Проектная деятельность - универсальное средство развития ребенка и педагога (примерная схема осуществления проекта «Мама, папа, я - спортивная семья» /старший и подготовительный возраст/)
проект на тему
Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей и мотивацией инновационной деятельности педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnostproekt-skhema.docx | 33.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность - универсальное средство развития ребенка и педагога.
Симакова Екатерина Олеговна
г. Сургут
Проектная деятельность - один из методов, направленный на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствующий развитию творческих способностей и логического мышления, объединяющий знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщающий к конкретным жизненно важным проблемам. Проектная деятельность как специфическая форма творчества является универсальным средством развития ребенка и педагога. Ее можно использовать в педагогических целях при работе детьми любого возраста, в частности младшего (что становится возможным за счет проектной сущности игровой деятельности). Для педагога проектная деятельность может стать эффективным средством профессионально-личностного развития, усовершенствования окружающей действительности и себя. При этом на каждом из возрастных этапов проектирование обнаруживает разный педагогический потенциал, обусловливая развитие многообразных сторон и творческих проявлений личности. Таким образом, возникло понятие технологии педагогического проектирования - это стимулирование педагогов увидеть проблему и найти свой путь ее решения. Имея высокую культуру педагогического проектирования, педагог ориентируется на инновационные действия, избегает шаблонов в рассуждениях и выборе педагогических средств.
С 1 сентября 2013 года вступил в силу новый Федеральный закон от 29.12.2012 №273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Закон разработан в целях совершенствования законодательства РФ в области образования и является основополагающим нормативным правовым актом. Законом определяются уровни общего образования, в частности дошкольного и начального общего образования.
Цель проектной деятельности - понимание и применение знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе).
Использование метода проектов в обучении дошкольников является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации на следующей ступени образования. Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель. Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка. Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей и мотивацией инновационной деятельности педагогов.
Задачи проектной деятельности:
- Обучение планированию (ребенок должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);
- Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (ребенок должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);
- Умение анализировать (креативность и критическое мышление);
- Формировать позитивное отношение к работе (ребенок должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).
Особое внимание уделено инновационной деятельности в сфере образования, разработаны стандарты для педагогов, где важное место занимает педагогическое проектирование. В новых федеральных государственных стандартах для дошкольников проектная деятельность выделена как отдельная образовательная область.
Педагогическое проектирование можно рассматривать как структурные и процессуальные характеристики деятельности, направленной на разрешение различных проблем в педагогическом процессе. Объектом педагогического проектирования являются образовательные системы различного уровня и характера или их структурные компоненты, которые также исследуются во
взаимосвязи с системой в целом. Педагогическое проектирование - продуктивная деятельность, продуктом которой являются проект и программа его реализации в практику образования, а также результаты образования, которые имеют место при реализации проекта.
В результате проектной деятельности рождается проект. В стратегическом смысле он может быть определен как пошаговое осуществление образа будущего. В последние годы работники сферы образования активно участвуют в проектах, т.к. сегодня именно проектная деятельность стала реальной формой получения финансовой поддержки в инновационных начинаниях. Овладение проектировочными умениями помогает подняться на новую ступень профессионального мастерства, становится способом активизации и реализацией возможностей в педагогической действительности, особой формой установления и развития творческих отношений с коллегами. Проектная деятельность содержит в себе удивительные возможности, поскольку способна преобразить человека любого возраста.
План работы воспитателя по подготовке проекта
Проектная деятельность содержит:
- анализ проблемы;
- постановка цели;
- выбор средств ее достижения. Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями);
- поиск и обработка информации, материала;
- включение в проект игр и других видов детской деятельности;
- домашние задания для самостоятельного выполнения;
- презентация проекта, открытое занятие;
- оценка полученных результатов и выводов.
Основные этапы метода проектов
1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.
2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:
- к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);
- в каких источниках можно найти информацию;
- какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
- с какими предметами научиться работать для достижения цели.
3. Выполнение проекта – практическая часть.
4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.
В настоящее время проекты классифицируются: по составу участников; по целевой установке; по тематике; по срокам реализации.
Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты: «Любимые игрушки», «Мама, папа, я – здоровая семья» и др.
По продолжительности они бывают краткосрочными (одно или несколько занятий), средней продолжительности, долгосрочные (например, «Творчество Пушкина» - на учебный год).
Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Задачи развития:
- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
- развитие познавательных способностей;
- развитие творческого воображения;
- развитие творческого мышления;
- развитие коммуникативных навыков.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.
В младшем дошкольном возрасте – это:
- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
- формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).
В старшем дошкольном возрасте – это:
- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку и педагогу возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
Таким образом, проектная деятельность обеспечивает превращение идей в нововведение, а также формирует систему управления этим процессом, что способствует развитию инновационной деятельности педагога, который решает типовые, стандартные и творческие задачи, совершенствуя и повышая свой профессиональный уровень, педагогическое мастерство. Проявление творческого подхода педагога к профессиональной деятельности, с учетом современных требований и нововведений - это тоже инновация. Педагог должен осваивать новые для него технологии: работа с компьютером, мультимедийными средствами, интерактивными досками, подбор материала, практическое освоение – все это способствует повышению уровня развития педагога, мотивирует его к дальнейшему профессиональному росту, инновационной деятельности. Индивидуально-творческий подход в инновационной деятельности педагога предполагает осознание себя как творческой индивидуальности, определение своих профессионально личностных качеств, требующих совершенствования и корректировки. Потребность в совершенствовании является основным мотивом и стержневым качеством педагога-новатора.
Примерная схема осуществления проекта
«Мама, папа, я - спортивная семья»
(старший и подготовительный возраст)
Этапы программы | Виды деятельности |
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ | |
Спортивный мир | Виды спорта, их классификация |
Сезоны года | По сезонам года - рисунки, аппликации, коллажи «Виды спорта, которыми занимается наша семья». |
Конструирование | «Спортивный комплекс», «Стадион», «Спортивная площадка». Спортивные снаряжения и атрибутика, в том числе, в семье. |
Игровая деятельность | Сюжетно-ролевая игра «Я - спортсмен», «Угадайте виды спорта по спортивному инвентарю»; «Спортивный инвентарь», «Спортивный магазин» и т.д. |
Социальное развитие | Тематические занятия по открытию Олимпиады – 2014 в Сочи. |
Речь и речевое общение | Рассказы детей по темам: «Наши любимые виды спорта», «Выходной день в моей семье», «Спортивные достижения нашей семьи», «Летние виды спорта в нашей семье», «Наше путешествие», «Мир семейных увлечений». Словотворчество. Создание альбомов «Моя спортивная семья» (рисунки, фотографии, стихи детей). |
Здоровье и физическое развитие | Составление режима дня для каждой семьи, конкурс семейных комплексов утренней гимнастики, закаливающих процедур. |
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ | |
Художественная литература | Пословицы и поговорки о спорте. Дома выучить любое понравившееся стихотворение о спорте или семье. |
Декоративно-прикладное искусство и дизайн | Рисование «Виды спорта в рисунках», «Семейные виды спорта», «Мы на отдыхе», «Моя семья», «Моя комната», «Любимый вид спорта мой, папы и мамы». |
Культурно-развлекательная | Семейные мини-спектакли, составление сценариев детских спортивных развлечений, пантомимы, декламация стихов. Совместное посещение семьями спортивных соревнований. |
Литература
1. Практикум по возрастной и педагогической психологии: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / Под ред. А.И.Щербакова. - М.: Просвещение, 2010.
2. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Учеб. пособие для инженерно-педагогических ин-тов и индустриально-педагогических техникумов / В.С. Безрукова. - Екатеринбург: Изд-во “ Деловая книга”, 2010.
3. Кузьмина Н.В. Стратегия развития системы акмеологических наук / Проблемы развития системы акмеологических наук, СПб., 2001.
4. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н.В. Кузьмина. — М.: Высш. шк., 1990.
5. Якунин В.А. Обучение как процесс управления: Психологические аспекты,СПБ,1999.
6. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. -2-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 1990.
7. Сластенин В. А. Педагогика: инновационная деятельность / В. А. Сластенин, Л.С.Подымова. - М.: ИЧП “Изд-во Магистр”, 2010.
8. Крысько В.Г. Психология и педагогика: Схемы и комментарии / В.Г. Крысько. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.
9. Педагогическая энциклопедия, - М.: Просвещение, 2005.
10. Поздняк Л.В., Н.Н. Лященко, «Управление дошкольным образованием»,М.: ACADEMIA, 1999.
Интернет ресурсы
Источник: http://doshvozrast.ru/metodich/konsultac04.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект спортивного праздника для детей и их родителей. Образовательная область "Физическая культура" "Мама, папа, я - спортивная семья"старшая группа.
Цель праздника: повысить интерес детей и родителей к спорту, доставить детям и их родителям удовольствие от совместного мероприятия.способствовать развитию положительных эмоций, воспи...
Проектная деятельность как средство развития познавательной активности ребенка
В статье определяются актуальность и особенности проектной деятельности дошкольников...
"Проектная деятельность как средство развития личности ребенка дошкольного возраста"
Современные образовательные технологии...
Сказка как универсальное средство развития ребенка дошкольного возраста.
Сказка входит в жизнь ребенка с раннего возраста и остается с ним на всю жизнь. С помощью сказки мы знакомим ребенка с окружающим его миром и можем ввести в воображаемый мир, где ребенок расширяет рам...
План по самообразованию в подготовительной группе комбинированной направленности "Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста"
План по самообразованию в подготовительной группе комбинированной направленности "Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста...
Статья для педагогов «Проектная деятельность как средство развития познавательной инициативы у детей дошкольного возраста»
Современное образование ставит перед собой задачу не просто дать знания ребенку, а научить применять эти знания на практике, уметь связать теоретические материалы с проблемными жизненными ситуациями.В...
Проектная деятельность как средство развития ребенка с ОВЗ.
Ключевые слова: проектная деятельность, интеллект, активизация, совместная деятельность, соучастие, практико – ориентированный Аннотация: В данной статье идет речь о прое...