Проект "Детский сад и семья -единое пространство детства"
проект

Проект

Тема:

"Детский сад и семья - единое пространство детства»"

 Проект направлен на создание условий для комфортного пребывания ребенка с РАС в условиях детского сада, формированию у него чувства защищенности и доверия к окружающему миру через активное вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения.

Актуальность проекта. Семья и дошкольное учреждение - два самых важных института социализации дошкольников. Благодаря эмоциональному микроклимату семьи у ребенка формируется отношение к себе, определяется чувство самоценности, появляются ценностные ориентации и мировоззрение. В дошкольном учреждении ребенок приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, проявлять собственную активность, получает всестороннее образование. Несмотря на различные воспитательные функции, для развития ребенка необходимо тесное взаимодействие семьи и детского сада. К сожалению, ребенок часто находится между этими двумя важнейшими институтами воспитания, попадая в мир противоречивых требований, что влияет на его эмоциональное и психологическое развитие. Во избежание такого дискомфорта необходимо создание единой воспитательной среды, тогда ребенок почувствует себя спокойнее и увереннее, сможет раскрыть свой творческий потенциал, всесторонне развиваться. На наш взгляд, единая воспитательная среда подразумевает под собой не только единые требования к ребенку ДОУ и семьи, а также активное участие семьи в жизнедеятельности детского сада с целью безболезненной адаптации особого ребенка, только что вышедшего из семьи, его наилучшего психологического самочувствия, а также для его успешной социализации. Кроме этого тесное взаимодействие семьи и детского сада позволяет ребенку погрузиться в пространство родной семьи, почувствовать причастность к своей семье, что немаловажно для духовно-нравственного развития дошкольника. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, а особенно ребенка с ОВЗ, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.

«Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка», - гласит Закон РФ «Об образовании». Сегодня работа с родителями очень актуальна, так как является частью примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования и соответствует новым Федеральным Государственным Требованиям

Идея проекта:

Проект нацелен на изменение самой философии взаимодействия детского сада и семьи:

с одной стороны, ДОУ становится учреждением комплексной поддержки и содействия развития родительской компетентности, с другой стороны, сотрудничество между родителями и дошкольным учреждением рассматривается как обязательное условие обеспечения полноценного развития ребенка. В процессе реализации проекта происходит переход от понятия «работа с родителями» к понятию «взаимодействие»; идет поиск совместного языка контакта и взаимопонимания, признание сильных и слабых сторон друг друга. В связи с этим возникла идея создания проекта, основу которого составили совместные мероприятия. Таким образом, пришли к выводу, что необходим проект взаимодействия родителей с ДОУ.

Вид проекта. Познавательно-творческий

Тип проекта:

Участники проекта. Дети группы с РАС, родители, старшее поколение семьи, педагоги.

Цель проекта: создание условий для комфортного пребывания ребенка в условиях детского сада посредством активного вовлечения семьи в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения.

Задачи проекта:

создавать условия для внутреннего психологического комфорта ребенка, сохранения чувства защищенности и доверия к окружающему миру в стенах ДОУ;

установить партнерские отношения с семьей каждого ребенка;

выработать единый стиль воспитания и общения с особым  ребенком в ДОУ и семье.

Принципы взаимодействия с семьей.

Родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей: это единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей.

Помощь, уважение и доверие к ребенку, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей.

Знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи.

Максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми РАС, равноправие и равно ответственность родителей и педагогов ДОУ.

Формы взаимодействия ДОУ с семьей.

Воспитатель, специалисты – дети

Родители - дети

Воспитатель, специалисты - родители

Гипотеза реализации проекта

Реализация проекта позволит объединить усилия ДОУ и семьи для успешной социализации особого ребенка и углубленного его погружения в пространство как родной семьи, так и ближайшего социального окружения, а также способствует повышению активности родителей в жизнедеятельности ДОУ.

Ожидаемые результаты проекта

У детей;

Безболезненное пребывание ребенка с РАС в ДОУ, сохранение чувства защищенности и доверия к окружающему миру;

осознание собственного статуса в семье, значимости семьи в своей жизни;

 

У родителей;

Возрождение и сохранение семейных традиций;

Активизация участия совместно с детьми в жизнедеятельности ДОУ;

Проявление позиции активных участников воспитательно-образовательного процесса;

Повышение педагогической компетентности родителей с особыми детьми.

 

У педагогов;

Содействие возрождению лучших отечественных традиций семейного Воспитания и закреплению связей между членами семьи разных поколений;

Разработка комплекса совместных мероприятий с родителями;

Разработка консультативно-практического материала для родителей и педагогов;

Совершенствовать качество работы детского сада при взаимодействии с семьями воспитанников в ходе реализации проекта.

 

Этапы реализации проекта

1 этап – подготовительный (Сентябрь- ноябрь 2021г)

Сбор информации о детях и семьях воспитанников.

1. Анкетирование для родителей:

-"Социальный паспорт семьи"

2. Подготовка консультаций для родителей и педагогов:

3.Картотека сюжетно дидактических игр на тему "Семья"

2 этап - основной этап (Декабрь 2021-март 2022г)

1. Взаимодействие с семьями воспитанников, раскрытие потенциала каждой семьи, активизация духовного родства в процессе совместной жизнедеятельности.

Воспитатель, специалисты – дети

Составление рассказа по сюжетной картине «Моя семья»

Рисование на тему: «Моя семья»

Беседа с детьми на тему: «Моя семья»

Аппликация: «Дом, в котором я живу»

Дидактическая игра «Найди маму»

Слушание, заучивание стихов и песен о семье.

Родители - дети

Беседа с детьми о своей семье, родственниках.

Участие во всероссийских и международных конкурсах рисунков и поделок на тему «Семья»

Проведение совместных праздников в семье.

Создание фотоальбома «Семья»

Самостоятельная деятельность детей:

Сюжетно - ролевые игры: «Семья»,  «Магазин», «Подарки для близких», «Праздник в нашей семье», «Детский сад и семья», «Отдыхаем всей семьей в кофе».

Взаимодействие педагогов с родителями;

Консультации;

Семинары – тренинги;

Дни самоуправления;

Дни здоровья;

День открытых дверей;

Субботники;

Выезды в музеи города;

Спортивные праздник «Мама, папа, я, дружная семья»;

Совместные праздники;

Чаепития;

Посиделки за круглым столом;

Фото стенды по тематике: «День отца», «День Мамы»

3 этап-заключительный. (Апрель2022- май 2022г)

Итоги:

Педагогическая деятельность:

- сбор и обработка практических материалов, соотнесение поставленных и

прогнозируемых результатов с полученными;

- обобщение материалов проекта;

- создание слайдовых презентаций.

Взаимодействие с родителями:

- сбор информации по итогам проекта (анкетирование, беседы, опрос, отзывы);

- оценка эффективности работы в проекте;

Работа с детьми:

- рисунки детей;

- создание фотоколлажа по итогам участия в конкурсах;

Критерии эффективности проекта:

- Рост посещаемости родителями открытых мероприятий.

- Согласованность действий педагогов и родителей.

- Соответствие действий участников проекта целям и задачам-проекта.

- Заинтересованность родителей.

- Положительное общественное мнение родителей о работе педагога ДОУ.

Продукты проектной деятельности:

- Слайдовые презентации новых нетрадиционных форм работы с родителями;

- Фотоматериалы;

- Новые разработки занятий, досугов, открытых мероприятий;

- Анкеты.

 

 

 

 

 

Социальный паспорт семьи воспитанника группы детей с РАС.

 

Дата составления документа «____»_____________20___г.

I. Общие сведения о ребёнке

1. Ф.И.О._____________________________________________________________

2. Пол_____________________________________________________________

3. Дата рождения_____________________________________________________

4. Адрес постоянного или временного проживания (подчеркнуть):

почтовый индекс_______________, город (село)__________________________________, улица___________________________________________________________, дом__________________________, корпус_______, квартира________, контактный телефон________________________________________________

II. Социально-бытовой статус семьи

1. Мать: Ф.И.О. _____________________________________________________________, возраст_______, образование__________________________________________, профессия__________________________________________________________, род занятий в настоящее время_________________________________________ ____________________________________________________________________

2. Отец: Ф.И.О. _____________________________________________________________, возраст_______, образование__________________________________________, профессия__________________________________________________________, род занятий в настоящее время_________________________________________ ____________________________________________________________________

3. Социальный статус семьи (многодетная, полная, неполная, опекунская) (подчеркнуть)

4.С кем проживает ребёнок? (состав семьи)_____________________________

5.Проживают ли совместно с семьёй бабушка и дедушка?________________

К кому из членов семьи ребёнок больше привязан?______________________ _______________________________________________________________

6.Впишите, кто из взрослых играет с ребёнком, читает______________________ _ занимается_______________________________________________________,

водит в детский сад________________________________________________,

в случае болезни___________________________________________________, гуляет__________________________________________________________,

разбирает конфликты_______________________________________________

7.Ведутся ли развивающие занятия дома, какие, как часто?_________________ ____________________________________________________________________

8.Имеются ли у ребёнка какие-либо отрицательные привычки? (впишите, какие именно)_____________________________________________________________

9.Каков общий эмоциональный фон Вашего ребёнка (спокойный, жизнерадостный, подавленный, тревожный, резкие смены настроения и др.)?_ ____________________________________________________________________

9.Как Ваш ребёнок относится к посещению детского сада (ходит с удовольствием, не любит, ему всё равно)?_____________________________ __________________________________________________________________

10.Как ребёнок ведёт себя дома после посещения детского сада (возбуждён, утомлён, расстроен, рассказывает, что было в саду и др.)?________________ ________________________________________________________

III. Состояние здоровья ребёнка.

1.Часто ли болеет ребёнок? ____________________________________________________________________

2. Какими болезнями болеет чаще? ___________________________________________________________________

3.Есть ли хронические заболевания? _____________________________________________________________________

4. Наблюдается ли ребёнок у врачей-специалистов? ____________________________________________________

IV. Предполагаемые формы сотрудничества с дошкольным учреждением

1.Какие формы сотрудничества с детским садом для Вас наиболее привлекательны (возможность ребёнка посещать кружковые занятия, музыкальные занятия, занятия физической культурой; участие в беседах, дискуссиях с воспитателем о развитии ребёнка;) (нужное подчеркнуть, при желании дополнить)? _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________

2. Ваши вопросы, пожелания_____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________

 

Дата заполнения___________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

детский сад и семья - единое педагогическое пространство

совершенствование общения педагогов и родителей...

Детский сад и семья – единое пространство развития ребёнка

Взаимосвязь детского сада и семьи – необходимое условие для успешного воспитания ребенка дошкольного возраста. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребе...

"Будем вместе! Детский сад и семья - единое пространство детства."

В настоящее время становится все более очевидным, что повышение результативности и качества деятельности ДОУ невозможно без эффективного сотрудничества с основными социальными заказчиками - родителями...

Родительское собрание во второй младшей группе №3 «Детский сад и семья- единое пространство развития ребёнка»

Уважаемые родители! Мы рады видеть вас на нашей встрече. Сегодня замечательное событие- первое родительское собрание в зтом учебном году. В детском саду вам и вашим детям еще предстоит прожить долгие ...

Презентация Родительское собрание Тема: "Детский сад и семья - единое пространство детства" Средняя группа 2021 - 2022 учебный год.

В содержании презентации раскрываются задачи образовательной работы в группе и  годовые задачи ДОУ, которые решались на протяжении учебного года.  А также предлагается фотоотчёт  о пров...