«Организация мобильной предметной среды и создание максимальной двигательной нагрузки детей в течение дня» Круглый стол «Организация мобильной предметной среды и создание максимальной двигательной на
консультация по теме

Елена Валерьевна Пушкарева

 

Круглый стол «Организация мобильной предметной среды и создание максимальной двигательной нагрузки детей в течение дня» по реализации ОО «Физическая культура»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Круглый стол

«Организация мобильной предметной среды и создание максимальной двигательной нагрузки детей в течение дня»

по реализации ОО «Физическая культура»

Подготовила: Е.В. Пушкарева, инструктор по ФК

Дата проведения: Январь, 2014 год.

Главной ценностью для человека является его здоровье. Причем эта ценность выступает в двух уровнях: личном и общественном. Дошкольный возраст в развитии ребенка - это период, когда закладывается фундамент его здоровья и культуры движения. В современном обществе предъявляются высокие требования к психофизической подготовленности детей.

Исследования последних лет свидетельствуют о том, что современные дети в большинстве своем испытывают дефицит движения. Одной из причин этого является их длительное пребывание в сидячем положении.

Одной из приоритетных задач формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста является создание мотивации, обучение и привитие навыков здорового образа жизни у детей.

Если мы обратимся к Приказу от 23 ноября 2009 года за №655 «Об утверждении и введении в действие ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования», где раскрыто содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Физическая культура», то увидим что направлено оно на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач:

  • развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);

  • накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);

      • формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

С данной областью тесно связана образовательная область «Здоровье», содержание которой также направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решение следующих задач:

 • сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

 • воспитание культурно-гигиенических навыков;

 • формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Рекомендуется использовать формы двигательной деятельности: утреннюю гимнастику, физкультурные занятия в помещении и на воздухе, физкультурные минутки, подвижные игры, спортивные упражнения, ритмическую гимнастику, занятия на тренажерах, плавание и другие.

Следует предусмотреть объем двигательной активности воспитанников 5 - 7 лет в организованных формах оздоровительно-воспитательной деятельности до 6 - 8 часов в неделю с учетом психофизиологических особенностей детей, времени года и режима работы дошкольных организаций.

Для реализации двигательной деятельности детей следует использовать оборудование и инвентарь физкультурного зала и спортивных площадок в соответствии с возрастом и ростом ребенка.

А сейчас вашему вниманию предлагаются тестовые задания по теории и методике физического воспитания дошкольников:

1. Воспитание здорового, жизнерадостного жизнестойкого, физически совершенного, гармонически и творчески развитого ребенка - это задача…

а). физического воспитания;

б). физического развития;

в). физической подготовленности;

г). непосредственно образовательной деятельности по физической культуре;

д). цель физического воспитания дошкольника.

 

2. Вставьте пропущенное слово: «Систематические физкультурные занятия на воздухе усиливают … эффект на организм ребенка»

а). оздоровительный;

б). образовательный;

в). воспитательный;

г). развивающий;

д). восстанавливающий.

3. Использование разнообразных форм двигательной активности создает оптимальный…

а). уровень физической подготовленности г. двигательный навык;

б). двигательный режим д. тренирующий эффект;

в). критерий физического развития.

4. Строй, при котором дети стоят один возле другого лицом к центру, называется…

а). колонна;

б). шеренга;

в). строй;

г). круг;

д). интервал.

5. Приседания, наклоны головы и туловища; повороты головы и туловища; прогибание туловища; потягивания, поднимание, опускание, скрещивание и сгибание рук и ног - это…

а). психогимнастические упражнения;

б). основные движения;

в). общеразвивающие упражнения;

г). циклические движения;

д). ациклические движения.

6. Строй, в котором дети расположены в затылок друг другу на дистанции одного шага или вытянутой руки, - это …

а). колонна;

б). шеренга;

в). ряд;

г). круг;

д). размыкание.

7. Расстояние между занимающимися или стоящими в колонне - это…

а). дистанция;

б). интервал;

в). шеренга;

г). строй;

д). размыкание.

8. Виды подвижных игр:

а). сюжетные, несюжетные, спортивные, спортивные досуги;

б). сюжетные, несюжетные, спортивные, игры-забавы;

в). сюжетные, несюжетные, спортивные упражнения;

г). сюжетные, несюжетные, спортивные, двигательные разминки;

д). сюжетные, несюжетные, спортивные, игровые упражнения.

9. Кратковременные физические упражнения, проводимые в процессе занятий, требующих интеллектуального напряжения, называются…

а). гимнастикой пробуждения;

б). физкультминутками;

в). двигательными разминками;

г). подвижными играми;

д). логоритмическими упражнениями.

10. Основной формой организованного систематического обучения физическим упражнениям является…

а). подвижная игра;

б). утренняя гимнастика;

в). физкультурное занятие;

г). физкультминутка;

д). утренняя прогулка.

11. Обучение старших дошкольников спортивным играм начинают с:

а). вопросов к детям;

б). соревнований между отдельными детьми;

в). разучивания отдельных элементов техники игры;

г). раздачи пособий;

д). разметки площадки.

 

12. Сколько частей входит в структуру физкультурного занятия?

а). 7;   б). 6;   в). 5;   г). 4;   д). 3.

13. В программах для детей дошкольного возраста по физическому воспитанию предусматривается обучение следующим спортивным играм:

а). бадминтон, баскетбол, городки, настольный теннис, хоккей, футбол;

б). баскетбол, городки, настольный теннис, бобслей, футбол;

в). баскетбол, городки, настольный теннис, хоккей, футбол;

г). волейбол, баскетбол, городки, настольный теннис, хоккей, футбол;

д). волейбол, баскетбол, городки, настольный теннис, школа мяча, хоккей.

14. В закреплении навыков бросания и метания большая роль принадлежит…

а). общеразвивающим упражнениям;

б). упражнениям в равновесии;

в). утренней гимнастике;

г). подвижным играм;

д). утренней гимнастике.

15. Способность тела сохранять устойчивое состояние, как в покое, так и в движении, -

     это…

а). глазомер;

б). равновесие;

в). быстрота;

г). плавание;

д). гибкость.

16. Способность совершать двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени, - это…

а). сила;

б). выносливость;

в). быстрота;

г). ловкость;

д). равновесие.

17. К строевым упражнениям относятся:

а). построения, равнения, ходьба, повороты, приседания;

б). построения, равнение, перестроение, повороты, размыкания, смыкания;

в). построения, перестроения, бег, ходьба, равнение;

г). построения, равнение, смыкание, размыкание, прыжки, бег по кругу;

д). построения, равнение, перестроения, приседание, ходьба.

18. Процесс неоднократного исполнения двигательных действий, которые организуются в соответствии с дидактическими принципами обучения, - это…

а). движение;

б). траектория;

в). гимнастика;

г). спорт;

д). упражнение.

СПАСИБО ЗА ОТВЕТЫ!

           Целесообразный подбор и рациональное использование физкультурного оборудования и пособий на НОД по физическому воспитанию способствуют развитию двигательной сферы детей, формированию разнообразных двигательных умений и навыков, развитию физических качеств и творческих способностей, воспитанию нравственно-волевых качеств, повышению интереса к разным спортивным играм и физическим упражнениям. Наряду с этим решаются задачи, направленные на укрепление здоровья детей и их полноценное психофизическое развитие.

           Для развития движений детей большое значение имеют ощущения «мышечной радости». Удовлетворение детей от преодоления возникающих трудностей различного характера (встречающиеся на пути различные препятствия; нерешительность, волнение, незнание способов выполнения движений и т. д.) способствует развитию волевых усилий, обогащению двигательного опыта, раскрытию их функциональных возможностей.

           Комплекс упражнений общеразвивающего воздействия с различными пособиями и предметами (мячом, обручем, гимнастической палкой и т. д.) может оказывать огромное влияние на развитие разных групп мышц и укрепление мышечного тонуса.

           В процессе выполнения разных видов упражнений с использованием пособий у детей формируются двигательные навыки (прыжки на батуте, через скакалку, лазание по канату и т. д.) .

           Во время НОД педагога с детьми по физическому воспитанию с использованием физкультурного оборудования могут создаваться вариативные и усложненные условия для выполнения различных физических упражнений.

           Использование физкультурных пособий оказывает влияние на эффективность освоения движений. Они помогают детям добиваться более четкого представления о движении, которое складывается на основе ощущений и восприятий: мышечно-двигательных, зрительных, осязательных, слуховых и др.

           Участие детей в подготовке пособий к разным видам занятий по физической культуре формирует у них навыки аккуратного и бережного обращения. Гармоничность сочетания разнообразных форм, цветовой гаммы разных пособий в оформлении физкультурно-игровой среды вызывает у дошкольников положительные эмоции. Рациональная двигательная активность детей в многообразии условий физкультурно-игровой среды формирует у них привычку к регулярным занятиям физической культурой.

            Что такое двигательная активность?

           Под двигательной активностью нами понимается суммарное количество двигательных действий, выполняемых человеком в процессе повседневной деятельности.

           В теории и методике физического воспитания выделяется три вида двигательной активности:

  • регламентированная;
  • частично-регламентированная;
  • нерегламентированная.

Регламентированная двигательная активность представляет собой суммарный объем специально избираемых и направленно воздействующих на организм дошкольников физических упражнений и двигательных действий (утренняя гимнастика, физкультурные, музыкальные занятия).

Частично-регламентированная двигательная активность - это объем двигательных действий, возникающих по ходу решения двигательных задач (например, во время выполнения подвижных игр).

Нерегламентированная двигательная активность включает объем спонтанно выполняемых двигательных действий (например, в быту или самостоятельной деятельности).

           Главное, чтобы все формы двигательной активности и двигательной деятельности, реализуемые в процессе физического воспитания в дошкольных учреждениях, как организованные, так и самостоятельные, индивидуальные, благоприятно отразились на развитии моторики, на физическом и психическом здоровье детей.

          Требования, предъявляемые к планированию двигательной активности:

  • Планирование должно обеспечить решение главной цели воспитания - формирование индивидуальной, неповторимой личности, поэтому важно грамотно сочетать фронтальные и индивидуальные формы работы.
  • При планировании необходимо избегать формализма. План должен быть реальным.
  • При планировании необходимо учитывать критические периоды в физическом и психическом развитии, уровень физического развития и физической подготовленности ребенка, тип высшей нервной деятельности, степень развития анализаторных систем, биоритмологический профиль, направленность личности; учитывать задатки, склонности, интерес ребенка.

План должен обеспечить системность в работе. Между различными видами деятельности должны быть тесная связь, единство воспитания и обучения.

Этапы планирования двигательной активности:

1-й этап педагогического процесса - «Утро»

           Утром целесообразно планировать двигательную деятельность, знакомую по содержанию, в зависимости от интересов и потребностей детей.

           Планировать игры, знакомые детям, лучше малой или средней подвижности («Найди, что спрятано», «Пронеси мяч, не задев кеглю»). При планировании подвижных игр необходимо учитывать, какие занятия будут после завтрака. Если занятия связаны с длительной статической позой (математика, развитие речи изодеятельность), то лучше утром запланировать игры средней и даже большой подвижности;

          Утром обязательно нужно проводить индивидуальную работу с детьми, независимо от уровня их физического развития, а также индивидуальную работу с детьми, которые имеют различные отклонения в осанке, зрении, нарушения слуха, нервной системы, ожирение.

2-й этап педагогического процесса - «Прогулка»

           На прогулке предлагается планировать одну подвижную игру, общую для всех детей, и 1-2 игры с подгруппами детей. Кроме того, воспитатель должен наметить игровые упражнения для индивидуальной работы.

           Важно для прогулки планировать не только подвижные, но и спортивные игры (зимой - хоккей; весной, летом, осенью - футбол, баскетбол, бадминтон, городки) и спортивные упражнения (зимой - катание на санках, скольжение по ледяным дорожкам, ходьба на лыжах; весной, летом, осенью - катание на велосипеде, самокате) .

           Необходимо учитывать, какие занятия предшествовали прогулке: если они носили подвижный характер физкультурное, музыкальное, то прогулку лучше начать с наблюдения, но если на занятиях дети были ограничены в движениях, то прогулку лучше начать с подвижных, спортивных игр.

3-й этап педагогического процесса - «Вторая половина дня»

           Во вторую половину дня кроме гимнастики после сна и закаливающих мероприятий предлагается планировать активный отдых детей (Праздники, досуги, развлечения)

           Во вторую половину дня также необходимо запланировать самостоятельную двигательную деятельность, используя различное физкультурное оборудование, тренажеры, дидактический материал - карточки для самостоятельной двигательной активности. Вечером перед уходом детей, лучше планировать спокойную двигательную деятельность - малоподвижные игры, дыхательные упражнения, оздоровительные упражнения, пальчиковую гимнастику.

           При планировании необходимо учитывать состояние работы за предшествующий месяц, квартал.

           Индивидуальный подход к детям с учётом характера двигательной активности:

           Дети большой подвижности всегда заметны, хотя и составляют от общего числа детей примерно четвёртую – пятую часть. Они находят возможность двигаться в любых условиях. Из всех видов движений выбирают чаще бег, прыжки, избегают движений, требующих точности и сдержанности. Движения их быстры, резки, часто бесцельны. Из-за высокой интенсивности двигательной активности они как бы не успевают вникнуть в суть своей деятельности, не могут управлять в должной степени своими движениями. Чрезмерная подвижность является сильным раздражителем для нервной системы, поэтому эти дети отличаются неуравновешенным поведением, чаще других попадают в конфликтные ситуации, они с трудом засыпают, спят неспокойно.

           Руководство двигательной активностью детей большой подвижности направляется не на уменьшение их двигательной активности, а на регулирование интенсивности движений. Пусть по времени дети двигаются как можно больше – важно запрограммировать такой состав движений, которые требуют сосредоточенности внимания, сдержанности, точности.

            Дети средней подвижности отличаются наиболее ровным и спокойным поведением, равномерной подвижностью на протяжении всего дня. Таких детей примерно половина или чуть больше в группе. Они самостоятельны и активны, движения их уверенные, чёткие, целенаправленные.

           При руководстве двигательной активностью детей средней подвижности достаточно создать необходимые условия, т. е. предоставить место для движений, время, игрушки-двигатели, физкультурное оборудование и пособия.

             Наиболее уязвим организм детей малой подвижности. Их характеризует общая вялость, пассивность, они быстрее других устают. В противоположность подвижным детям, умеющим найти для игр пространство, они стараются уйти в сторону, чтобы никому не мешать, выбирают деятельность, не требующую интенсивных движений. Они робки в общении, не уверены в себе, не любят игры с движениями. Малая подвижность - фактор риска для ребенка.

             У малоподвижных детей следует воспитывать интерес к движениям, потребность в подвижных видах деятельности. Особое внимание уделяется развитию всех основных движений, особенно интенсивных (бег, прыжки – разные их способы). Малоподвижные дети вовлекаются в активную двигательную деятельность на протяжении всего дня.

            Особое внимание требуют к себе ослабленные и часто болеющие дети. Индивидуальная работа с такими детьми должна состоять не столько в ограничении нагрузок (интеллектуальных, двигательных, трудовых и т. д., сколько в создании условий для оптимизации деятельности при обеспечении соответствия затрачиваемых ребёнком усилий физиологическим возможностям организма. Это достигается путём рациональной регламентации длительности, объёма, интенсивности и содержания деятельности, созданием для ребенка условий психологического комфорта.

Практическое задание для педагогов:

«Составление плана на один день с учетом требований, предъявляемых к планированию двигательной активности» (по возрастным группам).

Обсуждение результатов.

Таким образом, мы выяснили, что Двигательная активность - один из главных механизмов, обеспечивающих полноценное развертывание генетической программы.

Чем больше двигательных действий совершает ребенок, тем быстрее он развивается. За первые 7 лет жизни ребенок проходит огромный и важный путь в развитии движений - от хаотичных элементарных движений до сложных двигательных действий (ходьба, бег, прыжки, метания и др.). Причем развитие движений идет параллельно с физическим развитием. Постепенное накопление двигательного опыта способствует расширению возможностей для благоприятного воздействия на формы и функции детского организма. С другой стороны, задержка и отклонение от нормы в физическом развитии тормозят формирование жизненно важных умений.

Современное образование находится на новом этапе развития - идет его модернизация. Ориентация на ребенка и его потребности; создание в дошкольном учреждении условий, обеспечивающих гармоничное развитие личности каждого ребенка и сотрудника, мотивация на эффективную деятельность - такова суть педагогического процесса на дифференцированной основе, а точнее:

  1. Педагогический процесс строится с учетом принципа интеграции образовательных

областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

  1. Обучение каждого на уровне его возможностей и способностей.
  2. Приспособление (адаптация) обучения к особенностям различных групп воспитанников, а это наиболее существенно на современном этапе, т. к. именно чрезмерные нагрузки, по мнению ученых, являются причиной снижения здоровья детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация оптимальной двигательной активности детей в течение дня»

Двигательный режим в дошкольном учреждении включает всю динамическую деятельность детей, как организованную, так и самостоятельную.При разработке рационального двигательного режима важно не только обе...

Организация двигательной активности детей в течении дня.

Цель: совершенствовать работу в ДОУ по физическому воспитанию, стимулировать потребность у педагогов в познании двигательной активности детей....

Тематический контроль по теме: «Организация двигательной активности детей в течение дня в средних группах №1, №2 МБДОУ №1 «Русалочка» п. Гигант»

Тематический контроль по теме: «Организация двигательной активности детей в течение дня в средних группах №1, №2 МБДОУ №1 «Русалочка» п. Гигант»...

«Организация двигательной активности детей в течение дня»

laquo;Движение – это жизнь» - эти слова известны практически каждому человеку. Тот факт, что двигательная активность полезна для организма человека, бесспорен. Но далеко не все понимают, ...