водичка».

Водичка-водичка,

Умой Настино (имя ребенка) личико,

Настя кушала кашку,

Испачкала мордашку.

Чтобы девочка была

Самой чистенькой всегда,

Помоги, водичка,

Умыть Настино личико.

Одевая малыша, можно прочитать:

«Застегнём застёжки на твоей одёжке:

Пуговки и кнопочки, разные заклёпочки».

Привитие культурно - гигиенических навыков во второй младшей группе требует от воспитателя больших физических и эмоциональных затрат. Эту работу необходимо проводить постоянно, продуманно и доброжелательно. Важно придерживаться одинаковых требований к навыкам гигиены и самообслуживания в детском саду и дома, действовать совместно на благо ребенка.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование предпосылок учебной деятельности у детей дошкольного возраста (из опыта работы воспитателя)

В моей статье я попыталась раскрыть вопрос формирования предпосылок с помощью игр и игровых упражнений....

Формирование и развитие КГН у детей дошкольного возраста (из опыта работы воспитателя СРЕДНЕЙ группы).

Главная задача воспитателя охрана жизни и здоровья детей, сохранение и укрепление здоровья. Для охраны здоровья необходимо создавать правильные условия для развития детей, а для этого нужно знат...

Формирование и развитие кгн у детей дошкольного возраста( из опыта работы воспитателя младшей группы)

Формирование и развитие кгн у детей дошкольного возраста( из опыта работы воспитателя младшей группы)...

Формирование и развитие КГН у детей дошкольного возраста (из опыта работы воспитателя второй младшей группы).

Важной целью при формировании здорового образа жизни является – воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста в повседневной жизни в детском саду и в...

Формирование и развитие КГН у детей дошкольного возраста (из опыта работы воспитателя)

В последнее время особенно актуальным становится физическое воспитание детей. Возросшие за последние годы требования программы, изменившиеся условия жизни способствуют гипокинезии - пониженной двигате...