Тема: «Современная технология «Бусоград или Волшебные игры Феи Бусинки» в системе речевого развития детей младшего дошкольного возраста»
проект по конструированию, ручному труду (младшая группа)
Данную методику разработала Майя Ивановна Родина, известный педагог, музыкант, почетный работник общего образования РФ. Направлена она на развитие интеллектуально-творческого потенциала детей дошкольного возраста, а также на улучшение речевого функционала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_masha_2023.docx | 26.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №63 комбинированного вида Кировского района Санкт-Петербурга
План работы по самообразованию
Воспитатель: Молдавчук Мария Сергеевна
Группа № 4 (3 – 4 года)
Тема: «Современная технология «Бусоград или Волшебные игры Феи Бусинки» в системе речевого развития детей младшего дошкольного возраста»
Актуальность темы:
В настоящее время ширится круг инновационных и альтернативных программ развития ребёнка в дошкольном образовательном учреждении. Тем не менее, вопрос о развитии творческого потенциала ребёнка остаётся актуальным. Для того, чтобы ребенок проявил творчество, необходимо обогатить его жизненный опыт яркими художественными впечатлениями, дать необходимые знания и умения. Чем богаче опыт малыша, тем ярче будут творческие проявления в разных видах деятельности. Поэтому так важно с самого раннего детства приобщать ребенка к музыке, театру, литературе, живописи. Чем раньше начать развивать детское творчество, тем больше результатов можно достигнуть. Проблема творческого развития дошкольников – одна из самых актуальных, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности.
С учётом требований современного мира - развитие творческих способностей должно стать одним из важных звеньев современного образования. Но, для того чтобы увести детей от стереотипного мышления необходимо разбудить фантазию, воображение ребёнка. Неоценимое значение для развития творчества дошкольника имеет сказка, которую ребенок может создать при помощи бус, так как она по своей сути наиболее близка ребёнку. В ходе рисования бусами каждый ребенок может проявить свою выдумку и фантазию, будет захвачен удивительным процессом творения: сочинением сказочных историй. Они расширяют представления ребёнка об окружающем мире, вызывают позитивные эмоции и желание придумать продолжение сказки. Все сказки отличаются индивидуальностью и творческим подходом в изображении. При этом остальные дети не только смотрят и слушают, но и являются активными участниками, выполняя предложенные задания. Это хорошо поддерживает положительный эмоциональный настрой и речевую активность детей. Кроме того, бусоград открывает для каждого творческие горизонты: можно попробовать придумать свои игры, оригинальные упражнения, изобразить при помощи бус фантастические картины, сочинить и показать удивительные истории.
Данную методику разработала Майя Ивановна Родина, известный педагог, музыкант, почетный работник общего образования РФ. Направлена она на развитие интеллектуально-творческого потенциала детей дошкольного возраста, а также на улучшение речевого функционала.
Цель для педагога:
1. Создание условий, способствующих развитию интеллектуально-творческой, познавательной активности детей дошкольного возраста; формированию коммуникативных качеств личности.
2. Поощрять и поддерживать детские творческие находки
3. Развивать творческий потенциал детей через специально созданную развивающую среду.
Цель для воспитанников:
1. Развитие мелкой моторики
2. Освоение сенсорных эталонов: цвет, форма, величина
3. Развитие речевых и коммуникативных навыков
4. Развитие творческих способностей
5. Формирование личностных качеств: внимания, терпения, сочувствия, заботы, фантазии, понимания, доброжелательности.
Дата начала работы над темой: 01.09.2022 г
Предполагаемая дата окончания работы: 28.04.2023 г
Ожидаемые результаты для педагога:
- повысить свой профессиональный уровень;
- создание специальной среды с целью развития речевых способностей при помощи технологии «Бусоград»;
- создать картотеки, обеспечивающие систему работы в группе.
- усилить интерес родителей (законных представителей) к событиям в детском саду.
Ожидаемые результаты для воспитанников:
- сформированы личностные отношения к цвету, линии, форме;
- участие в праздниках и развлечениях;
- повышение уровня произвольной памяти, развитие речи дошкольников;
- развить у детей умственную активность, умение сравнивать и выделять существенные признаки;
- расширение кругозора детей и эмоциональный опыт детей;
- появление способности в разных видах творческой деятельности;
- развитие мелкой моторики;
- воспитание усидчивости, терпения, аккуратности, точности;
Формы работы:
- совместная деятельность воспитателя с детьми;
- индивидуальная работа с детьми;
- консультативная работа с родителями.
- Беседа;
- Наблюдение;
- Познавательно-игровая образовательная деятельность;
- Продуктивная деятельность.
- Рассматривание иллюстраций, рисунков, выполненных воспитателем.
- Чтение стихов, загадок.
Этапы проработки материала:
1 Этап информационно-аналитический
Изучение научной и учебно-методической литературы, интернет источников, накопленного опыта современных педагогов по изучаемой теме. Знакомство с бусами.
2 Этап - внедрение в практику.
Разработка и корректировка конспектов занятий с использованием приемов выкладывания отдельных предметов, сопровождается стихами и речевыми упражнениями.
Создание картотеки и презентации для детей.
3 ЭТАП - представление опыта работы по теме: «Современная технология «Бусоград или Волшебные игры Феи Бусинки» в системе речевого развития детей младшего дошкольного возраста»
Публикация своего опыта на официальном сайте ДОУ в сети «Интернет»
Сроки | Формы работы | Содержание работы | Практические выходы (рефераты, доклады, открытый просмотр, выставка работ и т.д.) |
сентябрь | - Изучение организационно методической литературы по теме самообразования. - Практическое применение с воспитанниками. | - Составление перспективного планирования. - Подбор стихотворного материала. - Прививание интереса к работе с бусами - Рассказ о сказочном городе «Бусограде» - Дидактические упражнения с бусами: Шкатулка, Большая гора, На что это похоже? | |
октябрь | - Изучение организационно методической литературы по теме самообразования. - Практическое применение с воспитанниками. | - Используя бусы, строим простые фигуры | - Консультация для родителей «Значение мелкой моторики в системе речевого развития». (Папка – передвижка). |
ноябрь | - Изучение организационно методической литературы по теме самообразования. - Практическое применение с воспитанниками. | - При помощи бус выкладывание более сложных фигур, отражающие последовательно события в сказке, рассказанной педагогом. - Расширяем понятийный словарь ребенка | - Теоретические знания педагога. - Знание содержания методической литературы, применение в работе. |
декабрь | - Практическое применение с воспитанниками. | - Разучивание стихов к Новому году (с использованием бус). - Учимся передавать фантазийные образы, навеянные зимними наблюдениями: сугробы, морозные узоры, снеговик, елочка. - Чтение стихов о зиме, беседа о признаках зимы. Наблюдения на улице. | - Выставка - коллаж из бус: «Зимняя сказка» |
январь | - Изучение организационно методической литературы по теме самообразования. - Практическое применение с воспитанниками. | - Дети с помощью бус создают и украшают свои елочки. - Дидактическая игра: «Отгадай, что это?» | Консультация для родителей «Знакомство с технологией Бусоград» (на сайте ДОУ страничка воспитателя). |
февраль | - Практическое применение с воспитанниками. | - Познакомить детей с разными видами транспорта: воздушный, наземный, водный. Стихи, загадки о транспорте. Иллюстративный материал на тему «Транспорт». Наблюдение за транспортом на улице. - Детям дается задание на ориентацию в пространстве. Учимся по отдельности изображать с помощью бус: колесо, кабину, кузов, парус и тд. Затем детям представляется возможность самостоятельно сконструировать вид транспорта по своему желанию. | -Выставка - коллаж из бус: «Машины будущего» |
март | - Работа с родителями (законными представителями). - Практическое применение с воспитанниками. | - С помощью бус дети изготавливают «пирожные», украшают их подручным материалом (бусины, резиночки, шарики, бантики) - Делаем из бус тарелки (круг, квадрат) и украшаем их внутри. | - Консультация для родителей (на сайте ДОУ страничка воспитателя). «Уроки Феи Бусинки». - Выставка-коллаж «Магазин Пирожных». |
апрель | - Распространение собственного опыта работы по теме самообразования. - Практическое применение с воспитанниками. | - Дети делают сложную фигуру «Бабочка», затем украшают ее крылья, заполняя пространство внутри узорами. - Беседа о многообразии насекомых и их отличительных признаках. Стихи, загадки о насекомых. Рассматривание коллекций насекомых. Чтение сказки К. Чуковского «Муха-Цокотуха» | - Коллаж из бус: «Вальс бабочек» - Отчет по теме самообразования. |
Отчёт по самообразованию
Молдавчук Марии Сергеевны. Воспитателя группы № 4 за 2022 – 2023 год
Тема: «Современная технология «Бусоград или Волшебные игры Феи Бусинки» в системе речевого развития детей младшего дошкольного возраста»
- Литература, изученная по данной проблеме:
- М.И. Родина, "Бусоград" или «Волшебные игры феи Бусинки», "Музыкальная палитра", Санкт-Петербург", 2014г.
- М.И. Родина, А.И. Буренина, "Кукляндия", "Музыкальная палитра", Санкт-Петербург", 2008г.
- Учебно – методический комплект: методическое пособие по интеллектуально-творческому развитию детей 2 – 7 лет. Кукляндия. – СПб.: под редакцией М.И. Родиной и А. И. Бурениной «Музыкальная палитра», 2014.
- Светлана Большакова: Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения
- Новикова О. Веселые пальчиковые игры
- Основные направления в работе:
- Использование в процессе речевого развития детей младшего возраста технологию рисования бусами М.И. Родиной «Бусоград»;
- проведение игр и упражнений от Феи Бусинки, используя методическое пособие М.И. Родиной «Бусоград», чтобы развитие речи и творческих способностей
- проводение с детьми игр и упражненияй с постепенным усложнением и внесением дополнительного материала (камушков, колечек, палочек и др.);
- оформление консультаций для родителей на тему «Бусоград» и «Значение мелкой моторики в системе речевого развития»
3. Анализ успешной реализации целей и задач, поставленных при выборе темы самообразования.
Впервые узнав об этой методике, я решила обязательно применить ее в своей педагогической практике, ведь в бусах есть что-то магическое. Бусы – это не только элементы украшения, соответствующие тому или иному костюму, бусы – это и полет нашей фантазии, а для ребенка – это еще и доступный и эстетически притягательный материал.
На основании поставленных целей и задач можно сделать вывод, что знакомство, изучение и применение данной технологии в работе с детьми прошло успешно. Работа по изучению технологии Бусограда будет продолжаться и применяться в разных областях.
Воспитание усидчивости, терпения, аккуратности, точности, настойчивости, что является важным для детей, особенно с нарушением речи.
А также внедрение в практику работы таких здоровьесберегающих технологий, позволяет сделать учебный процесс для ребенка более комфортным, повышает эффективность обучения, а главное – развивает речь детей.
Благодаря использованию данной технологии дети начали более чисто и выразительно говорить, не стесняются фантазировать, проявлять свою выдумку, учатся договариваться друг с другом. Одна из сильных сторон технологии — это то, что в ней предлагается целая воспитательная система, направленная не только на формирование речевых, коммуникативных и других полезных навыков (что тоже очень важно!), но и на воспитание тонких качеств личности: внимания друг к другу, терпения, сочувствия, понимания, заботы и доброжелательности. Воспитанники с удовольствием проявляли интерес к данной игровой технологии, тем самым шло развитие мелкой моторики, освоение сенсорных эталонов.
Главным результатом реализации целей и задач является формирование у детей целостности мышления, широкого взгляда на окружающий мир.
А также, в результате обучения по программе «Уроки Феи Бусинки», у воспитанников сформировались личностные отношения к цвету, линии, форме; начали развиваться образное мышление и воображение, расширился эмоциональный опыт детей; появилось желание и умение работать в детском и взрослом коллективе.
- Использование новых образовательных технологий, методов, приёмов как результат работы по самообразованию:
Используя в работе методическое пособие М.И. Родиной «Бусоград», необходимо принимать во внимание личность ребенка и уважать его свободу выбора.
Объяснительно-иллюстративный метод. Для объяснения нового материала. Задания, беседы, педагог применяет различные иллюстрации, наглядный материал, музыкальные произведения и т.д.
Частично-поисковый метод. Этот метод направлен на развитие познавательной активности и самостоятельности. Он заключается в выдаче небольших знаний, решение которых требует самостоятельной активности.
5. В каком направлении будут продолжать работу по самообразованию:
а) продолжать применять технологию Бусоград в работе с воспитанниками
б) расширять знания на тему развития мелкой моторики и ее значения в системе речевого развития
в) создание в группе Уголка Феи Бусинки
г) создание и расширение картотеки игр «Бусоград»
д) просмотр и прослушивание вебинара на тему: Развитие художественно-творческих способностей детей по технологии М.И. Родииной «Бусоград»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект:" Применение технологии " Бусоград или волшебные игры феи Бусинки" в системе развития речи детей старшей группы.
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую деятельность.При работе с бусами происходит развитие пространственн...
Современная технология «Бусоград или Волшебные игры Феи Бусинки» в системе речевого развития детей среднего дошкольного возраста»
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую деятельность. Бусы – это не только элемент украшения...
План работы по теме самообразования «Сказки о Веселом Язычке, или артикуляционная гимнастика как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста».
В настоящее время с вступлением федерального государственного образовательного стандарта, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста.Дошкольный возраст — э...
Родительское собрание по теме "Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста.Игры.Методы.Приемы"
Презентация содержит причины задержки речи, упражнения для запуска речи, артикуляционные упражнения, а так же и др игры в помощь педагогам и родителям....
Современная технология «Бусоград или Волшебные игры Феи бусинки» в системе речевого развития детей старшей группы
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую деятельность. Бусы – это не только элемент украшения...
«Использование произведений малых форм фольклора в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста». Презентация авторской разработки « В волшебном лукошке, всего понемножку»
Работая с детьми младшего дошкольного возраста, я начала замечать такую закономерность, что использование в своей речи потешек, чистоговорок, прибауток побуждает детей к активизации речевого аппарата....
Самообразование "Применение технологии БУСОГРАД или волшебные игры феи Бусинки в системе развития речи детей подготовительной группы"
Вид: творческий, развивающий.Продолжительность: 1 год.Сроки проведения: 01.09.2023г. по 31.05.2024 г.Участники проекта: дети, воспитатель. ЦЕЛЬ:Создание условий, способствующих раз...