«Детский сад и семья - ЕДИНОЕ ПРОСТРАНСТВО ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ»
статья на тему
Предварительный просмотр:
«Д/с и семья - ЕДИНОЕ ПРОСТРАНСТВО ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ»
Здравствуйте уважаемые Коллеги!
Я представляю МДОУ д /с «Солнышко» село Таштып.
«Я в тебя вдохнула вечность,
Что имела – подарила женственность и человечность
Все что людям добрым мило.
Мирно пусть идет и ладно жизнь твоя,
Пусть не забудет счастье нас
С тобою рядом пусть другим теплее будет.
Чтоб недоля не согнула твои тоненькие плечи
Вечность я в тебя вдохнула
И не может быть и речи о негаданных невзгодах
Что пророчит ворон птица
Пусть во век в окрестных водах
Злая тень не отразиться».
Почему я прочитала это стихотворение, потому что, оно называется «Напутствие дочери».
И сегодня мы говорим о семье.
Важно понимать, что любой родитель, даже самый неумелый с точки зрения педагогики, своему ребенку желает добра. Эту же цель преследуем и мы педагоги. Кроме того, родители могут просто не знать, что им не хватает специальных знаний и ситуация общения педагога с родителем
является для последнего обучающим.
Наш д/с в 2007 г. создал проект «Детский сад и семья - единое пространство детского развития».
Цель: Объединение двух воспитательных систем (ДОУ+ семья) для создания единого развивающего пространства ребенка.
Алгоритм работы: познакомить педагогов с сущностью нового подхода в работе с семьей
воспитанников.
Обратимся к данным опроса воспитателей об их ожиданиях от взаимодействия с семьей.
82%-воспитателей ожидает более внимательного отношения родителей к проблемам воспитания детей.
65%- воспитателей ожидают , что родители станут выполнять советы воспитателя,
27%- ожидание материально-технической помощи,
41%- ожидают от родителей добросовестного выполнения ими режимных моментов,
49%- готовность воспитателя узнать об индивидуальных особенностях детей от родителей,
8%-отсутствие у воспитателей цели в отношении работы с семьей и родителями.
Опрос выявил одну из распространенных проблем: можно быть профессионалом в своей
области, но не уметь, например, передать свои знания. Как видно из ответов (воспитателям были заданы вопросы) воспитатели невысоко оценивают педагогическую компетентность родителей, они практически не ждут конкретной помощи от родителей. Таким образом, взаимодействие родителей и воспитателей сводится к взаимно вежливым отношениям.
Еще одна трудность барьер непонимания. Есть притча: Тонет в местном озере мулла, все сельчане собрались вокруг озера. Кто-то протягивает руку, кто-то веревку, все наперебой кричат: « дай руку, мулла, дай руку!». Мимо проходил мальчик, увидал эту картину, подбежал к озеру и говорит:
-Это очень, жадный мулла, этак он у вас утонет, надо кричать: « На, мулла!».
Поиск подходов дело тонкое…
Любое обучение наиболее эффективно тогда, когда оно правильно организованно. Начать следует с общей оценки того, что имеется и что предстоит сделать. И так я начала с себя….
Исследования в области психологии труда говорят о том, что в возрасте до 30 лет—44%педагогов обращаются к специальной литературе. 30—40 лет интерес к информации психолого- педагогического содержания снижается, а после 40 лет почти исчезает.
Тогда я начала изучать литературу, чтобы узнать свои возможности. Нашла очень интересный тест. Предлагаю вашему вниманию тест жизненной удовлетворенности. Он разработан группой американских ученых, впервые опубликован 1961 году и адаптирован Н.В.Паниной 1993году.
Дальше стали изучать семьи. Собственно большинство родителей хорошо справляются со своими обязанностями. Но если объяснить им то, что они делают, они меньше тревожатся и чувствуют себя увереннее в воспитании ребенка. Когда у них возникают сомнения или они действительно осознают свое невежество, они стремятся получить не совет, а информацию. А причина поиска последнего состоит в том, что теперь они знают, куда за ней обратиться. Они начинают понимать, что вполне возможен объективный подход и с меньшим подозрением относятся к педагогам. А дальше пошел опрос родителей как выявление их запросов и ожиданий.
Пожелания родителей относительно результатов их совместной с воспитателем деятельности выглядит следующим образом:
68%-научиться у персонала терпению, чуткости, пониманию, выдержки,
36%-научиться правильному воспитанию детей,
21%-научиться методикам обучения, умению правильно организовать досуг,
8%-готовность выполнять советы педагога,
4%-не ответили,
3%-научиться определять способности детей.
Как видно % неактивных родителей – не высок. В целом семья стремиться к поиску необходимой информации и персонал сада является для родителей достаточно авторитетным.
Из профессиональных качеств педагога родители отметили в первую очередь опыт, эрудицию, любовь к своей профессии. По их мнению, педагогу должны быть присущи такие качества, как самостоятельность в работе, инициативность, изобретательность, стремление к самообразованию, использование нового, передового в своей деятельности. Среди личностных качеств родители выявили любовь к детям, терпимость, склонность замечать в людях хорошее и доброе. И еще родители всех возрастных категорий, не зависимо от пола и профессии, отдают предпочтение молодым педагогам: 20-30 лет- 51% , 30-40 лет- 41,8%. Общая тенденция наблюдается в требовании родителей к образованию – предпочитают высшее 51%, важно не столько образование сколько « педагогическое чутье», интуиция-49%.
85%- семейное положение не значимо,15%- предпочитают в браке и имеют детей.
Полезно в конце каждого учебного года проводить опрос, который позволит уточнить уровень удовлетворенности взаимодействия семьи и детского сада, получить обратную связь и предложения от родителей.
Родительское собрание одна из форм работы с семьей. Так показ фрагментов занятии, совместная деятельность родителей, ребенка и педагога- стал важным элементом работы с родителями. Для родителей такие встречи оборачиваются праздничным событием и не теряют своей привлекательности по нескольким причинам:
- актуальность тем, поднимаемых на встречах;
- насыщенность встреч просветительской информацией;
- возможность родителей наблюдать своих детей и результаты согласованной деятельности специалистов, оформленные в виде показательных выступлений, творческих отчетов.
Подобная модель работы с семьей позволяет сотрудничать с родителями, не имеющими выраженной образовательной заинтересованности, полагающими, что для воспитания собственных детей им достаточно знания и опыта.
Любопытно было нам узнать, как сами родители формулируют результативность проводимой в нашем детском саду работы:
- нравится возможность получить ответы на вопросы, решить проблемы - 50%;
- много интересной и поучительной информации о собственных детях - 35%
- интересно общаться со специалистами - 31%;
- дают возможность понять педагога; нравится совместная деятельность родителей, детей; нравится творческая атмосфера - 29%;
- привлекает возможность увидеть, чем занимаются в саду, и посмотреть занятия - 24%.
Содержания и формы работы с семьей в ДОУ отличаются разнообразием, и не может быть единого стандарта: жизненные задачи диктуют потребность в тех или иных знаниях. И задача каждого педагогического коллектива – уметь быть чутким к запросам семьи и компетентным в решении современных задач воспитания и обучения. Важно знать, что родители являются первыми педагогами для ребенка, а мы педагоги помощники семьи в воспитании ребенка.
график 1
график 2
график 3
Тест
«Индекс жизненной удовлетворенности»
1.Многое из того, что случилось в моей жизни, превзошло мои ожидания.
2.Жизнь несет мне больше разочарования, чем большинству людей, которых я знаю.
3.Сейчас для меня наступили самые мрачные дни.
4.Себе я пожелала бы больше счастья в жизни.
5.Сейчас я почти так же счастлива, как в прежние годы.
6.Мне приходится заниматься делами, которые по большей части скучны и неинтересны.
7.Сейчас я переживаю лучшие годы в моей жизни.
8.Я считаю, что в будущем меня ожидают увлекательные дела.
9.Как и прежде, я занимаюсь тем, что меня привлекает.
10.С годами я ощущаю все большую усталость от жизни.
11.Ощущение возраста не беспокоит меня.
12.Когда я оглядываюсь на прожитые годы, испытываю чувство удовлетворения.
13.Я ничего не стала, бы изменять в своей жизни, даже если бы представилась такая возможность.
14.Я наделала в своей жизни значительно больше глупостей, чем сверстники.
15.Я выгляжу лучше, чем большинство ровесников.
16.У меня есть планы, которые я намерена осуществить в ближайшее время.
17.Оглядываясь на прожитые годы, могу сказать, что многое упустила в жизни.
18.Я чаще чем, чем другие, нахожусь в подавленном состоянии.
19.От жизни я получила довольно много из того, чего я ожидала.
20.Что ни говори, но с возрастом большинству людей жить становится сложнее.
Ответы на вопросы с номерами 1,5,7,8,9,11,12,13,15,16,19 оцениваются следующим образом: за ответ «согласен» - 2 балла, «не согласен» - 0, «не знаю» - 1 балл.
Ответы на вопросы с номерами 2,3,4,6,10,14,17,18,20- оцениваются так: за ответ» согласен» - 0 баллов, «не согласен»-2, «не знаю» -1 балл.
Если суммарный балл превышает 24-у вас все в порядке, от 20 до 24-вам есть о чем подумать и понять причины самочувствия и проблем во взаимоотношениях с окружающими. Если ваш суммарный балл меньше 20, необходимо активно заняться собой.
Уверенный в себе человек выглядит как «энциклопедия сплошных личных достоинств», так как чувство уверенности позволяет ему сгладить недостатки и усилить имеющиеся достоинства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие "перспективный план по теме эмоционально-личностное развитие ребенка средствами валеологических игр в младшей, средней, старшей группах детского сада" для воспитателей детского сада.
В учебно-методическом пособии опубликован материал для работы воспитателей с детьми младшей, средней и старшей группах по теме "здоровье", "безопасность" (развивающие, подвижные игры, игры-упражнения,...
Методическая разработка по использованию комплекса дыхательных и вокальных упражнений в работе по формированию певческих навыков и развитию детского голоса при постановки детской оперы М.Красева "Муха-Цокотуха"."
Данная методическая разработка-это серия интегрированных занятий, включающих в себя различные виды музыкальной театральной деятельности, а именно: пение,танец, актерское мастерство.Здесь предложены ра...
Организация образовательной деятельности через создание развивающей предметно-пространственной среды в разновозрастном детском сообществе "Светлячок" МБДОУ "Центр развития ребёнка - детский сад № 5 "Колокольчик" города Белёва Тульской обл.
Развивающие игры, представленные в развивающей среде разновозрастного детского сообщества «Светлячок», очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, как и любые игры, он...
Выступление на районном методическом объединении воспитателей по поддержке детской инициативы. Тема: «РППС в развитии детской инициативы»
laquo;Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьёзной интеллектуальной работе, самостоятельность как личностную черту, вселить в них радость сотворчества, то создавай такие условия, ч...
Творческое взаимодействие детского сада «Ласточка»с детской школой искусств и детской библиотекой с. Тарбагатай . «Развитие художественно-эстетических способностей дошкольников
В художественной мастерской по изобразительной деятельности, детского сада «Ласточка» с участием педагога детской школы искусств , воспитанн...
Образовательная область «Познавательное развитие» Ознакомление с окружающим миром Месяц/неделя Тема НОД Цель и задачи Используемая методическая литература (ФИО автора, стр.) Сентябрь 1 неделя «Здравствуй, детский сад, здравствуй школа» «Детский сад наш т
Образовательная область «Познавательное развитие» Ознакомление с окружающим миромМесяц/неделяТема НОДЦель и задачиИспользуемая методическая литература (ФИО автора, стр.)Сентябрь1 неде...
«Голос ребёнка и пространство детской реализации. Связь зоны ближайшего развития пространства детской реализации», выступление
Уровень обр. орг., Педагогический совет«Работаем по инновационной программе «От рождения до школы», МАДОУ д/с № 10 «Лучик», г. Долгопрудный, 19.10.2022г....