Непосредственно-образовательная деятельность по развитию речи детей «Экологическая сказка» подготовительная группа
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Овсянникова Юлия Владимировна

Непосредственно-образовательная деятельность  по развитию речи детей  «Экологическая сказка» подготовительная группа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ «Костинологовская СОШ», дошкольная группа

Непосредственно-образовательная деятельность

по развитию речи детей

в подготовительной группе по теме

«Экологическая сказка»

Подготовила и провела: Ю.В.Овсянникова

Март, 2019 г.

Цель: формирование умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему.

Задачи:

1. Учить детей образовывать сложные слова из двух простых.

2. Закрепить представления детей о сезонных изменениях в природе весной   

3.  Упражнять детей в умении различать и называть перелётных птиц и их детёнышей

4.  развивать артистичность и речь с помощью драматизации сказки «где мой домик»

Оборудование: конверт с письмом; карточки для проведения дидактических игр и для составления коллективного рассказа, отражающие изменения, происходящие в природном окружении весной; плоскостное изображение березы; музыкальная игрушка-птичка; аудиозапись “Голоса птиц”; прищепки; веточки; шапочки с изображением птиц.

Формы организации деятельности: фронтальное занятие с элементами игровой, театральной деятельности

Структура занятия:

Получение письма от волшебника.

Сочинение продолжения сказки.

Игра “Сравни и назови”.

Игра «Весенние слова»

Пальчиковая гимнастика с прищепками.

Игра «Скажи правильно»

Физминутка «Птицы»

Пересказ с элементами драматизации сказки «Где мой домик»

Ход занятия

  1. Вводная часть

Воспитатель: Сегодня у нас гости.  Давайте поздороваемся с ними.

Дети: (здороваются) .

Воспитатель: Я вижу, вы сегодня улыбаетесь, у вас хорошее настроение. И это правильно, ведь если с утра настроишься на хорошее, то и весь день пройдёт хорошо и принесёт нам только положительные эмоции. А если у кого-то ещё есть внутри грустинка, то мы это сейчас быстро исправим. Давайте выпрямим спинки, сделаем глубокий вдох – вдохнём воздух нового дня, а потом сделаем выдох, выдохнем все неприятности и огорчения. (Упражнение выполняется 3 раза).

Воспитатель: Ребята, сегодня утром у двери в нашу группу я обнаружила конверт с надписью “Детям группы “Сказка ”. Наверное, оно пришло от волшебника. Я решила дождаться вас и посмотреть, что за письмо к нам пришло. Давайте его вместе откроем и прочтем. А еще на конверте есть надпись – “Сказка”. Хотите узнать, что за сказка там спряталась? (Ответы детей.)

Дети с воспитателем садятся на ковер и читают письмо.

Воспитатель: “Жили-были четыре времени года: Зима, Весна, Лето и Осень. Жили они дружно и по очереди правили всем миром: три месяца – Зима, три месяца – Весна, три месяца – Лето и три месяца – Осень. Но однажды Зима решила, что она самая главная и не захотела уступить место Весне. Загрустили под снежным покрывалом растения. Птицы перестали петь песни. Люди устали топить печи, чтоб хоть немного согреться. Забеспокоились Осень и Лето. А Весна сказала: “Не беспокойтесь, у меня есть чудо, которое поможет победить холод!”

Воспитатель: “Ребята, а дальше ничего нет. Листок оборван. Но в конверте лежат еще карточки, на которых нарисованы лампочка, костер и солнце. Как выдумаете, что из этого может быть чудом, которое поможет Весне? (Ответы детей – “Солнце” Если дети дают неправильный ответ, то воспитатель помогает им с помощью наводящих вопросов.)

Воспитатель: “Действительно, Солнце – самое большое и доброе чудо. А еще оно какое?

  1. Основная часть

Проводится игра “Сравни и назови”, в ходе которой воспитатель начинает фразу, а дети должны ее закончить.

– Солнце желтое, как… (одуванчик).
– Солнце круглое, как… (мячик).
– Солнце ласковое, как… (бабушка, мама).
– Солнце румяное, как… (блинчик).

Воспитатель: “Ребята, как вы думаете, сказка закончилась? (Ответы детей.) Конечно, нет!

Как же Солнце помогло Весне? Что оно сделало, чтобы мир снова расцвел яркими красками

Воспитатель: Обратите внимание, в конверте есть еще карточки.

 “Я, думаю, что эти карточки помогут нам с вами придумать продолжение сказки. Посмотрите внимательно на них и скажите: Как же Солнце помогло весне?”

Дети рассматривают карточки с признаками ранней весны.

Ответы детей:

– Солнце стало ярче и теплее, стало пригревать.
– Начал таять снег.
– Потекли ручьи.
– Зазвенела капель.

Воспитатель: А сейчас поиграем в игру «Весенние слова». Если слово, которое я назову «весеннее», то нужно хлопнуть в ладоши, а если нет – потопать ногами.

Январь, тепло, снегопад, капель, мороз, грачи, ручьи, вьюга, стужа, март, новый год, проталина, метель, подснежники, сугробы, скворечник.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Правильно.  “А сейчас я приглашаю вас на лужайку – на зеленую травку”.

Воспитатель: “А что же еще произошло весной? Появились насекомые. Какие?

Ответы детей:

 Гусеницы.
– Жуки.
– Муравьи.
– Мухи.

Воспитатель: “А как вы думаете, кто этому обрадовался?”.

Ответы детей: “Птицы”.

Звучит аудиозапись “Голоса птиц”.

Воспитатель: “Закройте, пожалуйста, глаза и послушайте. Что вы слышите?” (“Птичье пение”).

а) Физкультминутка «Птицы»

Птицы в гнездышках сидят и по сторонам глядят.

Погулять птенцы хотят, из гнезда они летят.

На березку птички сели, головою повертели

И обратно улетели.

Налетались, утомились, в свои гнезда возвратились.

Воспитатель прикрепляет карточки с изображением перелетных птиц к изображению березы.

Воспитатель: “Посмотрите, на нашей березе сидят птицы.  Каких перелетных птиц вы знаете?”

Ответы детей:

– Скворец.
– Жаворонок.
– Грач.
– Иволга.
– Трясогузка.
– Соловей.

Воспитатель: “А чем занимаются птицы, когда возвращаются домой? (“Строят гнезда”.) Давайте поможем птичке построить гнездо.

б) Проводится пальчиковая гимнастика с прищепками.

Воспитатель ставит под березу музыкальную игрушку-птичку. Под веселую музыку дети берут бельевые прищепки и, зажимая ими, как клювиками, веточки несут их в гнездо. Птичка своим пением благодарит детей за построенное гнездо.

в) Давайте поиграем в игру «Скажи правильно»

Воспитатель спрашивает:

Если у птицы красная грудка, она какая? (красногрудая)

·        Если у птицы длинный хвост? (длиннохвостая)

·        Про какую птицу говорят длиннохвостая? (сорока)

·        Если у птицы черная голова? (черноголовая)

·        Если у птицы белый бок? (белобокая)

·        Если у птицы «сладкий голос» (сладкоголосая - соловей)

Воспитатель: Ребята, весной у птиц появляются птенцы. Они любопытные и непослушные, как и все дети, поэтому они могут, выпасть из гнезда. Скажите пожалуйста, вы увидели как птенец выпал из гнезда, что необходимо сделать чтобы помочь ему.

Дети: С помощью взрослых поместить в гнездо и отойти.

Воспитатель: Как называются птенцы у скворца?

Дети: Скворчата

Воспитатель: Как называются птенцы у кукушки?

Дети: Кукушата

Воспитатель: А если он один?

Дети: Кукушонок

Воспитатель: Как называются птенцы у галки?

Дети: Галчата

Воспитатель: Как называются птенцы у воробья?

Дети: Воробушки

Воспитатель: А с воробышком приключилась вот какая история.

г) Пересказ с элементами драматизации сказки « Где мой домик?»

Сказка «Где мой домик?»

Автор: Жил-был воробышек со своей мамой воробьихой. Однажды он решил полетать, посмотреть, что кругом творится.

Мама- воробьиха: Далеко не улетай и запомни: наш домик воробьиный

Автор: Воробышек летал, летал и не заметил , как заблудился .Страшно ему стало.

Воробышек: Где моя мама? Где мой домик?

Автор: Стал бедный птенчик стучаться в каждый домик и спрашивать: «Чей это домик?»

Подлетел он к вороньему гнезду и спрашивает :

Воробышек: Скажите пожалуйста , чей это домик?

Ворона: А тебе чей нужен?

Воробышек: Воробьиный.

Ворона: Нет, это не воробьиный домик, а воронье гнездо. Здесь я живу, ворона.

Автор: Заплакал  воробьишко и полетел дальше. Видит чей-то домик, постучал и спрашивает

Воробышек: Чей это домик?

Дятел: А тебе чей нужен?

Воробышек: Воробьиный.

Дятел: Нет, это не воробьиный домик, а дупло дятла. Здесь я живу, дятел.

Автор: Заплакал воробьишко и полетел дальше. Видит чей-то домик , стучится и спрашивает:

Воробышек: Чей это домик?

Скворец: А чей тебе нужен?

Воробышек: Воробьиный.

Скворец: Нет, это не воробьиный домик, а скворечник. Здесь живу я, скворец.

Автор: Заплакал воробьишко и полетел дальше. Видит еще один домик, постучался, спросил:

Воробышек: Чей это домик?

Голубь: А чей тебе нужен?

Воробышек: Воробьиный.

Голубь: Нет, это не воробьиный домик, а голубятня. Здесь  я живу, голубь.

Заплакал воробьишко: Что же мне делать? Как найти домик?

Голубю стало жалко воробьишко.

Голубь: Хочешь, я покажу где твой домик?

Воробышек: Покажи,  пожалуйста!

Автор: Полетели они вместе и нашли воробьиный домик. Обрадовался воробьишко,  и его мама, стали благодарить голубя.

Воробьиха: Спасибо тебе, голубь, ты очень добрая птица!

Воробышек: Спасибо голубь, что ты помог найти мне мою маму и домик.

Голубь: А ты, воробьишко, слушайся маму и больше не улетай далеко от дома.

Воспитатель: Вот такая история приключилась, с маленьким воробышком.

Ребята, а мне кажется, что воробышек заблудился, потому что не знал  свой домашний адрес и какие-то ориентиры,  по которым можно найти свой дом.

А вы все знаете свой домашний адрес? (дети называют свой домашний адрес)

 Молодцы, вы никогда не заблудитесь! 

  1. Итог  занятия:

Дети, мы много сегодня говорили о птицах, называли признаки весны, учились образовывать новые слова, показали сказку, называли свой домашний адрес. Молодцы, все вы очень хорошо работали.

Воспитатель вынимает из конверта бумажные солнышки и раздает их в благодарность от волшебника, за то, что они помогли Весне победить холод.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи для 2-ой младшей группы по теме: «Развитие связной речи» «К нам пришли гости»

Конспект  непосредственно образовательной деятельности по развитию речи для 2-ой младшей группы по теме: «Развитие связной речи»«К нам пришли гости»Цель:Учить детей составлять рассказа описательн...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ВО 2-Й МЛАДШЕЙ ГРУППЕ «ИГРАЕМ В СКАЗКУ»

Конспект НОД во 2-й младшей группеОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 1.Совместный с воспитателем пересказ сказки2.Артикуляционная игра3.Игры на развитие темпа и ритма речи4.Пальчиковая гимнастика5.Элемен...

Конспект развития непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи на тему: «Сказка – Колобок на новый лад».

Настоящая работа представляет собой конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию речи у детей старшей группы на тему: "Сказка - Колобок на новый лад"...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию речи на тему «Сказка за сказкой».

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию речи на тему «Сказка за сказкой»....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи «Путешествие по сказке «Колобок» в группе раннего возраста»

Конспект непосредственно образовательной деятельности  по развитию речи. «Путешествие по сказке «Колобок» в группе  раннего возраста»  Задача:1. Закре...

Сценарий непосредственной образовательной деятельности по развитию речи для детей первой младшей группы «Играем в сказку. Кот Васька»

Сценарий непосредственной образовательной деятельности  по развитию речи «Играем в сказку. Кот Васька» с использованием авторской методики Шороховой О.А. «Сказкотерапия и ...