Конспект организованной образовательной деятельности для детей средней группы по теме: "Звуковая структура слова".
план-конспект занятия (средняя группа)

Интеграция образовательных областей : "Речевое развитие" и "Познавательное Развитие". ООД оформлено в виде таблицы, сохранены все пять этапов обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya.docx29.37 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности для детей средней группы на тему :

 «Звуковая структура слова».

                                                                                                                                                                   Автор: Г.Н.Добычина

Интеграция образовательных областей «Речевое развитие и познавательное развитие».

Цель: создать условия для знакомства детей со схемой звукового состава слова и средством фиксации звуков; способствовать развитию умения называть первый звук в слове и умения определять последовательность звуков в коротких словах.

Задачи:

Обучение: создать условия для знакомства детей с термином «звук» и со схемой звукового состава слова.

Развитие: развивать фонематические представления дошкольников (умение слышать и выделять первый звук в слове); развивать артикуляционный аппарат, умение удерживать артикуляционную позу в течение некоторого времени. Совершенствовать точность, координацию и переключаемость общей моторики; учить согласовывать движения с речью. Развивать память, внимание, организационные умения: понимать цель задания и вопросов, предложенных педагогом; оценивать результаты работы (получилось- не получилось), исправлять ошибки.

Воспитание: воспитывать интерес к речевым занятиям, пробудить интерес детей к словообразованию.

Демонстрационный материал: презентация, схема трехзвукового слова в виде домика, 3 квадрата, 3 фишки серого цвета

Раздаточный материал: картинки с изображением шапки, автобуса, ракеты; карточки- домики со схемой трехзвукового слова (по 1 на каждого ребенка), фишки серого цвета (по 3 шт на ребенка), крылышки для троих детей, смайлики.

Оборудование: проектор, экран, доска, указка, магнитики, аудиозаписи (завывание ветра, шум дождя, крик стаи птиц).

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность детей

Мотивационный

1. Организационный момент . Приветствие воспитателя и детей с гостями.

Гости дорогие, важные такие,

В группе здесь у нас сидят,

Строго так на нас глядят.

(Вглядитесь в лица наших гостей. Они действительно строгие и серьезные? (Ответы детей)).

И не строго, а с улыбкой,

Очень теплой и простой,

Гости нас встречают с вами.

Чем ответим? Дети: Добротой.

Давайте подарим  нашим гостям хорошее настроение.

Взялись за руки, и подарим друг другу хорошее настроение.

2. В группе звучат неречевые звуки (завывание ветра, шум дождя, крик стаи птиц), воспитатель просит отгадать звуки природы.

- Ребята, эти звуки мы можем  слышать в природе. Сегодня я хочу рассказать вам о звуках, которые произносит человек. Скажите, пожалуйста, а мы можем увидеть звуки? Мы их можем только …… (услышать). Совершенно верно.

Обращают внимание на гостей, отвечают на вопрос.

Исполняют «Песенку-началочку» (речь с движением под музыку)- авт. Т.Новоселова.

Отгадывают, что это за звуки.

Отвечают

Ориентировочный

3. Сегодня я приглашаю вас отправиться в путешествие в Страну слов. А помогут нам Звуковички. Кто такие Звуковички? Это носители и хранители звуков, и живут они как раз в Стране слов. Сейчас мы с вами побываем на необыкновенной стройке. Посмотрим, как Звуковички занимаются своим главным делом- строительством слов. Они строят звуковые домики, в которых живут разные слова.  

(Показ слайда №1) А вот и первый наш помощник. Посмотрите он грустный, он забыл как его зовут. А давайте поможем ему. Чтобы узнать, как зовут Звуковичка (какой звук он хранит) поиграем с ним в игру «Поймай звук».

Слушают, смотрят на экран.

Исполнительский

Смотрим на рисунок, который он принес на крылышках, нарисована ромашка (воспитатель произносит слово «ромашка», интонационно подчеркивая первый звук (Р), предлагает детям вслушаться и произнести также, затем «ловят» этот звук в кулачок. Если кто-то из детей ошибается, воспитатель повторяет задание еще раз.) -Какой звук ты поймал?

 – Послушайте, и скажите: какой первый звук в слове «ромашка»? Значит, это Звуковичок (Р).

4. Посмотрите, я построю для звука (Р) комнату (ставит на доску квадрат). Это первая комната и здесь живет звук …….(Р). Тогда наш Звуковичок никогда не забудет своего имени.

(Слайд №2) Как зовут этого Звуковичка? Какой звук он хранит? Кто догадался? Какой звук у тебя в кулачке?

-Смотрите, я построю вторую «комнату» (помещает второй квадрат на доску рядом с первым). Какой звук будет жить во второй комнате? (А).

(Слайд №3) Ребята, посмотрите на наш волшебный телевизор (обращает внимание детей на экран). У нас новый гость. Что принес нам? Какой звук хранит это Звуковичок? (Воспитатель произносит слово «кот», интонационно выделяя первый звук (К))

(Затем воспитатель помещает на доску третий квадрат и обращает внимание детей на то, какой звук будет «жить» в третьей комнате- (К).)

- Ребята, смотрите, мы построили домик и теперь надо угадать, какое слово поселилось в нем. (Слайд №4 – картинки: ромашка, апельсин, кот). Сколько в нем комнат? (Три).

- Первая комната- звук (Р), вторая комната- звук (А), третья комната- звук (К).

- Если я произнесу звуки друг за другом, плавно, то прочитаю слово, которое здесь поселилось. Смотрим внимательно, как я читаю: веду указкой под первой «комнатой» и произношу звук (Р), когда перехожу ко второй «комнате», начинаю произносить звук (А), а теперь третья «комната», произношу звук (К) (медленно ведет указкой от первой клеточке до третьей).

Воспитатель следит, чтобы никто из детей «не обгонял» указку и «не отставал» от нее. Как только дети отгадали слово, на экране появляется картинка «рак».

- Посмотрите, мы правильно отгадали, какое слово поселилось в домике и на нашем «волшебном телевизоре» появилось изображение.

5. Динамическая пауза.

6. - А теперь я приглашаю три человека на роль Звуковичков. (Им раздаются картинки с изображением шляпы, автобуса, ракеты).

- Давайте поможем этим трем строителям построить новый звуковой домик для другого слова. А какое слово будет жить в домике, вы догадаетесь сами. Садитесь за столы. (Воспитатель обращает внимание детей на раздаточный материал). – Чтобы звуковые домики получились еще красивее и прочнее нужен новый строительный материал (показывает карточки и фишки). Каждая фишка- это окошко для одной комнаты. В такой комнате звуку понравится жить и он никуда не улетит. Новый строительный материал я раздала всем. Его надо беречь, из него будем строить много новых звуковых домиков. (Обращается к детям, выбранным на роль Звуковичков).

- Первый Звуковичок, что ты нам принес на крылышках? Какой звук ты хранишь? Спой свою песенку…  (Ш). Первого Звуковичка у нас зовут (Ш). Спой свою песенку, а вы подпевайте. Вместе со мной поселим звук (Ш) в первую комнату (берет фишку и помещает в первый квадрат). Какой звук будет жить в первой комнате? (Ш) Вот первая комната готова.

- Второй Звуковичок, назови себя. Подпевайте все хором (А-А-А). Поместите фишку-окошко во вторую комнату. Какой звук звук поселился во второй комнате? (Воспитатель на доске продолжает схему).

- Помогите последнему Звуковичку пропеть его песенку. Где будет жить последний звук (Р)? Берем фишку, сделаем для него комнату. (Схема завершается).

- Какое слово у нас получилось? Звуковички, встаньте рядом, показывайте на свои комнаты и по очереди пойте свои звуки. Кто услышал, какое слово живет в этом звуковом домике? (Шар). (Слайд (ШАР)).

7. Вот и волшебный телевизор включился. Мы помогли нашим Звуковичкам построить звуковой домик для слова «ШАР».

- А теперь поучимся «читать» это слово. Я буду «читать» указкой на доске, а вы за столами при помощи своих пальчиков. На какую комнату укажем, тот звук и поем. (Воспитатель ведет указкой вдоль схемы и одновременно «поет» вместе с детьми (Ш-Ш-А-А-А-Р-Р-Р)).

Кто может сам прочитать это слово? А мы будем следить, правильно ли он «читает».

- А теперь я покажу комнату, а вы спойте звук, который там живет (показывает части схемы в хаотичном порядке). Сколько звуков в слове «ШАР»?

- Ребята, мы совсем забыли про наших гостей. Скоро нам придется с ними расстаться. Давайте на прощание повеселим их, исполним оркестр на бумаге «Веселый дождик».

Слушают, произносят слово, интонационно выделяя первый звук.

Выполняют действия и отвечают какой звук «поймали» в кулачок.

Смотрят, слушают.

Смотрят, что принес Звуковичок, произносят слово «апельсин», интонационно выделяя звук (А), «ловят» его в кулачок. Отвечают на вопросы.

Смотрят, что принес Звуковичок, произносят слово «кот», интонационно выделяя звук (К), «ловят» его в кулачок. Отвечают на вопросы.

Смотрят, слушают.

Смотрят на схему.

Вместе с воспитателем хором произносят слово в соответствии с движением указки под схемой. Повторяю 2-3 раза. Потом 2 человека «читают» самостоятельно.

Делают вывод: что в домике «поселилось» слово «РАК».

Пальчиковая игра «Строители».

Одевают крылышки. Рассматривают картинки, проговаривают названия предметов, изображенных на них.

Садятся за столы, рассматривают раздаточный материал, слушают пояснения воспитателя.

Произносят слово «шапка», интонационно выделяя первый звук; длительно произносят звук (Ш), кладут фишку в первую клеточку.

Произносят слово «автобус», интонационно выделяя первый звук; длительно произносят звук (А), кладут фишку во вторую клеточку.

Произносят слово «ракета», интонационно выделяя первый звук; длительно произносят звук (Р), кладут фишку в третью клеточку.

Дети-Звуковички выстраиваются под схемой и по очереди произносят свои звуки. Остальные слушают. Отгадывают слово «ШАР».

«Читают» по схеме слово «ШАР» вместе с воспитателем.

Ребенок выходит к доске, берет указку и, повторяя движения воспитателя, «читает» слово «ШАР». Остальные следят за ним.

Следят за действиями воспитателя, называют звуки.

Оркестрируют на бумаге (В.Селиванов «Шуточка»).

Рефлексивный

- Что нового узнали? Чему научились? Что было трудным? А что интересным?

Отвечают.

Перспективный

- Как вы думаете, где может вам пригодиться все, чему мы сегодня учились? Подумайте, в какую команду вы себя записали бы: в команду «Знаек» или в команду «Незнаек»?

- Какова ваша оценка своих умений и знаний?

Подойдите к коробочке и выберите себе смайлик: Веселый- это значит: «Все отлично! Я доволен!», Задумчивый- «У меня все хорошо!», Грустный- «Что-то не получилось!».

(Воспитатель благодарит детей).- Молодцы!

Рассуждаю.

Выбирают смайлики, показывают их присутствующим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности для детей средней группы "Кораблик для путешествий"

Конспект разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Конспект по познавательному развитию (поисково-исследовательская деятельность) с детьми в средней группе....

Конспект организованной образовательной деятельности для детей средней группы по познавательному и художественно - эстетическому развитию «Путешествие в весенний лес»

Конспекторганизованной образовательной деятельности для детей средней группы по познавательному  и  художественно  - эстетическому раз  «Путешествие в весенний лес»...

Конспект организованной образовательной деятельности для детей средней группы по изобразительной деятельности на тему «Украсим тарелочку» (правополушарное рисование)

Цель: развитие коммуникативных, языковых, интеллектуальных и художественных способностей детей через методику правополушарного рисования....