РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СКАЗКИ - ДОБРЫЕ ДРУЗЬЯ»
методическая разработка по художественной литературе (подготовительная группа)

Козлова Лариса Владимировна

«Основная задача взрослых –

Открыть в ребёнке талант читателя».

С.Я.Маршак.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazki.docx87.04 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ    ПРОГРАММА                      КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«СКАЗКИ  -  ДОБРЫЕ  ДРУЗЬЯ»

Подготовила:

методист филиала «Дружба»

МБДОУ «Первомайский детский сад»

Козлова Л.В..

2016-2017 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА.

«Основная задача взрослых –

Открыть в ребёнке талант читателя».

С.Я.Маршак.

«Детские книги пишутся для воспитания,

 а воспитание – великое дело».

В.Г.Белинский.

Не секрет, что за последние десятилетия в нашей стране наметилась негативная тенденция: значительное снижение к чтению книг вообще и художественной литературы в частности. На наш взгляд, существует ряд факторов, вызвавших это явление.

Во-первых, глобальная информатизация объективного пространства, окружающего каждого человека: посредством Интернета как дети, так и взрослые могут беспрепятственно и без особого труда получить любые данные по любой теме, в том числе и «сжатый» вариант любого литературного произведения. Ясно, что художественная ценность и неповторимость авторского произведения в таком варианте просто уничтожается и литературный шедевр становится набором, кратким перечнем основных событий жизни героев. О какой привлекательности такого чтения может идти речь?

Во-вторых, засилье в СМИ (телевидении, прессе) рекламы, формирующей у ребёнка представление о псевдоценностях в жизни человека. Дети многое знают о бытовой электронике, автомобилях, сотовых телефонах. Они уверены, что настоящий Человек – это успешный бизнесмен, непременно выходящий из роскошной иномарки и раздающий указания подчинённым по самой последней модели телефона. Но нет ни одного рекламного ролика, ни одной телевизионной передачи, пропагандирующих КНИГУ как непременную часть духовной жизни современного культурного человека!

В-третьих, объективные экономические и финансовые трудности приводят к тому, что взрослые вынуждены посвящать все свои мысли и своё время зарабатыванию материальных благ. Они даже и не вспоминают о книгах! Психологами же доказано, что именно родители являются образцом для подражания для детей. Если родители не читают, нельзя ожидать этого от детей.

Но есть и ещё одна причина. И кроется она в системе дошкольного образования. Многие воспитатели в современных детских садах настолько увлечены непосредственным обучением детей, что книга является для них чем-то второстепенным. А при обращении  к художественной литературе практикуют «школьные» приёмы: чтение и пересказ. Результат печален: интерес ребёнка к детской книге гаснет. И чем старше становятся дети, тем реже они берут в руки произведения известных писателей. А в школьном возрасте они делают это по принуждению – «потому что задали».

Это означает, что дети лишаются целого мира – мира художественной литературы, помогающего душе трудиться, развивающего человека как интересную личность.

В.А.Сухомлинский говорил: «Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг».

Повернуть дошкольное образование «лицом» к активной работе с книгой -  вовсе не повод отказываться от обучающих задач, количество которых в последнее время возросло в связи с усложнением школьных программ, к усвоению которых мы должны подготовить ребёнка в детском саду. Напротив, систематическая и разнообразная работа с художественной литературой поможет более  успешно вести обучение малышей, сделать это обучение более лёгким и интересным, что необыкновенно актуально для оптимизации образовательного процесса в ДОУ. Система работы, изложенная в данной программе, как раз и помогает соединить в себе воспитание ребёнка как личности, формирование интереса к книге  и интеллектуальное развитие дошкольников.

        Рабочая  программа по приобщению дошкольников к книге  разработана с учётом требований и отдельных положений нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность ДОУ:

  • Концепция модернизации российского образования;
  • Закон «Об образовании Российской Федерации»;
  • Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении;

        Цель данной рабочей  программы – повышение интереса  детей к работе с книгой и дополнительное развитие их познавательных и речевых умений на материале любимых сказок.        Главными теоретическими идеями, положенными в содержание программы, являются взгляды Д.Родари, Л.Б.Фесюковой и авторов технологии ТРИЗ, заключающиеся в том, что к использованию сказочного материала необходимо подходить нетрадиционно. Это значит - научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один.  Тогда сказка (впрочем, как и любая книга) будет восприниматься ребёнком как источник увлекательных, необычных занятий, новых открытий и знаний.

Основными принципами построения программы являются:

  1.    Принцип дифференциации – разделение планирования деятельности по работе с содержанием книг по возрастам, для каждой возрастной группы отдельно;
  1.    Принцип интеграции и комплексного подхода – объединение в содержании каждого занятия различных видов речевой, мыслительной и продуктивной деятельности в единый комплекс, направленный на решение строго определённого круга программных задач.
  2. Принцип позитивной эмоциогенности – организация взаимодействия с детьми, сопровождающаяся получением удовольствия каждым ребёнком как результата активного, занимательного игрового  взаимодействия взрослого с ребёнком и общения с литературным произведением.

Основными задачами программы являются:

  1. Воспитание у детей дошкольного возраста  позиции активного читателя, интереса и уважения к книге как источнику культуры и информации.
  2. Поддержание и развитие детской эмоциональности.
  3. Активизация речевого и мыслительного творчества детей.
  4. Развитие памяти, внимания, основных познавательных и речевых умений дошкольников.

Иными словами, данная рабочая программа ЯВЛЯЕТСЯ  ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ по отношению к основной программе, реализуемой в ДОУ, так как помогает процессу  развития  речи дошкольников.

Срок реализации данной рабочей учебной программы – 1 год. Содержание рассчитано на детей от 6-ти  до 7-ми лет.

К началу реализации содержания программы необходимо, чтобы дошкольники имели круг конкретных представлений, связанный с социальным миром, миром предметов, природы, в основном обладали средним уровнем развития речевых и познавательных процессов. Реализовать содержание данной программы возможно в совместной деятельности, в форме кружковой работы.

Данная работа организуется в  подготовительной группе с сентября по апрель  в форме кружковой работы, дополняющей и обогащающей реализацию образовательной области «Речевое развитие».  Кружок проводится 1 раз в неделю, 4 раза в месяц.

Ежемесячно проводится углублённая работа по содержанию двух литературных произведений. В январе – 1 произведение в связи с наличием каникулярного времени. В течение учебного года по данной методике отрабатывается  17 произведений.

В зависимости от уровня развития и подготовленности дошкольников, а также в зависимости от сложности и объёма произведения каждое из них может рассматриваться как на одном, так и на двух-трёх занятиях. Виды деятельности и «разделы» методики Л.Фесюковой подбираются воспитателем для каждого занятия с опорой на содержание планов. К содержанию каждой конкретной сказки педагог и воспитанники обращаются и в совместной деятельности.

Условия реализации рабочей  программы «Сказки – добрые друзья».

  1. К одному из основных условий успешной реализации данной программы можно с уверенностью отнести личную заинтересованность педагога в процессе общения с литературным произведением. Постоянные положительные отзывы о процессе чтения, рассказы из личного опыта взрослого о том, как в жизни ему помогала книга, искренний интерес к игровым занимательным упражнениям, организуемым в процессе работы кружка, - всё это настраивает ребёнка-дошкольника на продуктивную работу с книгой, повышает его мотивацию на чтение, слушание, усвоение содержания литературного произведения.
  2. В процессе организации работы с книгой воспитателю необходимо учитывать возрастные и психологические особенности  восприятия и понимания детьми литературного произведения на каждом возрастном этапе. Связаны эти особенности с расширением детского жизненного опыта, круга конкретных представлений, читательского опыта. С возрастом у дошкольников появляются умения более осознанно воспринимать литературное произведение, способности устанавливать причинные связи в сюжете и т.д. (Особенности восприятия детьми литературного произведения изложены в Приложении № 2).
  3. Важным моментом в успешности работы по приобщению детей к работе с книгой является соответствующее оснащение предметно-развивающей среды в ДОУ с привлечением детей к данной деятельности. В группе непременно должен быть книжный уголок, в котором организуются книжные выставки. Так, если на одном из кружков рассматривалась, к примеру, сказка «Маша и медведь», то совместно с детьми и родителями в уголке могут быть организованы следующие выставки: а) данная сказка в разных изданиях или иллюстрированная разными художниками; б) другие сказки, в которых действуют медведи; в) любимые сказки, в которых действуют одновременно и люди, и животные. Выставка должна быть «активно действующей»: не просто украшать группу, а обеспечивать возможности для деятельности дошкольников: желание познакомиться и побеседовать о выставленной литературе, желание рассказать о книгах, принесённых из дома и т.д.
  4. Из предыдущего условия вытекает следующее – постоянное обращение в совместной деятельности к книге как к помощнику, источнику информации и дополнительных впечатлений, отображаемых в последствии в играх. По окончании кружка в этот же день либо на следующий организуется «Книжкина мастерская» (совместный труд по ремонту и обновлению книг). Приемлемы такие формы работы, как сочинение собственных сказок и изготовление самодельной книги. Здесь всё зависит от опыта и фантазии педагога. Самое главное, ребёнок должен видеть- прочитанная, изученная книга не отбрасывается и не забывается – к ней обращаются постоянно.
  5. Непременным условием является взаимодействие воспитателя, осуществляющего кружковую работу по данной рабочей учебной программе, с такими специалистами ДОУ, как музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию. Именно они помогут обеспечить богатство содержания развлечений, игр-драматизаций по мотивам сказок, разнообразить совместную деятельность воспитателя с детьми, обеспечить преемственность в работе педагогов ДОУ.

Механизм реализации кружковой деятельности

СЕНТЯБРЬ.

Сказка «Хаврошечка».

Раздел работы

Примерное содержание работы по сказке

1.

Нравственный урок

-«Нет друга, так ищи, а есть, так береги».

- «Как проживешь, так и прослывешь».

- «Зависть да злоба мешают оба».

2.

Воспитание добрых чувств.

-Кто больше всего в сказке тебе понравился?

-Кого тебе жалко?

-Можем ли мы пожалеть сестер? Почему?

-Кому еще в этой сказке было жалко коровушку?

-Почему коровушка решила помочь девочке?

3.

Сказка и математика.

-Сколько персонажей участвует в этой сказке?

-Скаль было глаз у каждой из сестёр? Сколько глаз было у всех девушек вместе?

-Закрепить понятия «много», «мало».

-Придумать задачу с персонажами сказки.

4.

Речевая зарядка.

-Придумать новое название сказки.

-Как понимать выражения «Работой заморили», «Яблочко наливное»,

-«Листья шумят золотые»?

-Как ласково назвали героиню сказки?

- Как бы вы её назвали и почему?

5.

Сказка и экология.

-Какое время года описывается в сказке?

-Перечислить приметы лета.

-Какое дерево описывается в сказке?

-Чтобы выросло дерево, что для этого нужно сделать?

-Какую пользу в повседневной жизни приносит корова?

-Закрепить понятия «сад», «поле».

6.

Сказка развивает руки.

- Методом объемной аппликации изобразите корову.

- При помощи нетрадиционных техник рисования изобразите сад, в котором растет наша волшебная яблоня.

- Руками (пальцами) изобразить корову (по принципу театра теней).

7.

Развитие мышления и воображения.

- Если бы Трёхглазка уснула, какой был бы конец сказки?

- Представитьь, что Хаврошечку воспитывают родные родители, какой была бы сказка?

 - С какой сказкой сходна сказка «Хаврошечка»?

Сказка «Лиса и кувшин».

Раздел работы

Примерное содержание работы по сказке

1.

Нравственный урок

- «Чьи хоромы, того и хлеб».

- «Что посеешь, то и пожнешь».

- «Жадность не доводит до добра».

2.

Воспитание добрых чувств.

-Почему же в этой сказке никто не нравится?

-Хорошо ли быть жадиной?

-На каком месте вы хотели бы остановить сказку? Почему?

-А можно ли за что-то пожалеть героев сказки? А чему их нужно научить?

3.

Сказка и математика.

-Сказку превратить в задачу с числами или считалку.

- Используя игры «Колумбово яйцо», «Танграм», выложить изображение лисы и кувшина.

4.

Речевая зарядка.

-Как по-другому назвать сказку?

-Частицу «не» поставить перед каждым словом «лиса» и рассказать сказку весело.

-Затем придумать -  кто же мог быть на ее месте.

-Подходят ли к сказке пословица «как аукнется, так и откликнется»?

-Какие ласковые слова в этой сказке ты услышал?

5.

Сказка и экология.

- Чем питается лиса в природе?

- Выяснить, из чего сделан кувшин. Экспериментальным путём сравнить свойства глиняной посуды, стеклянной, металлической.

-Посмотреть на иллюстрацию к сказке?. Какое время года изображено и почему вы так считаете?

6.

Сказка развивает руки.

- Слепить из пластилина кувшин.

7.

Развитие мышления и воображения.

- А если бы лисе попался не кувшин, а сковородка? Чайник? Что было бы тогда?

- Сравнить функции разных видов посуды.

- Сказка продолжается: подошла лиса к реке, а там ее бабушка поймала

- Придумай диалог бабы и лисы.

ОКТЯБРЬ.            

 Сказка А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».

Раздел работы

Примерное содержание работы по сказке.

1.

Нравственный урок

«Добро побеждает зло».

«Не делай зла другому, не будет и тебе печали».

«Доброта украшает человека, а зло – портит».

2.

Воспитание добрых чувств.

- Как описывает  образ Царицы автор?

 Какими недобрыми качествами она наделена?

- Оцени поступок Чернавки. Как бы ты поступил на ее месте?

- Жалко ли тебе Царевну, её собачку?

- Хорошо ли обходились с Царевной братья? Какими добрыми качествами они обладали (умение посочувствовать; доброта; взаимовыручка; смелость; справедливость).

3.

Сказка и математика.

- Сколько раз в сказке Царица обращалась к зеркальцу?

- О скольких братьях – богатырях рассказывается в сказке?

- Закрепить порядковый счет в пределах семи в прямом и обратном направлении.

4.

Речевая зарядка.

- Заучить наизусть понравившийся отрывок сказки.

- В парах слов «девушка – девица», «сестра – сестрица», «зеркало – зеркальце», «солнце – солнышко»  объяснить образование вторых  слов.

- Как вы понимаете значение слов «белёшенька, тяжелёшенько,  старушоночка, светлица, дитятко»? Можно ли их назвать уменьшительно – ласкательными?

- Пересказать сказку или любой её отрывок.

- Если бы Царевна не была царевной, а была бы  дочерью простых людей, могли бы у нее быть злые завистники?

5.

Сказка и экология.

- В какое время года происходит описание событий сказки?

- Каким бывает ветер (сильным, слабым, легким и т.д.)? Какую характеристику ветру дает автор в словах Елисея?

- Зачем в природе нужен ветер?

- Какие бывают горы?

6.

Сказка развивает руки.

- Придумать свой орнамент кокошника Царевны, нарисовать его или сделать аппликацию.

- Вылепить из соленого теста наливное яблочко и раскрасить его.

7.

Развитие мышления и воображения.

Придумать новый сюжет сказки, если бы:

- Царевна не стала кусать отравленное яблоко.

- У Царицы не было говорящего зеркала.

- Вместо волшебного зеркала было бы зеркало-каверкало.

- Подумать, какой цвет соответствует образу злой Царицы, Чернавки, Царевны, братьев?

 Сказка  С.Я.Маршака « 12 месяцев».

Раздел работы

Примерное содержание работы по сказке.

1.

Нравственный урок

«У доброго человека дело спорится».

«На чужой каравай роток не разевай».

«Ленивые руки чужие труды любят».

«Труд кормит, а лень портит».

2.

Воспитание добрых чувств.

- Жалко ли тебе девочку? Почему?

- Какие чувства ты испытываешь к мачехе и её дочери? Что можно сказать об их характере? Можно ли их назвать «хорошими, добрыми людьми»?

3.

Сказка и математика.

- Сосчитать, сколько всего месяцев было в сказке.

- Сколько месяцев в одном времени года?

- Скольким месяцам пришлось уступить свой обычный черед, чтобы девочка набрала подснежников?

- Составить последовательность названий месяцев в виде геометрических фигур из блоков Дьенеша, не повторяя одинаковые свойства (цвет, форма, размер, толщина) для разных месяцев. Например: январь – большой синий толстый прямоугольник, февраль – большой красный толстый квадрат и т.д.

4.

Речевая зарядка.

- Назвать  месяцы по  порядку.

- Повторить волшебные слова – заклинания братьев-месяцев (января, февраля, марта).

-Назвать  характеристики месяцев по возрастам (по три), данные  автором (трое старых, трое пожилых, трое молодых, трое – совсем ещё мальчики).

- Объяснить значение слов и выражений: бровастый; ветер снегом глаза порошит; перина; заповедный бор; видимо-невидимо; не чуя ног под собою; бурелом стеной стоит.

5.

Сказка и экология.

- Рассматривание иллюстраций зимних явлений в природе.

- Как человек и животные готовятся к зиме?

- В чем особенности зимней одежды людей?

- Что было бы, если бы весь снег действительно растаял?

6.

Сказка развивает руки.

- Нарисовать свои иллюстрации к сказке.

- Сделать коллективное панно: весенняя лужайка с подснежниками.

7.

Развитие мышления и воображения.

- Придумай другое название сказки.

- Представь, что мачеха и её дочь были добрыми.  Расскажи, как изменилась бы сказка?

- Придумай сюжет сказки, где нужно было бы девочке вместо подснежников принести сочных ароматных яблок.

- Какой была бы сказка, если бы девочка встретила в лесу не 12 месяцев, а например, Бременских музыкантов?

НОЯБРЬ

Сказка П. Бажова «Серебряное копытце».

Раздел работы

Примерное содержание работы по сказке.

1.

Нравственный урок

«Добро добром отзывается».

«Одному и хлеб горек, а вдвоём и крошка сладка».

Вместе веселее.

2.

Воспитание добрых чувств.

- Жалко ли тебе девочку в начале сказки? Объясни, почему? Как изменилась жизнь девочки благодаря деду?

- Почему дед Кокованя взял к себе Дарёнку?

- За что кошка Мурёнка любила девочку?

- Какой характер у дедушки?

3.

Сказка и математика.

- По сколько веточек было на рожках у Серебряного копытца? Сколько веточек было вместе на двух рогах?

- Воссоздать фигуру козленка Серебряное копытце из элементов игр «Колумбово яйцо», «Монгольская игра» и т.п.

4.

Речевая зарядка.

- С помощью чего изменились обычные слова, и превратились в такие: девчоночка, парнишечко, подаренушка, подаренка, окошечко, копытце, Даренка, Муренка, спокойнёхонько? Назовите слова - существительные, от которых они образованы.

- Пересказать любой понравившийся отрывок из сказки.

- Что означают в сказке слова: балаган, запобаивалась (девочка), угрузнешь ( в снегу)?

- Как называются драгоценные камешки, которые рассыпал Серебряное копытце? Раздели слово «хризолит» на слоги.

5.

Сказка и экология.

- Как изменяется цвет шерстки Серебряного копытца по временам года?

- Какие изменения происходят с шерстью других животных зимой, летом?

- Чем дикие животные отличаются от домашних?

- Рассматривание картин из серии «Дикие и домашние животные».

- Как можно назвать детенышей разных животных (называются животные).

6.

Сказка развивает руки.

- Нарисовать козлика Серебряное копытце или вылепить из соленого теста, глины и раскрасить.

7.

Развитие мышления и воображения.

- Предположи, куда делась кошка Муренка вместе с Серебряным копытцем и составь про них продолжение сказки.

- Придумай сказку, в которой девочка с дедушкой приручили бы Серебряное копытце.

- Каким было бы начало и продолжение сказки, если бы девочка жила с родителями?

Сказка «Сивка Бурка».

Раздел работы

Примерное содержание работы по сказке.

1.

Нравственный урок

«Не одежда красит человека, а человек одежду»

«Не тот человек дорог, у кого костюм богатый, а тот – у кого ума палата»

«Коли дал слово – держи».

2.

Воспитание добрых чувств.

- Который из братьев вам милее?

- Вызывает ли у вас жалость жизнь  Иванушки - дурачка в отцовском доме?

Почему?

- Можно ли назвать братьев Иванушки хорошими братьями?

- Правильно ли поступил Иванушка, отпустив коня на волю?

- Нравится ли тебе финал сказки? Почему?

3.

Сказка и математика.

- Сколько раз Иванушка на коне прыгал к окну терема Елены Прекрасной?

- Сколько ночей на поле проспали и прокараулили коня два брата Иванушки?

- Спрячем героев сказки в геометрические фигуры. Сколько получилось фигур?

4.

Речевая зарядка.

- Как по-другому можно назвать сказку?

- Сказать «крылатое» выражение из сказки: «Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой!» разной интонацией голоса (тихо, жалобно, громко, шепотом, грозно, мягко, резко и т.д.).

- Произнести «крылатое выражение» как скороговорку несколько раз, сначала в медленном темпе, затем увеличивая его.

- Какого коня ты бы хотел иметь?

- Игра-беседа с Иванушкой – дурачком, Еленой Прекрасной.

5.

Сказка и экология.

- Для чего старик посадил пшеницу?

- В какое время года можно высевать пшеницу в землю?

- Когда убирают урожай зерновых?

- Как вы понимаете слова: «чистое поле, широкое раздолье»?

- К каким животным относится лошадь: диким или домашним?

6.

Сказка развивает руки.

- Слепить красивое кольцо для Елены Прекрасной.

- Сделать иллюстрацию к финальной части сказки.

- Сделать «волшебную» книгу с нарисованными и аппликативными иллюстрациями к любимым сказкам.

7.

Развитие мышления и воображения.

- Придумать другой поворот событий сказки, если бы Иванушка не отпустил коня или не пошел бы на пир к царю.

- Придумать сказку, где вместо коня на поле прилетал бы Змей – Горыныч или прибегали  бы Смешарики..

-Расскажите сказку, ставя перед каждым глаголом частицу «не», «трям» или «да».

ДЕКАБРЬ.

Сказка Г.Х.Андерсена «Гадкий утёнок».

Раздел работы

Примерное содержание работы по сказке.

1.

Нравственный урок

- Какое чувство вызывает у вас отношение окружающих к бедному утенку?

- О чем переживал утенок больше всего?

- Изменился ли характер утенка после стольких перенесенных обид?

Как думаете, почему?

2.

Воспитание добрых чувств.

- Назвать прилагательные, к которым можно добавить существительное «яйцо», чтобы получилось словосочетание о принадлежности яйца (куриное яйцо, гусиное, индюшачье, лебединое, птичье, страусиное, черепашье, утиное).

-  Произнеси, как «разговаривают» разные птицы.  

- Как назвать птичьих птенцов в уменьшительно-ласкательной форме (курица – цыпленок, утка – утенок, гусь – гусенок и т.д.)?

- Придумать  утешительное письмо для утенка.

 

3.

Сказка и математика.

- Сколько сменилось времен года, пока гадкий утенок не превратился в красивого лебедя?

- Посчитайте, со сколькими персонажами встречался утенок после побега с птичьего двора. Посчитайте их (порядковый счет) в прямом и обратном направлении.

- Придумайте  задачку про лебедей и уток.

4.

Речевая зарядка.

- Назови прилагательные, к которым можно добавить существительное «яйцо», чтобы получилось словосочетание о принадлежности яйца (куриное яйцо, гусиное, индюшачье, лебединое, птичье, страусиное, черепашье, утиное).

-  Произнеси, как «разговаривают» разные птицы.  

- Как назвать птичьих птенцов в уменьшительно-ласкательной форме (курица – цыпленок, утка – утенок, гусь – гусенок и т.д.)?

- Придумать  утешительное письмо для утенка.

5.

Сказка и экология.

- Какие времена года описаны в сказке?

- Какие экосистемы вы знаете? О каких из них написал автор в сказке?

- Назовите приметы разных времен года словами автора (нависли тяжелые облака, из которых сыпалась снежная крупа; морозило так, что лед трещал; душистая сирень склоняла свои длинные зеленые ветви над извилистым каналом и т.п.).

- Как можно назвать папу утенка (селезень)?

6.

Сказка развивает руки.

- Лепка «Чудо птица».

7.

Развитие мышления и воображения.

- Каков был бы сюжет сказки, если бы «гадкий утенок» родился таким, как все?

- Как думаете, что могло бы произойти, если бы «гадкий утенок», став уже красивым лебедем, попал на прежний птичий двор?

- Придумайте имя «гадкому утенку».

Сказка Ш.Перро «Мальчик-с-пальчик».

Раздел работы

Примерное содержание работы по сказке.

1.

Нравственный урок

«Маленький - да удаленький».

«Там, где дружат, живут – не тужат».

«Хорошо  иметь умного, надежного, доброго друга».

2.

Воспитание добрых чувств.

- Почему родители завели детей в темный лес и бросили их там? Одобряете или осуждаете их поступок? Как бы вы поступили в такой ситуации (на месте родителей, на месте детей)?

- Кто из героев вызывает у вас доброе отношение, положительные эмоции? Объясните, почему.

3.

Сказка и математика.

- Сколько детей было у дровосека? Сколько полных пар составляет это количество?  Тренировать в счете предметов парами (по два) в пределах 10.

- Сериация предметов по размеру в возрастающем, убывающем порядке.

4.

Речевая зарядка.

- Придумать имена родителям, всем детям и великану.

- В каких ещё сказках встречаются маленькие герои?

- Как можно объяснить слова опора, неказист, остолбенел, впотьмах, досада?

Произнеси эти слова по слогам. Сколько слогов?

- Перескажите ваш любимый отрывок из сказки.

5.

Сказка и экология.

- По каким природным ориентирам можно выбраться из леса?

6.

Сказка развивает руки.

- Налепить из солёного теста различные угощения для маленького героя и его братьев.

7.

Развитие мышления и воображения.

- Придумать продолжение сказки.

- А что было бы, если бы несчастный великан был добрым, заблудился, попав в семью дровосека.

ЯНВАРЬ.

Сказка В.Одоевского «Мороз Иванович».

Раздел работы

Примерное содержание работы по сказке.

1.

Нравственный урок

- «Хочешь есть калачи, не сиди на печи».

- «Без труда не вынешь и рыбку из пруда».

 - «Без труда нет добра».

- «В чужих руках всякое дело легко».

 - «Работа работе рознь. Какова работа, такова будет и награда».

2.

Воспитание добрых чувств.

- Можно ли назвать доброй нянюшку Прасковью? Почему?

-  На каком месте вы хотите остановить сказку? Почему?

- Как и за что бы вы могли пожалеть каждого из героев сказки? Что посоветовать изменить в своём поведении? Что доброго хотите пожелать каждому из персонажей?

3.

Сказка и математика.

- Составьте задачу с мухами, которых считала Ленивица на окошке.

4.

Речевая зарядка.

- Попробуйте с помощью определений рассказать о Рукодельнице? Ленивице? (Какие они?)

-  Какую еще вы знаете сказку, где встречается печка с пирожками, яблонька с наливными яблочками? Что происходило с ними? (Гуси – лебеди)

-  Как вы понимаете слово «дивовалась»? Какими словами можно его заменить? (удивилась)

- Вспомните другие сказки о зиме?

5.

Сказка и экология.

- Расскажите о свойствах льда, снега.

- Рассказ воспитателя о том, чем полезен снежный поров природе.

-  Чтобы испечь хлеб, какой путь должно пройти зерно?

-  Каким способом очищала воду Рукодельница? Как вы думаете, эффективен ли он? Эксперимент по очистке воды.

- Почему, прежде чем готовить обед надо мыть овощи, зелень? Мыла ли продукты Ленивица? Что может случиться, если человек поест приготовленный обед из немытых продуктов?

- Почему плохо, когда зимой мало снега (для растений, животных, человека?)

6.

Сказка развивает руки.

-  Нарисуйте сказку с помощью схем.

-  Настольный театр игрушек: показ сказки «Мороз Иванович» детьми. Закреплять умение манипулировать игрушкой, выразительно отображать нравственную сущность персонажа.

- Пальчиковая гимнастика: как Рукодельница стряпала, взбивала перину, резала овощи и т.п.

7.

Развитие мышления и воображения.

- Придумаем новый финал сказки: урок Мороза Ивановича не прошел даром для Ленивицы, по возвращении домой она стала доброй, трудолюбивой… Как сложилась их дальнейшая жизнь с Рукодельницей.

- Придумаем новый поворот событий: «Рукодельница попала не к Морозу Ивановичу, а к Фее Цветов…»

ФЕВРАЛЬ.

Русская былина «Илья Муромец и Соловей разбойник».

Раздел работы

Примерное содержание работы по сказке.

1.

Нравственный урок

«Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет».

«Добро всегда побеждает зло».

2.

Воспитание добрых чувств.

- Нравятся ли вам персонажи былины? Почему и за что?

- А что не нравится? Кого можно назвать добрым, кого злым?

- Почему необходимо помогать другим людям?

- В каких личных поступках можно проявлять внимание к другим людям, терпимость, уважение, доброжелательность?

3.

Сказка и математика.

- Упражнение «Сложи «лазорев цветочек» из элементов логических игр (Вьетнамская игра, Колумбово яйцо и т.п.).

- «Найди дуб Соловья разбойника» - ориентировка по карте-схеме.

- Решение и рисование лабиринтов: короткий путь для богатыря до Соловья-разбойника; запутать путь для врагов в Киев-град.

4.

Речевая зарядка.

Игра – беседа с богатырем.

- Какими словами – прилагательными можно охарактеризовать богатыря  Илью Муромца, Соловья – разбойника?

- Речедвигательная гимнастика по русской народной песне «Во поле береза стояла».

- Как можно объяснить слова и выражения: дорожка прямоезжая; дородный добрый молодец; заколодела дорожка, замуравела.

- Какие эпитеты автор подобрал к словам: силушка (великая), дорожка (прямоезжая), разбойник (злодей), травушка (мурава), конь (добрый, богатырский), цветочки (лазоревы), поле (чистое), стрелочка (каленая) и т.д.?

- Подобрать к словам из былины уменьшительно – ласкательные, встречающиеся в произведении: река, озеро, цветок, дорога, трава, плетка, тетива, стрела, лес.

5.

Сказка и экология.

- О каких деревьях упоминается в былине? Где они растут?

- Назови строение дерева. Что необходимо растениям для жизни?

-  Как называются детеныши лошади?

- Как можно назвать коня женского пола?

6.

Сказка развивает руки.

- С помощью знаков пальцами, руками, изобразить выбранные действия персонажей.

- Нарисовать свои иллюстрации к сказке (можно коллективные).

7.

Развитие мышления и воображения.

- Игра – беседа с родителями Ильи Муромца.

- Упражнение «Знакомые герои в новых обстоятельствах» - придумывание новых ситуаций с персонажами былины.

- Придумайте сказку, в которой добрый и злой герои поменялись бы местами.

Сказка Н.Телешова «Крупеничка».

Раздел работы

Примерное содержание работы по сказке.

1.

Нравственный урок

- «Мать всегда своё дитя из беды выручит».

- «Без хлеба да без каши – ни во что труды наши».

2.

Воспитание добрых чувств.

- Кого тебе больше жаль в сказке: мамушку Варварушку или Крупеничку? Почему?

- Какого человека называют добрым?

3.

Сказка и математика.

- Сколько воинов Талантая отправились за девочкой? В костюмах какого цвета они были? С чем автор их сравнивает?

- Изобразите сказку с помощью геометрических фигур – блоков Дьенеша.

- Вспомните еще 3-5 сказок, в которых упоминаются  любые зернышки («Петушок и бобовое зернышко», «Принцесса на горошине», «Кот, петух и лиса» (горох).

4.

Речевая зарядка.

- Почему сказка называется «Крупеничка»?

- Придумайте другое название сказки.

- Рассказать отрывок, который больше всего понравился.

- Автор при повествовании употребляет много ласкательных слов. О ком он пишет такими словами?

- Придумать к словам песенки из сказки мелодию и пропеть её.

- Рассказать сказку, заменяя имя девочки Крупенички на Фасолинку (Гречишку, Горошинку).

5.

Сказка и экология.

- Как выращивают зерно? Для чего выращивают зерно? В какое время года собирают урожай зерновых? Назовите, какие зерновые культуры (крупы) вы знаете.

- Найдите по обобщающим признакам лишнее из 5 слов: рис, перловка, пшено, брусника, гречка.

- Кто и как готовит землю к посеву?

6.

Сказка развивает руки.

- Из ткани и природного материала изобразите злаковое поле.

- Из гречишной крупы выложить орнамент.

- Рисование пальчиками по манной крупе.

7.

Развитие мышления и воображения.

- Сочинить новые начало и конец сказки, а середину оставить прежней.

- Придумать, что могло бы  произойти, если бы мамушка не поймала зернышко.

-  Представьте себя положительным героем сказки. Как бы вас звали? Каким образом вы смогли бы спасти девочку Крупеничку?

МАРТ.

Сказка Л.Аксакова «Аленький цветочек».

Раздел работы

Примерное содержание работы по сказке.

1.

Нравственный урок

- «Честному человеку честь и поклон».

- «Сам пропадай, а товарища выручай».

- «Доброе дело без награды не остается».

2.

Воспитание добрых чувств.

- Как вы думаете, переживал ли купец за свою младшую дочь? Почему?

- Можно ли посочувствовать Чудищу?

3.

Сказка и математика.

- Ориентировка в пространстве (направо, налево, вперед, назад. Закрепить части суток.

- Сколько времени было на часах, когда сёстры перевели стрелки? Сколько времени стали показывать часы? Изобразить с помощью учебного циферблата.

 -  Сколько красных девиц приходило во дворец к Чудищу (11) и какой по счету была младшая дочь купца (12)? (Учить называть предыдущее и последующее число к названному)

4.

Речевая зарядка.

- Опишите старшую дочь купца. (Среднюю, младшую.) (подбор определений)

 - Давайте дадим имена сестрам, Чудищу.

5.

Сказка и экология.

-  Каких зверей можно назвать «звери лютые»?

- Назовите деревья, растущие в лесу «дремучем, непроездном, непроходимом»?

-  Что вы знаете о камне малахите? Какого он цвета? Где его добывают?

-  Как вы думаете, почему у Чудища вырос такой диковинный сад, где «цветы красоты неописанной и плоды спелые, румяные»? Как люди ухаживают за фруктовыми деревьями?

6.

Сказка развивает руки.

-  Продуктивная деятельность  «сад диковинный, плодовитый…» (коллективная работа)

- С помощью схем изобразите подарки которые привез купец дочерям (золотой венец, хрустальный тувалет, аленький цветочек)

7.

Развитие мышления и воображения.

1. Как бы вы могли помочь младшей дочери купца?

2. Подумайте новый сюжет сказки: если бы младшая дочь попросила у отца не Аленький цветочек а…

Сказка «Финист Ясный Сокол».

Раздел работы

Примерное содержание работы по сказке.

1.

Нравственный урок

- «Труд человека кормит, а лень портит».

- «Для друга семь верст не околица».

- «Сам пропадай, а товарища выручай».

2.

Воспитание добрых чувств.

-  Кто больше всего не понравился вам в сказке? Почему?

- Как вы относитесь к ленивым сестрам? Есть ли среди вас такие лентяи?

- Что бы вы посоветовали Финисту?

3.

Сказка и математика.

-  Составим задачку про башмаки, посохи, колпаки которые понадобились Марьюшке?

4.

Речевая зарядка.

- В каких других сказках встречаются похожий сюжет: «Жил да был крестьянин. Умерла у него жена, осталась одна (три) дочери…»

5.

Сказка и экология.

-  Назовите лесных зверей, которые встречались Марьюшке в пути-дороге?

-  Какие растения растут в чистом поле? темном лесу? высоких горах?

-  Что вы можете рассказать о птице – соколе? Каких хищных птиц вы еще знаете? Рассматривание иллюстративного материала, описание внешнего вида птиц.

6.

Сказка развивает руки.

- Нарисуй иллюстрацию к любимому понравившемуся отрывку сказки.

- Сделать из бросового материала, бумаги «пёрышко» Финиста.

7.

Развитие мышления и воображения.

- Придумаем новый поворот событий в сказке: «Сестры не натыкали в раму острых ножей…»

- На каком месте тебе захотелось бы остановить сказку и изменить её?

- Хорошо или плохо быть соколом?

АПРЕЛЬ

Сказка В.Гаршина «Лягушка путешественница».

Раздел работы

Примерное содержание работы по сказке.

1.

Нравственный урок

«Хвастовство до добра не доводит».

2.

Воспитание добрых чувств.

- За что можно похвалить лягушку, за что сделать ей замечание?

- Оценить поступок уток, которые согласились взять лягушку на юг.

3.

Сказка и математика.

- С помощью «Колумбова яйца», «Танграма», «Вьетнамской игры» выложить изображения героев сказки.

- Составить карту-план путешествия лягушки.

4.

Речевая зарядка.

- Что значит – путешественница?

- Игра «Какой, какая, какое». Сочетание существительных лягушка, болото, полёт, земля, утки с различными прилагательными.

5.

Сказка и экология.

- Чем полезны лягушки природе и человеку? За что можно сказать им спасибо?

- Чем лягушка питается?

- Когда, куда и почему улетают перелётные птицы? Почему уток называют водоплавающими?

6.

Сказка развивает руки.

- Сделать коллективную работу по иллюстрации книги «Лягушки в пруду».

  • Сделать лягушку – оригами и раскрасить её.
  • Изобразить пруд
  • Расположить лягушек в пруду.

- Нарисовать осенний пейзаж.

7.

Развитие мышления и воображения.

- Каким мог быть конец сказки, если бы лягушка не стала на лету квакать?

- Измените сказку, придумав другой способ путешествия  лягушки с утками, например, верхом на утке и т.д.

- Путешествие – хорошо или плохо? (ТРИЗ).

- Если бы утки не взяли лягушку, как бы ещё она могла путешествовать? Придумать способ.

Сказка П.Ершова «Конёк Горбунок».

Раздел работы

Примерное содержание работы по сказке.

1.

Нравственный урок

- «Кто скромней, тот умней».

- «Нечестно живешь – себя подведешь».

- «Без друга в жизни туго».

 - «Нет друга, так ищи, а найдешь так береги».

2.

Воспитание добрых чувств.

- Можно ли назвать семью Ивана дружной? Почему?

-  Кого можно назвать настоящим другом Ивана? Что значит – дружить?

-  Можно ли Ивана назвать хорошим человеком? Почему?

- Чем похожи Иванушки – дурачки во всех сказках? (добрые/смелые…) Почему же их зовут дурачками? А как бы мы их назвали?

3.

Сказка и математика.

-  Закрепление частей суток: когда происходили различные события в сказке?

-  Измерение высоты (прыжки до царевны .Ориентировка в пространстве (выше-ниже, вверх-вниз).

- Придумывание и решение арифметических задач.

4.

Речевая зарядка.

-  Какие братья? Какой Иван? (подбор определений)

-  В каких еще сказках встречается Иванушка дурачок?

-  Как понять выражения «вода студеная», «вода вареная» и другие устаревшие выражения.

- В каких сказках такое же начало: «Жил был старик и было у него три сына…»

- Рассказать наизусть любимый отрывок.

5.

Сказка и экология.

- Что такое пшеничное поле? Что можно получить из пшеницы?

- Существует ли в природе Жар-птица?

-  Какую птицу можно назвать Жар-птицей?

-  Вы можете рассказать о ночном небе?

-  Существует ли в жизни животное Конек-Горбунок и какие животные похожи на него?

-  Перечислите водоемы, которые встречаются в сказке и рыб, живущих в них.

6.

Сказка развивает руки.

-  Нарисуй эпизод из сказки, который больше всего тебе понравился.

7.

Развитие мышления и воображения.

-  Придумаем новое начало сказки: «Жил был старик со старухой и было у них три дочери…»

- Если бы вы были Коньком Грбунком: как бы вы поступили в той или иной ситуации? Что сделали бы по-другому? Чего бы боялись?

- Как вы думаете, были ли какие-нибудь приключения у двух златогривых коней, попавших к царю?

МАЙ

Сказка «Два жадных медвежонка».

Раздел работы

Примерное содержание работы по сказке

1.

Нравственный урок

- «Скупой платит дважды».

- «В чужом глазу сучок велик».

- «В чём оплошаешь, за то и отвечаешь».

- «В чужих руках кусок велик».

- «Было, да сплыло».

2.

Воспитание добрых чувств.

- Кого тебе жалко в этой сказке? Почему?

- Мне, конечно, жалко медвежат, но больше всего я сочувствую старой медведице маме.

   Почему?

- За что и как можно пожалеть медведицу маму?

- Как подружить медвежат и лису?

- Как по-доброму могла поступить лиса, встретив споривших медвежат?

- Как бы ты поступил на месте медвежат, лисы?

3.

Сказка и математика.

- Как помочь медвежатам разделить сыр на две равные части?

- Форма, цвет сыра.  Игра «Собери круг из геометрических фигур».

- Сосчитать, сколько раз лиса укусила сыр?

4.

Речевая зарядка.

- Как по-другому можно назвать сказку?

- Найдите лишнее слово: медведица, лиса, лес, медвежата, ёж.

- Кому из героев сказки ты бы хотел задать вопрос. Какой вопрос?

- Словарная работа: Какими словами можно сказать про медвежат (какие они?), лису (какая

   она?), медведицу? (подбор прилагательных, определений).

- Предложить детям говорить голосами героев (тембр голоса).

- Использовать частицу «Не» с глаголами:   Не пошли медвежата…,  Не нашли сыр…,  Не встретили лису…,   Встретили Не лису…                                                                

- Составить описательный рассказ о медведице, медвежатах, лисе.

- Игра «Придумай рифму».

- Рассказать сказку по схеме – мнемо-таблице.

5.

Сказка и экология.

- Можно ли найти сыр в лесу?

- Что растёт в лесу? Кто живёт там?

- Как вы думаете, что и кого видели и слышали медвежата в лесу?

- Как нужно вести себя в лесу?

- А что могли найти медвежата в лесу и что так же трудно разделить?

6.

Сказка развивает руки.

- Обвести контурное изображение куска сыра с дырочками, стараясь не сбиваться с контура. Раскрасить сыр.

- Изобразить сказку с помощью пальчикового театра.

7.

Развитие мышления и воображения.

- Составить продолжение сказки: «Медвежата нашли сыр, а он был волшебным…» (Дальнейшие

   события придумывать сообща.)

- Что было бы, если б медвежата дружно разделили сыр?

- Как бы вы закончили сказку?

- Представьте, что вы – лиса. О чём бы вы подумали, увидев глупых жадных медвежат? Чего бы вы боялись? Чему бы радовались? (ТРИЗ)

- Придумать разговор двух медвежат после того, как лиса съела сыр и убежала.

Сказка «Дюймовочка».  Г.Х.Андерсен.

Раздел работы

Примерное содержание работы по сказке

1.

Нравственный урок

- Доброму везде добро.

- Насильно мил не будешь.

- Если сделаешь доброе дело, то к тебе добро вернётся.

2.

Воспитание добрых чувств.

-Почему нам нравится Дюймовочка ?

-Кто из героев вызывают у нас добрые чувства.

-Кто помог Дюймовочке в трудную для нее минуту?

- Можно ли сказать, что Мышь не сделала Дюймовочке ничего плохого? Чем она ей помогла? А в чём Мышь была не права?

3.

Сказка и математика.

- Что такое дюйм?  Рост Дюймовочки меньше 3 см. Сравнить ее рост с указательным пальцем.

-Посчитать, сколько персонажей задействованы в этой сказке.

-Изобразить сказку с помощью разнообразных и разноцветных геометрических фигур.

- Измерение собственного роста.

4.

Речевая зарядка.

- Описать мышь, крота, ласточку, жука.

- Рассказать, как Дюймовочка ухаживала за ласточкой. Придумайте добрые, утешительные слова, которыми Дюймовочка разговаривала с больной ласточкой.

-Подходят ли сказке пословицы: «Мал золотник, да дорог», «Хорошо птичке в золотой клетке, а лучше того  - на зеленой ветке»

-Как понимаете выражение «песнями сыт не будешь»?

-Пересказать отрывок, где ласточка рассказала о своей беде.

- Придумать и записать письмо, которое Дюймовочка прислала женщине из далёкой прекрасной страны.

5.

Сказка и экология.

- Рассказ воспитателя о том, кто такие полевая мышь, крот, жук, жаба, ласточка. Представление об их необходимости в природе, о местах обитания, потребностях.

6.

Сказка развивает руки.

- Из скорлупы грецкого ореха, пластилина и цветной бумаги изготовить кроватку Дюймовочки.

- Изобразить действия и движения героев сказки с помощью пальцев и кистей рук (как ходит Дюймовочка, как машет крыльями ласточка, как скачет жаба и т.п.)

7.

Развитие мышления и воображения.

-А ведь женщина так и осталась без Дюймовочки.  Что же было с ней дальше? Давайте изменим конец сказки.

-Если бы девочка не встретила мышь, как бы тогда развивались события?

-Представь, что  Дюймовочка осталась у жука. Была бы она рада, счастлива? Что могло бы произойти?

- Быть такого крошечного роста, как героиня сказки – хорошо или плохо? Продумать и перечислить все аргументы «за» и «против» (ТРИЗ).

Список литературы:

  1. Гриценко З.А. Пришли мне чтения доброго. – М.: Просвещение, 2001. – 144с.
  2. Детство. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /  Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова и др. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО  ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 528 с.
  3. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений. / Т.Н.Доронова, Е.В.Соловьёва, А.Е.Жичкина, С.И.Мусиенко. – М.: Линка-Пресс, 2001. – 224с.
  4. Дунаева Н. О значении художественной литературы в формировании личности ребёнка. // Дошкольное воспитание – 2007, № 6, с.35 – 40.
  5. Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников. // Дошкольное воспитание – 2005, № 5, с.28
  6. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. – М.: Просвещение, 1997. – 458с.
  7.  Ярыгина А. Увлечь книгой. // Дошкольное воспитание – 2007, № 5, с. 41-50.

МЕТОДИЧЕСКИЕ  РЕКОМЕНДАЦИИ  К  РЕАЛИЗАЦИИ  РАБОЧЕЙ    ПРОГРАММЫ  «СКАЗКИ  -  ДОБРЫЕ  ДРУЗЬЯ».

1. В основу содержания работы с текстом каждой сказки, предлагаемой вниманию дошкольников, лежит методика Л.Фесюковой, изложенная в её книге «Воспитание сказкой».  Исследователь справедливо утверждает, что сказки есть в каждом доме, в каждом детском саду. И дети их любят. Из них они черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Сказки позволяют малышу впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло.

        Однако удивительный сказочник Д.Родари, а в дальнейшем и большинство авторов ТРИЗ совершенно справедливо утверждают следующее:

- существует много сказок жестоких, несущих в своём содержании насилие, подавление личности и другие негативные моменты. И мы сами легко в этом убеждаемся, рассказывая о том, как лиса съела колобка, как зарезали коровушку из сказки «Крошечка-Хаврошечка»  и девочка плакала на её могиле, как сёстры и мачеха издевались над Золушкой.

- сказки подаются дошкольникам недостаточно разнообразно, в основном это – чтение, рассказывание, в лучшем случае пересказ в лицах или драматизация, просмотр театральных спектаклей.

- сказки не в полной мере используются для развития у детей воображения, мышления, речевого творчества и активного воспитания добрых чувств.

        Л.Б.Фесюкова предлагает подойти к использованию сказочного материала нетрадиционно, взяв за основу наследие Д.Родари и рекомендации авторов ТРИЗ, плюс авторский подход. Нетрадиционно – это значит научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один. Нетрадиционный подход как раз и даёт и воспитателю, и ребёнку возможность уяснить, что в сказке или в герое хорошо, а что плохо, создать ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было наказано, но без жестокости и агрессии. «Здоровая в своей основе, конструктивная идея: всё можно улучшить, усовершенствовать, изменить для блага людей – должна стать творческим девизом для ребёнка».

        Для этого Л.Б.Фесюковой разработана универсальная схема, помогающая эти недостатки ликвидировать. Она выглядит следующим образом:

Название сказки.

  1. Нравственный урок.
  2. Воспитание добрых чувств.
  3. Речевая зарядка.
  4. Развитие мышления и воображения.
  5. Сказка и математика.
  6. Сказка и экология.
  7. Сказка развивает руки.

«Не обязательно каждую сказку втискивать в прокрустово ложе указанных семи разделов. Пусть вас не смущает, если в какой-то сказке не окажется материала для раздела «экология» или «математика». Важно, чтобы тот, кто использует нашу методику, легко мог перестроиться, творчески переработав сказку, на любое важное для него направление. А это может быть и географическое путешествие, и возвращение в историческое прошлое, и воспитание внимания, чувства справедливости, патриотизма и т.д.» (Л.Б.Фесюкова).

  1. Нравственный урок. Его можно выразить пословицей или поговоркой, или кратким, но ёмким высказыванием. Например, нравственный урок сказки «Рукавичка» - «В тесноте да не в обиде». Это один из вариантов, с которым вполне можно согласиться. Но можно и ввести противоречие: да, не в обиде, но ведь в ущерб кому-то? Всё внимание взрослых и детей приковано к рукавичке и её обитателям. А все забыли про деда, который зимой остался без рукавички. Значит, можно добавить к основному нравственному уроку ещё один -  «Не надо терять свои вещи». Можно рассмотреть различные стороны случая: кому хорошо в этой ситуации, а кому плохо? А может, и не так страшно это для деда? Баба свяжет ему новые рукавички и он будет их беречь.
  2. Воспитание добрых чувств. Раздел вытекает из нравственного урока. Как и за что можно пожалеть дедушку? А обитателей рукавички? Что бы  вы придумали, если бы оказались в этой сказке? Чем бы помогли героям?

Аналогично ведётся работа и по остальным разделам схемы.

Рассмотрим пример работы по данной методике на основе содержания сказки «Репка».

Раздел работы

Примерное содержание работы по сказке

1.

Нравственный урок.

- Дело любое спорится у друзей.

- Если помогать и работать дружно, то всё получится.

2.

Воспитание добрых чувств.

- За что можно похвалить каждого из сказки?

- Только ли мышка помогла деду? А если бы мышка была одна, а остальные ушли?

3.

Сказка и математика.

- Сосчитать на слух всех участников «трудовой бригады».

- Смоделировать сказку, используя геометрические фигуры или объёмные геометрические тела.

- Разделить репку на всех, так, чтобы никому не было обидно.

4.

Речевая зарядка.

- Повторить рефрен сказки («Дедка за репку, бабка за дедку»…) громко, затем шёпотом, затем тонким голосом, затем низким, «басом».

- Пересказать сказку, подставив частицу «не» перед словом «репка». Затем придумать, что же на самом деле посадил дед? Рассказать новую сказку.

5.

Сказка и экология.

-  Как вы думаете, почему деду удалось вырастить такую большую репку? Чем полезна репа и другие овощи? Как их выращивают?

- Рассматривание фотографий (или натуральных) овощей.

Физкультминутка

- Пантомима

- Логоритмика

- Тематическая разминка

6.

Сказка развивает руки

- Вылепить репку из пластилина.

- Нарисовать иллюстрацию к сказке на длинной полосе бумаги (рисуют несколько детей).

7.

Развитие мышления и воображения.

- Придумать имена каждому герою.

- Придумать продолжение сказки (что было потом,  после окончания сказки: может, репка оказалась волшебной, или были приглашены гости на обед? Или возникли споры, как её разделить?

- Придумать новый конец сказки, разыграв её с помощью настольного театра.

2. Основа работы по данной программе - воспитание у ребёнка позиции активного читателя (слушателя).  По утверждению З.А.Гриценко, процесс общения дошкольника с книгой – это процесс становления его личности. Необходимо помнить, что ребёнок-дошкольник является своеобразным читателем.  В действительности это- слушатель, чья встреча с книгой полностью определяется взрослым человеком. Вкус, интерес к произведению, его трактовка, создание системы чтения – всё это во власти взрослого.

Ребёнок постепенно привыкает к тому, что процесс обращения к книге – это позитивный момент жизни. С книгой связано множество увлекательных занятий, но чтобы перейти к этим занятиям, необходимо внимательно прочесть произведение. Поэтому, работая с содержанием сказки, педагогу необходимо постоянно показывать и личную заинтересованность в процессе. Стимулировать интерес к литературным произведениям помогут такие формы работы, как активизирующее общение на темы: «За что сказать спасибо этой книге?», «Как книга человека выручает» и пр.  

3. Крайне важным в процессе реализации данной программы является сотрудничество воспитателя с родителями. Необходимо способствовать тому, чтобы и у родителей возникло понимание: чтение способствует духовной связи  ребёнка со взрослым, преодолению дефицита общения детей и родителей. Позитивным моментом в данном аспекте воспитательной работы будет приглашение родителей на кружковое занятие для их наглядного, практического ознакомления с тем, как сделать процесс общения с книгой приятным и полезным для ребёнка. Родители вполне способны и, как правило, достаточно активны в подборе книг для выставок, в  подготовке для детей рассказов о любимых книгах своего детства. Важно, чтобы воспитатель был здесь направляющей и мотивирующей силой.

В ПОМОЩЬ  К  ПРОВЕДЕНИЮ  ДИАГНОСТИКИ.

(по рекомендациям Л.М.Гурович, Н.А.Курочкиной, А.Г.Гогоберидзе, Г.В.Курило).

Для эффективной организации работы и грамотной диагностики усвоения содержания программы необходимо  учитывать возрастные особенности восприятия детьми литературных произведений и ориентироваться на критерии, разработанные программой «Детство».

Основными диагностическими «инструментами» являются: наблюдение за работой  ребёнка в процессе  изучения того или иного художественного произведения. В случаях затруднений  в оценке усвоения программы – индивидуальные беседы с ребёнком.

При организации наблюдения и беседы используется методика, разработанная психологами Г.А.Урунтаевой, Ю.А.Афонькиной, представленная в издании «Практикум по деткой психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада\ Под ед. Г.А.Урунтаевой, - М.: Просвещение: Владос, 1995.

Наблюдение – это планомерное и целенаправленное фиксирование результатов в естественных условиях повседневной деятельности. При наблюдении необходимо соблюдать определённые условия:

- Перед любым наблюдением педагог формулирует для себя цель: какое умение, качество ребёнка при работе с художественной литературой будет изучаться, например, умение видеть и использовать средства речевой выразительности (многозначность, сравнения и т.п.).

- В зависимости от цели исследования выбирается структурный компонент  кружкового занятия, в которых будет осуществляться наблюдение. Например, «Речевая зарядка».

- При наблюдении необходимо поддерживать естественную, привычную атмосферу кружкового занятия, не заостряя внимания на том, что педагог «проверяет» данного ребёнка. Педагог не вмешивается в деятельность или ответ ребёнка.

- Наблюдение даёт объективные данные, если проводится последовательно и систематично, то есть за ребёнком наблюдение по данному структурному моменту занятия ведётся не менее 2-3 занятий подряд. Это связано ещё и с тем, что наблюдаемые факты не отделены от многих попутных явлений (настроения ребёнка, мотивированности его на деятельность, сложности задания и т.п.).

- Педагог заранее определяет для себя способы фиксации данных – высказывания ребёнка, не искажая и не приукрашивая их. Такие результаты может фиксировать младший воспитатель или второй воспитатель группы, чтобы не нарушать естественный ход занятия. В протоколе отмечаются и эмоции, реакции ребёнка на происходящее, что даст дополнительные данные для определения отношения ребёнка к прочитанному.

        Нет строго определённой формы фиксации результатов – воспитатель выбирает удобный, понятный для себя вариант, на основе которого будет заполняться итоговая диагностическая таблица, представленная ниже.

        Метод беседы применяется самостоятельно или сочетается с наблюдением. Например, изучая отношение ребёнка к прочитанному, педагог наблюдает за ним во время 2-3 занятий, а затем задаёт вопросы индивидуально:

- Что тебе больше всего было интересно в этой сказке? С кем ты не согласен? А если бы ты попал в эту сказку, что бы ты сказал героям, чем бы им помог? Хочется ли тебе что-нибудь изменить в этой сказке? Почему? Эффективность беседы зависит от соблюдения следующих требований:

- Подготовка беседы требует от педагога постановку конкретной цели, выбор материала для неё, например, конкретной сказки, иллюстраций к ней.

- Вопросы для беседы должны быть чёткими, краткими, конкретными, не должны подсказывать готовые ответы. Следует избегать использования в вопросах слов с двойным толкованием, имеющих неясный для ребёнка смысл.

- Педагог заучивает вопросы наизусть и задаёт ребёнку в строго определённом порядке, стимулируя его к развёрнутым ответам. Возможно использовать уточняющие вопросы, если по ходу беседы возникает в этом необходимость.

- Беседа не должна превышать 10-15 минут, чтобы ребёнок не потерял к ней интерес.

- До начала беседы необходимо установить с ребёнком доверительные отношения, мотивировать его на беседу. Для этого можно сначала поговорить с ребёнком на интересующую его тему и только потом приступить к заранее составленным вопросам. Беседа должна проводиться непринуждённо, тактично, ненавязчиво и ни в коем случае не носить характер выспрашивания. Очень важно, чтобы исследователь показал малышу личную заинтересованность в разговоре с ним.

- Предварительно продумывается способ фиксации данных. Можно вести запись, как и в процессе наблюдения, можно использовать технические средства (диктофон). На основе зафиксированных данных будет заполняться итоговая диагностическая таблица, представленная ниже.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ  ГРУППА: 6 – 7 ЛЕТ.

Психологические особенности восприятия детьми литературного произведения близки к особенностям детей 6-го года жизни.  Дошкольники стремятся поделиться с окружающими впечатлениями о прочитанном, обсудить содержание книги. Дети переходят к стадиям собственного художественного отношения к искусству, к литературе в частности. Восприятие литературы уже может быть отделено от игры. Это проявляется в пристальном внимании детей к содержанию произведения, способности и желании постигать его внутренний смысл. Возникает устойчивый интерес к книгам, тяготение к постоянному общению с ними, стремление к знакомству с новыми произведениями. Характерным становится избирательное отношение к произведениям определённого содержания и стиля (сказочным, приключенческим, природоведческим, историческим, лирическим, фантастическим и др.). Постоянное общение с книгой активно развивает творческие способности и умения детей. Эти способности реализуются в ролевых играх по литературным сюжетам, в инсценировках и драматизациях, выразительном чтении стихов, рисовании и других видах исполнительской деятельности.

Познавательные и речевые  умения

Критерии усвоения программы.

Отношение к прочитанному

Критерии усвоения программы.

Устанавливать при слушании литературного произведения многообразные  связи в сюжете: логику событий, причины и следствия конфликтов, мотивы поведения героев, роль художественной детали. Адекватно воспринимать главного литературного героя в его разнообразных проявлениях: внешний вид, поступки, переживания, мысли, отношения с другими персонажами. Пересказывать знакомые и услышанные впервые литературные произведения. Выражать в речи отношение к героям и событиям. Использовать яркие и точные слова и выражения, в том числе – некоторые образные. Проявлять внимание к языку произведения,  чувствовать и осознавать некоторые средства речевой выразительности (многозначность слова, сравнение), осознавать некоторые виды комического в произведениях.

Низкий уровень:

При восприятии художественного произведения ребёнок устанавливает связи без проникновения в подтекст, не всегда видит следствия поступков, не понимает роли художественной детали. Пассивен при обсуждении книги. Затрудняется в связном  пересказе знакомых произведений, не использует различных образных выражений, фраз, близких к оригинальному тексту. Впервые услышанные произведения не пересказывает.

Средний уровень:

Ребёнок способен устанавливать наиболее существенные связи в текстах с динамичным содержанием, однако требует помощи взрослого при слушании и обсуждении познавательных книг, лирических стихов, басен и др. Участвует в обсуждении книги, но пользуется наводящими вопросами. Может с помощью взрослого пересказывать вновь услышанные произведения, но не всегда проявляет внимание к языку произведения, редко использует образные выражения.

Высокий уровень:

Ребёнок довольно точно устанавливает  при слушании литературного произведения многообразные  связи в сюжете. Адекватно воспринимает главного литературного героя в его разнообразных проявлениях: внешний вид, поступки, переживания, мысли, отношения с другими персонажами, соотносит их с поведением своим и окружающих. Связно выражает в речи отношение к героям и событиям. Использует яркие и точные слова и выражения, в том числе – некоторые образные. Хорошо чувствует комическое в произведении.

Отношение к прочитанному осознанное, устойчивое. Дети видят комическое и драматическое, умеют соотносить это с проявлениями реальной жизни. Адекватно воспринимают события и поступки героев. Могут понимать мотивы, следствия и причины, способны выразить своё отношение к этому. Активны в различных видах деятельности по произведениям: драматизациях, творческих играх, в сочинении собственных сказок.

Низкий уровень:

Эмоциональный отклик на произведение выражен слабо. Ребёнок пассивен в различных видах деятельности по произведениям: драматизациях, творческих играх, в сочинении собственных сказок. Данным видам деятельности предпочитает другие. Затрудняется в объяснении и понимании мотивов, следствия и причин событий книги. Тяготения к общению с книгой в самостоятельной деятельности не испытывает.

Средний уровень:

Положительно откликается на предложение воспитателя обратиться к работе с книгой, но предпочитает другие виды деятельности. Эмоциональный отклик на поступки героев есть, однако недостаточно ярко выражен. Ребёнок не всегда правильно оценивает мотивы поступков, однако способен соотнести отдельные поступки и действия с общепринятыми нормами морали.

С удовольствием участвует  в различных видах деятельности по произведениям: драматизациях, творческих играх, в сочинении собственных сказок, но испытывает потребность в помощи сверстников и педагога. Обращается к книге в процессе самостоятельной деятельности.

Высокий уровень:

Отношение к прочитанному осознанное, устойчивое. Дети видят комическое и драматическое, умеют соотносить это с проявлениями реальной жизни. Адекватно воспринимают события и поступки героев. Могут понимать мотивы, следствия и причины, способны выразить своё отношение к этому. Активны в различных видах деятельности по произведениям: драматизациях, творческих играх, в сочинении собственных сказок. Испытывают интерес к книге в самостоятельной деятельности. Проявляют инициативу, предлагают взрослому прочитать книгу, поиграть «в сказку».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность по коммуникации и продуктивной деятельности «Ателье» (15 минут). Самостоятельная деятельность детей (10 минут). Непосредственно образовательная деятельность в средней группе по художественному творчеству «Вос

Позанкомятся с профессиями работников ателье по пошиву одежды. Поупражняются в дифференциации одежды по сезону (летняя, осенняя, зимняя, весеннняяя). Совместно выполнят поделку из разых видов ткани....

Конспект интегрированной деятельности образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по познавательному развитию и изобразительной деятельности "Россия - хозяйка Зимней Олимпиады в Сочи".

Итоговое мероприятие с детьми по закреплению знаний о зимней Олимпиаде в Сочи; воспитанию здорового образа жизни посредством полученных знаний на предварительных занятиях. Отображение в детских творче...

Организация совместной и самостоятельной деятельности по конструированию из природного материала: планирование совместной деятельности с детьми 3 – 7 лет, алгоритмы самостоятельной деятельности для детей 5 – 7 лет

В педагогическом опыте представлен перспективно-тематический план совместной деятельности по конструированию из природного материала по всем возрастным группам. Для самостоятельной деятельности -...

«Предметная деятельность: сущность, значение для разностороннего развития ребенка .Особенности развития предметной деятельности в младенческом и раннем возрасте. Методика формирования предметной деятельности»

1.Предметная деятельность: сущность, значение для разностороннего развития ребенка. Особенности развития предметной деятельности в младенческом и раннем возрасте. Методика формирования предметной деят...

Конспект образовательной деятельности, осуществляемый в совместной деятельности педагога с детьми в процессе организации различных видов детской деятельности в подготовительной группе «Птицы - наши друзья»

образовательная деятельность проводится в форме викторины "Что,где, когда?", выбирают две команды (игроков по пять человек, идёт представление участников игры, выбираются капитаны, названия команд). В...

Мастер-класс для педагогов "Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности"

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...

Презентация "«Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности»

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...