Индивидуальная траектория профессионального развития 2023-2024 год
методическая разработка (младшая группа)
Младший возраст – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, распознавания творческих способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
islamova_2023-2024.docx | 26.49 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ «Детский сад №70 комбинированного вида
Ново-Савиновского района г. Казань
Индивидуальная траектория развития
профессиональной компетенции
на 2023-2024 г.
Тема:«Сенсорное развитие детей младшего
возраста с помощью дидактических игр»
Воспитатель:
Исламова Г. К
Тема: «Сенсорное развитие детей младшего возраста с помощью дидактических игр»
Учебный год: 2021-2022
Составила: Исламова Гузель Камеловна
Направление: речевое развитие
Дата начала работы над темой: сентябрь
Окончание работы: август
Срок реализации: 1 год
Введение
Самые далеко идущие успехи
науки и техники рассчитаны
не только на мыслящего,
но и ощущающего человека"
Б. Г. Ананьев.
Младший возраст – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, распознавания творческих способностей.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире.
Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой.
Разные ученые по-разному определяют, что такое сенсорное воспитание. Например, по. Под Дьякову сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных способностей (ощущений, восприятий, представлений).
Венгер Л. А. понимает под сенсорным воспитанием последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человека. Таким образом, проанализировав указанные выше определения, можно сказать, что сенсорное воспитание – это целенаправленные, последовательные и планомерные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование у ребенка чувственного познания, развитие у него сенсорных процессов (ощущения, восприятия, наглядных представлений) через ознакомление с сенсорной культурой человека.
Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей, готовности ребенка к школьному обучению.
Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного воспитания, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни ребенка, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств.
Таким образом, проблема формирования сенсорной культуры является приоритетной, имеет первостепенное значение в развитии ребенка и требует пристального внимания.
Но, как известно, основной формой и содержанием организации жизни детей является игра, игра - самая любимая и естественная деятельность дошкольников. "Для детей дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников - способ познания окружающего", - говорила Н. К. Крупская.
Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны; учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение; развивается и познает мир.
Актуальность:
Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность ребенка раннего возраста выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности. Проект актуален, т.к. его реализация позволяет расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности. Работа в данном направлении поможет мне:
- научить детей различать основные цвета;
- познакомить детей с величиной и формой предметов;
- сформировать навыки самостоятельной деятельности;
- повысить самооценку детей, их уверенность в себе;
- развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;
- сплотить детский коллектив.
- развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;
- совершенствовать движения рук, развивая психические процессы:
* произвольное внимание;
* логическое мышление;
* зрительное и слуховое восприятие;
* память;
* речь детей.
Проблемы:
- Затрудняются называть цвета
- С трудом выделяют формы предмета
- не развита активизация словаря
Ожидаемые результаты:
- Систематизация материала по развитию сенсорных способностей у детей 2-3 лет средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.
- Сформированные сенсорные представления путём выделения формы, цвета, и величины предметов.
- Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме формирования и развития сенсорных способностей у детей раннего возраста.
- У родителей вырос уровень по сенсорному развитию. Они научились создавать дома условия для дидактических игр и правильно подбирать их.
Форма отчета по проделанной работе:
Показ театрализованного представления, развлечение, презентация, открытый показ мероприятий.
Этапы создания системы работы:
1 этап – информационный. 2 этап – практический, эта работа с детьми, родителями, и педагогами. 3 этап- заключительный
Методы и приемы работы с детьми
Наглядные методы: рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам.
Словесные методы: чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал. Во всех словесных методах использую наглядные приемы: показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций, поскольку возрастные особенности маленьких детей и природа самого слова требуют наглядности.
Практические методы: дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения
Форма работы с детьми :
Групповая; Подгрупповая; Индивидуальная;
Форма самообразования:
Индивидуальная
Изучение учебно- методической литературы:
1. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – Москва, 2010.
2. Э. Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003;
3. Н. Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
4. Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. Как играть с ребёнком. – М.: Обруч, 2012г
5. Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст): Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Автор-составитель Е.
Этапы | Сроки | Мероприятия | Практический выход |
Работа с детьми | Сентябрь-октябрь | Дидактические игры на развитие тактильных ощущений: - «Чудесный мешочек» | Занятие игра «В гости к ежику» |
Декабрь Февраль | Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета: - «Собери гирлянду» Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы. - «Найди предмет указанной формы» | Развлечение «Помогаем мишке» Занятие игра «Остров сокровищ» | |
Апрель | Создание социальной ситуации развития познавательных процессов через игровые и поисковые приемы | Квест игра «Волшебное путешествие в лес» | |
Работа с родителями | Ноябрь | Формирование и развитие сенсорных способностей 2-3 лет средствами дидактической игры | Круглый стол «Учимся играя» |
Январь | Обсудить с родителями влияние дидактических игр на процесс сенсорного развития детей . | Консультация для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры» | |
Апрель | «Путешествие в страну Сенсорику» | Мастер-класс по изготовлению дидактической игры «Карусель» | |
Самореализация | Октябрь В течение года | Сообщение на педагогическом совете на тему: «Сенсорное развитие детей младшего возраста с помощью дидактических игр» Публикация собственного опыта педагогической деятельности в социальной сети работников образования. | Выступление на педсовете среди педагогов ДОУ №70 Публикация на тему:«Сенсорное развитие детей младшего возраста с помощью дидактических игр» |
В течение года | «Использование дидактического материала в формировании сенсорных эталонов в группе раннего возраста» | Выступление на методическом объединении по сенсорному развитию через дидактические игры |
Предметно-пространственная среда | Сентябрь-декабрь | Разработка дидактических игр и упражнений на развитие словарного запаса детей. | Дидактические игры «Кто что делает?», «Назови одним словом», «Один – много» |
Январь- май | Разработка дидактических игр и упражнений на формирование грамматического строя речи | Дидактические игры «Какой, какая, какое?», «Детеныши животных», «Кто где?», «Составь предложение по картине». | |
Май-август | Повышение профессиональной компетентности на основе использования лэпбука | Изготовление лэпбуков |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальная траектория профессионального развития педагога (2019-2022гг)
Индивидуальная траектория профессионального развития педагога (2019-2022гг)...
Индивидуальная траектория профессионального развития на 2024-2025 учебный год
Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения...
Индивидуальная траектория профессионального развития на 2026-2027 учебный год
Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения...
Индивидуальная траектория профессионального развития 2022-2023 год
Младший возраст – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозм...
Индивидуальная траектория профессионального развития 2024-2025 год
Младший возраст – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозм...
Индивидуальная траектория профессионального развития 2025-2026 год
Младший возраст – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозм...
Индивидуальная траектория профессионального развития 2026-2027 год
Младший возраст – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозм...