Описание опыта работы «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе художественного конструирования и рисования".
материал
Развитие детских творческих способностей является одним из самых важных вопросов современной педагогики и определяет в системе образования существенную задачу — воспитание в детях творческой интерпретации окружающего мира, самостоятельности и активности в познании, которые в будущем помогут в достижении серьёзных перемен в обществе и жизни в целом. Знания в нашей жизни являются непостоянной переменной, они быстро становятся неактуальными и обновляются, увеличиваясь в объёме. Поэтому перед сегодняшними дошкольниками, а завтра перед сформированными членами нашего общества, растут требования к таким качествам как: изобретательность, инициативность, креативность, предприимчивость, решительность. Другими словами — это качества, которые основываются на базе детского творчества.
Федеральный государственный стандарт нацелен на главный результат — социализацию ребёнка, потребность в творчестве, развитие любознательности, мотивацию в достижении успеха.
На наш взгляд продуктивные виды деятельности является универсальным средством для решения этих задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_kozlovoy.docx | 22.58 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе художественного конструирования и рисования»
Почему нас привлекла эта тема?
Развитие детских творческих способностей является одним из самых важных вопросов современной педагогики и определяет в системе образования существенную задачу — воспитание в детях творческой интерпретации окружающего мира, самостоятельности и активности в познании, которые в будущем помогут в достижении серьёзных перемен в обществе и жизни в целом. Знания в нашей жизни являются непостоянной переменной, они быстро становятся неактуальными и обновляются, увеличиваясь в объёме. Поэтому перед сегодняшними дошкольниками, а завтра перед сформированными членами нашего общества, растут требования к таким качествам как: изобретательность, инициативность, креативность, предприимчивость, решительность. Другими словами — это качества, которые основываются на базе детского творчества.
Федеральный государственный стандарт нацелен на главный результат — социализацию ребёнка, потребность в творчестве, развитие любознательности, мотивацию в достижении успеха.
На наш взгляд продуктивные виды деятельности является универсальным средством для решения этих задач.
Итак, необходимость опыта работы мы видим в следующем:
- В разработке системы работы по формированию творческих способностей, в которой: создаются условия для самостоятельного экспериментирования с различными материалами и решения задач проблемного характера; организуется обучение в разных формах.
- Во внедрение в образовательную деятельность нетрадиционных техник конструирования и рисования, использование вариативности материалов за счет чего произойдет обновление содержания работы с детьми.
Цель работы – способствовать формированию творческих способностей у старших дошкольников в процессе художественного конструирования и рисования посредством использования нового развивающего содержания, иерархии форм организации этой деятельности и современных технологий.
Для достижения поставленной цели мы наметили план работы, имеющий три этапа: подготовительный, этап формирования творческих способностей, контрольный этап.
Чтобы доказать эффективность нашей работы мы провели диагностическое обследование. Проанализировав и оценив оригинальность детских работ по результатам двух заданий, мы отнесли 10 % детей к высокому уровню, 46 % - к среднему уровню, а 44 % детей к низкому уровню развития творческих способностей. Несмотря на систематическую работу по данной проблеме, мы получили совсем не высокий результат. Поэтому необходимо продолжать работу в этом направлении посредством использования нового развивающего содержания, иерархии форм организации этой деятельности и современных технологий.
Наша программа базируется на двух составляющих: базовой и развивающей. Но готовы ли мы к реализации нашей программы?
Проанализировав предметно-развивающую среду, можно сделать выводы: уголки по изобразительной и конструктивной деятельности оснащены разнообразными материалами. При подборе материалов мы учитываем его особенности и подаем так, чтобы стимулировать интерес, т.е. побуждать ребенка к самостоятельной, творческой деятельности.
Мы постоянно работаем над преобразованием предметно-развивающей среды за счет собственных разработок: дидактических игр и упражнений для развития творческого воображения, конструктивного мышления.
Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий наиболее адекватными поставленным целям и наиболее универсальными, на наш взгляд, являются технологии: проблемное и исследовательское обучение; разноуровневое обучение; проектные методы обучения, обучение в сотрудничестве.
На этапе формирования творческих способностей дошкольников работу строили в двух лабораториях: класс конструирования и художественная мастерская.
Основным и наиболее часто употребляемым материалом для создания детьми художественных композиций является бумага.
Бумага – это особый вид конструкторского материала. Она, как правило, очень непрочная и требует навыков осторожного обращения с ней. Вместе с тем, бумага обладает богатыми возможностями для развития детской творческой деятельности и мы широко используем в конструировании художественных композиций. Художественные композиции дети конструируют из разных видов бумаги: цветной, глянцевой, крепированной, газетной бумаги, столовых салфеток и фантиков.
Широко используем оригами, киригами. Использование традиционной методики, которая построена на наглядном и подробном объяснении процесса изготовления каждой игрушки, формирует у детей только репродуктивную деятельность, что не способствует развитию конструирования творческого характера.
Но использование приобретенных навыков нам необходимо при создании бумажных скульптур, которые, несомненно, носят творческий характер.
Это скульптуры из конусов, цилиндров, комков и модулей Оригами.
В качестве наиболее эффективной нетрадиционной техники мы используем квиллинг.
Эта техника удивительна, с её помощью можно получить различные шедевры. Существует множество типовых фигур, но всегда самому можно придумать новые, чтобы реализовать свои творческие возможности.
В работе художественной мастерской хорошо зарекомендовал себя «Прозрачный мольберт», который мы используем на индивидуальных занятиях, на занятиях в парах и в коллективной творческой деятельности.
С помощью «Прозрачного мольберта» дети, играя, учатся раскрывать свои творческие возможности, фантазировать. Занимаясь творчеством на мольберте, дошкольники применяют различные материалы, такие как: разноцветные маркеры, гуашевые и пальчиковые краски, ватные палочки, самодельные печати из бросовых и подручных материалов, зубные щетки и многое др. и работают в разных нетрадиционных техниках. Ребята испытывают заряд позитивных эмоций от радости созданного изображения, но если, что-то не получается, экспериментируя с материалами, добиваются хороших результатов, проявляя свою индивидуальность.
Огромное значение для развития детей имеет форма организации их деятельности в процессе непосредственной образовательной деятельности. Наиболее оптимальной считаем работу в парах и микрогруппах, где нет ни подавляющего авторитета взрослого, ни внимания со стороны всей группы.
Мы изменили не только систему работы с детьми по данному направлению, но и внесли изменения в систему работы с родителями. Наиболее эффективной формой работы с родителями является совместная деятельность родителей и детей в наших мастерских, участие родителей в реализации проектов.
На контрольном этапе провели диагностическое обследование, и полученные данные (32 % - высокий уровень, 56 % - средний уровень, 12 % - низкий уровень) дают основание сделать вывод об эффективности нашей работы. Опыт показал, что одно из наиболее важных условий развития детского творчества – разнообразие и вариативность работы с детьми. Новизна обстановки, разнообразные материалы, интересные задания, возможность выбора и еще многие другие факторы – вот что помогает обеспечивать живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Мы стремимся создать новую ситуацию так, чтобы дети, не только применяли усвоенные знания, навыки, но и искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у ребенка положительные эмоции, радостное удивление и желание творить.
Э. Жак-Далькроз писал «…Из всех чувств лучше всего влияет на развитие способностей ребенка радость, он наиболее охотно отдается этому чувству, и душа его открыта для воспитательного воздействия».
Поэтому мы стремимся научить детей получать удовольствие от собственной деятельности, формируя мотивацию дальнейшего развития. Только так можно ускорить процесс формирования творческих способностей у дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы "Развитие познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с историей создания вещей"
Опыт работы расскрывает теоретические и практические этапы работы по развитию познавательных способностей у дошкольников через ознакомление с историей создания вещей....
Презентация опыта "Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности"
«Раскрыть ребенка, как цветок, развить способности, талант, умения. И сохранить при этом все свое терпение. Для творчества открыть ему пути, и с ним по жизни радостно идти».Современному ребёнку за пор...
Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе восприятия музыкальных произведений
Это будет интересно музыкальным руководителям....
Методика руководства развитием творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе изображении природы.
В статье представлена методика формирования творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе изображения природы....
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РАССКАЗЫВАНИЮ
Стратегия современного дошкольного образования заключается в предоставлении всем воспитанникам возможности проявить свои таланты и творческий потенциал для будущей успешной жизни. Сегодня социальный з...
Конкурс 2022 "Опыт работы по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе художественного конструирования из бумаги"
Опыт работы с детьми...
Система работы по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе конструирования из бумаги
laquo;Истоки творческих способностей и дарований детей - на кончиках пальцев»В.А. СухомлинскийОсновные понятия по теме:Творческие способности – это индивидуальные особенности качества чел...