Методическая разработка на тему: «Организация самостоятельной деятельности детей в течение дня»
методическая разработка
Методическая разработка на тему:
«Организация самостоятельной деятельности детей в течение дня»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mr_org_sam_dejat.docx | 22.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №26 «Теремок»
662200 г. Назарово Красноярского края
Методическая разработка на тему:
«Организация самостоятельной деятельности детей в течение дня»
Разработала:Дорошенко Н.Ю.
Назарово 2018 г.
Современная начальная школа предъявляет высокие требования к уровню готовности детей к школьному обучению. От того насколько качественно и своевременно дошкольник будет подготовлен к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.
Одним из наиболее важных качеств личности первоклассника ученые выделяют самостоятельность.
Самостоятельная деятельность детей - одна из основных моделей организации образовательного процесса дошкольников, которая выполняется без непосредственного участия воспитателя, но по его заданию в специально предоставленное для этого время. В режиме дня выделено несколько периодов для самостоятельной деятельности детей. Во время утреннего приема, в промежутке между завтраком и занятиями, в перерывах между занятиями, на дневной и вечерней прогулке, в групповой во второй половине дня - всего 240 мин в день.
Самостоятельная игра - один из видов самостоятельной деятельности дошкольника. Психологи доказали: в самостоятельной игре у дошкольника интенсивно развивается психика. На пределе работают память, мышление, восприятие. Он развивается творчески, проявляет больше произвольности, больше запоминает, обогащается запас знаний о мире.
Самостоятельные игры самостоятельны по своей сути, но эта самостоятельность относительна, т. к. в ней присутствует косвенное педагогическое руководство.
Какова же роль воспитателя в организации самостоятельных игр детей?
* создать разнообразную игровую среду на основе активности и интересов детей.
* игровое пространство, созданное детьми сохранять в группе в течение одного или нескольких дней.
* не навязывать детям свой сюжет игры, не игнорировать инициативу детей.
* не вмешиваться в игру: утешать, сочувствовать, решать игровые конфликты; подключатся к игре детей только в случаях конфликтных ситуаций.
* для развития игры поощрять, похвалить ребенка.
* внимательно следить за игрой детей.
- Для проявления самостоятельности и свободной активности, создать разнообразную игровую среду на основе активности и интересов детей. Иногда для поддержания порядка в группе либо для лучшей сохранности игрушек воспитатель не дает им в пользование, чем обедняет детское творчество, самостоятельная деятельность становиться малосодержательной, и непродуктивной.
- Для поддержания интереса к самостоятельным играм, важно, чтобы созданное детьми игровое пространство сохранялось в группе в течение одного или нескольких дней.
- Не проявлять излишнюю инициативу, не навязывать детям свой сюжет игры. Игнорировать инициативу детей, или бестактно вмешивается в игру детей, донимая подсказками, не давая им самим сориентироваться в обстановке, обдумать действия, тем самым полностью уничтожить инициативу, самостоятельность.
- Учитывать, что игра-это жизнь ребенка. В самостоятельной игре, как и в жизни, временные трудности, промахи и неудачи не только неизбежны, но часто в них заключается основная ценность. Именно в преодолении трудностей происходит становление характера, формируется личность, рождается потребность получать помощь, и когда нужно прийти на помощь другим. Поэтому воспитатель не должен вмешиваться в игру, утешать, сочувствовать, решая игровые конфликты. Подключатся к игре детей только в случаях конфликтных ситуаций, требующих вмешательства взрослого, или при необходимости помочь ребенку войти в группу сверстников.
- Для развития игры поощрять, похвалить ребенка, если он придумал что-то новое, создал интересную игровую ситуацию, собрал сложный узор, построил модель из конструктора. (Например, Ваня дома собрал модель боевого корабля, мы восхищались его постройкой, на следующий день Даниил вместе с родителями собрал модель подобного корабля, через день эскадра пополнилась еще одним кораблем, который сделал Егор, игра детей стала более содержательной).
- Внимательно следить за игрой детей. Дети замыслили сюжет, развернули игру, и в какой- то момент зашли в тупик, но воспитатель ничего не предпринимает. Результат - игра распадается, не дойдя до своего логического конца.
Игры с готовым содержанием. Для самостоятельных игр, во время утреннего приема детей, а также на перерывы во время НОД в группе должна быть оборудована познавательно-развивающая зона, в которой сосредоточены игры разной направленности:
-развивающие игры («Игровой квадрат», «Точечки», «Составь узор», «Кубики для всех»)
- игры на развитие сенсорики, математического, экологического, валеологического содержания.
- игры на развитие пространственного ориентирования, по обучению грамоте. Здесь же располагаем игры соответствующие тематике недели.
Учитывая интересы детей, а дети очень любят игры с конструктором , уголок конструирования следует оборудовать различными видами и формами конструкторов, разнообразные мозаики. Чтобы дети, для реализации своих замыслов, используя схемы и модели построек, постепенно переходили к строительству по воображению. Уголок дополняется мелкими игрушками для обыгрывания. Мобильность данного уголка (выносные контейнеры) дает детям возможность разворачивать сюжет игры за его пределами. Это позволяет ребенку комфортно чувствовать себя в любом уголке группы. Для продолжения игры на следующий день детям позволяется оставлять постройки на день, два. В строительные игры дети играют, как и в дневной промежуток времени, так и вечерний.
Во второй половине дня в режиме есть значительный отрезок времени для самостоятельных игр. Высшей формой самостоятельности детей является проявление творчества в театрализованных, сюжетных играх (ролевых, режиссерских, играх – фантазиях).
Самостоятельная художественная деятельность в театральном уголке. Здесь находятся атрибуты для различных видов театра. Рядом с театром желательно расположить музыкальный уголок, содержащий музыкальные инструменты, атрибуты» (микрофоны, музыкальные игры), что позволит детям использовать в процессе игр-драматизаций атрибуты из разных функциональных зон, при разыгрывании самостоятельных инсценировок, концертов. Такое совместное расположение этих зон способствует снижению уровня тревожности при выступлениях, раскрытию творческих способностей воспитанников.
Самостоятельные сюжетно-ролевые игры являются основными в игровой деятельности детей. Так как период подготовки к игре порой превышает время самой игры, их желательно организовывать в вечернее время. Сюжеты игр придумывают сами дети, опыт и знания трансформируются детьми в соответствии с личным опытом и их эмоциональным отношением к действительности.
Для сюжетно-ролевых игр следует подобрать необходимое оборудование: тематические коллекции игрушек, атрибуты, предметы заместители.
Самостоятельные игры на прогулке. Перед выходом на прогулку желательно обсудить с детьми, чем бы они хотели заниматься, какое оборудование взять для сюжетно-ролевых игр, для игр с природным материалом. Дети любят строительные игры. Летом играют с песком, водой, камешками, листиками. …Природные материалы используют как предметы заместители в сюжетно-ролевых играх: песок с водой - каша, листик - тарелочка, камешки - конфеты, пирожки. В зимнее время делают разнообразные снежные постройки - пещеры, тоннели, города, снежные клумбы, вырезают из снежных комков различные поделки. Также организуют самостоятельные подвижные игры: катание на санках, с горки, спортивные игры. Зимой – хоккей, летом – футбол, элементы баскетбола.
Дошкольный возраст - уникальный период развития самостоятельности. Это важнейшее качество большей частью формируется в играх.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка на тему "Организация поисковой деятельности в средней группе дошкольной образовательной организации по изучению свойств воздуха"
В материале раскрыты цель и задчи поисковой деятельности, содержание её компонентов и этапы организации поисковой деятельности в средней группе....
Методическая разработка на тему "Организация самостоятельной деятельности детей по теме "Весна"
Конспект самостоятельной деятельности, как итоговое мероприятие по теме "Весна. Семья"...
Методическая разработка по теме: «Организация образовательной деятельности с детьми раннего возраста на основе комплексно-тематического планирования»
В методической разработке представлен опыт организации образовательной деятельности с детьми раннего возраста на основе комплексно-тематического планирования, обоснована необходимость использования им...
Методическая разработка по теме "Организация исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста на основе проекта "Волшебная луковка"
Методическая разработка для воспитателей 1 младших групп...
Методические рекомендации для педагогов «Организация самостоятельной деятельности детей в свете ФГОС ДО»
В ФГОС ДО самостоятельная деятельность детей выделена менее ярко, чем совместная деятельность взрослых и детей. Тем не менее, в целевых ориентирах самостоятельность, способность выбирать себе ро...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ
Являясь универсальной формой деятельности, в которой происходят основные прогрессивные изменения в психике ребенка, игровая деятельность может выступать средством развития самостоятельности....
Методическая разработка на тему: «Организация театрализованной деятельности в старшем дошкольном возрасте»
В данной методической разработке представлена система работы по организации курса театральной деятельности детей 5-6 лет. Данная разработка может быть использована в рамках дополнительного...