Дополнительная общеразвивающая программа «Разноцветные ладошки» направлена на развитие нетрадиционной изобразительной деятельности у детей 2-3 лет
рабочая программа

Гажа Елена Александровна

Дополнительная общеразвивающая программа «Разноцветные ладошки» направлена на развитие нетрадиционной изобразительной деятельности  у детей 2-3 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_tsvetnye_ladoshki.docx33.16 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная общеразвивающая программа

«Разноцветные ладошки»

направлена на развитие нетрадиционной изобразительной деятельности

 у детей 2-3 лет

Срок реализации программы: 1 год

Программа составлена: Гажа Е.А.,

воспитатель

Белогорск, 2020

Содержание

1. Пояснительная записка – стр. 3

2. Цели и задачи программы – стр. 4

3. Принципы и подходы к формированию программы – стр. 5

4. Формы и методы – стр. 5

5. Возрастные особенности – стр. 5

6. Планируемые результаты как целевые ориентиры – стр. 6

7. Учебный план – стр. 6

8. Программное содержание – стр. 6

9. Календарно -тематическое планирование – стр. 6

10.Материально-технические условия – стр. 9

11. Программно-методическое обеспечение. Список литературы для родителей – стр. 9

12. Приложение. Педагогическая диагностика – стр. 10

1.Пояснительная записка

Данная программа разработана на основе на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И.А. Лыковой, в соответствии с Основной образовательной программой МАДОУ «Детский сад №2 города Белогорск», с основными нормативно-правовыми документами:

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29 декабря 2012г, ст. 2, 48;

-Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);

-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам-образовательным программам дошкольного образования»

-Устав муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №2 г. Белогорск» от 17.10.2019., постановление № 1555

-Лицензия на право ведения образовательной деятельности от 03.12.2019. серия ОД № 5809, бессрочная.

Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире. Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Следует внимательно и осознанно относиться к дальнейшей судьбе детских работ. Очень важно, чтобы дети чувствовали уважение к своим творениям. Внимательное отношении е сегодня позволит им чувствовать себя компетентными и уверенными в себе людьми в будущем. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.

Актуальность программы «Разноцветные ладошки» заключается в том, что в процессе ее реализации раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям.

Дети дошкольного возраста еще и не подозревают, на что они способны. Вот почему необходимо максимально использовать их тягу к открытиям для развития творческих способностей в изобразительной деятельности, эмоциональность, непосредственность, умение удивляться всему новому и неожиданному. Рисование, пожалуй, самое любимое и доступное занятие у детей – поводил кисточкой по листу бумаги – уже рисунок; оно выразительно – можно передать свои восторги, желания, мечты, предчувствия, страхи; познавательно – помогает узнать, разглядеть, понять, уточнить, показать свои знания и продуктивно – рисуешь и обязательно что-то получается. К тому же изображение можно подарить родителям, другу или повесить на стену и любоваться.

Чем больше ребенок знает вариантов получения изображения нетрадиционной техники рисования, тем больше у него возможностей передать свои идеи, а их может быть столько, насколько развиты у ребенка память, мышление, фантазия и воображение.

Концептуальной основой данной программы является развитие художественно-творческих способностей детей в неразрывном единстве с воспитанием духовно-нравственных качеств путем целенаправленного и организованного образовательного процесса.

Новизна данной программы в комплексности содержания, и в том, что она знакомит детей со способами нестандартного рисования, дополняет основные образовательные курсы по изобразительной деятельности, художественному конструированию, по работе с природным и бросовым материалом. С помощью нетрадиционного способа рисования, по словам психолога Ольги Новиковой «Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен».

Отличительные особенности программы: Данная образовательная программа педагогически целесообразна, т.к. при её реализации в эстетическое отношение ребёнка входит его эмоциональный отклик на прекрасное (красивое, привлекательное), развиваются добрые чувства, творческая деятельность, формируется посильное стремление к преобразованию окружающего по законам красоты, а также к оценке красивых, гармоничных сочетаний красок, звуков, рифм и т.д. Эстетический компонент оказывает существенное влияние на установление ведущих звеньев структуры личности в целом.

Программа составлена с учётом интеграцией областей:

«Художественно-эстетическое развитие». Использование музыкальных произведений для обогащения содержания области. Развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

«Физическое развитие». Развитие мелкой моторики. Использование физминуток, пальчиковой гимнастики, работа по охране зрения и предупреждению нарушения осанки

«Речевое развитие». Использование художественного слова. Развитие свободного общения с взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности.

«Познавательное развитие». Формирование знаний о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении. Развитие познавательного интереса у детей к природе, посредством ознакомления с растительным миром родного края.

2.Цель и задачи программы

Цель: Формирование у детей раннего возраста эстетического восприятия и художественно – творческих способностей в изобразительной деятельности.

Задачи:

Образовательные:

-Познакомить детей с видом нетрадиционной техники рисования – пальчиками и ладошками.

-Видеть «след», оставленный на бумаге карандашом или фломастером и понимать, что это образ реального предмета.

-Правильно держать карандаш, фломастер, кисть.

-Знать назначение красок и кисти, знать особенности пользования кистью.

-Видеть границы листа бумаги, контуры силуэтного рисунка; рисовать и раскрашивать в пределах этих границ.

-Проводить линии (вертикальные, горизонтальные, волнистые) и замыкать их в формы (округлые, прямоугольные).

-Сопровождать движения карандаша и кисти словами (например, «кап-кап», «топ-топ»)

-Консультировать родителей по вопросам развития у детей способностей к изобразительной деятельности.

Развивающие:

-Развивать эстетические чувства, чувство цвета, ритма.

-Развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные:

-Воспитывать устойчивый интерес к рисованию нетрадиционными способами.

-Воспитывать чувство радости при восприятии созданных рисунков.

3. Принципы и подходы к формированию программы

- принцип культуросообразности: построение или корректировка универсального  эстетического  содержания программы с учетом региональных культурных традиций;

- принцип сезонности: построение или корректировка познавательного содержания программы с учётом природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени;

- принцип систематичности и последовательности: постановка или корректировка задач эстетического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»;

-принцип цикличности: построение и корректировка содержания программы с постепенным усложнением и расширением от возраста к возрасту;

- принцип развивающего характера художественного образования;

- принцип природосообразности: постановка и корректировка задач художественно-творческого развития детей с учётом «природы» детей - возрастных особенностей и индивидуальных способностей;

- принцип интереса: построение или корректировка программы с опорой на интересы отдельных детей и детского сообщества (группы детей) в целом.

4. Формы и методы

 Программа предусматривает использование разнообразных методов и приёмов:

1Метод наглядности. Показ образца выполнения последовательности работы.

2.Метод эстетичности

3.Словесный метод

4.Сенсорный метод

5.Игровой приём.

5. Возрастные особенности

В период от 2 до 3 лет ребенок стремительно овладевает речью. Песенки, потешки и сказки – первые литературные произведения, которые слышит малыш. Знакомясь с произведениями поэтов и писателей, устным народным творчеством, пронизанным мудростью и добротой, ребенок учится быть честным, справедливым и отзывчивым. У детей этого возраста хорошо развита фантазия, они получают яркие впечатления от эмоционально рассказанной сказки. Дети сопереживают настолько активно, что даже чувствуют себя участниками событий, о которых идет речь в сказке или потешке. Малыши с большим энтузиазмом будут помогать героям, нуждающимся в их поддержке: лепить печенье для голодного котенка, «строить» для зверей теремок, который развалил медведь и т. д. Созданию игрового настроения способствуют также ролевые и подвижные игры, занимательные задания на развитие мышления. Ведущая роль отводится восприятию. При восприятии предмета, малыш, как правило, выделяет те признаки, которые его привлекли больше всего.

В этом возрасте по качеству рисунок напоминает каракули. Но на этой стадии ребенок начинает давать названия своим рисункам: «Это - папа» или «Это я бегу», хотя ни папы, ни самого ребенка обнаружить на рисунках невозможно. Но если ребенок раньше получал удовольствие от движений как таковых, то здесь он начинает связывать свои движения с окружающим внешним миром.

В целом, рисование каракулей дает возможность ребенку создавать линии и формы, овладевать моторной координацией, строить образное отражение окружающей действительности.

Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребёнок уже способен сформулировать намерение изобразить как-либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» - окружности и отходящих от неё линий.

6. Планируемые результаты как целевые ориентиры

В результате обучения по данной программе дети:

- имеют сформированный интерес к рисованию разными материалами и способами;

- знают и называют цвета и умеют правильно подбирать их;

- передают различие предметов по величине;

- ритмично наносят пятна, штрихи;

- знакомы с нетрадиционной техникой рисования.

7. Учебный план

Занятия по дополнительному образованию для детей дошкольного возраста недопустимо проводить за счёт времени, отведённого на прогулку и дневной сон.

Занятия проводятся с октября 2020 г. по май 2021 г.

Кол-во занятий

в неделю

Кол-во занятий

в месяц

Кол-во занятий

в год

Продолжительность

занятия

1

4

32

10 мин

Расписание кружка: 1 раз в неделю, во вторую половину дня.

Формы аттестации и контроля: выставки работ.

8. Программное содержание

Прививать детям интерес к нетрадиционным техникам рисования.

Учить различать и подбирать цвета.

Рисование пальчиками:

-учить опускать пальчик в краску, наносить на бумагу точки;

-развивать творческое воображение детей, фантазию;

-воспитывать аккуратность в работе, учить доводить начатое дело до конца;

Рисование ладошками:

-учить наносить на ладошку краску кисточкой и прижимать руку к листу.

Рисование ватными палочками и поролоновым тычком:

-учить макать палочку в краску и методом «тычка» ставить точки, не смешивая краски.

Рисование карандашом, красками, восковыми мелками:

-учить замечать «след», оставленный на бумаге карандашом, фломастером, кистью с краской;                                                    

 - понимать, что это образ (изображение) реального предмета;

-учиться держать карандаш, фломастер, мелок и оставлять свои «следы» на листе бумаги

-освоить способы создания линий (прямых, кривых, волнистых) и форм (замыкают линии);

-понимать назначение красок и кисти как взаимосвязанных предметов.

9. Календарно -тематическое планирование

месяц

тема

задачи

Октябрь

«Солнышко лучистое»

(рисование ладошкой)

Учить детей рисовать в нетрадиционной технике «ладошкой» (лучи солнца). Закрепить знания детей о желтом цвете. Развивать творческие способности.

Воспитывать аккуратность в работе.

«Орехи для белочки»

(рисование поролоновым тычком)

Познакомить детей с гуашевыми красками; учить детей пользоваться тычком; закреплять знания основных цветов, знакомить с новыми цветами (коричневый); формировать интерес и положительное отношение к рисованию.

«Красивые листочки»

(печатание листьями)

Знакомство с художественной техникой печатания. Нанесение краски на листья (способом окунания в ванночку) и создание изображений-отпечатков. Развивать чувство цвета.

«Мой любимый дождик» (рисование пальчиками)

Познакомить детей с техникой рисования пальчиками, показать приемы рисования точек формировать интерес и положительное отношение к рисованию, воспитывать желание рисовать.

Ноябрь

«Зернышки для цыплят»

Продолжать учить детей рисовать точки пальчиками, упражнять в порядковом счете до трех, воспитывать отзывчивость и доброту.

«Листопад»

Продолжать учить детей рисовать красками, используя кисть; уточнять и закреплять знание цветов; формировать интерес и положительное отношение к рисованию, воспитывать  самостоятельность.

«Дорожки для цыплят»

Вызвать у детей интерес к теме, к процессу рисования; учить держать карандаш в правой руке, тремя пальчиками; учить делать широкие плавные движения в любом направлении; вызывать и поддерживать чувство удовлетворения от процесса в результате деятельности.

«Следы от улиток»

Продолжать учить детей правильно держать поролоновый тампон за кончик тремя пальцами; проводить длинные пересекающиеся линии, не отрывая тампона от бумаги. Развивать мелкую моторику пальцев. Упражнять в порядковом счете до 2.Воспитывать  внимательность.

Декабрь

«Дорожки»

Научить детей рисовать кисточкой поверх эскиза (рисование прямых линий); формировать интерес и положительное отношение к рисованию. Воспитывать  умение  радоваться   своим работам.

«Воздушные шары»

Продолжать учить детей рисовать гуашью с помощью поролонового тампона округлые формы. Учить соотносить предметы по цвету. Воспитывать  отзывчивость  и  доброжелательность.

«Снег идет»

(рисование ватными палочками)

Закреплять навыки рисования красками, используя ватные палочки; уточнять и закреплять знания цветов; развивать эстетическое восприятие, желание рисовать.

«Нарядим ёлочку»

Учить самостоятельному рисованию красками при помощи пальцев по образцу (без показа); уточнять и закреплять знание цветов; формировать интерес и положительное отношение к рисованию; развивать бытовые навыки. Воспитывать  самостоятельность, творчество.

Январь

«Маленькая ёлочка в гости к нам пришла» (рисование пальчиками)

Учить детей располагать фонарики определённого цвета, используя дидактическую игру «Укрась ёлочку»; закреплять умение рисовать пальчиками, используя разные цвета; закреплять знания основных цветов; развивать эстетическое восприятие, желание рисовать.

«Покормим птичек»

Закреплять с детьми умение создавать изображение ритмом мазков, осваивая всё пространство листа; познакомить с чёрным цветом; воспитывать у детей заботливое отношение к птицам.

«Зимний узор»

(восковые карандаши)

Познакомить с рисованием восковыми карандашами. Продолжать учить детей правильно держать карандаш; закреплять приобретённые ранее навыки рисования; закреплять знания цветов (синий, белый); продолжать формировать интерес  к рисованию; развивать эстетическое восприятие.

Февраль

«Полосатые варежки»

Учить детей рисовать линии слева направо, вести кисть по ворсу неотрывно, хорошо набирать краску на кисть, развивать восприятие цвета.

«Снежные колобки»

Продолжать учить детей пользоваться кисточкой, рисовать круги от пятна, повторять изображение, заполняя свободное пространство листа; поддерживать игровое отношение к образу.

«Вкусные картинки» (раскрашивание в книжках-раскрасках)

Познакомить с новым видом рисования – раскрашивание контурных картинок в книжках-раскрасках. Освоение способа сплошной заливки силуэта. Создать интерес к «оживлению» и расцвечиванию картинки. Развивать восприятие.

«Колеса поезда»

Учить детей рисовать поролоновым тампоном круглые колеса в нужном месте на листе. Приучать работать коллективно. Развивать речь и мышление .Воспитывать  стремление  добиваться  хорошего  результата.

Март

«Светит солнышко в окошко»

Продолжать учить детей рисовать предметы округлой формы, от пятна; рисовать прямые линии (лучики), аккуратно работать кистью, снимая краску о краешек баночки; закреплять знание геометрических форм (круг); понятий «один», «много».

«Весенний цветок»

Продолжать знакомить с техникой «принт» (печать). Учить вызывать яркий эмоциональный отклик на необычный способ рисования (пальчиками набирать краску и проводить линию). Формировать интерес к изобразительной деятельности. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

«Сосульки»

Учить рисовать сосульки красками. Освоить способ рисования вертикальных линий разной длины кисточкой. Развивать чувство формы, цвета, ритма.

«Весенняя капель»

Учить детей рисовать пальчиками вертикальную линию, состоящую из точек. Учить понимать и анализировать содержание стихотворения. Развивать мелкую моторику пальцев. Воспитывать  любовь  природе.

Апрель

«Мимоза» (рисование тычком)

Учить детей рисованию тычками, учить рисовать, создавая форму цветка.

«Птички»

Учить детей рисовать ладошками; уточнять и закреплять знания цветов; формировать интерес и положительное отношение к рисованию; развивать бытовые навыки. Воспитывать  любовь  к  птицам.

«Красивые флажки»

Самостоятельное рисование красивых узоров на флажках разной формы. Воспитывать самостоятельность, уверенность. Развивать чувство формы и цвета.

«Плывёт кораблик по весенним ручейкам»

Продолжать учить детей ритмично проводить линии на листе бумаги, двигая кисть по ворсу; учить ориентироваться на листе бумаги; развивать интерес к рисованию.

Май

«Салют»

Создать коллективную композицию в сотворчестве с воспитателем. Учить рисовать салют нетрадиционными приёмами. Экспериментирование с разными материалами и инструментами. Воспитывать интерес к наблюдению красивых явлений в окружающей жизни и их отражению в изобразительной деятельности.

«Клубки ниток»

Учить детей рисовать круговыми движениями кисти клубки ниток. Развивать мелкую моторику рук. Закреплять и уточнять правильное произношение звука  о. Воспитывать  желание  рисовать.

«Спрятались в траве»

Учить детей рисовать кистью короткие линии сверху вниз на всей плоскости листа. Продолжать учить анализировать содержание сказки. Воспитывать  желание  рисовать.

Рисование по замыслу

Продолжать формировать умение самостоятельно определять содержание своего рисунка. Учить приемам рисования красками. Закреплять знание цветов. Развивать чувство цвета, эстетическое восприятие. Воспитывать  у  детей   желание рассматривать  рисунки  и  радоваться  им.

10.Материально-технические условия

-Мольберт;

-цветные карандаши;

- кисти беличьи или колонковые;

-краски гуашь, пальчиковая

-стаканчики-непроливайки;

-мелки (восковые);

-бумага белая;

-салфетки.

11. Программно-методическое обеспечение.

-О.Г. Жукова – Планирование и конспекты занятий по изодеятельности, для детей раннего возраста. «Айрис-Пресс», 2010г.

- Лыкова И.А.  Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. 2011г.

И.А Лыкова – Изобразительная деятельность в детском саду. ( Ранний возраст). ТЦ «Сфера», М. 2009г.

Е.А. Янушко – Рисование с детьми раннего возраста. «Мозаика-Синтез», 2006г.

Список литературы для родителей

Иванова. О.Л. Васильева. И.И. Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка.- СПб.: Речь; М.: Сфера,2011.

-Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Изд. КАРО, 2007

12. Приложение. Педагогическая диагностика

Педагогическая диагностика (мониторинг) художественно-творческого развития

 детей 2-3 лет

К трем годам ребенок проявляет заметный интерес к иллюстрациям в детских книжках, к народной игрушке и другим предметам декоративно-прикладного искусства (посуда и другие предметы интерьера); понимает, что изображение отличается от реальных предметов; охотно экспериментирует с художественными инструментами (карандаш, фломастер, кисть) и материалами; осваивает способы зрительного и тактильного обследования предметов, что является основой для обогащения восприятия, формирования представлений об окружающем мире, развития эмоций и интереса к художественной деятельности.

Может передавать свои представления и впечатления об окружающем мире в разных видах изобразительной деятельности (рисовании, лепке, аппликации). Создает образы конкретных предметов и явлений окружающего мира; передает форму и цвет доступными художественными способами; на основе ассоциаций устанавливает сходство между реальными предметами и их изображениями.

С интересом рассматривает и обыгрывает образы (колобок, дорожка, машина, жучок, птичка) и композиции (колобок на дорожке, кукла в кроватке, солнышко в окошке).

Высокий уровень – в рисовании ребенок увлеченно и с интересом создает изображения и при этом выражает свое отношение к ним; с увлечением рассматривает книжные иллюстрации и предметы декоративно-прикладного искусства; замечает красивое в природе, искусстве и в быту (в игрушках, одежде, упаковке и др.).

Средний уровень – в разных видах изобразительной деятельности ребенок обычно следует образцу, действует по подражанию, мотивирует свою неуверенность неумением; но при поддержке взрослого включается в деятельность и охотно соглашается рассматривать иллюстрации, рисовать вместе со взрослым.

Низкий уровень – ребенок не проявляет заметного интереса к изобразительной деятельности; в совместной деятельности с другим человеком (взрослым, старшим ребенком) или по подражанию создает схематичное изображение, но не выражает свое отношение к нему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа "Разноцветные ладошки"

Программа сертифицирована и обобщена на базе УМиИЦ г. Мичуринска Тамбовской области...

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности по развитию творческих способностей у детей 6-7 лет «Бумажные превращения»

laquo;Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше м...

Педагогическая диагностика по дополнительной общеразвивающей программе художественно-эстетической направленности по развитию художественных способностей у детей 4-7лет «Фантазия»

Педагогическая диагностика по дополнительной общеразвивающей программе художественно-эстетической направленности по развитию художественных способностей у детей 4-7лет «Фантазия&r...

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности по развитию творческих способностей у детей 3-4 лет «Волшебная бумага»

laquo;Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше м...

Конспект занятия «Аппликация из ткани» в старшей группе по Дополнительной общеразвивающей программе «Разноцветные ладошки»

План – конспект занятия «Аппликация из ткани» Тема занятия: “Петушок” Цель: научить приемам выполнения аппликации из ткани. ...

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Разноцветные ладошки»

Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.Психологи и педагоги пришли к...