Дополнительная общеразвивающая программа образования физкультурно - спортивной направленности "Русские шашки"
рабочая программа (старшая группа)
Актуальность программы обусловлена тем, что игра в шашки - очень мощный инструмент гармонического развития интеллекта ребенка в игровой форме. Процесс обучения азам игр в шашки способствует развитию у детей способности ориентироваться на плоскости, развитию логического мышления, суждений, умозаключений. Учит ребёнка запоминать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности; вырабатывает умение вести точные и глубокие расчёты, требующие предприимчивости, дальновидности, смелости, настойчивости и изобретательности, фантазии, а также формирует волю к победе в напряжённой борьбе. Ребенок может сам организовать партнеров по деятельности, усваивает основы культуры поведения в игре, использует деловую, познавательную и личностную формы общения. Игра позволяет ребенку осознать, что и в реальной жизни есть определенные правила, которые мы должны соблюдать.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Дополнительная общеразвивающая программа
физкультурно - спортивной направленности
«Русские шашки»
на 2020 – 2022 учебный год
Разработала: Ракина О.Н.
воспитатель МБДОУ «Детский сад № 28»
г. Троицк, Челябинской обл.
Содержание
- Пояснительная записка 3
- Цель и задачи программы 4-5
- Возрастные особенности ребёнка
и их влияние на методику обучения игре в шашки 6-8
- Тематическое планирование 9
- Перспективное тематическое планирование занятий 10-20
- Материально-техническое обеспечение 21
- Используемая литература 21
- Приложение1- Контроль знаний 22-23
Приложение 2 - Понятийный аппарат 24
Пояснительная записка
Актуальность программы обусловлена тем, что игра в шашки - очень мощный инструмент гармонического развития интеллекта ребенка в игровой форме. Процесс обучения азам игр в шашки способствует развитию у детей способности ориентироваться на плоскости, развитию логического мышления, суждений, умозаключений. Учит ребёнка запоминать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности; вырабатывает умение вести точные и глубокие расчёты, требующие предприимчивости, дальновидности, смелости, настойчивости и изобретательности, фантазии, а также формирует волю к победе в напряжённой борьбе. Ребенок может сам организовать партнеров по деятельности, усваивает основы культуры поведения в игре, использует деловую, познавательную и личностную формы общения. Игра позволяет ребенку осознать, что и в реальной жизни есть определенные правила, которые мы должны соблюдать.
Немаловажным является то, что в игре происходит сплочение детского коллектива и эмоциональное сближение членов семьи. Можно смело сказать о плодотворном сотрудничестве: ребенок-сверстник - родитель - педагог.
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что курс по обучению игре в шашки максимально прост и доступен дошкольникам. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих воспитанников, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятие игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д. Важное значение при изучении шашечного курса имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.
Программа рассчитана на два года обучения (30часов 50минут и 37 часов соответственно). Она реализуется на базе детского сада в старшей и подготовительной группах. Со старшими дошкольниками с сентября по май проводятся два занятия в неделю продолжительностью 25 минут. С детьми подготовительной группы (6-7 лет) организуются два занятия в неделю продолжительностью 30 минут. Итого в месяц проводится 8 занятий, а в год 74 занятия. В процессе обучения организуются шашечные турниры, соревнования, досуговые и праздничные мероприятия.
Программа разработана на основе парциальной программы «Русские шашки для дошкольников» В.Н. Сидорычев, с учётом анатомо-физиологических и психофизических особенностей детей дошкольного возраста и рассчитана на детей от 5 до 7 лет.
Цель программы
Посредством освоения игры в русские шашки формировать у ребёнка предпосылки к учебной деятельности, развивать его познавательные способности.
Задачи
- Развитие у детей дошкольного возраста познавательного интереса, мышления, памяти, речи; интеллектуальных и личностных качеств; познавательно-исследовательской деятельности;
- Расширение кругозора;
- Приобщение детей к общепринятым нормам и правилам поведения со сверстниками.
Задачи первого года обучения
Обучающие:
- познакомить детей с азбукой шашечной игры, элементарными позиционными основами, научить играть в парах по правилам, решать задачи в два хода, работать с диаграммами, соблюдать очерёдность ходов.
Воспитывающие:
- пробуждать желание играть, формировать умение слушать и выполнять указания педагога, воспитывать честность, коллективизм, чувство товарищества.
Развивающие:
К концу учебного года дети должны знать:
К концу учебного года дети должны уметь:
- Правильно расставлять шашки на доске;
- Играть шашками и дамками;
- Решать элементарные задачи в два хода;
- Различать горизонталь, вертикаль, диагональ доски;
- Ориентироваться на плоскости шашечной доски.
Задачи второго года обучения
Обучающие:
- познакомить детей с с тактическими приёмами, элементарными позиционными основами игры, элементами дебютов, различными окончаниями, научить решать комбинации в три хода, играть в игры на шашечной доске (мини-шашки, «Заяц - волк», поддавки).
Воспитывающие:
-воспитывать чувство ответственности за команду, товарищеский дух, честность. Развивающие:
К концу учебного года дети должны знать:
- Теорию окончания игры - три дамки против одной дамки соперника, или треугольник Петрова.
- Элементы позиционной борьбы (оппозиция, жертва, рожон, сильные шашки, изолированные шашки, угроза, ловушки);
- Элементы тактических приёмов (размен, темп игры, связка, окружение, зажим, запирание);
К концу учебного года дети должны уметь:
- Играть в игры на шашечной доске;
- Решать задачи в два и три хода;
- Решать элементарные задачи в два хода;
- Использовать в игре позиционные, тактические приёмы.
У детей будет развита пространственная ориентация на плоскости шашечной доски.
Дети приобретут:
Возрастные особенности ребёнка среднего и старшего дошкольного возраста
и их влияние на методику обучения игре
Программа рассчитана на старший дошкольный возраст, и это не случайно. Учить игре в русские шашки детей младше 5 лет нецелесообразно. Безуспешные усилия порождают в них неуверенность, многие задания оказываются им не по силам.
Возраст 4 -5 лет присущ рост произвольности психических процессов. У детей всё лучше получается управлять своим поведением. В среднем дошкольном возрасте начинают активно развиваться процессы сначала произвольного, а затем и преднамеренного запоминания. Решив что-то запомнить, ребёнок может использовать для этого и некоторые действия, например повторение. К концу 5-го года жизни появляются самостоятельные попытки элементарной систематизации материала в целях его запоминания. Произвольное запоминание припоминание облегчаются, если ребёнку ясна и эмоционально близка их мотивация (например, запомнить тактический приём и применить его в игре со сверстником). В возрасте 4-5 лет еще недостаточно сформирован такой компонент произвольной памяти и внимания , как удержание мотива деятельности. Поэтому педагогу, работающему с детьми, необходимо использовать различные внешние опоры, разнообразные формы подсказа и напоминания. Так, дети при работе на своих досках могут одновременно наблюдать за действиями педагога на демонстрационной доске, следить за его подсказами. Хорошей формой напоминания являются диаграммы.
Шашки - это спортивная игра, в ней есть свой регламент. Невозможно играть в шашки, не владея правилами ходов и ударов. Поэтому педагог приступает к этим довольно сложным темам уже на начальном этапе обучения, в группах с детьми 4-5 лет.
А между тем дети еще не имеют опыта участия в спортивной игре, недостаточно хорошо ориентируются на доске. Известен факт, что ребёнок первого года обучения воспринимает только У часть доски. Он нередко забывает, как правильно расположить доску, и располагает доску так, что в левом нижнем углу оказывается белое поле. Работа с детьми 4-6 лет, педагог должен уделять внимание пространству доски, научить ориентироваться на нём. На втором году обучения проблемы с ориентировкой на пространстве доски у некоторых детей всё-таки остаются. Это особенно заметно, когда они начинают расставлять комбинации. Поэтому педагог наряду с объяснением тактических приёмов регулярно возвращается к структуре доски, задаёт уточняющие вопросы (на кокой горизонтали стоят белые? Чёрные? На каком поле стоят шашки?)
Мышление у детей 4-5 лет носит преимущественно наглядно-образный характер. Ребёнок лишь только учится решать мыслительные задачи в уме, и потому наглядность имеет большое значение на первых стадиях обучения. Для поддержания интереса, а также более эффективного освоения тем, рекомендуется использовать кружки красного и зелёного цвета (данную методику в работе по шахматам использует И.Г. Сухин). Ближе ко второму году обучения от наглядных материалов можно переходить к задачкам, которые решаются в уме, детям можно предлагать к разбору всё больше комбинаций. Однако при объяснении тем обязательно должна присутствовать наглядность.
В возрасте 4 с половиной лет совершенствуется возможность сопровождать речью свою игру, дети без труда воспринимают указания педагога. Освоение речи приводит к развитию рассуждений как способа решения мыслительных задач. Поэтому в ходе совместного разбора комбинаций педагог обязательно предлагает ребёнку комментировать свои ходы, анализировать, почему партия закончилась, к примеру, победой белых.
Память, всё больше объединяясь с ребёнком и мышлением, приобретает интеллектуальный характер. После 4 с половиной лет внимание становится значительно устойчивым. Существенные сдвиги можно наблюдать уже во втором квартале учебного года: дети сохраняют внимание и работоспособность в течение всего занятия. Весной поведение детей на занятиях несколько ухудшается, они чаще отвлекаются. Низкая устойчивость внимания может быть в начале года и в старшей группе. Объём внимания в среднем дошкольном возрасте значительно меньше, чем в старшем, и даже при тренировках увеличивается незначительно.
Говоря о детях 5-6 лет, важно отметить, что у них происходит важное изменение в сфере отношений со сверстниками. Они уже осваивают совместную игру, играют в парах, обмениваются между собой информацией, демонстрируют друг другу свои знания. Детская речь развита уже настолько, что не препятствует взаимопониманию со сверстниками. Ребёнок стремиться осмыслить и упорядочить получаемую информацию, поделиться ею с окружающими. Педагог должен максимально использовать эти новые навыки. Так, он может предложить двум детям начать игру, остальных же ставит кругом вокруг игроков и вместе с ними комментирует ход игры. С пятилетними детьми уже можно проводить такой вид мероприятия, как турнир.
Дети 6-го года жизни уже могут удерживать цель в памяти в течение 40-70 минут.
В старшем дошкольном возрасте познавательная задача становится для ребёнка собственно познавательной (нужно овладеть знаниями), а не игровой. У него появляется желание показать свои умения, сообразительность. Активно продолжают развиваться память, внимание, мышление, воображение, восприятие. Возрастает устойчивость внимания, ребёнок уже может его распределять и переключать. Так, разобрав комбинации с педагогом, он начинает применять их в ходе игры. Играя в русские шашки, ребёнок определяет последовательность ходов, анализирует их в уме, осознаёт, как меняется ситуация на доске от того или иного хода, каковы последствия ходов и ударов.
У детей 6-7 лет укрепляется произвольная память. Ребёнок может поставить перед собой цель: запомнить и вспомнить. Желание запомнить следует всячески поощрять, это залог успешного развития не только памяти, но и других познавательных способностей. Ведущим по-прежнему является наглядно-образное мышление, но к концу дошкольного возраста начинает формироваться словестно-логическое мышление. Оно предполагает наличие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. Старший дошкольник может устанавливать причинно-следственные связи, находить решения проблемных ситуаций. Например, ребёнок может дать такие объяснения: «Шашка сделала плохой ход, потому что её побьют», «Дамкой нельзя ходить, потому что она закрыта», «Чёрные проиграли, потому что у них нет шашек на доске, а значит, нет хода», и т.д. В старшем дошкольном возрасте детям под силу находить способы решения поставленной перед ними задачи, например, поймать дамку.
Игра в шашки обогащает детский словарь. Дети на занятиях активно осваивают профессиональный язык интеллектуальной игры, постепенно заменяют новыми понятиями ошибочные выражения. Например, только приступая к освоению новой игры, они могут говорить: «убить фигуру», «ходить», а затем заменяют их на правильные термины: «побить фигуру», «делать ход».
Учебно-тематический план первого года обучения (старшая группа)
№ | Наименование раздела | Кол-во часов | ||
п/п | (количество занятий) | Всего | Теория | Практика |
1 | История шашек (1 занятие) | 25 мин. | 10 мин. | 15 мин |
2 | Азбука шашечной игры (40 занятий) | 16ч.40мин. | 3ч.10мин. | 13ч30мин |
3 | Игры на доске (10 занятий) | 4ч.10мин. | - | 4ч.10мин. |
4 | Работа с диаграммами (8 занятий) | 3ч.20мин. | - | 3ч.20мин. |
5 | Позиционные основы (2 занятия) | 50мин. | 10 мин. | 40мин. |
6 | Контроль знаний (5 занятия) | 2ч.5мин. | 30 мин. | 1ч.35мин. |
7 | Учебный турнир (8 занятий) | 3ч.20мин. | - | 3ч.20мин. |
Подведение итогов курса. | ||||
Итого | 30ч.50мин. | 4ч. | 26ч.50мин. |
Учебно-тематический план второго года обучения (подготовительная группа)
№ | Наименование раздела | Кол-во часов | ||
п/п | (количество занятий) | Всего | Теория | Практика |
1 | Работа с диаграммами (11 занятий) | 5ч.30мин. | - | 5ч.30мин. |
2 | Теория окончаний (4 занятия) | 2ч. | 30мин. | 1ч.30мин |
3 | Позиционная борьба (14 занятий) | 7ч. | 1ч.45мин. | 5ч.15мин. |
4 | Тактические приёмы игры (12 занятия) | 6ч. | 1ч.30мин. | 4ч.30мин. |
5 | Игры на шашечной доске (12 занятий) | 6ч. | 45 мин. | 5ч.15мин. |
6 | Контроль знаний (4 занятия) | 2ч. | 45 мин. | 1ч.15мин. |
7 | Учебный турнир (17 занятий) | 8ч.30мин. | - | 8ч.30мин. |
Подведение итогов курса. | ||||
Итого | 37ч | 5ч.15м | 31ч.45м |
Перспективное тематическое планирование занятий на учебный год 2020-2021уч.г Первый год обучения
№ занятия | Раздел | Теоретические занятия | Про должи тель ность (мин.) | Практические занятия | Про должи тель ность (мин.) | Всего (мин.) |
1. | Контроль знаний | Расстановка шашек на доске | 10 | Движения (ходы) и удары шашек и дамок | 15 | 25 |
2. | История шашек | Откуда пришли шашки, шашки бывают разные | 10 | Игра: собери пазлы | 15 | 25 |
3. | Азбука шашечной игры | Доска - расположение доски | 10 | Игра в парах, доска | 15 | 25 |
4 | Доска - горизонталь | 10 | Игра в парах | 15 | 25 | |
5 | Игры на доске | Игра в парах | 10 | 25 | ||
Доска - горизонталь: «Поставь как я» | 15 | |||||
6 | Азбука шашечной игры | Доска-вертикаль | 10 | Игра в парах | 15 | 25 |
7 | Доска | 10 | 25 | |||
Игра в парах | 15 | |||||
8 | Игры на доске | Игра в парах | 10 | 25 | ||
Доска - вертикаль: «Поставь как я» | 15 | |||||
9 | Азбука шашечной игры | Доска-диагональ | 10 | Игра в парах | 15 | 25 |
10 | Доска | 10 | 25 | |||
Игра в парах | 15 | |||||
11 | Игры на доске | Игра в парах | 10 | 25 | ||
Доска - диагональ: «Поставь как я» | 15 | |||||
12 | Азбука шашечной игры | Доска - большая, или главная, дорога | 10 | Игра в парах | 15 | 25 |
13 | Доска | 10 | 25 | |||
Игра в парах | 15 | |||||
14 | Игры на доске | Игра в парах | 10 | |||
Доска - большая, или главная, дорога: «Поставь как я» | 15 | 25 | ||||
15 | Азбука шашечной | Доска - двойники | 10 | Игра в парах | 15 | 25 |
16 | Доска | 10 | 25 |
игры | Игра в парах | 15 | ||||
17 | Игры на доске | Игра в парах | 10 | 25 | ||
Доска-двойники: «Поставь как я» | 15 | |||||
18 | Азбука шашечной игры | Доска - тройники | 10 | Игра в парах | 15 | 25 |
19 | Доска | 10 | 25 | |||
Игра в парах | 15 | |||||
20 | Игры на доске | Игра в парах | 10 | |||
Доска -тройники: «Поставь как я» | 15 | |||||
21 | Азбука шашечной игры | Доска - центр | 10 | Игра в парах | 15 | 25 |
22 | Доска | 10 | 25 | |||
Игра в парах | 15 | |||||
23 | Игры на доске | Игра в парах | 10 | 25 | ||
Доска -центр: «Поставь как я» | 15 | |||||
24 | Азбука шашечной игры | Доска - левый фланг | 10 | Игра в парах | 15 | 25 |
25 | Доска | 10 | 25 | |||
Игра в парах | 15 | |||||
26 | Игры на доске | Игра в парах | 10 | 25 | ||
Доска -левый фланг: «Поставь как я» | 15 | |||||
27 | Азбука шашечной игры | Доска - правый фланг | 10 | Игра в парах | 15 | 25 |
28 | Доска | 10 | ||||
Игра в парах | 15 | |||||
29 | Игры на доске | Игра в парах | 10 | 25 | ||
Доска -правый фланг: «Поставь как я» | 15 | |||||
30 | Контроль знаний | Доска - расположение доски, горизонталь, вертикаль, диагональ, большая, или главная, дорога, двойники, тройники, центр, левый фланг, правый фланг | 10 | Игра в парах | 15 | 25 |
31 | Азбука | Шашки - | 10 | Игра в парах | 15 | 25 |
шашечной игры | расположение шашек в начале игры | |||||
32 | Шашки | 10 | 25 | |||
Игра в парах | 15 | |||||
33 | Шашки - движение (ходы) | 10 | Игра в парах | 15 | 25 | |
34 | Шашки | 10 | 25 | |||
Игра в парах | 15 | |||||
35 | Шашки - удары шашками | 10 | Игра в парах | 15 | 25 | |
36 | Шашки | 10 | 25 | |||
Игра в парах | 15 | |||||
37 | Дамки - поля дамок | 10 | Игра в парах | 15 | 25 | |
38 | Дамки | 10 | 25 | |||
Игра в парах | 15 | |||||
39 | Игры на доске | Игра в парах | 10 | 25 | ||
Дамка - «Не пропусти» | 15 | |||||
40 | Азбука шашечной игры | Дамки - движение дамок (ходы) | 10 | Игра в парах | 15 | 25 |
41 | Дамки | 10 | 25 | |||
Игра в парах | 15 | |||||
42 | Дамки | 10 | 25 | |||
Игра в парах | 15 | |||||
43 | Игра в парах | 10 | 25 | |||
Дамка - «Стань дамкой» | 15 | |||||
44 | Дамки - удары дамками | 10 | Игра в парах | 15 | 25 | |
45 | Дамки | 10 | 25 | |||
Игра в парах | 15 | |||||
46 | Дамки | 10 | 25 | |||
Игра в парах | 15 | |||||
47 | Контроль знаний | Шашки и дамки - расположение шашек в начале игры, движение (ходы), удары, поля дамок | 10 | Игра в парах | 15 | 25 |
48 | Работа с диаграммами | Решение задач: одну отдать, две взять | 25 | 25 | ||
49 | 25 | 25 | ||||
50 | 25 | 25 | ||||
51 | Учебный турнир | По круговой системе (4 ребёнка) | 25 | 25 | ||
52 | 25 | 25 |
53 | 25 | 25 | ||||
54 | Азбука шашечной игры | Правило первое: соблюдать поочерёдность ходов шашками | 10 | Игра в парах | 15 | 25 |
55 | Правило (повторение, заучивание) | 10 | 25 | |||
Игра в парах | 15 | |||||
56 | Правило второе: тронул шашку - ходи | 10 | Игра в парах | 15 | 25 | |
57 | Правило (повторение, заучивание) | 10 | 25 | |||
Игра в парах | 15 | |||||
58 | Правило третье: бить шашку, стоящую под ударом, обязательно | 10 | Игра в парах | 15 | 25 | |
59 | Правило (повторение, заучивание) | 10 | 25 | |||
Игра в парах | 15 | |||||
60 | Правило (повторение, заучивание) | 10 | 25 | |||
Игра в парах | 15 | |||||
61 | Учебный турнир | По круговой системе (4 | 25 | 25 | ||
62 | ребёнка) | 25 | 25 | |||
63 | 25 | 25 | ||||
64 | Работа с | Решение задач: | 25 | 25 | ||
65 | диаграммами | одну отдать, три взять | 25 | 25 | ||
66 | Позиционны е основы | Позиционные основы - центр и его значение | 10 | Игра в парах | 15 | 25 |
67 | Позиционные основы (нахождение центра на доске, отработка нахождения центра на доске, подсчёт полей, занимающих центр) | 10 | 25 | |||
Игра в парах | 15 |
68 | Работа с диаграммами | Решение задач: одну отдать, три взять | 25 | 25 | ||
69 | 25 | 25 | ||||
70 | 25 | 25 | ||||
71 | Учебный турнир | По круговой системе (8 детей): 1 -й тур - полуфинал | 25 | 25 | ||
72 | По круговой системе (8 детей): 2-й тур - финал | 25 | 25 | |||
73 | Контроль знаний | По круговой системе (4 ребёнка) | 25 | 25 | ||
74 | 25 | 25 | ||||
Итого | 4ч. | 26ч.50м. | 30ч.50м. |
Перспективное тематическое планирование занятий на 2021-2022 учебный год
Второй год обучения
№ занятия | Раздел | Теоретические занятия | Про должи тель ность (мин.) | Практические занятия | Про должи тель ность (мин.) | Всего (мин.) |
1 | Контроль знаний | Умение играть по правилам | 30 | 30 | ||
2 | Работа с диаграммами | Решение задач: одну отдать, две взять | 15 | 30 | ||
Решение задач: одну отдать, три взять | 15 | |||||
3 | Теория окончаний | Четыре дамки против дамки. «Двойная петля» (повторение темы, в том числе рассмотрение ситуаций, в которых нет необходимости делать петлю) | 15 | Игра в парах | 15 | 30 |
4 | Задания в парах (поймать дамку при помощи двойной петли в самых разных ситуациях) | 15 | 30 | |||
Игра в парах | 15 | |||||
5 | Учебный | Круговая система | 30 | 30 | ||
6 | турнир | (по 4 ребёнка в группе) | 30 | 30 | ||
7 | Работа с диаграммами | Решение задач: одну отдать, две взять | 15 | 30 | ||
Решение задач: одну отдать, три взять | 15 | |||||
8 | Позиционная | Оппозиция | 15 | Игра в парах | 15 | 30 |
9 | борьба | Задания на диаграммах. Игра в парах на обработку | 15 | 30 |
владения приёмом «оппозиция» | ||||||
Игра в парах | 15 | |||||
10 | Учебный турнир | Круговая система (по 4 ребёнка в группе) | 30 | 30 | ||
11 | 30 | 30 | ||||
12 | Работа с диаграммами | Решение задач: одну отдать, две взять | 15 | 30 | ||
Решение задач: одну отдать, три взять | 15 | |||||
13 | Теория тактики игры | Размен | 15 | Игра в парах | 15 | 30 |
14 | Разбор заданий на тему «Размен» | 15 | 30 | |||
Игра в парах | 15 | |||||
15 | Учебный турнир | Круговая система (по 4 ребёнка в группе) | 30 | 30 | ||
16 | 30 | 30 | ||||
17 | Работа с диаграммами | Решение задач: одну отдать, две взять | 15 | 30 | ||
Решение задач: одну отдать, три взять | 15 | |||||
18 | Теория тактики игры | Темп игры | 15 | Игра в парах | 15 | 30 |
19 | Разбор заданий по теме | 15 | 30 | |||
Игра в парах | 15 | |||||
20 | Учебный турнир | Круговая система (по 4 ребёнка в группе) | 30 | 30 | ||
21 | Работа с диаграммами | Решение задач: одну отдать, две взять | 15 | 30 | ||
Решение задач: одну отдать, три взять | 15 | |||||
22 | Теория тактики игры | Связка шашек в игре | 15 | Игра в парах | 15 | 30 |
23 | Отработка темы | 15 | ||||
Игра в парах | 15 |
24 | Учебный турнир | Круговая система (по 4 ребёнка в группе) | 30 | 30 | ||
25 | Работа с диаграммами | Решение задач: одну отдать, две взять | 15 | 30 | ||
Решение задач: одну отдать, три взять | 15 | |||||
26 | Теория окончания игры | «Три дамки против одной дамки соперника», или треугольник Петрова | 15 | Игра в парах | 15 | 30 |
27 | Отработка темы, разбор заданий | 15 | 30 | |||
Игра в парах | 15 | |||||
28 | Учебный турнир | Круговая система (по 4 ребёнка в группе) | 30 | 30 | ||
29 | Работа с диаграммами | Решение задач: одну отдать, две взять | 15 | 30 | ||
Решение задач: одну отдать, три взять | 15 | |||||
30 | Контроль знаний | Треугольник Петрова, размен, темп игры, связка шашек в игре | 15 | Игра в парах | 15 | 30 |
31 | Теория тактики игры | Окружение (охват) | 15 | Игра в парах | 15 | 30 |
32 | Отработка темы, разбор заданий | 15 | 30 | |||
Игра в парах | 15 | |||||
33 | Учебный турнир | Круговая система (по 4 ребёнка в группе) | 30 | 30 | ||
34 | 30 | 30 | ||||
35 | Работа с диаграммами | Решение задач: две отдать, три взять | 15 | 30 | ||
Решение задач: две отдать, четыре взять | 15 |
36 | Игры на шашечной доске | Знакомство с игрой «минишашки» | 15 | Игра в «минишашки» | 15 | 30 |
37 | Игра в «минишашки» | 30 | 30 | |||
38 | Теория тактики игры | Зажим | 15 | Игра в парах | 15 | 30 |
39 | Отработка темы, разбор заданий | 15 | 30 | |||
Игра в парах | 15 | |||||
40 | Учебный турнир | Круговая система (по 4 ребёнка в группе) | 30 | 30 | ||
41 | Работа с диаграммами | Решение задач: две отдать, три взять | 15 | 30 | ||
Решение задач: две отдать, четыре взять | 15 | |||||
42 | Теория тактики игры | Запирание шашек | 15 | Игра в парах | 15 | 30 |
43 | Отработка темы, разбор заданий | 15 | 30 | |||
Игра в парах | 15 | |||||
44 | Учебный турнир | Круговая система (по 4 ребёнка в группе) | 30 | 30 | ||
45 | 30 | 30 | ||||
46 | Работа с диаграммами | Решение задач: две отдать, три взять | 15 | 30 | ||
Решение задач: две отдать, четыре взять | 15 | |||||
47 | Игры на шашечной доске | Знакомство с игрой «Заяц - волк» | 15 | Игра «Заяц - волк» | 15 | 30 |
48 | Игра «Заяц - волк» | 30 | 30 | |||
49 | Учебный турнир | Круговая система (по 4 ребёнка в группе) | 30 | 30 | ||
50 | 30 | 30 |
51 | Работа с диаграммами | Решение задач: две отдать, три взять | 15 | 30 | ||
Решение задач: две отдать, четыре взять | 15 | |||||
52 | Позиционная борьба | Рожон | 15 | Игра в парах | 15 | 30 |
53 | Отработка приёмов в парах с использованием диаграмм | 15 | 30 | |||
Игра в парах | 15 | |||||
54 | Игры на шашечной доске | Игра «Заяц - волк» | 30 | 30 | ||
55 | Игра «Заяц - волк» | 30 | 30 | |||
56 | Позиционная борьба | Сильные шашки (кол, тычок) | 15 | Игра в парах | 15 | 30 |
57 | Отработка темы | 15 | 30 | |||
Игра в парах | 15 | |||||
58 | Контроль знаний | Треугольник Петрова, окружение (охват), зажим, запирание шашек | 15 | Игра «Заяц - волк» | 15 | 30 |
59 | Позиционная борьба | Жертва | 15 | Игра в парах | 15 | 30 |
60 | Отработка темы | 15 | 30 | |||
Игра в парах | 15 | |||||
61 | Игры на шашечной доске | Игра по выбору детей | 30 | 30 | ||
62 | Позиционная борьба | Изолированные шашки | 15 | Игра в парах | 15 | 30 |
63 | Отработка темы | 15 | 30 | |||
Игра в парах | 15 | |||||
64 | Игры на шашечной доске | Игра по выбору детей | 30 | 30 | ||
65 | Позиционная борьба | Угроза | 15 | Игра в парах | 15 | 30 |
66 | Отработка темы, разбор заданий | 15 | 30 | |||
Игра в парах | 15 | |||||
67 | Игры на шашечной доске | Игра по выбору детей | 30 | 30 | ||
68 | Игры на шашечной доске | Знакомство с игрой поддавки | 15 | Игра в поддавки | 15 | 30 |
69 | Игра в поддавки | 30 | 30 | |||
70 | Игры на шашечной доске | Игра в поддавки | 30 | 30 | ||
71 | Позиционная борьба | Ловушки в игре | 15 | Игра в парах | 15 | 30 |
72 | Отработка темы | 15 | ||||
Игра в парах | 15 | |||||
73 | Контроль знаний | Изолированные шашки, сильные шашки, жертва, угроза, ловушки в игре | 15 | Отработка навыка играть по правилам | 15 | 30 |
74 | Учебный турнир | Игра между группами | 30 | 30 | ||
Итого | 5ч.15м. | 31ч.45м | 37ч |
Материально-техническое обеспечение
№ п/п | Наименование учебного оборудования |
1 | Книгопечатная продукция |
Учебно-методические комплекты (УМК) :
| |
2 | Наглядные пособия |
Коробки с шашками Коробки с магнитными шашками Плакаты: различные позиции в шашках | |
3 | Игры и игрушки |
Игры настольно-печатные «Чудесный мешочек» Пазлы | |
4 | Учебное оборудование |
Доска с набором приспособлений для крепления таблиц. Магнитная доска. Учебный стол Учебный стул | |
5 | Технические средства |
Компьютер Магнитофон Мультимедийный проектор |
Используемая литература
- Афанасьев В.В. Дополнительная образовательная программа объединения «Чудо шашки». URL: http://pedsovet.su/load/254-1-0-5177
- Вирный А.Я. Немного о шашках, но по существу. - М., 2004
- Драгунский В.Ю. Шляпа гроссмейстера// Драгунский В.Ю. Денискины рассказы. - М., 2015.
- Сидорычев В.Н. Русские шашки для дошкольников: учеб. метод. пособие. - М. 2016.
- Сухин И.Г. От сказки - к шашкам. - Обнинск, 2008.
1 балл (средний): затрудняется правильно расставлять шашки на доске, находить горизонтальные, вертикальные, диагональные ряды, главную дорогу на доске, находить и сравнивать двойники, тройники, не может находить границы центра доски, центральные клетки белых и черных шашек, левый и правый фланги, границы флангов.
Не может подсчитать количество клеток на флангах. Не ориентируется на шашечной доске. Не умеет играть шашками и дамками. Не умеет играть по правилам, решать элементарные задачи в два хода.
О баллов (низкий): не знает структуры доски, не умеет ходить и бить шашками и дамками.
Условные обозначения:
2 - высокий уровень 1 — средний уровень О - низкий уровень
Критерии оценки диагностического обследования детей 6-7 лет
2 балла (высокий): ребенок имеет эле- Знает и называет следующие термины: «ро- ментарное представление о тактических жон», «угроза», «размен», «окружение», и позиционных элементах игры. Умеет «зажим», «жертва». Знает ходы и удары пользоваться диаграммами. Умеет быстро шашек и дамок, их отличия. Понимает важи правильно находить поля, вертикали и ность первых ходов. Умеет самостоятель- диагонали, показывая и называя их вслух, но выполнять задания, кратко и точно вы
ражать мысли, выполнять задания в более быстром темпе. Развито зрительное восприятие, внимание, мелкая моторика рук. Умеет планировать свои действия, обдумывать их, рассуждать, искать правильный ответ. Развиты ловкость и смекалка, ориентировка в пространстве, способность думать, мыслить, анализировать. Умеет находить ловушки в игре.
1 балл (средний): ребенок не имеет элементарного представления о тактических и позиционных элементах игры. Умеет пользоваться диаграммами. Быстро и правильно находит поля, вертикали и диагонали, показывая и называя их вслух. Затрудняется в назывании следующих терминов: «рожон», «угроза», «размен», «окружение», «зажим», «жертва». Затрудняется делать ходы и удары шашек и дамок, не видит в этом отличий. Плохо планирует свои действия, не всегда обдумывает их. Затрудняется в нахождении ловушек в игре.
О баллов (низкий): не умеет пользоваться диаграммами. Не умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывая и называя их вслух. Затрудняется в назывании следующих терминов: «рожон», «угроза», «размен», «окружение», «зажим», «жертва». Затрудняется делать ходы и удары шашек и дамок, не видит в этом отличий. Не планирует свои действия. Не видит ловушки в игре.
Понятийный аппарат
Большая дорога — самая длинная дорога на клеточной доске.
Бортовые поля крайние вертикальные поля.
Бортовые шашки — шашки, занимающие бортовые поля.
Вертикальный ряд — это направление доски, которое считается снизу вверх.
Горизонтальный ряд — это направление доски, которое считается слева на право.
Дамки шашка соперника, достигшая дамочных полей.
Дамочные поля — это последние клетки соперника по горизонтали.
Двойная петля — построение шашек, при котором одна дамка соперника ловится с любого поля доски.
Двойники — две длинные параллельные диагонали, соединенные между собой диагоналями, состоящими из двух клеток.
Диагональ направление рядов наискосок.
Диаграмма — печатное изображение шашечной доски.
Доска эта клетки белого и темного цвета, соединенные между собой, игровое поле, на котором происходит игра.
Жертва — это прием, в ходе которого жертвуется шашка ради дальнейшего превосходства (шашек, ходов) над соперником.
Зажим позиция, в которой выключаются из игры силы соперника (обычно превосходящие).
Задача — жанр в шашечной композиции, где есть условия, которые приводят к решению.
Запирание шашек — тактический прием, в котором шашки соперника не могут двигаться.
Изолированная шашка — шашка, удаленная от своих сил, далеко продвинутая шашка на сторону противника.
Кол дебют, а также это название шашек, занимающих поля с5 (f4).
Ловушка западня, в которую пытаются завлечь соперника.
Окружение (охват) — прием, в ходе которого одна из сторон сознательно уступает центр сопернику и окружает этот центр с флангов.
Оппозиция — противостояние белых и черных простых на одной вертикали. Занять оппозицию — создать положение, когда силы соперника при своем ходе попадают под удар. Попасть в оппозицию — положе
Угроза — нападение на один из объектов позиции соперника, создание реальной опасности для его положения.
Фланги — это расположения рядов по бортовым краям доски, есть правый и левый фланг с каждой играющей стороны.
Центр — это поле доски, где с5, d6, еЗ, f4, d4, е5 — это центральные клетки. Шашки, находящиеся на этих полях, называются центральными шашками.
Шашки — фишки двух разных цветов, в каждой стороне по 12 фишек на доске.
Шашечные игры
«Мини-шашки» — эта игра, в которой принимают участие два игрока. У каждого из игроков по 4 шашки. Игра проводится по правилам игры русские шашки. Шашки расставляются на бортовых полях, где белые шашки располагаются с клетки al, а черные — с клетки h8. Выигрывает тот игрок, у кого останется больше шашек на доске.
«Заяц — волк» — эта игра, в которой принимают участие два игрока. У одного из игроков 4 шашки («волки»), а у другого игрока — 1 шашка («заяц»). «Волков» и «зайца» ставят на бортовые поля. Волки могут делать ход только вперед на одну клетку по диагонали. Заяц может делать ход на одну клетку как вперед, так и назад по диагонали. Первым делает ход заяц. Задача волка — поймать зайца, запереть его, задача зайца — пробраться до первоначальных полей волка.
«Поддавки» — обратная русским шашхя игра. Задача каждой из сторон — отдать i можно больше шашек сопернику. Вынганг- вает тот, у кого не останется ни одной —кпг ки на доске.
«Поставь, как я» — игра на нахождение яа доске вертикали, диагонали, большой гм главной дороги, двойников и тройникли центра доски, ее флангов. Педагог обранжг ется к детям: «Я буду ставить на доске жг дания, а вы так же расставляйте шашки ш своей доске и называйте, что получилось •_ I
«Не пропусти в дамку» — игра, в ходе м- торой даются различные задания на то, чтг- бы не пропустить шашку в дамки.
«Побей дамку» — игра, в ходе которой zt~ ются задания на то, чтобы побить дамку и# разных позиций.
«Побей дамкой» — игра, в ходе которое даются задания побить шашку дамкой. Зшг тем задача усложняется: на доску выстгз- ляется еще одна-две шашки. Задача та же: побить дамкой шашки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности "ФИТНЕС - MIX"
Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности "ФИТНЕС - MIX"...
Дополнительная общеобразовательная программа Дополнительная общеразвивающая программа Физкультурно-спортивной направленности «Олимпик» для детей младшего дошкольного возраста 3-4 года; для детей среднего дошкольного возраста 4-5 года. Срок реализации -2 г
Детский фитнес — хорошо продуманная детская физкультура, укрепляющая и формирующая жизненно важные навыки и умения, увеличивающая функциональные резервы организма. Это занятия под специально под...
Рабочая дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Спортивная карусель» для детей дошкольного возраста 5-8 лет.
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛПояснительная записка.С каждым годом растет количество детей, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями, ожирением, нарушением осанки, речи, зрения, координации движений, деятельност...
Дополнительной общеразвивающей программы физкультурно - спортивной направленности старшего и подготовительного возраста «Шашки»
Целью программы является создание условий для развития личности ребенка посредством игры в шашки. Задачи: Обучающие: • обучение основам шашечной игры; • обучение простым комбинациям, теории и п...
Рабочая дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Спортивная карусель» для детей дошкольного возраста 5-8 лет.
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛПояснительная записка.С каждым годом растет количество детей, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями, ожирением, нарушением осанки, речи, зрения, координации движений, деятельност...
Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Спортивная карусель» для детей дошкольного возраста 5-7 лет
Программа разработана с учетом возраста детей, их интеллектуального и психического развития, осознания необходимости вести здоровый образ жизни и укреплять свое здоровье. В данной программе большое ме...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «Волшебницы-шашки»
Программа "Волшебницы-шашки" рассчитана на детей старшего дошкольного возраста. Программа предусматривает п...