Дополнительная общеразвивающая программа «Разноцветные ладошки» направлена на развитие нетрадиционной изобразительной деятельности у детей 2-3 лет
рабочая программа
Дополнительная общеразвивающая программа «Разноцветные ладошки» направлена на развитие нетрадиционной изобразительной деятельности у детей 2-3 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_tsvetnye_ladoshki.docx | 33.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная общеразвивающая программа
«Разноцветные ладошки»
направлена на развитие нетрадиционной изобразительной деятельности
у детей 2-3 лет
Срок реализации программы: 1 год
Программа составлена: Гажа Е.А.,
воспитатель
Белогорск, 2020
Содержание
1. Пояснительная записка – стр. 3
2. Цели и задачи программы – стр. 4
3. Принципы и подходы к формированию программы – стр. 5
4. Формы и методы – стр. 5
5. Возрастные особенности – стр. 5
6. Планируемые результаты как целевые ориентиры – стр. 6
7. Учебный план – стр. 6
8. Программное содержание – стр. 6
9. Календарно -тематическое планирование – стр. 6
10.Материально-технические условия – стр. 9
11. Программно-методическое обеспечение. Список литературы для родителей – стр. 9
12. Приложение. Педагогическая диагностика – стр. 10
1.Пояснительная записка
Данная программа разработана на основе на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И.А. Лыковой, в соответствии с Основной образовательной программой МАДОУ «Детский сад №2 города Белогорск», с основными нормативно-правовыми документами:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29 декабря 2012г, ст. 2, 48;
-Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);
-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам-образовательным программам дошкольного образования»
-Устав муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №2 г. Белогорск» от 17.10.2019., постановление № 1555
-Лицензия на право ведения образовательной деятельности от 03.12.2019. серия ОД № 5809, бессрочная.
Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире. Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Следует внимательно и осознанно относиться к дальнейшей судьбе детских работ. Очень важно, чтобы дети чувствовали уважение к своим творениям. Внимательное отношении е сегодня позволит им чувствовать себя компетентными и уверенными в себе людьми в будущем. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.
Актуальность программы «Разноцветные ладошки» заключается в том, что в процессе ее реализации раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям.
Дети дошкольного возраста еще и не подозревают, на что они способны. Вот почему необходимо максимально использовать их тягу к открытиям для развития творческих способностей в изобразительной деятельности, эмоциональность, непосредственность, умение удивляться всему новому и неожиданному. Рисование, пожалуй, самое любимое и доступное занятие у детей – поводил кисточкой по листу бумаги – уже рисунок; оно выразительно – можно передать свои восторги, желания, мечты, предчувствия, страхи; познавательно – помогает узнать, разглядеть, понять, уточнить, показать свои знания и продуктивно – рисуешь и обязательно что-то получается. К тому же изображение можно подарить родителям, другу или повесить на стену и любоваться.
Чем больше ребенок знает вариантов получения изображения нетрадиционной техники рисования, тем больше у него возможностей передать свои идеи, а их может быть столько, насколько развиты у ребенка память, мышление, фантазия и воображение.
Концептуальной основой данной программы является развитие художественно-творческих способностей детей в неразрывном единстве с воспитанием духовно-нравственных качеств путем целенаправленного и организованного образовательного процесса.
Новизна данной программы в комплексности содержания, и в том, что она знакомит детей со способами нестандартного рисования, дополняет основные образовательные курсы по изобразительной деятельности, художественному конструированию, по работе с природным и бросовым материалом. С помощью нетрадиционного способа рисования, по словам психолога Ольги Новиковой «Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен».
Отличительные особенности программы: Данная образовательная программа педагогически целесообразна, т.к. при её реализации в эстетическое отношение ребёнка входит его эмоциональный отклик на прекрасное (красивое, привлекательное), развиваются добрые чувства, творческая деятельность, формируется посильное стремление к преобразованию окружающего по законам красоты, а также к оценке красивых, гармоничных сочетаний красок, звуков, рифм и т.д. Эстетический компонент оказывает существенное влияние на установление ведущих звеньев структуры личности в целом.
Программа составлена с учётом интеграцией областей:
«Художественно-эстетическое развитие». Использование музыкальных произведений для обогащения содержания области. Развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
«Физическое развитие». Развитие мелкой моторики. Использование физминуток, пальчиковой гимнастики, работа по охране зрения и предупреждению нарушения осанки
«Речевое развитие». Использование художественного слова. Развитие свободного общения с взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности.
«Познавательное развитие». Формирование знаний о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении. Развитие познавательного интереса у детей к природе, посредством ознакомления с растительным миром родного края.
2.Цель и задачи программы
Цель: Формирование у детей раннего возраста эстетического восприятия и художественно – творческих способностей в изобразительной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
-Познакомить детей с видом нетрадиционной техники рисования – пальчиками и ладошками.
-Видеть «след», оставленный на бумаге карандашом или фломастером и понимать, что это образ реального предмета.
-Правильно держать карандаш, фломастер, кисть.
-Знать назначение красок и кисти, знать особенности пользования кистью.
-Видеть границы листа бумаги, контуры силуэтного рисунка; рисовать и раскрашивать в пределах этих границ.
-Проводить линии (вертикальные, горизонтальные, волнистые) и замыкать их в формы (округлые, прямоугольные).
-Сопровождать движения карандаша и кисти словами (например, «кап-кап», «топ-топ»)
-Консультировать родителей по вопросам развития у детей способностей к изобразительной деятельности.
Развивающие:
-Развивать эстетические чувства, чувство цвета, ритма.
-Развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные:
-Воспитывать устойчивый интерес к рисованию нетрадиционными способами.
-Воспитывать чувство радости при восприятии созданных рисунков.
3. Принципы и подходы к формированию программы
- принцип культуросообразности: построение или корректировка универсального эстетического содержания программы с учетом региональных культурных традиций;
- принцип сезонности: построение или корректировка познавательного содержания программы с учётом природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени;
- принцип систематичности и последовательности: постановка или корректировка задач эстетического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»;
-принцип цикличности: построение и корректировка содержания программы с постепенным усложнением и расширением от возраста к возрасту;
- принцип развивающего характера художественного образования;
- принцип природосообразности: постановка и корректировка задач художественно-творческого развития детей с учётом «природы» детей - возрастных особенностей и индивидуальных способностей;
- принцип интереса: построение или корректировка программы с опорой на интересы отдельных детей и детского сообщества (группы детей) в целом.
4. Формы и методы
Программа предусматривает использование разнообразных методов и приёмов:
1Метод наглядности. Показ образца выполнения последовательности работы.
2.Метод эстетичности
3.Словесный метод
4.Сенсорный метод
5.Игровой приём.
5. Возрастные особенности
В период от 2 до 3 лет ребенок стремительно овладевает речью. Песенки, потешки и сказки – первые литературные произведения, которые слышит малыш. Знакомясь с произведениями поэтов и писателей, устным народным творчеством, пронизанным мудростью и добротой, ребенок учится быть честным, справедливым и отзывчивым. У детей этого возраста хорошо развита фантазия, они получают яркие впечатления от эмоционально рассказанной сказки. Дети сопереживают настолько активно, что даже чувствуют себя участниками событий, о которых идет речь в сказке или потешке. Малыши с большим энтузиазмом будут помогать героям, нуждающимся в их поддержке: лепить печенье для голодного котенка, «строить» для зверей теремок, который развалил медведь и т. д. Созданию игрового настроения способствуют также ролевые и подвижные игры, занимательные задания на развитие мышления. Ведущая роль отводится восприятию. При восприятии предмета, малыш, как правило, выделяет те признаки, которые его привлекли больше всего.
В этом возрасте по качеству рисунок напоминает каракули. Но на этой стадии ребенок начинает давать названия своим рисункам: «Это - папа» или «Это я бегу», хотя ни папы, ни самого ребенка обнаружить на рисунках невозможно. Но если ребенок раньше получал удовольствие от движений как таковых, то здесь он начинает связывать свои движения с окружающим внешним миром.
В целом, рисование каракулей дает возможность ребенку создавать линии и формы, овладевать моторной координацией, строить образное отражение окружающей действительности.
Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребёнок уже способен сформулировать намерение изобразить как-либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» - окружности и отходящих от неё линий.
6. Планируемые результаты как целевые ориентиры
В результате обучения по данной программе дети:
- имеют сформированный интерес к рисованию разными материалами и способами;
- знают и называют цвета и умеют правильно подбирать их;
- передают различие предметов по величине;
- ритмично наносят пятна, штрихи;
- знакомы с нетрадиционной техникой рисования.
7. Учебный план
Занятия по дополнительному образованию для детей дошкольного возраста недопустимо проводить за счёт времени, отведённого на прогулку и дневной сон.
Занятия проводятся с октября 2020 г. по май 2021 г.
Кол-во занятий в неделю | Кол-во занятий в месяц | Кол-во занятий в год | Продолжительность занятия |
1 | 4 | 32 | 10 мин |
Расписание кружка: 1 раз в неделю, во вторую половину дня.
Формы аттестации и контроля: выставки работ.
8. Программное содержание
Прививать детям интерес к нетрадиционным техникам рисования.
Учить различать и подбирать цвета.
Рисование пальчиками:
-учить опускать пальчик в краску, наносить на бумагу точки;
-развивать творческое воображение детей, фантазию;
-воспитывать аккуратность в работе, учить доводить начатое дело до конца;
Рисование ладошками:
-учить наносить на ладошку краску кисточкой и прижимать руку к листу.
Рисование ватными палочками и поролоновым тычком:
-учить макать палочку в краску и методом «тычка» ставить точки, не смешивая краски.
Рисование карандашом, красками, восковыми мелками:
-учить замечать «след», оставленный на бумаге карандашом, фломастером, кистью с краской;
- понимать, что это образ (изображение) реального предмета;
-учиться держать карандаш, фломастер, мелок и оставлять свои «следы» на листе бумаги
-освоить способы создания линий (прямых, кривых, волнистых) и форм (замыкают линии);
-понимать назначение красок и кисти как взаимосвязанных предметов.
9. Календарно -тематическое планирование
месяц | тема | задачи |
Октябрь | «Солнышко лучистое» (рисование ладошкой) | Учить детей рисовать в нетрадиционной технике «ладошкой» (лучи солнца). Закрепить знания детей о желтом цвете. Развивать творческие способности. Воспитывать аккуратность в работе. |
«Орехи для белочки» (рисование поролоновым тычком) | Познакомить детей с гуашевыми красками; учить детей пользоваться тычком; закреплять знания основных цветов, знакомить с новыми цветами (коричневый); формировать интерес и положительное отношение к рисованию. | |
«Красивые листочки» (печатание листьями) | Знакомство с художественной техникой печатания. Нанесение краски на листья (способом окунания в ванночку) и создание изображений-отпечатков. Развивать чувство цвета. | |
«Мой любимый дождик» (рисование пальчиками) | Познакомить детей с техникой рисования пальчиками, показать приемы рисования точек формировать интерес и положительное отношение к рисованию, воспитывать желание рисовать. | |
Ноябрь | «Зернышки для цыплят» | Продолжать учить детей рисовать точки пальчиками, упражнять в порядковом счете до трех, воспитывать отзывчивость и доброту. |
«Листопад» | Продолжать учить детей рисовать красками, используя кисть; уточнять и закреплять знание цветов; формировать интерес и положительное отношение к рисованию, воспитывать самостоятельность. | |
«Дорожки для цыплят» | Вызвать у детей интерес к теме, к процессу рисования; учить держать карандаш в правой руке, тремя пальчиками; учить делать широкие плавные движения в любом направлении; вызывать и поддерживать чувство удовлетворения от процесса в результате деятельности. | |
«Следы от улиток» | Продолжать учить детей правильно держать поролоновый тампон за кончик тремя пальцами; проводить длинные пересекающиеся линии, не отрывая тампона от бумаги. Развивать мелкую моторику пальцев. Упражнять в порядковом счете до 2.Воспитывать внимательность. | |
Декабрь | «Дорожки» | Научить детей рисовать кисточкой поверх эскиза (рисование прямых линий); формировать интерес и положительное отношение к рисованию. Воспитывать умение радоваться своим работам. |
«Воздушные шары» | Продолжать учить детей рисовать гуашью с помощью поролонового тампона округлые формы. Учить соотносить предметы по цвету. Воспитывать отзывчивость и доброжелательность. | |
«Снег идет» (рисование ватными палочками) | Закреплять навыки рисования красками, используя ватные палочки; уточнять и закреплять знания цветов; развивать эстетическое восприятие, желание рисовать. | |
«Нарядим ёлочку» | Учить самостоятельному рисованию красками при помощи пальцев по образцу (без показа); уточнять и закреплять знание цветов; формировать интерес и положительное отношение к рисованию; развивать бытовые навыки. Воспитывать самостоятельность, творчество. | |
Январь | «Маленькая ёлочка в гости к нам пришла» (рисование пальчиками) | Учить детей располагать фонарики определённого цвета, используя дидактическую игру «Укрась ёлочку»; закреплять умение рисовать пальчиками, используя разные цвета; закреплять знания основных цветов; развивать эстетическое восприятие, желание рисовать. |
«Покормим птичек» | Закреплять с детьми умение создавать изображение ритмом мазков, осваивая всё пространство листа; познакомить с чёрным цветом; воспитывать у детей заботливое отношение к птицам. | |
«Зимний узор» (восковые карандаши) | Познакомить с рисованием восковыми карандашами. Продолжать учить детей правильно держать карандаш; закреплять приобретённые ранее навыки рисования; закреплять знания цветов (синий, белый); продолжать формировать интерес к рисованию; развивать эстетическое восприятие. | |
Февраль | «Полосатые варежки» | Учить детей рисовать линии слева направо, вести кисть по ворсу неотрывно, хорошо набирать краску на кисть, развивать восприятие цвета. |
«Снежные колобки» | Продолжать учить детей пользоваться кисточкой, рисовать круги от пятна, повторять изображение, заполняя свободное пространство листа; поддерживать игровое отношение к образу. | |
«Вкусные картинки» (раскрашивание в книжках-раскрасках) | Познакомить с новым видом рисования – раскрашивание контурных картинок в книжках-раскрасках. Освоение способа сплошной заливки силуэта. Создать интерес к «оживлению» и расцвечиванию картинки. Развивать восприятие. | |
«Колеса поезда» | Учить детей рисовать поролоновым тампоном круглые колеса в нужном месте на листе. Приучать работать коллективно. Развивать речь и мышление .Воспитывать стремление добиваться хорошего результата. | |
Март | «Светит солнышко в окошко» | Продолжать учить детей рисовать предметы округлой формы, от пятна; рисовать прямые линии (лучики), аккуратно работать кистью, снимая краску о краешек баночки; закреплять знание геометрических форм (круг); понятий «один», «много». |
«Весенний цветок» | Продолжать знакомить с техникой «принт» (печать). Учить вызывать яркий эмоциональный отклик на необычный способ рисования (пальчиками набирать краску и проводить линию). Формировать интерес к изобразительной деятельности. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде. | |
«Сосульки» | Учить рисовать сосульки красками. Освоить способ рисования вертикальных линий разной длины кисточкой. Развивать чувство формы, цвета, ритма. | |
«Весенняя капель» | Учить детей рисовать пальчиками вертикальную линию, состоящую из точек. Учить понимать и анализировать содержание стихотворения. Развивать мелкую моторику пальцев. Воспитывать любовь природе. | |
Апрель | «Мимоза» (рисование тычком) | Учить детей рисованию тычками, учить рисовать, создавая форму цветка. |
«Птички» | Учить детей рисовать ладошками; уточнять и закреплять знания цветов; формировать интерес и положительное отношение к рисованию; развивать бытовые навыки. Воспитывать любовь к птицам. | |
«Красивые флажки» | Самостоятельное рисование красивых узоров на флажках разной формы. Воспитывать самостоятельность, уверенность. Развивать чувство формы и цвета. | |
«Плывёт кораблик по весенним ручейкам» | Продолжать учить детей ритмично проводить линии на листе бумаги, двигая кисть по ворсу; учить ориентироваться на листе бумаги; развивать интерес к рисованию. | |
Май | «Салют» | Создать коллективную композицию в сотворчестве с воспитателем. Учить рисовать салют нетрадиционными приёмами. Экспериментирование с разными материалами и инструментами. Воспитывать интерес к наблюдению красивых явлений в окружающей жизни и их отражению в изобразительной деятельности. |
«Клубки ниток» | Учить детей рисовать круговыми движениями кисти клубки ниток. Развивать мелкую моторику рук. Закреплять и уточнять правильное произношение звука о. Воспитывать желание рисовать. | |
«Спрятались в траве» | Учить детей рисовать кистью короткие линии сверху вниз на всей плоскости листа. Продолжать учить анализировать содержание сказки. Воспитывать желание рисовать. | |
Рисование по замыслу | Продолжать формировать умение самостоятельно определять содержание своего рисунка. Учить приемам рисования красками. Закреплять знание цветов. Развивать чувство цвета, эстетическое восприятие. Воспитывать у детей желание рассматривать рисунки и радоваться им. |
10.Материально-технические условия
-Мольберт;
-цветные карандаши;
- кисти беличьи или колонковые;
-краски гуашь, пальчиковая
-стаканчики-непроливайки;
-мелки (восковые);
-бумага белая;
-салфетки.
11. Программно-методическое обеспечение.
-О.Г. Жукова – Планирование и конспекты занятий по изодеятельности, для детей раннего возраста. «Айрис-Пресс», 2010г.
- Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. 2011г.
И.А Лыкова – Изобразительная деятельность в детском саду. ( Ранний возраст). ТЦ «Сфера», М. 2009г.
Е.А. Янушко – Рисование с детьми раннего возраста. «Мозаика-Синтез», 2006г.
Список литературы для родителей
Иванова. О.Л. Васильева. И.И. Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка.- СПб.: Речь; М.: Сфера,2011.
-Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Изд. КАРО, 2007
12. Приложение. Педагогическая диагностика
Педагогическая диагностика (мониторинг) художественно-творческого развития
детей 2-3 лет
К трем годам ребенок проявляет заметный интерес к иллюстрациям в детских книжках, к народной игрушке и другим предметам декоративно-прикладного искусства (посуда и другие предметы интерьера); понимает, что изображение отличается от реальных предметов; охотно экспериментирует с художественными инструментами (карандаш, фломастер, кисть) и материалами; осваивает способы зрительного и тактильного обследования предметов, что является основой для обогащения восприятия, формирования представлений об окружающем мире, развития эмоций и интереса к художественной деятельности.
Может передавать свои представления и впечатления об окружающем мире в разных видах изобразительной деятельности (рисовании, лепке, аппликации). Создает образы конкретных предметов и явлений окружающего мира; передает форму и цвет доступными художественными способами; на основе ассоциаций устанавливает сходство между реальными предметами и их изображениями.
С интересом рассматривает и обыгрывает образы (колобок, дорожка, машина, жучок, птичка) и композиции (колобок на дорожке, кукла в кроватке, солнышко в окошке).
Высокий уровень – в рисовании ребенок увлеченно и с интересом создает изображения и при этом выражает свое отношение к ним; с увлечением рассматривает книжные иллюстрации и предметы декоративно-прикладного искусства; замечает красивое в природе, искусстве и в быту (в игрушках, одежде, упаковке и др.).
Средний уровень – в разных видах изобразительной деятельности ребенок обычно следует образцу, действует по подражанию, мотивирует свою неуверенность неумением; но при поддержке взрослого включается в деятельность и охотно соглашается рассматривать иллюстрации, рисовать вместе со взрослым.
Низкий уровень – ребенок не проявляет заметного интереса к изобразительной деятельности; в совместной деятельности с другим человеком (взрослым, старшим ребенком) или по подражанию создает схематичное изображение, но не выражает свое отношение к нему.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа "Разноцветные ладошки"
Программа сертифицирована и обобщена на базе УМиИЦ г. Мичуринска Тамбовской области...
Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности по развитию творческих способностей у детей 6-7 лет «Бумажные превращения»
laquo;Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше м...
Педагогическая диагностика по дополнительной общеразвивающей программе художественно-эстетической направленности по развитию художественных способностей у детей 4-7лет «Фантазия»
Педагогическая диагностика по дополнительной общеразвивающей программе художественно-эстетической направленности по развитию художественных способностей у детей 4-7лет «Фантазия&r...
Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности по развитию творческих способностей у детей 3-4 лет «Волшебная бумага»
laquo;Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше м...
Конспект занятия «Аппликация из ткани» в старшей группе по Дополнительной общеразвивающей программе «Разноцветные ладошки»
План – конспект занятия «Аппликация из ткани» Тема занятия: “Петушок” Цель: научить приемам выполнения аппликации из ткани. ...
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Разноцветные ладошки»
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.Психологи и педагоги пришли к...