Проектная деятельность : «Развитие театральной деятельности у детей дошкольного возраста, как средство эстетического воспитания в ДОУ»
проект (старшая группа)
Проект: «Развитие театральной деятельности у детей дошкольного возраста,
как средство эстетического воспитания в ДОУ»
Описание. Данный материал могут использовать педагоги дошкольных образовательных учреждений.
Проект подготовила Рыцова Лена Игорьевна, музыкальный руководитель МБДОУ «Радуга», г. Заинск, Республика Татарстан.
“Театр – это волшебный мир.
Он дает уроки красоты,
Морали и нравственности.
А чем они богаче, тем успешнее
Идет развитие духовного мира детей…”
Б. М. Теплов
Актуальность проекта:
В нашем современном, интенсивно меняющемся обществе дети, как и взрослые, подвержены стрессам, что негативно сказывается на их здоровье и развитие, сказывается кризис семилетнего возраста.
В театральной деятельности ребенок раскрепощается, передает свои творческие замыслы, получает удовольствие от деятельности.
Театрализованная деятельность способствует раскрытию личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала. Ребенок имеет возможность выразить свои чувства, переживания, эмоции, разрешить свои внутренние конфликты. Театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, связанный с:
- художественным образованием и воспитанием детей;
- формированием эстетического вкуса;
- нравственным воспитанием;
- развитием памяти, воображения, инициативности, речи;
- развитием коммуникативных качеств;
- созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через театральную игру.
Поэтому, я считаю, реализация проекта позволяет сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
Цель проекта:
Приобщить детей к театральному искусству, к театральной деятельности.
Способствовать формированию творческой личности; развивать речь и коммуникативные навыки у детей.
Создать условия для развития творческой активности детей в театральной деятельности, обеспечить условия взаимосвязи с другими видами деятельности в целостном педагогическом процессе.
Задачи проекта:
Расширять представление детей о театре, его видах, атрибутах, костюмах, декорации.
Создать условия для организации совместной театральной деятельности детей и взрослых, направленные на сближение детей, родителей и педагогов ДОУ.
Формировать в ДОУ художественно-эстетическую, творчески развивающую предметную среду.
Учить детей налаживать контакты в совместной деятельности.
Развивать эмоциональность и выразительность речи у дошкольников.
Привить детям первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса)
Способствовать формированию эстетического вкуса.
Обеспечивать взаимосвязь с другими видами деятельности: изобразительной, музыкальной, художественной литературой, конструированием.
Приобщать взрослых и детей к театрально-исполнительской деятельности.
Приобщать родителей к театрально-культурной жизни ДОУ
Принципы:
Принцип организации личностно-ориентированного взаимодействия с учетом индивидуальных возможностей – принятие и поддержка его, индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей, забота о его эмоциональном благополучии.
Принцип системности – работа проводится систематически, в течение 4-х лет (младшая группа, средняя группа, старшая группа, подготовительная группа). Воспитательно-образовательный процесс предполагает планирование тематических циклов занятий и нерегламентированных циклов деятельности.
Принцип интеграции - содержание театрализованных игр взаимосвязаны с другими разделами программы воспитания и обучения детей в детском саду.
Принцип сезонности – планирование деятельности происходит с учетом сезонных изменений.
Принцип возрастной адресованности – содержание деятельности выстраивается в соответствии и учетом возраста детей.
Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях детского сада и семьи – родители поддерживают формы работы с детьми и продолжают их в семье. Основная идея – идея развивающего обучения.
Формы работы с детьми:
- образовательная деятельность;
- показ спектаклей, драматизация сказок;
- презентации разных видов театра;
- выставки.
Методы и приемы:
- творческая деятельность (игровое творчество, песенное, танцевальное, импровизация на детских музыкальных инструментах);
- экспериментирование;
- сочинения сказок
- игры-драматизации;
- беседы после просмотра спектаклей;
- упражнения для эмоционального развития детей;
- коррекционно-развивающие игры;
- упражнения по дикции;
- упражнения на развитие мимики, детской пластики;
- репетиции и обыгрывание сказок и инсценировок.
Использование разнообразных средств: театральные уголки в группах, разнообразные виды театров, костюмы, декорации, фонотека, детские музыкальные инструменты, наглядные иллюстрации.
Работа с родителями:
Ведущая идея – активное вовлечение родителей в творческий процесс развития театральной деятельности детей.
Задача – заинтересовать родителей перспективами развития театральной деятельности детей, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать их союзниками в своей работе.
Формы взаимодействия работы с родителями:
- анкетирование;
- индивидуальные беседы;
- совместная деятельность;
- посещение театра;
- выставки;
- помощь в изготовлении костюмов и декораций.
Работа с воспитателями.
Ведущая идея – активное вовлечение воспитателей в творческий процесс развития театральной деятельности в детском саду.
Задача – привлекать к совместной деятельности по развитию театрализованной деятельности в детском саду, сделать их своими союзниками в своей работе.
Формы взаимодействия работы с воспитателями:
- консультации;
- помощь в организации предметно-развивающей среды;
- совместная деятельность;
- выставки;
- работа с учебными наглядными пособиями;
- индивидуальная работа;
- праздники и развлечения.
Ребенок.
1.В основе проекта идея формирования заинтересованности детей в потребности заниматься театральной деятельностью не только с педагогом, но и самостоятельно в свободное время.
2.Идея – не навреди.
Предполагаемый результат:
Развитие духовно-богатой личности ребенка, как активного участника проекта. Создание благоприятных условий для саморазвития ребенка, чтобы в мире, насыщенном информацией, новыми технологиями ребенок не потерял способность познать мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу, мог познать радость творчества.
Реализация проекта:
«Музыкальный теремок»
Театрально - музыкальное занятие в младшей группе. На переднем плане стоит теремок, в котором находятся игрушки. Дети заходят в музыкальный зал, здороваются.
Музыкальный руководитель:
На полянке возле елки,
Где гуляют злые волки
Стоял терем – теремок
Был он низок, невысок.
В теремке жила лягушка,
Бурый мишка, мышь - норушка,
Храбрый заяц и лиса.
Вот какие чудеса!
- Ребята, пойдем в лес к теремку? (ответ детей)
(Дети выполняют движения по тексту песни)
Песня: «Вот как мы умеем» Е.Тиличеевой
Зашагали ножки – топ, топ, топ!
Прямо по дорожке – топ, топ, топ!
Ну-ка веселее – топ, топ, топ!
Вот как мы умеем - топ, топ, топ!
Зашагали ножки – топ, топ, топ!
Прямо по дорожке – топ, топ, топ!
Топают сапожки – топ, топ, топ!
Это наши ножки – топ, топ, топ!
«Устали наши ножки» Т. Ломовой
Устали наши ножки
Бежали по дорожке
Погладим наши ножки
И отдохнем немножко.
Музыкальный руководитель:
Вот мы и в лесу.
Вот так чудо теремок!
Из трубы идет дымок.
Звери в тереме живут
И гостей, наверно, ждут
Музыка подскажет вам
Двери кто откроет нам.
(Дети садятся на стулья).
- Ну-ка, ребята, приготовьте ушки. Про какого животного рассказывает музыка?
Пьеса: «Пляшущий заяц» Е. Тиличеевой.
- Вы узнали? (ответ детей)
- А вот и заинька (из теремка появляется заяц). Музыка про зайца звучала: звонко, легко, быстро.
- Зайчик – музыкант, а любимый музыкальный инструмент – барабан. Зайчик - ловкий,
быстрый, поэтому он играет так – же быстро и четко.
Звучит ритмический рисунок зайчика. Дети повторяют ритм.
Упражнение: «Барабанщики» Д.Кабалевского
Песня: «У меня есть зайка» В.Качаевой
- Послушайте, опять звучит музыка, про какого животного рассказывает она?
Пьеса: «Лиса» М.Мильмана.
- Кто появится из теремка, вы угадали ребята? (Ответ детей)
(появляется лиса с колокольчиком).
- Эта музыка про лису. Она звучала ласково и неторопливо.
Нам красавица – лиса
Колокольчик принесла.
Колокольчик наш играй!
Кого хочешь, приглашай!
Игра: «Колокольчик»
С колокольчиком гуляю
Динь – динь – динь,
Динь – динь – динь.
С колокольчиком играю
Динь – динь – динь,
Динь – динь – динь.
Позвоню и покружусь
Всем ребятам покажусь!
Колокольчик голубой
Кто гулять пойдет с тобой?
(При повторении игры выбранный ребенок колокольчик передает любимому товарищу).
Игра: «Тихие и громкие звоночки» Р.Рустамова
Ты звени, звоночек, тише,
Пусть тебя никто не слышит - 2 раза.
Ты сильней звени звонок,
Чтобы каждый слышать мог - 2 раза.
- Про кого теперь расскажет музыка, мы сейчас отгадаем.
Пьеса: «Медведь» В.Витлина (ответ детей)
- Правильно, ребята эта музыка о мишке. Звучит она низко, тяжело.
(Из теремка выходит мишка). Мишка тоже музыкант – он играет на бубне.
- Мишка какой? (дети отвечают)
- Мишка играет на бубне тяжело и медленно.
(Звучит ритмический рисунок медведя. Дети повторяют ритм).
Песня – игра: «Идет, идет мишка» Б. Макшанцева
Идет, идет Мишка,
Мишка косолапый.
Идет, идет Мишка,
Держит бочку в лапах.
Вот идет, вот идет
Мишка косолапый.
Вот идет, вот идет
Мишка толстопятый.
Идет, идет Мишка,
По лесу гуляет.
Идет, идет Мишка,
Шишки собирает.
(Дети движения исполняют в соответствии с текстом песни).
- Мишка по лесу гулял,
Мишка шишки собирал
И немножечко устал.
Песня: «Спи, мой мишка» Е.Тиличеевой
Спать не хочет бурый Мишка –
Уж, какой он шалунишка.
Я топтыжку покачаю
Баю - баю, баю – баю.
- Пока Мишка спит, мы с вами испечем для жильцов теремка пирожки.
Пальчиковая игра «Пирожки»
Я пеку, пеку, пеку
Всем друзьям по пирогу:
Пирожок для мышки,
Для заиньки – малышки,
Для лягушки пирожок,
Мишка, съешь и ты дружок!
Пирожок тебе, лиса.
Очень вкусная игра!
- Угощайтесь зверушки. А нам пора возвращаться в детский сад.
(Дети «уезжают» на паровозе из зала).
«Праздник доброты, милосердия и любви»
Совместное театрализованное представление педагогов, родителей и детей детского сада.
Ведущая:
Друзей, гостей и близких
Мы рады видеть вновь,
И пригласить сегодня
На праздник доброты,
Весенних светлых грез.
/Звучит музыка «Вальс цветов» П.И.Чайковского. Дети в костюмах бабочек, стрекоз, голубей
выполняют музыкально-ритмическую композицию/
Ребенок:
Сегодня день чудесный
Пришла, пришла, весна!
Природа пробудилась!
Проснулась Мать-Земля!
Исполняется песня: «Солнечная капель»
/Под музыку заходит Мать-Земля/
Мать-Земля: Я - Мать-Земля. Все богатства земли скрыты во мне, много таин таю я в себе. Все вокруг я вижу и чувствую. А сейчас, по-особенному счастлива! Наступила настоящая Весна, природа пробудилась ото сна.
Все живое жизни радуется. Кругом так красиво, светло, чисто, аж душа моя радуется!
Исполняется песня: «Весна пришла»
Ведущая: Мать-Земля! Мы, люди, каждый день видим твои добрые дела, в любое время года ты помогаешь нам, и животным, и птицам, и растениям, всем, всем. Кормишь нас, заботишься о нас, даришь свою теплоту, любовь, красоту, наполняешь наши сердца добротой и любовью.
Мать-Земля:
Пока живешь, творить добро спеши,
Лишь путь добра спасение души.
Мне нравится помогать вам. Я радуюсь, когда вы сами начинаете помогать нуждающимся, протягиваете руку помощи близким, оказавшимся в беде. Понимаете, что самое настоящее счастье - это тогда, когда ты делаешь счастливыми других людей. Ведь как гласит пословица: «Доброе дело сверши и в море брось, все равно к тебе вернется».
Ведущая: Спасибо тебе, Мать-Земля, за твою истинную любовь к нам.
Путь добра мы изберем.
Души все свои спасем.
Мать-Земля: У меня есть добрый друг…
Ведущая: Мы его знаем. Это – солнце!
Оно кругом бывает,
Все слышит, видит, знает.
Пусть оно тебе расскажет о нас,
Что мы делаем сейчас,
Как по пути добра идем,
Что творим, и как живем! (Под музыку появляется Солнце)
Солнце:
Здравствуй, дорогая Мать-Земля!
Мать-Земля:
Здравствуй, Солнце!
Солнце:
Я – Солнце, освещаю все вокруг!
Дарю всем свет, тепло даю,
Я землю согреваю, от этого я счастлива бываю,
А сейчас, Мать-Земля, посмотри, полюбуйся
Как мои лучики сияют до зари.
Исполняется танец: «Доктор Солнышко»
Солнце:
Мать-Земля, послушай, что я тебе расскажу:
В детском саду «Радуга»
Уютно и светло.
Как в пчелином улье
Бурлит жизнь, хорошо!
Словно пчелки трудятся и учатся всему
И взрослые, и дети в детском саду.
Мать-Земля:
Я теперь за вас спокойна, рада
Ваши добрые дела для меня награда.
Ведущая:
Волшебные слова мы знаем все.
Они всегда нужны
И вам, и мне.
И дети прочитают вам стихи
О доброте, что нам нужны.
«Добрые слова»
Добрые слова не лень
Повторять мне трижды в день.
Только выйду за ворота,
Всем идущим на работу,
Кузнецу, ткачу, врачу,
«С добрым утром!» - я кричу.
«Добрый день!» - кричу я вслед
Всем идущим на обед.
«Добрый вечер!» - так встречаю
Всех домой спешащих к чаю.
"Простите"
Папа разбил
Драгоценную вазу.
Бабушка с мамой
Нахмурились сразу,
Но папа нашелся:
Взглянул им в глаза
И робко, и тихо
«Простите», сказал.
И мама молчит
Улыбается даже:
«Мы купим другую,
Есть лучше в продаже…»
«Простите!»
Казалось бы, что в нем такого,
А вот ведь какое чудесное слово…
(Под музыку появляется Шурале)
Шурале: - Ха-ха-ха! Радуетесь весне? Всему живому на земле? Устроили праздник добра? Не видать вам его никогда!
Всех я буду щекотать, не чистой силой вам мешать! Паучата, друзья, помогите! В паутину всех заманите!
(Шурале свистит, созывая своих друзей, кружится с паутиной перед зрителями угрожая им, но сам запутывается в ней)
Исполняется «Танец веселых поросят»
Шурале:
Обманули, обманули, моих паучат в поросят превратили…
Мать-Земля:
Шурале, я не дам тебе зло творить,
Ты добрым должен быть.
Есть средство у меня одно,
Сердце сразу растопит твое.
Исполняется «Танец с шалями»
(Танец исполняют родители и воспитатели детского сада. Шурале удивляется, начинает улыбаться, в конце танца сам идет танцевать)
Шурале:
Вот вы оказывается какие?
Танцуете, поете, дружно, весело живете.
Я тоже хочу так жить,
Друзей иметь, детей любить.
Знаете, а я все понял, теперь я знаю, что значит быть доброжелательным, это значит желать другим добра, не быть злым, грубым и жестоким.
Мать-Земля: Да, Шурале, доброжелательность проявляется не только в словах, но и в поступках, вот послушай сказку.
(Звучит в грамзаписи «Сказка про воробья»)
Ведущая:
Какие мысли у вас вызвала эта сказка? (Ответы детей).
Делайте для людей все, что можете! Избегайте слов, которые обижают людей, старайтесь прожить жизнь так, как прожил воробей, чтобы про вас тоже могли сказать: «Он был добрым и полезным человеком».
Мать-Земля:
Доброжелательность, вежливость, честность, доброта радуют людей. Доброжелательность проявляется не только в словах, но и поступках. Чтобы быть доброжелательным, а не казаться им, необходимо уважение, чуткость, отзывчивость, милосердие.
Ведущая:
Желайте друг-другу добра!
Шурале:
Пусть у всех сегодня будет хорошее настроение!
Ведущая:
Сердца наполнятся добротой, милосердием и любовью!
Мать-Земля:
Будьте внимательны друг - другу!
(Раздача символов доброты)
Пальчиковые игры на занятиях
«Цветки»
(Дети выполняют движения по тексту и по показу педагога)
Наши алые цветки
Распускают лепестки
Ветерок чуть дышит
Лепестки колышет.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки
Гловой качают
Тихо засыпают.
Утром ранним все цветки
Вновь распустят лепестки.
Ой, смотрите, на цветок
Прилетел и сел жучок.
- Я немного пожужжу – ж-ж…
На ромашке полежу – ж-ж…
И на муху погляжу вз-вз-вз
Муха в воздухе летает вз-вз-вз
Поглядел и есть пора ж-ням, ж-ням
На обед у нас кора ням-ням-ням, ням...
Пожую, спою жужжалку
И улягусь до утра
Потому, что спать пора тс-тс-тс.
«Утром рано я встаю…»
Педагог:
Утром рано я встаю,
Свою песенку пою,
И со мною дружно в лад
Подпевают…
Дети: 100 ребят! (Поднимают руки вверх, расставив пальцы)
Вместе:
Попевают 100 ежей, (Складывают руки в «замок», большие пальцы соединены, остальные выпрямлены – «ежик»)
Попевают 100 ужей (Соединяют ладони, делают волнообразные движения – «уж ползет», текст произносят громким шепотом)
И поют ее зайчата (Приставляют ладони к голове – «ушки зайчика», текст произносят высоким голосом)
И поют ее лисята (Сгибают руки в локтях перед собой – «лисьи лапки», текст произносят более низким голосом).
Под землею старый крот
Эту песенку поет (Прищуривают глаза, руки перед собой – «мордочка кота»)
А в берлоге медвежата (Разводят руки в стороны, переваливаются с ноги на ногу, произносят текст низким голосом)
А в болоте лягушата (Сгибают руки в локтях, расставив руки в стороны, расставив пальцы – «лягушачьи лапки», текст произносят высоким голосом)
Очень важный бегемот
С удовольствием поет (Выставляют вперед живот, складывают руки на животе – «бегемотик», произносят текст низким голосом)
Даже страшный крокодил
Эту песню разучил! (Расставив пальцы рук, соединяют ладони, правая рука сверху – «пасть крокодила», произносят текст громким шёпотом)
Промурлыкала нам кошка(Сгибают руки в локтях перед собой – «кошачьи лапки», произносят текст высоким голосом)
Песню, сидя на окошке (Кладут голову на «лапки»)
Слышишь, (Поднимают указательный палец вверх)
Как под нашей крышей (Поднимают руки над головой, соединив кончики пальцев рук, локти в сторону – «крыша домика»)
Эту песню поют мыши? (Сгибают руки в локтях перед собой – «мышиные лапки», произносят текст высоким голосом)
Утром рано мы встаем,
Хором песенку поем.
Педагог:
А о чем же в ней поется?
Дети: Как нам весело живется! (Разводят руки в стороны)
Художественное оформление спектакля
Художественное оформление спектакля, включая все элементы: декорации, костюмы, грим, - один из важнейших компонентов театрального действия. Участие родителей особенно радует детей.
Результаты проекта:
1. Работа над проектом способствовала развитию творческих начал и умственных способностей, целеустремленности, настойчивости, преодолению трудностей в эмоционально-волевой сфере;
2. Развились способности к импровизации в создании образа, умение создавать образ персонажа, используя различные средства выразительности (слова, жесты, мимику, движения);
3. Повысился уровень выразительности речи, владения голосом, телом, пластикой движений;
4. Работа по развитию детского творчества помогла сформировать умение подчинять средства, способы собственному замыслу, поставленной задаче, дети овладели умением давать мотивированную оценку результатам;
5. Повысился уровень социальной компетентности. Дети научились свободно общаться со сверстниками и взрослыми, свободно задавать интересующие вопросы, чувствовать себя полноправными участниками данного проекта.
Определенного результата достигли и педагоги ДОУ. Реализуя одну из основных задач годового плана: «Создать в коллективе обстановку творческого поиска наиболее эффективных форм и методов в работе с детьми по воспитанию эмоциональной выразительности у дошкольников».
Повышение профессионального мастерства и компетентности пронизывало весь учебно-воспитательный процесс.
Вывод: коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов; способствует самовыражению личности, создает условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности.
Научное обеспечение проекта
1. Васильева М.В, Гербова В.В, Комарова Т.С. «Программа воспитания и обучения в детском саду»
2. Веракса Н.Е, Васильева М.В, Комарова Т.С. «Программа «От рождения до школы»
3. Буренина А.И. «Программа «Ритмическая мозаика»
4. Кузинв В.М, Буренина А.И. Журналы: «Музыкальная палитра», «Музыкальный руководитель»
5. Закирова К.В. "Вместе повеселимся" перевод с татарского
6. Картушина М.Ю, «Забавы для малышей»
7. Сорокина Н.Ф. «Играем в кукольный театр»
8. Картушина М.Ю. «Забавы для малышей»
9. Бесова М.А. «Шутки, игры, песни соберут нас вместе»
10. Зарецкая Н.В. «Праздники в детском саду»
11. Рылькова А.Н. «Музыкальные утренники в детском саду»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_8.docx | 32.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект: «Развитие театральной деятельности у детей дошкольного возраста,
как средство эстетического воспитания в ДОУ»
Описание. Данный материал могут использовать педагоги дошкольных образовательных учреждений.
Проект подготовила Рыцова Лена Игорьевна, музыкальный руководитель МБДОУ «Радуга», г. Заинск, Республика Татарстан.
“Театр – это волшебный мир.
Он дает уроки красоты,
Морали и нравственности.
А чем они богаче, тем успешнее
Идет развитие духовного мира детей…”
Б. М. Теплов
Актуальность проекта:
В нашем современном, интенсивно меняющемся обществе дети, как и взрослые, подвержены стрессам, что негативно сказывается на их здоровье и развитие, сказывается кризис семилетнего возраста.
В театральной деятельности ребенок раскрепощается, передает свои творческие замыслы, получает удовольствие от деятельности.
Театрализованная деятельность способствует раскрытию личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала. Ребенок имеет возможность выразить свои чувства, переживания, эмоции, разрешить свои внутренние конфликты. Театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, связанный с:
- художественным образованием и воспитанием детей;
- формированием эстетического вкуса;
- нравственным воспитанием;
- развитием памяти, воображения, инициативности, речи;
- развитием коммуникативных качеств;
- созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через театральную игру.
Поэтому, я считаю, реализация проекта позволяет сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
Цель проекта:
Приобщить детей к театральному искусству, к театральной деятельности.
Способствовать формированию творческой личности; развивать речь и коммуникативные навыки у детей.
Создать условия для развития творческой активности детей в театральной деятельности, обеспечить условия взаимосвязи с другими видами деятельности в целостном педагогическом процессе.
Задачи проекта:
Расширять представление детей о театре, его видах, атрибутах, костюмах, декорации.
Создать условия для организации совместной театральной деятельности детей и взрослых, направленные на сближение детей, родителей и педагогов ДОУ.
Формировать в ДОУ художественно-эстетическую, творчески развивающую предметную среду.
Учить детей налаживать контакты в совместной деятельности.
Развивать эмоциональность и выразительность речи у дошкольников.
Привить детям первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса)
Способствовать формированию эстетического вкуса.
Обеспечивать взаимосвязь с другими видами деятельности: изобразительной, музыкальной, художественной литературой, конструированием.
Приобщать взрослых и детей к театрально-исполнительской деятельности.
Приобщать родителей к театрально-культурной жизни ДОУ
Принципы:
Принцип организации личностно-ориентированного взаимодействия с учетом индивидуальных возможностей – принятие и поддержка его, индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей, забота о его эмоциональном благополучии.
Принцип системности – работа проводится систематически, в течение 4-х лет (младшая группа, средняя группа, старшая группа, подготовительная группа). Воспитательно-образовательный процесс предполагает планирование тематических циклов занятий и нерегламентированных циклов деятельности.
Принцип интеграции - содержание театрализованных игр взаимосвязаны с другими разделами программы воспитания и обучения детей в детском саду.
Принцип сезонности – планирование деятельности происходит с учетом сезонных изменений.
Принцип возрастной адресованности – содержание деятельности выстраивается в соответствии и учетом возраста детей.
Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях детского сада и семьи – родители поддерживают формы работы с детьми и продолжают их в семье. Основная идея – идея развивающего обучения.
Формы работы с детьми:
- образовательная деятельность;
- показ спектаклей, драматизация сказок;
- презентации разных видов театра;
- выставки.
Методы и приемы:
- творческая деятельность (игровое творчество, песенное, танцевальное, импровизация на детских музыкальных инструментах);
- экспериментирование;
- сочинения сказок
- игры-драматизации;
- беседы после просмотра спектаклей;
- упражнения для эмоционального развития детей;
- коррекционно-развивающие игры;
- упражнения по дикции;
- упражнения на развитие мимики, детской пластики;
- репетиции и обыгрывание сказок и инсценировок.
Использование разнообразных средств: театральные уголки в группах, разнообразные виды театров, костюмы, декорации, фонотека, детские музыкальные инструменты, наглядные иллюстрации.
Работа с родителями:
Ведущая идея – активное вовлечение родителей в творческий процесс развития театральной деятельности детей.
Задача – заинтересовать родителей перспективами развития театральной деятельности детей, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать их союзниками в своей работе.
Формы взаимодействия работы с родителями:
- анкетирование;
- индивидуальные беседы;
- совместная деятельность;
- посещение театра;
- выставки;
- помощь в изготовлении костюмов и декораций.
Работа с воспитателями.
Ведущая идея – активное вовлечение воспитателей в творческий процесс развития театральной деятельности в детском саду.
Задача – привлекать к совместной деятельности по развитию театрализованной деятельности в детском саду, сделать их своими союзниками в своей работе.
Формы взаимодействия работы с воспитателями:
- консультации;
- помощь в организации предметно-развивающей среды;
- совместная деятельность;
- выставки;
- работа с учебными наглядными пособиями;
- индивидуальная работа;
- праздники и развлечения.
Ребенок.
1.В основе проекта идея формирования заинтересованности детей в потребности заниматься театральной деятельностью не только с педагогом, но и самостоятельно в свободное время.
2.Идея – не навреди.
Предполагаемый результат:
Развитие духовно-богатой личности ребенка, как активного участника проекта. Создание благоприятных условий для саморазвития ребенка, чтобы в мире, насыщенном информацией, новыми технологиями ребенок не потерял способность познать мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу, мог познать радость творчества.
Реализация проекта:
«Музыкальный теремок»
Театрально - музыкальное занятие в младшей группе. На переднем плане стоит теремок, в котором находятся игрушки. Дети заходят в музыкальный зал, здороваются.
Музыкальный руководитель:
На полянке возле елки,
Где гуляют злые волки
Стоял терем – теремок
Был он низок, невысок.
В теремке жила лягушка,
Бурый мишка, мышь - норушка,
Храбрый заяц и лиса.
Вот какие чудеса!
- Ребята, пойдем в лес к теремку? (ответ детей)
(Дети выполняют движения по тексту песни)
Песня: «Вот как мы умеем» Е.Тиличеевой
Зашагали ножки – топ, топ, топ!
Прямо по дорожке – топ, топ, топ!
Ну-ка веселее – топ, топ, топ!
Вот как мы умеем - топ, топ, топ!
Зашагали ножки – топ, топ, топ!
Прямо по дорожке – топ, топ, топ!
Топают сапожки – топ, топ, топ!
Это наши ножки – топ, топ, топ!
«Устали наши ножки» Т. Ломовой
Устали наши ножки
Бежали по дорожке
Погладим наши ножки
И отдохнем немножко.
Музыкальный руководитель:
Вот мы и в лесу.
Вот так чудо теремок!
Из трубы идет дымок.
Звери в тереме живут
И гостей, наверно, ждут
Музыка подскажет вам
Двери кто откроет нам.
(Дети садятся на стулья).
- Ну-ка, ребята, приготовьте ушки. Про какого животного рассказывает музыка?
Пьеса: «Пляшущий заяц» Е. Тиличеевой.
- Вы узнали? (ответ детей)
- А вот и заинька (из теремка появляется заяц). Музыка про зайца звучала: звонко, легко, быстро.
- Зайчик – музыкант, а любимый музыкальный инструмент – барабан. Зайчик - ловкий,
быстрый, поэтому он играет так – же быстро и четко.
Звучит ритмический рисунок зайчика. Дети повторяют ритм.
Упражнение: «Барабанщики» Д.Кабалевского
Песня: «У меня есть зайка» В.Качаевой
- Послушайте, опять звучит музыка, про какого животного рассказывает она?
Пьеса: «Лиса» М.Мильмана.
- Кто появится из теремка, вы угадали ребята? (Ответ детей)
(появляется лиса с колокольчиком).
- Эта музыка про лису. Она звучала ласково и неторопливо.
Нам красавица – лиса
Колокольчик принесла.
Колокольчик наш играй!
Кого хочешь, приглашай!
Игра: «Колокольчик»
С колокольчиком гуляю
Динь – динь – динь,
Динь – динь – динь.
С колокольчиком играю
Динь – динь – динь,
Динь – динь – динь.
Позвоню и покружусь
Всем ребятам покажусь!
Колокольчик голубой
Кто гулять пойдет с тобой?
(При повторении игры выбранный ребенок колокольчик передает любимому товарищу).
Игра: «Тихие и громкие звоночки» Р.Рустамова
Ты звени, звоночек, тише,
Пусть тебя никто не слышит - 2 раза.
Ты сильней звени звонок,
Чтобы каждый слышать мог - 2 раза.
- Про кого теперь расскажет музыка, мы сейчас отгадаем.
Пьеса: «Медведь» В.Витлина (ответ детей)
- Правильно, ребята эта музыка о мишке. Звучит она низко, тяжело.
(Из теремка выходит мишка). Мишка тоже музыкант – он играет на бубне.
- Мишка какой? (дети отвечают)
- Мишка играет на бубне тяжело и медленно.
(Звучит ритмический рисунок медведя. Дети повторяют ритм).
Песня – игра: «Идет, идет мишка» Б. Макшанцева
Идет, идет Мишка,
Мишка косолапый.
Идет, идет Мишка,
Держит бочку в лапах.
Вот идет, вот идет
Мишка косолапый.
Вот идет, вот идет
Мишка толстопятый.
Идет, идет Мишка,
По лесу гуляет.
Идет, идет Мишка,
Шишки собирает.
(Дети движения исполняют в соответствии с текстом песни).
- Мишка по лесу гулял,
Мишка шишки собирал
И немножечко устал.
Песня: «Спи, мой мишка» Е.Тиличеевой
Спать не хочет бурый Мишка –
Уж, какой он шалунишка.
Я топтыжку покачаю
Баю - баю, баю – баю.
- Пока Мишка спит, мы с вами испечем для жильцов теремка пирожки.
Пальчиковая игра «Пирожки»
Я пеку, пеку, пеку
Всем друзьям по пирогу:
Пирожок для мышки,
Для заиньки – малышки,
Для лягушки пирожок,
Мишка, съешь и ты дружок!
Пирожок тебе, лиса.
Очень вкусная игра!
- Угощайтесь зверушки. А нам пора возвращаться в детский сад.
(Дети «уезжают» на паровозе из зала).
«Праздник доброты, милосердия и любви»
Совместное театрализованное представление педагогов, родителей и детей детского сада.
Ведущая:
Друзей, гостей и близких
Мы рады видеть вновь,
И пригласить сегодня
На праздник доброты,
Весенних светлых грез.
/Звучит музыка «Вальс цветов» П.И.Чайковского. Дети в костюмах бабочек, стрекоз, голубей
выполняют музыкально-ритмическую композицию/
Ребенок:
Сегодня день чудесный
Пришла, пришла, весна!
Природа пробудилась!
Проснулась Мать-Земля!
Исполняется песня: «Солнечная капель»
/Под музыку заходит Мать-Земля/
Мать-Земля: Я - Мать-Земля. Все богатства земли скрыты во мне, много таин таю я в себе. Все вокруг я вижу и чувствую. А сейчас, по-особенному счастлива! Наступила настоящая Весна, природа пробудилась ото сна.
Все живое жизни радуется. Кругом так красиво, светло, чисто, аж душа моя радуется!
Исполняется песня: «Весна пришла»
Ведущая: Мать-Земля! Мы, люди, каждый день видим твои добрые дела, в любое время года ты помогаешь нам, и животным, и птицам, и растениям, всем, всем. Кормишь нас, заботишься о нас, даришь свою теплоту, любовь, красоту, наполняешь наши сердца добротой и любовью.
Мать-Земля:
Пока живешь, творить добро спеши,
Лишь путь добра спасение души.
Мне нравится помогать вам. Я радуюсь, когда вы сами начинаете помогать нуждающимся, протягиваете руку помощи близким, оказавшимся в беде. Понимаете, что самое настоящее счастье - это тогда, когда ты делаешь счастливыми других людей. Ведь как гласит пословица: «Доброе дело сверши и в море брось, все равно к тебе вернется».
Ведущая: Спасибо тебе, Мать-Земля, за твою истинную любовь к нам.
Путь добра мы изберем.
Души все свои спасем.
Мать-Земля: У меня есть добрый друг…
Ведущая: Мы его знаем. Это – солнце!
Оно кругом бывает,
Все слышит, видит, знает.
Пусть оно тебе расскажет о нас,
Что мы делаем сейчас,
Как по пути добра идем,
Что творим, и как живем! (Под музыку появляется Солнце)
Солнце:
Здравствуй, дорогая Мать-Земля!
Мать-Земля:
Здравствуй, Солнце!
Солнце:
Я – Солнце, освещаю все вокруг!
Дарю всем свет, тепло даю,
Я землю согреваю, от этого я счастлива бываю,
А сейчас, Мать-Земля, посмотри, полюбуйся
Как мои лучики сияют до зари.
Исполняется танец: «Доктор Солнышко»
Солнце:
Мать-Земля, послушай, что я тебе расскажу:
В детском саду «Радуга»
Уютно и светло.
Как в пчелином улье
Бурлит жизнь, хорошо!
Словно пчелки трудятся и учатся всему
И взрослые, и дети в детском саду.
Мать-Земля:
Я теперь за вас спокойна, рада
Ваши добрые дела для меня награда.
Ведущая:
Волшебные слова мы знаем все.
Они всегда нужны
И вам, и мне.
И дети прочитают вам стихи
О доброте, что нам нужны.
«Добрые слова»
Добрые слова не лень
Повторять мне трижды в день.
Только выйду за ворота,
Всем идущим на работу,
Кузнецу, ткачу, врачу,
«С добрым утром!» - я кричу.
«Добрый день!» - кричу я вслед
Всем идущим на обед.
«Добрый вечер!» - так встречаю
Всех домой спешащих к чаю.
"Простите"
Папа разбил
Драгоценную вазу.
Бабушка с мамой
Нахмурились сразу,
Но папа нашелся:
Взглянул им в глаза
И робко, и тихо
«Простите», сказал.
И мама молчит
Улыбается даже:
«Мы купим другую,
Есть лучше в продаже…»
«Простите!»
Казалось бы, что в нем такого,
А вот ведь какое чудесное слово…
(Под музыку появляется Шурале)
Шурале: - Ха-ха-ха! Радуетесь весне? Всему живому на земле? Устроили праздник добра? Не видать вам его никогда!
Всех я буду щекотать, не чистой силой вам мешать! Паучата, друзья, помогите! В паутину всех заманите!
(Шурале свистит, созывая своих друзей, кружится с паутиной перед зрителями угрожая им, но сам запутывается в ней)
Исполняется «Танец веселых поросят»
Шурале:
Обманули, обманули, моих паучат в поросят превратили…
Мать-Земля:
Шурале, я не дам тебе зло творить,
Ты добрым должен быть.
Есть средство у меня одно,
Сердце сразу растопит твое.
Исполняется «Танец с шалями»
(Танец исполняют родители и воспитатели детского сада. Шурале удивляется, начинает улыбаться, в конце танца сам идет танцевать)
Шурале:
Вот вы оказывается какие?
Танцуете, поете, дружно, весело живете.
Я тоже хочу так жить,
Друзей иметь, детей любить.
Знаете, а я все понял, теперь я знаю, что значит быть доброжелательным, это значит желать другим добра, не быть злым, грубым и жестоким.
Мать-Земля: Да, Шурале, доброжелательность проявляется не только в словах, но и в поступках, вот послушай сказку.
(Звучит в грамзаписи «Сказка про воробья»)
Ведущая:
Какие мысли у вас вызвала эта сказка? (Ответы детей).
Делайте для людей все, что можете! Избегайте слов, которые обижают людей, старайтесь прожить жизнь так, как прожил воробей, чтобы про вас тоже могли сказать: «Он был добрым и полезным человеком».
Мать-Земля:
Доброжелательность, вежливость, честность, доброта радуют людей. Доброжелательность проявляется не только в словах, но и поступках. Чтобы быть доброжелательным, а не казаться им, необходимо уважение, чуткость, отзывчивость, милосердие.
Ведущая:
Желайте друг-другу добра!
Шурале:
Пусть у всех сегодня будет хорошее настроение!
Ведущая:
Сердца наполнятся добротой, милосердием и любовью!
Мать-Земля:
Будьте внимательны друг - другу!
(Раздача символов доброты)
Пальчиковые игры на занятиях
«Цветки»
(Дети выполняют движения по тексту и по показу педагога)
Наши алые цветки
Распускают лепестки
Ветерок чуть дышит
Лепестки колышет.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки
Гловой качают
Тихо засыпают.
Утром ранним все цветки
Вновь распустят лепестки.
Ой, смотрите, на цветок
Прилетел и сел жучок.
- Я немного пожужжу – ж-ж…
На ромашке полежу – ж-ж…
И на муху погляжу вз-вз-вз
Муха в воздухе летает вз-вз-вз
Поглядел и есть пора ж-ням, ж-ням
На обед у нас кора ням-ням-ням, ням...
Пожую, спою жужжалку
И улягусь до утра
Потому, что спать пора тс-тс-тс.
«Утром рано я встаю…»
Педагог:
Утром рано я встаю,
Свою песенку пою,
И со мною дружно в лад
Подпевают…
Дети: 100 ребят! (Поднимают руки вверх, расставив пальцы)
Вместе:
Попевают 100 ежей, (Складывают руки в «замок», большие пальцы соединены, остальные выпрямлены – «ежик»)
Попевают 100 ужей (Соединяют ладони, делают волнообразные движения – «уж ползет», текст произносят громким шепотом)
И поют ее зайчата (Приставляют ладони к голове – «ушки зайчика», текст произносят высоким голосом)
И поют ее лисята (Сгибают руки в локтях перед собой – «лисьи лапки», текст произносят более низким голосом).
Под землею старый крот
Эту песенку поет (Прищуривают глаза, руки перед собой – «мордочка кота»)
А в берлоге медвежата (Разводят руки в стороны, переваливаются с ноги на ногу, произносят текст низким голосом)
А в болоте лягушата (Сгибают руки в локтях, расставив руки в стороны, расставив пальцы – «лягушачьи лапки», текст произносят высоким голосом)
Очень важный бегемот
С удовольствием поет (Выставляют вперед живот, складывают руки на животе – «бегемотик», произносят текст низким голосом)
Даже страшный крокодил
Эту песню разучил! (Расставив пальцы рук, соединяют ладони, правая рука сверху – «пасть крокодила», произносят текст громким шёпотом)
Промурлыкала нам кошка(Сгибают руки в локтях перед собой – «кошачьи лапки», произносят текст высоким голосом)
Песню, сидя на окошке (Кладут голову на «лапки»)
Слышишь, (Поднимают указательный палец вверх)
Как под нашей крышей (Поднимают руки над головой, соединив кончики пальцев рук, локти в сторону – «крыша домика»)
Эту песню поют мыши? (Сгибают руки в локтях перед собой – «мышиные лапки», произносят текст высоким голосом)
Утром рано мы встаем,
Хором песенку поем.
Педагог:
А о чем же в ней поется?
Дети: Как нам весело живется! (Разводят руки в стороны)
Художественное оформление спектакля
Художественное оформление спектакля, включая все элементы: декорации, костюмы, грим, - один из важнейших компонентов театрального действия. Участие родителей особенно радует детей.
Результаты проекта:
1. Работа над проектом способствовала развитию творческих начал и умственных способностей, целеустремленности, настойчивости, преодолению трудностей в эмоционально-волевой сфере;
2. Развились способности к импровизации в создании образа, умение создавать образ персонажа, используя различные средства выразительности (слова, жесты, мимику, движения);
3. Повысился уровень выразительности речи, владения голосом, телом, пластикой движений;
4. Работа по развитию детского творчества помогла сформировать умение подчинять средства, способы собственному замыслу, поставленной задаче, дети овладели умением давать мотивированную оценку результатам;
5. Повысился уровень социальной компетентности. Дети научились свободно общаться со сверстниками и взрослыми, свободно задавать интересующие вопросы, чувствовать себя полноправными участниками данного проекта.
Определенного результата достигли и педагоги ДОУ. Реализуя одну из основных задач годового плана: «Создать в коллективе обстановку творческого поиска наиболее эффективных форм и методов в работе с детьми по воспитанию эмоциональной выразительности у дошкольников».
Повышение профессионального мастерства и компетентности пронизывало весь учебно-воспитательный процесс.
Вывод: коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов; способствует самовыражению личности, создает условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности.
Научное обеспечение проекта
1. Васильева М.В, Гербова В.В, Комарова Т.С. «Программа воспитания и обучения в детском саду»
2. Веракса Н.Е, Васильева М.В, Комарова Т.С. «Программа «От рождения до школы»
3. Буренина А.И. «Программа «Ритмическая мозаика»
4. Кузинв В.М, Буренина А.И. Журналы: «Музыкальная палитра», «Музыкальный руководитель»
5. Закирова К.В. "Вместе повеселимся" перевод с татарского
6. Картушина М.Ю, «Забавы для малышей»
7. Сорокина Н.Ф. «Играем в кукольный театр»
8. Картушина М.Ю. «Забавы для малышей»
9. Бесова М.А. «Шутки, игры, песни соберут нас вместе»
10. Зарецкая Н.В. «Праздники в детском саду»
11. Рылькова А.Н. «Музыкальные утренники в детском саду»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
педагогический опыт "Развитие детских творческих способностей детей дошкольного возраста через художественно-эстетическую деятельность."
В истории дошкольной педагогики проблема творчества и творческой активности была одной из актуальных. Во все времена нужны были творческие личности, так как именно они определяют прогресс челове...
Комплексно-тематическое планирование по развитию творческого воображения у детей дошкольного возраста по средствам нетрадиционных техник изобразительной деятельности.
В данной работе представлен комплексно-тематичечкий план работы по развитию творческого воображения по средствам овладения детьми нетрадиционных техник ИЗО деятельгости с учетом требований ФГТ и возра...
консультация для родителей «РАЗВИТИЕ МЕЛКОМОТОРНОЙ ФУНКЦИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО СРЕДСТВАМ РАЗНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».
Развитие мелкой моторики рук имеет важное значение для общего физического и психического развития ребенка на протяжении всего дошкольного детства. Подборка упражнений для кистей рук....
Проект «Развитие театрализованной деятельности у детей дошкольного возраста, как средство эстетического и нравственного воспитания »
Проект по театрализованной деятельности для дошкольников от 5 до 7 лет...
Программа ДПОУ по развитию познавательных способностей у детей дошкольного возраста по средствам опытно-экспериментальной деятельности «Лаборатория почемучек»
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через занимательные опыты и эксперименты...
Отчет на конец года по обучению финансовой грамотности детей старшей группы «Пчелки». Тема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста по средствам экономического воспитания»
Финансовая культура детей дошкольного возраста как один из аспектов экономического воспитания – это новое направление в дошкольной педагогике, является глобальной социальной проблемой, неотделим...