«Комплект дидактических игр по формированию предпосылок естественнонаучной грамотности у детей дошкольного возраста как элемента функциональной грамотности»
картотека по окружающему миру (средняя группа)

«Комплект дидактических игр по формированию предпосылок естественнонаучной грамотности у детей дошкольного возраста как элемента функциональной грамотности»

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование предпосылок естественнонаучной грамотности у детей дошкольного возраста как элемента функциональной грамотности

(в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и Концепцией развития географического образования в РФ)»

на тему:

«Комплект дидактических игр по формированию предпосылок естественнонаучной грамотности у детей дошкольного возраста как элемента функциональной грамотности»

Выполнила:

Павленко Наталья Олеговна,

должность: воспитатель

Самара 2024

Комплект дидактических игр по формированию предпосылок естественнонаучной грамотности

  1. Раздел географическое разнообразие

Название игры «Создай модель земного шара», возраст детей: 5-7 лет

Оборудование: Глобус, физическая карта полушарий, на каждого ребенка – бумажный круг «модель земного шара», цветные карандаши (восковые мелки).

Задача игры (замысел): учить различать на карте и глобусе природные зоны Земли (по цвету, условные обозначения (горы, моря, реки; пустыни; леса и равнины; ледники т. п.).

Игровые правила каждый ребенок с помощью глобуса или карты полушарий должен на бумажном круге «модель земного шара» нарисовать природные зоны Земли.

Содержание (ход игры ) детям раздаются бумажные круги «модель земного шара, на которых они должны с помощью цветных карандашей (восковых мелков) обозначить моря, океаны (синий цвет); горы (коричневый цвет), равнины и леса (зеленый цвет), пустыни (желтый), ледники (белый цвет) и прокомментировать где, что изображено.

Работа с картой: на бумажном круге «модель земного шара» с помощью уловных цветов, дети раскрашивают (обозначают) и сравнивают природные зоны земли.

Результат умеют различать на карте и глобусе природные зоны Земли (по цвету, условные обозначения (горы, моря, океаны; пустыни; леса и равнины и т. п.).

  1. Раздел природное разнообразие

Название игры «На каком материке…», возраст детей 5-7 лет

Оборудование: глобус, карточки с изображением животного и растительного мира всех материков, фишки.

Задача игры (замысел): пополнить знания детей о разнообразии растительного и животного мира материков.

Игровые правила: игра может проводиться в командах, а может проводится с каждым ребенком, где он сам для себя выигрывает фишки. Выигрывает тот, кто соберет больше фишек (чья команда соберет больше фишек).

Содержание (ход игры) Выбирается ведущий, он показывает карточку, первый назвавший растение (животное) и место обитания, прикрепляет на материк на глобусе, рассказывает о месте обитания и получает за правильный ответ фишку.

Работа с картой дети ищут на карте нужный материк, чтобы обозначить место обитания животного или произрастания растения.

Результат расширение знаний детей о разнообразии растительного и животного мира материков.

  1. Раздел культурное разнообразие

Название игры: «Назови и покажи », возраст детей 5-7 лет

Оборудование: карта-схема города Тольятти, флажки для обозначения достопримечательностей города, фишки, открытки с изображением памятников.

Задача игры (замысел): формировать представления о родном городе и его достопримечательностях

Игровые правила игра может проводиться в командах, а может проводится с каждый ребенок, где он сам для себя выигрывает фишки. Выигрывает тот, кто соберет больше фишек (чья команда соберет больше фишек).

Содержание (ход игры) Воспитатель предлагает посмотреть на открытку, назвать достопримечательность города, рассказать о ней и показать на карте его местонахождение. Ответивший верно получает фишку. Результаты подводятся по количеству фишек.

Работа с картой: на карте- схеме города дети отмечают места нахождения тех или иных достопримечательностей

Результат: у детей сформированы о родном городе и его достопримечательностях

  1. Раздел этнографическое разнообразие

Название игры «Кто в какой стране живет», возраст детей 5-7 лет

Оборудование: глобус, карта мира, куклы в национальных костюма, записи мелодии песен разных народов, картинки и иллюстрации с изображением разных стран и народов

Задача игры (замысел):расширять представления детей о странах земли и их народах.

Игровые правила игра может проводиться в командах, а может проводиться с каждый ребенком, где он сам для себя выигрывает фишки. Выигрывает тот, кто соберет больше фишек (чья команда соберет больше фишек).

Содержание (ход игры) Педагог показывает изображение и просит определить из какой страны этот человек и как его называют: Китай- китаец, Япония- японец, Африка - Африканец, Испания – испанец и т.д. После этого дети на карте ищут материк, на котором располагается страна данного народа, чтобы усложнить задание можно предложить детям найти страну проживания данного народа и рассказать о стране и ее традициях.

Работа с картой):дети на карте ищут материк (при усложнении задания -страну проживания) угаданного народа.

Результат: расширение представления детей о странах земли и их народах

  1. Раздел социально-экономическое разнообразие

Название игры «Определи место выращивания зерновых культур»,

возраст детей 6-7 лет

Оборудование: карта России (сельское хозяйство), значки с изображением зерновых культур.

Задача игры (замысел): ):расширять представления детей о сельском хозяйстве нашей страны(зерновые культуры).

Игровые правила дети разделены по парам, у каждой из которых на столе фишки с изображением зерновой культуры. Каждая пара отмечает на карте фишками место выращивания своей зерновой культуры, рассказывает. После выполнения задания дети меняются фишками и аналогично выполняют задание.

Содержание (ход игры) Педагог показывает изображение зерновых культур, дети должны назвать зерновую культуру (гречиха, кукуруза, овес, пшеница, рожь, рис, ячмень), определить какая из них изображена у них на значках и найти на карте места выращивание своей зерновой культуры. После дети обсуждают какую из зерновых культур больше выращивают в нашей стране.

Работа с картой: на карте дети отмечают место выращивание зерновой культуры, которая изображена у них на значках.

Результат: у детей расширены знания о сельском хозяйстве нашей страны (зерновые культуры).

Приложение

План реализации Концепции географического образования РФ в ДОО

Разделы

Лексическая тема

Форма реализации

географическое разнообразие

«Хочу все знать…»

дидактическая игра «Создай модель земного шара»

природное разнообразие

«В мире животных»

дидактическая игра «На каком материке…»

культурное

«Путешествие по родному городу»

дидактическая игра «Назови и покажи»

этнографическое разнообразие

«Путешествие по странам мира»

дидактическая игра «Кто в какой стране живет?»

социально-экономическое разнообразие

«Вышли в поле трактора…»

дидактическая игра «Определи место выращивания зерновых культур»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Комплект дидактических игр по формированию предпосылок естественнонаучной грамотности у детей старшего дошкольного возраста"

В методической разработке представлен комплект из 5 дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста, разработанный на основе "Концепции развития географического образования в Российской...

"Формирование естественно-научных представлений у детей дошкольного возраста как элемента функциональной грамотности"

Формирование естественно-научных представлений у детей дошкольного возраста как элемента функциональной грамотности...

Картотека дидактических игр по формированию предпосылок естественнонаучной грамотности для детей старшего дошкольного возраста.

В качестве средства формирования основ экономической культуры мы использовали дидактические игры. Предлагаемые дидактические игры по формированию основ финансовой грамотности разработаны для детей ста...

Комплект дидактических игр по формированию предпосылок естественнонаучной грамотности у дошкольников

Комплект дидактических игрпо формированию предпосылок естественнонаучной грамотности у дошкольников...

Картотека дидактических игр по формированию предпосылок естественнонаучной грамотности для детей старшего дошкольного возраста.

Картотека дидактических игр по формированию предпосылок естественнонаучной грамотности для детей старшего дошкольного возраста....

Использование «ТРИЗ» технологии в формировании предпосылок естественнонаучной грамотности у детей дошкольного возраста на занятиях по физической культуре.

Формирование элементарных естественно-научных представлений является одним из составляющих компонентов функциональной грамотности ребенка. Сюда относится экологическое  и валеологическое воспитан...