Примерная схема характеристики на ребенка
материал

Багирова Елена Октаевна

Характеристика может обобщить все полученные результаты, наблюдения за ребенком. В характеристике прослеживаются особенности развития личности, деятельности, познавательных процессов, определяются перспективы развития психики испытуемого и средства управления этим развитием. Приводит примерную схему характеристики ребенка. Г.А.Урунтаева Ю.А. Афонькина  ПРАКТИКУМ ПО ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primernaya_shema_harakteristiki_na_rebenka.docx20.92 КБ

Предварительный просмотр:

Примерная схема характеристики на ребенка.

I. Общие сведения о ребенке

Фамилия,   имя

Дата рождения

Общее физическое развитие

Состояние здоровья

Состав семьи

II. Особенности личностного развития

Развитие самосознания '

—  уровень притязаний и самооценки,

—  развитие самоконтроля,

—  осознание нравственных норм Нравственные черты личности Интересы и склонности, мотивы поведения Волевые черты личности Особенности развития эмоций и чувств Проявления темперамента и характера

III. Особенности развития видов деятельности

Изобразительная

Конструктивная

Игровая

Трудовая

Учебная

Общение с родителями, воспитателями, сверстниками

IV. Особенности развития речи: диалогической монологической (связной)

V. Особенности развития познавательной сферы личности Внимание

Восприятие

Память

Воображение

Мышление

VI. Основные направления в развитии психики ребенка

VII.   Педагогические   рекомендации   по   обеспечению индивидуального подхода

Приведем пример характеристики.

Миша Н., 1987 года рождения.

Общее физическое развитие и состояние соответствует норме. Первая группа здоровья.

Семья неполная' мама, бабушка и Миша.

Воспитание носит женский характер. С мамой мальчик находится короткое время. Воспитанием преимущественно занимается бабушка.

Миша не всегда правильно оценивает свои возможности. Успех в деятельности побуждает его выбирать более трудные задания. Мальчик всегда стремится достигнуть качественного результата. Придает очень большое значение тому, как оценивает его результат взрослый.

Самооценка несколько завышена. Но в совместной со взрослым деятельности склонен оценивать себя адекватно.

Миша четко формулирует нравственные качества; нельзя драться, надо делиться с другими, нужно доводить дело до конца и т.д., осознает необходимость их выполнения.

Адекватно реагирует на нарушение нравственных норм другими детьми. Однако нравственные нормы не всегда выполняют функцию регулятора поведения мальчика. Нормы хотя и осознаются, но нередко нарушаются. Здесь обнаруживаются следующие особенности. Чаще он нарушает нормы в общении со сверстниками, чем со взрослыми.  Причем   это  зависит   от   отношения  к   сверстнику: дружеские отношения заставляют Мишу сдерживать непосредственные побуждения. К тому же нормы чаще нарушаются в отношении воспитателей, чем в отношении мамы и бабушки. Таким образом, нравственное поведение мальчика достаточно ситуативно и зависит от личности того, с кем он общается.

Предпочтение Миша отдает дидактическим играм: лабиринты, домино, лото, увлекается конструированием. Удачное преодоление трудностей при выполнении задания вызывает радость, энтузиазм, стремление попробовать свои возможности в более трудном задании. Следовательно, можно говорить о достаточно устойчивой познавательной направленности Миши, сформированности познавательных интересов.

Любимым видом деятельности остается игра, хотя сюжетно-ролевые игры не имеют для него особой привлекательности. Чаще он играет один, обыгрывая постройки из конструктора. Преобладают игровые и познавательные мотивы. Соподчинение мотивов проявляется преимущественно в присутствии взрослых. В общении со сверстниками Миша не сдерживает сиюминутные побуждения, руководствуется только своими желаниями. Однако может самостоятельно поставить цель деятельности, удерживать ее. Но это зависит от отношения к деятельности, связано с интересом.

Планирование деятельности вызывает затруднения.

В общении со взрослыми Миша контролирует свои эмоции. В общении со сверстниками ведет себя развязно, гримасничает, издает нечленораздельные звуки. Понимает и правильно оценивает такие социальные эмоции, как сочувствие, сопереживание, но в жизни их почти не проявляет. К сверстникам чаще проявляет антипатию или безразличие. Предпочитает общаться с двумя детьми' Аней Г. и Ромой А.  Но эти контакты очень неустойчивы.

Проявляются черты сангвинического темперамента. Миша живо откликается на то, что привлекает его внимание. Живая мимика и выразительные движения. Быстро и в течение длительного времени может сосредоточивать внимание.

Энергичный и работоспособный. Может долго выполнять деятельность, не утомляясь. Уравновешены активность и реактивность. Мишу легко дисциплинировать. Быстрый темп речи. Легко сходится с новыми людьми, легко привыкает к новым требованиям и обстановке. Навыки формируются быстро и легко. Преобладают положительные эмоции.

Характерны следующие особенности видов деятельности. Трудится неохотно, только по предложению взрослого. Трудовыми навыкими и умениями владеет плохо. Нередко прекращает трудиться под влиянием помех. Трудовая деятельность часто переходит в игровую.

Сформированы предпосылки учебной деятельности. Следует указаниям взрослого точно и т быстро. В случае непонимания задает вопросы. В ответах и действиях не подражает другим детям. Проявляет самостоятельность и инициативу.

Играть предпочитает один. Мотивирует это так: «Я люблю, когда тихо, спокойно, не мешают. Ну и сам себе играю». Охотно принимает в игру взрослых. Не проявляет стремления включиться в игру других детей. Отклоняет их предложения. Если иногда и участвует в сюжетно-ролевых играх, то берет на себя второстепенные   роли. К лидерству не стремится.

Много времени отдает конструированию, но творчество проявляет недостаточно. Постройки стереотипны.

Рисует охотно, но динамику объектов передает редко. Сюжеты разнообразные: сказочные, бытовые, игровые. Хорошо владеет техническими навыками.

Тип общения со взрослым — внеситуативно-познавательный. Главный мотив — получение новой информации о мире предметов и явлений. Активно использует речь в качестве средства обг ения. Задает много разнообразных вопросов.

Связная речь развита недостаточно. Пересказывает неохотно и с трудом. В речи мало прилагательных. Но словарный запас большой. Слова употребляет точно по смыслу. Использует в основном простые предложения.

Цвета дифференцирует точно, знает их названия. Идентичность по цвету устанавливает с помощью зрительного соотнесения.

Преобладает непроизвольное внимание. Достаточно часто проявляется непроизвольное внимание, особенно в процессе получения новой информации. Легко переключает внимание, а его устойчивость и концентрация зависят от заинтересованности деятельностью.

Самоконтроль в процессе запоминания развит слабо, хотя может сознательно прилагать усилия, чтобы запомнить. Развита словесная память. Тексты запоминает легко.

Несмотря  на   большой   запас   знаний,   воображение,   как произвольное, так и непроизвольное, развито слабо. В изобразительной и конструктивной деятельности преобладают стереотипы. Но особую трудность вызывает составление сказок.

Хорошо развиты мыслительные операции. Легко обобщает, сравнивает, достаточно подробно анализирует.

Педагогические рекомендации:

1. Необходимо постоянно ставить Мишу в ситуацию морального выбора  и оценивать все  его поступки для         формирования нравственного  поведения.

2. Использовать совместную со взрослым деятельность с целью развития воображения:   «Давай  вместе  порисуем,  придумаем сказку» и т.п.

3. Дать постоянное трудовое поручение, показать его значимость и важность для других.

4.   Заинтересовать   Мишу   сверстниками,   сначала   путем наблюдения     за   их  деятельностью.  Попытаться  объединить  в дидактических играх Мишу и сверстников со сходными интересами.

5.  При проведении всех организованных форм деятельности предусматривать   задания   соответствующей   трудности   для поддержания   познавательного интереса.

Методики практикума можно использовать и для написания курсовых работ. Рекомендуется сделать большую выборку испытуемых для получения статистически значимых данных и применения математических методов их обработки.

Источник Г.А.Урунтаева Ю.А. Афонькина

ПРАКТИКУМ ПО ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада

Под    редакцией    Г.А.Урунтаевой

МОСКВА   •   «ПРОСВЕЩЕНИЕ»   •   «ВЛАДОС»   •   1995


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность - универсальное средство развития ребенка и педагога (примерная схема осуществления проекта «Мама, папа, я - спортивная семья» /старший и подготовительный возраст/)

Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей и мотив...

Примерный образец характеристики ребенка на ТПМПК

Примерная характеристика ребенка на ТПМПК...

Примерная психолого-педагогическая характеристика на ребенка с ОНР 3 уровня

Примерная психолого-педагогическая характеристика на ребенка с ОНР 3 уровня (стертая дизартрия)...

Примерные психологические характеристики на детей

Примерные психологические характеристики на детей...

Примерная логопедическая характеристика на неговорящего ребенка по запросу родителя с рекомендациями

Примерная логопедическая характеристика на неговорящего ребенка по запросу родителя с рекомендациями .Часто родители неговорящих детей просят подобные заключения после обследования ребенка логопедом, ...

Схема характеристики звуков

Схема характеристики звуков...

Примерная характеристика на ребенка

Харктеристика на ребенка 4 года жизни...