Статья для воспитателей на тему «Психологическая поддержка участников образовательного процесса в рамках обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования»
консультация на тему
Актуальность данной темы исследования определяется необходимостью создания преемственности психического развития детей на стыке дошкольного образовательного учреждения и начального этапа обучения в школе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Психологическая поддержка участников образовательного процесса в рамках обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования» Проблема преемственности дошкольной и начальной школьной ступеней развития ребенка всегда привлекала внимание психологов и педагогов. в практике педагогической деятельности преемственность дошкольного образовательного учреждения и начальной школы рассматривается с позиций обеспечения последовательности в содержании и методах обучения и воспитания детей. теоретически психолого-педагогические подходы к решению проблемы преемственности между детским садом и начальной школой предусматривают проведение различных специальных мероприятий по подготовке детей к переходу из одной образовательной среды в другую. однако в практике обучения первоклассники испытывают заметные трудности, связанные с адаптацией к условиям систематического обучения, усвоением учебного материала, поддержанием необходимого уровня дисциплины и т.д. это говорит о том, что существующие формы обеспечения преемственности недостаточно эффективны, что требуется специальная система помощи ребенку, которая бы готовила его к обучению в начальной школе. Актуальность данной темы исследования определяется необходимостью создания преемственности психического развития детей на стыке дошкольного образовательного учреждения и начального этапа обучения в школе. решить указанную задачу можно путем организации психологического сопровождения, т.е. такой системы работы, которая обеспечивает преемственные связи между дошкольным образовательным учреждением и начальной школой и определяет плавное вхождение ребенка в учебно-воспитательный процесс. создание подобной системы имеет особенно важное значение для современных инновационных учебных заведений, предъявляющих ряд новых требований к уровню развития и подготовки первоклассников. с позиций концепции непрерывного образования, т.е. образования на протяжении всей жизни, проблема преемственности между всеми ступенями образовательного пространства, приобретает особую актуальность. на начальных этапах обучения, когда закладываются основы всего дальнейшего развития личности, сопроводительная деятельность психолога должна обеспечивать интеграцию педагогического и семейного воздействия на единой цели - развитии личности ребенка. в рамках такого взаимодействия возможно объединение усилий всех участников образовательного пространства (психологов, педагогов, родителей) в процессе обучения и воспитания ребенка. Смысл психологического сопровождения в условиях непрерывного образования заключается в содействии гармоничному психическому и физическому развитию ребенка, в сохранении его индивидуальности, в обеспечении «безболезненной» адаптации к изменяющейся социальной ситуации и воспитании готовности к активному взаимодействию с окружающим миром. реализация преемственности развития детей на смежных ступенях образования требует соблюдения поступательного и непрерывного характера обучения, а также учета особенностей дошкольной и школьной образовательных сред, индивидуального и дифференцированного подхода к ребенку. важнейшей предпосылкой решения этих задач и может стать психологическое сопровождение развития детей в период их перехода из дошкольного учреждения в школу. В последнее десятилетие в системе образования России усилиями ученых и практиков складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе – психолого-педагогическое сопровождение. сопровождение каждого ребенка – это идеальная модель любой психологической службы. мы идем рядом с ребенком, сопровождаем его на пути роста, развития, становления личности, образования. видим возможные проблемы, и трудности заранее предупреждаем их. в данном случае диагностика необходима для подтверждения прогнозируемого уровня адаптации. работа с типологией значительно облегчает работу психолога и классного руководителя. преимущество данной типологии заключается в том, что ею можно воспользоваться уже в подготовительной группе дошкольного учреждения. |
Список литературы
1. Альмединген H.A. На путях к новой дошкольной педагогике // В помощь дошкольному работнику / Под ред. Альмединген Н., Тумима Г. Л.: Брокгауз, 1925. - С. 18-26.
2. Альмединген H.A., Тумим Г. Что такое дошкольное воспитание,- 2-е изд. М. -II ч.: Госизд., 1924. - 59 с.
3. Амосов Н.М. Здоровье и счастье ребенка. М.: Знание, 1979. - 96 с.
4. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М., Изд-во АПН РСФСР, 1960.-244 с.
5. Ананьев Б.Г. Развитие детей в процессе начального обучения и воспитания. В сб.:Проблемы обучения и воспитания в начальной школе. М., Учпедгиз, 1960.
6. Андреева В., Стеркина Р. Проблемы обновления системы дошкольного образования на современном этапе //Дошкольное воспитание. 1991, №4. С.33-37.
7. Ананьев Б.Г. 0 проблемах соверменного человекознания. М., 1977.-387 с.
8. Андреев В.И. Деловая риторика. Казань. 1992.
9. Анохин П.К
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования в соответствии с ФГОС»
Проблема непрерывности и преемственности всегда была одной из самых насущных и важных в образовании. Часто готовность к школе рассматривается как определенный объем полученных знаний и умений. Положен...
Обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования на основе ТРИЗ-педагогики в условиях реализации ФГОС
Проблема непрерывности и преемственности всегда была и до сих пор остаётся одной из самых насущных и важных в системе образования. Так, в действующем законе «Об образовании в РФ», в федеральных ...
Доклад Тема:«Обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования в соответствии с ФГОС 2 поколения»
Поступление детей в школу – очень важный период в жизни каждого ребёнка, который вызывает и у детей, и у родителей, и у педагогов – тревогу, радость, волнение и ожидание нового....
Формы работы по обеспечению преемственности дошкольного и начального общего образования.
Статья об обеспечении преемственности дошкольного и начального общего образовапния в соответствии ФГОС....
«Сотрудничество образовательных учреждений в обеспечении преемственности дошкольного и начального общего образования как необходимое условие успешности ребенка».Семинар-практикум
Основные ориентиры в осуществлении преемственности между ДОУ и начальной школой с учетом требований ФГОС ДО. Речевое развитие дошкольников, как фактор подготовленности к школе.Соавтор: старший воспита...
ДОГОВОР «Об организации взаимодействия образовательных учреждений и обеспечении преемственности дошкольного и начального общего образования»
Осуществление взаимодействия учреждений образования....
ДОГОВОР «Об организации взаимодействия образовательных учреждений и обеспечении преемственности дошкольного и начального общего образования»
Целью совместной деятельности сторон является создание благоприятных условиях и микроклимата для музыкального развития детей дошкольного возраста....