Игры с мячом как средство речевого развития дошкольников старшей группы.
консультация по развитию речи (старшая группа)

Консультация для педагогов по использованию игр с мячом для речевого развития старших дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_s_myachom.docx20.54 КБ

Предварительный просмотр:

Игры с мячом как средство речевого развития дошкольников старшей группы.

                                                   Нетеса Н. Н., воспитатель  

                                                   МБОУ "Начальная школа - детский сад №44

Красивая, грамотная речь для детей  старшего дошкольника является необходимым условием для развития, общения, игровой деятельности. Ребенок с хорошо развитой  речью легко вступает в общение,  может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнёрами об игре, обсуждать действия, происходящие в совместной деятельности, быту. Но в то же время следует отметить, что у современных дошкольников наблюдаются проблемы в речевом развитии,  часто у детей  наблюдается   неустойчивое  внимание,  повышенная утомляемость, страдает общая и мелкая моторика. Поэтому  перед педагогами встает вопрос -«Какие же выбрать методы и приёмы, чтобы пополнить словарный запас детей и сделать обучение не только эффективным, но и увлекательным?». В работе с детьми используем  игры и упражнения с мячом, которые способствуют активизации речевой деятельности детей. Мяч - один из лучших предметов для  воздействия  на моторику пальцев, так как он имеет форму шара, а соответственно, у мяча большая форма поверхности соприкосновения с ладонью. Игры с мячом совершенствуют моторику рук детей, укрепляют мышцы пальцев и кистей, делают тонкие мелкие движения  более точными, быстрыми, ловкими.  К тому же во время игр  с мячом создаются условия для включения в работу левой руки, что важно для полноценного моторного развития детей и развитию межполушарных связей.  

Для развития грамматического строя речи мяч - незаменимый помощник, так как работа происходит  в игровой форме, игры проводятся эмоционально, живо и непринуждённо;  ребенок увлечён игрой и  не замечает, что он учится. Такие игры имеют  огромный здоровьесберегающий ресурс, так как дети имеют возможность постоять, двигаться, прыгать, менять свое место в пространстве, а не сидят на стульчиках.  Это  помогает поддерживать внимание, стимулирует рост познавательной активности, что даёт детям возможность получить и усвоить большее количество информации. Следовательно, ребенок, играя  с мячом становится сознательным,  активным участником образовательного процесса. Чем разнообразнее  движения пальцев и кистей рук, тем больше «двигательных сигналов» поступает в мозг, тем интенсивнее проходит накопление информации, а, следовательно, и интеллектуальное развитие ребенка. Для игр можно использовать различные виды мячей, которые отличающихся  размером  и текстурой – резиновые, надувные, пластмассовые, текстильные, вязаные, шарики для настольного тенниса,  футбольные, волейбольные, теннисные  мячи, а  так же массажные мячики Су - джок. Приведу примеры  игр, которые мы применяем в работе с дошкольниками:

1. Игра «Веселый мячик».

Ход игры: Дети встают  друг за другом, педагог произносит слова: "Побежал веселый мячик быстро-быстро по рукам, у  кого веселый мячик, слово быстро скажет нам, которое начинается на звук "А" (или любой другой звук).                                    Ребенок называет слово на заданный звук и передает мяч назад двумя руками над головой.

2. Игра «Скажи наоборот»                                                                                    Ход игры: Дети встают в круг. Педагог бросает мяч ребенку  и говорит: "Я бросаю мяч и называю слово, а ты говоришь наоборот. Например: темно, а наоборот - светло.                                                                                              Жара - ... (холод);                                                                                                                                                                   Зло - ... (добро);                                                                                                                           Хорошо -... (плохо);                                                                                                                                          Высоко - ... (низко);                                                                                                                      Быстро - ... (медленно);                                                                                                                     Далеко - ... (близко);                                                                                                                                                                               Прятать - ... (искать);                                                                                                      Добро - ...(зло);                                                                                                                                                             Можно - ...(нельзя);                                                                                               Говорить - ... (молчать);                                                                                                       Бросать - ... (поднимать);

3. Игра с мячом «Из чего что сделано?»                                                                   Цель: учить образовывать сложные слова, отвечая на вопрос «Из чего что сделано?»                                                                                                                                       Ход игры: Дети встают в круг, педагог в центре. Педагог бросает мяч ребенку со словами, например свитер из шерсти, ребенок бросает мяч обратно со словами : шерстяной.                                                                                       Стол из дерева - ...(деревянный);                                                                                                  Кастрюля из металла - ...(металлическая);                                                                       Банка из железа -... (железная);                                                                                                                                               Ваза из стекла - ... (стеклянная) и т. д.                                                                

4. Игра с мячом «С какого дерева упал листок?»                                                                   Цель: учить образовывать относительные прилагательные, отвечая на вопрос.                                              Ход игры: Дети встают в круг, педагог в центре. Педагог бросает мяч, ударяя его о землю и называет ребенку дерево, ребенок должен ответить и бросить мяч обратно. Например, с березы - березовый, с осины - осиновый, с тополя - тополиный, с рябины - рябиновый, с клена - кленовый и т. д.

5. Игра с мячом «Скажи наоборот»                                                                                         Цель: учить подбирать антонимы.                                                                                           Ход игры: дети становятся в круг, педагог в центре круга называет слово и кидает мяч ребёнку, ребёнок ловит этот мяч, называет противоположное слово и  бросает мяч обратно.                                                                                                  Ремень длинный, а шнурок  - (короткий);                                                                                                                                                        Арбуз большой, а   персик - (маленький);                                                                                                                                                                                                                                                Картофель крупный, а редис – (мелкий);                                                                          Помидор мягкий, а огурец – (твёрдый);                                                                          Днем светло, а ночью - (темно);                                                                                                 Олень быстрый, а черепаха (медленная) и т. д

6. Игра с мячом «Назови, какой, какая!»                                                                     Цель: учить образовывать относительные прилагательные                                                            Ход игры: дети выстраиваются в круг, педагог в центре. Педагог называет словосочетание и передаёт мяч ребёнку, ударяя его об пол. Ребёнок изменяет слово и так же передаёт мяч обратно педагогу и т. д.                                                   «Назови, какая и какой,                                                                                                    Мячик, ударяя ты об пол!»                                                                                                  Сок из  помидоров - томатный;                                                                                             Сок из огурцов - огуречный;                                                                                        Сок из моркови – морковный;                                                                                        Сок из капусты – капустный;                                                                                    Сок из свеклы – свекольный;                                                                                                   Каша из пшена - пшенная;                                                                                                  Сок из вишни - вишневый;                                                                                          Компот из груш - грушовый;                                                                                Конфеты из шоколада - шоколадные.

7. Игра с мячом «Составь цепочку»                                                                                 Цель: развитие фонематического восприятия, активизация словаря.

Ход игры: Дети встают друг за другом, передают мяч над головой, составляя цепочку слов. Первый стоящий в колонне ребенок  задаёт слово и передает мяч  следующему ребёнку. Ребёнок называет слово на конечный звук предыдущего слова и передаёт мяч следующему и т. д. Например: стол – лиса – арбуз – зебра и т. д.

8. Игра «Считаем предметы»                                                                                                     Ход игры:  Дети встают в круг, педагог называет предмет, дети считают этот предмет от одного до ... (например, до семи, в зависимости от количества игроков) Например, один стул -... -  семь стульев. Можно усложнить задание, и считать, например предметы, название которых состоит  из словосочетаний, например,   «красный карандаш»                                                                                                      

9.  Игра «Шаги» («Кто быстрее доберется до финиша»).

Ход игры:  Игроки стоят на старте. Через 8-10 шагов финиш. Называется тема: «Вежливые слова». Каждый ребенок может сделать шаг, отбивая мяч об пол, лишь назвав любое вежливое слово.  (Можно использовать другие  темы, например,  «Все круглое», «Ласковые слова для мамы» и т. д.)

10. Игра «Чего нет?»

Педагог, отбивая мяч поочередно правой и левой рукой на каждое слово, говорит «Есть деревья». Ребенок, отбивая мяч поочередно правой и левой рукой на каждое слово, отвечает «Нет деревьев». Предлагаются существительные единственного и множественного числа: есть забор — нет забора, есть стул — нет стула, есть кастрюля — нет кастрюли и т. д.

11. Для развития связной речи можно брать любую лексическую тему недели, например,  «Животные». Это игры «Мяч бросай, животных (транспорт, фрукты, мебель и т. д.) называй», «Кто как разговаривает» (Педагог называет животное, бросая ребенку мяч с отскоком о пол. Ребенок возвращает мяч тем же способом и называет способ подачи голоса. Корова (мычит, змея (шипит, волк (воет, лошадь (ржет) и т. д.; игра «Детёныши» Педагог называет животное, бросая ребенку мяч с отскоком о пол, Ребенок возвращает мяч тем же способом и называет его детёныша (кошка — котенок, собака — щенок, коза — козленок, корова — теленок, лошадь — жеребенок и т. д.)

12. Отдельно можно остановиться на использовании массажных мячиков Су - джок. Успех их применения состоит в том, что сигнал от воздействия на нервные окончания рук мячиком  передается   в мозг ребенка и мозговая деятельность активизируется. Используются для развития звуковой культуры речи и фонематического слуха.  Пример такого  упражнения - «Веселый мячик»

Мячик-ежик мы возьмем, (берем массажный мячик)                                                             Покатаем и потрем. (катаем между ладошек)                                                       Вверх подбросим и поймаем, (можно просто поднять мячик вверх)                                          И иголки посчитаем. (пальчиками одной руки нажимаем на шипики)              Пустим ежика на стол, (кладем мячик на стол)                                                   Ручкой ежика прижмем (ручкой прижимаем мячик)                                                                И немножко покатаем. (ручкой катаем мячик)                                                     Потом ручку поменяем. (меняем ручку и тоже катаем мячик)

 Разнообразие игр с мячом зависит только от фантазии педагога. Универсальность их в том, что такие игры можно проводить как индивидуально, так  и с подгруппой детей, и с целой группой детей. Родители дома могут поиграть с детьми в такие игры, при этом время, проведенное с ребенком будет не только веселым и интересным, но и будет способствовать развитию речи дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Игры со сказками как средство речевого развития дошкольников"

21 век – век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для их развития: компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то все больше и больше встречается детей с речевым нарушением. К...

памятка для воспитателя "Упражнения и игры с мячом как средство всестороннего развития дошкольника"

рекомендации воспитателю по активному использованию мяча в развитии детей дошкольного возраста...

Мир художественной литературы и искусства - средство речевого развития в старшей группе детского сада

Статья по приобщению детей старшего возраста к художественной литературе. Использование методов, приемов  по приобщению детей к художественной литературе из опыта работы....

Мастер-класс для педагогов "Игры со сказками, как средство речевого развития дошкольников"

Сказка вносит разнообразие в жизнь ребёнка, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов развития речи, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учит играя....

План по самообразованию на тему: «Нетрадиционное рисование как средство всестороннего развития дошкольников» (старшая группа «Звёздочки») На 2023-2024 учебный год

Тема: «Нетрадиционное рисование как средство всестороннего развития дошкольников»И в десять лет, и в семь, и в пять Все дети любят рисовать. И каждый смело нарисует Всё, что...

Консультация для педагогов на тему: «Режиссёрские игры и игры драматизации. Их влияние на речевое развитие дошкольников старшего возраста».

Процесс развития речи ребенка дошкольного возраста – процесс сложный и многоплановый и для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют на качество и содержат...

Игры с мячом как средство всестороннего развития дошкольников

Среди подвижных и спортивных игр особое место занимают игры с мячом. Игры с мячом активизируют не только двигательную, психическую деятельность детей, но и умственную....