План самообразования педагога-психолога
методическая разработка
Самообразования педагога-психолога на 2022-2023 уч.год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shvets-i.v.-plan-po-samoobrazovaniyu-2022.docx | 16.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Шербакульского муниципального района Омской области «Детский сад
«Буратино»
План по самообразованию педагога - психолога
Швец Ирины Валерьевны на 2022 – 2023 учебный год Тема самообразования:
«Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»
с. Екатеринославка 2022 г.
Актуальность проблемы
Агрессивное поведение детей является одной из наиболее острых проблем в современном обществе. Проявление агрессии у детей в дошкольном возрасте все больше волнует родителей, воспитателей, педагогов – психологов.
В раннем и дошкольном детстве агрессивные проявления встречаются у значительного числа детей как отражение слабой социализации личности и отсутствия у них социально принятых коммуникативных навыков. Постепенно под влиянием общения с окружающими на смену деструктивным формам взаимодействия приходят новые социализированные формы поведения.
Те или иные формы агрессии характерны для большинства детей. Однако известно, что у определенной категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности, что чаще всего наблюдается у дошкольников. В итоге снижается продуктивный потенциал ребенка, сужаются возможности полноценной коммуникации, деформируется его личностное развитие. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе. Агрессивные проявления часто приводят к нарушению психологического комфорта в группе детского сада, создают дополнительные трудности в работе педагогов.
В настоящее время среди разнообразных отклонений и нарушений в поведении детей в возрасте от 5 до 7 лет являются причинами многочисленных запросов к педагогу - психологу воспитателей, родителей и администрации дошкольного учреждения.
В нашей образовательной организации за последние три года тема агрессивных проявлений в поведении детей старшего дошкольного возраста составила около 40% от общего числам различных запросов к педагогу –
психологу со стороны воспитателей и родителей и касалась в среднем около 15% воспитанников.
В связи с важностью гуманизации системы образования, важной задачей является формирование у детей с первых лет жизни нравственных ценностей, формирование навыков решения конфликтных ситуаций социально приемлемым способом.
В последние годы научный интерес к проблемам детской агрессивности существенно возрос. Однако, несмотря на значительное количество исследований, посвященных этой тематике, ключевые вопросы, связанные с природой и истоками агрессивности, остаются открытыми. Ученые разных направлений предлагают различные подходы к определению сущности агрессивного поведения, его психологических механизмов.
В связи с актуальностью проблемы, целью самообразования является повышение профессионального уровня по профилактике и коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста.
Задачи самообразования:
- Актуализировать знания по данной проблеме.
- Изучить литературу по проблеме агрессивного поведения детей дошкольного возраста.
- Проанализировать основные теоретические подходы к понятию агрессивности и агрессии.
- Овладеть новыми психолого-педагогическими технологиями и методиками, нацеленными на снижения уровня агрессивного поведения детей.
- Подобрать диагностику на выявление уровня агрессивного поведения детей
- Разработать коррекционно-развивающую программу по профилактике и коррекции агрессивного поведения детей.
- Отработать механизм взаимодействия по данной проблеме с педагогами и родителями.
Начало работы над темой: сентябрь 2022 год.
Окончание работы над темой: май 2023год.
Предполагаемый результат, после проведенной работы: владение психолого - педагогическими технологиями по профилактике и коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста, разработка программы по профилактике и коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста
Основные этапы и направления работы по самообразованию
№ | Этапы | Планируемые мероприятия/работы по самообразованию | Сроки |
1. | Подготовительный этап |
изучение имеющегося опыта, в том числе практического характера.
детского сада. | В течение года 2022-2023 года |
2. | Диагностический этап | Определение уровня агрессивного поведения воспитанников детского сада с помощью подобранных диагностик. | В течение года 2022-2023 года |
3. | Прогностический этап |
| В течение года 2022-2023 года |
4. | Практический |
| В течение года 2022-2023 года |
5. | Обобщающий этап |
| В течение года 2022-2023 года |
6. | Внедренческий этап |
агрессивного поведения детей.
| В ходе дальнейшей психолого- педагогической деятельности |
7. | Аналитический этап | Анализ созданных педагогических условий для развития темы самообразования. |
ЛИТЕРАТУРА
. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. - М.: Просвещение, 1987. -144 с.
- Берковиц Э. Агрессия: причины, последствия, контроль. - СПб.: Прайм-Еврознак,2002. -512 с.
- Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. Пер. С нем. – М.: Педагогика, 1991. -321 с.
- Запорожец А.В.Эмоциональное развитие дошкольника. -М.: Просвещение, 1985. -135 с.
- Захаров В.И. Как предупредить отклонения в поведении ребёнка / Под ред. Кошелевой А.Д.-М.: Просвещение,1993. -115 с.
- Калинина Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. -СПб.: Речь, 2002. -86 с.
- Лещинский В.М., Кульневич С.В. Учимся управлять собой и детьми. - М.: Просвещение, 1995. - 240 с.
- Панфилова М.А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры.
- М.: Гном- Пресс, ГНОМ и Д, 2005. -160с.
- Панфилова М.А. Марсиане: игровой комплекс для агрессивных детей и подростков // Школьный психолог. -2001. - №18. - С.45.
- Чистякова М.И. Психогимнастика.- М.: Владос, 1990.- 127 с. 11.Шиманская М.А. Агрессивный ребёнок: кто он и как ему помочь? //
Дошкольная педагогика. - 2005. - №4. -С. 50.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования педагога-психолога
План саморазвития педагога-психолога МБДОУ ДС № 7 "Жар-птица"...
План самообразования педагога-психолога "Коррекция эмоционально-волевой, обогащение социального опыта дошкольников, посредствам песочной терапии"
План самообразования педагога-психолога "Коррекция эмоционально-волевой, обогащение социального опыта дошкольников, посредствам песочной терапии"....
План самообразование педагога -психолога
Тема саморазвития: " Оптимизация психоэмоционального состояние ребенка посредством коррекции детско-родительских отношений"...
План самообразования педагога - психолога на 2014-2015 учебный год на тему: "Снижение агрессивности у детей дошкольного возраста"
План самообразования педагога - психолога на 2014-2015 учебный год на тему: "Снижение агрессивности у детей дошкольного возраста"...
План самообразования педагога - психолога
План самообразования включает в себя перспективный план, самоотчет, дополнительные материалы....
План самообразования педагога-психолога на 2015-2018 учебные годы
Тема самообразования "Психологическая коррекция и развитие детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью"...
План самообразования педагога-психолога на тему: Профилактика профессионального выгорания педагогов
Цель: повысить уровень собственной компетентности в работе с педагогами по профилактике эмоционального выгорания. Задачи: 1. Проанализировать психологическую, методическую литературу по данной теме. И...