РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СКАЗКИ - ДОБРЫЕ ДРУЗЬЯ»
методическая разработка по художественной литературе (подготовительная группа)
«Основная задача взрослых –
Открыть в ребёнке талант читателя».
С.Я.Маршак.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazki.docx | 87.04 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«СКАЗКИ - ДОБРЫЕ ДРУЗЬЯ»
Подготовила:
методист филиала «Дружба»
МБДОУ «Первомайский детский сад»
Козлова Л.В..
2016-2017 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
«Основная задача взрослых –
Открыть в ребёнке талант читателя».
С.Я.Маршак.
«Детские книги пишутся для воспитания,
а воспитание – великое дело».
В.Г.Белинский.
Не секрет, что за последние десятилетия в нашей стране наметилась негативная тенденция: значительное снижение к чтению книг вообще и художественной литературы в частности. На наш взгляд, существует ряд факторов, вызвавших это явление.
Во-первых, глобальная информатизация объективного пространства, окружающего каждого человека: посредством Интернета как дети, так и взрослые могут беспрепятственно и без особого труда получить любые данные по любой теме, в том числе и «сжатый» вариант любого литературного произведения. Ясно, что художественная ценность и неповторимость авторского произведения в таком варианте просто уничтожается и литературный шедевр становится набором, кратким перечнем основных событий жизни героев. О какой привлекательности такого чтения может идти речь?
Во-вторых, засилье в СМИ (телевидении, прессе) рекламы, формирующей у ребёнка представление о псевдоценностях в жизни человека. Дети многое знают о бытовой электронике, автомобилях, сотовых телефонах. Они уверены, что настоящий Человек – это успешный бизнесмен, непременно выходящий из роскошной иномарки и раздающий указания подчинённым по самой последней модели телефона. Но нет ни одного рекламного ролика, ни одной телевизионной передачи, пропагандирующих КНИГУ как непременную часть духовной жизни современного культурного человека!
В-третьих, объективные экономические и финансовые трудности приводят к тому, что взрослые вынуждены посвящать все свои мысли и своё время зарабатыванию материальных благ. Они даже и не вспоминают о книгах! Психологами же доказано, что именно родители являются образцом для подражания для детей. Если родители не читают, нельзя ожидать этого от детей.
Но есть и ещё одна причина. И кроется она в системе дошкольного образования. Многие воспитатели в современных детских садах настолько увлечены непосредственным обучением детей, что книга является для них чем-то второстепенным. А при обращении к художественной литературе практикуют «школьные» приёмы: чтение и пересказ. Результат печален: интерес ребёнка к детской книге гаснет. И чем старше становятся дети, тем реже они берут в руки произведения известных писателей. А в школьном возрасте они делают это по принуждению – «потому что задали».
Это означает, что дети лишаются целого мира – мира художественной литературы, помогающего душе трудиться, развивающего человека как интересную личность.
В.А.Сухомлинский говорил: «Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг».
Повернуть дошкольное образование «лицом» к активной работе с книгой - вовсе не повод отказываться от обучающих задач, количество которых в последнее время возросло в связи с усложнением школьных программ, к усвоению которых мы должны подготовить ребёнка в детском саду. Напротив, систематическая и разнообразная работа с художественной литературой поможет более успешно вести обучение малышей, сделать это обучение более лёгким и интересным, что необыкновенно актуально для оптимизации образовательного процесса в ДОУ. Система работы, изложенная в данной программе, как раз и помогает соединить в себе воспитание ребёнка как личности, формирование интереса к книге и интеллектуальное развитие дошкольников.
Рабочая программа по приобщению дошкольников к книге разработана с учётом требований и отдельных положений нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность ДОУ:
- Концепция модернизации российского образования;
- Закон «Об образовании Российской Федерации»;
- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении;
Цель данной рабочей программы – повышение интереса детей к работе с книгой и дополнительное развитие их познавательных и речевых умений на материале любимых сказок. Главными теоретическими идеями, положенными в содержание программы, являются взгляды Д.Родари, Л.Б.Фесюковой и авторов технологии ТРИЗ, заключающиеся в том, что к использованию сказочного материала необходимо подходить нетрадиционно. Это значит - научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один. Тогда сказка (впрочем, как и любая книга) будет восприниматься ребёнком как источник увлекательных, необычных занятий, новых открытий и знаний.
Основными принципами построения программы являются:
- Принцип дифференциации – разделение планирования деятельности по работе с содержанием книг по возрастам, для каждой возрастной группы отдельно;
- Принцип интеграции и комплексного подхода – объединение в содержании каждого занятия различных видов речевой, мыслительной и продуктивной деятельности в единый комплекс, направленный на решение строго определённого круга программных задач.
- Принцип позитивной эмоциогенности – организация взаимодействия с детьми, сопровождающаяся получением удовольствия каждым ребёнком как результата активного, занимательного игрового взаимодействия взрослого с ребёнком и общения с литературным произведением.
Основными задачами программы являются:
- Воспитание у детей дошкольного возраста позиции активного читателя, интереса и уважения к книге как источнику культуры и информации.
- Поддержание и развитие детской эмоциональности.
- Активизация речевого и мыслительного творчества детей.
- Развитие памяти, внимания, основных познавательных и речевых умений дошкольников.
Иными словами, данная рабочая программа ЯВЛЯЕТСЯ ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ по отношению к основной программе, реализуемой в ДОУ, так как помогает процессу развития речи дошкольников.
Срок реализации данной рабочей учебной программы – 1 год. Содержание рассчитано на детей от 6-ти до 7-ми лет.
К началу реализации содержания программы необходимо, чтобы дошкольники имели круг конкретных представлений, связанный с социальным миром, миром предметов, природы, в основном обладали средним уровнем развития речевых и познавательных процессов. Реализовать содержание данной программы возможно в совместной деятельности, в форме кружковой работы.
Данная работа организуется в подготовительной группе с сентября по апрель в форме кружковой работы, дополняющей и обогащающей реализацию образовательной области «Речевое развитие». Кружок проводится 1 раз в неделю, 4 раза в месяц.
Ежемесячно проводится углублённая работа по содержанию двух литературных произведений. В январе – 1 произведение в связи с наличием каникулярного времени. В течение учебного года по данной методике отрабатывается 17 произведений.
В зависимости от уровня развития и подготовленности дошкольников, а также в зависимости от сложности и объёма произведения каждое из них может рассматриваться как на одном, так и на двух-трёх занятиях. Виды деятельности и «разделы» методики Л.Фесюковой подбираются воспитателем для каждого занятия с опорой на содержание планов. К содержанию каждой конкретной сказки педагог и воспитанники обращаются и в совместной деятельности.
Условия реализации рабочей программы «Сказки – добрые друзья».
- К одному из основных условий успешной реализации данной программы можно с уверенностью отнести личную заинтересованность педагога в процессе общения с литературным произведением. Постоянные положительные отзывы о процессе чтения, рассказы из личного опыта взрослого о том, как в жизни ему помогала книга, искренний интерес к игровым занимательным упражнениям, организуемым в процессе работы кружка, - всё это настраивает ребёнка-дошкольника на продуктивную работу с книгой, повышает его мотивацию на чтение, слушание, усвоение содержания литературного произведения.
- В процессе организации работы с книгой воспитателю необходимо учитывать возрастные и психологические особенности восприятия и понимания детьми литературного произведения на каждом возрастном этапе. Связаны эти особенности с расширением детского жизненного опыта, круга конкретных представлений, читательского опыта. С возрастом у дошкольников появляются умения более осознанно воспринимать литературное произведение, способности устанавливать причинные связи в сюжете и т.д. (Особенности восприятия детьми литературного произведения изложены в Приложении № 2).
- Важным моментом в успешности работы по приобщению детей к работе с книгой является соответствующее оснащение предметно-развивающей среды в ДОУ с привлечением детей к данной деятельности. В группе непременно должен быть книжный уголок, в котором организуются книжные выставки. Так, если на одном из кружков рассматривалась, к примеру, сказка «Маша и медведь», то совместно с детьми и родителями в уголке могут быть организованы следующие выставки: а) данная сказка в разных изданиях или иллюстрированная разными художниками; б) другие сказки, в которых действуют медведи; в) любимые сказки, в которых действуют одновременно и люди, и животные. Выставка должна быть «активно действующей»: не просто украшать группу, а обеспечивать возможности для деятельности дошкольников: желание познакомиться и побеседовать о выставленной литературе, желание рассказать о книгах, принесённых из дома и т.д.
- Из предыдущего условия вытекает следующее – постоянное обращение в совместной деятельности к книге как к помощнику, источнику информации и дополнительных впечатлений, отображаемых в последствии в играх. По окончании кружка в этот же день либо на следующий организуется «Книжкина мастерская» (совместный труд по ремонту и обновлению книг). Приемлемы такие формы работы, как сочинение собственных сказок и изготовление самодельной книги. Здесь всё зависит от опыта и фантазии педагога. Самое главное, ребёнок должен видеть- прочитанная, изученная книга не отбрасывается и не забывается – к ней обращаются постоянно.
- Непременным условием является взаимодействие воспитателя, осуществляющего кружковую работу по данной рабочей учебной программе, с такими специалистами ДОУ, как музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию. Именно они помогут обеспечить богатство содержания развлечений, игр-драматизаций по мотивам сказок, разнообразить совместную деятельность воспитателя с детьми, обеспечить преемственность в работе педагогов ДОУ.
Механизм реализации кружковой деятельности
СЕНТЯБРЬ.
Сказка «Хаврошечка».
№ | Раздел работы | Примерное содержание работы по сказке |
1. | Нравственный урок | -«Нет друга, так ищи, а есть, так береги». - «Как проживешь, так и прослывешь». - «Зависть да злоба мешают оба». |
2. | Воспитание добрых чувств. | -Кто больше всего в сказке тебе понравился? -Кого тебе жалко? -Можем ли мы пожалеть сестер? Почему? -Кому еще в этой сказке было жалко коровушку? -Почему коровушка решила помочь девочке? |
3. | Сказка и математика. | -Сколько персонажей участвует в этой сказке? -Скаль было глаз у каждой из сестёр? Сколько глаз было у всех девушек вместе? -Закрепить понятия «много», «мало». -Придумать задачу с персонажами сказки. |
4. | Речевая зарядка. | -Придумать новое название сказки. -Как понимать выражения «Работой заморили», «Яблочко наливное», -«Листья шумят золотые»? -Как ласково назвали героиню сказки? - Как бы вы её назвали и почему? |
5. | Сказка и экология. | -Какое время года описывается в сказке? -Перечислить приметы лета. -Какое дерево описывается в сказке? -Чтобы выросло дерево, что для этого нужно сделать? -Какую пользу в повседневной жизни приносит корова? -Закрепить понятия «сад», «поле». |
6. | Сказка развивает руки. | - Методом объемной аппликации изобразите корову. - При помощи нетрадиционных техник рисования изобразите сад, в котором растет наша волшебная яблоня. - Руками (пальцами) изобразить корову (по принципу театра теней). |
7. | Развитие мышления и воображения. | - Если бы Трёхглазка уснула, какой был бы конец сказки? - Представитьь, что Хаврошечку воспитывают родные родители, какой была бы сказка? - С какой сказкой сходна сказка «Хаврошечка»? |
Сказка «Лиса и кувшин».
№ | Раздел работы | Примерное содержание работы по сказке |
1. | Нравственный урок | - «Чьи хоромы, того и хлеб». - «Что посеешь, то и пожнешь». - «Жадность не доводит до добра». |
2. | Воспитание добрых чувств. | -Почему же в этой сказке никто не нравится? -Хорошо ли быть жадиной? -На каком месте вы хотели бы остановить сказку? Почему? -А можно ли за что-то пожалеть героев сказки? А чему их нужно научить? |
3. | Сказка и математика. | -Сказку превратить в задачу с числами или считалку. - Используя игры «Колумбово яйцо», «Танграм», выложить изображение лисы и кувшина. |
4. | Речевая зарядка. | -Как по-другому назвать сказку? -Частицу «не» поставить перед каждым словом «лиса» и рассказать сказку весело. -Затем придумать - кто же мог быть на ее месте. -Подходят ли к сказке пословица «как аукнется, так и откликнется»? -Какие ласковые слова в этой сказке ты услышал? |
5. | Сказка и экология. | - Чем питается лиса в природе? - Выяснить, из чего сделан кувшин. Экспериментальным путём сравнить свойства глиняной посуды, стеклянной, металлической. -Посмотреть на иллюстрацию к сказке?. Какое время года изображено и почему вы так считаете? |
6. | Сказка развивает руки. | - Слепить из пластилина кувшин. |
7. | Развитие мышления и воображения. | - А если бы лисе попался не кувшин, а сковородка? Чайник? Что было бы тогда? - Сравнить функции разных видов посуды. - Сказка продолжается: подошла лиса к реке, а там ее бабушка поймала - Придумай диалог бабы и лисы. |
ОКТЯБРЬ.
Сказка А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».
№ | Раздел работы | Примерное содержание работы по сказке. |
1. | Нравственный урок | «Добро побеждает зло». «Не делай зла другому, не будет и тебе печали». «Доброта украшает человека, а зло – портит». |
2. | Воспитание добрых чувств. | - Как описывает образ Царицы автор? Какими недобрыми качествами она наделена? - Оцени поступок Чернавки. Как бы ты поступил на ее месте? - Жалко ли тебе Царевну, её собачку? - Хорошо ли обходились с Царевной братья? Какими добрыми качествами они обладали (умение посочувствовать; доброта; взаимовыручка; смелость; справедливость). |
3. | Сказка и математика. | - Сколько раз в сказке Царица обращалась к зеркальцу? - О скольких братьях – богатырях рассказывается в сказке? - Закрепить порядковый счет в пределах семи в прямом и обратном направлении. |
4. | Речевая зарядка. | - Заучить наизусть понравившийся отрывок сказки. - В парах слов «девушка – девица», «сестра – сестрица», «зеркало – зеркальце», «солнце – солнышко» объяснить образование вторых слов. - Как вы понимаете значение слов «белёшенька, тяжелёшенько, старушоночка, светлица, дитятко»? Можно ли их назвать уменьшительно – ласкательными? - Пересказать сказку или любой её отрывок. - Если бы Царевна не была царевной, а была бы дочерью простых людей, могли бы у нее быть злые завистники? |
5. | Сказка и экология. | - В какое время года происходит описание событий сказки? - Каким бывает ветер (сильным, слабым, легким и т.д.)? Какую характеристику ветру дает автор в словах Елисея? - Зачем в природе нужен ветер? - Какие бывают горы? |
6. | Сказка развивает руки. | - Придумать свой орнамент кокошника Царевны, нарисовать его или сделать аппликацию. - Вылепить из соленого теста наливное яблочко и раскрасить его. |
7. | Развитие мышления и воображения. | Придумать новый сюжет сказки, если бы: - Царевна не стала кусать отравленное яблоко. - У Царицы не было говорящего зеркала. - Вместо волшебного зеркала было бы зеркало-каверкало. - Подумать, какой цвет соответствует образу злой Царицы, Чернавки, Царевны, братьев? |
Сказка С.Я.Маршака « 12 месяцев».
№ | Раздел работы | Примерное содержание работы по сказке. |
1. | Нравственный урок | «У доброго человека дело спорится». «На чужой каравай роток не разевай». «Ленивые руки чужие труды любят». «Труд кормит, а лень портит». |
2. | Воспитание добрых чувств. | - Жалко ли тебе девочку? Почему? - Какие чувства ты испытываешь к мачехе и её дочери? Что можно сказать об их характере? Можно ли их назвать «хорошими, добрыми людьми»? |
3. | Сказка и математика. | - Сосчитать, сколько всего месяцев было в сказке. - Сколько месяцев в одном времени года? - Скольким месяцам пришлось уступить свой обычный черед, чтобы девочка набрала подснежников? - Составить последовательность названий месяцев в виде геометрических фигур из блоков Дьенеша, не повторяя одинаковые свойства (цвет, форма, размер, толщина) для разных месяцев. Например: январь – большой синий толстый прямоугольник, февраль – большой красный толстый квадрат и т.д. |
4. | Речевая зарядка. | - Назвать месяцы по порядку. - Повторить волшебные слова – заклинания братьев-месяцев (января, февраля, марта). -Назвать характеристики месяцев по возрастам (по три), данные автором (трое старых, трое пожилых, трое молодых, трое – совсем ещё мальчики). - Объяснить значение слов и выражений: бровастый; ветер снегом глаза порошит; перина; заповедный бор; видимо-невидимо; не чуя ног под собою; бурелом стеной стоит. |
5. | Сказка и экология. | - Рассматривание иллюстраций зимних явлений в природе. - Как человек и животные готовятся к зиме? - В чем особенности зимней одежды людей? - Что было бы, если бы весь снег действительно растаял? |
6. | Сказка развивает руки. | - Нарисовать свои иллюстрации к сказке. - Сделать коллективное панно: весенняя лужайка с подснежниками. |
7. | Развитие мышления и воображения. | - Придумай другое название сказки. - Представь, что мачеха и её дочь были добрыми. Расскажи, как изменилась бы сказка? - Придумай сюжет сказки, где нужно было бы девочке вместо подснежников принести сочных ароматных яблок. - Какой была бы сказка, если бы девочка встретила в лесу не 12 месяцев, а например, Бременских музыкантов? |
НОЯБРЬ
Сказка П. Бажова «Серебряное копытце».
№ | Раздел работы | Примерное содержание работы по сказке. |
1. | Нравственный урок | «Добро добром отзывается». «Одному и хлеб горек, а вдвоём и крошка сладка». Вместе веселее. |
2. | Воспитание добрых чувств. | - Жалко ли тебе девочку в начале сказки? Объясни, почему? Как изменилась жизнь девочки благодаря деду? - Почему дед Кокованя взял к себе Дарёнку? - За что кошка Мурёнка любила девочку? - Какой характер у дедушки? |
3. | Сказка и математика. | - По сколько веточек было на рожках у Серебряного копытца? Сколько веточек было вместе на двух рогах? - Воссоздать фигуру козленка Серебряное копытце из элементов игр «Колумбово яйцо», «Монгольская игра» и т.п. |
4. | Речевая зарядка. | - С помощью чего изменились обычные слова, и превратились в такие: девчоночка, парнишечко, подаренушка, подаренка, окошечко, копытце, Даренка, Муренка, спокойнёхонько? Назовите слова - существительные, от которых они образованы. - Пересказать любой понравившийся отрывок из сказки. - Что означают в сказке слова: балаган, запобаивалась (девочка), угрузнешь ( в снегу)? - Как называются драгоценные камешки, которые рассыпал Серебряное копытце? Раздели слово «хризолит» на слоги. |
5. | Сказка и экология. | - Как изменяется цвет шерстки Серебряного копытца по временам года? - Какие изменения происходят с шерстью других животных зимой, летом? - Чем дикие животные отличаются от домашних? - Рассматривание картин из серии «Дикие и домашние животные». - Как можно назвать детенышей разных животных (называются животные). |
6. | Сказка развивает руки. | - Нарисовать козлика Серебряное копытце или вылепить из соленого теста, глины и раскрасить. |
7. | Развитие мышления и воображения. | - Предположи, куда делась кошка Муренка вместе с Серебряным копытцем и составь про них продолжение сказки. - Придумай сказку, в которой девочка с дедушкой приручили бы Серебряное копытце. - Каким было бы начало и продолжение сказки, если бы девочка жила с родителями? |
Сказка «Сивка Бурка».
№ | Раздел работы | Примерное содержание работы по сказке. |
1. | Нравственный урок | «Не одежда красит человека, а человек одежду» «Не тот человек дорог, у кого костюм богатый, а тот – у кого ума палата» «Коли дал слово – держи». |
2. | Воспитание добрых чувств. | - Который из братьев вам милее? - Вызывает ли у вас жалость жизнь Иванушки - дурачка в отцовском доме? Почему? - Можно ли назвать братьев Иванушки хорошими братьями? - Правильно ли поступил Иванушка, отпустив коня на волю? - Нравится ли тебе финал сказки? Почему? |
3. | Сказка и математика. | - Сколько раз Иванушка на коне прыгал к окну терема Елены Прекрасной? - Сколько ночей на поле проспали и прокараулили коня два брата Иванушки? - Спрячем героев сказки в геометрические фигуры. Сколько получилось фигур? |
4. | Речевая зарядка. | - Как по-другому можно назвать сказку? - Сказать «крылатое» выражение из сказки: «Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой!» разной интонацией голоса (тихо, жалобно, громко, шепотом, грозно, мягко, резко и т.д.). - Произнести «крылатое выражение» как скороговорку несколько раз, сначала в медленном темпе, затем увеличивая его. - Какого коня ты бы хотел иметь? - Игра-беседа с Иванушкой – дурачком, Еленой Прекрасной. |
5. | Сказка и экология. | - Для чего старик посадил пшеницу? - В какое время года можно высевать пшеницу в землю? - Когда убирают урожай зерновых? - Как вы понимаете слова: «чистое поле, широкое раздолье»? - К каким животным относится лошадь: диким или домашним? |
6. | Сказка развивает руки. | - Слепить красивое кольцо для Елены Прекрасной. - Сделать иллюстрацию к финальной части сказки. - Сделать «волшебную» книгу с нарисованными и аппликативными иллюстрациями к любимым сказкам. |
7. | Развитие мышления и воображения. | - Придумать другой поворот событий сказки, если бы Иванушка не отпустил коня или не пошел бы на пир к царю. - Придумать сказку, где вместо коня на поле прилетал бы Змей – Горыныч или прибегали бы Смешарики.. -Расскажите сказку, ставя перед каждым глаголом частицу «не», «трям» или «да». |
ДЕКАБРЬ.
Сказка Г.Х.Андерсена «Гадкий утёнок».
№ | Раздел работы | Примерное содержание работы по сказке. |
1. | Нравственный урок | - Какое чувство вызывает у вас отношение окружающих к бедному утенку? - О чем переживал утенок больше всего? - Изменился ли характер утенка после стольких перенесенных обид? Как думаете, почему? |
2. | Воспитание добрых чувств. | - Назвать прилагательные, к которым можно добавить существительное «яйцо», чтобы получилось словосочетание о принадлежности яйца (куриное яйцо, гусиное, индюшачье, лебединое, птичье, страусиное, черепашье, утиное). - Произнеси, как «разговаривают» разные птицы. - Как назвать птичьих птенцов в уменьшительно-ласкательной форме (курица – цыпленок, утка – утенок, гусь – гусенок и т.д.)? - Придумать утешительное письмо для утенка.
|
3. | Сказка и математика. | - Сколько сменилось времен года, пока гадкий утенок не превратился в красивого лебедя? - Посчитайте, со сколькими персонажами встречался утенок после побега с птичьего двора. Посчитайте их (порядковый счет) в прямом и обратном направлении. - Придумайте задачку про лебедей и уток. |
4. | Речевая зарядка. | - Назови прилагательные, к которым можно добавить существительное «яйцо», чтобы получилось словосочетание о принадлежности яйца (куриное яйцо, гусиное, индюшачье, лебединое, птичье, страусиное, черепашье, утиное). - Произнеси, как «разговаривают» разные птицы. - Как назвать птичьих птенцов в уменьшительно-ласкательной форме (курица – цыпленок, утка – утенок, гусь – гусенок и т.д.)? - Придумать утешительное письмо для утенка. |
5. | Сказка и экология. | - Какие времена года описаны в сказке? - Какие экосистемы вы знаете? О каких из них написал автор в сказке? - Назовите приметы разных времен года словами автора (нависли тяжелые облака, из которых сыпалась снежная крупа; морозило так, что лед трещал; душистая сирень склоняла свои длинные зеленые ветви над извилистым каналом и т.п.). - Как можно назвать папу утенка (селезень)? |
6. | Сказка развивает руки. | - Лепка «Чудо птица». |
7. | Развитие мышления и воображения. | - Каков был бы сюжет сказки, если бы «гадкий утенок» родился таким, как все? - Как думаете, что могло бы произойти, если бы «гадкий утенок», став уже красивым лебедем, попал на прежний птичий двор? - Придумайте имя «гадкому утенку». |
Сказка Ш.Перро «Мальчик-с-пальчик».
№ | Раздел работы | Примерное содержание работы по сказке. |
1. | Нравственный урок | «Маленький - да удаленький». «Там, где дружат, живут – не тужат». «Хорошо иметь умного, надежного, доброго друга». |
2. | Воспитание добрых чувств. | - Почему родители завели детей в темный лес и бросили их там? Одобряете или осуждаете их поступок? Как бы вы поступили в такой ситуации (на месте родителей, на месте детей)? - Кто из героев вызывает у вас доброе отношение, положительные эмоции? Объясните, почему. |
3. | Сказка и математика. | - Сколько детей было у дровосека? Сколько полных пар составляет это количество? Тренировать в счете предметов парами (по два) в пределах 10. - Сериация предметов по размеру в возрастающем, убывающем порядке. |
4. | Речевая зарядка. | - Придумать имена родителям, всем детям и великану. - В каких ещё сказках встречаются маленькие герои? - Как можно объяснить слова опора, неказист, остолбенел, впотьмах, досада? Произнеси эти слова по слогам. Сколько слогов? - Перескажите ваш любимый отрывок из сказки. |
5. | Сказка и экология. | - По каким природным ориентирам можно выбраться из леса? |
6. | Сказка развивает руки. | - Налепить из солёного теста различные угощения для маленького героя и его братьев. |
7. | Развитие мышления и воображения. | - Придумать продолжение сказки. - А что было бы, если бы несчастный великан был добрым, заблудился, попав в семью дровосека. |
ЯНВАРЬ.
Сказка В.Одоевского «Мороз Иванович».
№ | Раздел работы | Примерное содержание работы по сказке. |
1. | Нравственный урок | - «Хочешь есть калачи, не сиди на печи». - «Без труда не вынешь и рыбку из пруда». - «Без труда нет добра». - «В чужих руках всякое дело легко». - «Работа работе рознь. Какова работа, такова будет и награда». |
2. | Воспитание добрых чувств. | - Можно ли назвать доброй нянюшку Прасковью? Почему? - На каком месте вы хотите остановить сказку? Почему? - Как и за что бы вы могли пожалеть каждого из героев сказки? Что посоветовать изменить в своём поведении? Что доброго хотите пожелать каждому из персонажей? |
3. | Сказка и математика. | - Составьте задачу с мухами, которых считала Ленивица на окошке. |
4. | Речевая зарядка. | - Попробуйте с помощью определений рассказать о Рукодельнице? Ленивице? (Какие они?) - Какую еще вы знаете сказку, где встречается печка с пирожками, яблонька с наливными яблочками? Что происходило с ними? (Гуси – лебеди) - Как вы понимаете слово «дивовалась»? Какими словами можно его заменить? (удивилась) - Вспомните другие сказки о зиме? |
5. | Сказка и экология. | - Расскажите о свойствах льда, снега. - Рассказ воспитателя о том, чем полезен снежный поров природе. - Чтобы испечь хлеб, какой путь должно пройти зерно? - Каким способом очищала воду Рукодельница? Как вы думаете, эффективен ли он? Эксперимент по очистке воды. - Почему, прежде чем готовить обед надо мыть овощи, зелень? Мыла ли продукты Ленивица? Что может случиться, если человек поест приготовленный обед из немытых продуктов? - Почему плохо, когда зимой мало снега (для растений, животных, человека?) |
6. | Сказка развивает руки. | - Нарисуйте сказку с помощью схем. - Настольный театр игрушек: показ сказки «Мороз Иванович» детьми. Закреплять умение манипулировать игрушкой, выразительно отображать нравственную сущность персонажа. - Пальчиковая гимнастика: как Рукодельница стряпала, взбивала перину, резала овощи и т.п. |
7. | Развитие мышления и воображения. | - Придумаем новый финал сказки: урок Мороза Ивановича не прошел даром для Ленивицы, по возвращении домой она стала доброй, трудолюбивой… Как сложилась их дальнейшая жизнь с Рукодельницей. - Придумаем новый поворот событий: «Рукодельница попала не к Морозу Ивановичу, а к Фее Цветов…» |
ФЕВРАЛЬ.
Русская былина «Илья Муромец и Соловей разбойник».
№ | Раздел работы | Примерное содержание работы по сказке. |
1. | Нравственный урок | «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет». «Добро всегда побеждает зло». |
2. | Воспитание добрых чувств. | - Нравятся ли вам персонажи былины? Почему и за что? - А что не нравится? Кого можно назвать добрым, кого злым? - Почему необходимо помогать другим людям? - В каких личных поступках можно проявлять внимание к другим людям, терпимость, уважение, доброжелательность? |
3. | Сказка и математика. | - Упражнение «Сложи «лазорев цветочек» из элементов логических игр (Вьетнамская игра, Колумбово яйцо и т.п.). - «Найди дуб Соловья разбойника» - ориентировка по карте-схеме. - Решение и рисование лабиринтов: короткий путь для богатыря до Соловья-разбойника; запутать путь для врагов в Киев-град. |
4. | Речевая зарядка. | Игра – беседа с богатырем. - Какими словами – прилагательными можно охарактеризовать богатыря Илью Муромца, Соловья – разбойника? - Речедвигательная гимнастика по русской народной песне «Во поле береза стояла». - Как можно объяснить слова и выражения: дорожка прямоезжая; дородный добрый молодец; заколодела дорожка, замуравела. - Какие эпитеты автор подобрал к словам: силушка (великая), дорожка (прямоезжая), разбойник (злодей), травушка (мурава), конь (добрый, богатырский), цветочки (лазоревы), поле (чистое), стрелочка (каленая) и т.д.? - Подобрать к словам из былины уменьшительно – ласкательные, встречающиеся в произведении: река, озеро, цветок, дорога, трава, плетка, тетива, стрела, лес. |
5. | Сказка и экология. | - О каких деревьях упоминается в былине? Где они растут? - Назови строение дерева. Что необходимо растениям для жизни? - Как называются детеныши лошади? - Как можно назвать коня женского пола? |
6. | Сказка развивает руки. | - С помощью знаков пальцами, руками, изобразить выбранные действия персонажей. - Нарисовать свои иллюстрации к сказке (можно коллективные). |
7. | Развитие мышления и воображения. | - Игра – беседа с родителями Ильи Муромца. - Упражнение «Знакомые герои в новых обстоятельствах» - придумывание новых ситуаций с персонажами былины. - Придумайте сказку, в которой добрый и злой герои поменялись бы местами. |
Сказка Н.Телешова «Крупеничка».
№ | Раздел работы | Примерное содержание работы по сказке. |
1. | Нравственный урок | - «Мать всегда своё дитя из беды выручит». - «Без хлеба да без каши – ни во что труды наши». |
2. | Воспитание добрых чувств. | - Кого тебе больше жаль в сказке: мамушку Варварушку или Крупеничку? Почему? - Какого человека называют добрым? |
3. | Сказка и математика. | - Сколько воинов Талантая отправились за девочкой? В костюмах какого цвета они были? С чем автор их сравнивает? - Изобразите сказку с помощью геометрических фигур – блоков Дьенеша. - Вспомните еще 3-5 сказок, в которых упоминаются любые зернышки («Петушок и бобовое зернышко», «Принцесса на горошине», «Кот, петух и лиса» (горох). |
4. | Речевая зарядка. | - Почему сказка называется «Крупеничка»? - Придумайте другое название сказки. - Рассказать отрывок, который больше всего понравился. - Автор при повествовании употребляет много ласкательных слов. О ком он пишет такими словами? - Придумать к словам песенки из сказки мелодию и пропеть её. - Рассказать сказку, заменяя имя девочки Крупенички на Фасолинку (Гречишку, Горошинку). |
5. | Сказка и экология. | - Как выращивают зерно? Для чего выращивают зерно? В какое время года собирают урожай зерновых? Назовите, какие зерновые культуры (крупы) вы знаете. - Найдите по обобщающим признакам лишнее из 5 слов: рис, перловка, пшено, брусника, гречка. - Кто и как готовит землю к посеву? |
6. | Сказка развивает руки. | - Из ткани и природного материала изобразите злаковое поле. - Из гречишной крупы выложить орнамент. - Рисование пальчиками по манной крупе. |
7. | Развитие мышления и воображения. | - Сочинить новые начало и конец сказки, а середину оставить прежней. - Придумать, что могло бы произойти, если бы мамушка не поймала зернышко. - Представьте себя положительным героем сказки. Как бы вас звали? Каким образом вы смогли бы спасти девочку Крупеничку? |
МАРТ.
Сказка Л.Аксакова «Аленький цветочек».
№ | Раздел работы | Примерное содержание работы по сказке. |
1. | Нравственный урок | - «Честному человеку честь и поклон». - «Сам пропадай, а товарища выручай». - «Доброе дело без награды не остается». |
2. | Воспитание добрых чувств. | - Как вы думаете, переживал ли купец за свою младшую дочь? Почему? - Можно ли посочувствовать Чудищу? |
3. | Сказка и математика. | - Ориентировка в пространстве (направо, налево, вперед, назад. Закрепить части суток. - Сколько времени было на часах, когда сёстры перевели стрелки? Сколько времени стали показывать часы? Изобразить с помощью учебного циферблата. - Сколько красных девиц приходило во дворец к Чудищу (11) и какой по счету была младшая дочь купца (12)? (Учить называть предыдущее и последующее число к названному) |
4. | Речевая зарядка. | - Опишите старшую дочь купца. (Среднюю, младшую.) (подбор определений) - Давайте дадим имена сестрам, Чудищу. |
5. | Сказка и экология. | - Каких зверей можно назвать «звери лютые»? - Назовите деревья, растущие в лесу «дремучем, непроездном, непроходимом»? - Что вы знаете о камне малахите? Какого он цвета? Где его добывают? - Как вы думаете, почему у Чудища вырос такой диковинный сад, где «цветы красоты неописанной и плоды спелые, румяные»? Как люди ухаживают за фруктовыми деревьями? |
6. | Сказка развивает руки. | - Продуктивная деятельность «сад диковинный, плодовитый…» (коллективная работа) - С помощью схем изобразите подарки которые привез купец дочерям (золотой венец, хрустальный тувалет, аленький цветочек) |
7. | Развитие мышления и воображения. | 1. Как бы вы могли помочь младшей дочери купца? 2. Подумайте новый сюжет сказки: если бы младшая дочь попросила у отца не Аленький цветочек а… |
Сказка «Финист Ясный Сокол».
№ | Раздел работы | Примерное содержание работы по сказке. |
1. | Нравственный урок | - «Труд человека кормит, а лень портит». - «Для друга семь верст не околица». - «Сам пропадай, а товарища выручай». |
2. | Воспитание добрых чувств. | - Кто больше всего не понравился вам в сказке? Почему? - Как вы относитесь к ленивым сестрам? Есть ли среди вас такие лентяи? - Что бы вы посоветовали Финисту? |
3. | Сказка и математика. | - Составим задачку про башмаки, посохи, колпаки которые понадобились Марьюшке? |
4. | Речевая зарядка. | - В каких других сказках встречаются похожий сюжет: «Жил да был крестьянин. Умерла у него жена, осталась одна (три) дочери…» |
5. | Сказка и экология. | - Назовите лесных зверей, которые встречались Марьюшке в пути-дороге? - Какие растения растут в чистом поле? темном лесу? высоких горах? - Что вы можете рассказать о птице – соколе? Каких хищных птиц вы еще знаете? Рассматривание иллюстративного материала, описание внешнего вида птиц. |
6. | Сказка развивает руки. | - Нарисуй иллюстрацию к любимому понравившемуся отрывку сказки. - Сделать из бросового материала, бумаги «пёрышко» Финиста. |
7. | Развитие мышления и воображения. | - Придумаем новый поворот событий в сказке: «Сестры не натыкали в раму острых ножей…» - На каком месте тебе захотелось бы остановить сказку и изменить её? - Хорошо или плохо быть соколом? |
АПРЕЛЬ
Сказка В.Гаршина «Лягушка путешественница».
№ | Раздел работы | Примерное содержание работы по сказке. |
1. | Нравственный урок | «Хвастовство до добра не доводит». |
2. | Воспитание добрых чувств. | - За что можно похвалить лягушку, за что сделать ей замечание? - Оценить поступок уток, которые согласились взять лягушку на юг. |
3. | Сказка и математика. | - С помощью «Колумбова яйца», «Танграма», «Вьетнамской игры» выложить изображения героев сказки. - Составить карту-план путешествия лягушки. |
4. | Речевая зарядка. | - Что значит – путешественница? - Игра «Какой, какая, какое». Сочетание существительных лягушка, болото, полёт, земля, утки с различными прилагательными. |
5. | Сказка и экология. | - Чем полезны лягушки природе и человеку? За что можно сказать им спасибо? - Чем лягушка питается? - Когда, куда и почему улетают перелётные птицы? Почему уток называют водоплавающими? |
6. | Сказка развивает руки. | - Сделать коллективную работу по иллюстрации книги «Лягушки в пруду».
- Нарисовать осенний пейзаж. |
7. | Развитие мышления и воображения. | - Каким мог быть конец сказки, если бы лягушка не стала на лету квакать? - Измените сказку, придумав другой способ путешествия лягушки с утками, например, верхом на утке и т.д. - Путешествие – хорошо или плохо? (ТРИЗ). - Если бы утки не взяли лягушку, как бы ещё она могла путешествовать? Придумать способ. |
Сказка П.Ершова «Конёк Горбунок».
№ | Раздел работы | Примерное содержание работы по сказке. |
1. | Нравственный урок | - «Кто скромней, тот умней». - «Нечестно живешь – себя подведешь». - «Без друга в жизни туго». - «Нет друга, так ищи, а найдешь так береги». |
2. | Воспитание добрых чувств. | - Можно ли назвать семью Ивана дружной? Почему? - Кого можно назвать настоящим другом Ивана? Что значит – дружить? - Можно ли Ивана назвать хорошим человеком? Почему? - Чем похожи Иванушки – дурачки во всех сказках? (добрые/смелые…) Почему же их зовут дурачками? А как бы мы их назвали? |
3. | Сказка и математика. | - Закрепление частей суток: когда происходили различные события в сказке? - Измерение высоты (прыжки до царевны .Ориентировка в пространстве (выше-ниже, вверх-вниз). - Придумывание и решение арифметических задач. |
4. | Речевая зарядка. | - Какие братья? Какой Иван? (подбор определений) - В каких еще сказках встречается Иванушка дурачок? - Как понять выражения «вода студеная», «вода вареная» и другие устаревшие выражения. - В каких сказках такое же начало: «Жил был старик и было у него три сына…» - Рассказать наизусть любимый отрывок. |
5. | Сказка и экология. | - Что такое пшеничное поле? Что можно получить из пшеницы? - Существует ли в природе Жар-птица? - Какую птицу можно назвать Жар-птицей? - Вы можете рассказать о ночном небе? - Существует ли в жизни животное Конек-Горбунок и какие животные похожи на него? - Перечислите водоемы, которые встречаются в сказке и рыб, живущих в них. |
6. | Сказка развивает руки. | - Нарисуй эпизод из сказки, который больше всего тебе понравился. |
7. | Развитие мышления и воображения. | - Придумаем новое начало сказки: «Жил был старик со старухой и было у них три дочери…» - Если бы вы были Коньком Грбунком: как бы вы поступили в той или иной ситуации? Что сделали бы по-другому? Чего бы боялись? - Как вы думаете, были ли какие-нибудь приключения у двух златогривых коней, попавших к царю? |
МАЙ
Сказка «Два жадных медвежонка».
№ | Раздел работы | Примерное содержание работы по сказке |
1. | Нравственный урок | - «Скупой платит дважды». - «В чужом глазу сучок велик». - «В чём оплошаешь, за то и отвечаешь». - «В чужих руках кусок велик». - «Было, да сплыло». |
2. | Воспитание добрых чувств. | - Кого тебе жалко в этой сказке? Почему? - Мне, конечно, жалко медвежат, но больше всего я сочувствую старой медведице маме. Почему? - За что и как можно пожалеть медведицу маму? - Как подружить медвежат и лису? - Как по-доброму могла поступить лиса, встретив споривших медвежат? - Как бы ты поступил на месте медвежат, лисы? |
3. | Сказка и математика. | - Как помочь медвежатам разделить сыр на две равные части? - Форма, цвет сыра. Игра «Собери круг из геометрических фигур». - Сосчитать, сколько раз лиса укусила сыр? |
4. | Речевая зарядка. | - Как по-другому можно назвать сказку? - Найдите лишнее слово: медведица, лиса, лес, медвежата, ёж. - Кому из героев сказки ты бы хотел задать вопрос. Какой вопрос? - Словарная работа: Какими словами можно сказать про медвежат (какие они?), лису (какая она?), медведицу? (подбор прилагательных, определений). - Предложить детям говорить голосами героев (тембр голоса). - Использовать частицу «Не» с глаголами: Не пошли медвежата…, Не нашли сыр…, Не встретили лису…, Встретили Не лису… - Составить описательный рассказ о медведице, медвежатах, лисе. - Игра «Придумай рифму». - Рассказать сказку по схеме – мнемо-таблице. |
5. | Сказка и экология. | - Можно ли найти сыр в лесу? - Что растёт в лесу? Кто живёт там? - Как вы думаете, что и кого видели и слышали медвежата в лесу? - Как нужно вести себя в лесу? - А что могли найти медвежата в лесу и что так же трудно разделить? |
6. | Сказка развивает руки. | - Обвести контурное изображение куска сыра с дырочками, стараясь не сбиваться с контура. Раскрасить сыр. - Изобразить сказку с помощью пальчикового театра. |
7. | Развитие мышления и воображения. | - Составить продолжение сказки: «Медвежата нашли сыр, а он был волшебным…» (Дальнейшие события придумывать сообща.) - Что было бы, если б медвежата дружно разделили сыр? - Как бы вы закончили сказку? - Представьте, что вы – лиса. О чём бы вы подумали, увидев глупых жадных медвежат? Чего бы вы боялись? Чему бы радовались? (ТРИЗ) - Придумать разговор двух медвежат после того, как лиса съела сыр и убежала. |
Сказка «Дюймовочка». Г.Х.Андерсен.
№ | Раздел работы | Примерное содержание работы по сказке |
1. | Нравственный урок | - Доброму везде добро. - Насильно мил не будешь. - Если сделаешь доброе дело, то к тебе добро вернётся. |
2. | Воспитание добрых чувств. | -Почему нам нравится Дюймовочка ? -Кто из героев вызывают у нас добрые чувства. -Кто помог Дюймовочке в трудную для нее минуту? - Можно ли сказать, что Мышь не сделала Дюймовочке ничего плохого? Чем она ей помогла? А в чём Мышь была не права? |
3. | Сказка и математика. | - Что такое дюйм? Рост Дюймовочки меньше 3 см. Сравнить ее рост с указательным пальцем. -Посчитать, сколько персонажей задействованы в этой сказке. -Изобразить сказку с помощью разнообразных и разноцветных геометрических фигур. - Измерение собственного роста. |
4. | Речевая зарядка. | - Описать мышь, крота, ласточку, жука. - Рассказать, как Дюймовочка ухаживала за ласточкой. Придумайте добрые, утешительные слова, которыми Дюймовочка разговаривала с больной ласточкой. -Подходят ли сказке пословицы: «Мал золотник, да дорог», «Хорошо птичке в золотой клетке, а лучше того - на зеленой ветке» -Как понимаете выражение «песнями сыт не будешь»? -Пересказать отрывок, где ласточка рассказала о своей беде. - Придумать и записать письмо, которое Дюймовочка прислала женщине из далёкой прекрасной страны. |
5. | Сказка и экология. | - Рассказ воспитателя о том, кто такие полевая мышь, крот, жук, жаба, ласточка. Представление об их необходимости в природе, о местах обитания, потребностях. |
6. | Сказка развивает руки. | - Из скорлупы грецкого ореха, пластилина и цветной бумаги изготовить кроватку Дюймовочки. - Изобразить действия и движения героев сказки с помощью пальцев и кистей рук (как ходит Дюймовочка, как машет крыльями ласточка, как скачет жаба и т.п.) |
7. | Развитие мышления и воображения. | -А ведь женщина так и осталась без Дюймовочки. Что же было с ней дальше? Давайте изменим конец сказки. -Если бы девочка не встретила мышь, как бы тогда развивались события? -Представь, что Дюймовочка осталась у жука. Была бы она рада, счастлива? Что могло бы произойти? - Быть такого крошечного роста, как героиня сказки – хорошо или плохо? Продумать и перечислить все аргументы «за» и «против» (ТРИЗ). |
Список литературы:
- Гриценко З.А. Пришли мне чтения доброго. – М.: Просвещение, 2001. – 144с.
- Детство. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова и др. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 528 с.
- Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений. / Т.Н.Доронова, Е.В.Соловьёва, А.Е.Жичкина, С.И.Мусиенко. – М.: Линка-Пресс, 2001. – 224с.
- Дунаева Н. О значении художественной литературы в формировании личности ребёнка. // Дошкольное воспитание – 2007, № 6, с.35 – 40.
- Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников. // Дошкольное воспитание – 2005, № 5, с.28
- Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. – М.: Просвещение, 1997. – 458с.
- Ярыгина А. Увлечь книгой. // Дошкольное воспитание – 2007, № 5, с. 41-50.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ «СКАЗКИ - ДОБРЫЕ ДРУЗЬЯ».
1. В основу содержания работы с текстом каждой сказки, предлагаемой вниманию дошкольников, лежит методика Л.Фесюковой, изложенная в её книге «Воспитание сказкой». Исследователь справедливо утверждает, что сказки есть в каждом доме, в каждом детском саду. И дети их любят. Из них они черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Сказки позволяют малышу впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло.
Однако удивительный сказочник Д.Родари, а в дальнейшем и большинство авторов ТРИЗ совершенно справедливо утверждают следующее:
- существует много сказок жестоких, несущих в своём содержании насилие, подавление личности и другие негативные моменты. И мы сами легко в этом убеждаемся, рассказывая о том, как лиса съела колобка, как зарезали коровушку из сказки «Крошечка-Хаврошечка» и девочка плакала на её могиле, как сёстры и мачеха издевались над Золушкой.
- сказки подаются дошкольникам недостаточно разнообразно, в основном это – чтение, рассказывание, в лучшем случае пересказ в лицах или драматизация, просмотр театральных спектаклей.
- сказки не в полной мере используются для развития у детей воображения, мышления, речевого творчества и активного воспитания добрых чувств.
Л.Б.Фесюкова предлагает подойти к использованию сказочного материала нетрадиционно, взяв за основу наследие Д.Родари и рекомендации авторов ТРИЗ, плюс авторский подход. Нетрадиционно – это значит научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один. Нетрадиционный подход как раз и даёт и воспитателю, и ребёнку возможность уяснить, что в сказке или в герое хорошо, а что плохо, создать ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было наказано, но без жестокости и агрессии. «Здоровая в своей основе, конструктивная идея: всё можно улучшить, усовершенствовать, изменить для блага людей – должна стать творческим девизом для ребёнка».
Для этого Л.Б.Фесюковой разработана универсальная схема, помогающая эти недостатки ликвидировать. Она выглядит следующим образом:
Название сказки.
- Нравственный урок.
- Воспитание добрых чувств.
- Речевая зарядка.
- Развитие мышления и воображения.
- Сказка и математика.
- Сказка и экология.
- Сказка развивает руки.
«Не обязательно каждую сказку втискивать в прокрустово ложе указанных семи разделов. Пусть вас не смущает, если в какой-то сказке не окажется материала для раздела «экология» или «математика». Важно, чтобы тот, кто использует нашу методику, легко мог перестроиться, творчески переработав сказку, на любое важное для него направление. А это может быть и географическое путешествие, и возвращение в историческое прошлое, и воспитание внимания, чувства справедливости, патриотизма и т.д.» (Л.Б.Фесюкова).
- Нравственный урок. Его можно выразить пословицей или поговоркой, или кратким, но ёмким высказыванием. Например, нравственный урок сказки «Рукавичка» - «В тесноте да не в обиде». Это один из вариантов, с которым вполне можно согласиться. Но можно и ввести противоречие: да, не в обиде, но ведь в ущерб кому-то? Всё внимание взрослых и детей приковано к рукавичке и её обитателям. А все забыли про деда, который зимой остался без рукавички. Значит, можно добавить к основному нравственному уроку ещё один - «Не надо терять свои вещи». Можно рассмотреть различные стороны случая: кому хорошо в этой ситуации, а кому плохо? А может, и не так страшно это для деда? Баба свяжет ему новые рукавички и он будет их беречь.
- Воспитание добрых чувств. Раздел вытекает из нравственного урока. Как и за что можно пожалеть дедушку? А обитателей рукавички? Что бы вы придумали, если бы оказались в этой сказке? Чем бы помогли героям?
Аналогично ведётся работа и по остальным разделам схемы.
Рассмотрим пример работы по данной методике на основе содержания сказки «Репка».
№ | Раздел работы | Примерное содержание работы по сказке |
1. | Нравственный урок. | - Дело любое спорится у друзей. - Если помогать и работать дружно, то всё получится. |
2. | Воспитание добрых чувств. | - За что можно похвалить каждого из сказки? - Только ли мышка помогла деду? А если бы мышка была одна, а остальные ушли? |
3. | Сказка и математика. | - Сосчитать на слух всех участников «трудовой бригады». - Смоделировать сказку, используя геометрические фигуры или объёмные геометрические тела. - Разделить репку на всех, так, чтобы никому не было обидно. |
4. | Речевая зарядка. | - Повторить рефрен сказки («Дедка за репку, бабка за дедку»…) громко, затем шёпотом, затем тонким голосом, затем низким, «басом». - Пересказать сказку, подставив частицу «не» перед словом «репка». Затем придумать, что же на самом деле посадил дед? Рассказать новую сказку. |
5. | Сказка и экология. | - Как вы думаете, почему деду удалось вырастить такую большую репку? Чем полезна репа и другие овощи? Как их выращивают? - Рассматривание фотографий (или натуральных) овощей. |
Физкультминутка | - Пантомима - Логоритмика - Тематическая разминка | |
6. | Сказка развивает руки | - Вылепить репку из пластилина. - Нарисовать иллюстрацию к сказке на длинной полосе бумаги (рисуют несколько детей). |
7. | Развитие мышления и воображения. | - Придумать имена каждому герою. - Придумать продолжение сказки (что было потом, после окончания сказки: может, репка оказалась волшебной, или были приглашены гости на обед? Или возникли споры, как её разделить? - Придумать новый конец сказки, разыграв её с помощью настольного театра. |
2. Основа работы по данной программе - воспитание у ребёнка позиции активного читателя (слушателя). По утверждению З.А.Гриценко, процесс общения дошкольника с книгой – это процесс становления его личности. Необходимо помнить, что ребёнок-дошкольник является своеобразным читателем. В действительности это- слушатель, чья встреча с книгой полностью определяется взрослым человеком. Вкус, интерес к произведению, его трактовка, создание системы чтения – всё это во власти взрослого.
Ребёнок постепенно привыкает к тому, что процесс обращения к книге – это позитивный момент жизни. С книгой связано множество увлекательных занятий, но чтобы перейти к этим занятиям, необходимо внимательно прочесть произведение. Поэтому, работая с содержанием сказки, педагогу необходимо постоянно показывать и личную заинтересованность в процессе. Стимулировать интерес к литературным произведениям помогут такие формы работы, как активизирующее общение на темы: «За что сказать спасибо этой книге?», «Как книга человека выручает» и пр.
3. Крайне важным в процессе реализации данной программы является сотрудничество воспитателя с родителями. Необходимо способствовать тому, чтобы и у родителей возникло понимание: чтение способствует духовной связи ребёнка со взрослым, преодолению дефицита общения детей и родителей. Позитивным моментом в данном аспекте воспитательной работы будет приглашение родителей на кружковое занятие для их наглядного, практического ознакомления с тем, как сделать процесс общения с книгой приятным и полезным для ребёнка. Родители вполне способны и, как правило, достаточно активны в подборе книг для выставок, в подготовке для детей рассказов о любимых книгах своего детства. Важно, чтобы воспитатель был здесь направляющей и мотивирующей силой.
В ПОМОЩЬ К ПРОВЕДЕНИЮ ДИАГНОСТИКИ.
(по рекомендациям Л.М.Гурович, Н.А.Курочкиной, А.Г.Гогоберидзе, Г.В.Курило).
Для эффективной организации работы и грамотной диагностики усвоения содержания программы необходимо учитывать возрастные особенности восприятия детьми литературных произведений и ориентироваться на критерии, разработанные программой «Детство».
Основными диагностическими «инструментами» являются: наблюдение за работой ребёнка в процессе изучения того или иного художественного произведения. В случаях затруднений в оценке усвоения программы – индивидуальные беседы с ребёнком.
При организации наблюдения и беседы используется методика, разработанная психологами Г.А.Урунтаевой, Ю.А.Афонькиной, представленная в издании «Практикум по деткой психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада\ Под ед. Г.А.Урунтаевой, - М.: Просвещение: Владос, 1995.
Наблюдение – это планомерное и целенаправленное фиксирование результатов в естественных условиях повседневной деятельности. При наблюдении необходимо соблюдать определённые условия:
- Перед любым наблюдением педагог формулирует для себя цель: какое умение, качество ребёнка при работе с художественной литературой будет изучаться, например, умение видеть и использовать средства речевой выразительности (многозначность, сравнения и т.п.).
- В зависимости от цели исследования выбирается структурный компонент кружкового занятия, в которых будет осуществляться наблюдение. Например, «Речевая зарядка».
- При наблюдении необходимо поддерживать естественную, привычную атмосферу кружкового занятия, не заостряя внимания на том, что педагог «проверяет» данного ребёнка. Педагог не вмешивается в деятельность или ответ ребёнка.
- Наблюдение даёт объективные данные, если проводится последовательно и систематично, то есть за ребёнком наблюдение по данному структурному моменту занятия ведётся не менее 2-3 занятий подряд. Это связано ещё и с тем, что наблюдаемые факты не отделены от многих попутных явлений (настроения ребёнка, мотивированности его на деятельность, сложности задания и т.п.).
- Педагог заранее определяет для себя способы фиксации данных – высказывания ребёнка, не искажая и не приукрашивая их. Такие результаты может фиксировать младший воспитатель или второй воспитатель группы, чтобы не нарушать естественный ход занятия. В протоколе отмечаются и эмоции, реакции ребёнка на происходящее, что даст дополнительные данные для определения отношения ребёнка к прочитанному.
Нет строго определённой формы фиксации результатов – воспитатель выбирает удобный, понятный для себя вариант, на основе которого будет заполняться итоговая диагностическая таблица, представленная ниже.
Метод беседы применяется самостоятельно или сочетается с наблюдением. Например, изучая отношение ребёнка к прочитанному, педагог наблюдает за ним во время 2-3 занятий, а затем задаёт вопросы индивидуально:
- Что тебе больше всего было интересно в этой сказке? С кем ты не согласен? А если бы ты попал в эту сказку, что бы ты сказал героям, чем бы им помог? Хочется ли тебе что-нибудь изменить в этой сказке? Почему? Эффективность беседы зависит от соблюдения следующих требований:
- Подготовка беседы требует от педагога постановку конкретной цели, выбор материала для неё, например, конкретной сказки, иллюстраций к ней.
- Вопросы для беседы должны быть чёткими, краткими, конкретными, не должны подсказывать готовые ответы. Следует избегать использования в вопросах слов с двойным толкованием, имеющих неясный для ребёнка смысл.
- Педагог заучивает вопросы наизусть и задаёт ребёнку в строго определённом порядке, стимулируя его к развёрнутым ответам. Возможно использовать уточняющие вопросы, если по ходу беседы возникает в этом необходимость.
- Беседа не должна превышать 10-15 минут, чтобы ребёнок не потерял к ней интерес.
- До начала беседы необходимо установить с ребёнком доверительные отношения, мотивировать его на беседу. Для этого можно сначала поговорить с ребёнком на интересующую его тему и только потом приступить к заранее составленным вопросам. Беседа должна проводиться непринуждённо, тактично, ненавязчиво и ни в коем случае не носить характер выспрашивания. Очень важно, чтобы исследователь показал малышу личную заинтересованность в разговоре с ним.
- Предварительно продумывается способ фиксации данных. Можно вести запись, как и в процессе наблюдения, можно использовать технические средства (диктофон). На основе зафиксированных данных будет заполняться итоговая диагностическая таблица, представленная ниже.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА: 6 – 7 ЛЕТ. Психологические особенности восприятия детьми литературного произведения близки к особенностям детей 6-го года жизни. Дошкольники стремятся поделиться с окружающими впечатлениями о прочитанном, обсудить содержание книги. Дети переходят к стадиям собственного художественного отношения к искусству, к литературе в частности. Восприятие литературы уже может быть отделено от игры. Это проявляется в пристальном внимании детей к содержанию произведения, способности и желании постигать его внутренний смысл. Возникает устойчивый интерес к книгам, тяготение к постоянному общению с ними, стремление к знакомству с новыми произведениями. Характерным становится избирательное отношение к произведениям определённого содержания и стиля (сказочным, приключенческим, природоведческим, историческим, лирическим, фантастическим и др.). Постоянное общение с книгой активно развивает творческие способности и умения детей. Эти способности реализуются в ролевых играх по литературным сюжетам, в инсценировках и драматизациях, выразительном чтении стихов, рисовании и других видах исполнительской деятельности. | |||
Познавательные и речевые умения | Критерии усвоения программы. | Отношение к прочитанному | Критерии усвоения программы. |
Устанавливать при слушании литературного произведения многообразные связи в сюжете: логику событий, причины и следствия конфликтов, мотивы поведения героев, роль художественной детали. Адекватно воспринимать главного литературного героя в его разнообразных проявлениях: внешний вид, поступки, переживания, мысли, отношения с другими персонажами. Пересказывать знакомые и услышанные впервые литературные произведения. Выражать в речи отношение к героям и событиям. Использовать яркие и точные слова и выражения, в том числе – некоторые образные. Проявлять внимание к языку произведения, чувствовать и осознавать некоторые средства речевой выразительности (многозначность слова, сравнение), осознавать некоторые виды комического в произведениях. | Низкий уровень: При восприятии художественного произведения ребёнок устанавливает связи без проникновения в подтекст, не всегда видит следствия поступков, не понимает роли художественной детали. Пассивен при обсуждении книги. Затрудняется в связном пересказе знакомых произведений, не использует различных образных выражений, фраз, близких к оригинальному тексту. Впервые услышанные произведения не пересказывает. Средний уровень: Ребёнок способен устанавливать наиболее существенные связи в текстах с динамичным содержанием, однако требует помощи взрослого при слушании и обсуждении познавательных книг, лирических стихов, басен и др. Участвует в обсуждении книги, но пользуется наводящими вопросами. Может с помощью взрослого пересказывать вновь услышанные произведения, но не всегда проявляет внимание к языку произведения, редко использует образные выражения. Высокий уровень: Ребёнок довольно точно устанавливает при слушании литературного произведения многообразные связи в сюжете. Адекватно воспринимает главного литературного героя в его разнообразных проявлениях: внешний вид, поступки, переживания, мысли, отношения с другими персонажами, соотносит их с поведением своим и окружающих. Связно выражает в речи отношение к героям и событиям. Использует яркие и точные слова и выражения, в том числе – некоторые образные. Хорошо чувствует комическое в произведении. | Отношение к прочитанному осознанное, устойчивое. Дети видят комическое и драматическое, умеют соотносить это с проявлениями реальной жизни. Адекватно воспринимают события и поступки героев. Могут понимать мотивы, следствия и причины, способны выразить своё отношение к этому. Активны в различных видах деятельности по произведениям: драматизациях, творческих играх, в сочинении собственных сказок. | Низкий уровень: Эмоциональный отклик на произведение выражен слабо. Ребёнок пассивен в различных видах деятельности по произведениям: драматизациях, творческих играх, в сочинении собственных сказок. Данным видам деятельности предпочитает другие. Затрудняется в объяснении и понимании мотивов, следствия и причин событий книги. Тяготения к общению с книгой в самостоятельной деятельности не испытывает. Средний уровень: Положительно откликается на предложение воспитателя обратиться к работе с книгой, но предпочитает другие виды деятельности. Эмоциональный отклик на поступки героев есть, однако недостаточно ярко выражен. Ребёнок не всегда правильно оценивает мотивы поступков, однако способен соотнести отдельные поступки и действия с общепринятыми нормами морали. С удовольствием участвует в различных видах деятельности по произведениям: драматизациях, творческих играх, в сочинении собственных сказок, но испытывает потребность в помощи сверстников и педагога. Обращается к книге в процессе самостоятельной деятельности. Высокий уровень: Отношение к прочитанному осознанное, устойчивое. Дети видят комическое и драматическое, умеют соотносить это с проявлениями реальной жизни. Адекватно воспринимают события и поступки героев. Могут понимать мотивы, следствия и причины, способны выразить своё отношение к этому. Активны в различных видах деятельности по произведениям: драматизациях, творческих играх, в сочинении собственных сказок. Испытывают интерес к книге в самостоятельной деятельности. Проявляют инициативу, предлагают взрослому прочитать книгу, поиграть «в сказку». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно образовательная деятельность по коммуникации и продуктивной деятельности «Ателье» (15 минут). Самостоятельная деятельность детей (10 минут). Непосредственно образовательная деятельность в средней группе по художественному творчеству «Вос
Позанкомятся с профессиями работников ателье по пошиву одежды. Поупражняются в дифференциации одежды по сезону (летняя, осенняя, зимняя, весеннняяя). Совместно выполнят поделку из разых видов ткани....
Конспект интегрированной деятельности образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по познавательному развитию и изобразительной деятельности "Россия - хозяйка Зимней Олимпиады в Сочи".
Итоговое мероприятие с детьми по закреплению знаний о зимней Олимпиаде в Сочи; воспитанию здорового образа жизни посредством полученных знаний на предварительных занятиях. Отображение в детских творче...
Организация совместной и самостоятельной деятельности по конструированию из природного материала: планирование совместной деятельности с детьми 3 – 7 лет, алгоритмы самостоятельной деятельности для детей 5 – 7 лет
В педагогическом опыте представлен перспективно-тематический план совместной деятельности по конструированию из природного материала по всем возрастным группам. Для самостоятельной деятельности -...
«Предметная деятельность: сущность, значение для разностороннего развития ребенка .Особенности развития предметной деятельности в младенческом и раннем возрасте. Методика формирования предметной деятельности»
1.Предметная деятельность: сущность, значение для разностороннего развития ребенка. Особенности развития предметной деятельности в младенческом и раннем возрасте. Методика формирования предметной деят...
Конспект образовательной деятельности, осуществляемый в совместной деятельности педагога с детьми в процессе организации различных видов детской деятельности в подготовительной группе «Птицы - наши друзья»
образовательная деятельность проводится в форме викторины "Что,где, когда?", выбирают две команды (игроков по пять человек, идёт представление участников игры, выбираются капитаны, названия команд). В...
Мастер-класс для педагогов "Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности"
Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...
Презентация "«Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности»
Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...