Развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста в процессе подготовки и проведения праздников в детском саду
статья по теме
Предварительный просмотр:
А.Н. Багаева
МБДОУ «Детство» д/с № 536, г. Екатеринбург
bag-aleksa@yandex.ru
Развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста в процессе подготовки и проведения праздников в детском саду
Проблема развития творческой активности человека в XXI веке становится одной из важнейших в философии, психологии, педагогике. Целесообразность формирования личности, не пассивно созерцающей действительность, а активно преобразующей ее, обозначена в ряде исследований и нормативных правовых документах.
Процесс подготовки и проведения праздника в детском саду, обладает качествами, необходимыми для развития творчески активной личности Праздники преобразуют повседневную жизнь ребенка, несут радость общения, формируют его как субъекта культуры. Процесс подготовки и проведения праздника связан для ребенка с эмоциональной приподнятостью, свободой самовыражения, реализует возможность погрузиться в стихию игры, активно взаимодействовать с самим собой и с окружающими.
Между тем, в педагогической практике существует ряд противоречий. Между федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы, нацеленными на задачи творческого развития дошкольников и недостаточной разработанностью проблемы развития творческой активности у детей дошкольного возраста. Между потенциальными возможностями праздника в ДОУ для развития творческой активности детей и недостаточностью методического сопровождения этого процесса на этапах подготовки и проведения праздников.
На основе анализа психолого-педагогической литературы можно утверждать что, развитие творческой активности у старших дошкольников в процессе подготовки и проведения праздников в детском саду будет эффективным, если:
- будет разработана и реализована методика развития творческой активности дошкольников, реализуемая поэтапно (замысел, подготовка, проведение праздника, рефлексия) и предполагающая дифференцированное использование на каждом этапе соответствующих форм и методов работы;
- будут созданы соответствующие для реализации методики условия: в учреждении дошкольного образования будет организовано педагогическое взаимодействие педагогов, родителей и детей, процесс проведения и подготовки праздников будет связан с атмосферой эмоциональной приподнятости, свободы самовыражения, погружения детей в стихию игры и активного взаимодействовать с окружающими.
Понятие «творческая активность» применительно к ребенку старшего дошкольного возраста нами понимается как интегративное качество личности, проявляющееся в художественно-игровой деятельности и характеризующееся инициативностью эмоциональностью, беглостью и оригинальностью творческих проявлений. Для развития творческой активности необходимо создать педагогические условия, а именно: поэтапный характер организации детского творчества; широкий спектр творческих заданий и их варьирование; рациональное сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм творческой деятельности; обогащение культуры слухового и зрительного восприятия, формирование художественно-образного видения предметов и явлений; опора на смежные виды искусства; стимулирование воображения; проблемно-игровые методы обучения детей; реализация дидактических принципов организации воспитательно-образовательного процесса; педагогический такт в руководстве и оценке творческой деятельности детей.
Нами были выделены этапы подготовки и проведения праздников, каждый из которых содержит творческие задания, включающие детей в активное творчество и способствующие, на наш взгляд, развитию творческой активности.
Первый этап: Определение темы праздника (предварительная работа). В предварительную работу обязательно включаются следующие виды деятельности: беседы-фантазии по теме праздника; музыкально-двигательные импровизации; музыкально-ритмическая деятельность; этюды на создание выразительных образов и др.
Второй этап: Период подготовки (репетиционный период). На этом этапе активно используются возможности развития творческой активности детей в театрализованной деятельности. Театральная технология, используемая в подготовке и реализации проекта, содержит в себе различные творческие элементы: внимание к объекту; воображение; память на ощущения и создание на ее основе образных видений; способность к взаимодействию; логичность и последовательность действий и чувств; ощущение перспективы действия и мысли; чувство ритма; мышечная свобода и пластичность; владение голосом, произношение, интонация; умение действовать словом. А так же: поощрение исполнительского творчества детей; развитие у детей в соответствии с их индивидуальными способностями; возможности свободно и раскрепощено держаться перед зрителями; развитие свободы самовыражения; побуждение детей к импровизации средствами мимики, пантомимы, выразительных движений и интонаций; обсуждение с детьми различных настроений, переживаний, эмоциональных состояний персонажей, передаваемые различными средствами драматизации. В ходе репетиционного этапа характерны следующие творческие задания и игры направленные на развитие: двигательно-звуковой творческой активности; эмоциональной выразительности; оригинальности; инициативности;
Третий этап: Явление праздника. На этом этапе важна атмосфера праздника, которая способствует волевой мобилизации ребенка. Во время спектакля дети действуют, не отвлекаясь, они очень внимательны и самостоятельны. В бесхитростном искусстве детского театра дошкольники должны получать возможность удовлетворения потребности в творческом самовыражении, инициативности, самостоятельности и воплощении художественного замысла. Дети получают возможность выразить себя в играх, танцах, инсценировках, проявить свой артистизм и эмоциональность в художественном слове, декламации. Благодаря выстроенной и продуманной системе подготовки к празднику у детей укрепляется позитивное отношение к себе, к сверстникам, появляется уверенность, инициативность, доброжелательность, уважение к другим.
Четвертый этап: Заключительный. Период рефлексии, возможность поделиться своими ощущениями, чувствами, переживаниями. Праздники доставляют детям радость, обогащают их новыми эмоциональными переживаниями, расширяют кругозор. Совместная подготовка к празднику, общность интересов сплачивают детей, сближают с воспитателями, педагогами и родителями.
Формирование творческой активности дошкольников в процессе подготовки и проведения праздников становится возможным лишь в случае целенаправленной работы по развитию творческих способностей. Именно работа над формированием творческой активности дошкольников выступает залогом успешности воспитания полноценной личности ребенка, становления его интеллектуальной, социальной и культурной среды.
Сущность формирования творческой активности дошкольников в условиях художественно-игровой деятельности, представляющей собой процесс эмоционально-образного взаимодействия взрослых и детей, направленный на творческое самовыражение детей и гармонизацию их взаимоотношений с окружающими, способствующих развитию инициативности, беглости, оригинальности, эмоциональности дошкольников, формирования их творчески-активного отношения к миру.
Именно художественно-игровая деятельность несет особый характер, именно праздник и игра обладают всеми теми признаками, который характерны для развивающей среды и несет широкий функциональный спектр выполняемых задач. Игра есть самостоятельная деятельность личности; как правило, игра не имеет четко спланированного результата, а соответственно и сам процесс игры подвержен значительным колебаниям и изменениям. В то же время художественно-игровая деятельность в первую очередь характеризуется ее направленностью на достижение конкретного результата, усвоение каких-либо ценностей, традиций, социальных ролей (в зависимости от типа игры).
Процесс подготовки и проведения праздника организуется, контролируется и направляется специалистами, таким образом, гарантируя заранее предсказуемые результаты, а также качество усвоения необходимого материала. Именно построение процесса подготовки и проведения праздников, как целостного образования, вовлекающего в активную творчески-преобразующую деятельность всех детей и является спецификой использования художественно-игровой деятельности с целью формирования творческой активности детей дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья «РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ»
Статья о развитии исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования....
Педагогическая технология развития певческих умений детей старшего дошкольного возраста в процессе подготовки и проведения конкурса "Звонкий голосок"
Педагогическая технология развития певческих умений детей старшего дошкольного возраста в процессе подготовки и проведения конкурса "Звонкий голосок". В работе описаны этапы педагогической...
РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ.
Занимательные опыты и эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действия, проявлению творчества, так как представлены с учетом актуального развития дошкольников....
"Развитие исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования"
Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать. В. Сухомлинский ...
План самообразованию " Развитие творческой активности детей среднего дошкольного возраста в процессе лепки из соленого теста"
самообразование...
Творческий проект "Осенняя ярмарка" по народному искусству как средство эстетического воспитания и развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста
Цель проекта: Приобщать детей к русским корням, истокам и культуре своего народа....
Этнокультурное воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе подготовки и проведения Фестиваля народов Прикамья "Пармский хоровод"
В статье описывается опыт работы по этнокультурному воспитанию дошкольников с использованием одной из эффективных форм работы - Фестиваля народов Прикамья "Пармский хоровод" - ежегодного тра...