Рабочая программа по дополнительному образованию «Сказки-добрые друзья» для детей 3–4 лет
рабочая программа по художественной литературе (младшая группа)

Шпакова Валентина Николаевна

Художественная литература должна занимать в жизни ребёнка важное место. Тем более, что Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования выделяют чтение художественной литературы в отдельную образовательную область, призванную помочь в формировании у дошкольника целостной картины мира.

В. А. Сухомлинский говорил: «Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazki_-_dobrye_druzya.docx22.33 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по дополнительному образованию «Сказки-добрые друзья» для детей 3–4 лет

Шпакова Валентина Николаевна

Детский сад “Чайка” № 69.
Рабочая программа по дополнительному образованию «Сказки-добрые друзья» для детей 3–4 лет на 2020-2021 год.

1. Целевой раздел.

1.1 Пояснительная записка

«Основная задача взрослых –

открыть в ребёнке талант читателя».

С. Я. Маршак.

«Детские книги пишутся для воспитания,

а воспитание – великое дело».

В. Г. Белинский.

        Не секрет, что за последние десятилетия в нашей стране наметилась негативная тенденция: значительное снижение к чтению книг вообще и художественной литературы в частности. На наш взгляд, существует ряд факторов, вызвавших это явление.

        Во-первых, глобальная информатизация объективного пространства, окружающего каждого человека: посредством Интернета, как дети, так и взрослые могут беспрепятственно и без особого труда получить любые данные по любой теме, в том числе и «сжатый» вариант любого литературного произведения. Ясно, что художественная ценность и неповторимость авторского произведения в таком варианте просто уничтожается и литературный шедевр становится набором, кратким перечнем основных событий жизни героев. О какой привлекательности такого чтения может идти речь?

        Во-вторых, засилье в СМИ (телевидении, прессе) рекламы, формирующей у ребёнка представление о псевдоценностях в жизни человека. Дети многое знают о бытовой электронике, автомобилях, сотовых телефонах. Но нет ни одного рекламного ролика, ни одной телевизионной передачи, пропагандирующих книгу, как непременную часть духовной жизни современного культурного человека!

        В-третьих, объективные экономические и финансовые трудности приводят к тому, что взрослые вынуждены посвящать все свои мысли и своё время зарабатыванию материальных благ. Они даже и не вспоминают о книгах!         Психологами же доказано, что именно родители являются образцом для подражания для детей. Если родители не читают, нельзя ожидать этого от детей.

        Но есть и ещё одна причина. И кроется она в системе дошкольного образования. Многие воспитатели в современных детских садах настолько увлечены непосредственным обучением детей, что книга является для них чем-то второстепенным. А при обращении к художественной литературе практикуют «школьные» приёмы: чтение и пересказ. Результат печален: интерес ребёнка к детской книге гаснет. И чем старше становятся дети, тем реже они берут в руки произведения известных писателей. А в школьном возрасте они делают это по принуждению – «потому что задали».

        Это означает, что дети лишаются целого мира – мира художественной литературы, помогающего душе трудиться, развивающего человека как интересную личность.

        Художественная литература должна занимать в жизни ребёнка важное место. Тем более, что Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования выделяют чтение художественной литературы в отдельную образовательную область, призванную помочь в формировании у дошкольника целостной картины мира.

        В. А. Сухомлинский говорил: «Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг».

Повернуть дошкольное образование «лицом» к активной работе с книгой - вовсе не повод отказываться от обучающих задач, количество которых в последнее время возросло в связи с усложнением школьных программ, к усвоению которых мы должны подготовить ребёнка в детском саду. Напротив, систематическая и разнообразная работа с художественной литературой поможет более успешно вести обучение малышей, сделать это обучение более лёгким и интересным, что необыкновенно актуально для оптимизации образовательного процесса в ДОУ. Система работы, изложенная в данной программе, как раз и помогает соединить в себе воспитание ребёнка как личности, формирование интереса к книге и интеллектуальное развитие дошкольников.

        Цель программы:

Повышение интереса детей к работе с книгой и дополнительное развитие их познавательных и речевых умений на материале любимых сказок.

        


        Задачи программы:

1. Воспитание у детей дошкольного возраста позиции активного читателя, интереса и уважения к книге как источнику культуры и информации.

2. Поддержание и развитие детской эмоциональности.

3. Активизация речевого и мыслительного творчества детей.

4. Развитие памяти, внимания, основных познавательных и речевых умений дошкольников.

Принципы реализации программы

        Принцип единства:

• сотрудничество, сотворчество и совместная деятельность педагогов, родителей и детей;

• использование способов и средств, обеспечивающих понимание того, что субъектом взаимодействия является ребёнок, с его интересами, потребностями, особенностями;

• педагогическая оценка актуального состояния развития ребёнка - способность видеть, чувствовать, понимать каждого воспитанника;

        Принцип систематичности и последовательности:

• использования различных способов реализации программы: запланированный, косвенный, ситуативный;

• решение поставленных задач не только в рамках непосредственной деятельности, но и при проведении режимных моментов;

        Принцип наглядности:

• использование в работе с детьми различных видов наглядности способствует успешному усвоению программного материала;

• создание предметно-развивающей среды с использованием дидактических игр, театра разных видов, загадок; картинок;

        Принцип доступности:

• учёт возрастных интересов, потребностей, возможностей детей, зоны их ближайшего развития;

        Направления работы:

  • Развитие способности восприятия литературного текста и общения по
  • поводу прочитанного.
  • Расширение кругозора детей через художественные образы.
  • Формирование интереса к книге.
  • Приобщение родителей к ознакомлению детей с художественной литературой.
  • Интеллектуальное развитие дошкольников.

1.2. Планируемые результаты освоения воспитанниками программы.

        Планируемые результаты освоения программы (целевые ориентиры).

        Результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров. Целевые ориентиры, представленные во ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства Российской Федерации.

        Целевые ориентиры данной Программы базируются на ФГОС ДО и задачах данной Программы:

- дети пересказывают содержание произведения с опорой на рисунки в книге, на вопросы воспитателя;

- называют произведение, прослушав отрывок из него;

- дети могут прочитать наизусть небольшое стихотворение при помощи взрослого.

        Оценка результативности программы

        В качестве контроля на каждом этапе работы проводится диагностика уровня развития детей. Диагностическая работа строится исходя из основных задач каждого этапа.

        Наиболее плодотворным фактором, в оценочной работе итогов обучения, является проведение литературных праздников, викторин, тематических выставок.

        Литературные праздники развивают активность детей, выразительность речи, память, артистизм, формируют чувство уверенности в себе, эстетические чувства.

        Одним из важнейших оценочных видов становится проведение викторин, в процессе которых набираются баллы по различным характеристикам: знание литературных произведений и их авторов, жанров художественных произведений и их героев.

        Приемлемы такие формы работы, как сочинение собственных сказок и изготовление самодельных книг. Самое главное, ребёнок должен видеть - прочитанная, изученная книга не отбрасывается и не забывается – к ней обращаются постоянно.

Вторая младшая группа.

Задачи:

1. Воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения. Объяснять детям поступки персонажей и последствия этих поступков.

2. Развивать умение с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок.

3. Повторять наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанного произведения, предоставляя детям возможность договаривать слова и несложные для воспроизведения фразы.

4. Учить детей читать наизусть потешки и небольшие стихотворения.

5. Продолжать формировать интерес к книгам. Регулярно рассматривать с детьми иллюстрации.

        К концу первого года обучения дети должны уметь:

- проявлять стремление к постоянному общению с книгой;

- называть любимые тексты, объяснять, чем они ему нравятся;

- разыгрывать по просьбе взрослого и самостоятельно небольшие отрывки из знакомых сказок;

- имитировать движения, мимику, интонацию изображаемых героев.

        2. Формы подведения итогов реализации программы.
Итоговые мероприятия в младшей группе:

  • Составление фотоальбома достижений кружка
  • Литературная викторина «По дорогам сказок»

Задачи: Закрепить умения детей угадывать знакомые сказки. Учить, интонационно точно, повторять песенки из сказок. Воспитывать любовь к литературным произведениям.

2.1. Образовательная деятельность.Учебно-тематический план

        Данная программа предназначена для детей 3-4 лет и направлена на расширение кругозора детей, через художественные произведения.

«Репка». Чтение сказки с показом иллюстраций.

Театрализованная игра в русскую народную сказку «Репка».

Аппликация в технике обрывания бумаги.

«Колобок». Показ настольного театра сказки «Колобок»

Словесное упражнение «Какой, какая, какое?»

Игра с мячом «Поймай колобка».

Рассказать сказку по принципу «Я начну, а ты продолжи».

Игровое графическое задание: «Помоги колобку вернуться домой»

«Петушок и бобовое зёрнышко». Чтение сказки с показом иллюстраций.

Раскрашивание изображений курочки и петушка.

Выложить из бобовых зёрнышек картину (узор, предметы и т. п.)

Выставка коллекции семян бобовых в уголке природы.

«Маша и медведь». Выставка книг – данная сказка в разных изданиях.

Чтение сказки с показом иллюстраций.

Инсценировка отрывка сказки.

Словесное упражнение «Какой, какая, какое?»

«Теремок».  Рассматривание фотографий или иллюстраций поля и животных – персонажей сказки.

Просмотр видеофильма по русской народной сказке «Теремок».

Театрализованная игра в русскую народную сказку «Теремок».

Складывание теремка и его обитателей из различных мозаик и конструкторов

«Гуси-лебеди».  Чтение сказки с показом иллюстраций.

Коллективная работа: рисование иллюстрации к сказке.

«Кот, петух и лиса» Чтение сказки с показом иллюстраций.

Инсценировка сказки с использованием дословных сказочных

выражений.

«Пых».  Чтение сказки с показом иллюстраций.

Отгадывание загадок об овощах.

Игра «От каждого по словечку»

Аппликация овощей.

«Два жадных медвежонка».  Чтение сказки с показом иллюстраций.

Словесное упражнение «Какой, какая?»

Обвести контурное изображение куска сыра с дырочками, стараясь

не сбиваться с контура. Раскрасить сыр.

«Заюшкина избушка»  Чтение сказки с показом иллюстраций.

Инсценировка отрывка сказки.

Словесное упражнение «Какой, какая?»

С помощью аппликации

изобразить домики зайца и лисы.

«Снегурушка и лиса»  Выставка книжек-сказок, в которых героям помогали разные животные.

Чтение сказки с показом иллюстраций.

Отгадывание загадок о диких животных леса.

Театрализованная игра в русскую народную сказку «Снегурушка и лиса».

«Волк и козлята»  Чтение сказки с показом иллюстраций.

Рассматривание картинки с изображением козы и козлят в природе.

Инсценировка отрывка сказки.

С помощью аппликации

изобразить прощание козы с козлятами.

«У страха глаза велики»  Чтение сказки с показом иллюстраций.

Рассматривание иллюстраций.

Лепка яблока.

«Бычок – чёрный бочок, белые копытца»  Чтение сказки с показом иллюстраций.

Раскрашивание иллюстрации с изображением бычка.

Содержание изучаемого курса

        Чтобы речь детей была достаточно правильная, я уделяю большое внимание развитию речи дошкольников в процессе ознакомления с книгой. В своей работе главным образом я использую сказки.

        В работе с детьми часто использую пальчиковые игры, которые способствуют не только формированию речи, но и развитие мелкой моторики.

        Достижение художественно-речевых навыков при чтении и драматизации планирую с детьми через следование принципам: системности, доступности, интеграции. На подготовительном этапе в группе была создана база для работы: уголок книги, отвечающий требованиям программы, приобретены и изготовлены тематические папки, разные виды театров.

        Формы работы с детьми носят характер новизны, индивидуального подхода. Каждая тема преподносится в интересной и увлекательной форме, что способствует более прочному усвоению знаний.

        Анализом мероприятий по речевому развитию детей через ознакомление с художественной литературой, служат рисунки и поделки детей по прочитанным произведениям.

        Чтобы вызвать у детей интерес к художественным произведениям и эмоционально настроить их, я использую в своей работе аудио и видеозаписи, иллюстрации.

2.2. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы.Методы и приёмы обучения.

        В процессе занятий используются различные методы.

Словесные:

  • беседы;
  • рассказ;
  • чтение художественной литературы;
  • использование игровых ситуаций;
  • игры — беседы с персонажами сказок;
  • прослушивание аудиозаписей;
  • упражнения подражательно — исполнительского и творческого характера;
  • моделирование и анализ заданных ситуаций;
  • сочинение историй.

Наглядные:

  • групповые выставки;
  • видеопрезентации;
  • рассматривание иллюстраций.

Игровые:

  • игры – драматизации;
  • игры – инсценировки;
  • игры – забавы;
  • подвижные игры;
  • пальчиковые игры;

Практические:

  • организация продуктивной деятельности детей;
  • оформление книжного уголка;
  • театрализовано-музыкальные развлечения.

        Условия реализации программы:

• Систематическое проведение занятий в групповой форме.

• Обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода.

• Создание условий для самостоятельной деятельности детей.

• Сотрудничество педагога с семьей.

        Формы реализации программы

Реализация программы предполагает осуществление специально организованных занятий, в процессе которых дети получают знания, умения, навыки по изучаемым темам.

        Форма занятий.

        Тематическая совместная деятельность.

        Взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников

        Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей.

        Ведущая цель — создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способности разрешать разные типы социальнo-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка); обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.

        Основные задачи взаимодействия с семьей:

- изучение отношения педагогов и родителей (законных представителей) к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье;

- знакомство педагогов и родителей (законных представителей) с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников;

- информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;

- создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми;

- поощрение родителей (законных представителей) за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.

        Формы информационного взаимодействия с родителями (законными представителями) по основным линиям развития ребенка.

1. Использование стендов, стеллажей для демонстрации работ по рисованию и лепке с последующим индивидуальным комментированием результатов детской деятельности.

2. Демонстрация фотоматериалов с изображением результатов участия детей в запланированных мероприятиях.

3. Организация выставок детских работ по изученным произведениям.

План работы с родителями

1. Консультация для родителей: «Как подружить ребёнка с книгой».октябрь

2. Консультация для родителей: «Роль сказок в развитии детей» ноябрь

3. Совместное участие родителей и детей в выставке рисунков и поделок

«Моя любимая сказка». декабрь

4. Консультация: «Роль художественной литературы в развитии речи детей дошкольного возраста». январь

5. Консультация для родителей: «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказку». март

6. Консультация для родителей: «Как выбрать полезную сказку для малыша». май

Индивидуальные беседы и помощь родителям по запросам в течении всего года.

3. Организационный раздел.

3.1. Описание материально-технического обеспечения программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обеспечения и воспитания.

        

        Материально-техническое обеспечение:

- магнитная доска, магниты

- мебель (столы, стулья)

- демонстрационный экран (интерактивная доска);

- мультимедийный проектор;

- раздаточный материал: бумага, карандаши, акварельные краски, гуашь;

- демонстрационный материал: иллюстрации и картинки (по всем темам программы, портреты авторов произведений.

3.2. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды группы по выбранному направлению.Перспективное планирование работы кружка «Сказки – добрые друзья».

Октябрь

№ 1-2. Тема: «Репка»

        Задачи: формировать первичные ценностные представления об окружающем мире, интерес к устному народному творчеству (сказкам); развивать диалогическую и интонационную выразительную речь, упражнять детей в изображении героев сказки;

        Оборудование: иллюстрации к сказке, маски-шапки, цветная бумага, клей.

№ 3-4. Тема: «Колобок»

        Задачи: Помочь осмыслению сказки. Учить детей говорить по ролям.

Воспитывать смелость, память, пробуждать интерес к театрально – игровой деятельности.

        Оборудование: иллюстрации к сказке, настольный театр сказки «Колобок», графический рисунок, маски-шапки.

Ноябрь

№ 5-6. Тема: «Петушок и бобовое зёрнышко».

        Задачи: учить отвечать на вопросы по содержанию сказки, повторять отдельные слова и фразы из текста, познакомить с зерновой культурой – бобами, развивать связную речь, мелкую моторику кистей рук.

        Оборудование: иллюстрации к сказке, мешочек с бобами, картинки для раскрашивания,

№ 7-8. Тема: «Маша и медведь».

        Задачи: продолжать формировать у детей умение внимательно слушать сказку, развивать умение сопереживать героям сказки, учить правильно выполнять игровые задания.

        Оборудование: иллюстрации к сказке, книги для выставки, маски-шапки.

Декабрь

№ 9-10. Тема: «Теремок».

        Задачи: развитие внимания, зрительного и слухового восприятия, интонационной выразительности речи детей, умения координировать слова с движениями, творческого воображения, имитация движений животных – героев сказки.

        Оборудование: иллюстрации с изображением поля и животных – персонажей сказки, маски-шапки.

№ 11-12. Тема: «Гуси-лебеди»

        Задачи: познакомить детей со сказкой, учить внимательно рассматривать иллюстрации к сказке, отвечать на вопросы воспитателя, рассказывать сказку по картинкам. Развивать память и внимание детей.

        Оборудование: иллюстрации к сказке, цветные карандаши.

Январь

№ 13-14. Тема: «Кот, петух и лиса».

        Задачи: формировать у детей умение внимательно слушать взрослого, дослушивать текст до конца, не перебивая говорящего, умение сопереживать героям сказки, разделять их чувства.

        Оборудование: иллюстрации к сказке, маски-шапки.

№ 15-16. Тема: «Пых»

        Задачи: приучать детей участвовать в общей беседе, слушать не перебивая своего сверстника, закреплять в активном словаре названия овощей. Формировать умение правильно по смыслу называть качественные характеристики. Обогатить словарный запас.

        Оборудование: иллюстрации к сказке, карточки с изображением овощей, бумажные заготовки овощей для аппликации.

Февраль

№ 17-18. Тема: «Два жадных медвежонка».

        Задачи: продолжать учить детей внимательно слушать сказку, эмоционально воспринимать содержание, упражнять в рисовании карандашами,

        Оборудование: иллюстрации к сказке, контурное изображение сыра, карандаши.

№ 19-20. Тема: «Заюшкина избушка»

        Задачи: способствовать эмоциональному восприятию содержания сказки, умению обыгрывать и изменять сюжет. Развивать умение детей отвечать на вопросы, активизировать речь детей. Формировать зрительную память детей. Развивать эстетическое восприятие детей через наглядный материал.

        Оборудование: иллюстрации к сказке, заготовки силуэтов домиков лисы и зайца, клей.

Март

№ 21-22. Тема: «Снегурушка и лиса».

        Задачи: учить эмоционально воспринимать содержание сказки, представлять образы персонажей, выражать свои впечатления в словах, мимике, жестах.

Обучать умению воспроизводить текст сказки по вопросам воспитателя, следить за развитием действия. Формировать интонационную выразительность речи.

        Оборудование: иллюстрации к сказке, карточки с изображением диких животных леса, маски-шапки.

№ 23-24. Тема: «Волк и козлята».

        Задачи: обогащение эмоционального опыта детей, развитие восприятия, фантазии, воображения, развитие творческих способностей детей, формирование навыков аккуратной работы с материалом.

        Оборудование: иллюстрации к сказке, картинки с изображением козы и козлят в природе, зеленая бумага размером с альбомный лист с незавершенным сюжетом для наклеивания готовых силуэтных изображений, образец аппликации, заготовки силуэтов козы и козлят для создания аппликации.

Апрель

№ 25-26. Тема: «У страха глаза велики»

        Задачи: помочь понять содержание сказки, развивать зрительное и слуховое внимание, умение рассматривать иллюстрации - узнавать изображенных героев, умение вслушиваться в речь взрослого, отвечать на поставленный вопрос. Воспитывать интерес к русскому народному творчеству.

        Оборудование: иллюстрации к сказке, пластилин.

№ 27-28. Тема: «Бычок – чёрный бочок, белые копытца».

        Задачи: развивать у детей способность внимательно и заинтересованно слушать литературные произведения, побуждать их эмоционально реагировать на содержание сказки, осмысливать характеры персонажей.

        Оборудование: иллюстрации к сказке, цветные карандаши.


Список использованных источников

1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа

дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,

М. А. Васильевой. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155)

3. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Развитие речи. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. –Воронеж: ИП Лакоценин С. С. ,2010. -111с.

4. Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой. – М. : Просвещение, 1997. – 458с.

5. Ушакова О. С., Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с литературой: Конспекты занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2005. -224с.

6. Гриценко З. А. Пришли мне чтения доброго. – М. : Просвещение, 2001. – 144с.

7. Боголюбская М. К., Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. Изд. -3-в. М., «Просвещение», 1970.

8. Гурович Л. М., Ребенок и книга: Книга воспитателя детского сада. М. : Просвещение, 2002., 64с.

9. Найденов Б. С. Выразительность речи и чтения. М., «Просвещение», 1969. Петрова В. А. Изд. 3-е. М., «Просвещение», 1970.

10. Микляева Н. Читаем и обыгрываем сказки // Ребёнок в детском саду. – 2011. - № 2, стр. 31-34.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка дополнительного образования по экологическому воспитанию для детей 5 - 7 лет "Юный эколог"

Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической гр...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5 – 7 ЛЕТ «ВОЛШЕБНИЦА ПРИРОДА»

Краткое содержание программы знакомит читателей с темами  дополнительных занятий по экологии для детей 5 -7 лет....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5 – 7 ЛЕТ «ВОЛШЕБНИЦА ПРИРОДА»

Краткое содержание программы знакомит читателей с темами  дополнительных занятий по экологии для детей 5 -7 лет....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5 – 7 ЛЕТ «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их э...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка дополнительного образования естественно-научной направленности для детей 6-7 лет "Друзья природы"

Предлагаемая программа представляет собой цикл занятий по развитию экологических знаний у детей 6 – 7 лет и позволяет расширить, обобщить и углубить знания детей о взаимосвязи живой и неживой природы ...

Рабочая программа кружка дополнительного образования по экологическому воспитанию для детей 5 – 6 лет группы компенсирующей направленности (для детей с ТНР) «Наш дом - природа»

Цель кружковой работы:развитие экологической воспитанности дошкольников, основными проявлениями которой служат: доброжелательность к живым существам; эмоциональная отзывчивость на их состояние; интере...