Круглый стол "Организация работы с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образования"
методическая разработка
Проблема воспитания и образования детей с ограниченными возможностями здоровья существовала всегда. В настоящее время в педагогической практике понятие «инклюзивное образование» употребляется постоянно. В большинстве случаев под ним понимается обучение детей-инвалидов в массовой школе или детском саду. Однако если обратиться к толкованию понятия, то мы увидим несколько другой смысл: (фр. Inclusif – включающий в себя, лат. Include – заключаю, включаю) - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию и для детей с особыми потребностями.
Трудность решения проблемы работы с детьми с ОВЗ усугубляется недостаточным пониманием в обществе возможностей таких детей, равноправно участвующих в жизни общества, а также, недостаточной профессиональной некомпетентностью педагогов образовательных учреждений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vstrecha_s_pedagogami_v_forme_kruglogo_stola.docx | 884.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Встреча с педагогами в форме круглого стола
«Организация работы с детьми с ОВЗ условиях инклюзивного образования»
Выполнила: учитель-логопед Курепина Н.А.
г. Жердевка__________2021г.
Цель: привлечение внимания педагогов ДОУ к проблемам инклюзивного образования.
Задачи:
1. Обсуждение проблемы инклюзивного образования в ДОУ.
2. Создать условия для привлечения внимания к детям с ограниченными возможностями здоровья.
3. Привлечь внимание и заинтересовать в поиске возможных решений проблемы инклюзивного образования в условиях ДОУ.
План
- Определение основного понятия «инклюзивное образование».
- Особенности организации инклюзивного образования в детском саду.
Уважаемые коллеги, добрый день!
I. Определение основного понятия «инклюзивное образование».
Проблема воспитания и образования детей с ограниченными возможностями здоровья существовала всегда. В настоящее время в педагогической практике понятие «инклюзивное образование» употребляется постоянно. В большинстве случаев под ним понимается обучение детей-инвалидов в массовой школе или детском саду. Однако если обратиться к толкованию понятия, то мы увидим несколько другой смысл: (фр. Inclusif – включающий в себя, лат. Include – заключаю, включаю) - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию и для детей с особыми потребностями.
Трудность решения проблемы работы с детьми с ОВЗ усугубляется недостаточным пониманием в обществе возможностей таких детей, равноправно участвующих в жизни общества, а также, недостаточной профессиональной некомпетентностью педагогов образовательных учреждений.
Сегодня я предлагаю поговорить об организации работы с детьми с ОВЗ в детском саду в условиях инклюзивного образования.
Давайте вначале вспомним:
- Какие мы знаем формы образования в принципе? (общеобразовательное, интегративное, инклюзивное).
Итак, эти практики похожи и в то же время имеют различия.
- Общее образование – вид образования, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенций, необходимых для жизни человека в обществе.
При интеграции ребенок либо адаптируется к требованиям системы, либо становится для нее неприемлемым. Сама система не изменяется. (коррекционные классы в массовых школах и группы в детских садах.)
- При инклюзивном образовании: система обучения подстраивается под ребёнка, а не ребёнок под систему, потому что все дети имеют разные способности, возраст, этнические группы, происхождение, пол, и все они могут учиться.
Необходимо понять, что инклюзия – это не интеграция, это более широкое понятие!
• Дети живут вместе в обычной группе детского сада, не создаются «особые» группы, которые часто приводят к исключению «особых» детей из социальной жизни детского сада, создает определенные барьеры в общении и взаимодействии детей.
• Специалисты помогают детям.
• Обычные группы изменяются.
• Внимание акцентируется на возможности и сильные стороны ребенка.
• Дети учатся терпимости - воспринимают человеческие различия как обычные.
• Дети-инвалиды получают полноценное и эффективное образование для того, чтобы жить полной жизнью.
• Проблемы развития, эмоциональное состояние детей-инвалидов становятся важными для окружающих.
А теперь давайте подумаем:
- Какие из перечисленных форм организованы в нашем ДОУ?
- Расшифруйте аббревиатуру - ОВЗ (ответы педагогов).
-Какие категории детей с отклонениями в развитии вы знаете: (7 категорий: слабослышащие, глухие; слабовидящие, слепые; с речевыми нарушениями; ДЦП; аутизм; умственная отсталость; с нарушением эмоционально-волевой сферы).
- В нашем детском саду, есть специалисты, занимающиеся коррекционной работой с детьми. Можно ли назвать эту работу инклюзивной? (мнения педагогов)
-Какие дети с особыми образовательными потребностями посещают наш детский сад? (ответы педагогов).
-Почему вопрос об инклюзивном образовании встает так остро? (обсуждение педагогов).
Дети с ОВЗ традиционно находились в специальных образовательных организациях. Но коррекционные школы не предоставляют варианты для социализации. Общение и совместная деятельность с детьми возрастной нормы поможет детям с ОВЗ интегрироваться в общество и чувствовать себя равными с другими.
У всех детей есть особенности. Особые образовательные потребности есть не только у «особых».
Инклюзивный подход предполагает такую организацию отношений детей группы, где будут учтены и реализованы возможности каждого ее участника, не только детей с ОВЗ.
Люди с ОВЗ будут готовы трудиться и вступать в межличностные отношения, в случае, если социальная адаптация начнётся с ранних лет.
II. Особенности организации инклюзивного образования в детском саду.
- Государственный стандарт ставит перед педагогами общие и специфические задачи, к общим относятся:
- обеспечение равного доступа к знаниям вне зависимости от возможностей здоровья, региона и вида образовательной организации;
- формирование условий для развития личности ребёнка, которые определяются возрастом и творческим потенциалом дошкольников;
- построение содержательно разнообразной программы, которая соответствует образовательным потребностям детей;
- поддержка семьи ребёнка и помощь советом в вопросах обучения и воспитания детей.
К специфическими задачам относятся:
- квалифицированная коррекция отклонений в физическом или психическом развитии воспитанников;
- интеграция детей с отклонениями в состоянии здоровья в единое образовательное пространство
Давайте обсудим общие аспекты содержания работы инклюзивной группы:
Какими программами определяется содержание работы с детьми ОВЗ? (мнения педагогов).
Конечно, это комплексные и парциальные программы, реализуемыми в ДОУ.
Обучение в ДОУ для детей с ОВЗ осуществляется по адаптированной программе, которая направлена на помощь в изучении детьми с ОВЗ основной программы дошкольного образования. При организации инклюзивной практики в детском саду создаются условия для повышения уровня развития и адаптации в обществе дошкольников с ОВЗ.
Программа ориентируется на прививание детям ценностей и норм социальной жизни. Также программа нацелена на формирование системы знаний, умений и навыков, которые понадобятся ребёнку для продолжения образования.
- Как особенности детей с ОВЗ учитываются при обучении и воспитании?
Образование в условиях инклюзии подразумевает организацию процесса обучения с учётом возрастных и психофизических способностей дошкольников. Как мы это понимаем? (обсуждение).
Инклюзивные группы неоднородны, потому что в них входят дошкольники с разными возможностями здоровья: у нас это дети с нарушениями речи и задержкой психического развития.
Дети с особыми образовательными потребностями нуждаются в общении. У особого ребёнка те же социальные потребности, он тоже хочет расширять среду обитания и количество контактов (к трём годам любому ребенку дома становится скучно).
Образование в условиях инклюзии подразумевает организацию процесса обучения с учётом возрастных и психофизических способностей дошкольников.
Содержание инклюзивного образования реализуется в разных формах:
- индивидуальные занятия со специалистами;
- активные действия в специально организованной среде (свободная игра в групповом помещении, в специально оборудованных помещениях, прогулка);
- совместная деятельность и игра в микрогруппах с другими детьми;
- прием пищи;
- дневной сон;
- фронтальные занятия;
- детско-родительские группы;
- праздники, конкурсы, экскурсии, походы выходного дня.
- Формы реализации содержания инклюзивного образования.
Уважаемые педагоги какие первые действия выполняет педагог при включении в его группу ребенка с ОВЗ. (мнения педагогов)
- Диагностика индивидуальных особенностей развития каждого ребенка. (Практика воспитания детей перестраивается от фронтального подхода, где усредняются показатели относительно возрастной нормы, к учету индивидуальности детей, составляющих группу).
Диагностика ребенка проводится всеми специалистами детского сада.
Каждый специалист обращает внимание на свою область (воспитатель диагностирует свои параметры, логопед - способность ребенка к контакту, импрессивный и экспрессивный словарь ребенка; понимание и использование ребенком языка в различных ситуациях и др.;. дефектолог – уровень игры ребенка и интересующие его игрушки и занятия, развитие крупной и мелкой моторики, уровень мышления; психолог – особенности взаимодействия с детьми и взрослыми, эмоциональность, скорость психических реакций, адаптация в новой обстановке).
Индивидуальные занятия строятся на оценке достижений ребенка и определения зоны его ближайшего развития. В нашем ДОУ это – разработанный индивидуальный образовательный маршрут ребенка. (ИОМ).
- Комплексная оценка ресурсов и дефицитов ребенка для составления индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной образовательной программы (ИПО).
На протяжении периода адаптации и всего времени присутствия ребенка в ДОУ воспитатель, и специалисты наблюдают за ребенком в разных ситуациях, определяя уровень сформированности навыков самообслуживания, особенности контакта с другими детьми и взрослыми, навыки продуктивной деятельности, развитие двигательных и речевых навыков, познавательной сферы, проявление самостоятельности и активности, сферу интересов и др.
(Можно использовать следующие техники наблюдений: регистрация эпизодов, дневниковые заметки, карты-наблюдений, журнал наблюдений, видеонаблюдение.)
Диагностика носит динамический характер, позволяющий корректировать программы в ходе их осуществления и своевременно выстраивать для ребенка адекватную его изменяющемуся состоянию и актуальным возможностям постепенно усложняющуюся среду.
- Разработка и реализация конкретных этапов овладения образовательной программой всеми детьми группы, в том числе овладение индивидуальной образовательной программой ребенком с ОВЗ.
- Разработка каждым специалистом календарных и тематических планов коррекционно-развивающей работы; планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей детей группы.
- Организация совместной жизнедеятельности детей в условиях инклюзивной группы; мониторинг инклюзивного образовательного процесса, создание специальных условий.
Методическое обеспечение инклюзивных групп выбирается в равной мере с ориентиром на детей с ОВЗ, обычно развивающихся дошкольников и детей, опережающих возрастные нормативы.
Поэтому, специально организованная среда планируется и выстраивается в процессе наблюдения за потребностями, особенностями развития, самостоятельными действиями, интересами детей.
Среда выстраивается также в соответствии с зоной ближайшего развития ребенка, что требует от взрослых навыков наблюдения за процессом развития ребенка.
В рамках внедрения инклюзивной модели, проблемой является отсутствие у педагогического состава опыта и психологической готовности принять ребенка с ОВЗ в обычной группе детского сада. Здесь необходима соответствующая работа по повышению квалификации педагогических кадров, по воспитанию у взрослых непредвзятого отношения к «особенному» ребенку, способности принять его на равных с остальными членами детского коллектива.
Инклюзивный подход требует достаточно сложных организационных усилий. Когда для всей группы детей предлагаются единые занятия, один режим дня, единое меню – это одна ситуация. Когда мы ориентируемся на интересы и возможности ребенка, а детей в группе 25 – это совсем другая ситуация.
Для воспитателя остро встанет проблема «выстраивания» отношений внутри группы. Ведь группа массового детского сада, куда принимается ребенок, с самого начала уже предполагает определенные условия, к которым ребенок должен адаптироваться: режим, график занятий, прогулок, мероприятий.
(обсуждение)
(По идее инклюзивная группа должна сочетать в себе два организационных подхода:
в расписании группы должны быть учтены индивидуальные занятия детей (расписаны помещения, время, специалисты), групповые занятия, реализующие интересы детей, групповые занятия, реализующие развивающие задачи Образовательной программы).
Приоритетными при этом являются не задачи реализации тематических блоков образовательной программы, а задачи, которые формулируют педагоги по результатам диагностики детей и группы. При этом планы могут модифицироваться в соответствии с динамикой развития ситуации в группе – неожиданными изменениями окружающей обстановки и/ или специальными нуждами того или иного конкретного ребенка. При планировании учитывается баланс между спокойными и активными занятиями, занятиями в помещении и на воздухе, индивидуальными занятиями, работой в малых и больших группах.
Каждый педагог знаком с содержанием работы всех специалистов.
Родителям выдается подробное описание того, что и насколько успешно делал ребенок, а также рекомендации по отработке навыков и включению их в игровую и бытовую деятельность.
Педагоги способствуют взаимодействию детей в микрогруппах, через организацию игровой, проектной и исследовательской деятельности. Для этого используются дополнительные развивающие программы занятий по организации проектной деятельности, программы физического воспитания, музыкального развития и др.. (парциальные программы ДОУ). Дети, решая в микрогруппах общие задачи, учатся общаться, взаимодействовать друг с другом. Обучаются навыкам согласовывать свои действия, находить совместные решения, разрешать конфликты. Замечая различия в интересах, способностях, навыках, дети учатся с помощью взрослого учитывать их при взаимодействии.
Фронтальные формы организации активности детей могут решать, как познавательные, так и социальные задачи. Фронтальные формы могут проходить по-разному. Для организации инклюзивного процесса больше всего подходит занятие в форме круга – специально организованного, занятия, на котором дети и взрослые играют вместе в особой – спокойной, доверительной атмосфере.
- Отметьте, пожалуйста, с какими утверждениями вы согласны.
Для того чтобы повысить общее качество образовательного процесса, все его участники: администрация, педагоги, специалисты, дети и родители,
1. Регулярно работают в сотрудничестве друг с другом.
2. Открыто оказывают друг другу помощь и получают ее, предоставляют обратную связь, дают советы, делают критические замечания и прислушиваются к ним.
3.Уважительно относятся друг к другу за индивидуальный вклад, вносимый ими в общее дело.
4.Эффективно работают как единая профессиональная команда для достижения общей цели, такой, например, как составление согласованного представления об актуальном уровне развития детей и группы в целом, планирование согласованных действий, способствующих развитию детей и группы через разработку тематических проектов или разработку индивидуального образовательного плана развития ребенка.
5.Педагоги и специалисты работают в качестве наставников с новыми педагогами, чтобы улучшить как свою собственную профессиональную компетентность, так и нового педагога.
6. В рамках сетевого вневедомственного взаимодействия в Тамбовской области мы можем позвонить в другие учреждения и попросить помощь.
Делаем вывод.
Главный постулат на сегодня, то, что индивидуальный подход, который применяется в профессиональной деятельности специалистов – психологов, логопедов, дефектологов, учитывающий особенности детей и подбирающий к ним особые индивидуальные средства и методы развития, в условиях инклюзивного образования, должен быть освоен воспитателями.
Для реализации целей инклюзии в ДОУ работают специалисты разного профиля – психологи, дефектологи, логопеды, воспитатели, педагоги дополнительного образования, медицинские работники. Для эффективной работы в инклюзивной группе необходимо выстроить различные схемы организации взаимодействия специалистов. Эти схемы будут зависеть от состава детей инклюзивной группы, и определяться сочетанием индивидуальных образовательных планов и Образовательной программой.
Детско-родительские группы. Праздники, экскурсии, конкурсы, походы выходного дня важная составляющая инклюзивного процесса.
Заключительная часть.
Инклюзивное образование предполагает:
- обучение детей с ограниченными возможностями здоровья не в специализированном, а в обычном учебном заведении. При этом они должны получать специализированную помощь;
- вовлечение в образовательный процесс каждого ребенка с помощью образовательной программы, которая соответствует его способностям;
- удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей, обеспечение специальных условий.
Необходимость внедрения такого вида обучения в педагогическую практику не вызывает сомнений. Такой вид обучения в дошкольном образовательном учреждении делает возможным оказание необходимой коррекционно-педагогической и медико-социальной помощи большому количеству детей, позволяет максимально приблизить ее к месту жительства ребенка, обеспечить родителей консультативной поддержкой, а также подготовить общество к принятию человека с ограниченными возможностями.
Конечно, каждый из нас по отдельности не сможет помочь детям с ОВЗ, но если мы объединимся, то сможем сделать для этих детей гораздо больше, мы сможем сделать мир вокруг них добрее, а этих детей счастливыми.
Закрепление стандартом права детей с ОВЗ на инклюзивное образование говорит о гуманизации и демократизации общества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для педагогов "Работа с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образования"
Трудности, возникающие у детей с ОВЗ: Связь речевого нарушения с другими сторонами психического развития обуславливает наличие вторичных дефектов. Так. Обладая полноценными предпосылками дл...
Материалы для работы с детьми, имеющими особенности в развитии. Инклюзивное образование.
Представлены материалы для работы с дошкольниками, имеющими проблемы в развитии. (валеологические распевки, дахательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, оздоровительные фонопедичекие упражнения...
Выступление "Инклюзивное образование в условиях реализации ФГОС ДО. Алгоритм организации работы с детьми с ОВЗ на дошкольной ступени образования"
Представляю программу межрайонного семинара «Дети с ОВЗ в дошкольном образовании: организация инклюзивного образования» для педагогов дошкольного образования, куратором котрого я была и од...
Организация работы психолого-медико-педагогического консилиума в условиях инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ комбинированного вида
В статье раскрывается:понятие психилого-медико-педагогического консилиума;нормативно-правова база;цели;задачи;основные направления деятельности;этапы;документация;виды....
«Организация коррекционной работы с детьми в ДОУ в условиях инклюзивного образования»
МБДОУ Детский сад №18 Консультация для воспитателей «Организация коррекционной работы с детьми в ДОУ в условиях инклюзивного образования»Подготовила: воспитатель Казакова С...
«Взаимодействие педагогов с психолого-педагогическим консилиумом детского сада в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образования»
В статье раскрывается актуальность инклюзивного образования в дошкольной организации в соответствии с ФГОС и основной механизм реализации коррекционно-развивающей работы- взаимодействие педагого...
Физкультурно-оздоровительная работа с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного обучения
Инклюзивное обучение – процесс развития общего обучения, который подразумевает доступность обучения для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к обуч...