Использование современных технологий в развитии навыков коммуникации у старших дошкольников (из опыта работы) Статья Иванова К.В., Цырдя Н.М.
статья
Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Педагог должен стать координатором информационного потока. Обучение ребенка использованию ИКТ технологий дает ему возможность расширить области коммуникации со взрослыми и сверстниками, формирует умение принимать совместное решение, способность к кооперации с другими детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_sovremennyh_tehnologiy.docx | 22.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование современных технологий в развитии навыков коммуникации у старших дошкольников (из опыта работы)
Use of modern technologies in communication skills development of pre-school children (based on work experience)
Цырдя Нина Михайловна ГБОУ МО СКНШДС № 737, Москва, Россия
Иванова Ксения Валерьевна ГБОУ МО СКНШДС № 737 , Москва, Россия
Tsyrdya Nina GBOU MO SKNSHDS №737, Moscow, Russia
Ivanova Kseniya GBOU MO SKNSHDS №737, Moscow, Russia
Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Педагог должен стать координатором информационного потока. Обучение ребенка использованию ИКТ технологий дает ему возможность расширить области коммуникации со взрослыми и сверстниками, формирует умение принимать совместное решение, способность к кооперации с другими детьми.
A child of today lives in the world of e-culture. The teacher must therefore become a coordinator of informational stream. When a child is taught information technologies, they are able to enlarge their sphere of communication with adults and peers, form the ability to take decisions together, as well as the ability to cooperate with other children.
Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется роль педагога — он должен стать координатором информационного потока. Педагогу необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы стать для детей проводником в современном мире, а так же передать свои знания детям. Как сделать так, чтобы использование ИКТ технологий стало оправданным в работе с детьми и способствовало детскому развитию, подготовке к школьному обучению?
Как известно, целевыми ориентирами на этапе завершения дошкольного образования являются следующие показатели:
- Положительное отношение ребенка к миру, к другим людям, к самому себе
- Активное взаимодействие со сверстниками
- Способность к сотрудничеству
- Стремление быть понятым
- Способность выбирать род занятий, участников по совместной деятельности
- Ребенок открыт новому, проявляет стремление к получению знаний
Один из главных показателей достижения целевых ориентиров - это уровень Коммуникации ребенка со взрослыми и сверстниками, способы установления и поддержания им контакта, умение принимать совместное решение, способность к кооперации с другими детьми, что особенно важно для детей с нарушениями речи.
В беседе с детьми мы выяснили, что в современном мире основными видами коммуникации являются:
- Непосредственное общение. Достоинства которого - близость собеседника, непосредственность эмоций, интонационная выразительность, материальность.
- И общение с использованием ИКТ технологий (достоинства: быстрота, отсутствие пространственных барьеров, повышенный интерес к коммуникации).
Практика показывает, что у многих дошкольников к предшкольному периоду не в полном объеме сформированы навыки общения с разнообразным окружением и главное - потребность в широком круге общения и познанию нового. Особенно у детей с нарушениями речи.
Представим вам наш опыт работы с детьми в данном направлении.
ГБОУ МО СКНШДС № 737 работает над Проектом «Ребенок в мире без границ». Проект заключается в организации общения с детьми из Болгарии.
Цели проекта:
ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
- 1. Расширение культурного взаимодействия
- 2. Знакомство с культурой Болгарии
- 3. Обмен международным педагогическим опытом
ДЛЯ ДЕТЕЙ
- 1. Расширение кругозора
- 2.Знакомство с собственными культурными традициями и культурой Болгарии
- 3. Развитие коммуникативных навыков
Задачи которого:
- Создание единого межкультурного педагогического пространства
- Обмен педагогическим опытом
- Организация общения между детьми разных стран
- Углубление знаний детей о собственной культуре
- Развитие коммуникативных навыков у детей
- Расширение представлений о мире
- Расширение взаимосвязи между педагогами как внутри учреждения,
так и с иностранными коллегами
- Знакомство с традициями и культурой других стран
Выделим этапы работы над проектом :
- Традиционная переписка (письма и посылки друг другу через почту)
- Переписка по электронной почте (совместная с детьми подготовка видео-презентаций, фотографий, написание электронных писем).
На каждом из этапов нами ставились определенные задачи. Так, на этапе «традиционной переписки» мы старались мотивировать детей к письменному общению со сверстниками в виде обмена рисунками, короткими письмами – знакомствами, поделками. Дети узнали правила оформления письма: что такое адрес, конверт, марка, посылка, бандероль. Так же посетили почту, где отправляли посылки и письма, познакомились с работой почтальонов. Отследили на географической карте путь письма и способы его доставки – на поезде, самолете.
На этапе электронной переписки мы хотели научить детей составлять электронное письмо в виде презентации и познакомить со способом его изготовления и отправки. Для этого требовалось сделать фотографии, отобрать лучшие из них (не только свои), вставить их, придумать текст к слайдам, напечатать его самостоятельно на клавиатуре, переслать письмо по электронной почте. Данный вид деятельности был новым в работе, как для нас, так и для детей.
Мы увидели повышенный интерес у детей к такому способу общения. Сначала дети были удивлены предоставленным им возможностям, технике, которая была им доверена, необходимости самостоятельного действия, принятия решения. Но затем проявили неподдельный интерес и активность: спорили, обсуждали, кому и как делать фотографии, что написать детям, кто будет набирать слова. Отсутствовало принуждение и дополнительные аргументы со стороны взрослого о необходимости повторить буквы, написание слов, предложений. Работа была желанной. Педагоги показали детям возможности электронного способа общения, при этом сами дети «открыли» достоинства и недостатки электронного письма. Они высказывали предположения, что электронному письму могут «помешать облака, непогода и ветер» дойти до адресата. Большинство детей знали, что у родителей есть электронная почта, но знания эти были недостоверными и размытыми. Мы еще раз закрепили понятие «почтового ящика», адресата, темы письма уже в электронном виде, повторив его необходимость. Такой вид переписки стал желанным для детей и они с нетерпением ждали ответа. Получив ответ, мы закрепили представление детей о такой деятельности.
Использование ИКТ технологий в виде электронной переписки (которая не отменяет традиционные виды письма) позволяет повысить мотивацию у детей к обучению чтению и письму, потому что априори является желанной для ребенка. Перед ребенком раскрываются не только игровые возможности компьютера, но и использование его для развития познавательной сферы, возможности коммуникации посредством его.
Те целевые ориентиры, которые были названы в начале нашей статьи нашли подтверждение в такого рода деятельности детей:
Положительное отношение ребенка к миру, к другим людям, к самому себе - дети расширили представление о границах своей страны, своего круга общения, радовались собственным достижениям
Активное взаимодействие со сверстниками, способность к сотрудничеству осуществлялась в процессе подготовки презентации, которая была результатом совместного труда.
Стремление быть понятым было актуальным, потому что «адресату» требовались краткие и емкие предложения. Детям предлагался выбор рода занятий, что формирует у них ответственность и свободу принятия решений. Дети хотели и хотят продолжать такого рода деятельность, и были готовы «перейти на электронные способы общения.
Таким образом, то к чему мы стремились: расширение возможностей коммуникации ребенка со взрослыми и сверстниками, способы установления и поддержания им контакта, умение принимать совместное решение, способность к кооперации с другими детьми может формироваться так же и при использование компьютерных технологий, которые при этом не должны подменять материальные способы общения.
Следующим этапом мы хотим организовать общение детей по скайпу.
Список литературы:
1. Калаш И. Возможности информационных и коммуникационных технологий в дошкольном образовании Изд-во ЮНЕСКО, 2011. – 176 с.
2.Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: учебно-методическое пособие / Д.П. Тевс, В. Н. Подковырова, Е. И. Апольских, М. В, Афонина. – Барнаул: БГПУ, 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие познавательно – исследовательской деятельности старших дошкольников» (из опыта работы)
Доклад из опыта работы: развитие познавательно – исследовательской деятельности старших дошкольников...
«Использование игровых технологий на занятиях по ФЭМП в старших группах» (из опыта работы)
Выступление на педагогическом совете на тему:«Использование игровых технологий на занятиях по ФЭМП в старших группах»(из опыта работы) пригодится для работы воспитателям и родителям детей старше...
Использование ИКТ технологий для развития логического мышления у старших дошкольников.
Преимуществом использования компьютерных технологий является перенос центра тяжести с вербальных методов обучения на методы поисковой и творческой деятельности воспитателя и воспитанников. Следовател...
Консультация для воспитателей «Использование ИКТ технологий для развития логического мышления у старших дошкольников»
В данной консультации раскрыта важность использования информационно-коммуникативных технологий в дошкольном учреждении; преимущество использования компьютерных технологий для обогащения и преобразован...
Статья «Использование ИКТ технологий для развития логического мышления у старших дошкольников»
В данной статье описывается использование ИКТ технологий в работе с детьми для развития логического мышления у старщих дошкольников. посредством онлайн игр - упражнений....
Использование современной технологии эффективной социализации детей дошкольного возраста «Клубный час» (Из опыта работы) Для родителей и педагогов
Использование современной технологии эффективной социализации детей дошкольного возраста «Клубный час» (Из опыта работы) Для родителей и педагогов...
Использование современной технологии эффективной социализации детей дошкольного возраста «Клубный час» (Из опыта работы) Для родителей и педагогов
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениегорода Когалыма «Золушка» «Педагогическая статья «Клубный час...