Развитие театральной деятельности у детей 2 – 3 лет «Сказки – добрые друзья».
проект (младшая группа)
«Театр – это волшебный мир, в котором
Ребенок радуется, играя, а играя,
Познает окружающее».
Развитие театральной деятельности у детей 2 – 3 лет
«Сказки – добрые друзья».
Пояснительная записка.
Театр – один из самых демократичных и допустимых видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с: формированием эстетического вкуса, нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности. Воспитание воли, развитием памяти. Воображения, инициативности, фантазии, речи (диалога и монолога). Созданием положительного эмоционального настроя, снятия напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру. Театрализованные игры способствуют развитию детской фантазии, воображения, памяти, учить искренне, сопереживать: радость, печаль, гнев. Через игру ребенок не только распознает эмоциональное состояние персонажа, но и передает с помощью выразительных средств разнообразные эмоции.
Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем, и не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания.
Театрально – игровая деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания детей: развиваем художественный вкус, творческие способности, формируем чувства коллективизма, развиваем память, мышление, внимание. Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий.
Театрализованные игры являются средством сохранение эмоционального здоровья ребенка и предупреждения эмоциональных расстройств. Это возможно лишь при наличии активного интереса детей к играм, поэтому важно чтобы игры были разнообразными, а содержание увлекательным.
Игра связывает детей между собой, дети с взрослыми в единое волшебное целое. И если ребенок начинает нам доверять, верить – значит, можно творить, фантазировать, воображать.
Искусство театра, является одним из важнейших факторов эстетического воспитания, способствует всестороннему развитию малыша, их наклонностей, интересов, практических умений.
Театр – искусство синтетическое, объединяющее искусство слова и действие, с музыкой и изобразительной деятельностью, и физической культурой.
Актуальность программы.
Театральное искусство имеет незаменимые возможности духовно – нравственного воздействия. Театрализованная деятельность позволяет формировать у детей опыт социальных навыков, потому что каждое литературное произведение или сказка для детей. Всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость).
Главное театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребенка и дает реальную возможность адаптировать след в социальной среде.
Ребенок, оказавшийся в позиции актера – исполнителя, может пройти все этапы художественно – творческого осмысления мира, а это значит – задуматься о том, что и зачем человек говорит и делает, как это понимают люди, зачем показывать зрителю то, что ты можешь и хочешь сыграть, что ты считаешь дорогим и важным в жизни.
Умелое использование кукольного театра оказывает большую помощь в повседневной жизни ребенка по умственному, нравственному, идейно – эстетическому воспитанию. С самых ранних лет ребенок стремится к творчеству. Весь мир театр, а люди, как известно в нем актеры.
Новизна программы.
Учебно – воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы, воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накоплений знаний о театре, которые дополняют друг в друге, что способствует формированию нравственных качеств у детей. В данной программе предпринята попытка, по – новому подойти к организации, содержанию и методам работы. Особое внимание уделено взаимодействию ДОУ с семьей.
Поэтому задачи представлены по двум направлениям: для педагога и родителей.
Целью программы для педагога является: развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства и дополнительное развитие их познавательных и речевых умений на материале любимых сказок.
Для родителей. Цель: создание условий поддержание интереса ребенка к театральной деятельности.
Основные направления работы с детьми.
- Театральная игра – исторически сложившиеся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человек.
Задачи: Учить детей ориентироваться в пространстве, строить диалог с партнерами на заданную тему, развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев сказки, развивать зрительное, слуховое внимание, память, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству, упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию, воспитывать нравственно – эстетические качества.
- Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, свободы и выразительности телодвижений, обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром.
Задачи: Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно, развивать координацию движений, учить создавать образцы животных с помощью выразительных имитационных движений.
- Культура и техника речи объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхание и свободы речевого аппарата.
Задачи: Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи, связную образную речь, творческую фантазию, произносить потешки, стихи, пополнять словарный запас.
- Основы театральной культуры призван познакомить детей с элементарными понятиями.
Задачи: Воспитывать культуру поведения в театре.
В общении с детьми от двух до трех лет нужно использовать все виды кукольного театрального представления. Это не только доставить малышу минуты радости, но и приобщить к литературе, музыке, искусству. Взрослые должны стремиться вовлечь малышей в это общение задавая им вопросы, на которые они должны дать ответ. Именно в этом возрасте закладывающие черты характера, привычки, ответственность за близких людей, желание помочь и поддержать даже незнакомого человека. Недаром народная мудрость гласит: «Что посеешь, то и пожнешь». Сеять нужно доброе, вечное, чтобы потом не было стыдно и мучительно больно за слова, поступки и действие детей. Нужно учить малышей уважать чувства и желание другого человека. Лучше показать на собственном примере, относясь к самим детям по – доброму. Ведь дети во всем подражают взрослым. Там где царит любовь и взаимоуважение, меньше погрешности в воспитании. Сказка, литературное произведение учит очень многому, а в том числе – понимать взаимоотношение между людьми.
Общие задачи театральной деятельности.
1. Формировать устойчивый интерес к театрально – игровой деятельности.
2. Продолжать обучать детей ориентироваться в групповой комнате, в музыкальном зале. Побуждать называть предметы, окружающие их.
3. Воспитывать бережное отношение к игрушкам, куклам, предметам театрально – игрового оборудования.
4. Поддерживать интерес к кукольным и драматическим спектаклям. Развивать умение сопереживать персонажам народных сказок, песенок, рассказов. Вызывать желание следить за развитием действия, понимать содержание, уметь отвечать на вопросы. Побуждать принимать активное участие в кукольных спектаклях.
5. Продолжать развивать речь детей средствами кукольного театра: расширять словарный запас, развивать артикуляцию, добиваясь правильного и четкого произношения слов. Учить запоминать небольшие стихотворения, тексты с помощью взрослого.
6. Совершенствовать память, внимание, мышление и восприятие.
7. Знакомить детей с приемами кукловождения театра картинок, театра кружек, театра народной игрушки и т.д.
8. Вызывать желание подпевать отдельные фразы, петь вместе с взрослыми и самостоятельно небольшие попевки, песенки, сопровождая движением игрушки, театральной куклы.
9. Продолжать развивать двигательную активность детей в играх с музыкальным и стихотворным сопровождением. Формировать желание перевоплощаться в изображаемые образы, используя различные средства выразительности (позу, движение, жест, мимику).
10. Побуждать детей участвовать в свободных плясках с игрушками, театральными куклами совместно с взрослым и самостоятельно.
11. Поощрять игры с шумовыми и музыкальными игрушками, используя их в кукольных спектаклях для сопровождения движения театральной куклы.
12. Поддерживать стремление детей использовать игрушки и театральные куклы в самостоятельной деятельности. По средствам личностно – компетентного подхода к ребенку помогать преодолевать робость, неуверенность в себе.
13. Привлекать родителей к активному участию в качестве исполнителей ролей в спектаклях, изготовлению костюмов, декораций и дать сведения о способах обыгрывания дома с детьми; по мере возможности организовывать посещения театров; рассказывать знакомым в присутствии ребенка о его достижениях, поддерживать интерес ребенка к театральной деятельности.
Интеграция образовательных областей.
«Художественная литература» - знакомства с литературными произведениями, которые будут использованы в постановках, спектаклях, игр, занятий к самостоятельной деятельности.
«Художественное творчество» - знакомство с иллюстрациями близкими по содержанию, сюжету сказки.
«Познание» - знакомства с предметами ближайшего окружения, культурой, повадками животных, природными явлениями, бытом и традицией народов.
«Музыка» - знакомство с музыкальными произведениями к очередной сказке, определение характера музыки, музыкальными инструментами.
«Коммуникация» - использование потешек, загадок, стихов. Развитие четкой дикции, ЗКР.
«Физическая культура» - использование подвижных – сюжетных игр.
«Социализация» - использование дидактических игр.
Здоровьесберегающие технологии.
- Дыхательная гимнастика
- Артикуляционная гимнастика
- Пальчиковые игры со словами
- Гимнастика для глаз
- Физминутки
Основными принципами построения программы являются:
- Интеграции и комплексного подхода – объединение различных видов речевой, мыслительной и продуктивной деятельности в единый комплекс сказки, игры и т.д.;
- Целостности – соединяет в себе многообразные виды деятельности и действия, как умственные, так и физические;
- Интереса – процесс занятий должен нести в себе интригирующий элемент;
- Позитивной эмоциогенности – организация взаимодействия с детьми, сопровождающаяся получением удовольствия каждым ребенком как результатами активного, занимательного игрового взаимодействия взрослого с ребенком и общение с литературным произведением.
- Творчества – все задание направлены на достижение творческого проявление, любое решение и действие ребенка воспринимается и оценивается как творческое;
- Свободы – весь процесс направлен на формирование уважение к свободе и достоинству каждого ребенка как полноценного человека.
- Новизны, позволяющий преодолевать стереотипность и однообразие среды.
Театрализованная деятельность должна представлять детям возможность не только изучать и познавать окружающий мир через постижение сказок, но и жить в гармонии с ними, получать удовлетворение от постановок, разнообразия деятельности, умственного выполнения заданий. Ребенок в игровой форме учит выражать свои чувства и понимать чувства других людей. Работа над этюдами развивает ребенка, дает ему необходимые навыки для участия в кукольном театре, где царит атмосфера доброжелательности, взаимного доверия, уважительного отношения друг к другу, развивает любознательность и последовательский интерес для моделирования. Основной задачей педагога является нахождение правильной эмоциональной волны общения с детьми.
Форма организации театральной деятельности (фронтальная, групповая, индивидуальная).
Инициатива педагога:
Игра, импровизация, инсценировка и драматизация потешек, сказок, объяснения, чтение произведений, личный пример взрослого, показ, беседы, просмотры видеофильмов, разучивание произведений устного народного творчества, обсуждение, наблюдение, словесные, настольные, подвижные игры, показ настольного театра, театр игрушек, пальчикового театра, игры забавы, кукольного театра.
Инициатива детей:
Ряженье, инсценировка потешек, сказок, стихотворение, проговаривание стихов, запоминание текста сказок, пение песенок и колыбельных во время сюжетно – ролевых игр и игровых упражнений с игрушками, выполнять действия соответственно тексту, имитировать движение и действие героев сказки, повторять отдельные действие в процессе показа настольного и пальчикового театра.
Материал, рекомендованный для использования в процессе деятельности:
Книжка – игрушка, книжка – раскладушка, книги с яркими понятными иллюстрациями к потешкам, сказкам, настольный театр игрушек, пальчиковый театр, шапочки – маски, беззвучные игрушки – инструменты, дудочки, барабанчики, платочки, бубны, трещетки, маракасики, куклы, декорации, атрибуты, стенд и набор картинок, фонограмма, погремушки, ленточки, игрушки театра кружек, театр народной игрушки.
Методы обучения: объяснительно – иллюстративный, продуктивной, репродуктивный, проблемно – поисковый.
В процессе знакомства с театральным искусством взрослый (педагог) каждый раз перед просмотром спектакля настраиваем детей на восприятие зрелища, выделяя следующие моменты выработку нравственного настроя, пробуждение сопереживания, эстетического интереса к встрече со спектаклем.
Отбор сценарного материала обусловлен его актуальностью в воспитательном пространстве детского сада, художественной ценностью, воспитательной направленностью и педагогической целесообразностью. Сказка воспринимается ребенком как источник увлекательных, необычных занятий, новых открытий и знаний. В раннем возрасте ребенок проходит путь от копирования действий взрослого к моделирования и далее к изобразительному действию. Развитие детской изобразительности средствами театрализованной деятельности с игрушками будет способствовать и освоение предметно – орудийной деятельности, и формированию таких познавательных функций, как речь, предметное восприятие, память, воображение.
Классификация театральных игр.
1. Игры в кукольный театр: настольный театр, стендовый театр, театр на руке, настольные куклы, театр живой куклы, верховые куклы.
2. Игры – драматизации: инсценирование потешки, песен, небольших сказок, небольших литературных текстов, творчество детей.
3. Театрализованное действие: праздник, развлечение, фольклорный спектакль на обрядовой основе.
Прогнозируемые результаты и способы их проверки.
- Зарождение у детей интереса к театральной деятельности, сказке, литературным произведениям.
Дети должны уметь:
- Разыгрывать несложные представления по знакомым литературным сюжетам, используя жесты, интонацию, движения, строить простейший диалог.
- Усвоение навыков кукловождения, бережного отношения к куклам.
- С интересом использовать образные игрушки из разных материалов.
- Чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами.
- Выступать перед детьми, подражать образу героев.
Дети должны знать:
- Некоторые приемы манипуляции, применяемый в знакомых видах театров: резиновой, пластмассовой, мягкой игрушки (кукольной), настольном, конусной игрушки.
- Небольшие сказки, потешки, стихотворение – расширять словарный запас, развивать артикуляцию, добиваться правильного четкого произношения слов.
- Небольшие песенки, попевки, петь вместе с взрослыми детьми, сопровождая движением игрушки, куклы.
- Самостоятельно и с взрослыми участвовать в свободных плясках, игровых упражнениях, подвижных играх.
- Музыкальные инструменты.
Должен иметь представления:
- О театре
- Роли артистов, кукол, игрушек
- О правилах поведения в театре.
Сплочение детей и родителей, родителей и педагогов в процессе активного сотрудничества в ходе реализации программы. Родители стараются присутствовать и участвовать на детских спектаклях, праздниках. Отмечают достижение своего ребенка, определяют пути дальнейшего совершенствования, рассказывают детям о собственных впечатлениях, полученных в результате просмотра спектаклей, создают условия для поддержания интереса к театрализованной деятельности.
В течение учебного года организуются систематическое изучение уровня развития ребенка. С этой целью производится первичная и итоговая диагностика по развитию психических процессов. Педагог проводит диагностику освоения образовательной программы. Целью диагностики является отслеживания динамики развития ребенка по программе. Уровень развития детей демонстрируется на итоговых занятиях, при проведения праздников или развлечения. Обработанная информация доводится до сведения родителей по индивидуальным беседам, основанным видом контроля на всех этапах обучения, является показ спектакля.
Учебно – тематический план.
Раздел | № п/п | Темы | Теория | Практика |
Вводное занятия | 1 | «Давайте познакомимся» |
| 10 |
Пальчиковый театр | 2
| «Удивительный мир кукол» | 10 | 10 |
3
| «Сказке на столе» | 10 | 10 | |
4
| «Играем в сказку» | 10 | 10 | |
Театр народной игрушки | 5 | «Матрешка в гости к нам пришла» | 10 | 10 |
6 | «Персонажи сказок» | 10 | 10 | |
7 | «Веселые зверушки» | 10 | 10 | |
8 | «Давай поговорим» | 10 | 10 | |
9 | «Изменю себе друзья, догадайтесь, кто же я» | 10 | 10 | |
Театр резиновой игрушки | 10 | «Игрушки умеют говорить» | 10 | 10 |
11 | «Кто умеет наряжаться» | 10 | 10 | |
12 | «Изобрази героя» | 10 | 10 | |
13 | «Наше представление» | 10 | 10 | |
Театр рукавичек | 14 | «Зимние чудеса» | 10 | 10 |
15 | «Учимся играть» | 10 | 10 | |
16 | «Красочные иллюстрации» | 10 | 10 | |
17 | «Музыка для сказки» | 10 | 10 | |
Театр кружек | 18 | «Елочка, здравствуй» | 10 | 15 |
19 | «Сказка в гости к нам пришла» | 10 | 15 | |
20 | «Ловкие пальчики» | 10 | 15 | |
Театр конусной игрушки | 21 | «Наш веселый теремок» | 10 | 15 |
22 | «Говорим правильно» | 10 | 15 | |
23 | «Повтори за мной» | 10 | 15 | |
24 | «Машина идет, гудит» | 10 | 15 | |
Театр бибабо | 25 | «Весна спешит в лес» | 10 | 15 |
26 | «Игровые упражнения с игрушками» | 10 | 15 | |
27 | «Сказочный персонаж» | 10 | 15 | |
28 | «Сказка на столе» | 10 | 15 | |
Театр маски | 29 | «Будут пальчики играть» | 10 | 15 |
30 | «Песенка колобка» | 10 | 15 | |
31 | «Приходите в театр к нам» | 10 | 15 | |
32 | «Веселый мир картинок» | 10 | 15 | |
Театр картинок | 33 | «Угадай сказку» | 10 | 15 |
34 | «Этюды с героями сказок» | 10 | 15 | |
35 | «Куклы на сцене» | 10 | 15 | |
36 | «Этот необычный театр картинок» | 10 | 15 |
Содержание театральной деятельности по программе «Сказки добрые друзья».
№ | Тема занятия | Содержание |
Сентябрь | ||
1 | «Давайте познакомимся» «Бабушка Ульяна» «Курочки» | Рассматривание кукол, игрушек для настольного театра. Игровое упражнение, скажи свое имя ласково. Народная игра «Прятки», пальчиковая игра |
2 | «Удивительный мир кукол» | Показ способов действия с различными куклами, рассказ о театре, прослушивание музыкальной записи, беседы по содержанию сказки «Курочка Ряба». Танец «Вышла курочка гулять» |
3 | «Сказки на столе» | Беседа с детьми о возможности куклы настольного театра обучения способами действия. Драматизация по сказке «Курочка Ряба», подвижная игра «Курочка и цыплята». Игра с пальчиками, работа над голосом, артикуляция. |
4 | «Играем в сказку» | Игровое упражнение над дыханием и произношением. «Насос» Работа над артикуляцией, моторикой. Подвижная игра, этюды. «Курочка - тараторочка». |
Октябрь | ||
5 | «Матрешка в гости к нам пришла» | Чтение сказки «Репка». Беседа по содержанию, рассматривание иллюстраций, книг. Показ сказки «Репка», вопросы. Работа над интонационной выразительностью. Слушание музыкальной композиции (фонограмма). |
6 | «Персонажи сказок» | Рассказывание и показ сказки «Репка» вместе с детьми. Игровое упражнение «Наши милые игрушки». Диалог – импровизации, чтение потешки. |
7 | «Веселые зверушки» | Разучивание песенок, потешек. Пальчиковая игра, отгадывание загадок, показ сказки «Репка» на новый лад, вместе с родителями, призы всем участникам. |
8 | «Давай поговорим», «Осенний праздник» | Беседа с детьми о театрах, речевая гимнастика. Игровые упражнения «Наши милые зверушки», этюды «Котик серенький» вопросы к детям. Игра «Кто позвал…». Чтение потешки «Киска», разыграть по ролям. |
9 | «Изменю себе друзья, догадайся, кто же я» | Работа над речевым дыханием, интонационной выразительностью, артикуляцией. Ряженье детей, сыграть сказку вместе с детьми. Игровое упражнение «Угадай, кто я». Подвижная игра. |
Ноябрь | ||
10 | «Игрушки умеют играть» | Рассматривание игрушек. Работа над дыханием и произношением. Упражнение «Насос», обыгрывание сценки педагогом в настольном театре «Маша обедает». Потешка «Наши уточки». Игровые упражнения «Двигаемся как птицы». |
11 | «Кто умеет наряжаться» (мамочки) | Особенности настольного театра, обучение способом действия. Маски для ребят. Потешки о домашних животных. Интонация движений. (Этюд «Шла собака», «Пошел котик на Торжок»). Оценка детей. |
12 | «Изобрази героя» | Инсценировка «Маша обедает». Упражнение «Поезд», «В деревне». Работа по развитию эмоциональной речи, играем самостоятельно. |
13 | «Наше представление» | Работа над речевым дыханием, артикуляция звуков (ш, с), выразительностью движений, развитие памяти, воображения. Показ настольного театра детям. |
Декабрь | ||
14 | «Зимние чудеса» | Пальчиковая гимнастика, потешки, игра «Поезд», упражнения «Снежинка». Чтение сказки «Маша и медведь» |
15 | «Учимся играть» «Новогодний утренник» | Рассказывание сказки, беседа, вопросы. Подвижная игра «Лиса и зайцы», пальчиковая гимнастика, обыгрывание сказки детьми, обучения способом действия. |
16 | «Красочные иллюстрации» | Рассматривания иллюстрации к сказке «Маша и медведь». Беседа, вопросы. Работа с потешками над дыханием, артикуляцией. Игра в «Снежки». Разыгрывания спектакля. |
17 | Музыка для сказки | Музыкально – дидактическая игра «Назови музыкальные инструменты». Слушание музыкальной сказки, обсуждение музыки. Речевая гимнастика, обыгрывания диалога. |
Январь | ||
18 | «Елочка здравствуй» | Речевая гимнастика, работа над дыханием, артикуляцией. Игры «Насос», «Санки». Кукольный театр «Елочка». Закрепления знаний и умений показа действия с кружками. |
19 | «Сказка в группу к нам пришла» | Чтение сказки «Снегурушка и лиса», обсуждения. Игровые упражнения «Лиса и зайцы», «Поезд», «Снежинка». Инсценировка сказки, (игровые диалоги). |
20 | «Ловкие пальчики» | Речевая гимнастика. Игровые упражнения «Лиса и зайцы». Показ сказки «Снегурушка и лиса» детьми. Оценки спектаклю. |
Февраль | ||
21 | «Наш веселый Теремок» | Потешки. Речевая гимнастика, рассказывание сказки «Теремок» (обыгрывание диалогов). Рассматривание сказки. |
22 | «Говорим правильно» | Сказка о ветре. ЗКР (ш, скр), игра на машине. Рассказывание сказки с помощью взрослого. Показ способов действия с игрушками. |
23 | «Повтори за мной» | Речевая гимнастика, упражнение «Кораблик». Показ кукольного спектакля «Теремок» ЗКР (т, е, м). Голосовые упражнения. Пальчиковая игра. |
24 | «Машина идет, гудит» | Речевая гимнастика. Спектакля «На машине», подвижная игра «Кот и мыши», показ мультфильма «Теремок». Работа над образами персонажей. Показ родителям сказки «Теремок». |
Март | ||
25 | «Весна спешит в лес» | Рассматривание книг. Чтение потешки, речевая гимнастика. ЗКР (ж), работа над диалогами. Показ настольного театра «Волк и козлята». |
26 | Игровые упражнения с игрушками. | Работа над голосом. Игра в поезд, ЗКР (у), игра «Птичий двор», игра «Угадай, что делали в избушке». Настольный театр «Волк и козлята». |
27 | Сказочный персонаж | Речевая гимнастика (резиновые игрушки). Подвижные игры «Пузырь», «Мой веселый звонкий мяч». Инсценировка стихов А.Барто «Кораблик». Игра «Кто позвал Мишу» (отрывки из сказок). |
28 | Сказка за столом | Речевая гимнастика. Игры «Поезд», «В деревне» ЗКР (с, ш). Чтение потешек наизусть. Показ детьми сказки «Волк и козлята». Оценка. |
Апрель | ||
29 | «Будут пальчики играть» | Пальчиковая гимнастика, работа над голосом, ЗКР (ш, с). Чтение сказки «Колобок». Игровое упражнение «Угадай сказку». Обыгрывание сюжетов, на пальчиках (нарисовать героев на пальчиках). |
30 | «Песенка Колобка» | Повторение игровых действий с игрушками. Речевая гимнастика «Потешки». Игра «Магазин игрушек», ЗКР (тр, рр, у, ш). Работа над диалогами (колобок, заяц, волк, медведь, лиса). Выучить песенку колобка. Игра «Птичка и кошка». |
31 | «Приходите в театр к нам» | Показ сказки «Колобок» родителям, угощение для ребят. |
32 | Веселый мир картинок | Инсценировка детьми сказки «Колобок». Чтение потешки, закрепление знаний детей. Работа над голосом детей. |
Май | ||
33 | «Угадай сказку» | Игровые упражнения «Угадай сказку по тексту» (отрывки, ЗКР (у, с, ш)). Упражнения «В деревне», игра «Ау Мишка». |
34 | «Этюды с героями сказок». | Этюд «Коза - хлопала», «Волк и семеро козлят». Встреча колобка с мишкой, игровые упражнения «Угадай, откуда я». |
35 | «Куклы на сцене» | Работа по созданию игровых образов. Упражнения с пальчиками. Показ сказки на усмотрение детей (самостоятельно). |
36 | «Это необычный театр картинок» | Показ сказок под музыкальное сопровождение. Закрепление знания работы в парах и индивидуально. Чтение потешек, обыгрывание. Игровые упражнения. Этюды. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teatralizovannaya_deyatelnost.docx | 51.83 КБ |
Предварительный просмотр:
«Театр – это волшебный мир, в котором
Ребенок радуется, играя, а играя,
Познает окружающее».
Развитие театральной деятельности у детей 2 – 3 лет
«Сказки – добрые друзья».
Пояснительная записка.
Театр – один из самых демократичных и допустимых видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с: формированием эстетического вкуса, нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности. Воспитание воли, развитием памяти. Воображения, инициативности, фантазии, речи (диалога и монолога). Созданием положительного эмоционального настроя, снятия напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру. Театрализованные игры способствуют развитию детской фантазии, воображения, памяти, учить искренне, сопереживать: радость, печаль, гнев. Через игру ребенок не только распознает эмоциональное состояние персонажа, но и передает с помощью выразительных средств разнообразные эмоции.
Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем, и не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания.
Театрально – игровая деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания детей: развиваем художественный вкус, творческие способности, формируем чувства коллективизма, развиваем память, мышление, внимание. Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий.
Театрализованные игры являются средством сохранение эмоционального здоровья ребенка и предупреждения эмоциональных расстройств. Это возможно лишь при наличии активного интереса детей к играм, поэтому важно чтобы игры были разнообразными, а содержание увлекательным.
Игра связывает детей между собой, дети с взрослыми в единое волшебное целое. И если ребенок начинает нам доверять, верить – значит, можно творить, фантазировать, воображать.
Искусство театра, является одним из важнейших факторов эстетического воспитания, способствует всестороннему развитию малыша, их наклонностей, интересов, практических умений.
Театр – искусство синтетическое, объединяющее искусство слова и действие, с музыкой и изобразительной деятельностью, и физической культурой.
Актуальность программы.
Театральное искусство имеет незаменимые возможности духовно – нравственного воздействия. Театрализованная деятельность позволяет формировать у детей опыт социальных навыков, потому что каждое литературное произведение или сказка для детей. Всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость).
Главное театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребенка и дает реальную возможность адаптировать след в социальной среде.
Ребенок, оказавшийся в позиции актера – исполнителя, может пройти все этапы художественно – творческого осмысления мира, а это значит – задуматься о том, что и зачем человек говорит и делает, как это понимают люди, зачем показывать зрителю то, что ты можешь и хочешь сыграть, что ты считаешь дорогим и важным в жизни.
Умелое использование кукольного театра оказывает большую помощь в повседневной жизни ребенка по умственному, нравственному, идейно – эстетическому воспитанию. С самых ранних лет ребенок стремится к творчеству. Весь мир театр, а люди, как известно в нем актеры.
Новизна программы.
Учебно – воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы, воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накоплений знаний о театре, которые дополняют друг в друге, что способствует формированию нравственных качеств у детей. В данной программе предпринята попытка, по – новому подойти к организации, содержанию и методам работы. Особое внимание уделено взаимодействию ДОУ с семьей.
Поэтому задачи представлены по двум направлениям: для педагога и родителей.
Целью программы для педагога является: развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства и дополнительное развитие их познавательных и речевых умений на материале любимых сказок.
Для родителей. Цель: создание условий поддержание интереса ребенка к театральной деятельности.
Основные направления работы с детьми.
- Театральная игра – исторически сложившиеся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человек.
Задачи: Учить детей ориентироваться в пространстве, строить диалог с партнерами на заданную тему, развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев сказки, развивать зрительное, слуховое внимание, память, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству, упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию, воспитывать нравственно – эстетические качества.
- Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, свободы и выразительности телодвижений, обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром.
Задачи: Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно, развивать координацию движений, учить создавать образцы животных с помощью выразительных имитационных движений.
- Культура и техника речи объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхание и свободы речевого аппарата.
Задачи: Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи, связную образную речь, творческую фантазию, произносить потешки, стихи, пополнять словарный запас.
- Основы театральной культуры призван познакомить детей с элементарными понятиями.
Задачи: Воспитывать культуру поведения в театре.
В общении с детьми от двух до трех лет нужно использовать все виды кукольного театрального представления. Это не только доставить малышу минуты радости, но и приобщить к литературе, музыке, искусству. Взрослые должны стремиться вовлечь малышей в это общение задавая им вопросы, на которые они должны дать ответ. Именно в этом возрасте закладывающие черты характера, привычки, ответственность за близких людей, желание помочь и поддержать даже незнакомого человека. Недаром народная мудрость гласит: «Что посеешь, то и пожнешь». Сеять нужно доброе, вечное, чтобы потом не было стыдно и мучительно больно за слова, поступки и действие детей. Нужно учить малышей уважать чувства и желание другого человека. Лучше показать на собственном примере, относясь к самим детям по – доброму. Ведь дети во всем подражают взрослым. Там где царит любовь и взаимоуважение, меньше погрешности в воспитании. Сказка, литературное произведение учит очень многому, а в том числе – понимать взаимоотношение между людьми.
Общие задачи театральной деятельности.
1. Формировать устойчивый интерес к театрально – игровой деятельности.
2. Продолжать обучать детей ориентироваться в групповой комнате, в музыкальном зале. Побуждать называть предметы, окружающие их.
3. Воспитывать бережное отношение к игрушкам, куклам, предметам театрально – игрового оборудования.
4. Поддерживать интерес к кукольным и драматическим спектаклям. Развивать умение сопереживать персонажам народных сказок, песенок, рассказов. Вызывать желание следить за развитием действия, понимать содержание, уметь отвечать на вопросы. Побуждать принимать активное участие в кукольных спектаклях.
5. Продолжать развивать речь детей средствами кукольного театра: расширять словарный запас, развивать артикуляцию, добиваясь правильного и четкого произношения слов. Учить запоминать небольшие стихотворения, тексты с помощью взрослого.
6. Совершенствовать память, внимание, мышление и восприятие.
7. Знакомить детей с приемами кукловождения театра картинок, театра кружек, театра народной игрушки и т.д.
8. Вызывать желание подпевать отдельные фразы, петь вместе с взрослыми и самостоятельно небольшие попевки, песенки, сопровождая движением игрушки, театральной куклы.
9. Продолжать развивать двигательную активность детей в играх с музыкальным и стихотворным сопровождением. Формировать желание перевоплощаться в изображаемые образы, используя различные средства выразительности (позу, движение, жест, мимику).
10. Побуждать детей участвовать в свободных плясках с игрушками, театральными куклами совместно с взрослым и самостоятельно.
11. Поощрять игры с шумовыми и музыкальными игрушками, используя их в кукольных спектаклях для сопровождения движения театральной куклы.
12. Поддерживать стремление детей использовать игрушки и театральные куклы в самостоятельной деятельности. По средствам личностно – компетентного подхода к ребенку помогать преодолевать робость, неуверенность в себе.
13. Привлекать родителей к активному участию в качестве исполнителей ролей в спектаклях, изготовлению костюмов, декораций и дать сведения о способах обыгрывания дома с детьми; по мере возможности организовывать посещения театров; рассказывать знакомым в присутствии ребенка о его достижениях, поддерживать интерес ребенка к театральной деятельности.
Интеграция образовательных областей.
«Художественная литература» - знакомства с литературными произведениями, которые будут использованы в постановках, спектаклях, игр, занятий к самостоятельной деятельности.
«Художественное творчество» - знакомство с иллюстрациями близкими по содержанию, сюжету сказки.
«Познание» - знакомства с предметами ближайшего окружения, культурой, повадками животных, природными явлениями, бытом и традицией народов.
«Музыка» - знакомство с музыкальными произведениями к очередной сказке, определение характера музыки, музыкальными инструментами.
«Коммуникация» - использование потешек, загадок, стихов. Развитие четкой дикции, ЗКР.
«Физическая культура» - использование подвижных – сюжетных игр.
«Социализация» - использование дидактических игр.
Здоровьесберегающие технологии.
- Дыхательная гимнастика
- Артикуляционная гимнастика
- Пальчиковые игры со словами
- Гимнастика для глаз
- Физминутки
Основными принципами построения программы являются:
- Интеграции и комплексного подхода – объединение различных видов речевой, мыслительной и продуктивной деятельности в единый комплекс сказки, игры и т.д.;
- Целостности – соединяет в себе многообразные виды деятельности и действия, как умственные, так и физические;
- Интереса – процесс занятий должен нести в себе интригирующий элемент;
- Позитивной эмоциогенности – организация взаимодействия с детьми, сопровождающаяся получением удовольствия каждым ребенком как результатами активного, занимательного игрового взаимодействия взрослого с ребенком и общение с литературным произведением.
- Творчества – все задание направлены на достижение творческого проявление, любое решение и действие ребенка воспринимается и оценивается как творческое;
- Свободы – весь процесс направлен на формирование уважение к свободе и достоинству каждого ребенка как полноценного человека.
- Новизны, позволяющий преодолевать стереотипность и однообразие среды.
Театрализованная деятельность должна представлять детям возможность не только изучать и познавать окружающий мир через постижение сказок, но и жить в гармонии с ними, получать удовлетворение от постановок, разнообразия деятельности, умственного выполнения заданий. Ребенок в игровой форме учит выражать свои чувства и понимать чувства других людей. Работа над этюдами развивает ребенка, дает ему необходимые навыки для участия в кукольном театре, где царит атмосфера доброжелательности, взаимного доверия, уважительного отношения друг к другу, развивает любознательность и последовательский интерес для моделирования. Основной задачей педагога является нахождение правильной эмоциональной волны общения с детьми.
Форма организации театральной деятельности (фронтальная, групповая, индивидуальная).
Инициатива педагога:
Игра, импровизация, инсценировка и драматизация потешек, сказок, объяснения, чтение произведений, личный пример взрослого, показ, беседы, просмотры видеофильмов, разучивание произведений устного народного творчества, обсуждение, наблюдение, словесные, настольные, подвижные игры, показ настольного театра, театр игрушек, пальчикового театра, игры забавы, кукольного театра.
Инициатива детей:
Ряженье, инсценировка потешек, сказок, стихотворение, проговаривание стихов, запоминание текста сказок, пение песенок и колыбельных во время сюжетно – ролевых игр и игровых упражнений с игрушками, выполнять действия соответственно тексту, имитировать движение и действие героев сказки, повторять отдельные действие в процессе показа настольного и пальчикового театра.
Материал, рекомендованный для использования в процессе деятельности:
Книжка – игрушка, книжка – раскладушка, книги с яркими понятными иллюстрациями к потешкам, сказкам, настольный театр игрушек, пальчиковый театр, шапочки – маски, беззвучные игрушки – инструменты, дудочки, барабанчики, платочки, бубны, трещетки, маракасики, куклы, декорации, атрибуты, стенд и набор картинок, фонограмма, погремушки, ленточки, игрушки театра кружек, театр народной игрушки.
Методы обучения: объяснительно – иллюстративный, продуктивной, репродуктивный, проблемно – поисковый.
В процессе знакомства с театральным искусством взрослый (педагог) каждый раз перед просмотром спектакля настраиваем детей на восприятие зрелища, выделяя следующие моменты выработку нравственного настроя, пробуждение сопереживания, эстетического интереса к встрече со спектаклем.
Отбор сценарного материала обусловлен его актуальностью в воспитательном пространстве детского сада, художественной ценностью, воспитательной направленностью и педагогической целесообразностью. Сказка воспринимается ребенком как источник увлекательных, необычных занятий, новых открытий и знаний. В раннем возрасте ребенок проходит путь от копирования действий взрослого к моделирования и далее к изобразительному действию. Развитие детской изобразительности средствами театрализованной деятельности с игрушками будет способствовать и освоение предметно – орудийной деятельности, и формированию таких познавательных функций, как речь, предметное восприятие, память, воображение.
Классификация театральных игр.
1. Игры в кукольный театр: настольный театр, стендовый театр, театр на руке, настольные куклы, театр живой куклы, верховые куклы.
2. Игры – драматизации: инсценирование потешки, песен, небольших сказок, небольших литературных текстов, творчество детей.
3. Театрализованное действие: праздник, развлечение, фольклорный спектакль на обрядовой основе.
Прогнозируемые результаты и способы их проверки.
- Зарождение у детей интереса к театральной деятельности, сказке, литературным произведениям.
Дети должны уметь:
- Разыгрывать несложные представления по знакомым литературным сюжетам, используя жесты, интонацию, движения, строить простейший диалог.
- Усвоение навыков кукловождения, бережного отношения к куклам.
- С интересом использовать образные игрушки из разных материалов.
- Чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами.
- Выступать перед детьми, подражать образу героев.
Дети должны знать:
- Некоторые приемы манипуляции, применяемый в знакомых видах театров: резиновой, пластмассовой, мягкой игрушки (кукольной), настольном, конусной игрушки.
- Небольшие сказки, потешки, стихотворение – расширять словарный запас, развивать артикуляцию, добиваться правильного четкого произношения слов.
- Небольшие песенки, попевки, петь вместе с взрослыми детьми, сопровождая движением игрушки, куклы.
- Самостоятельно и с взрослыми участвовать в свободных плясках, игровых упражнениях, подвижных играх.
- Музыкальные инструменты.
Должен иметь представления:
- О театре
- Роли артистов, кукол, игрушек
- О правилах поведения в театре.
Сплочение детей и родителей, родителей и педагогов в процессе активного сотрудничества в ходе реализации программы. Родители стараются присутствовать и участвовать на детских спектаклях, праздниках. Отмечают достижение своего ребенка, определяют пути дальнейшего совершенствования, рассказывают детям о собственных впечатлениях, полученных в результате просмотра спектаклей, создают условия для поддержания интереса к театрализованной деятельности.
В течение учебного года организуются систематическое изучение уровня развития ребенка. С этой целью производится первичная и итоговая диагностика по развитию психических процессов. Педагог проводит диагностику освоения образовательной программы. Целью диагностики является отслеживания динамики развития ребенка по программе. Уровень развития детей демонстрируется на итоговых занятиях, при проведения праздников или развлечения. Обработанная информация доводится до сведения родителей по индивидуальным беседам, основанным видом контроля на всех этапах обучения, является показ спектакля.
Учебно – тематический план.
Раздел | № п/п | Темы | Теория | Практика |
Вводное занятия | 1 | «Давайте познакомимся» | 10 | |
Пальчиковый театр | 2 | «Удивительный мир кукол» | 10 | 10 |
3 | «Сказке на столе» | 10 | 10 | |
4 | «Играем в сказку» | 10 | 10 | |
Театр народной игрушки | 5 | «Матрешка в гости к нам пришла» | 10 | 10 |
6 | «Персонажи сказок» | 10 | 10 | |
7 | «Веселые зверушки» | 10 | 10 | |
8 | «Давай поговорим» | 10 | 10 | |
9 | «Изменю себе друзья, догадайтесь, кто же я» | 10 | 10 | |
Театр резиновой игрушки | 10 | «Игрушки умеют говорить» | 10 | 10 |
11 | «Кто умеет наряжаться» | 10 | 10 | |
12 | «Изобрази героя» | 10 | 10 | |
13 | «Наше представление» | 10 | 10 | |
Театр рукавичек | 14 | «Зимние чудеса» | 10 | 10 |
15 | «Учимся играть» | 10 | 10 | |
16 | «Красочные иллюстрации» | 10 | 10 | |
17 | «Музыка для сказки» | 10 | 10 | |
Театр кружек | 18 | «Елочка, здравствуй» | 10 | 15 |
19 | «Сказка в гости к нам пришла» | 10 | 15 | |
20 | «Ловкие пальчики» | 10 | 15 | |
Театр конусной игрушки | 21 | «Наш веселый теремок» | 10 | 15 |
22 | «Говорим правильно» | 10 | 15 | |
23 | «Повтори за мной» | 10 | 15 | |
24 | «Машина идет, гудит» | 10 | 15 | |
Театр бибабо | 25 | «Весна спешит в лес» | 10 | 15 |
26 | «Игровые упражнения с игрушками» | 10 | 15 | |
27 | «Сказочный персонаж» | 10 | 15 | |
28 | «Сказка на столе» | 10 | 15 | |
Театр маски | 29 | «Будут пальчики играть» | 10 | 15 |
30 | «Песенка колобка» | 10 | 15 | |
31 | «Приходите в театр к нам» | 10 | 15 | |
32 | «Веселый мир картинок» | 10 | 15 | |
Театр картинок | 33 | «Угадай сказку» | 10 | 15 |
34 | «Этюды с героями сказок» | 10 | 15 | |
35 | «Куклы на сцене» | 10 | 15 | |
36 | «Этот необычный театр картинок» | 10 | 15 |
Содержание театральной деятельности по программе «Сказки добрые друзья».
№ | Тема занятия | Содержание |
Сентябрь | ||
1 | «Давайте познакомимся» «Бабушка Ульяна» «Курочки» | Рассматривание кукол, игрушек для настольного театра. Игровое упражнение, скажи свое имя ласково. Народная игра «Прятки», пальчиковая игра |
2 | «Удивительный мир кукол» | Показ способов действия с различными куклами, рассказ о театре, прослушивание музыкальной записи, беседы по содержанию сказки «Курочка Ряба». Танец «Вышла курочка гулять» |
3 | «Сказки на столе» | Беседа с детьми о возможности куклы настольного театра обучения способами действия. Драматизация по сказке «Курочка Ряба», подвижная игра «Курочка и цыплята». Игра с пальчиками, работа над голосом, артикуляция. |
4 | «Играем в сказку» | Игровое упражнение над дыханием и произношением. «Насос» Работа над артикуляцией, моторикой. Подвижная игра, этюды. «Курочка - тараторочка». |
Октябрь | ||
5 | «Матрешка в гости к нам пришла» | Чтение сказки «Репка». Беседа по содержанию, рассматривание иллюстраций, книг. Показ сказки «Репка», вопросы. Работа над интонационной выразительностью. Слушание музыкальной композиции (фонограмма). |
6 | «Персонажи сказок» | Рассказывание и показ сказки «Репка» вместе с детьми. Игровое упражнение «Наши милые игрушки». Диалог – импровизации, чтение потешки. |
7 | «Веселые зверушки» | Разучивание песенок, потешек. Пальчиковая игра, отгадывание загадок, показ сказки «Репка» на новый лад, вместе с родителями, призы всем участникам. |
8 | «Давай поговорим», «Осенний праздник» | Беседа с детьми о театрах, речевая гимнастика. Игровые упражнения «Наши милые зверушки», этюды «Котик серенький» вопросы к детям. Игра «Кто позвал…». Чтение потешки «Киска», разыграть по ролям. |
9 | «Изменю себе друзья, догадайся, кто же я» | Работа над речевым дыханием, интонационной выразительностью, артикуляцией. Ряженье детей, сыграть сказку вместе с детьми. Игровое упражнение «Угадай, кто я». Подвижная игра. |
Ноябрь | ||
10 | «Игрушки умеют играть» | Рассматривание игрушек. Работа над дыханием и произношением. Упражнение «Насос», обыгрывание сценки педагогом в настольном театре «Маша обедает». Потешка «Наши уточки». Игровые упражнения «Двигаемся как птицы». |
11 | «Кто умеет наряжаться» (мамочки) | Особенности настольного театра, обучение способом действия. Маски для ребят. Потешки о домашних животных. Интонация движений. (Этюд «Шла собака», «Пошел котик на Торжок»). Оценка детей. |
12 | «Изобрази героя» | Инсценировка «Маша обедает». Упражнение «Поезд», «В деревне». Работа по развитию эмоциональной речи, играем самостоятельно. |
13 | «Наше представление» | Работа над речевым дыханием, артикуляция звуков (ш, с), выразительностью движений, развитие памяти, воображения. Показ настольного театра детям. |
Декабрь | ||
14 | «Зимние чудеса» | Пальчиковая гимнастика, потешки, игра «Поезд», упражнения «Снежинка». Чтение сказки «Маша и медведь» |
15 | «Учимся играть» «Новогодний утренник» | Рассказывание сказки, беседа, вопросы. Подвижная игра «Лиса и зайцы», пальчиковая гимнастика, обыгрывание сказки детьми, обучения способом действия. |
16 | «Красочные иллюстрации» | Рассматривания иллюстрации к сказке «Маша и медведь». Беседа, вопросы. Работа с потешками над дыханием, артикуляцией. Игра в «Снежки». Разыгрывания спектакля. |
17 | Музыка для сказки | Музыкально – дидактическая игра «Назови музыкальные инструменты». Слушание музыкальной сказки, обсуждение музыки. Речевая гимнастика, обыгрывания диалога. |
Январь | ||
18 | «Елочка здравствуй» | Речевая гимнастика, работа над дыханием, артикуляцией. Игры «Насос», «Санки». Кукольный театр «Елочка». Закрепления знаний и умений показа действия с кружками. |
19 | «Сказка в группу к нам пришла» | Чтение сказки «Снегурушка и лиса», обсуждения. Игровые упражнения «Лиса и зайцы», «Поезд», «Снежинка». Инсценировка сказки, (игровые диалоги). |
20 | «Ловкие пальчики» | Речевая гимнастика. Игровые упражнения «Лиса и зайцы». Показ сказки «Снегурушка и лиса» детьми. Оценки спектаклю. |
Февраль | ||
21 | «Наш веселый Теремок» | Потешки. Речевая гимнастика, рассказывание сказки «Теремок» (обыгрывание диалогов). Рассматривание сказки. |
22 | «Говорим правильно» | Сказка о ветре. ЗКР (ш, скр), игра на машине. Рассказывание сказки с помощью взрослого. Показ способов действия с игрушками. |
23 | «Повтори за мной» | Речевая гимнастика, упражнение «Кораблик». Показ кукольного спектакля «Теремок» ЗКР (т, е, м). Голосовые упражнения. Пальчиковая игра. |
24 | «Машина идет, гудит» | Речевая гимнастика. Спектакля «На машине», подвижная игра «Кот и мыши», показ мультфильма «Теремок». Работа над образами персонажей. Показ родителям сказки «Теремок». |
Март | ||
25 | «Весна спешит в лес» | Рассматривание книг. Чтение потешки, речевая гимнастика. ЗКР (ж), работа над диалогами. Показ настольного театра «Волк и козлята». |
26 | Игровые упражнения с игрушками. | Работа над голосом. Игра в поезд, ЗКР (у), игра «Птичий двор», игра «Угадай, что делали в избушке». Настольный театр «Волк и козлята». |
27 | Сказочный персонаж | Речевая гимнастика (резиновые игрушки). Подвижные игры «Пузырь», «Мой веселый звонкий мяч». Инсценировка стихов А.Барто «Кораблик». Игра «Кто позвал Мишу» (отрывки из сказок). |
28 | Сказка за столом | Речевая гимнастика. Игры «Поезд», «В деревне» ЗКР (с, ш). Чтение потешек наизусть. Показ детьми сказки «Волк и козлята». Оценка. |
Апрель | ||
29 | «Будут пальчики играть» | Пальчиковая гимнастика, работа над голосом, ЗКР (ш, с). Чтение сказки «Колобок». Игровое упражнение «Угадай сказку». Обыгрывание сюжетов, на пальчиках (нарисовать героев на пальчиках). |
30 | «Песенка Колобка» | Повторение игровых действий с игрушками. Речевая гимнастика «Потешки». Игра «Магазин игрушек», ЗКР (тр, рр, у, ш). Работа над диалогами (колобок, заяц, волк, медведь, лиса). Выучить песенку колобка. Игра «Птичка и кошка». |
31 | «Приходите в театр к нам» | Показ сказки «Колобок» родителям, угощение для ребят. |
32 | Веселый мир картинок | Инсценировка детьми сказки «Колобок». Чтение потешки, закрепление знаний детей. Работа над голосом детей. |
Май | ||
33 | «Угадай сказку» | Игровые упражнения «Угадай сказку по тексту» (отрывки, ЗКР (у, с, ш)). Упражнения «В деревне», игра «Ау Мишка». |
34 | «Этюды с героями сказок». | Этюд «Коза - хлопала», «Волк и семеро козлят». Встреча колобка с мишкой, игровые упражнения «Угадай, откуда я». |
35 | «Куклы на сцене» | Работа по созданию игровых образов. Упражнения с пальчиками. Показ сказки на усмотрение детей (самостоятельно). |
36 | «Это необычный театр картинок» | Показ сказок под музыкальное сопровождение. Закрепление знания работы в парах и индивидуально. Чтение потешек, обыгрывание. Игровые упражнения. Этюды. |
Результаты обучения:
Умеет: Подражать образу героев сказок, сочувствовать и сопереживать.
- Работать в коллективе и индивидуально.
- Строить диалог, накапливать опыт и мастерство, развивать речь и расширять словарный запас.
- Знает несколько артикуляционных упражнений, потешек, стихов.
- Способность к обыгрыванию отрывок из художественных произведений
- Навыки кукловождения.
- Говорить правильно, четко, выразительно
- Имитировать движения, согласно словам песенки, потешки, сказки; голоса животных, птиц во время драматургии сказок.
- С интересом и вниманием смотреть театральные постановки. Эмоционально проявляет свои чувства (смеется, жестикулирует, подпрыгивает).
- Выполняет театральные движения, развивает координацию движений.
- Проявляет интерес к экспериментированию, расширять свой кругозор.
Ожидаемые результаты:
Образовательные:
- Способность произносить все гласные и простые согласные звуки.
- Умение читать наизусть небольшие потешки и стихотворения.
Воспитательная:
- Формирование доброжелательного отношения к окружающим.
Программа развития творческих способностей детей.
Виды творческой деятельности | Задачи воспитания |
1 квартал | |
Игровое творчество | Продолжать развивать двигательную активность. Формировать желание перевоплощаться в изображаемые образы. |
Песенное творчество | Предлагать детям петь самостоятельно на отдельные слоги «баю - баю», «мяу - мяу» с собственной интонацией. |
Танцевальное творчество | Создавать условия для самостоятельного выбора движений в собственной пляске. |
Импровизация на детских музыкальных инструментах | Поощрять стремление к игре с шумовыми музыкальными инструментами в соответствии с предложенным образом. |
Театрально – игровое творчество | Знакомства с новым видом театра – фланелеграфом. Продолжать использовать игрушки пальчикового театра. Вводить народные сказки, песенки, потешки, авторские рассказы на диалогической основе. Организовывать осенние праздники и развлечения с активным участием детей. Побуждать детей к самостоятельным действиям. |
Самостоятельная театрально – игровая деятельность | Побуждать детей играть на фланелеграфе. |
2 квартал | |
Игровое творчество | Поощрять стремление создавать игровые образы с помощью движения, мимики и жеста. |
Песенное творчество | Побуждать детей самостоятельно сочинять простейшие мелодии на отдельные слоги: «ду-ду-ду», «бом-бом-бом», «гу-гу». |
Танцевальное творчество | Вызывать желание самостоятельно выбирать танцевальные движения и атрибуты, необходимые для свободной пляски. |
Импровизация на детских музыкальных инструментах | Предлагать детям самостоятельно выбирать музыкальный инструмент для создания определенного образа. |
Театрально – игровое творчество | Знакомить детей с театром кружек, с приемами кукловождения. Продолжать использовать фланелеграф, народные и авторские сказки и рассказы на диалогической основе. Устраивать «Новогодний праздник», др. досуги и развлечения с активным участием детей. |
Самостоятельная театрально – игровая деятельность | Знакомить детей со спектаклями театра кружек и фланелеграфа. |
3 квартал | |
Игровое творчество | Подводить детей к созданию знакомых образов с помощью движения, мимики и жеста. |
Песенное творчество | Предлагать детям сочинять небольшие попевки на отдельные слоги: «ля-ля-ля», «би-би-би», «баю-баю», «три-татушки». |
Танцевальное творчество | Развивать желание участвовать в свободных плясках с предметами и без них. |
Импровизация на детских музыкальных инструментах | Поощрять стремление детей использовать детские музыкальные инструменты в кукольном спектакле. |
Театрализовано – игровое творчество | Знакомить детей с театром народной игрушки, с приемами кукловождения. Побуждать детей проявлять самостоятельность, выдумку в действиях с игрушкой. Использовать народные сказки на диалогической основе. Проводить праздники и развлечения при активном участии детей. |
Самостоятельная театрально – игровая деятельность | Внести в групповую комнату комплекты к спектаклям театра народной игрушки, фланелеграф. |
Специфика работы по программе театральной деятельности.
Занятия проводится в группе, в составе 10 человек одного возраста. Время проведения занятия от 20 – 25 минут, 1 раз в неделю, 4 р. в месяц. Дети рассаживаются вокруг стола, так, чтобы могли видеть друг друга или полукругом. Программа предполагает как групповые, так и индивидуальные формы организации работы. Диагностика проводится 2 раза в год – в октябре, мае.
Принципы проведения занятия.
- Наглядность в обучении – осуществляется на восприятии наглядного материала.
- Доступность по принципу дидактики от простого к сложному.
- Проблемности направленные на поиск разрешения проблемных ситуаций.
- Развивающий и воспитательный характерна расширение кругозора познавательных процессов.
Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам.
- «Музыкальное воспитание», где дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой.
- «Развитие речи», на котором у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием потешки, стихов.
- «Изобразительная деятельность», где дети знакомятся с репродукциями картин, иллюстрациями, близкими по содержанию сказки.
- «Ознакомления с художественной литературой», где дети знакомятся с литературными произведениями.
- «Ознакомление с окружающим», где дети знакомятся с явлениями общественной жизни, природными явлениями, что послужит материалом, входящий в содержание театральных игр и упражнений.
- «Ритмика», где дети учатся через танцевальные движения передавать образ какого – либо героя, его характер, настроение.
Занятие театрализацией проводят в двух формах:
- Как специально организованная форма работы педагога с детьми (среда, вторая половина дня).
- Как нерегламентированный вид деятельности по желанию ребенка (ежедневно – в утренние и вечерние часы) в процессе свободной самостоятельной деятельности.
Методы и приемы театрализованной деятельности могут быть разнообразными, но обязательно должна учитываться психологические особенности.
Работа по театрализованной деятельности более эффективна при поддержки семьи, так как она обладает особыми педагогическими возможностями, индивидуальным подходом к своему ребенку по устранению речевых дефектов.
Методическое обеспечение программы.
В настоящее время появилось немало парциальных программ воспитания и обучения дошкольников в процессе театральной деятельности, что является чрезвычайно актуальным с точки зрения творческого подхода к развитию личности.
- Программа по организации театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. «Арт - фантазия» Э.Г. Чуриловой.
Основные задачи программы: развитие эстетических способностей; развитие сферы чувств, соучастие, сопереживание, активизация мыслительного процесса и познавательного интереса, овладение навыками общения и коллективного творчества.
Разделы работы с детьми: театрализованная игра, ритмопластика, культура и техника речи, основы театральной культуры, работа над спектаклем.
- Программа «Театр – творчество – дети: играем в кукольный театр» Н.Ф. Сорокиной, Л.Г. Миланович.
Основные задачи: последовательно знакомить детей с различными видами театра, поэтапное освоение детьми различных видов творчества, совершенствовать артистических навыков в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях.
- Программа «театрализованные занятия в детском саду» М.Д. Маханеевой.
Программа способствует реализации новых форм обучения с детьми, индивидуальному подходу к каждому ребенку, нетрадиционным путям взаимодействия с семьей.
Театрализованные занятия включает разыгрывание сказок, сценок, ролевые диалоги по иллюстрациям, просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним; Игры – драматизации, разыгрывание инсценировок, упражнения по формированию выразительности исполнения, упражнения по социально – эмоциональному развитию детей.
- Театрализованные игры в детском саду – авторская педагогическая технология развития ребенка дошкольного возраста в театрализованной деятельности. Т.И. Петровой, Е.Л. Сергеевой, Е.С. Петровой.
Авторская технология согласованна с программой начальной школы «Театр – познание через игру».
- Программа «Театрализованная деятельность в детском саду» Е.А. Антипова.
Цель программы: развитие артистических способностей через театрализованную деятельность.
Таким образом, все рассмотренные программы и технологии направлены на раскрытие творческого потенциала ребенка. Развитие его коммуникативных способностей, психических процессов, обеспечивают выраженность индивидуальности личности, понимание внутреннего мира посредством театрализованной деятельности.
Список литературы.
- Анищенкова Е.С. «Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников: пособия для родителей и педагогов» - М.: АСТ: Астрель 2007. – 58с.
- Антипина Е.А. «Театрализованная деятельность в детском саду»: Игры, упражнения, сценарии. 2 – у изд. перераб. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128с.
- Буренина А.И. «Театр Всевозможного». Вып. 1: От игры до спектакля: Учебн. – метод. Пособие. – 2 – у изд., перераб. и допол. – СПб., 2002. – 114с.
- Власенко О.П. «Ребенок в мире сказок» Волгоград: Учитель, 2009 – 411с.
- Жучкова Г.Н. «Нравственные беседы с детьми. Занятие с элементами психогимнастики, практическое пособие для психологов, воспитателей, педагогов». – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2006. – 64с.
- Интернет
- Маханева М.Д. «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду» ТЦ Сфера, 2007.
- Программа Н.Ф. Сорокиной «Театр – творчество - дети».
- Уликова Н.А. «Словом душа растет», Омск, 1995.
- Фезюкова Я.Б. «Воспитание сказок» - М. Просвещение, 1997 – 458с.
- Щеткин А.В. «Театральная деятельность в детском саду» М.: Мозаика – Синтез, 2007. – 144с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка «СКАЗКИ - ДОБРЫЕ ДРУЗЬЯ» (литературный) Для детей 4-5 лет
Художественная литература должна занимать в жизни ребёнка важное место. Тем более, что Федеральные государственные общеобразовательные стандарты к структуре основной общеобразовательной программы дошк...
Проектная деятельность : «Развитие театральной деятельности у детей дошкольного возраста, как средство эстетического воспитания в ДОУ»
Проект: «Развитие театральной деятельности у детей дошкольного возраста,как средство эстетического воспитания в ДОУ»Описание. Данный материал могут использовать педагоги дошкольных образов...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СКАЗКИ - ДОБРЫЕ ДРУЗЬЯ»
laquo;Основная задача взрослых – Открыть в ребёнке талант читателя».С.Я.Маршак....
Рабочая программа по дополнительному образованию «Сказки-добрые друзья» для детей 3–4 лет
Художественная литература должна занимать в жизни ребёнка важное место. Тем более, что Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования...
Творческий проект по развитию связной речи «Сказки - добрые друзья»
Владение связной монологической речью — одна из центральных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного б...
Программа по развитию речи "Сказки -добрые друзья".
Программа по развитию речи "Сказки - добрые друзья" разработана с целью нравственного воспитанимя дошкольников и развития познавательного интереса ребят к художественной литературе....
СТАТЬЯ РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ НЕТРАДИТЦИОННЫХ ФОРМ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕАТР НА ФАРТУКЕ «СКАЗКА О НЕПОСЛУШНОМ МЫШОНКЕ» (по мотивам «Сказки о глупом мышонке» С. Я. Маршака)
Театр на фартуке – уникальный вид театра, позволяющий творить педагогу вместе с детьми, взаимно обогащаясь и развиваясь. Фартук можно использовать в разных формах работы....