Индивидуальная траектория профессионального развития на 2024-2025 учебный год
рабочая программа (старшая группа)

Нуруллина Эндже

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения, оказывает огромную услугу в познании мира. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку мало времени – ранний и дошкольный возраст.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nurullina_24-25.docx25.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №70 комбинированного вида»

Ново-Савиновского района г. Казань

(МАДОУ «Детский сад №70»)

                  Индивидуальная траектория развития  

                          профессиональной компетенции

                                       на 2024-2025 г.

                         Тема:«Развитие речи  средствами

           дидактических и речевых игр с детьми старшей группы»

                                                                                  Составила:

                                                                                  воспитатель I квал. категории

                                                                                  Нуруллина Э.И.

Тема: «Развитие речи средствами дидактических и речевых игр

с детьми старшей группы»

Учебный год: 2024-2025

Составила:Нуруллина Э.И.

Направление: речевое развитие

Дата начала работы над темой: сентябрь

Окончание работы: август

Срок реализации: 1 год

Актуальность темы

Вопросы развития правильной речи у детей очень актуальны. Благодаря речи дети познают окружающий мир, накапливают знания, расширяют круг представлений о предметах. При помощи речи выражают свои потребности, рассказывают о своих чувствах и переживаниях.

На сегодняшний день – образная, богатая синонимами и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем: бедность речи, недостаточный словарный запас, употребление не литературных слов и выражений, не способность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, отсутствие логических обоснований и выводов, отсутствие навыков культуры речи и культуры общения. Все это связано, во-первых, с недоразвитостью речевого аппарата и его анатомического строения, во-вторых, из-за недостаточного общения детей друг с другом и со взрослыми. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников очень сложное и важное дело.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

 А так как в дошкольном детстве ведущей деятельностью является игра, то одним из условий успешной работы по развитию речи будет использование дидактических игр.

Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь.

Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих. Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.

Необходимо внедрять в практику современные подходы и новые технологии. Поиск подходов к привлечению родителей (лиц их замещающих) в качестве партнеров реализации образовательной деятельности.

Я считаю, что выбранная мною тема самообразования актуальна, т. к. предоставляет мне необходимую информацию по развитию речи у детей в условиях реализации программы с учётом федеральных государственных требований.

Цель:  повышение профессионального мастерства и компетентности в вопросах развитии речи детей через использование дидактических игр речевого содержания.

Задачи:

1. Изучение методической литературы по данной теме

2. Развитие активного словаря
3. Подготовка консультаций для родителей по данной теме
4. Изготовление папок-передвижек

5. Составление картотек дидактических игр по развитию речи

6. Создание «Педагогической копилки» (картотека дидактических игр, настольно-печатные дидактические игры, сборник консультаций)

7. Обобщение и распространение передового педагогического опыта по теме самообразования.

Ожидаемые результаты:

1.При систематической работе значительно увеличится словарь детей, сформируется грамматический строй и звуковая культура; усовершенствуется монологическая и диалогическая сторона речи.

2. Обогащение опыта по проблемной тематике.

3.Систематизация материала по развитию речи средствами дидактических игр в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями.

Форма отчета по проделанной работе:

 - наглядно-информационные материалы для родителей

 - сделать консультацию для воспитателей по речевому воспитанию;

- изготовить дидактические игры, пособия, картотеку речевых игр в средней группе;

- составить конспекты занятий, развлечений;

- создание развивающей среды в группе, соответствующую возрасту и уровню развития детей и программным задачам;

- создание лэпбуков по речевому развитию.

Этапы создания системы работы:

1.Теоретический этап -изучение учебно- методической литературы;

    изучить статьи в интернете

2. Практический этап – изучение опытов педагогов ДОУ;

     подготовить предметно-пространственную среду с учетом возрастных    

особенностей детей; консультации, памятки для родителей;

     составить перспективный план работы с детьми и родителями.

3. Заключительный этап – презентация (отчет по самообразованию)

Форма работы с детьми:

Групповая;                                                                                                                       Подгрупповая;                                                                                                         Индивидуальная;

Методы и приемы работы  с родителями и детьми:

Родители:

- сотрудничество через консультации,

- ZOOM конференция

- беседы,

- совместное изготовление и приобретение дидактического материала.

Дети:

- специальные занятия по развитию речи,

Дидактические игры на развитие словаря,

- дидактические игры на формирование грамматического строя  речи,

- дидактические игры на развитие связной речи,

- дидактические игры на развитие монологической и диалогической речи.

Форма самообразования:

   Индивидуальная

Изучение учебно- методической литературы:

1.Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой. –М.: Мозаика-синтез, 2014

2.Петрова Т. И., Петрова Е. С. «Игры и занятия по развитию речи дошкольников» М:Школьная Пресса, 2010

3.Ткаченко И. В.  Играю -значит интересно живу/ И. В.  Ткаченко, Н. А. Богачкина.–М.: Дрофа, 2008

4.Ушакова О.С., Е. М. Струнина «Развитие речи детей 4-5 лет»изд.

Вентана-Граф-2012

5.Ушакова О.С. «Развитие речи детей 3-5 лет» Программа, консп.занятий, метод.рекомендации М.:ТЦ Сфера,2015. - 192 c.

6.Александрова О.В. Развитие мышления и речи для малышей 4-6 лет /  - М.: Эксмо, 2013. - 48 c.

7. Жукова  Н.С. Развитие речи: в зоопарке / Н.С. Жукова. - М.: Эксмо, 2015. - 240 c.
8. Жукова  Н.С. Развитие речи: мир вокруг тебя / Н.С. Жукова. - М.: Эксмо, 2016. - 320 c.

        

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ НА ОДИН ГОД.

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Изучение методической литературы

Сентябрь - август

Детальное  изучение имеющегося опыта ДОУ, методической литературы по данной проблеме.

Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

        

Анализ изученной литературы 

Работа с детьми

Октябрь

Закреплять умение пересказывать художественное произведение при помощи метода моделирования, учить детей отвечать полным предложением, активизировать словарь, развивать связную речь детей, умение рассуждать, воображение, логику мышление, развивать творческие способности детей, воспитывать любовь к русским народным сказкам.

Занятие-игра «Путешествие в сказку»

Декабрь

Дидактические игры «Скажи, какое», «Высокий – низкий»- закреплять знания, умения и навыки употреблять и использовать в речи детей синонимы; 

«Найди по цвету», « Угадай, кто это?» -  закреплять умения подбирать прилагательные;

« Что загадали», «Похоже- не похоже» - продолжать закреплять умение детей классифицировать предметы по одному признаки.

Развлечение

«Загадки из Простоквашино»

Март

Работа над пересказами с использованием опорных схем.

Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.

Квест-игра

«Остров сокровищ»

Июнь

Дидактические игры « Собери из деталей», «Волшебные сказки», «Почемучки» - научиться выкладывать последовательность картинок и составлять по ним небольшой связный рассказ

Вечерний досуг «Почемучки»

Работа с родителями

Сентябрь

Обсудить с родителями проблемы в речевом развитии ребёнка; способствовать повышению роли семьи в гармоничном развитии ребенка.

Консультация для родителей «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста»

Ноябрь

Популяризация чтения и пополнение книжного фонда группы , современной и детской справочной, научной, познавательной и художественной литературой. Обратить  внимания дошкольников, родителей к литературе и художественным новинкам.

Акция «Подари книгу детям»

Январь

Познакомившись с творческими играми, изготавливать их самостоятельно, играть  со своими детьми, способствует  сотрудничеству ДОУ с родителями.

Творческая мастерская "Развивающие игры для детей своими руками" 

Апрель

«Артикуляционные упражнения в домашних условиях»

ZOOM- конференция

Самореализация

Сентябрь-май

Публикации на тему «Роль дидактических игр в речевом развитии ребенка».

«Педразвитие», «Альманах педагога», сетевое издание

Ноябрь

Публикация собственного опыта педагогической деятельности в социальной сети работников образования.

«Речевое развитие ребенка 5-6 лет»

Февраль

Превратить любое занятие в увлекательное путешествие по исследованию особенностей речевого развития

Изготовление лэпбука «Речевое развитие ребенка»

Май

 Самоанализ и самооценка проделанной работы в своей группе.

Планирование деятельности и перспектив развития на 2024-2025учебный год.

По теме: «Развитие речи детей средствами дидактических и речевых игр»

Пополнение предметно- пространственной развивающей среды.

Сентябрь-декабрь

Разработка дидактических игр и упражнений на развитие словарного запаса детей.

Дидактические игры «Кто что делает?», «Назови одним словом», «Один – много»

Январь- май

Май-август

Разработка дидактических игр и упражнений на формирование грамматического строя речи

Дидактические игры «Какой, какая, какое?», «Детеныши животных», «Кто где?», «Составь предложение по картине».

Изготовление лэпбуков


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная траектория профессионального развития педагога (2019-2022гг)

Индивидуальная  траектория профессионального развития педагога (2019-2022гг)...

Индивидуальная траектория профессионального развития на 2026-2027 учебный год

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения...

Индивидуальная траектория профессионального развития 2022-2023 год

Младший возраст – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозм...

Индивидуальная траектория профессионального развития 2023-2024 год

Младший возраст – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозм...

Индивидуальная траектория профессионального развития 2024-2025 год

Младший возраст – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозм...

Индивидуальная траектория профессионального развития 2025-2026 год

Младший возраст – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозм...