Конкурс 2022 "Опыт работы по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе художественного конструирования из бумаги"
методическая разработка по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Мищенко Светлана Брониславовна

Опыт работы с детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_s_bumagoy.docx19.19 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы по развитию творческих способностей

у детей старшего дошкольного возраста

в процессе художественного конструирования из бумаги

Задачи:

  • стимулировать к самостоятельному построению образов, их последующему обыгрыванию;
  • упражнять в самостоятельном анализе имеющейся информации и внесении элементы новизны в способ выполнения работы.

Работа была организована в три этапа.

Первый этап был направлен на ознакомление детей с объёмной бумажной скульптурой (оригами). Дети осваивали новые способы техники оригами: отгибание боковых сторон прямоугольника (полученного из квадрата) к его центру; отгибание нижних углов треугольника (полученного из квадрата) к соответствующим его сторонам; отгибание нижних углов треугольника (полученного из квадрата) к противоположным его сторонам. Этап был реализован, в рамках проектов «Зимние забавы», «Птицы» и «Зоопарк». Так, в ходе НОД «Снеговики», предлагала детям полоски бумаги, которые они сворачивали в мини-цилиндры и оформляли по собственному усмотрению.  В ходе НОД «Бумажные звери» детям сначала предлагалось получить определённую геометрическую фигуру, а затем им было предложено выполнить в подгруппах вариативные поделки из различного набора деталей, объединение которых с одинаковыми геометрическими фигурами дало возможность получить разные образы.

Второй этап был направлен на развитие умения изготовлять объёмную фигуру, путём закручивания прямоугольника (полученного из квадрата) в цилиндр. Одни дети имели возможность строить образ, путём только мысленного объединения основы и деталей; а другие - путём практического примеривания, прикладывания разных деталей, а также самостоятельно применять усвоенные ранее приёмы  опредмечивания в изготовлении коллективных и индивидуальных работ. Этап был реализован в рамках проектов: «Интерьер мебельного магазина», «Наши защитники», «Весна идёт», «Цирк», «Космическое путешествие», «Транспорт», «Моя семья». На протяжении этого времени, в ходе НОД и совместной образовательной деятельности, вначале детям предлагала готовые образцы новых для них поделок, которые они анализировали и выделяли общий способ их изготовления. Затем стимулировала детей к вариативному выполнению понравившейся поделки, поощрялось внесение изменений детьми в заданные образцы, с помощью дополнительных операций (надрезание, отворачивание углов и т.п.) и деталей. Особое внимание обращала на оригинальность отдельных поделок, на новые сочетания уже знакомых деталей, на удачное использование дополнительных материалов (красок, карандашей, ниток, тесьмы и т.п.). Все дети имели возможность рассказать о своих поделках (по их желанию) и сравнить их с другими. Стимулировала детей к обыгрыванию каждой поделки (как индивидуально, так и по желанию детей коллективно, объединяя поделки в сюжетную группу).

На третьем этапе детей знакомила: с закручиванием круга в конус (низкий), закручивание полукруга в конус (высокий); преобразование квадрата в куб и квадрата в брусок, путём складывания и надрезания; новой техникой - «плетение». Работа проводилась в рамках проектов: «Улица города», «Театральная неделя», «Акция к 9 мая «Открытки для ветеранов» (первоначально знакомила со схемами нового способа изготовления открыток, затем помещая их в уголок изодеятельности, обеспечила самостоятельное использование их детьми). Все задания предусматривали одновременное самостоятельное комбинирование нескольких освоенных детьми способов конструирования. Стимулировала детей к обыгрыванию каждой поделки (как индивидуально, так и по желанию детей коллективно, объединяя поделки в сюжетную группу). В ходе образовательных мероприятий дети изготовили бумажных кукол к постановкам сказок «Колобок», «Репка», которые были показаны младшим дошкольникам и родителям; изготовили макет «Улицы нашего города», который впоследствии применялся в сюжетно-ролевых играх и образовательной деятельности по проекту «Безопасная дорога».

Таким образом, в ходе системы работы по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами конструирования из бумаги целенаправленно развивалось стремление детей к получению информации, внесение элементов новизны в способы выполнения творческих задач, обыгрывание поделок в сюжетной игре.

Таблица 2- Перспективный план художественного конструирования

из бумаги как средство развития творческих способностей

с детьми старшего дошкольного возраста

Тема проекта

Тема образовательной деятельности

Целевая

направленность

Зимние забавы

«Снеговик»

Создать условия для овладения детьми способа конструирования объёмной фигуры путём закручивая прямоугольника в цилиндр и добавления деталей по своему выбору

Птицы

«Зимние птицы»

Создать условия для расширения навыков самостоятельного изготовления поделки способом сгибания прямоугольника пополам и  включения дополнительных деталей

«Пингивины»

Создать условия для создания поделки на основе цилиндра и стимулирование детей к самостоятельному построению художественных образов и их последующему обыгрыванию в игровой ситуации «В Арктике»

Зоопарк

«Бумажные звери»

Создать условия для овладения детьми нового способа изготовления поделки из прямоугольных листов бумаги: переплетение их друг с другом; стимулирование детей к самостоятельному построению художественных образов и их последующему обыгрыванию

Мебель

Интерьер мебельного магазина

Создать условия для самостоятельного анализа детьми способа изготовления готовых образцов мебели,  и последующего выбора предмета мебели для самостоятельного изготовления и последующего обыгрывания

Наши защитники

«Подарок папе и дедушке»

Создать условия для самостоятельного определения способа выполнения поделки на основе схемы, закрепление навыков работы с прямоугольником

Весна идёт

«Подарок маме и бабушке»

Создать условия для самостоятельного определения способ образования цветов в открытке для мам и бабушек, обеспечивая последовательный переход от одного этапа изготовления поделки к другому.

Цирк

«Циркачи»

Создать условия для расширения навыков изготовления объёмной фигуры (отгибание углов, вторичное складывание фигуры и др.), стимулировать к изготовлению дополнительных деталей для передачи образа, последующему обыгрыванию

Космическое

путешествие

«Ракета»

Создать условия для закрепления и самостоятельного использования детьми знакомых способов, которые дети выявляют в ходе анализа готовой поделки

Транспорт

«Автобус»

Создать условия для закрепления навыков работы с прямоугольной формой, самостоятельного оформления поделки и ее последующего обыгрывания

«Автопарк легковых автомобилей»

Создать условия для самостоятельного изготовления автомобиля на основе работы с цилиндром, стимулировать детей к анализу способов и этапов изготовления поделки, последующему обыгрыванию

«Самолёт»

Создать условия для самостоятельного изготовления поделки с учётом имеющихся у детей навыков, стимулировать самостоятельный выбор способа ее выполнения

Моя семья

«Моя семья»

Создать условия для самостоятельного изготовления, с учётом имеющихся у детей навыков, художественного образа членов своей семьи

Улица города

«Строим высотный дом»

Создать условия для объединения детей в пары для создания одной поделки, которая затем включается в общую композицию, стимулировать к самостоятельному построению художественных образов и их последующему обыгрыванию

«Перекрёсток»

Создать условия для расширения имеющихся у детей навыков, стимулировать к самостоятельному выбора способа выполнения поделок и их обыгрыванию

Театральная неделя

«Сказка «Теремок»

Создать условия для самостоятельного построения художественных образов и их последующего обыгрывания

Акция к 9 мая

«Открытки для ветеранов»

Создать условия для самостоятельного определения способа выполнения открытки на основе схемы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе освоения технологии квиллинг"

Предлагаю вашему вниманию рабочую программу, с учетом регионального компонента растения Алтайского края. Данная программа соответствует основным требованиям ФГОС....

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования нетрадиционными техниками и живописными материалами.

С целью изучения механизмов формирования и развития детских способностей в живописи исследовательскую работу провела в подготовительной группе, в количеством 15 детей..На первый взгляд в этой группе ...

"Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе овладения элементарными математическими представлениями"

Данная статья затрагивает вопрос развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами занимательной математики. Статья предназначена воспитателям, родителям....

Методическая разработка "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе конструирования из полоски бумаги"

Создание условий для гармоничного развития ребенка, его способностей к творческому самовыражению через конструирование из полоски бумаги....

Из опыта работы: Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности

Творчество и ребёнок — две неотъемлемых составляющих процесса развития. Любой ребёнок с удовольствием занимается рисованием, лепит, делает поделки. Творчество — это то, что приносит радост...

Описание опыта работы «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе художественного конструирования и рисования".

Развитие детских творческих способностей является одним из самых важных вопросов современной педагогики и определяет в системе образования существенную задачу — воспитание в детях творческой инт...