Современная технология «Бусоград или Волшебные игры Феи бусинки» в системе речевого развития детей старшей группы
методическая разработка (старшая группа)

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую деятельность. Бусы – это не только элемент украшения, соответствующий тому или иному костюму, бусы – это и полет вашей фантазии, а для ребенка – это еще и доступный и эстетически притягательный дидактический материал. При работе с бусами происходит развитие пространственной ориентации, работа с бусами в группе обогащает коммуникативный опыт ребенка, способствует развитию мелкой моторики и, конечно же, творчества.  Ребенок на практике постигает такие понятия, как цвет, форма, размер. Очень важно, что благодаря всему этому, развиваются и речевые способности ребенка. В методической разработке М. И. Родиной, указывается, что, благодаря применению в работе с детьми техники «Бусоград», дети «быстрее начинают чисто и выразительно говорить».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_primenenie_tehnologii_busograd.docx24.67 КБ

Предварительный просмотр:

Современная технология  «Бусоград или Волшебные игры Феи бусинки» в системе речевого развития детей старшей группы».

АКТУАЛЬНОСТЬ:

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую деятельность. Бусы – это не только элемент украшения, соответствующий тому или иному костюму, бусы – это и полет вашей фантазии, а для ребенка – это еще и доступный и эстетически притягательный дидактический материал. При работе с бусами происходит развитие пространственной ориентации, работа с бусами в группе обогащает коммуникативный опыт ребенка, способствует развитию мелкой моторики и, конечно же, творчества.  Ребенок на практике постигает такие понятия, как цвет, форма, размер. Очень важно, что благодаря всему этому, развиваются и речевые способности ребенка. В методической разработке М. И. Родиной, указывается, что, благодаря применению в работе с детьми техники «Бусоград», дети «быстрее начинают чисто и выразительно говорить».

ЦЕЛЬ:

Создание условий, способствующих развитию мелкой моторики рук для подготовки детей с общим недоразвитием речи к школе.

ЗАДАЧИ:

Коррекционно-образовательные:

1. Формировать и совершенствовать пространственные представления;

Коррекционно-развивающие:

2. Способствовать развитию мелкой моторики рук у детей: развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук;

3. Развивать зрительное и слуховое восприятие, память;

4. Развивать речевые и коммуникативные навыки;

Коррекционно-воспитательные:

5. Воспитывать личностные качества: внимательность, терпеливость, сообразительность, усидчивость;

6. Воспитывать навыки самоконтроля.

Планируемый результат:

• Усовершенствование пространственных представлений;

• Развитие мелкой моторики, применяя различные методы и приемы, тренировка мышц;

• Развитие зрительного и слухового восприятия, способности к наблюдению, сравнению, творческому воображению;

• Развитие коммуникативных навыков;

• Воспитание усидчивости, терпения, аккуратности, точности, настойчивости, что является важным для детей, особенно с нарушением речи.

А также внедрение в практику работы  здоровьесберегающих технологий, что позволяет сделать учебный процесс для ребенка более комфортным, повышает эффективность обучения, а главное – развивает речь детей.

Обеспечение: бусы разного цвета и разной длины

Этапы работы с техникой «Бусоград» в речевом развитии

Iэтап. Подготовительный.

Работу начинаем со знакомства с бусами. Дети рассказывают о цвете. Определяют форму бусин, размер своих бус по отношению к другим (методом сравнения, работаем со всей длиной бус, используем пальчиковые упражнения с бусами.

ИГРЫ-УПРАЖНЕНИЯ: «Шкатулочка», «Маятник», «Волшебная дорожка», «Маленькая горка», «Большая гора», «Испеки пирожное»

II этап. Конструктивный.

Работаем над выкладыванием отдельных предметов, сопровождая упражнения стихами и речевыми упражнениями. Привязываем упражнения к лексическим темам.

ИГРЫ-УПРАЖНЕНИЯ: «Улитка», «Кочка», «Горочка, гора», «Тарелка, лодочка, квадрат», «Тучка», «Птичка», «Цветок», «Снежинка» и т. п.

Начинаем работать с парой бус. Усложняем картинки и действия с ними: - например, на парусник надо подуть – «с-с-с», по крыше дома стучит дождик – «бум-бум-бум» и т. д.

ИГРЫ-УПРАЖНЕНИ: «Парусник», «Домик» и т. п.

III этап. Творческий.

Самостоятельное составление детьми или группой детей картин, заполнение контуров, придумывание мини-сказок и рассказов по составленным картинкам. А также составление и обыгрывание звуков (желательно применять и цветовое обозначение, соответствующее гласным и твердым и мягким согласным, принятое в логопедии, чтобы не путать детей).

А также совместное придумывание с детьми стихов на заданный звук.

ИГРЫ-УПРАЖНЕНИЯ: «Волшебный дворец», «Пряничный городок», «На лесной полянке», «Морское царство» «Рисуем звуки» и т. п.

Содержание деятельности (дидактические упражнения)

К детям приходит Фея Бусинка, говорит, что она любит всё яркое, красивое, цветное. Живёт она в прекрасном городе Бусограде и придумывает для жителей своего города увлекательные игры, устраивает праздники.

Бусоград - сказочно красивый город! Каждое утро на главной площади города жителей встречают удивительные картины: то морской берег с парусниками и островами, то лесная тропинка с бабочками и улитками, то зеленая полянка с необыкновенными цветами.

Жители Бусограда очень любят играть. Но эти игры всегда не простые, а волшебные - в них нужно проявить выдумку и смекалку, ловкость и умение, терпение и настойчивость, внимание и фантазию.

Сегодня Бусинка принесла волшебный сундучок и предлагает всем стать добрыми волшебниками. «Я открою вам секрет, говорит Бусинка, – можно рисовать бусами! Но делать это надо очень осторожно, ведь бусы очень хрупкие и могут порваться!»

"Бусы и шкатулочка"

Кисти рук прижаты друг к другу "лодочкой". Внутри находится нитка бус.

"Жили-были бусы в шкатулочке. Шкатулочка была крепко закрыта, её можно было потрясти и услышать, звук. На что он похож? Ответы.

Шкатулочка открывается, бусы появляются.

Бусы, бусы, покажитесь, красотою похвалитесь!

А теперь опять сложитесь

И тихонько спать ложитесь.

Одна ладонь поднимается, как будто открывается крышка шкатулки.

Подняв бусы медленно и аккуратно двумя пальцами одной руки, снова сложить их в другую руку, прикрыв сверху ладонью.

Затем повторить упражнение, поменяв положение рук.

"Вертушка"

Бусы, бусы, покажитесь, красотою похвалитесь!

Потанцуйте, не ленитесь,

А теперь опять сложитесь и тихонько спать ложитесь.

Бусы лежат на ладони. Одной рукой (пальцами) поднять медленно бусы и вращать кистью руки ускоряя, а затем замедляя вращение бус до полной остановки. Кладём бусы обратно в ладошку. Затем также берём и вращаем другой рукой.

"Узоры"

Лежали как-то бусы в шкатулочке и грустили, решили они попрыгать, потанцевать. Выпрыгнули из шкатулочки и превратились в необычное существо. Надо подойти поближе и рассмотреть с разных сторон это существо, тогда мы сможем угадать, что хотели бусы нам показать!

Все участники рассматривают мой узор, затем бросают свои бусы и проговаривают, у кого что получилось (это обязательно делать с детьми).

Рисуем бусами.

Вместо красок разноцветных в руки бусы мы возьмём.

Необычно и красиво рисовать сейчас начнём.

«Дорожка»

Бусы в кучку соберём

И ладошками сгребём,

Пальчиками их поманим-

«Дорожку» длинную растянем.

«Улитка»

Вот из бус дорожка.

Край прижмём ладошкой.

Крутим мы ладонь - и нитка

Превращается в «улитку»! (Из кусочка делаем улитку-детку).

«Кочка, горочка, гора»

Жила-была дорожка, ровная дорожка.

Пальчик, пальчик, помогай,

В серединочку вставай.

Ты вверх бусы потяни

И на горку посмотри.

Пальчик, пальчик, не скучай,

Горку выше поднимай!

Кочка, горочка, гора –

Вот так славная игра!

«Тарелка, лодочка, квадрат»

Вновь выпрямляется дорожка,

Вниз потянем мы немножко.

Хороша тарелка наша.

Тянем, тянем – лодка здесь.

А потянем ещё дальше –

И уже квадратик здесь.»

Повторяем: «Дорожка, тарелка, лодочка, квадрат,

Получилось здорово, каждый очень рад!»

«Тучка»

Снова «дорожка»,

Лежит и молчит.

Две «ямки», две «горки»,

И «тучка» летит!

«Птичка»

Пальчик указательный

«Дорожку» оживит.

«Птичка» машет крыльями, по небу летит!

«Цветочек»

Выложим мы вновь «дорожку»,

Потянем в стороны немножко-

И вот мы сделаем кружочек,

А превратим его в «цветочек»!

«Бабочка»

Бабочки-красавицы на лугу порхают,

Им цветочки нравятся, нектар их собирают.

Рисуем из двух ниток.

«Домик»

Вот две дорожки, квадратик потом,

Над ним треугольник – построили дом.

«Парусник»

Бусы снова мы возьмём,

В две дорожки соберём.

Пальчики нам помогайте,

Строить лодку начинайте.

Над лодкой пальчиком одним

Мы треугольник смастерим.

Парусник плывёт вперёд,

Радость детям он несёт.

Второй вариант – верхнюю нитку кладём перпендикулярно лодке.

Примерное тематическое планирование с учетом технологии «Бусоград» в старшей группе

Осень: Знакомство детей с техникой «Бусоград». Подготовительный этап работы.     Привить интерес к работе с бусами. Рассказ о сказочном городе «Бусограде» Д/У с бусами: «Шкатулка», «Большая гора», «Маленькая горка», «На что это похоже?»

Любая музыка на релаксацию.

Зима. Признаки зимы. Дети учатся передавать фантазийные образы, навеянные зимними наблюдениями: снежинка, сугробы, морозные узоры, снеговик. Чтение стихов о зиме., беседа о признаках зимы. Рисование морозных узоров в процессе изобразительной деятельности. Пальчиковые игры : «Как на горке снег», «Снежок».

Коллаж из бус «Зимняя сказка»

 Зимующие птицы При помощи бус выкладываем более сложные фигуры, отражающие последовательно события в сказке, рассказанной педагогом: снег, птица, клин, море,

остров, цветы. Расширяем понятийный словарь ребенка. Знакомство с перелетными птицами. Лото «Перелетные и зимующие птицы».

Загадки о птицах. Коллаж из бус по сказке: «Путешествие в теплые края»

(совместная деятельность)

Д/И «Кто остается?»

Викторина: «Кто лишний?»

Весна. Транспорт. Виды транспорта. Детям дается задание на ориентацию в пространстве. Сначала мы учимся по отдельности изображать с помощью бус: колесо, кабину, кузов. Затем детям предоставляется возможность самим сконструировать свою машину. Усвоить деление транспорта на грузовой и пассажирский, морской, речной, сухопутный, воздушный объяснить принцип движения машины. Стихи, загадки о транспорте. Иллюстративный материал на тему «Транспорт».

Музыкально-ритмическое упражнение «Поезд»

Д/И с бусами: «Лодка», «Парусник»

Коллаж из бус на тему «Машины будущего»

Д/И: Наш транспорт»

Д/И с бусами: «Нагрузи машину»

Насекомые Дети делают сложную фигуру «Бабочка», затем украшают ее крылья, заполняя пространство внутри узорами. Задание на свободное творчество. Беседа о многообразии насекомых и их отличительных признаках. Стихи, загадки о насекомых. Разглядывание коллекций насекомых.

Чтение сказки К. Чуковского «Муха-Цокотуха». Музыкально-ритмическая гимнастика «Золотило солнышко лес»

Танцевальная импровизация с платками: «Бабочки на полянке»

Коллаж с бусами: «Вальс бабочек»

ВЫВОД: Применяя различные   методы и приемы, мы не только развиваем мелкую моторику рук, но и развиваем способность к наблюдению, сравнению, творческому воображению. Воспитываем усидчивость, терпение, аккуратность, точность, настойчивость. Что так немаловажно для детей,  с нарушением речи. А также внедрение в практику работы таких технологий, позволяет сделать учебный процесс для ребенка более комфортным, повышает эффективность

Использованная литература:

1. М. И. Родина, "Бусоград", "Музыкальная палитра", Санкт-Петербург", 2014г.

2. М. И. Родина, А. И. Буренина, "Кукляндия", "Музыкальная палитра", Санкт-Петербург", 2008г.

         

               Использование современной технологии

«Бусоград или Волшебные игры Феи Бусинки» в системе речевого развития детей старшего дошкольного возраста»

Воспитатель:

Вартик Светлана Георгиевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию детей старшей группы на тему: «Страна - Дружляндия»

- закрепить знания детей о значении слов - добро, доброта, вежливость- учить детей проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи- развивать речь, внимание, память, умение вырази...

Современная технология «Бусоград или Волшебные игры Феи Бусинки» в системе речевого развития детей среднего дошкольного возраста»

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую деятельность. Бусы – это не только элемент украшения...

Конспект занятия по речевому развитию детей старшей группы (обучение грамоте). Тема: «Речевые игры с «добрым» и «сердитым» братьями»

Конспект занятия по речевому развитию детей старшей группы (обучение грамоте). Тема: «Речевые игры с «добрым» и «сердитым» братьями»...

Дополнительная образовательная программа студии познавательно-речевого развития детей старшей группы по работе с игрой "Блоки Дьенеша"

В Программе представлена последовательность ознакомления детей старшего дошкольного возраста с игрой "Блоки Дьенеша". Опыт могут использовать педагоги, работающие по любой дошкольной образов...

Мониторинг речевого развития детей старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР

 В данном материале представлен образец речевого профиля Кати П., заполненный в таблице Exel. Раскрыты разделы обследованиея и оценка результатов....

Тема: «Современная технология «Бусоград или Волшебные игры Феи Бусинки» в системе речевого развития детей младшего дошкольного возраста»

Данную методику разработала Майя Ивановна Родина, известный педагог, музыкант, почетный работник общего образования РФ. Направлена она на развитие интеллектуально-творческого потенциала детей дошкольн...