Коммуникативные танцы-игры, как одна из форм работы с детьми дошкольного возраста
консультация
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Колосок» Красноармейского муниципального округа Чувашской Республики
Доклад для педагогов ДОО по теме:
«Коммуникативные танцы-игры в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста»
Подготовила:
музыкальный руководитель
Великова Л. В.
с. Красноармейское, 2022
Актуальность
Проблема развития коммуникативных навыков общения с ребёнком - одна из актуальных проблем дошкольной педагогики. Поэтому на музыкальных занятиях неоценимую помощь в работе оказывают музыкально-коммуникативные танцы-игры, поскольку они и развивают, и развлекают. И если следовать формуле, что «учиться надо весело...», то лучшего материала для занятий с детьми просто не придумаешь.
Музыкально-коммуникативные танцы-игры - это в основном танцы с несложными движениями, включающие элементы невербального общения, сменой партнеров, игровыми заданиями. Построенные на жестах и движениях, которые в житейском обиходе выражают дружелюбие, открытое отношение людей друг к другу. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, игре, ещё более способствует развитию доброжелательности между детьми, нормализуют микроклимат в детском коллективе.
Целью использования коммуникативных танцев-игр является развитие
творческих способностей, самовыражения в движениях под музыку, раскрепощение, оздоровление детей дошкольного возраста.
В коммуникативных танцах- играх, помимо развития музыкального слуха, выразительности движений, ориентировки в пространстве, могут быть эффективно реализованы следующие задачи:
- развитие динамической стороны общения: лёгкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению;
- развитие эмпатии, сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения;
- развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощён-ности, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки.
Происхождение коммуникативных танцев
Происхождение коммуникативных танцев связано с фольклором разных народов. Известно, что в фольклорной традиции нет разделения на исполнителей и зрителей, а все присутствующие являются участниками и создателями игрового действия. Этот момент является весьма существенным, поскольку он снимает механизм оценивания, раскрепощает ребенка.
Это также авторские танцы на известные мелодии, на которых воспитывались многие поколения дошкольников. Удобные по темпо- ритму, с четкими фразами, эти мелодии удобны в качестве музыкального сопровождения для ритмических движений. Каждый танец имеет свой особый игровой образ, свою направленность и конкретные игровые задания.
Ценность и польза коммуникативных танцев-игр очевидна. Использовать их
можно в самых разнообразных формах работы: на занятиях, на праздниках, развлечениях, досугах.
Это особенно актуально для настоящего времени, поскольку совместные
праздники и развлечения с родителями стали проводиться практически повсеместно. На таких праздниках родители не только гости и зрители, но и активные исполнители, принимающие участие в различных танцах и играх вместе с детьми.
Кроме того, ещё одно важнейшее направление использования коммуникативных танцев - игр — это коррекционная работа с детьми. Поскольку данный материал является доступным и в то же время привлекательным, вызывающим яркие положительные эмоции, его с успехом можно включать и в коррекционную работу с детьми, имеющими различную патологию развития (как правило, у всех детей с проблемами развития нарушена эмоциональная сфера).
Как известно, особый ребёнок, например, с задержкой речевого развития, как
правило, страдает многими сопутствующими отклонениями: он зажат (или излишне расторможен), у него неадекватная самооценка и, как следствие, проблемы в общении. В несложных, но весёлых и подвижных танцах-играх дети получают радость от самого процесса движения под музыку, от того, что у них всё получается, от возможности себя как-то выразить и проявить.
Кроме того, в подобных танцах-играх есть возможность формировать двигательные навыки, закреплять некоторые более сложные движения, которые не сразу у всех детей получаются. В игровой форме при многократном повторения эти движения постепенно и незаметно для ребенка усваиваются. Таким образом, идет постепенное развитие двигательных способностей детей и подготовка к разучиванию более сложных танцев к праздникам и музыкальным спектаклям.
В своей работе я часто пользуюсь наиболее эффективными по данной теме материалами. В частности, это коммуникативные танцы-игры для детей из сборника А. И. Бурениной.
Данный сборник включает две части:
1-я часть — авторские танцы-игры на известные мелодии, на которых
воспитывались многие поколения дошкольников. Удобные по темпо-ритму, с
чёткими фразами, эти мелодии удобны в качестве музыкального сопровождения для ритмических движений. Каждый танец имеет свой особый игровой образ, свою направленность и конкретные игровые задания.
2-я часть — материал, собранный Н. Г. Куприной (отредактированный А. И.
Бурениной) и опубликованный ранее в журналах «Музыкальная палитра»
Этот материал является эффективным и универсальным в моей педагогической работе и используется в самых разных формах работы с детьми.
Практическая часть.
КОММУНИКАТИВНАЯ ИГРА «ЗДРАВСТВУЙТЕ» (на сплочение коллектива)
КОММУНИКАТИВНАЯ ИГРА «АНТОШКИНЫ ДОРОЖКИ» (на внимание)
КОММУНИКАТИВНАЯ ИГРА «ЗЕРКАЛО» (игра, направленная на развитие невербальных и предметных способов взаимодействия - развивает умение использовать невербальные средства общения).
Один игрок в паре – это зеркало. «Зеркало» синхронно
повторяет все движения второго игрока в паре. Затем они меняются местами.
Это не так просто, как кажется на первый взгляд – попробуйте в роли зеркала
не отставать от игрока!
Затем, когда дети освоят вариант игры в парах, можно будет играть в эту игру и с группой детей. Дети стоят в линию, а водящий находится перед ними лицом к игрокам. Водящий показывает движение, а вся группа синхронно за ним повторяет это движение (обратите внимание – группа повторяет зеркально, то есть если водящий поднял правую руку, то «зеркало» поднимает левую руку).
КОММУНИКАТИВНАЯ ИГРА «ДЕРЖИ МЯЧ»
Вывод: приобретая опыт в коммуникативных играх и танцах, ребёнок овладевает не только разнообразными двигательными навыками и
умениями, но также и умением взаимодействовать в коллективе, сопереживать
другим людям, выражать эмоции в мимике и пантомиме, ориентироваться в
пространстве.
Спасибо большое за работу, на этом я заканчиваю своё выступление, творческих вам успехов, радости и удовольствия в работе с детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Вариант использования средств и форм физического воспитания в течение одного дня в работе с детьми дошкольного возраста"
Физическое воспитание оказывает разностороннее благотворное влияние на детей, если оно осуществляется ежедневно при реализации нескольких форм физкультурно-оздоровительной деятельности, удовлетворяя п...
Статья «Театрализация - одна из форм работы с детьми дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС ДО».
Из опыта работы с детьми дошкольного возраста по реализации проекта "В гостях у Сказки"....
Тема выступления: "Виртуальная экскурсия, как одна из форм работы с детьми дошкольного возраста".
quot;Виртуальная экскурсия, как одна из форм работы с детьми дошкольного возраста"....
Методическая разработка как одна из форм работы с детьми дошкольного возраста
Дошкольное детство - ответственный период жизни человека: в нем закладываются основы правильного отношения к окружающему миру, ценностной ориентации в нём.Методическая разработка – это...
Обмен опытом "Кэшинг одна из новых игровых форм работы с детьми дошкольного возраста"
Применение Кэшинг игр имеет широкое применение, позволяет вынести обучение за рамки детского сада, познакомить детей с природой края, историей и достопримечательностями родного города. Использование э...
Отчёт «Творческая мастерская — одна из современных форм работы с детьми дошкольного возраста»
Творческая мастерская – одна из форм образовательной деятельности, позволяющая детям проявить свою инициативу, так как предоставляется возможность для удовлетворения своих желаний...