ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «Волшебницы-шашки»
рабочая программа по физкультуре (старшая группа)
Программа "Волшебницы-шашки" рассчитана на детей старшего дошкольного возраста. Программа предусматривает проведение 32 часа занятий в год, по одному занятию в неделю. Программа имеет две основные темы: основы игры, шашечная тактика.
Программа «Волшебницы-шашки» разработана на основе авторской программы Тимофеевой А.А. «Шахматная школа» .
Отличительной особенностью данной программы является большой акцент на начальную подготовку детей, в основном старшего дошкольного возраста, начинающих с «нуля».
Программа занятий по шашкам предусматривает в кратном, описательном и сказочном виде усвоение основ знаний по теории и практике игры в шашки. В творческом отношении систематические занятия по данной программе должны приблизить начинающего шашиста к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шашечной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнера. С дальнейшим совершенствованием техники игры нужно научиться искать и терпеливо находить в каждом положении наиболее целесообразный ход.
В основу программы положены следующие принципы:
- принцип деятельностного подхода;
- принцип последовательности;
- принцип системности;
- принцип развивающего обучения;
- принцип гуманизации;
- принцип сотрудничества.
Цель и задачи программы
Цель: Развитие умственного, нравственного, эстетического, волевого потенциала личности воспитанников.
Задачи:
· Ознакомить с историей игры шашки
· формировать основы шашечной игры;
· формировать умение использовать в игре простые комбинации;
· воспитывать положительное отношение к шашкам как к серьезным, полезным и нужным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;
· воспитывать настойчивость, целеустремленность, находчивость, внимательность, уверенность, волю, трудолюбие;
· формировать умение у детей применять полученные знания на практике.
· развивать стремление детей к самостоятельности;
· развивать умственные способности детей: логическое мышление, умение производить расчеты на несколько ходов вперед, образное и аналитическое мышление;
· формировать умение оценивать свои и чужие поступки.
· развивать волевые качества ребенка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_shashki.docx | 50.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение «Детский сад № 33»
456211, Челябинская область, г. Златоуст, ул. Металлургов, д.4, тел. 8(3513)755717
ПРИНЯТО: на педагогическом совете МАДОУ «Детский сад №33» Протокол № 1 от #1075;. | УТВЕРЖДАЮ: Заведующий МАДОУ «Детский сад № 33» __________О.А.Одаренко Протокол № 97 от #1075;. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
«Волшебницы-шашки»
АВТОР-СОСТАВИТЕЛЬ
Казакевич С.Н.
г.Златоуст, 2023г.
Цель программы | Создание условий для развития личности воспитанников посредством обучения игре в шашки. |
Задачи программы | Обучающие: познакомить с историей появления шашечной игры, шашечным кодексом; • научить простейшим комбинационным идеям в середине игры в 1-2 хода, познакомить с кодексом новичка; - познакомить с правилами шашечной игры, буквенно-цифровым рядом; - научить реализовывать материальный перевес в 1 шашку и более; - научить простейшим дебютным схемам; - научить реализовывать нормальные окончания: квадрат, 4 дамки против одной; - познакомить с основами композиционной игры. Развивающие: - развивать познавательный интерес к русским шашкам как к древней всенародной игре; - развивать внимание, память, логическое мышление Воспитательные: - формировать культуру общения и поведения в коллективе; прививать навыки здорового образа жизни; - помочь ребенку в самореализации, осознания собственного "Я"; - воспитывать трудолюбие, самостоятельность, ответственность, активность, волю к победе, умение бороться до конца и стойко, критически переносить неудачи и поражения. |
Направленность | Интеллектуальная направленность |
Срок реализации | 2 года |
Уровень реализации | Дошкольное образование |
Уровень освоения | Общекультурный |
Источник финансирования программы | МАДОУ ДС Nº33 |
Краткое содержание программы | Программа предусматривает знакомство с многовековой историей шашек, которая содержит интересные факты, и организацией шашечного движения в нашей стране. Эти сведения нужны воспитанникам не только для того, чтобы повысить их общую культуру, но и для понимания мировых достижений отечественной шашечной школы. B процессе обучения усиливается творческий интерес к шашкам, желание совершенствоваться, играть лучше сильнее. Наряду с теоретическими знаниями обучаемые приобретают опыт практической игры, выступая в различных спортивных соревнованиях. |
Актуальность программы | Большой популярностью в нашей стране пользуется шашечная игра. По массовости шашки занимают восьмое место среди других видов спорта. Эта мудрая народная игра прочно вошла в наш быт. Возраст ее весьма солидный -не менее 5 тысяч лет. Как интеллектуальный спорт шашки стали признанной частью общечеловеческой культуры. Значительна роль шашек и в эстетическом воспитании. Впечатляющая красота комбинаций, этюдов и концовок доставляют истинное творческое наслаждение, не оставляя равнодушными даже людей, малознакомых с шашками. Правила игры в шашки просты и общедоступны, поэтому у некоторых людей существует об этой игре ошибочное мнение, как о весьма легкой и простой. В действительности же, научиться хорошо играть в шашки - дело далеко не легкое и не простое, так как игра эта содержит в себе много трудностей, тонкостей и глубины. Увлечение шашечной игрой поможет воспитывать в детях дисциплинированность, усидчивость, умение концентрировать внимание и логически мыслить. И совершенно необходимо сохранять и развивать систему обучения шашкам в учреждениях дополнительного образования детей. Шашки, как и любой вид человеческой деятельности, находятся в постоянном развитии. Появляются новые идеи, часто опровергаются устоявшиеся. Каноны. В шашечную теорию и практику уверенно вошли компьютерные технологии, которые значительно расширяют аналитические возможности и играют большую роль в подготовке спортсменов высокого класса. Анализируя программы, предшествующие нашей, мы пришли к выводу, что одной лишь теории здесь недостаточно. Поэтому данная модифицированная программа создана в соответствии с Законом об образовании, исходя из взглядов, принципов, теоретических знаний, игровой практики, педагогического, тренерского опыта работы с детьми и молодежью. Ставит основной своей целью не только практическое обучение, но и психологическое сопровождение. |
Ожидаемые результаты программы | К концу первого года обучения воспитанники будут знать: Шашечные термины: •Правила хода. •белое и чёрное поле, •горизонталь, •вертикаль, • диагональ, • центр, • партнёры, • начальное положение, • ход, • взятие, • пат, •ничья; К концу второго года обучения дети будут уметь: • Правильно располагать доску между партнёрами; • Правильно располагать фигуры перед игрой; • Ориентироваться на шашечной доске; • Играть каждой фигурой отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил; • Решать простые шашечные задачи. • Будут знать шашечные термины. |
Пояснительная записка
Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы в образовательном процессе детского сада.
Большой популярностью в нашей стране пользуется шашечная игра.
По массивности шашки занимают восьмое место среди других видов спорта. Эта мудрая игра прочно вошла в наш быт. Возраст ее весьма солидный - не менее пяти тысяч лет. Как интеллектуальный спорт шашки стали признанной частью общечеловеческой культуры.
Мирная шашечная борьба - это состязание в выдержке, логичности мышления, а также умении предвидеть развитие событий. Правила игры в шашки просты и общедоступны. Поэтому у некоторых людей существует об этой игре ошибочное мнение как о весьма легкой и простой. В действительности же научиться хорошо играть в шашки - дело далеко не легкое и не простое, так как игра эта содержит в себе много трудностей, тонкостей и глубины.
Нет необходимости доказывать очевидную полезность игры в шашки. Оно
поможет воспитывать в детях дисциплинированность, усидчивость, умение
концентрировать внимание и логически мыслить.
И совершенно необходимо сохранять и развивать систему обучения шашкам в дошкольных учреждениях.
Для планомерной и последовательной работы с детьми по основам шашечного искусства просто необходима обучающая программа занятий.
Настоящая программа предназначена для шашечного кружка учреждений дошкольного образования и предусматривает изучение детьми материала по теории практике, истории шашек, участие в соревнованиях.
Наряду с этим в кружке ведется работа по правильной организации досуга для дошкольников, воспитанию у них активности, развитию норм и принципов нравственного поведения. Отличительной особенностью данной программы является большой акцент на начальную подготовку детей, в основном старше дошкольного возраста, начинающих с «нуля».
Программа занятий по шашкам предусматривает в кратном, описательном и сказочном виде усвоения основ знаний по теории и практике игры в шашки. В творческом отношении систематические занятия по данной программе должны приблизить начинающего шашиста к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шашечной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнера. С дальнейшим совершенствованием техники игры нужно научиться искать и терпеливо находить в каждом положении наиболее целесообразный ход.
Для успешной работы кружка требуется достаточное обеспечение оборудованием: шашки с досками, , демонстрационная доска, кабинет для занятий, шашечная литература для педагога.
Методическое обеспечение
Работа строится на основе главных методических принципов: учет возрастных особенностей детей, доступность материала, постепенность его усложнения.
При составлении Программы учитывалось:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации",
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от года N 28 СП «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от г. № 2 СанПиН "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и(или)безвредности для человека факторов среды обитания",
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования», Министерства Просвещения РФ от 30 июля 2020 г, № 373,
Приказ Министерства образования и науки РФ от г. № 1155 «Об утверждении федерального государственногообразовательного стандарта дошкольного образования» (с изменениями);
Устав МАДОУ «Детский сад № 33»;
время занятий по дополнительному образованию детей в МАДОУ»Детский сад №33»
Программа направлена на развитие мышления, самостоятельности, раскрытие умственного, нравственного, эстетического,
волевого
потенциала личности детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет):
- связи с жизнью,
- систематичности,
- реалистичности,
- активности,
- контролируемости,
- последовательности,
- индивидуального подхода в обучении и умственного развития детей,
- доступности материала, его повторности, построения программного материала от простого к сложному,
- наглядности,
- обеспечение атмосферы психологического комфорта для детей.. Занятия проводятся в кабинете дополнительного образования, во второй половине дня.
Все занятия имеют гибкую структуру. Структура разработана с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста (5 - 7 лет).
Основой организации работы с детьми в данной программе является
система дидактических принципов:
#1055;ринцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.
#1055;ринцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны.
#1055;ринцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала.
4. Принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
#1055;ринцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.
Основные формы и средства обучения:
#1055;рактическая игра.
#1056;ешение задач, комбинаций и этюдов.
#1044;идактические игры и задания, игровые упражнения;
#1056;азвлечения и познавательные досуги, игры в шашки.
Методы проведения игровых встреч
- словесный: рассказ, беседа, объяснение;
- наглядный: иллюстрация примерами, демонстрация позиций на доске;
- практический: упражнение, тренинг, решение шашечных концовок, задач, этюдов, соревнования, работа над ошибками.
Форма занятий - коллективная, подгрупповая и индивидуальная в зависимости от темы занятия.
По особенностям коммуникативного взаимодействия - игра, соревнования, развлечения. Предлагая выполнение задания в парах, учитываются симпатии дошкольников, уровень их игровых навыков, темперамент.
Педагогический мониторинг проводится в начале и конце учебного года, фиксирует результаты развития, воспитания и обучения детей.
Срок реализации программы 1год.
Тематическое планирование
(1 год обучения - возраст дошкольников 5-блет)
№ п.п. | Тема | Содержание | Кол-во часов |
1 | «По дороге знаний» - экскурсия в шашечный клуб. | Знакомство с помещением, тренером, с историей шашек. Познакомить с историей возникновения игры. Понятие о здоровом образе жизни. | 1 |
2 | Сказка начинается «Королевство шашек». | Познакомить с понятиями шашка, жителями шашечной страны. Просмотр видеофильма «Про поросенка, который умел играть в шашки». | 1 |
3 | Путешествуем по сказочному королевству» - Шашечная доска и шашки. | Познакомить с общими понятиями: шашечная доска и шашки. Расстановка шашек. Чтение и инсценировка дидактической сказки «Королевство шашек» | 1 |
4 | «Волшебные НИТОЧКИ сказочного королевства» -«Шашечные дороги». | Познакомить с понятием вертикаль. Игра «Кто больше назовет предметов, расположенных вертикально». Например: дерево, стена дома, окно, столб и т.д. После этого найдите отличие от вертикали, расположенной на шашечной доске. | 1 |
5 | «Задания умной совы» - «Шашечные дороги». | Познакомить с понятием «горизонталь» игра «Кто больше назовет предметов, расположенных горизонтально». | 1 |
Встреча на лесной поляне – «Зайкины шашки» | Познакомить с понятиями: Ходы шашек. Тихий | 1 | |
6 | «Путешествие в мир открытий» - Шашечные поля. | Чтение художественной литературы «Русские шашки - зайкины шашки». Познакомить детей, что у каждого поля на доске есть свой адрес - свое название Поля обозначены цифрами и буквами Сначала говорится название вертикали, потом номер горизонтали, т.е. сначала буква, потом цифра. Например - поле 1: d4 (дэ 4) игра: «Самый меткий стрелок». Назвать все поля, из которых состоят вертикали и горизонтали. | 1 |
7 | «В гостях У знатока шашек - Зайки». | Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. | 1 |
8 | «Там на невиданных дорожках» -«Диагональ». | Познакомить с понятием диагональ - косая линия, состоящая из клеточек цвета, соединенных уголками (второе отличие). На доске есть диагонали разной длины. Всего на доске 13 белых и 13 черных диагоналей. Самая важная шашечная диагональ - большая дорога или большак. Она самая длинная - из 8-и клеточек. Идет из левого нижнего угла в правый верхний угол | 1 |
9 | «Лесная школа умного зайца» - Основы шашечной игры: сила флангов | Познакомить с шашечным понятием Фланг. Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. | 1 |
10 | «Лесная школа умного зайца» - Центр | Познакомить с iaueHHBIM TOHATHGM центр. восемь полей: с3, с5, d4, d6, e3, e5, f4, f6 считаются центральными, но собственно центром ЯВлЯЮТСЯ поля c5, d4, es, f4 Шашки, расположенные на этих полях называются центральными шашками. Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. | 1 |
«Лесная школа умного зайца» - Бортовые поля | Поля первой и последней горизонтали al, cl, el, gl; 68, d8, f8, h8 и поля вертикалей а и h: al, а3, a5, a7; h2, h4, h6, h8 (поля отмечены знаком X). Все эти поля находятся с краю доски: слева, справа, внизу и вверху. Шашки, занимающие эти поля, называются бортовыми шашками. Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом •контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. | 1 | |
«Лесная школа умного зайца» -«Дамка». Дамочные поля | Черные поля последней для соперников горизонтали (для белых 8-й горизонтали - 68, d8, 18, h8 (отмечены знаком X); для черных 1-й горизонтали al, cl, el, gl (отмечены знаком Х) - поля превращения простой шашки в дамку. | 1 | |
«В гости к друзьям» - «Как ходят шашки». | Познакомить с правилами : шашка (простая) ходит по диагонали только вперед на одно поле, если оно не занято другой шашкой. Ходить назад шашками запрещено! Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. | 1 | |
«Правила хорошие, знать каждому положено»- Основные правила шашечной игры | Познакомить с основными правилами: Если шашка соперника стоит вплотную к Вашей шашке (на соседнем по диагонали поле), а за ней есть свободное место, то Вы обязаны срубить шашку соперника, если Ваш ход. Срубленная шашка убирается с доски после завершения хода. Ходить назад нельзя, а рубить нужно. Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов пешками. | 1 | |
«Лесная школа умного зайца» - Основы шашечной игры: ловушка и короткие партии | Упражнения на выполнение ходов. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. | 1 | |
«Лесная школа умного зайца» - Основные приёмы борьбы на шашечной доске | Познакомить с правилом: Если после того, как Вы срубили одну шашку, Ваша шашка вновь оказывается перед шашкой соперника, которая стоит с Вашей на одной диагонали и за шашкой соперника есть свободное место, то и эта шашка соперника должна быть срублена. Если вновь возникает такая же ситуация, но действие продолжается уже с разворотом на другую диагональ, то все шашки должны быть срублены, не зависимо от количества шашек и количества разворотов. | 1 | |
«Лесная школа умного зайца»
| Упражнения на выполнение ходов дамкой. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения закреплению знаний шахматной доске.Познакомить с правилом Простая шашка, достигнув дамочного поля, превращается дамку. Это может произойти как тихим ходом (передвижение шашки с 7-й горизонтали на 8-ю для белых или со 2-й на 1-ую для черных), так и ударным. Дамка может ходить как вперед, так и назад по диагонали любое возможное количество полей (пока ей не преградят путь шашка или край доски). Рубит дамка, как и шашка, только шашки соперника могут быть расположены дальше, чем на одну клеточку от дамки. Перескакивая через шашку соперника, дамка может приземлиться на любое возможное поле. | 2 | |
«Этикет игрока» - Правила поведения во время игры | Познакомить с правилами поведения во время игры Правило 1: Перед началом игры соперники пожимают друг другу руки - желают хорошей игры и победы. После игры (как бы она не закончилась) вновь пожимают руки, благодаря друг друга за честную игру, а проигравший еще и поздравляет соперника с победой. Этот спортивный ритуал дисциплинирует участников и настраивает их на серьезную игру. Правило 2: Взялся - ходи! Правило 3: Если Ваша шашка СТОИТ неаккуратно (на 2 поля или на 4 поля) и ее нужно поправить, Вы говорите «поправляю» и уже потом поправляете шашку. Правило 4: Если у Вас возникла одна из ситуаций, описанных в главе 4, и требуется помощь судьи или помощника судьи чтобы посчитать количество ходов для признания партии закончившейся вничью, можете поднять руку или просто позвать судью. Правило 5: Во время игры нельзя разговаривать с соперником или с соседями | 1 | |
«Как справится с задачей?» | Чтение худ литературы «Сеня, Храбрик и шашки» Авторы: Барский Ю. П., Городецкий В. Б.Рработа с диаграммами. Игра «Сдавайся». Упражнения на выполнение ходов. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. | 1 | |
«Веселый бой» | Стихотворение Юровскй Е.М. «Перед боем шашки в ряд На земле своей стоят» ". Игра-соревнование «Кто быстрее расставит фигуры». Игра «Взятие шашки» | 1 | |
Викторина «Королевство | Практическое закрепление материала.Дидактические игры «Кто быстрее построит на доске фигуры», «Ловушки» закрепление шашечных терминов: поле, центр, дамка, главная дорога, диагональ. | 1 | |
«Подготовка K соревнованиям между командами ДОУ». | Практическое закрепление материала | 1 | |
«Лесной турнир» | Практическое закрепление материала | 1 | |
«Соревнования | Подведение итогов года. Соревнования между игроками в детском саду, шашечные встречи, досуги, шашечные турниры». | 1 | |
Итого: | 26 |
Тематическое планирование
2-й год обучения.
(возраст дошкольников 6-7 лет)
№ п.п. | Тема | Содержание | Кол-во часов |
1 | Как начинать партию? | Дидактические игры: «Кто первый», «Составь доску» | 2 |
2 | «Цели игры и определение результата партии» Способы защиты. Открытые и двойные ходы. | Обучение алгоритму хода. Выигрыш, ничья, виды ничьей. Решение упражнений на выигрыш в различное количество ходов. | 2 |
3 | «Разные виды ничьей партий». | Обучение алгоритму хода. Выигрыш, ничья, виды ничьей. Решение упражнений на выигрыш в различное количество ходов. Игра «Главная дорога», чтение худ литературы Юровски Е.М | 4 |
4 | «Знакомство с таблицей шашечного турнира». | Знакомство с понятием «Таблица турнира». Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. | 2 |
5 | Основные приемы борьбы на шашечной доске «Делаем наилучшие ходы». | Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. Игра «уголки» Игра «поддавки» Основные приемы борьбы на шашечной доске | 2 |
6 | Турнир «Белочки-медвежата». | Практическое закрепление материала.Дидактические задания «Атака неприятеля» ЧХЛ Юровский Е.М.»Цейтнот» | 2 |
7 | Основные приемы борьбы на шашечной доске «Простые комбинации» | Шашечный этюд. Задание, заключающееся в том, чтобы найти для белых путь к выигрышу или к ничьей при данной расстановке фигур. | 2 |
8 | «Умники и умницы» | Практическое закрепление материала. Чтение худ литературы «Сеня, Храбрик и шашки» Авторы: Барский Ю. П., Городецкий В. Б.Рработа с диаграммами. Игра «Сдавайся» | 2 |
9 | Основные приемы борьбы на шашечно доске «Основы позиционной игры». | Приемы позиционной игры. Основные принципы игры. Оппозиция. Изменение оппозиции при размене. Изолированные шашки. Простейшие позиционные приемы выигрыша. | 2 |
10 | «Лесные забавы» | Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. | 2 |
11 | Основные приемы борьбы на шашечной доске «Комбинационные приемы Ловушки в начале партии в игре шашки». | Практическое закрепление материала. Игра: «Самый меткий стрелок». Чтение художественной литературы .Обозначение игровых полей. Работа с диаграммой. Дидактическая игра «Морской бой» | 4 |
12 | «Зайкин сон» | Практическое закрепление материала. Чтение художественной литературы Юровскй Е.М «Зайкин сон» | 2 |
13 | Основные приемы борьбы на шашечной доске «Связывание» | Знакомство понятием «Связывание». Практическое закрепление материала. Работа с диаграммами. | 4 |
14 | «Использование дополнительного темпа». | Познакомить с понятием «Дополнительный темп». Решение дидактических задач «Кто первый съест шашку» | 4 |
15 | Основные приемы борьбы на шашечной доске «Шашечные окончания». | Знакомство с понятием «Шашечные окончания». Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов пешками.. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. | 4 |
16 | «Решение элементарных комбинаций». | Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. | 4 |
17 | Основные приемы борьбы на шашечной доске «Размен». | Знакомство понятием «Размен». Дидактическая игра «Игры на уничтожение» | 4 |
18 | «Конкурс на призы от Зайки». | Практическое закрепление материала. Решение кроссвордов, выполнение заданий, дидактической игры. | 2 |
19 | «Шлагбаум» | Знакомство с понятием «Шлагбаум». Работа с диаграммами. Дидактическая игры. | 2 |
20 | «Победитель - это я» | Развлечение. Практическое закрепление материала.. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. | 1 |
21 | «Достижение выгодной оппозиции» | Познакомить с понятием «выгодная оппозиция». Шашечный этюд. Основные позиции защиты Дидактические задания «Кто первый ходит», «Игра на уничтожение». | 4 |
22 | «Турнир сильнейших» | Практическое закрепление материала. Подбор игр и заданий на обобщение знаний. | 4 |
23 | «Зайкина задачка» | Работа с диаграммами Шашечный этюд. Задание, заключающееся в том, чтобы найти для белых путь к выигрышу или к ничьей при данной расстановке фигур. | 2 |
24 | «Шашечный бал» | Практическое закрепление материала | 2 |
25 | Подготовка соревнованиям. «Шашечные встречи сильнейших в детском саду». | Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. | 2 |
26 | «Эффективность и красота комбинаций.» | Тренировка. Подбор игр и заданий на обобщение знаний. | 2 |
27 | Дружеские встречи. | Соревнования между игроками ДОУ. Подведение итогов года. | 3 |
Итого | 72 |
Соревнование по шашкам в ДОУ между игроками.
Мониторинг уровня умений дошкольников играть в шашки
Фамилия имя ребенка | Расставляет шашки на поле | Начало игры | Ход шашек | Бой шашек соперника | Решение диаграмм | Дамка | Доводит игру до конца |
Пояснения к пунктам таблицы:
1. Ребенку предлагается расставить шашки в количестве 24 штук двух цветов для дальнейшей игры.
2. Кто начинает игру и почему? Как определить, кто играет белыми шашками?
3. Педагог предлагает ребенку начать игру, наблюдая за тем, как он делает ходы.
4. В игре педагог создает ситуацию, при которой ребенок имеет возможность бить шашки соперника как по одной, так и несколько.
5. Педагог предлагает разыграть диаграммы в соответствии с определенным условием.
6. Проверка понимания игроком преимущества дамки перед обычной шашкой проходит непосредственно во время игры.
7. Проверку целесообразно проводить в игре как со взрослыми, так и со сверстниками.
8. Если ребенок оставляет партию незаконченной, педагог должен попытаться выяснить причину. Нежелание проиграть партию, обида на соперника, отставание в счете битых у соперника шашек расценивается как низкий уровень развития игровой мотивации.
Критерии оценки результатов:
Высокий уровень - ребенок самостоятельно и правильно справился с заданием;
Средний уровень - для правильного выполнения задания ребенку требуется несколько самостоятельных попыток или подсказка педагога;
Низкий уровень - ребенок не выполнил задание даже после подсказки педагога.
Ожидаемые результаты
К концу обучения дети должны знать:
• Шашечные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, ход, взятие, пат, ничья;
• Правила хода.
К концу обучения дети должны уметь:
• Ориентироваться на шашечной доске;
• Играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил;
• Правильно располагать доску между партнёрами;
- Правильно располагать фигуры перед игрой
- Решать простые шашечные залачи
Оборудование и материалы
Наименование
1 Доски картонные – 5шт
2 Доска магнитная – 1шт
3 #1064;ашки – 5 наборов
Литература
Список использованной литературы
1. В.Б. Городецкий. Книга о шашках, М.: «Детская литература», 1984.
2. А.И. Куличихин. История развития русских шашек, «ФИС», 1982.
3. А. Сидлин. Как оценивать позицию в шашках, «ФИС», 1966.
4. Л.М. Рамм. Курс шашечных начал, 1953.
5. В.С. Литвинович, Н.Н.Негра. Курс шашечных дебютов, Минск, «Полымя», 1985.
6. Г.И. Хацкевич. 25 уроков шашечной игры, Минск: «Полымя», 1979.
7. В.Б. Городецкий. Учись играть в шашки, М.: «Детская литература»,
1956.
8. Ю. Барский, Б. Герцензон. Приключения на шашечной доске, «Лениздат», 1969.
9. П.А. Слезкин. Основы шашечной игры, ОГИЗ - Физкультура и туризм,
1936.
10. Шашечный кодекс, М.: «Советский спорт», 1986.
11. И.И. Куперман, В.М.Каплан. Начала и середина игры в шашки, «ФИС»,
1957.
12. Н.В. Крогиус. Психология шахматного творчества, «ФИС», 1981.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчет по реализации программы дополнительной образовательной деятельности краеведческой направленности для детей старшего дошкольного возраста «Югорчата» за 2014 – 2015 учебный год
В данном анализе представлено описание работы, которая осуществлялась в рамках Программы дополнительной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Югорчата»....
«ЭРУДИТ» ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ» ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Разработана на основе парциальной программы «Одарённый ребёнок» Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко
Программа включает в себя 72 занятия, направленных на формирование логического мышления детей через использование занимательного математического материала. Занятия проводятся в игровой зан...
Дополнительная общеразвивающая программа по позитивной социализации детей старшего дошкольного возраста «Я + ты = мы!» на 2016-2018 учебный год
Цель: освоение дошкольниками первоначальных представлений социального характера и включение их в систему социальных отношений общества. Задачи: 1) формирование представление детей старшего дошкольно...
Дополнительная общеразвивающая программа по позитивной социализации детей старшего дошкольного возраста «Я + ты = мы!» на 2016-2018 учебный год
laquo;Детство – это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, чт...
Дополнительная общеразвивающая программа по интеллектуальному развитию детей старшего дошкольного возраста «Блоки Дьенеша. Цветная логика»
Аннотация к программе дополнительного образования«Блоки Дьенеша. Цветная логика».Дополнительная общеразвивающая программа по социально – педагогической направленности по освоению дет...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ЮНЫЙ КОНСТРУКТОР» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дополнительная общеразвивающая программа для детей «Юный конструктор» разработана на основе педагогических решений от LEGO Education.Концепция программы. Современное образование стремится ...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ВОЛШЕБНАЯ КЛЕТОЧКА» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Цель: Создать условия через формирование компонентов интеллектуальной и сенсорной готовности к школе через:Развитие мелкой моторики руки ребенка.Развитие слухового внимания.Развитие графического воспр...