Игры с мячом как средство речевого развития дошкольников старшей группы.
консультация по развитию речи (старшая группа)
Консультация для педагогов по использованию игр с мячом для речевого развития старших дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_s_myachom.docx | 20.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры с мячом как средство речевого развития дошкольников старшей группы.
Нетеса Н. Н., воспитатель
МБОУ "Начальная школа - детский сад №44
Красивая, грамотная речь для детей старшего дошкольника является необходимым условием для развития, общения, игровой деятельности. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение, может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнёрами об игре, обсуждать действия, происходящие в совместной деятельности, быту. Но в то же время следует отметить, что у современных дошкольников наблюдаются проблемы в речевом развитии, часто у детей наблюдается неустойчивое внимание, повышенная утомляемость, страдает общая и мелкая моторика. Поэтому перед педагогами встает вопрос -«Какие же выбрать методы и приёмы, чтобы пополнить словарный запас детей и сделать обучение не только эффективным, но и увлекательным?». В работе с детьми используем игры и упражнения с мячом, которые способствуют активизации речевой деятельности детей. Мяч - один из лучших предметов для воздействия на моторику пальцев, так как он имеет форму шара, а соответственно, у мяча большая форма поверхности соприкосновения с ладонью. Игры с мячом совершенствуют моторику рук детей, укрепляют мышцы пальцев и кистей, делают тонкие мелкие движения более точными, быстрыми, ловкими. К тому же во время игр с мячом создаются условия для включения в работу левой руки, что важно для полноценного моторного развития детей и развитию межполушарных связей.
Для развития грамматического строя речи мяч - незаменимый помощник, так как работа происходит в игровой форме, игры проводятся эмоционально, живо и непринуждённо; ребенок увлечён игрой и не замечает, что он учится. Такие игры имеют огромный здоровьесберегающий ресурс, так как дети имеют возможность постоять, двигаться, прыгать, менять свое место в пространстве, а не сидят на стульчиках. Это помогает поддерживать внимание, стимулирует рост познавательной активности, что даёт детям возможность получить и усвоить большее количество информации. Следовательно, ребенок, играя с мячом становится сознательным, активным участником образовательного процесса. Чем разнообразнее движения пальцев и кистей рук, тем больше «двигательных сигналов» поступает в мозг, тем интенсивнее проходит накопление информации, а, следовательно, и интеллектуальное развитие ребенка. Для игр можно использовать различные виды мячей, которые отличающихся размером и текстурой – резиновые, надувные, пластмассовые, текстильные, вязаные, шарики для настольного тенниса, футбольные, волейбольные, теннисные мячи, а так же массажные мячики Су - джок. Приведу примеры игр, которые мы применяем в работе с дошкольниками:
1. Игра «Веселый мячик».
Ход игры: Дети встают друг за другом, педагог произносит слова: "Побежал веселый мячик быстро-быстро по рукам, у кого веселый мячик, слово быстро скажет нам, которое начинается на звук "А" (или любой другой звук). Ребенок называет слово на заданный звук и передает мяч назад двумя руками над головой.
2. Игра «Скажи наоборот» Ход игры: Дети встают в круг. Педагог бросает мяч ребенку и говорит: "Я бросаю мяч и называю слово, а ты говоришь наоборот. Например: темно, а наоборот - светло. Жара - ... (холод); Зло - ... (добро); Хорошо -... (плохо); Высоко - ... (низко); Быстро - ... (медленно); Далеко - ... (близко); Прятать - ... (искать); Добро - ...(зло); Можно - ...(нельзя); Говорить - ... (молчать); Бросать - ... (поднимать);
3. Игра с мячом «Из чего что сделано?» Цель: учить образовывать сложные слова, отвечая на вопрос «Из чего что сделано?» Ход игры: Дети встают в круг, педагог в центре. Педагог бросает мяч ребенку со словами, например свитер из шерсти, ребенок бросает мяч обратно со словами : шерстяной. Стол из дерева - ...(деревянный); Кастрюля из металла - ...(металлическая); Банка из железа -... (железная); Ваза из стекла - ... (стеклянная) и т. д.
4. Игра с мячом «С какого дерева упал листок?» Цель: учить образовывать относительные прилагательные, отвечая на вопрос. Ход игры: Дети встают в круг, педагог в центре. Педагог бросает мяч, ударяя его о землю и называет ребенку дерево, ребенок должен ответить и бросить мяч обратно. Например, с березы - березовый, с осины - осиновый, с тополя - тополиный, с рябины - рябиновый, с клена - кленовый и т. д.
5. Игра с мячом «Скажи наоборот» Цель: учить подбирать антонимы. Ход игры: дети становятся в круг, педагог в центре круга называет слово и кидает мяч ребёнку, ребёнок ловит этот мяч, называет противоположное слово и бросает мяч обратно. Ремень длинный, а шнурок - (короткий); Арбуз большой, а персик - (маленький); Картофель крупный, а редис – (мелкий); Помидор мягкий, а огурец – (твёрдый); Днем светло, а ночью - (темно); Олень быстрый, а черепаха (медленная) и т. д
6. Игра с мячом «Назови, какой, какая!» Цель: учить образовывать относительные прилагательные Ход игры: дети выстраиваются в круг, педагог в центре. Педагог называет словосочетание и передаёт мяч ребёнку, ударяя его об пол. Ребёнок изменяет слово и так же передаёт мяч обратно педагогу и т. д. «Назови, какая и какой, Мячик, ударяя ты об пол!» Сок из помидоров - томатный; Сок из огурцов - огуречный; Сок из моркови – морковный; Сок из капусты – капустный; Сок из свеклы – свекольный; Каша из пшена - пшенная; Сок из вишни - вишневый; Компот из груш - грушовый; Конфеты из шоколада - шоколадные.
7. Игра с мячом «Составь цепочку» Цель: развитие фонематического восприятия, активизация словаря.
Ход игры: Дети встают друг за другом, передают мяч над головой, составляя цепочку слов. Первый стоящий в колонне ребенок задаёт слово и передает мяч следующему ребёнку. Ребёнок называет слово на конечный звук предыдущего слова и передаёт мяч следующему и т. д. Например: стол – лиса – арбуз – зебра и т. д.
8. Игра «Считаем предметы» Ход игры: Дети встают в круг, педагог называет предмет, дети считают этот предмет от одного до ... (например, до семи, в зависимости от количества игроков) Например, один стул -... - семь стульев. Можно усложнить задание, и считать, например предметы, название которых состоит из словосочетаний, например, «красный карандаш»
9. Игра «Шаги» («Кто быстрее доберется до финиша»).
Ход игры: Игроки стоят на старте. Через 8-10 шагов финиш. Называется тема: «Вежливые слова». Каждый ребенок может сделать шаг, отбивая мяч об пол, лишь назвав любое вежливое слово. (Можно использовать другие темы, например, «Все круглое», «Ласковые слова для мамы» и т. д.)
10. Игра «Чего нет?»
Педагог, отбивая мяч поочередно правой и левой рукой на каждое слово, говорит «Есть деревья». Ребенок, отбивая мяч поочередно правой и левой рукой на каждое слово, отвечает «Нет деревьев». Предлагаются существительные единственного и множественного числа: есть забор — нет забора, есть стул — нет стула, есть кастрюля — нет кастрюли и т. д.
11. Для развития связной речи можно брать любую лексическую тему недели, например, «Животные». Это игры «Мяч бросай, животных (транспорт, фрукты, мебель и т. д.) называй», «Кто как разговаривает» (Педагог называет животное, бросая ребенку мяч с отскоком о пол. Ребенок возвращает мяч тем же способом и называет способ подачи голоса. Корова (мычит, змея (шипит, волк (воет, лошадь (ржет) и т. д.; игра «Детёныши» Педагог называет животное, бросая ребенку мяч с отскоком о пол, Ребенок возвращает мяч тем же способом и называет его детёныша (кошка — котенок, собака — щенок, коза — козленок, корова — теленок, лошадь — жеребенок и т. д.)
12. Отдельно можно остановиться на использовании массажных мячиков Су - джок. Успех их применения состоит в том, что сигнал от воздействия на нервные окончания рук мячиком передается в мозг ребенка и мозговая деятельность активизируется. Используются для развития звуковой культуры речи и фонематического слуха. Пример такого упражнения - «Веселый мячик»
Мячик-ежик мы возьмем, (берем массажный мячик) Покатаем и потрем. (катаем между ладошек) Вверх подбросим и поймаем, (можно просто поднять мячик вверх) И иголки посчитаем. (пальчиками одной руки нажимаем на шипики) Пустим ежика на стол, (кладем мячик на стол) Ручкой ежика прижмем (ручкой прижимаем мячик) И немножко покатаем. (ручкой катаем мячик) Потом ручку поменяем. (меняем ручку и тоже катаем мячик)
Разнообразие игр с мячом зависит только от фантазии педагога. Универсальность их в том, что такие игры можно проводить как индивидуально, так и с подгруппой детей, и с целой группой детей. Родители дома могут поиграть с детьми в такие игры, при этом время, проведенное с ребенком будет не только веселым и интересным, но и будет способствовать развитию речи дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Игры со сказками как средство речевого развития дошкольников"
21 век – век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для их развития: компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то все больше и больше встречается детей с речевым нарушением. К...
памятка для воспитателя "Упражнения и игры с мячом как средство всестороннего развития дошкольника"
рекомендации воспитателю по активному использованию мяча в развитии детей дошкольного возраста...
Мир художественной литературы и искусства - средство речевого развития в старшей группе детского сада
Статья по приобщению детей старшего возраста к художественной литературе. Использование методов, приемов по приобщению детей к художественной литературе из опыта работы....
Мастер-класс для педагогов "Игры со сказками, как средство речевого развития дошкольников"
Сказка вносит разнообразие в жизнь ребёнка, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов развития речи, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учит играя....
План по самообразованию на тему: «Нетрадиционное рисование как средство всестороннего развития дошкольников» (старшая группа «Звёздочки») На 2023-2024 учебный год
Тема: «Нетрадиционное рисование как средство всестороннего развития дошкольников»И в десять лет, и в семь, и в пять Все дети любят рисовать. И каждый смело нарисует Всё, что...
Консультация для педагогов на тему: «Режиссёрские игры и игры драматизации. Их влияние на речевое развитие дошкольников старшего возраста».
Процесс развития речи ребенка дошкольного возраста – процесс сложный и многоплановый и для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют на качество и содержат...
Игры с мячом как средство всестороннего развития дошкольников
Среди подвижных и спортивных игр особое место занимают игры с мячом. Игры с мячом активизируют не только двигательную, психическую деятельность детей, но и умственную....