Роль игровых технологий в обучении на музыкальном занятии. Приведен доклад из опыта работы и планирование занятий для 1 мл. группы на 1 полугодие с применением игры и ЭОР
учебно-методический материал по музыке (младшая группа) по теме
Смешение технологий и методик приводит к тому, что иногда методики входят в состав технологий, а иногда, наоборот, те или иные технологии – в состав методик обучения.
Поэтому если мы говорим, что на музыкальных занятиях мы применяем игровые методы обучения – эта формулировка не будет ошибкой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plany_konspekty_k_attestatsii.docx | 40.57 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Планы игровых занятий с применением ЭОР, с детьми 1 младшей группы.
( 1 полугодие)
Пояснительная записка.
В начале учебного года идет адаптация воспитанников к ДОУ и первые 2 недели занятия проводятся в группе, с использованием аудиозаписей программы «Топ-хлоп» А. Бурениной и Т.Сауко и программы Е. Железновой. Эти 2 недели отводятся на знакомство с детьми, помощь воспитателям в адаптации воспитанников к условиям ДОУ. Первые занятия длятся не более 5-8 минут. Проводятся коммуникативные игры: « Дай ладошечку», « Догони зайчика», «Ласковое имя», « Разбудим ласково кошечку», «Села птичка на ладошку» и другие. Очень важно присесть возле ребенка и улыбаясь смотреть ему в глаза, тон ласковый, петь тихо и слегка замедленно, без музыкального сопровождения. Необходимо вызвать у детей доверие к новому для них человеку, желание играть с ним, интерес к музыке и всему, что происходит на занятии. Помимо музыкальных занятий, в начале учебного года, музыкальный руководитель ежедневно заходит в группу для индивидуального общения с детьми. Дети должны привыкнуть к педагогу. Педагог приносит с собой какую-либо игрушку и обыгрывает ее, напевает песенку. Так вносится зайка, лошадка или кукла с песней про куколку ( К нам пришла в нарядном платье, с белым бантом кукла Катя). В последующем эти персонажи будут «приходить» к детям и участвовать в занятиях. Любая игрушка, вносимая на занятие, вначале приветствуется детьми, затем рассматривается, обследуется, дается в руки детям. Предлагаю обнять игрушку, погладить ее и т.д. Игрушка –птичка садится детям на ладонь, на плечо, клюет зернышки. Другие игрушки участвуют в играх. Вместе с детьми «слушают» музыку, от имени игрушки взрослые поощряют, активизируют пение и движения детей. Игрушки «приносят» атрибуты к пляскам, а затем «смотрят», как дети танцуют и т.д. В раннем возрасте игрушка незаменима на занятии. Важно интересно «оживить» ее. Игровая ситуация на занятии создается с помощью элементов костюма, когда педагог надевает шапочку медведицы и меховую жилеточку и становится мамой - медведицей. Надев фартук и косынку, становится бабушкой Варварой и т.д. Используется настольный театр, театр петрушки, фланелеграф и просто театр картинки, с магнитной доской. Шагая в ног у со временем, широко применяются электронные образовательные ресурсы ЭОР. Демонстрируются на занятии иллюстрации и видеофрагменты с применением мультимедиа или просто ноутбука . Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) - такие как аудиозапись, применяются почти на каждом занятии, для организации движений детей, реже- в разделе пения ( Котенок Е. Железновой, Зайка р.н.) Оживить занятия, создать игровую ситуацию, помогают иллюстрации из интернета и песенки с видео (Дождик). Для детей данного возраста один и тот же репертуар необходимо повторять многократно. Поэтому в каждом месяце в перспективном плане некоторые занятия даны сдвоенными, с учетом повторения одного и того же занятия с небольшим изменением, дополнением или заменой одного из перечисленных репертуарных номеров. При повторении занятия, некоторые игрушки заменяются картинками, демонстрируемые на мультимедиа или ноутбуке. В каждом месяце планируется по 6-7 занятий, так как помимо игровых музыкальных занятий в 1 младшей группе проводятся комплексные и интегрированные занятия. Эти занятия проводятся по 1-2 занятию в месяц. План-конспекты интегрированных занятий разрабатываются совместно с воспитателем и представлены отдельно.
При составлении плана использовался репертуар Основной образовательной программы «От рождения до школы», а так же программы «Топ-хлоп» А.Бурениеной и Т.Сауко ; программы С и Е Железновых « Музыка вместе с мамой»
Цель: Развитие музыкальности воспитанников.
Задачи: Слушание Развивать интерес к музыке, желание слушать народную и классическую музыку, подпевать, выполнять простейшие танцевальные движения.
Развивать умение внимательно слушать спокойные и бодрые песни, музыкальные пьесы разного характера, понимать о чем (о ком) поется эмоционально реагировать на содержание.
Развивать умение различать звуки по высоте (высокое и низкое звучание колокольчика, фортепьяно, металлофона).
Пение
Вызывать активность детей при подпевании и пении. Развивать умение подпевать фразы в песне (совместно с воспитателем). Постепенно приучать к сольному пению.
Музыкально-ритмические движения
Развивать эмоциональность и образность восприятия музыки через движения.
Продолжать формировать способность воспринимать и воспроизводить движения, показываемые взрослым (хлопать, притопывать ногой, полуприседать, совершать повороты кистей рук и т.д.).
Формировать умение начинать движение с началом музыки и заканчивать с ее окончанием; передавать образы (птичка летает, зайка прыгает, мишка косолапый идет).
Совершенствовать умение выполнять плясовые движения врассыпную, менять движения с изменением характера музыки или содержания песни.
месяц | репертуар | задачи | Приемы |
Сентябрь. 1 | Дай ладошечку- р.н. мелодия. Танечка, баю-бай- В. Агафонникова Да-да-да- Е. Тиличеевой | Знакомство, формирование эмоционального контакта, доверия детей к педагогу. Приучать слушать пение взрослого, вызвать интерес к действию с куклой. Познакомить с игрой-пляской. | По-возможности, подойти к каждому ребенку и погладить его по ладошке, напевая без музыки песенку. Укачивание куклы. |
2 | Дай ладошечку- р.н. мелодия. Котенок- Е.Железнова. (ЭОР) Да-да-да - Е. Тиличеевой (ЭОР) | Формирование эмоционального контакта, доверия детей к педагогу. Приучать слушать пение взрослого, вызвать интерес к действию с кошечкой. Побуждать к выполнению плясовых движений. | Подойти к каждому ребенку и погладить его по ладошке, напевая без музыки песенку Обыгрывание мягкой игрушки –котенок. Игра коммуника -тивная - разбудим ласково кошечку. |
3 | Птичка муз. Е. Тиличеевой Танечка, баю-бай- В. Агафонникова Плясовая Ах вы сени-р.н. Да-да-да - Е. Тиличеевой (ЭОР) | Слушать пение взрослого, понимать содержание, развивать эмоциональное восприятие, реакцию на окончание звучания песни. Реагировать сменой движения на спокойную и веселую музыку. Побуждать к выполнению плясовых движений | Птичка на резиночке летает, садится под пение на ладошку к детям, улетает – возглас: «Ай!». Предлагаем покрошить птичке крошек Укачивание куклы, под плясовую – кукла пляшет, а дети ей хлопают. |
4. | Птичка муз. Е. Тиличеевой Котенок- Е.Железнова. (ЭОР) « Ладушки-ладошки» муз.Иорданского М. Где же наши ручки?» муз. Т. Ломовой (ЭОР) | Развивать эмоциональное восприятие, реакцию на окончание звучания песни. Подпевать звукоподражание и отдельные слова в песне. Развивать мелкую моторику , выразитель ность исполнения имитационных движе ний. Развивать ритмичность, координацию движений с музыкой. | Птичка на резиночке. Игрушка кошка-обследование, обыгрывание. Игровые образные движения: варим кашку, гладим птичку, крошим крошки, строим домик и т.д. Игровая ситуация пряток . |
5 -6 занятие | Зайка и мишка, муз. Е. Тиличеевой, Птичка летает, Птичка клюет, муз. Г. Фрида «Где же наши ручки?» муз. Т. Ломовой (ЭОР) | Формировать умение слушать музыку и смотреть мини-игры-спектакли, развивать эмоциональную сферу, желание повторять вслед за педагогом отдельные слова и движения. | Настольный театр: деревья, птичка, зайчик, медвежонок. Педагог обыгрывает сюжет «В лесу». Аудиозапись «Топ-хлоп» Т. Сауко |
7-8 занятие | «Птичка», муз. М. Раухвергера, «Где ты, зайка?», рус. нар. мелодия, обр. Е. Тиличеевой. «Зайка и мишка», Е. Тиличеева. Да-да-да - Е. Тиличеевой (ЭОР) Дождик- р.н. мелодия. (ЭОР) | Вызвать желание слушать музыку и наблюдать за действиями педагога с игрушкой. Развивать желание повторять вслед за педагогом отдельные слова и движения. Побуждать к выполнению плясовых движений | Педагог обыгрывает, видоиз меняя сюжет, и повторяя уже известное детям ранее: «В лесу» В лесу пошел дождь. Настольный театр заменяется театром игрушки, задником сцены служит иллюстрация на ноутбуке ЛЕС (ИКТ) |
Октябрь 1-2 занятие | Ходим- бегаем-Е Тиличеевой Лошадка, муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Френкель; «Зайка», рус. нар. мелодия, обр. Ан. Александрова, Едем на лошадке- Е. Железнова, (ЭОР) Дождик-р.н. мелодия. (ЭОР) | Осваивать ритм шага и бега. Вызвать желание принимать участие в музыкальных играх, слушать музыку и следить за действием с игрушками, подпевать отдельные звукоподражания в песенках: кап-кап, или щелкать язычком, изображая , как скачет лошадка. | Внесение игрушек: лошадка, зайка; создание игровых ситуаций. Использование аудиозаписи Е. Железновой. Изображение колокольчиком капелек дождя. Пи повторении занятия применяются ИКТ, видео фильм «Дождик» |
3-4 занятие | Флажки- обр. Раухвергера М. «Зайка», рус. нар. мелодия, обр. Ан. Александрова, «Наша погремушка», муз. И. Арсеева, Едем на лошадке- Е. Железнова. (ЭОР) | Менять движения с изменением динамики. Участвовать в музыкальных играх, выполнять простейшие движения по показу педагога, показывать ушки, хвостик заики, подпевать звукоподражания. Хлопать в ладоши –«пугать зайчика». Учить двигаться прямым галопом. | Игра с флажками. Внесение игрушек: погремушка, лошадка, шапочку зайчика; создание игровых ситуаций. Использование аудиозаписи Е. Железновой. Игра- мы скачем как лошадки. |
5-6 | Марш- Е Тиличеевой Едем на лошадке - Е. Железнова. (ЭОР) «Зайка», рус. нар. мелодия Игра «Зайчики и лисичка» Б. Финаровский. | Осваивать ритмичную ходьбу. Создавать у детей радостное настроение при пении, движениях и игровых действиях под музыку. Подпевать окончания слов и отдельные слова. Выполнять игровые действия под музыку. | Внесение деревянных ложек, выстукивание «цок-цок копытца у лошадок». Ситуация пряток с зайчиком и погремушками. |
7 | Ноги и ножки- Агафонников В. (ЭОР) «Спи мой мишка» Е. Тиличеева. «Зайка и мишка», муз. Е. Тиличеевой, «Зайка», рус. нар. мелодия. Игра «Зайчики и лисичка» Б. Финаровский. (ЭОР) | Развивать чувство ритма, формировать основные двигательные навыки. Развивать умение внимательно слушать музыку, понимать о чем она, (о ком) поется, эмоционально реагировать на содержание. Передавать образы ( зайка прыгает, мишка косолапый идет). Подпевать окончания слов и отдельные слова. Выполнять игровые действия под музыку. | Пришли на полянку Сюжет «На лесной полянке.» Воспитатель играет роль мамы-медведицы. Укладывает медвежонка спать и т.д. В игре воспитатель становится лисичкой. Дети играют роль медвежат, зайчат. |
. ноябрь 1-2 | Ноги и ножки- Агафонников В.; Устали ножки- Т. Ломова (ЭОР) Кошка, муз. Ан. Александро -ва; Петушок р.н., Кошечка (к игре «Кошка и котята»), муз. В. Витлина. Пляска « Чок-чок каблучок» Е. Мокшанцевой (ЭОР) | Развивать чувство ритма, формировать основные двигательные навыки. Продолжать учить, слушать музыку и следить за действием с игрушками, подпевать отдельные звукоподражания В процессе игровых действий вызывать желание передавать движения, связанные с образом. | Большие и маленькие ноги. Релаксация. Внесение перчаточных кукол петушок, кошка и шапочки котят. Рассказ педагога про петушка и кошечку, обыгрывание ситуации. ЭОР-Аудиозапись по программе Топ-хлоп, Т. Сауко. |
3-4 | Научились мы ходить- Е. Мокшанцева. Зайка, рус. нар. мелодия Кошка, муз. Ан. Алексан дрова; Кошечка (к игре «Кошка и котята»), муз. В. Витлина. Пляска « Чок-чок каблучок» Е. Мокшанцевой. (ЭОР) | Развивать чувство ритма и навык ходьбы. Вызвать желание принимать участие в музыкальных играх, слушать музыку и следить за действием с игрушками, подпевать отдельные звукоподражания в песенках. Вызывать желание передавать движения, связанные с образом. | ЭОР. Обыгрывание игрушек, обследование детьми игрушек: мягкая, пушистая, что есть у кошечки, у зайчика и т .д. Аудиозапись по программе А.Бурениной, Т.Сауко. |
5 | Научились мы ходить- Е. Мокшанцева. (ЭОР) «Куры и петухи» (из «Карнавала животных» К. Сен-Санса), Дидактическая игра «Курочка и цыплята» Е. Тиличеевой. «Корова», муз. М. Раухвергера, Петушок р.н., Кошечка (к игре «Кошка и котята»), муз. В. Витлина | Развивать чувство ритма и навык ходьбы Формировать умение слушать инструментальную программную музыку и смотреть мини-игры-спектакли, развивать эмоциональную сферу, желание повторять вслед за педагогом отдельные слова и движения. Учить различать звуки по высоте курочка зовет цыплят низким голосом, отвечают цыплята высоким звонким голосом. | Сюжет « На дворе у бабушки Варвары», воспитатель играет роль бабушки. Шапочки животных, игрушки.
|
6 | Вот как мы умеем- Е. Тиличеева. (ЭОР) Куры и петухи» (из «Карна вала животных» К. Сен-Санса), «Лошадка» муз. Е. Тиличеевой, Корова», муз. М. Раухвергера, Козлятки, укр. нар. мелодия, сл. Е. Макшанцевой | Формировать навык ритмичной ходьбы. Продолжать формировать умение слушать инструментальную программную музыку и смотреть мини-игры-спектакли, развивать эмоциональную сферу, желание повторять вслед за педагогом отдельные слова и движения. Учить различать звуки по высоте: курочка зовет цыплят низким голосом, отвечают цыплята высоким звонким голосом. |
ЭОР- Мультимедиа - сюжетная иллюстрация курочка с цыплятами и петушок, корова, кошечка, для дидактической игры карточки курочек и цыплят. |
Декабрь 1 | Вот как мы умеем- Е. Тиличеева. (ЭОР) Куры и петухи» (из «Карна вала животных» К. Сен-Санса), , «Корова», муз. М. Раухвергера, Собачка, М Раухвергер, Козлятки, укр. нар. мелодия, сл. Е. Макшанцевой | Формировать навык ритмичной ходьбы. Продолжать формировать умение слушать инструментальную программную музыку и смотреть мини-игры-спектакли, развивать эмоциональную сферу, желание повторять вслед за педагогом отдельные слова и движения. |
Повторение сюжета « На дворе у бабушки Варвары» с некоторым изменением репертуара. |
2 | Вот как мы умеем- Е. Тиличеева. (ЭОР) «Зимнее утро», муз. П.Чайко вского; «Ай-да», муз. В. Верховинца; Пляска с платочками», нем. плясовые, сл. А. Ануривой; «Догонялки», муз. Н. Александровой | Развивать слуховое внимание, начинать и заканчивать движение с музыкой. Формировать умение переключать зрительное внимание с игрушки на слуховое восприятие музыки. Учить выполнять игровые действия в играх и движения пляски в паре, взявшись за руки. Разучивать пляску с платочками, выполнять движения по показу. | Установка на выполнение движения.Поощрение. Сюжета «Катя в гостях у малышей». С Катей проводят игры, показывают детям парную пляску. Катя приносит платочки, танцует с детьми, поощряет детей. |
3 | Идем и прыгаем –Р. Рустамова «Зимнее утро», П.Чайко вского; « Собачка» М. Раухвергер, «Ай-да», В. Верховинца; Пляска с платочками», нем. плясовые, сл. А. Ануривой; | Менять движения со сменой контрастных частей в музыке. Формировать умение переключать зрительное внимание с игрушки на слуховое восприятие музыки. Учить выполнять игровые действия в играх и движения пляски в паре, взявшись за руки. Разучивать пляску с платочками, выполнять движения по показу. | Повторение сюжета «Катя в гостях у малышей». Катя приводит с собой собачку, приносит платочки. |
4 | Идем и прыгаем –Р. Рустамова «Елочка», муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Булатова; Петушок и Зайка р. н. мелодии. «Пляска с платочками», нем. нар. мелодии, | Менять движения со сменой контрастных частей в музыке. Познакомить с новой песней, учить понимать содержание, отвечать на вопросы по прослушанному. Подпевать отдельные слова в знакомых песнях. Развивать эмоциональность и образность восприятия музыки через движения. | Волшебный сундучок. Из него постепенно достают маленькую елочку, игрушки: зайка, петушок, красивые платочки, все это обыгрывается на занятии. |
5 | Идем и прыгаем –Р. Рустамова «Зима», муз. В. Карасевой, . «Елочка» Е. Тиличеева; «Зайка» р. н. мелодии , «Пляска с платочками», нем. нар. мелодии, Пляска « Чок-чок каблучок» Е. Мокшанцевой. (ЭОР) | Развивать умение внимательно слушать спокойные песни, понимать о чем (о ком) поется эмоционально реагировать на содержание. Продолжать формировать способность воспринимать и воспроизводить движения, показываемые взрослым. Продолжать учить различать звуки по высоте: курочка зовет цыплят низким голосом, отвечают цыплята высоким звонким голосом. | Волшебный сундучок. Из него постепенно достают, игрушки: саночки, книжку с иллюстрацией - дети на саночках, маленькую елочку, зайчика, красивые платочки, все это обыгрывается на занятии. |
6 | Побегаем с куколкой-р.н. плясовая. «Зима», муз. В. Карасевой, «Елочка» Е. Тиличеева; «Зайка» р. н. мелодии Игра «Зайчики и лисичка» Б. Финаровский. (ЭОР) | Учить бегать под музыку. Развивать умение внимательно слушать спокойные песни, понимать о чем (о ком) поется эмоционально реагировать на содержание. Подпевать слова и фразы. Выполнять образные движения по смыслу текста и согласован но с музыкой. | Куколка предлагает побегать не быстро, на носочках, за ней. На занятие приходит игрушка –лисичка, от ее имени ведется занятие. В зале устанавливают маленькую елочку. |
7 | Побегаем с куколкой-р.н. «Елочка» Е. Тиличеева; «Зайка» р. н. мелодии «Ай-да» В. Верховинца; Игра «Зайчики и лисичка» Б. Финаровский. . (ЭОР) Пляска с погремушками. | Учить бегать под музыку. Активизировать подпевание детьми знакомых песен. Закрепить умение выполнять движения в знакомых играх и плясках. | Игрушка -Снегурочка приходит со своими друзьями: лисичкой и зайчиком, приносит погремушки детям. |
Новогодняя елка. |