Современная технология «Бусоград или Волшебные игры Феи Бусинки» в системе речевого развития детей среднего дошкольного возраста»
учебно-методическое пособие по развитию речи (средняя группа) на тему
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую деятельность. Бусы – это не только элемент украшения, соответствующий тому или иному костюму, бусы – это и полет вашей фантазии, а для ребенка – это еще и доступный и эстетически притягательный дидактический материал. При работе с бусами происходит развитее пространственной ориентации, работа с ними в группе обогащает коммуникативный опыт ребенка, способствует развитию мелкой моторики и, конечно же, творчества. Помимо этого ребенок на практике постигает такие понятия, как цвет, форма, размер. Очень важно, что благодаря всему этому, развиваются и речевые способности ребенка. В методической разработке М. И. Родиной, указывается, что, благодаря применению в работе с детьми технологии «Бусоград», дети «быстрее начинают чисто и выразительно говорить».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
busograd.docx | 30.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Современная технология
«Бусоград или Волшебные игры Феи Бусинки» в системе речевого развития детей среднего дошкольного возраста»
АКТУАЛЬНОСТЬ:
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую деятельность. Бусы – это не только элемент украшения, соответствующий тому или иному костюму, бусы – это и полет вашей фантазии, а для ребенка – это еще и доступный и эстетически притягательный дидактический материал. При работе с бусами происходит развитее пространственной ориентации, работа с ними в группе обогащает коммуникативный опыт ребенка, способствует развитию мелкой моторики и, конечно же, творчества. Помимо этого ребенок на практике постигает такие понятия, как цвет, форма, размер. Очень важно, что благодаря всему этому, развиваются и речевые способности ребенка. В методической разработке М. И. Родиной, указывается, что, благодаря применению в работе с детьми технологии «Бусоград», дети «быстрее начинают чисто и выразительно говорить».
ЦЕЛЬ:
Создание условий, способствующих развитию мелкой моторики рук
ЗАДАЧИ:
Коррекционно-образовательные:
1. Формировать и совершенствовать пространственные представления;
Коррекционно-развивающие:
2. Способствовать развитию мелкой моторики рук у детей: развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук;
3. Развивать зрительное и слуховое восприятие, память;
4. Развивать речевые и коммуникативные навыки;
Коррекционно-воспитательные:
5. Воспитывать личностные качества: внимательность, терпеливость, сообразительность, усидчивость;
6. Воспитывать навыки самоконтроля.
Планируемый результат:
• Усовершенствование пространственных представлений;
• Развитие мелкой моторики, применяя различные методы и приемы, тренировка мышц;
• Развитие зрительного и слухового восприятия, способности к наблюдению, сравнению, творческому воображению;
• Развитие коммуникативных навыков;
• Воспитание усидчивости, терпения, аккуратности, точности, настойчивости, что является важным для детей, особенно с нарушением речи.
А также внедрение в практику работы таких здоровьесберегающих технологий, позволяет сделать учебный процесс для ребенка более комфортным, повышает эффективность обучения, а главное – развивает речь детей.
Обеспечение: бусы разного цвета и разной длины
Этапы работы с техникой «Бусоград» в речевом развитии
Iэтап. Подготовительный.
Работу начинаем со знакомства с бусами. Дети рассказывают о цвете. Определяют форму бусин, размер своих бус по отношению к другим (методом сравнения, работаем со всей длиной бус, используем пальчиковые упражнения с бусами.
ИГРЫ-УПРАЖНЕНИЯ: «Шкатулочка», «Маятник», «Волшебная дорожка», «Маленькая горка», «Большая гора», «Испеки пирожное»
II этап. Конструктивный.
Работаем над выкладыванием отдельных предметов, сопровождая упражнения стихами и речевыми упражнениями. Привязываем упражнения к лексическим темам.
ИГРЫ-УПРАЖНЕНИЯ: «Улитка», «Кочка», «Горочка, гора», «Тарелка, лодочка, квадрат», «Тучка», «Птичка», «Цветок», «Снежинка» и т. п.
Начинаем работать с парой бус. Усложняем картинки и действия с ними: - например, на парусник надо подуть – «с-с-с», по крыше дома стучит дождик – «бум-бум-бум» и т. д.
ИГРЫ-УПРАЖНЕНИЯ: «Парусник», «Домик» и т. п.
III этап. Творческий.
Самостоятельное составление детьми или группой детей картин, заполнение контуров, придумывание мини-сказок и рассказов по составленным картинкам
ИГРЫ-УПРАЖНЕНИЯ: «Волшебный дворец», «Пряничный городок», «На лесной полянке», «Морское царство» » и т. п.
Содержание деятельности (дидактические упражнения)
К детям приходит Фея Бусинка, говорит, что она любит всё яркое, красивое, цветное. Живёт она в прекрасном городе Бусограде и придумывает для жителей своего города увлекательные игры, устраивает праздники.
Бусоград - сказочно красивый город! Каждое утро на главной площади города жителей встречают удивительные картины: то морской берег с парусниками и островами, то лесная тропинка с бабочками и улитками, то зеленая полянка с необыкновенными цветами.
Жители Бусограда очень любят играть. Но эти игры всегда не простые, а волшебные - в них нужно проявить выдумку и смекалку, ловкость и умение, терпение и настойчивость, внимание и фантазию.
Сегодня Бусинка принесла волшебный сундучок и предлагает всем стать добрыми волшебниками. «Я открою вам секрет, говорит Бусинка, – можно рисовать бусами! Но делать это надо очень осторожно, ведь бусы очень хрупкие и могут порваться!»
"Бусы и шкатулочка"
Кисти рук прижаты друг к другу "лодочкой". Внутри находится нитка бус.
"Жили-были бусы в шкатулочке. Шкатулочка была крепко закрыта, её можно было потрясти и услышать, звук. На что он похож?" Ответы.
Шкатулочка открывается, бусы появляются.
Бусы, бусы, покажитесь, красотою похвалитесь!
А теперь опять сложитесь
И тихонько спать ложитесь.
Одна ладонь поднимается, как будто открывается крышка шкатулки.
Подняв бусы медленно и аккуратно двумя пальцами одной руки, снова сложить их в другую руку, прикрыв сверху ладонью.
Затем повторить упражнение, поменяв положение рук.
"Вертушка"
Бусы, бусы, покажитесь, красотою похвалитесь!
Потанцуйте, не ленитесь,
А теперь опять сложитесь и тихонько спать ложитесь.
Бусы лежат на ладони. Одной рукой (пальцами) поднять медленно бусы и вращать кистью руки ускоряя, а затем замедляя вращение бус до полной остановки. Кладём бусы обратно в ладошку. Затем также берём и вращаем другой рукой.
"Узоры"
Лежали как-то бусы в шкатулочке и грустили, решили они попрыгать, потанцевать. Выпрыгнули из шкатулочки и превратились в необычное существо. Надо подойти поближе и рассмотреть с разных сторон это существо, тогда мы сможем угадать, что хотели бусы нам показать!
Все участники рассматривают мой узор, затем бросают свои бусы и проговаривают, у кого что получилось (это обязательно делать с детьми).
Рисуем бусами.
Вместо красок разноцветных в руки бусы мы возьмём.
Необычно и красиво рисовать сейчас начнём.
Для младшего возраста начинаем с пирожного, тортика.
«Дорожка»
Бусы в кучку соберём
И ладошками сгребём,
Пальчиками их поманим-
«Дорожку» длинную растянем.
«Улитка»
Вот из бус дорожка.
Край прижмём ладошкой.
Крутим мы ладонь - и нитка
Превращается в «улитку»! (Из кусочка делаем улитку-детку).
«Кочка, горочка, гора»
Жила-была дорожка, ровная дорожка.
Пальчик, пальчик, помогай,
В серединочку вставай.
Ты вверх бусы потяни
И на горку посмотри.
Пальчик, пальчик, не скучай,
Горку выше поднимай!
Кочка, горочка, гора –
Вот так славная игра!
«Тарелка, лодочка, квадрат»
Вновь выпрямляется дорожка,
Вниз потянем мы немножко.
Хороша тарелка наша.
Тянем, тянем – лодка здесь.
А потянем ещё дальше –
И уже квадратик здесь.»
Повторяем: «Дорожка, тарелка, лодочка, квадрат,
Получилось здорово, каждый очень рад!»
«Тучка»
Снова «дорожка»,
Лежит и молчит.
Две «ямки», две «горки»,
И «тучка» летит!
«Птичка»
Пальчик указательный
«Дорожку» оживит.
«Птичка» машет крыльями, по небу летит!
«Цветочек»
Выложим мы вновь «дорожку»,
Потянем в стороны немножко-
И вот мы сделаем кружочек,
А превратим его в «цветочек»!
«Бабочка»
Бабочки-красавицы на лугу порхают,
Им цветочки нравятся, нектар их собирают.
Рисуем из двух ниток.
«Домик»
Вот две дорожки, квадратик потом,
Над ним треугольник – построили дом.
«Парусник»
Бусы снова мы возьмём,
В две дорожки соберём.
Пальчики нам помогайте,
Строить лодку начинайте.
Над лодкой пальчиком одним
Мы треугольник смастерим.
Парусник плывёт вперёд,
Радость детям он несёт.
Второй вариант – верхнюю нитку кладём перпендикулярно лодке.
Примерное тематическое планирование с учетом технологии «Бусоград» в средней группе.
Осень
Знакомство детей с техникой «Бусоград». Подготовительный этап работы. Привить интерес к работе с бусами. Рассказ о сказочном городе «Бусограде»
Дидактические упражнения с бусами: «Шкатулка», «Большая гора», «Маленькая горка», «На что это похоже?»
Любая музыка на релаксацию.
Зима
Признаки зимы. Дети учатся передавать фантазийные образы, навеянные зимними наблюдениями: снежинка, сугробы, морозные узоры, снеговик. Чтение стихов о зиме, беседа о признаках зимы. Рисование морозных узоров в процессе изобразительной деятельности. Пальчиковые игры: «Как на горке снег», «Снежок».
Коллаж из бус «Зимняя сказка»
Зимующие птицы. При помощи бус выкладываем более сложные фигуры, отражающие последовательно события в сказке, рассказанной педагогом: снег, птица, клин, море,
остров, цветы. Расширяем понятийный словарь ребенка. Знакомство с перелетными птицами. Лото «Перелетные и зимующие птицы».
Загадки о птицах. Коллаж из бус по сказке: «Путешествие в теплые края»
(совместная деятельность)
Д/И «Кто остается?»
Викторина: «Кто лишний?»
Животные жарких и северных стран. Детям дается задание на ориентацию в пространстве. Сначала мы учимся по отдельности изображать с помощью бус: голову, туловище, лапы, хвост. Затем детям предоставляется возможность самим сконструировать любое животное. Усвоить классификацию животных.
Стихи, загадки о животных. Иллюстративный материал на тему «Животные».
Коллаж из бус на тему «Животные»
Д/И: «Домик для животных»
Д/И с бусами: «Рисуем животных бусами»
Весна
Транспорт. Виды транспорта. Детям дается задание на ориентацию в пространстве. Сначала мы учимся по отдельности изображать с помощью бус: колесо, кабину, кузов. Затем детям предоставляется возможность самим сконструировать свою машину. Усвоить деление транспорта на грузовой и пассажирский, морской, речной, сухопутный, воздушный объяснить принцип движения машины. Стихи, загадки о транспорте. Иллюстративный материал на тему «Транспорт».
Музыкально-ритмическое упражнение «Поезд»
Д/И с бусами: «Лодка», «Парусник»
Коллаж из бус на тему «Машины будущего»
Д/И: Наш транспорт»
Д/И с бусами: «Нагрузи машину»
Цветы. Садовые и полевые. Дети делают сложные 8-ми лепестковые, двойные цветы, сами выбирают подходящие цветовые сочетания. В процессе работы добавляем к цветку стебель и листок. Беседа о многообразии флоры. Деление цветов на садовые и полевые.
Стихи, загадки о цветах.
Рассматривание иллюстративного материала по теме «Цветы»
Просмотр мультфильма «Цветик-семицветик» Песня «Мальчик-замарашка» муз. И. Калашниковой. Слушание музыки: «Вальс цветов» муз. П. Чайковского
Музыкально - ритмическое упражнение «Волшебный цветок» с газовыми шарфами.
Коллаж из бус «На нашей весенней полянке» (совместная работа)
Насекомые. Дети делают сложную фигуру «Бабочка», затем украшают ее крылья, заполняя пространство внутри узорами. Задание на свободное творчество. Беседа о многообразии насекомых и их отличительных признаках. Стихи, загадки о насекомых. Разглядывание коллекций насекомых.
Чтение сказки К. Чуковского «Муха-Цокотуха». Музыкально-ритмическая гимнастика «Золотило солнышко лес»
Танцевальная импровизация с платками: «Бабочки на полянке»
Коллаж с бусами: «Вальс бабочек»
Использованная литература:
1. М. И. Родина, "Бусоград", "Музыкальная палитра", Санкт-Петербург", 2014г.
2. М. И. Родина, А. И. Буренина, "Кукляндия", "Музыкальная палитра", Санкт-Петербург", 2008г.
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 25 компенсирующего вида Петродворцового района города Санкт-Петербурга
Использование современной технологии
«Бусоград или Волшебные игры Феи Бусинки» в системе речевого развития детей среднего дошкольного возраста»
Воспитатель:
Панфил Юлия Викторовна
2017-2018 учебный год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы "Развитие мелкой моторики, как средство повышения уровня речевого развития детей среднего дошкольного возраста"
Учеными было доказано, что систематическая целенаправленная по развитию мелкой моторики помогает преодолеть различные недостатки и отклонения в психофизической сфере ребенка. Простые движения ру...
Сюжетно-ролевая игра как средство формирования познавательно-речевого развития детей среднего дошкольного возраста
Детский сад и родители должны помочь ребенку правильно осмыслить новые явления и понятия, новые слова и фразы, познакомить его с социально-предметным миром, различными профессиями, миром духовных и со...
: Сюжетно-ролевая игра как средство речевого развития детей среднего дошкольного возраста.
Сюжетно-ролевые игры – это игры, которые придумывают сами дети. В них отражаются знания, впечатления, представления об окружающем мире, воссоздаются социальные отношения между людьми.Полноценная...
Современная технология «Бусоград или Волшебные игры Феи бусинки» в системе речевого развития детей старшей группы
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую деятельность. Бусы – это не только элемент украшения...
Презентация к родительскому собранию в средней группе: "Нормы речевого развития детей среднего дошкольного возраста"
Если ребёнок не будет выговаривать все звуки нашего родного языка, у него неизбежно возникнут проблемы в общении, возникнут комплексы, которые помешают ему в полной мере раскрыть свои природные способ...
Тема: «Современная технология «Бусоград или Волшебные игры Феи Бусинки» в системе речевого развития детей младшего дошкольного возраста»
Данную методику разработала Майя Ивановна Родина, известный педагог, музыкант, почетный работник общего образования РФ. Направлена она на развитие интеллектуально-творческого потенциала детей дошкольн...
«Речевое развитие детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры»
план работы по самообразованию. отчет о проделанной работе воспитателя средней группы....