Методическая разработка на тему: «Организация театрализованной деятельности в старшем дошкольном возрасте»
методическая разработка (старшая группа)
В данной методической разработке представлена система работы по организации курса театральной деятельности детей 5-6 лет. Данная разработка может быть использована в рамках дополнительного образования, как кружковой деятельности, так и дополнительной образовательной услуги.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.doc | 134.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка на тему:
«Организация театрализованной деятельности в старшем дошкольном возрасте»
Автор: Ионова О.С.
воспитатель
Аннотация
В данной методической разработке представлена система работы по организации курса театральной деятельности детей 5-6 лет, апробированная на базе ГБДОУ «Детский сад № 69 г. Санкт-Петербург. Данная разработка может быть использована в рамках дополнительного образования, как кружковой деятельности, так и дополнительной образовательной услуги. Ее использование поможет воспитателям организовать образовательное и развивающее пространство, диагностическое исследование развития творческих способностей дошкольников.
Работа по данному курсу проводится по следующим направлениям: «Воспитание основ театральной культуры», «Развитие навыков театрально-исполнительской деятельности», «Накопление знаний о театре».
Содержание
Пояснительная записка |
|
Особенности театрализованных игр в воспитании детей дошкольного возраста |
|
Основные требования к организации театрализованных игр в детском саду: |
|
Оформление при постановке театрализации | |
Содержание работы с детьми старшего дошкольного возраста. | |
Выводы | |
Заключение |
|
Литература |
|
Пояснительная записка
Актуальность. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость). Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне.
Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это помогает осуществить театрализованная деятельность.
В педагогике и психологии активно обсуждается проблема взаимосвязи личности и творчества. Дошкольная педагогика ищет сегодня пути развития детей в сугубо детских видах деятельности в противовес обучению школьного типа. Именно игра и должна преимущественно использоваться педагогами. Л.С.Выготский определил игру как ведущую деятельность в дошкольном возрасте. Л.И. Божович считает необходимым, чтобы ведущая деятельность составляла основное содержание жизни самих детей. Таким образом, игра является своеобразным центром, вокруг которого сосредоточиваются главные интересы и переживания детей. Театрализованная деятельность является разновидностью игры.
Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты: включаться во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей. Театрализованная деятельность может быть органично включена в работу различных студий и кружков; продукты театрализованной деятельности (инсценировки, драматизации, спектакли, концерты и др.) могут вноситься в содержание праздников, развлечений.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни.
Цель: развитие творческих способностей через театральную деятельность
Задачи:
- Создавать условия в ДОУ и группе, способствующие развитию творческих способностей дошкольников;
- формирование у детей представление о театре, о разных видах театрального искусства, приобщение детей к искусству, посредством театрализованной деятельности, способностям проявлять творчество в различных видах деятельности;
- пробуждать в душе каждого ребёнка чувство прекрасного и прививать любовь к искусству;
- формировать потребность у детей духовно обогащаться через театрализованную деятельность;
- развивать формирование простых навыков творческое воображение дошкольников через различные виды театрализованной деятельности;
- совершенствовать эмоциональную сферу личности ребенка, в том числе способность к состраданию;
- расширять представления об окружающем мире средствами театрального искусства;
- воспитывать культуру поведения в театре, уважение к сценическому искусству, доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.
Особенности театрализованных игр в воспитании детей дошкольного возраста
Занятия театральной деятельностью должны предоставить детям возможность не только изучать и познавать окружающий мир через постижение сказок, но жить в гармонии с ним, получать удовлетворение от занятий, разнообразия деятельности, успешного выполнения задания. С этой точки зрения огромное значение имеет организация, пространство театрального помещения.
Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Причем предметно-пространственная среда не только должна обеспечивать совместную театрализованную деятельность детей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования. Поэтому при проектировании предметно-пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детей, следует учитывать:
- индивидуальные социально-психологические особенности ребенка;
- особенности его эмоционально-личностного развития;
- интересы, склонности, предпочтения и потребности;
- любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;
- возрастные особенности.
Социально-психологические особенности детей дошкольного возраста предполагают стремление ребенка участвовать в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, а также время от времени возникающую потребность в уединении. При этом для обеспечения оптимального баланса совместной и самостоятельной театрализованной деятельности детей в каждой возрастной группе должна быть оборудована театральная зона или уголок сказки, а также «тихий уголок», где ребенок может побыть один и прорепетировать какую-либо роль перед зеркалом или ещё раз просмотреть иллюстрации к спектаклю и т.д.
В целях реализации индивидуальных интересов, склонностей и потребностей дошкольников предметно-пространственная среда должна обеспечивать право и свободу выбора каждого ребенка на любое занятие или на театрализацию любимого произведения. Поэтому в зоне театрализованной деятельности должны быть разные виды кукольного театра (пальчиковый, би-ба-бо, марионеточный), детские рисунки и др. Кроме того, необходимо периодическое обновление материала, ориентированного на интересы разных детей.
Развитие любознательности и исследовательского интереса основано на создании спектра возможностей для моделирования, поиска и экспериментирования с различными материалами при подготовке атрибутов, декораций и костюмов к спектаклям. Для этого в зоне театрализованной деятельности необходимо иметь разнообразный природный и бросовый материал, ткани, костюмы для ряжений.
Учитывая особенности детей в зонах для театрализованной деятельности размещают оборудование и материалы, отвечающие интересам как мальчиков, так и девочек.
Содержание театрализованных занятий включает в себя:
- просмотр кукольных спектаклей и беседа по ним;
- игры-драматизации;
- разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
- упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальный и невербальный);
- упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.
Безусловно, что в театрализованной деятельности огромную роль играет воспитатель. Педагогу самому необходимо уметь выразительно читать, рассказывать, смотреть и видеть, слушать и слышать, быть готовым к любому превращению, т.е. владеть основами актерского мастерства и навыками режиссуры. Одно из главных условий – эмоциональное отношение взрослого ко всему происходящему, искренность и неподдельность чувств. Интонация голоса педагога – образец для подражания. Поэтому, прежде чем предложить детям какое-либо задание, следует неоднократно поупражняться самому.
Основные требования к организации театрализованных игр в детском саду:
- Содержание и разнообразие тематики.
- Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы педагогического процесса, что делает их такими же необходимыми для детей, как и сюжетно-ролевые игры.
- Максимальная активность детей на этапах подготовки и проведения игр.
- Сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.
Театрализованная деятельность в детском саду может быть организована в утренние и вечерние часы в нерегламентированное время; органично включена в различные другие занятия (музыкальные, по изодеятельности и др.), а так же запланирована специально в недельном расписании занятий по речевому развитию и ознакомлению с окружающим миром. Желательно, чтобы все организованные формы театрализованной деятельности проводились небольшими подгруппами, что обеспечит индивидуальный подход к каждому ребенку. Причем каждый раз подгруппы должны формироваться по-разному, в зависимости от содержания занятий.
В соответствии со склонностями и интересами детей в вечернее время может быть организована работа разнообразных студий («Кукольный театр – малышам», «Театральный салон», «В гостях у сказки» и др.)
Продолжительность занятия: 25 – 30 минут — в старшей группе. Индивидуальная работа и общие репетиции проводятся 1 раз в неделю не более 40 минут. Занятия желательно проводить в просторном, регулярно проветриваемом помещении с использованием мягких, объемных модулей различной конструкции с наличием музыкального инструмента, аудиотехники.
В старших группах, педагог может иногда быть участником игры и побуждает детей к самостоятельности в выборе сюжета и его разыгрывании.
Особое внимание в организации театрализованной деятельности уделяется взаимодействию ДОУ с семьёй. Данная работа реализует следующие задачи:
- Поддерживать интерес ребёнка к театрализованной деятельности. По мере возможности стараться присутствовать на детских спектаклях.
- Обсуждать с ребёнком перед спектаклем особенности той роли, которую ему предстоит играть, а после спектакля – полученный результат. Отмечать достижения и определять пути дальнейшего совершенствования.
- Предлагать исполнить понравившуюся роль в домашних условиях, помогать разыгрывать полюбившиеся сказки, стихотворения и пр.
- Рассказывать знакомым в присутствии ребёнка о его достижениях.
- Рассказывать ребёнку о собственных впечатлениях, полученных в результате просмотра спектаклей, кино- фильмов и пр.
- Постепенно вырабатывать у ребенка понимание театрального искусства, специфическое «театральное восприятие», основанное на общении «живого артиста» и «живого зрителя».
- По мере возможности организовывать посещение театров или просмотров видео - записей театральных постановок.
Таким образом, подобная организация театрализованной деятельности способствует самореализации каждого ребёнка и взаимообогащению всех, так как взрослые и дети выступают здесь как равноправные партнёры взаимодействия. Именно в общем спектакле ребенок естественно и непринужденно усваивает богатейший опыт взрослых, перенимая образцы поведения. Кроме того, в такой совместной деятельности воспитатели лучше узнают детей, особенности их характера, мечты и желания. Создаётся микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности маленького человека, забота о нем, доверительные отношения между взрослыми и детьми.
Характерными особенностями театрализованных игр является литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей. Их можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссерские.
В играх драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве "артиста", самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры - импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.
В режиссерской игре "артистами" являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность, как "сценарист" и "режиссер" управляет артистами. "Озвучивая" героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т.д.
Оформление при постановке театрализации.
Одновременно с работой над текстом идет изготовление декораций, бутафории, реквизита.
Изготовление декораций - труд творческий, коллективный. Необходимо, чтобы оформление соответствовало содержанию спектакля и было выполнено художественно. По форме все предметы должны быть просты и выразительны, краски определенного тона, хорошо заметны детали. Для оформления спектакля не нужно стремиться точно воспроизвести жизненную обстановку, дать ее в подробности. Предпочтительнее лаконичное оформление. Нужное впечатление достигается одной - двумя характерными предметами, определяющими место действия. Декорации могут обойтись и без реальных предметов на сцене. Тогда условная среда существования героев организуется с помощью занавесей, ширм, объемных конструкций и т.п. Их форма, цвет, композиция должны быть подчинены художественным целям спектакля.
Делая костюмы, нужно стремиться к тому, чтобы у каждого героя был свой основной цвет костюма, который помогал бы раскрытию его характера. В одинаковые костюмы одеваются персонажи, играющие войско, стражу, слуг и т.п.
Атрибут - признак персонажа, который символизирует его типичные свойства. Например, характерную маску зверя, вырезанную из бумаги, шапочку, фартучек (элемент рабочей одежды), пояс (элементы национального убора) и т.д., которые ребенок надевает на себя. Создать же образ он должен сам - с помощью интонации, мимики, жестов, движений.
Музыка в спектакле занимает большое место. Не следует пренебрегать выразительными возможностями музыки и других, умеренно используемых звуковых эффектов. Музыка способна помочь юным актерам настроиться на нужный эмоциональный лад, частично восполнить в восприятии зрителей недостатки их игры. Она украшает спектакль, помогает более яркому и полному восприятию, создавая необходимое настроение. Технические средства являются второстепенным по отношению к слову, но они помогают глубже раскрывать содержание, усиливают эмоциональное воздействие слов на зрителей. Поиск ярких деталей, раскрывающих идейно-тематическое содержание композиции, выбор декораций, костюмов развивают образное мышление ребят.
Содержание работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности; от индивидуальной игры и "игры рядом" к игре в группе из трех -пяти сверстников, исполняющих роли; от имитации действий в фольклорных и литературных персонажей к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя и освоению роли как созданию простого "типичного" образа в игре - драматизации.
Содержание работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка от игры по одному литературному или фольклорному тексту к игре, подразумевающей свободное построение ребенком сюжета, в котором литературная основа сочетается со свободной ее интерпретацией ребенком или соединяются несколько произведений; от игры, где используются средства выразительности для передачи особенностей персонажа, к игре, как средству самовыражения через образ героя;от игры, в которой центром является "артист", к игре, в которой представлен комплекс позиций "артист", "режиссер", "сценарист", "оформитель", "костюмер", но при этом предпочтения каждого ребенка связаны с каким - либо одним из них, в зависимости от индивидуальных способностей и интересов; от театрализованной игры к театрально - игровой деятельности как средству самовыражения личности и самореализации способностей.
Задачи и содержание работы.
Первая - формирование положительного отношения детей к театрализованным играм. Это подразумевает углубление их интереса к определенному виду театрализованной игры, образу героя, сюжету, наличие интереса к театральной культуре, осознание причин положительного или индифферентного отношения к игре, связанного с наличием или отсутствием интереса и способности к самовыражению в театрализованной деятельности.
Новым аспектом совместной деятельности детей и взрослого становится приобщение детей к театральной культуре, т.е. знакомство с назначением театра, историей его возникновения в России, устройством здания театра, деятельностью людей, работающих в театре, яркими представителями данных профессии, видами и жанрами театрального искусства (драматический, музыкальный), кукольный, театр зверей, клоунада и пр. Усложняются тексты для постановок. Их отличают более глубокий нравственный смысл и скрытый подтекст, в том числе, юмористический. В театрализованной игре начинают использоваться русские народные сказки - басни о животных ("Лиса и журавль", "Заяц и еж"), произведения Л.Толстого, И.Крылова, Г.Х. Андерсена, М.Зощенко, Н.Носова). У детей развиваются специальные умения, обеспечивающие освоение комплекса игровых позиций. Первая группа умений связана с совершенствованием позиции зрителя, как "умного, доброго советчика".
Вторая группа предполагает углубление позиции "артист", развитие способности выражать свое отношение к идее спектакля, герою и самовыражаться с помощью комплекса средств невербальной интонационной и языковой выразительности.
Третья группа обеспечивает становление позиции "режиссер - сценарист, что подразумевает способность воплощать свои замыслы не только собственными силами, но и организуя деятельность других детей.
Четвертая группа позволяет ребенку овладеть некоторыми умениями оформителя - костюмера, т.е. способностью обозначить "место сцены" и "зрительного зала", отбирать, творчески использовать предметы - заместители и самостоятельно изготовленные атрибуты и элементы костюмов, изготавливать афиши, приглашения и пр.
Пятая группа умений предполагает использование позитивных приемов общения со сверстниками в процессе планированной игры, по ее ходу (переход из игрового плана, в план реальных отношений) и при анализе результатов театрализованной постановки.
Игра - драматизация как средство развития творческих способностей детей.
В играх - драматизациях ребенок-артист, самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика, пантомима), производит собственные действия исполнения роли..В игре-драматизации ребенок исполняет какой-либо сюжет, сценарий которого заранее существует, но не является жестким каноном, а служит канвой, в пределах которой развивается импровизация. Импровизация может касаться не только текста, но и сценического действия.
Игры-драматизации могут исполняться без зрителей или носить характер концертного исполнения. Если они разыгрываются в обычной театральной форме (сцена, занавес, декорации, костюмы и т.д.) или в форме массового сюжетного зрелища, их называют театрализациями.
Виды драматизации: игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки. Драматизации основываются на действиях исполнителя, который может использовать куклы.
Л.В.Артемова выделяет несколько видов игр-драматизаций дошкольников:
-Игры-драматизации с пальчиками. Атрибуты ребенок надевает на пальцы. Он «играет» за персонажа, изображение которого находится на руке. По ходу разворачивания сюжета действует одним или несколькими пальцами, проговаривая текст. Можно изображать действия, находясь за ширмой или свободно передвигаясь по комнате.
-Игры-драматизации с куклами бибабо. В этих играх на пальцы руки надевают куклы бибабо. Они обычно действуют на ширме, за которой стоит водящий. Таких кукол можно изготовить самостоятельно, используя старые игрушки.
-Импровизация. Это разыгрывание сюжета без предварительной подготовки.
В традиционной педагогике игры-драматизации относят к творческим, входящим в структуру сюжетно-ролевой игры.Игра-драматизация рассматривается в рамках театрализованных игр как входящая наряду с режиссерской игрой в структуру сюжетно-ролевой игры. Однако режиссерская игра, включая такие составляющие, как воображаемая ситуация, распределение ролей между игрушками, моделирование реальных социальных отношений в игровой форме, является онтогенетически более ранним видом игр, чем сюжетно-ролевая, так как для ее организации не требуется высокого уровня игрового обобщения, необходимого для сюжетно-ролевой игры (С.А.Козлова,Е.Е.Кравцова).Занятия с детьми драматизацией очень продуктивны. Основной целью является формирование думающего и чувствующего, любящего и активного человека, готового к творческой деятельности.
Процесс игры – драматизации возможен, если ребенок:
- имеет опыт восприятия литературных произведений, их переживания и осмысливания;
- имеет опыт взаимодействия с театральным искусством (знает, что такое театр, что такое спектакль и как он рождается, имеет опыт восприятия и переживания театрализованного действия, владеет специфическим языком театрального искусства);
- включается в игровую деятельность соответственно своим способностям и возможностям (ребенок –«режиссер», ребенок –
- «актер», ребенок-«зритель», ребенок –«оформитель»-«декоратор» спектакля.
Ребенок- “режиссер” - имеет хорошо развитую память и воображение, это ребенок-эрудит, обладающий способностями быстро воспринимать литературный текст, переводить в игровой постановочный контекст. Он целеустремлен, обладает прогностическими, комбинаторными (включение в ход театрализованного действия стихов, песен и танцев, импровизированных миниатюр, комбинирование нескольких литературных сюжетов, героев) и организаторскими способностями (инициирует игру-драматизацию, распределяет роли, определяет “сцену” и сценографию в соответствии с литературным сюжетом, руководит игрой-драматизацией, ее развитием, регламентирует деятельность всех остальных участников спектакля, доводит игру до конца).
Ребенок – «актер» - наделен коммуникативными способностями, легко включается в коллективную игру, процессы игрового взаимодействия, свободно владеет вербальными и невербальными средствами выразительности и передачи образа литературного героя, не испытывает трудности при исполнении роли, готов к импровизации, умеет быстро найти необходимые игровые атрибуты, помогающие точнее передать образ, эмоционален, чувствителен, имеет развитую способность самоконтроля (следует сюжетной линии, играет свою роль до конца).
Ребенок – «декоратор» наделен способностями образной интерпретации литературной основы игры, которые проявляются в стремлении изобразить впечатления на бумаге. Он владеет художественно – изобразительными умениями, чувствует цвет, форму в передаче образа литературных героев, замысла произведения в целом, готов к художественному оформлению спектакля через создания соответствующих декораций, костюмов, игровых атрибутов и реквизита.
Ребенок – «зритель» обладает хорошо развитыми рефлексивными способностями, ему легче «участвовать в игре» со стороны. Он наблюдателен, обладает устойчивым вниманием, творчески сопереживает игре – драматизации, любит анализировать спектакль, процесс исполнения ролей детьми и развертывание сюжетной линии, обсуждать его и свои впечатления, передает их через доступные ему средства выразительности.(рисунок, слово, игру).
Театрализованную игру (особенно игру-драматизацию) характеризует перенос акцента с процесса игры на ее результат, интересный не только участникам, но и зрителям. Ее можно рассматривать как разновидность художественной деятельности, а значит, развитие театрализованной деятельности целесообразно осуществлять в контексте художественной деятельности.
Систему работы по развитию творческих способностей можно разделить на 3 этапа:
- художественное восприятие литературных и фольклорных произведений;
- освоение специальных умений для становления основных («актер», «режиссер») и дополнительных позиций («сценарист», «оформитель», «костюмер»);
- самостоятельная творческая деятельность.
Театрализованные игры в дошкольном возрасте, так или иначе, основаны на разыгрывании сказок - способом познания мира ребенком. Русская народная сказка радует детей своим оптимизмом, добротой, любовью ко всему живому, мудрой ясностью в понимании жизни, сочувствием слабому, лукавством и юмором при этом формируется опыт социальных навыков поведения, а любимые герои становятся образцами для подражания (Е.А.Антипина). Приведем примеры педагогических ситуаций, разрешаемых с помощью театральной деятельности ( Н.В.Микляева).
- «Погружение в сказку»при помощи «волшебных вещей» из сказки.
Создание воображаемой ситуации. Например, посмотреть на вещи, стоящие в группе, используя «волшебный ритуал» (зажмурить глазки, вдохнуть, с выдохом открыть глазки и осмотреться) или «волшебные очки». Затем привлечь внимание детей к какой-либо вещи: скамейка («Не с нее ли упало яичко?»), миска («Может в этой миске испекли Колобок?») и т.д. Затем детей спрашивают, узнали ли они из какой сказки эти вещи.
- Чтение и совместный анализ сказок. Например, проводится беседа, направленная на знакомство с эмоциями и чувствами, затем – выделение героев с различными чертами характера и идентификация себя с одним из персонажей. Для этого во время драматизации дети могут смотреться в «специальное» зеркало, которое позволяет видеть себя в различные моменты театрализованной игры и с успехом используется при проигрывании перед ним различных эмоциональных состояний.
- Проигрывание отрывков из сказки, передающих различные чертыхарактера,с параллельным объяснением или разъяснением воспитателем и детьми нравственных качеств и мотивов действий персонажей.
- Режиссерская игра(со строительным и дидактическим материалом).
- Рисование, раскрашиваниенаиболее ярких и эмоциональных для детей событий из сказок с речевым комментированием и объяснением личностного смысла изображаемых событий.
- Словесные, настольно-печатные и подвижные игры, направленные на усвоение нравственных правил и постановку нравственных задач в свободной деятельности детей после занятия.
Если необходимо ввести проблемные игровые ситуации, то театрализованные игры могут проводиться в двух вариантах: с изменением сюжета, сохранив образы произведения или с заменой героев, сохранив содержание сказки.
В процессе работы над ролью рекомендуется:
- составление словесного портрета героя;
- фантазирование по поводу его дома, взаимоотношений с родителями, друзьями, придумывание его любимых блюд, занятий, игр;
- сочинение различных случаев из жизни героя, не предусмотренных инсценировкой;
- анализ придуманных поступков;
- работа над сценической выразительностью: определение целесообразных действий, движений, жестов персонажа, места на сценической площадке, мимики, интонации;
- подготовка театрального костюма;
- использование грима для создания образа.
Правила драматизации (Р.Калинина)
Правило индивидуальности. Драматизация – это не просто пересказ сказки, в ней нет строго очерченных ролей с заранее выученным текстом. Дети переживают засвоего героя, действуют от его имени, привнося в персонаж свою личность. Именно поэтому герой, сыгранный одним ребенком, будет совсем не похож на героя, сыгранного другим ребенком. Да и один и тот же ребенок, играя во второй раз, может быть совсем другим.
Проигрывание психогимнастических упражнений на изображение эмоций, черт характера, обсуждение и ответы на вопросы взрослого являются необходимой подготовкой к драматизации, к «проживанию» за другого, но по-своему.
Правило всеобщего участия. В драматизации участвуют все дети. Если не хватает ролей для изображения людей, зверей, то активными участниками спектакля могут стать деревья, кусты, ветер, избушка и т.д., которые могут помогать героям сказки, могут мешать, а могут передавать и усиливать настроение главных героев.Правило свободы выбора. Каждая сказка проигрывается неоднократно. Она повторяется (но это будет каждый раз другая сказка – см. правило индивидуальности) до тех пор, пока каждый ребенок не проиграет все роли, которые он хочет.
Правило помогающих вопросов. Для облегчения проигрывания той или иной роли после знакомства со сказкой и перед ее проигрыванием необходимо обсудить, «проговорить» каждую роль. В этом вам помогут вопросы: что ты хочешь делать? Что тебе мешает в этом? Что поможет сделать это? Что чувствует твой персонаж? Какой он? О чем мечтает? Что он хочет сказать?
Правило обратной связи. После проигрывания сказки проходит ее обсуждение: Какие чувства ты испытывал во время спектакля? Чье поведение, чьи поступки тебе понравились? Почему? Кто тебе больше всего помог в игре? Кого ты хочешь теперь сыграть? Почему?
Атрибутика к драматизациям. Атрибутика (элементы костюмов, маски, декорации) помогает детям погрузиться в сказочный мир, лучше почувствовать своих героев, передать их характер. Она создает определенное настроение, подготавливает маленьких артистов к восприятию и передаче изменений, происходящих по ходу сюжета. Атрибутика не должна быть сложной, дети изготавливают ее сами. Каждый персонаж имеет несколько масок, ведь в процессе развертывания сюжета эмоциональное состояние героев неоднократно меняется (страх, веселье, удивление, злость и т.д.) При создании маски важным оказывается не портретное сходство ее с персонажем (насколько точно, например, нарисован пятачок), а передача настроения героя и нашего отношения к нему.
Правило мудрого руководителя. Соблюдение и сопровождение педагогом всех перечисленных правил драматизации, индивидуальный подход к каждому ребенку.
Развитие театрализованных игр зависит от содержания и методики художественного воспитания детей в целом и от уровня образовательной работы в группе (Козлова С.А., Куликова Т.А.).
В основе руководства театрализованными играми лежит работа над текстом литературного произведения. Р.И.Жуковская советует преподносить текст произведения выразительно, художественно, а при повторном чтении вовлекать их в несложный анализ содержания, подводить к осознанию мотивов поступков персонажей.
Обогащению детей художественными средствами передачи образа способствуют этюды из прочитанного произведения или выбор любого события из сказки и его розыгрыш (зрители угадывают). Интересны этюды, в которых дети двигаются под фрагменты музыкальных произведений.
Старшие дети активно обсуждают, во что лучше играть, согласовывать свои замыслы и желания. Игра повторяется несколько раз и у каждого есть возможность попробовать себя в понравившейся роли. В старших группах договариваются о двух-трех составах «артистов».С целью усвоения последовательности событий, уточнения образов персонажей организуется художественно-творческая деятельность: рисование, аппликация, лепка по теме произведения. Старшие дошкольники могут работать подгруппами, получают задание, например, вылепить фигурки персонажей, чтобы разыграть сказку. При этом отпадает необходимость в специальном запоминании текста.
Основная цель педагогического руководства – будить воображение ребенка, создавать условия для изобретательности, творчества детей (Козлова С.А., Куликова Т.А.).
Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка от игры по одному литературному или фольклорному тексту к игре-контаминации, подразумевающей свободное построение ребенком сюжета, в котором литературная основа сочетается со свободной ее интерпретацией ребенком или соединяются несколько произведений; от игры, где используются средства выразительности для передачи особенностей персонажа, к игре как средству самовыражения через образ героя;от игры, в которой центром является «артист», к игре, в которой представлен комплекс позиций «артист», «режиссер», «сценарист», «оформитель», «костюмер», но при этом предпочтения каждого ребенка связаны с каким-либо одним из них, в зависимости от индивидуальных способностей и интересов; от театрализованной игры к театрально-игровой деятельности как средству самовыражения личности и самореализации способностей.
Выводы
Итак, теоретической базой для создания разработки явились
- идеи известных ученых и педагогов (Н.А. Ветлугиной, Т.С. Комаровой,
В.В. Гербовой, О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной) о роли театрализованной
игры в развитии личности ребенка
- положения отечественной психологической науки о том, что игра –
наиболее доступный и интересный для ребенка способ переработки знаний и
эмоций, выражения впечатлений и эффективное средство личностного
развития (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.)
- понимание роли театрализованной игры как наиболее эффективного
средства развития связной речи в дошкольном детстве (Ф.А. Сохин, Л.В.
Артемова, А.Г. Арушанова, Л.В. Щерба)
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что шестой год
жизни:
– период высокой речевой активности детей, интенсивного развития
всех сторон их речи.
Для внедрения нашей методической разработки необходимы условия,
которые созданы на базе ДОУ:
- организация творчески развивающей предметно-пространственной
среды.
Для успешной театрализованной деятельности важно иметь
пространство взаимодействия воспитателя с детьми. Оно представляет собой
уголок театрализованной игры в группе, в котором обязательно наличие
ширмы, занавеса, различных видов театра: «бибабо», настольный, теневой,
пальчиковый, марионеток, фланелеграф.
В уголке театрализованной игры целесообразно размещение костюмов,
грима, масок, кукол, декораций, музыкальных произведений, книг, афиш. Все
это будет способствовать поддержанию интереса дошкольников к
театрализованной деятельности.
- реализация педагогической технологии, которая осуществляется с
использованием
∙ разнообразных видов совместной деятельности детей и взрослых:
совместная театрализованная деятельность детей и взрослых,
самостоятельная
театрально-художественная
театрализованные игры в совместной жизни, художественная
деятельность (изготовление атрибутов к спектаклю, рисование по
сюжету драматизации);
∙ инновационных методов (метод проектной деятельности);
∙форм театрализованной деятельности (творческие мастерские,
творческие группы)
∙методических приемов («Незаконченное предложение», «Дневник
наших встреч»)
- отбор художественных произведений, являющихся содержанием
театрализованной деятельности: литературные произведения для игр-
инсценировок подобраны таким образом, чтобы научить детей
диалогическим репликам, научиться говорить в диалоге по очереди,
придерживаться темы разговора.
Занятия театрализованной игрой помогают детям адаптироваться в
окружающем мире и решить многие актуальные проблемы современной
педагогики и психологии, связанные с развитием речи детей.
При условии систематических занятий театрализованной игрой у детей
средней группы появляется возрастающий устойчивый интерес к
перевоплощению. Этому способствует приобретенные ребенком навыки и
умения: воспринимая художественный образ, видеть его развитие,
взаимодействовать с другими детьми.
Из этого следует, что театрализованная игра позволяет решать многие
задачи программы детского сада: от полноценного развития речи до
физического совершенства. Разнообразие тематики, средств изображения,
эмоциональности игр дают возможность использовать их в целях
всестороннего развития личности.
Данная методика обеспечивает определенный уровень речевого
развития, необходимый для осуществления театрализованной деятельности,
позволяющий развивать связную образную речь, творческую фантазию,
умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие
рифмы, пользоваться разнообразными эмоционально окрашенными
интонациями, пополнять словарный запас.
Надеемся, что наша разработка поможет педагогам повысить
эффективность работы по формированию связной речи у детей посредством
театрализованной игры.
Заключение.
Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения. Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей вовсе времена. Очень важно чтобы в мире, насыщенном информацией, новыми технологиями ребёнок не потерял способность познавать мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу, мог познать радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе .Следует отметить, что воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели. И в данной работе мы, на основе изучения литературы по данной теме, попытались определить основные направления и педагогические задачи по развитию актерских способностей в дошкольном возрасте. Развитие творческих способностей в контексте театрализованной деятельности способствует общему психологическому развитию, возможностям нравственно-эстетического воздействия на детей со стороны педагогов. Театрализованная деятельность — это вариативная система, позволяющая формировать способности к анализу и синтезу, эмоциональным переживаниям, развитию творческой активности детей. Театрализованная деятельность позволяет комплексно воздействовать на детей в вербальном и невербальном плане, эффективно решает задачи нравственного и эстетического воспитания, обогащает эмоциональную сферу, активизирует речевую деятельность. На наш взгляд, необходимо совершенствовать художественно — эстетическое воспитание дошкольников, и совершенствовать не посредством создания новых программ, методик, а придерживаться уже существующего материала, как уже говорилось, использовать на занятиях все виды детской театральной деятельности.
Организованная таким образом работа будет способствовать томy, что театрализованная игра станет и средствам самовыражения и самореализации ребенка в разных видах творчества, самоутверждения в группе сверстников. А жизнь дошкольников в детском саду обогатится за счет интеграция игры и разных видов искусства, которые находят свое воплощение в театрально-игровой деятельности.
Библиография
- Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду.-М., 2003.
- Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников.— М., 1990.
- Васильева Н.Н. Развивающие игры для дошкольников. – Ярославль, 1996.
- Доронова Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности //Ребенок в детском саду. – 2001. — №2.
- Зверева О. Л. Игра-драматизация // Воспитание детей в игре.— М., 1994.
- Зимина И.Театр и театрализованные игры в детском саду//Дошк.восп., 2005.-№4.
- Караманенко Т.Н., Ю.Г. Кукольный театр – дошкольникам.-М., 1982..
- Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду.-М.: Сфера, 2001.
- Основы театральной культуры / Сост. Ю.И.Рубина и др. – М., 1991.
- Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду. – М., 2000.
- Силивон В. Развитие творчества у детей в процессе игр-драматизаций // Дошкольное воспитание. – 1983. — №4.
- Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр // Дошкольное воспитание.- 1997.-№6, 10, 12; 1998-№2.
- Фурмина Л.С. Возможности творческих проявлений старших дошкольников в театрализованных играх//Художественное творчество и ребенок. – М., 1972.
- Чистякова М.И. Психогимнастика. – М., 1990.
- Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников.- М.: Владос, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка на тему: "Проектная деятельность детей старшего дошкольного возраста".
Метод учебных проектов - это педагогическая технология, стерженем которой является самостоятельная исследовательская познавательная игровая продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребенок ...
Методическая разработка по организации образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста
Наступила зима, а значит, вскоре начнётся рождественский сезон. Праздник Рождества очень популярен и отмечается миллионами людей во всём мире. Особенно нежно и с трепетом относятся к этому празднику д...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме: «Театрализованная деятельность в старшем дошкольном возрасте «Театр глазами детей»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме: «Театрализованная деятельность в старшем дошкольном возрасте «Театр глазами детей» ...
Методическая разработка на совместную образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в заколдованный лес"
Конспект открытого интегрированного занятия по экологии в подготовительной группе компенсирующей направленности с использованием ИКТ«Путешествие в заколдованный лес»...
Методическая разработка на совместную образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в волшебную страну Числандия"
Методическая разработка (подготовительная группа)...
Методическая разработка : Конспект образовательной исследовательской деятельности для старшего дошкольного возраста "В поисках невидимки"
Разработка материала будет полезна педагогам старших и подготовительных групп. В занятии используются технологии ИКТ, здоровьесберегающие и игровые....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме: «Театрализованная деятельность в среднем дошкольном возрасте «Путешествие в мир театра»
Театрализованная деятельность имеет огромное значение для детей 4-5 лет, поскольку она способствует развитию их фантазии, креативности, общения и социальных навыков. В процессе игры в театр дети учатс...