Круглый стол: "Организации познавательной деятельности" (22.11.2018)
учебно-методический материал (средняя, старшая, подготовительная группа)

ШВЕДОВА ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА

Среди специалистов сегодня до сих пор существуют дискуссии о том, что следует понимать под педагогическими технологиями. Например, С.А. Смирнов полагает, что невозможно говорить о педагогических технологиях, поскольку понятие «педагогический» включает в себя сразу три процесса – обучение, воспитание и развитие.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruglyy_stol_1.docx26.61 КБ

Предварительный просмотр:

Дошкольников познавательной активности является одной из самых актуальных, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно лишь благодаря его активности и деятельности, что в свою очередь способствует формированию самостоятельности и инициативности. Ведущий специалист в области умственного развития дошкольников Поддъяков Н.Н.подчёркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, как это имело место в традиционной системе умственного воспитания.

Современное общество, государство предъявляют к образованию принципиально новые требования. Главным результатом образования «должно стать его соответствие целям опережающего развития». В связи с этим перед педагогам дошкольного образования стоит задача: поиск эффективного инструментария развития познавательной деятельности ребенка.

Познавательные ценности формируются у ребенка только в процессе его «открытия» мира путем его исследования и преобразования. Познавательная активность формируется лишь при деятельностном подходе к образованию со стороны педагога, в соответствии с личностно ориентированными принципами построения образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. Для этого необходим выбор таких технологий обучения, воспитания и развития, которые бы были направленны на организацию содержательной, интересной, мотивированной и развивающей практической деятельности.

Нет сомнений, что дошкольный возраст является важнейшим периодом развития личности. Именно в этом возрасте происходит закладка основ всех высших психических функций. Кроме того, в дошкольном возрасте у детей начинает формироваться совокупность индивидуальных способностей к накоплению знаний и совершенствованию мыслительных операций. Поэтому, пробелы, допущенные в интеллектуальном развитии ребенка на протяжении дошкольного детства, могут оказать отрицательное влияние на все последующее развитие.

Огромное значение в познавательной деятельности для дошкольника имеет то, что он получает способность видеть и самостоятельно ставить познавательные задачи, планировать действия, выбирать способы решения задачи, получать результат и анализировать его.

Познавая конкретные факты и явления, ребенок начинает понимать связи между ними. От простых связей он переходит к обобщенным системным связям. Затем к теории, которая объясняет явления окружающей жизни.

Под формой организации познавательной деятельности ребенка дошкольного возраста нужно понимать целенаправленно организуемый процесс взаимодействия педагога и ребенка, отличающийся спецификой распределения функций, последовательностью и выбором звеньев работы и режимом – временным и пространственным.

В зависимости от количества участников и характера взаимодействия можно выделить следующие формы организации познавательной деятельности дошкольников.

Фронтальная форма.

Такая форма организации познавательной деятельности дошкольника характеризуется тем, что дети под руководством воспитателя выполняют общую работу одновременно, вместе обсуждают и обобщают результаты. Воспитатель при этом управляет познавательной деятельностью всей группы, организует сотрудничество, определяет темп работы.

Коллективная форма.

Данная форма организации познавательной деятельности детей дошкольного возраста, предполагает, что коллектив обучает каждого члена, каждый участник принимает активное участие в обучении всех остальных.

Групповая форма.

Данная форма организации познавательной деятельности характеризуется тем, что одинаковая задача ставится перед всеми участниками группы, решить ее можно только объединив усилия.

Индивидуальная форма.

Данная форма организации познавательной деятельности детей дошкольного возраста предполагает, что каждый ребенок получает собственное задание, которое специально для него подобрано с учетом возраста и индивидуальных особенностей.

ФГОС ДО обращает внимание педагогов на такие понятия, как партнерская и самостоятельная познавательная деятельность детей.

Партнерская деятельность.

Как правило, это деятельность двух или более детей (детей и взрослых) в ходе которой решаются образовательные задачи. При этом взрослый занимает позицию партнера, организует сотрудничество всех участников. Данный вид деятельности позволяет дать детям возможность свободного перемещения и общения в процессе осуществления образовательной деятельности. Помимо этого, предлагает широкий выбор занятий по интересам. Поэтому каждый дошкольник может быть включен во взаимодействие с ровесниками. Такая деятельность основывается на содействии и сотрудничестве педагога и детей. Ребенок признается полноценным участником образовательных отношений.

Самостоятельная познавательная деятельность.

Это индивидуальный, парный или подгрупповой вид деятельности, в ходе осуществления которой решаются познавательно-исследовательские задачи, которые инициируют сами дошкольники. Такая деятельность дает возможность выбирать объект познания и способы познавательной деятельности самостоятельно. Она обогащает представления об окружающем мире, активизирует умственное развитие, поддерживает познавательный интерес.

Важно понимать, что ни один из видов познавательной деятельности не может быть осуществлен в дошкольном учреждении в чистом виде. Они взаимопроникают друг в друга. Если педагог стремится изолировать один вид деятельности от другого, то образовательный процесс становится формальным. Только комплексный подход при организации познавательной деятельности, дает возможность полноценно использовать сенситивный период дошкольного детства.

Развивая познавательную сферу ребенка дошкольного возраста обязательно необходимо создавать особые условия, чтобы он эмоционально-чувственно воспринимал окружающий мир. С этой целью взрослые применяют разнообразные средства.

Средство – это прием, способ действия для достижения чего-нибудь. Специалисты делят средства развития познавательной деятельности на две группы:

  • средства, сопровождающие непосредственную деятельность детей;
  • произведения духовной и материальной культуры.

На ранних стадиях развития ребенка важным путем познания окружающего мира является его личный опыт. В различных видах деятельности перед ребенком стоят познавательные задачи. Умственное воспитание детей дошкольного возраста должно осуществляться в игровой деятельности. В процессе игры дети познают окружающую действительность и обобщают полученные знания, переводят их в речевой план. Очевидно, что предметно-развивающая среда дошкольного учреждения является постоянным источником для наблюдений, бесед с ребенком. Педагог должен не только сформировать у детей четкие знания, но и раскрыть перед ними горизонты познания. Поэтому процессы экспериментирования в процессе развития умственных способностей играют не последнюю роль. Взрослые должны создать условия для реализации творческой деятельности воспитанников.

Основной формой организации обучения детей в детском саду является занятие. Использование занятий в качестве основной формы обучения обосновал еще Я.А. Коменский. К.Д. Ушинский подчеркивал, что уже в дошкольном возрасте необходимо отделить учение от игры. А.П. Усова обосновала положение о двух уровнях знаний, которыми могут овладеть дети:

  1. элементарные знания, которые приобретаются в процессе игр, жизнедеятельности и общения с окружающими людьми;
  2. знания и умения, усвоение которых возможно только в процессе целенаправленного обучения.

Таким образом, систематическое обучение на занятиях – это важное средство образовательной работы с детьми. В настоящее время продолжается совершенствование занятий в различных аспектах: расширяется и усложняется содержание обучения; осуществляется поиск форм интеграции разных видов деятельности и способов привнесения игры в процесс обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация мобильной предметной среды и создание максимальной двигательной нагрузки детей в течение дня» Круглый стол «Организация мобильной предметной среды и создание максимальной двигательной на

Круглый стол «Организация мобильной предметной среды и создание максимальной двигательной нагрузки детей в течение дня» по реализации ОО «Физическая культура»...

Круглый стол «Организация и планирование работы в ДОУ в соответствии ФГОС»

ЦЕЛИ:ознакомить педагогов МБДОУ- д/скв № 8 «Теремок» с новым документом «Об утверждении ФГОС  дошкольного образования»,     обсудить  спорные моменты,  и выработать ...

круглый стол «Организация работы в адаптационный период детей раннего возраста»

Цель: повышать профессиональную компетентность педагогов ДОУ в организации  воспитательно-образовательного процесса в  адаптационный период  с детьми раннего возраста....

КРУГЛЫЙ СТОЛ: «Организация работы МДОУ и семьи по физическому воспитанию в условиях реализации ФГОС ДО»

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в области организации взаимодействия с родителями воспитанников по   физическому воспитанию и оздоровлению воспитанников....

Круглый стол «Организация работы по повышению компетентности воспитанников в вопросах безопасности дорожного движения» участием сотрудника ГИБДД

Конспект круглого стола "Организация работы по повышению компетентности воспитанников в вопросах безопасного дорожного движения" с участием сотрудника ГИБДД предназначен для педагогов ДОУ, начальной ш...

Круглый стол «Организация совместной работы педагога с родителями воспитанников»

Для повышения уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников, содействия формированию знаний и умений по вопросу взаимодействия с семьями в совреме...

Круглый стол "Организация работы с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образования"

Проблема воспитания и образования детей с ограниченными возможностями здоровья существовала всегда.  В настоящее время в педагогической практике понятие «инклюзивное образование» упот...