старшая группа календарно - тематическое планирование на тему "Неделя детской книги"
календарно-тематическое планирование (старшая группа)

Мельникова Светлана Николаевна

календарно - тематическое планирование на неделю в старшей группе на тему "Неделя детской книги"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_nedelya.docx44.76 КБ

Предварительный просмотр:

МАРТ

5 НЕДЕЛЯ (28. 03 -01. 04.)

Тема недели.  Неделя детской книги.

Цель.  Формирование интереса к детской книге и чтению.

Задачи. Приобщать детей к высокохудожественной литературе. Формировать интерес к книгам и детскому чтению, приобретать запас литературных художественных впечатлений, опыта слушателя. Развивать познавательную, творческую и эмоциональную активность в процессе приобщения дошкольников к литературе; развивать такие формы воображения, в основе которых лежит интерпретация литературного образа. Воспитать ценностное отношение к книге как к произведению искусства.

Режимный момент

Образовательная область

Вариативная часть

Социально- коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

Понедельник  28. 03.

Утро

Игра «Волшебные слова». Цель: закреплять знания детей о правилах поведения, воспитывать доброжелательные отношения.

Самостоятельная деятельность детей в центрах активности.

Беседа «Какие бывают книги». Рассматривание различных книг. Игровая ситуация «А у книжки именины!». Цель: формировать представления детей о книгах и истории их появления.

Индивидуальные беседы «Как я провёл выходные».  Цель: развивать диалогическую речь, воспитывать умение внимательно слушать собеседника.

И/у  «Дорисуй сказочного героя». Цель: развивать воображение, закреплять навыки рисования карандашами.

Утренняя гимнастика. Комплекс № 14

Хороводная игра «По дорожке Валя шла». Цель: обогащать двигательный опыт детей.

ОД

  1. Физкультура. По плану специалиста.
  2. Лепка. «Петух» (По мотивам дымковской (или другой народной) игрушки) (Комарова Т. С., стр. 91)

Программное содержание. Учить детей передавать в лепке характерное строение фигуры; самостоятельно решать, как лепить петуха из целого куска глины, какие части можно присоединить. Закреплять умение пользоваться стекой, сглаживать поверхность фигуры. Развивать эстетическое восприятие, образные представления. Вызывать положительный эмоциональный отклик на красивые предметы, созданные изображения.

Прогулка

Наблюдение за елью. Цель: закреплять умение детей узнавать ель по характерным особенностям ее строения, признакам, отличающим ее от других деревьев.

Загадка

Что же это за девица?

Ни швея, ни мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год (Елка)

Трудовая деятельность Расчистка участка и дорожек от мусора. Цель: воспитывать трудолюбие, желание доводить начатое дело до конца.

П/и «Встречные перебежки», «Попади в обруч». Цель: повышать двигательную активность детей на прогулке; развивать меткость, ловкость, выносливость.

Д/и  «Вчера, сегодня, завтра». Цель: закреплять умение детей ориентироваться во времени.

Индивидуальная работа «Кто дольше не собьётся». Цель: совершенствовать прыжки через длинную скакалку (неподвижную и качающуюся, на двух ногах, стоя к ней лицом и боком).

Самостоятельная деятельность детей с выносным материалом.

Оздоровительная пробежка по территории детского сада. Цель: развивать двигательную активность детей, способствовать закаливанию организма в весеннее время года.

Возвращение с прогулки

Игровая ситуация «Мы опрятные ребята». Цель: закреплять умение детей следить за своими вещами, аккуратно их складывать.

Отгадывание загадок о литературных персонажах. Цель: закреплять знания детей о героях книг, развивать память, мышление, речь.

Д/и «Какое слово заблудилось». Цель: формировать умение подбирать точные по смыслу слова.

Слушание детской песни «Новая книжка» Н. Тимофеевой.

Малоподвижная игра «Лови, бросай, сказки называй». Цель: упражнять в ловле и бросании мяча.

2 половина

дня

С-р/и «Библиотека». Цель: учить отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость библиотек; расширять представления о работниках библиотеки, закреплять правила поведения в общественном месте; знакомить с правилами пользования книгой; пробуждать интерес и любовь к книгам, воспитывать бережное к ним отношение.

Д/и «Составь число». Цель: закреплять представления детей о составе числа в пределах 5.

Д/и «Цепочка слов». Цель: обогащать и активизировать словарь детей.

Хореография. По плану специалиста.

Чтение художественной литературы: Т. Александрова «Домовенок Кузька» (главы из книги.

Бодрящая гимнастика.

Ходьба по массажным дорожкам.

П/и  «Мы весёлые ребята». Цель: учить детей действовать по сигналу, перебегать с одной стороны площадки на другую быстро с увёртыванием. Развивать ловкость, быстроту, ориентировку в пространстве.

Вторник  29. 03.

Утро

Работа с дежурными по столовой. Цель: закреплять умение детей самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурного, воспитывать трудолюбие.

Самостоятельные игры детей в центрах активности.

Рассматривание альбома с портретами писателей. Беседа «Кто сочиняет книги?» Цель: формировать представления детей о писателях и поэтах, их творчестве.

Д/и «Волшебные имена». Цель: закреплять знания детей о сказочных персонажах, развивать мышление, речь.

И/у «Угадай, кто?». Цель: развивать творческое воображение, умение мимикой и жестами передавать характерные признаки сказочного персонажа.

Утренняя гимнастика. Комплекс № 14.

П/и «Удочка». Цель: упражнять детей в прыжках в вверх.

ОД

  1. ФЭМП. (И. А. Помораева, В. А. Позина. Формирование элементарных математических представлений. Старшая группа. Занятие 1, с.58.)

Познакомить с делением квадрата на 4 равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть. Продолжать учить сравнивать предметы по высоте с помощью условной меры, равной одному из сравниваемых предметов. Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги, определять стороны, углы и середину листа

  1. Физкультура. По плану специалиста.
  2. Рисование. По плану специалиста.

Прогулка

Наблюдение за погодой. Цель: отметить изменения в погоде. Продолжить знакомить детей с закличкой, как с «устным народным творчеством» (Раньше люди закликали зиму, весну, лето, дождь, солнце и т.д.); учить понимать переносное значение образных выражений; расширять кругозор детей, воспитывать у детей любовь к народному творчеству.

Русская народная закличка:

Весна! Весна красна! Тепло солнышко!
Приди скорей, согрей детей!
Приди к нам с радостью!
С великой милостью!
С льном высоким!
С корнем глубоким!
С хлебом богатым!

П/и «Веснянка». Цель: совершенствовать двигательный опыт.

 (Солнышко, солнышко — золотое донышко (дети идут по кругу, взявшись за руки).  

Гори, гори ясно, чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей, прилетели сто грачей. (бегут по кругу на носочках, имитируя руками взмахи, как крыльями).  

А сугробы тают, тают (приседают). 
А цветочки подрастают (поднимаются, руки вверх). 

Трудовая деятельность. Строим гнездышко для птиц. Цель: развивать творческие способности, умение выкладывать гнездо из веточек, собранных на участке.

Индивидуальная работа (бег) «Третий лишний». Цель: развивать быстроту бега, выносливость (Катя,  Рита. Таня).

Д/и «Что из чего сделано?»  Цель: учить детей определять материал, из которого сделан предмет.

Игры детей с выносным материалом (лопатки, ведерки)

Возвращение с прогулки

Ситуативный разговор «Почему так говорят: «Книга лучший друг». Цель: развивать логическое мышление, умение отстаивать свою точку зрения.

Д/и «На что похоже». Цель: закреплять умение детей соотносить окружающие предметы с геометрическими фигурами, развивать наблюдательность, мышление.

Д/у «Закончи предложение». Цель: закреплять умение детей подбирать слова с противоположным значением,

развивать мышление, речь

И/у «Скажи по-другому». Цель: развивать интонационную выразительность речи.

Пальчиковая игра «Сказки». Цель: развивать мелкую моторику.

2 половина

дня

Беседа «Витамины укрепляют организм»

Цель:  закреплять знания детей пользе  витаминов для  нашего организма.

Д/и «Волшебный сундучок». Цель: учить детей называть произведение, ориентируясь на предмет из него, развивать память, речь.

Игры детей с мелким и крупным конструктором». Цель: закреплять умение создавать постройки по представлению, обыгрывать их.

Д/и «Третий лишний». Цель: закреплять умение детей выделять общий признак в словах. Развивать способность к обобщению (Арина, Вероника, Дима). 

Кружок «Юный книголюб». Чтение шуточных стихов.

С. Чёрный «Концерт», С. Маршак, Д. Хармс «Весёлые чижи».

Бодрящая гимнастика.

Ходьба по массажным дорожкам.

П/и «Не оставайся на полу». Цель: развивать двигательную активность, ловкость, приучать соблюдать правила игры.

Среда 30. 03.

Утро

Игровая ситуация «Подарок на всех»

Цель: развивать умение выбирать позитивный стиль поведения в конфликтной ситуации, сотрудничать со сверстниками.

Свободная деятельность детей в центрах активности.

Беседа «Художник – иллюстратор». Цель: формировать представления детей о профессии иллюстратора книг, закреплять знания детей о том, как создаются книги.

Д/и «Эхо». Цель: закреплять четкое произношение гласных звуков, развивать слуховое внимание, память.

Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам. Цель: воспитывать интерес к изобразительному творчеству.

Утренняя гимнастика. Комплекс № 14.

П/и «Солнечные зайчики». Цель: закреплять умение детей согласовывать движения с текстом.

ОД

  1. Музыка. По плану специалиста.
  2. Обучение грамоте. По плану специалиста.

Прогулка

Наблюдение за ветром. Цель: предложить детям определить силу ветра с помощью ленточек, обратить внимание на направление, рассказать . какой ветер (сильный, слабый, тёплый, холодный, весенний)

 «Весеннее чувство» В. Жуковский

Легкий, легкий ветерок,

Что так сладко, тихо веешь?

Что играешь, что светлеешь,

Очарованный поток?

Чем опять душа полна?

Что опять в ней пробудилось?

Что с тобой к ней возвратилось,

Перелетная весна?

Я смотрю на небеса…

Облака летя, сияют

И, сияя, улетают

За далекие леса…

Д/и  «Угадай –ка». Цель: развивать экологические представления.

П/и «Горелки», «Ловля оленей». Цель: учить соблюдать правила игры, действовать по сигналу воспитателя, развивать ловкость, быстроту бега.

Индивидуальная работа (ходьба). Цель: развивать внимание, координацию движений (Алиса. Софа М., Вероника).

Оздоровительный бег. Цель: способствовать укреплению здоровья.

Трудовая деятельность Уборка мусора на участке. Цель: совершенствовать умение выполнять соответствующие трудовые операции, учить получать удовлетворение от проделанной работы.

Возвращение с прогулки

Ситуативный разговор «Что нужно делать, чтобы глаза были здоровыми?» Цель: формировать привычку заботиться о своём здоровье.

Д/и «Что я загадала?». Цель: развивать логическое мышление, воображение, способность к анализу.

Обсуждение пословиц и поговорок о книге. Цель: формировать интерес к чтению, связную речь.

Чтение художественной литературы: Т. Александрова «Домовёнок Кузька».

П/и «Найди и промолчи». Цель: закреплять умение ориентироваться в пространстве, упражнять в ходьбе.

2 половина

дня

С-р/и «Типография». Цель: закреплять знания детей о создании печатной продукции, активизировать фантазию, развивать навыки работы в команде, упражнять в рисовании.

Конструирование из строительного набора по замыслу детей. Цель: закреплять умение детей коллективно создавать постройки, обыгрывать их; воспитывать умение договариваться, согласовывать свои действия со сверстниками.

Д/и «Запоминай-ка»

Цель: активизировать словарный запас по лексическим темам, развивать навыки понятийного обобщения.

Хореография. По плану специалиста.

И/у «Нарисуй обложку для своей любимой сказки». Цель: развивать воображение, закреплять навыки рисования красками.

Бодрящая гимнастика.

Ходьба по массажным дорожкам.

П/и «Мышеловка».

Цель: упражнять в беге, прыжках; воспитывать ловкость, быстроту

Четверг 31. 03.

Утро

Д/и «И я». Цель:  развивать у детей сообразительность, чувство юмора, закреплять правила поведения в общественных местах.

Работа с дежурными. Цель: воспитывать самостоятельность, добросовестность, трудолюбие.

Рассматривание иллюстраций с изображением разных времен года. Д/и «Наряды матушки -Земли». Цель: уточнять и расширять представления детей о смене сезонов, об основных признаках каждого времени года, природных явлениях, характерных для него.

Д/и «Назови картинку и найди первый звук»

Цель: Учить детей находить заданный первый звук в слове на этапе громкого проговаривания слова самим ребёнком.

Инсценировка потешки «Сидит кот…». Цель: учить передавать содержание с помощью пластических движений тела, жеста.

Утренняя гимнастика. Комплекс № 14.

П/и «Тишина». Цель: учить детей двигаться по сигналу, развивать слуховые качества.

ОД

  1. Рисование. По плану специалиста.
  2. Ознакомление с окружающим миром. «Водные ресурсы Земли». (О. А. Соломенникова. Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа. С. 69)

Программное содержание. Расширять представление детей о разнообразии водных ресурсов: родники, озера, реки, моря и т.д., о том, как человек может пользоваться водой в своей жизни; о том, как нужно экономично относиться к водным ресурсам. Расширять представления о свойствах воды. Закреплять знания о водных ресурсах родного края, о пользе воды в жизни человека, животных растений.

  1. Физкультура. По плану специалиста.

Прогулка

Наблюдение за небом. Цель: учить детей называть характеристики погоды, связанные с небом (пасмурно, облачно), рассказывать, какое небо весной.

Загадка: Гладкое, а не поле, синее, а не море. (Небо)

П/и «Трамвай», «Лошадки». Цель: учить детей согласованно перемещаться всей группой по площадке, ориентироваться в пространстве, менять двигательную деятельность ,развивать ловкость и быстроту реакции...

Индивидуальная работа (прыжки). Цель: упражнять детей в прыжках на двух ногах (Серёжа, Данил, Даша).

Трудовая деятельность. Подметание дорожек. Цель: учить детей правильно выполнять трудовые действия, распределять фронт работы, рассказывать о результатах выполнения поручения, принесённой пользе

Упражнения в равновесии «По узенькой дорожке». Цель: вырабатывать ловкость, координацию движений.

Д/и «Кто больше?» Цель: упражнять в подборе определений к существительным и глаголов, соответствующих зимним явлениям.

Самостоятельная двигательная деятельность детей. Цель: развивать творчество детей в двигательной деятельности, активизировать интерес к ней, учить комбинировать движения, совершенствовать технику их выполнения.

Оздоровительный бег. Цель: способствовать укреплению здоровья.

Возвращение с прогулки

Д/и «Что где лежит». Цель:  закрепить знание о необходимости поддерживать порядок в группе; формировать представление о том, что содержание вещей в порядке помогает сохранить здоровье.

Д/и «Назови соседей». Цель: закреплять знания детей о последовательности дней недели, развивать внимание, память, мышление.

И/у «Услышишь - хлопни». Цель: развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие.

Слушание музыки Жаворонок - М Глинка. Цель: формировать музыкальное восприятие музыки. 

Пальчиковая игра «От сосулек — звон, звон!». 

Цель: коррекция мелкой и общей моторики, словаря.

2 половина

дня

Труд «Больница для книг». Цель: формировать бережное отношение к книгам, закреплять навыки работы с ножницами и клеем.

Эксперименты с бумагой. Цель: продолжать формировать представления детей о свойствах и видах бумаги.

 Д/и «Что общего»

Цель: развивать навыки понятийного обобщения.

Чтение художественной литературы: Т. Александрова «Домовёнок Кузька».

Бодрящая гимнастика.

Ходьба по массажным дорожкам.

П/и «Горелки». Цель: закреплять умение соблюдать правила игры, развивать двигательную активность.

Пятница  01. 04.

Утро

Ситуативная беседа: «Кто сделал книгу?» Цель:  формировать у детей интерес к труду людей, причастных к изготовлению книги, представления об их труде. Побуждать относиться к книгам бережно.

Игры детей в настольно – печатные и дидактические игры. Цель: закреплять умение самостоятельно организовывать  игры, соблюдать правила.

Рассматривание иллюстраций об этапах создания книги. Цель: закреплять знания детей о процессе создания книги.

Д/и «Четвёртый лишний». Цель: развивать умение классифицировать предметы по определенному признаку, внимание, речь.

Д/и «Кто как разговаривает?». Цель:  расширить словарный запас, развивать быстроту реакции. 

Предложить детям раскраски, трафареты на тему «Герои сказок». Цель: закреплять навыки закрашивания.

Утренняя гимнастика. Комплекс № 14.

П/и «У ребят порядок строгий». 

Цель: закреплять умение действовать по сигналу, развивать физические качества.

ОД

  1. Развитие речи. Чтение стихотворений о весне. Дидактическая игра «Угадай слово». (В.В. Гербова Развитие речи в детском саду. Старшая группа. Занятие  2,  с. 99).

Цель. Продолжать приобщать детей к поэзии; учить задавать вопросы и искать кратчайшие пути решения логической задачи.

  1. Музыка. По плану специалиста.

Прогулка

Наблюдение за температурой воздуха. Цель: учить детей наблюдать за температурой воздуха и заносить ее в дневник наблюдений. 

 Просыпайтесь, детвора,
Всем давно вставать пора!
За окном апрель лучится,
И капелью в дверь стучится,
И, наверное, сегодня
Что-то доброе случится!
Побегут к реке ручьями
Ослабевшие снега,
Станет тонкой и хрустальной
Под лучами корка льда.
И, котёнком серым, верба,
Размохнатив пух свой первый,
Возвестит: весна пришла! И. Финкель

Д/и «Оживление». Цель: развивать литературное творчество детей; предложите детям представить, что тот или иной предмет вдруг ожил и заговорил – и тут же родится множество интересных историй. Оживлять можно не только самые разнообразные предметы, но и явления, метафоры

П/и «Мы веселые ребята». Цель: учить детей соблюдать правила игры, действовать согласно тексту.

П/и «Медведь и пчелы»  Цель: развитие двигательной активности.

Индивидуальная работа «Метание мячей»  Цель: развивать ловкость, силу броска (Маша Ч., Ваня, Полина).

Трудовая деятельность. Расчистка дорожек. Цель: совершенствовать навыки работы; воспитывать самостоятельность, аккуратность.

С-р/и «Магазин». Цель: совершенствовать умение детей распределять роли в игре, согласовывать действия и совместными усилиями достигать результат.

Возвращение с прогулки

Практическое упражнение «Чисто – чисто». Цель: продолжать формировать привычку мыть руки с мылом после прогулки ,проверять качество выполнения гигиенических навыков.

Д/и «Сравни». Цель: закреплять умение сравнивать 5 предметов по высоте (Данил, Максим).

Д/и  «Назови ласково». Цель: формировать умение образовывать уменьшительно- ласкательные прилагательные.

Чтение художественной литературы: Т. Александрова «Домовёнок Кузька».

Пальчиковая игра «Сказки». Цель: развивать мелкую моторику рук.

2 половина

дня

Беседа «Режим дня». Цель: формировать представления детей о необходимости соблюдать режим дня как факторе здорового образа жизни.

Д/и «Назови по описанию». Цель: закреплять умение угадывать по описанию персонажей литературных произведений.

Д/и «Подбери действия к предметам»

Цель: закреплять умение согласовывать существительные с глаголом.

Игра драматизация по сказке К.И. Чуковского «Путаница». Цель: развивать артистичность, речь, память, воображение.

Бодрящая гимнастика.

Ходьба по массажным дорожкам.

П/и «Хитрая лиса»

Цель: закреплять умение детей бегать, не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу, ориентироваться на площадке.

Оборудование

Портреты детских писателей и поэтов; иллюстрации к русским народным сказкам.

 Разрезные картинки, настольно – печатные игры.

Различные виды конструкторов, кубики. Атрибуты к подвижным и сюжетно – ролевым играм.  

Литература,  загадки по данной теме.

Работа с родителями

Оформление родительского уголка по теме недели.

Информирование родителей о ходе образовательного процесса в детском саду.

Консультация «Роль семейного чтения в жизни ребёнка дошкольного возраста».

Рекомендации родителям по домашнему чтению с детьми.

Индивидуальные беседы по запросу родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование «Здравствуй, детский сад!» в старшей группе

Организация СД педагога с детьми в режиме дня, методы образовательной деятельности, ситуации повседневного общения.Подготовительная работа развивающей среды (материалы, оборудование).Индивидуаль...

Календарно - тематическое планирование на тему "Книги" в старшей группе

Календарно - тематическое планирование на тему "Книги" в старшей группе...

Календарно- тематическое планирование "Неделя детской книги"

Календарно- тематическое планирование "Неделя детской книги"...

старшая группа календарно - тематическое планирование на тему "Новогодние приключения у ёлки"

календарно - тематическое планирование в старшей группе на тему "Новогодние приключения у ёлки"...

старшая группа календарно - тематическое планирование на тему "День Победы"

календарно - тематическое планирование в старшей группе на неделю на тему "День Победы"...

старшая группа календарно - тематическое планирование на тему "Водный мир"

календарно - тематическое планирование в старшей группе на неделю на тему "Водный мир"...

Старшая группа календарно тематическое планирование 3 - 4 неделя октября

Ежедневное планирование на каждый день в старшей группе детского сада по теме "Моя большая и малая Родина" (3 и 4 недели октября)...