Проект "Детский сад и семья -единое пространство детства"
проект
Проект
Тема:
"Детский сад и семья - единое пространство детства»"
Проект направлен на создание условий для комфортного пребывания ребенка с РАС в условиях детского сада, формированию у него чувства защищенности и доверия к окружающему миру через активное вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения.
Актуальность проекта. Семья и дошкольное учреждение - два самых важных института социализации дошкольников. Благодаря эмоциональному микроклимату семьи у ребенка формируется отношение к себе, определяется чувство самоценности, появляются ценностные ориентации и мировоззрение. В дошкольном учреждении ребенок приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, проявлять собственную активность, получает всестороннее образование. Несмотря на различные воспитательные функции, для развития ребенка необходимо тесное взаимодействие семьи и детского сада. К сожалению, ребенок часто находится между этими двумя важнейшими институтами воспитания, попадая в мир противоречивых требований, что влияет на его эмоциональное и психологическое развитие. Во избежание такого дискомфорта необходимо создание единой воспитательной среды, тогда ребенок почувствует себя спокойнее и увереннее, сможет раскрыть свой творческий потенциал, всесторонне развиваться. На наш взгляд, единая воспитательная среда подразумевает под собой не только единые требования к ребенку ДОУ и семьи, а также активное участие семьи в жизнедеятельности детского сада с целью безболезненной адаптации особого ребенка, только что вышедшего из семьи, его наилучшего психологического самочувствия, а также для его успешной социализации. Кроме этого тесное взаимодействие семьи и детского сада позволяет ребенку погрузиться в пространство родной семьи, почувствовать причастность к своей семье, что немаловажно для духовно-нравственного развития дошкольника. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, а особенно ребенка с ОВЗ, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.
«Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка», - гласит Закон РФ «Об образовании». Сегодня работа с родителями очень актуальна, так как является частью примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования и соответствует новым Федеральным Государственным Требованиям
Идея проекта:
Проект нацелен на изменение самой философии взаимодействия детского сада и семьи:
с одной стороны, ДОУ становится учреждением комплексной поддержки и содействия развития родительской компетентности, с другой стороны, сотрудничество между родителями и дошкольным учреждением рассматривается как обязательное условие обеспечения полноценного развития ребенка. В процессе реализации проекта происходит переход от понятия «работа с родителями» к понятию «взаимодействие»; идет поиск совместного языка контакта и взаимопонимания, признание сильных и слабых сторон друг друга. В связи с этим возникла идея создания проекта, основу которого составили совместные мероприятия. Таким образом, пришли к выводу, что необходим проект взаимодействия родителей с ДОУ.
Вид проекта. Познавательно-творческий
Тип проекта:
Участники проекта. Дети группы с РАС, родители, старшее поколение семьи, педагоги.
Цель проекта: создание условий для комфортного пребывания ребенка в условиях детского сада посредством активного вовлечения семьи в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения.
Задачи проекта:
создавать условия для внутреннего психологического комфорта ребенка, сохранения чувства защищенности и доверия к окружающему миру в стенах ДОУ;
установить партнерские отношения с семьей каждого ребенка;
выработать единый стиль воспитания и общения с особым ребенком в ДОУ и семье.
Принципы взаимодействия с семьей.
Родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей: это единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей.
Помощь, уважение и доверие к ребенку, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей.
Знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи.
Максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми РАС, равноправие и равно ответственность родителей и педагогов ДОУ.
Формы взаимодействия ДОУ с семьей.
Воспитатель, специалисты – дети
Родители - дети
Воспитатель, специалисты - родители
Гипотеза реализации проекта
Реализация проекта позволит объединить усилия ДОУ и семьи для успешной социализации особого ребенка и углубленного его погружения в пространство как родной семьи, так и ближайшего социального окружения, а также способствует повышению активности родителей в жизнедеятельности ДОУ.
Ожидаемые результаты проекта
У детей;
Безболезненное пребывание ребенка с РАС в ДОУ, сохранение чувства защищенности и доверия к окружающему миру;
осознание собственного статуса в семье, значимости семьи в своей жизни;
У родителей;
Возрождение и сохранение семейных традиций;
Активизация участия совместно с детьми в жизнедеятельности ДОУ;
Проявление позиции активных участников воспитательно-образовательного процесса;
Повышение педагогической компетентности родителей с особыми детьми.
У педагогов;
Содействие возрождению лучших отечественных традиций семейного Воспитания и закреплению связей между членами семьи разных поколений;
Разработка комплекса совместных мероприятий с родителями;
Разработка консультативно-практического материала для родителей и педагогов;
Совершенствовать качество работы детского сада при взаимодействии с семьями воспитанников в ходе реализации проекта.
Этапы реализации проекта
1 этап – подготовительный (Сентябрь- ноябрь 2021г)
Сбор информации о детях и семьях воспитанников.
1. Анкетирование для родителей:
-"Социальный паспорт семьи"
2. Подготовка консультаций для родителей и педагогов:
3.Картотека сюжетно дидактических игр на тему "Семья"
2 этап - основной этап (Декабрь 2021-март 2022г)
1. Взаимодействие с семьями воспитанников, раскрытие потенциала каждой семьи, активизация духовного родства в процессе совместной жизнедеятельности.
Воспитатель, специалисты – дети
Составление рассказа по сюжетной картине «Моя семья»
Рисование на тему: «Моя семья»
Беседа с детьми на тему: «Моя семья»
Аппликация: «Дом, в котором я живу»
Дидактическая игра «Найди маму»
Слушание, заучивание стихов и песен о семье.
Родители - дети
Беседа с детьми о своей семье, родственниках.
Участие во всероссийских и международных конкурсах рисунков и поделок на тему «Семья»
Проведение совместных праздников в семье.
Создание фотоальбома «Семья»
Самостоятельная деятельность детей:
Сюжетно - ролевые игры: «Семья», «Магазин», «Подарки для близких», «Праздник в нашей семье», «Детский сад и семья», «Отдыхаем всей семьей в кофе».
Взаимодействие педагогов с родителями;
Консультации;
Семинары – тренинги;
Дни самоуправления;
Дни здоровья;
День открытых дверей;
Субботники;
Выезды в музеи города;
Спортивные праздник «Мама, папа, я, дружная семья»;
Совместные праздники;
Чаепития;
Посиделки за круглым столом;
Фото стенды по тематике: «День отца», «День Мамы»
3 этап-заключительный. (Апрель2022- май 2022г)
Итоги:
Педагогическая деятельность:
- сбор и обработка практических материалов, соотнесение поставленных и
прогнозируемых результатов с полученными;
- обобщение материалов проекта;
- создание слайдовых презентаций.
Взаимодействие с родителями:
- сбор информации по итогам проекта (анкетирование, беседы, опрос, отзывы);
- оценка эффективности работы в проекте;
Работа с детьми:
- рисунки детей;
- создание фотоколлажа по итогам участия в конкурсах;
Критерии эффективности проекта:
- Рост посещаемости родителями открытых мероприятий.
- Согласованность действий педагогов и родителей.
- Соответствие действий участников проекта целям и задачам-проекта.
- Заинтересованность родителей.
- Положительное общественное мнение родителей о работе педагога ДОУ.
Продукты проектной деятельности:
- Слайдовые презентации новых нетрадиционных форм работы с родителями;
- Фотоматериалы;
- Новые разработки занятий, досугов, открытых мероприятий;
- Анкеты.
Социальный паспорт семьи воспитанника группы детей с РАС.
Дата составления документа «____»_____________20___г.
I. Общие сведения о ребёнке
1. Ф.И.О._____________________________________________________________
2. Пол_____________________________________________________________
3. Дата рождения_____________________________________________________
4. Адрес постоянного или временного проживания (подчеркнуть):
почтовый индекс_______________, город (село)__________________________________, улица___________________________________________________________, дом__________________________, корпус_______, квартира________, контактный телефон________________________________________________
II. Социально-бытовой статус семьи
1. Мать: Ф.И.О. _____________________________________________________________, возраст_______, образование__________________________________________, профессия__________________________________________________________, род занятий в настоящее время_________________________________________ ____________________________________________________________________
2. Отец: Ф.И.О. _____________________________________________________________, возраст_______, образование__________________________________________, профессия__________________________________________________________, род занятий в настоящее время_________________________________________ ____________________________________________________________________
3. Социальный статус семьи (многодетная, полная, неполная, опекунская) (подчеркнуть)
4.С кем проживает ребёнок? (состав семьи)_____________________________
5.Проживают ли совместно с семьёй бабушка и дедушка?________________
К кому из членов семьи ребёнок больше привязан?______________________ _______________________________________________________________
6.Впишите, кто из взрослых играет с ребёнком, читает______________________ _ занимается_______________________________________________________,
водит в детский сад________________________________________________,
в случае болезни___________________________________________________, гуляет__________________________________________________________,
разбирает конфликты_______________________________________________
7.Ведутся ли развивающие занятия дома, какие, как часто?_________________ ____________________________________________________________________
8.Имеются ли у ребёнка какие-либо отрицательные привычки? (впишите, какие именно)_____________________________________________________________
9.Каков общий эмоциональный фон Вашего ребёнка (спокойный, жизнерадостный, подавленный, тревожный, резкие смены настроения и др.)?_ ____________________________________________________________________
9.Как Ваш ребёнок относится к посещению детского сада (ходит с удовольствием, не любит, ему всё равно)?_____________________________ __________________________________________________________________
10.Как ребёнок ведёт себя дома после посещения детского сада (возбуждён, утомлён, расстроен, рассказывает, что было в саду и др.)?________________ ________________________________________________________
III. Состояние здоровья ребёнка.
1.Часто ли болеет ребёнок? ____________________________________________________________________
2. Какими болезнями болеет чаще? ___________________________________________________________________
3.Есть ли хронические заболевания? _____________________________________________________________________
4. Наблюдается ли ребёнок у врачей-специалистов? ____________________________________________________
IV. Предполагаемые формы сотрудничества с дошкольным учреждением
1.Какие формы сотрудничества с детским садом для Вас наиболее привлекательны (возможность ребёнка посещать кружковые занятия, музыкальные занятия, занятия физической культурой; участие в беседах, дискуссиях с воспитателем о развитии ребёнка;) (нужное подчеркнуть, при желании дополнить)? _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________
2. Ваши вопросы, пожелания_____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________
Дата заполнения___________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
детский сад и семья - единое педагогическое пространство
совершенствование общения педагогов и родителей...
Детский сад и семья – единое пространство развития ребёнка
Взаимосвязь детского сада и семьи – необходимое условие для успешного воспитания ребенка дошкольного возраста. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребе...
"Будем вместе! Детский сад и семья - единое пространство детства."
В настоящее время становится все более очевидным, что повышение результативности и качества деятельности ДОУ невозможно без эффективного сотрудничества с основными социальными заказчиками - родителями...
Родительское собрание во второй младшей группе №3 «Детский сад и семья- единое пространство развития ребёнка»
Уважаемые родители! Мы рады видеть вас на нашей встрече. Сегодня замечательное событие- первое родительское собрание в зтом учебном году. В детском саду вам и вашим детям еще предстоит прожить долгие ...
Конспект родительского собрания . Тема "Детский сад и семья- единое пространство детства"
Конспект собрания для родителей 1 младшей группы...
Презентация Родительское собрание Тема: "Детский сад и семья - единое пространство детства" Средняя группа 2021 - 2022 учебный год.
В содержании презентации раскрываются задачи образовательной работы в группе и годовые задачи ДОУ, которые решались на протяжении учебного года. А также предлагается фотоотчёт о пров...