МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ
методическая разработка
Являясь универсальной формой деятельности, в которой происходят основные прогрессивные изменения в психике ребенка, игровая деятельность может выступать средством развития самостоятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2.1._metod_razrabotka_samost_detey_posredsvom_igry.doc | 137 КБ |
Предварительный просмотр:
2.1.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Улюнский детский сад «Солнышко»
Баргузинского района Республики Бурятия.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ:
РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ
Автор:
Баранова Г.И.
Воспитатель детей дошкольного возраста
с.Улюн
2019 г
Введение
Самостоятельность рассматривают как интегративное качество личности, свойственное человеку, когда он выступает как субъект деятельности. Она объединяет интеллектуальные, волевые и эмоциональные проявления личности; их интеграция выражается во внутренней мобилизации сил и ресурсов для осуществления избранной программы действий. Самостоятельность связана с актуальным субъектным опытом и взаимодействием компонентов этого опыта. Она всегда предполагает выбор, определенную долю ответственности и действия без помощи. Психологи связывают самостоятельность с такими понятиями как произвольность, воля, мотив.
Являясь субъектом детских видов деятельности, дошкольник может проявлять самостоятельность. Но детская самостоятельность имеет свое своеобразие. Компоненты самостоятельности у детей находятся в стадии развития, причем их развитие может происходить неравномерно. Например, при устойчивом интересе и хорошем овладении основными способами действий, дети, для оценки полученного результата, обращаются к взрослому; недостаточная произвольность и регуляция поведения может помешать получению необходимого результата. Развиваясь от репродуктивной до творческой детская самостоятельность может ярко проявляться только в одном-двух видах деятельности или быть свойственна поведению ребенка в целом. Проявление самостоятельности у детей дошкольного возраста можно увидеть через различные показатели, характеризующие его деятельность. Надо сказать, что по мере накопления знаний о специфике проявлений детской самостоятельности эти показатели могут расширяться.
Условием развития самостоятельности является, в первую очередь, особое взаимодействие взрослого и ребенка, выражающееся как субъект-субъектное отношение, свойственное для личностного подхода. Во вторых, меняются приемы руководства - от прямых указаний к косвенным. В-третьих, педагог создает условия для проявления инициативы и творчества детей, помогает ребенку определить свои интересы, развивает произвольность поведения, целенаправленность.
Являясь универсальной формой деятельности, в которой происходят основные прогрессивные изменения в психике ребенка, игровая деятельность может выступать средством развития самостоятельности. Разные виды игр способствуют развитию таких умений, как целеполагание, планирование, контроль, прогнозирование и пр. Игры интегративного вида помогают детям овладеть навыками, свойственными для трудовой, художественно-творческой, познавательной деятельности. Специальные игры и игровые упражнения, в процессе которых ребенок учится подражанию, эмоциональной поддержке, проявлению заинтересованности; которые дают возможность переноса, репрезентации, исследования собственных возможностей; развивают творчество помогают ребенку сформировать актуальный субъектный опыт, который будет обеспечиваться опытом познания мира, своих возможностей и управления своими усилиями.
Диагностика показала, что некоторые дети, поведение которых можно характеризовать как несамостоятельное, испытывают трудности, в овладении рядя умений, характеризующих самостоятельное поведение, в силу специфики развития качеств, входящих в структуру самостоятельности, как интегративного качества личности. С другой стороны некоторые дети не склонны к проявлению самостоятельности из-за особенностей развития мотивационно-волевой и произвольной сфер личности. Развитие детской самостоятельности осложняется за счет позиции, которую занимают педагоги и родители – от вседозволенности до тотального контроля за поступками детей, к тому же в силу не знания особенностей и специфики развития детской психики взрослые или занижают, или завышают требования к ребенку, что так же затрудняет становлению самостоятельности.
Для создания условий развития самостоятельности, как субъектного качества, необходимо разработать проект организации игровой деятельности, в процессе которой были созданы условия для развития самостоятельности как субъектного качества старших дошкольников.
Проект «Организация игровой деятельности, как средства развития самостоятельности детей 5-6 лет»
1 этап. Цель - планирование и организация игровой деятельности детей, направленную на развитие компонентов самостоятельности.
Индивидуальные папки. Цель - развитие компонентов самостоятельности детей через выполнение детьми игр и упражнений, предложенных в папках, самостоятельно и совместно с родителями.
Задания для детей:
- задания для взывания интереса к разным видам деятельности,
- задания для развития умения планировать деятельность.
- задания для развития воображения
Задания для родителей:
Поговорить, обсудить с ребенком какую-либо проблему; помочь ребенку ответить на предложенные вопросы.
Рекомендации к выполнению задания, выполнение которых, способствует развитию самостоятельности детей.
Преобразование развивающей среды группы: Создание зоны для игр-экспериментов. Обогащение игровыми атрибутами для сюжетно-ролевой и режиссерской игры.
Подбор игр и игровых ситуаций, направленных на развитие качеств, влияющих на проявление самостоятельности в деятельности, создание картотеки.
2 этап. Тренинг для детей 5-6 лет.
1 часть. Игры на развитие умения определять свои предпочтения.
Игры, стабилизирующие эмоциональное состояние.
2 часть. Игры, развивающие умения устанавливать взаимосвязь цель- результат.
Игры, развивающие умение ставить проблему.
Игры, развивающие умение находить разные решения одной задачи.
3 часть. Игры, развивающие творческое мышление и воображение.
Занятия | Цель |
«Мои любимые игрушки». | На данном занятии знакомим детей с разнообразием игрушек. Делаем вывод, что с одними игрушками можно придумать много разных игр, а с другими игрушками можно играть только в одну игру (предлагаем ребенку придумать – в каких играх можно использовать игрушку). |
«Мои любимые игры» | Цель данного занятия обобщить опыт детей о том, какие игры они любят, поговорить о том, что нужно сделать, чтобы все поняли, как надо играть (у каждой игры есть правила). |
«Мое любимое животное» | Цель данного занятия – помочь детям определить свои предпочтения. |
«Моя любимая зверюшка» | Основная цель данного занятия, показать детям, что интересная тема может быть использована в разных видах деятельности |
«Моя любимая еда» | Основная цель данного занятия показать, что любая деятельность может состоять из определенных операций, нарушение которых может привести к «неправильному» результату. |
«Мое любимое блюдо» | Основная цель данного занятия показать детям, что даже неинтересная деятельность может быть интересной, если придумать, что интересное именно для себя (создание мотивации). |
«Мое любимое занятие». | Продолжать учить детей находить что-то увлекательное в каждой деятельности. Всегда ли мы делаем то, что нам нравится? Что тебе не нравится делать? Как ты заставляешь себя это делать? |
«Мое любимое дело» | Основная цель данного занятия состоит в том, чтобы показать детям – то, что они узнают, они могут использовать в своей деятельности (разгадывание кроссворда и т.д.) Игра – необитаемый остров. |
«Моя любимая книга» | Основная цель занятия – показать, что у каждого сказочного героя могут положительные и отрицательные качества. Что с этим можно сделать? |
«Моя любимая книга» | Итоговое занятие. Детям предлагаются диагностические ситуации. |
3 этап. Совместная образовательной деятельности педагога с детьми 5-6 лет, посредством разных видов игровой деятельности.
Цель – развитие компонентов самостоятельности детей старшего дошкольного возраста.
Планирование совместной образовательной деятельности педагога с детьми 5-6 лет, посредством разных видов игровой деятельности
Тема | Формы работы воспитателя с детьми. | Игровая деятельность, рекомендуемая для развития самостоятельности | Работа в индивидуальных папках | |
Книги | Беседа «Для чего нужны книги?» Показ эл. презентации «Как появились книги» Продуктивная деятельность: «Моя книга» Создание мини-музея «Книги» Экскурсия в музей печати | Сюжетно-ролевые: «Книжный магазин»; «Издательство». Режиссерские игры по мотивам любимых сказок. Игры на развитие интереса и предпочтений: «Моя любимая книга», «Поменяйтесь местами…», «Угадай сказочного героя», «Я вижу…» Игры на развитие целенаправленности: Этюды, позволяющие детям в мимике, пантомимике отразить такие состояния человека, как: сосредоточенность, радость от полученного результата, огорчение от ошибки, упорство и т.д. «Что нужно, чтобы…», «Помоги…», «Что сначала, что потом?». Игры на развитие творчества: «Придумай название», «Нарисуем иллюстрации к книге», «Бал сказочных героев» и т.д. Игры-экспериментирования: Какая бумага для чего подходит? Игры на изучение свойств бумаги. | «Домашняя библиотека» Беседа родителей с детьми: расскажите…. Спросите: Какие у тебя есть веселые книги, грустные книги. Какие книги тебе читает мама (папа), какие книги ты прочитал сам. Нарисуй иллюстрацию к своей любимой книге. Рекомендации для родителей: как помочь ребенку самостоятельно читать. | |
Что я люблю кушать. Мои предпочтения в еде. | Беседы с детьми: «Полезные и вредные продукты»; «Профессии, связанные с приготовлением пищи»; «Что любят готовить дома?». Показ эл. презентации «Как люди научились готовить еду» (история еды во времени). Продуктивная деятельность: «Приготовление бутербродов», изготовление технологических карт приготовления разных блюд; «Моя любимая еда» - для представления используются различные материалы. | Сюжетно-ролевые: «Ресторан», «Кафе», «Магазин» и др. с изготовлением атрибутов. Игра-развлечение «Повар Булочка». Игры на развитие интереса и предпочтений: «Моя любимая еда», «Поменяйтесь местами…», «Овощи толстячки и овощи худышки», «Еда и настроение», «Соленый чай». Игры на развитие целенаправленности: Этюды, позволяющие детям в мимике, пантомимике отразить такие состояния человека, как: сосредоточенность, радость от полученного результата, огорчение от ошибки, упорство и т.д. «Веселый - грустный повар», «Я вижу…», «Создай торт», «Что сначала, что потом?», «Где ошибся повар?». Игры на развитие автономности: «Катись колбаской», «Спроси и догадайся», «Варим суп». Игры на развитие творчества: «Каждому вкусу свой цвет», «Незаконченные рисунки», «Натюрморт». Игры-экспериментирования: «Запахи и вкусы», выращивание лука и др. | 1.Беседа родителей с детьми: Поговорить с ребенком о предпочтении в еде. 2.Нарисуйте или наклейте, что любит кушать ребенок, что любите Вы. Посмотрите, какие вкусы совпадают. 3.Попробуйте нарисовать технологическую карту приготовления ваших любимых блюд. 4. Рекомендации для родителей: Кулинария для детей. Как научить ребенка готовить? | |
Мое любимое животное | Беседа с детьми: «Кто такие животные?» Показ эл. презентации «Как появились животные?» Продуктивная деятельность: «Мое любимое животное» - детям предлагается изобразить свое любимое животное из разных материалов. Моделирование из бумаги. Театр оригами: «Сказка о глупом мышонке», изготовление детьми фигурок для представления. | Режиссерская игра: Зоопарк. Подвижные игры: «Бездомный заяц», «Море волнуется» Игры на развитие интереса и предпочтений: «Мне нравится», Мимическая гимнастика «Котята», Этюды «Медвежата в берлоге», «Собака пограничника». Игры на развитие целенаправленности: Развивающие игры «Сложи узор», «Танграм». Дидактические игры «Кто кем будет?», Лото, разрезные картинки. Игры на развитие автономности: «Золотая рыбка», Игра-драматизация по сказке Сутеева «Цыпленок и утенок». «Ловкие ящерецы». Игры на развитие творчества: «Необычные кляксы», «В природе этого нет», «Сказочное животное». | 1.Попросите ребенка рассказать – какое животное ему нравится, помогите ему изобразить это животное (нарисовать, сделать аппликацию, наклеить картинку и т.д.). 2.Если у вас дома есть животное, предложите ребенку рассказать или нарисовать – как он за ним ухаживает. 3.Рекомендации для родителей: воспитание ответственности. |
Игры, развивающие субъектно-личные качества, способствующие становлению самостоятельности детей старшего дошкольного возраста
Цель | Задачи игры | Примеры |
развитие интереса (избирательности). | Игры, помогающие определять свои предпочтения | Игры, развивающие сензитивность: «Мне нравится», «Ветер дует на…», «Поменяйтесь местами», «Кто родился в феврале?» |
Игры, развивающие умение делать выбор. | Подвижные игры, где необходим выбор партнера «Краски», «Третий лишний», «Море волнуется», «Магазин игрушек», «Покажи глазами». | |
Игры, способствующие развитию определять свое эмоциональное состояние | Мимическая гимнастика: «Облака», «Овощи толстячки и овощи худышки», «Котята» и т.д. Развивающие игры: «Я злюсь, когда…», «Я радуюсь, когда…», «У кого какое настроение?», «На что похоже настроение?». «Описание характера». | |
Игры, обогащающие представления детей о разных видах деятельности. | Дидактические игры «Профессии», «Для чего это нужно?», «Что перепутал художник?», «Кому что нужно?», «Кто это сделал?» и т.д. | |
Развитие инициативности | Игры, развивающие умение находить множество вариантов решения одной задачи | «Что будет, если…», «Кто кем был? Что чем было?», «Изобретатели», «Лишние картинки», «Помоги принцессе». |
Игры, развивающие уверенность в себе, повышающие самооценку | «Я хороший…», «Меня можно похвалить за то…», «Идет бычок качается», «Прыжки через газету», «Дотронься до…». | |
Развитие целенаправленности | Игры, развивающие умение действовать в неожиданных ситуациях | Развивающие игры, предполагающие быструю смену условий: «Солнышко-заборчик-камушки»; «Пожалуйста!», «Стоп, один! Стоп, два!». |
Игры, развивающие умение сосредотачиваться на задании | Игры на тренировку диспетчерской программы: «Замри-отомри», «Игры с мячом», «Не сойди с тропы», «Раскладка алфавита», «Раскладка чисел». | |
Игры, развивающие сотрудничество между детьми | «Раскрась варежки», «Секреты ладушек», «Персональный шрифт». | |
Игры, воспитывающие бережное отношение к продуктам своей и чужой деятельности | Игровое упражнение «И это хорошо, и это плохо», «Что может произойти?» | |
Развитие Автономности | Игры, развивающие умения самостоятельно преодолевать препятствия | «Золотая рыбка», Игра-драматизация по сказке Сутеева «Цыпленок и утенок». «Катись колбаской», «Ловкие ящерицы», «Марионетки». |
Игры, развивающие коммуникативные умения обращения за помощью | Дидактическая игра «Спроси и догадайся», «Как поступить?», «Без слов», Разыгрывание ситуаицй. | |
Развитие умелость (навыки) | Игры, развивающие познавательную активность | «Задай вопрос», «Кто кем будет? Что чем будет?» |
Игры, развивающие умения планировать свою деятельность | «Что сначала, что потом», «Что нужно для…», «Обведи фигуры – нарисуй картинку», «Сложи картинку из фигур». | |
Развитие творчества | Игры, развивающие творческое мышление | Технология развития творческого мышления А.Э. Симановского: Игры и игровые упражнения для развития наглядно-действенного мышления, причинного мышления, эвристического мышления. «Раскраска участков» |
Игры, развивающие воображение | «Необычные кляксы», «Орнамент», «Удивительная ладонь», «Незаконченные рисунки», «Спрятанные рисунки», «Рисуем настроение». «В природе этого нет», «Волшебная нитка», «Взгляд в будущее» и т.д. |
Заключение.
Поиск эффективных форм и методов работы с детьми, в рамках гуманитарного подхода, направленного на раскрытие и развитие уникального, индивидуального в каждом ребенке, является актуальной задачи современной педагогической науки. Принятие идеи о том, что ребенок является субъектном детских видов деятельности, требует от исследователей внимательного изучения условий, на основе которых выстраивается педагогический процесс, обеспечивающий современному ребенку освоение позиции субъекта, позволяющие ему максимально раскрыть и проявить свои способности, свою индивидуальность, и в итоге способствующий обеспечению готовности ребенка отвечать новым жизненным требованиям.
Самостоятельность, есть интегративное качество личности и специфика включения игровой деятельности в педагогический процесс, где данная деятельность выступает, как эффективное средство развития самостоятельности старших дошкольников. Наша работа заключалась в организации игровой деятельности, в процессе которой будут созданы условия для развития самостоятельности как субъектного качества старших дошкольников.
Изученная литература показала, что понимание современными исследователями понятия самостоятельность, связывают с рассмотрением таких понятий, как активность и автономность. Где активность выступает, как общая характеристика деятельности человека, а самостоятельность и автономность – как ее индивидуальные характеристики. Самостоятельность может рассматриваться в зависимости от науки, как способность и особенность субъектной регуляции (психология), и тогда она выражается в пластичности регуляторных процессов, доминировании, умении произвольно управлять своим поведением, и как интегративное качество личности (педагогика) и раскрывается через умения поставить цель, планировать свою деятельность, действовать автономно, получать результат, соответствующий цели. В связи с этим стоит актуальная задача для выделения общих и специфических критериев и показателей самостоятельности детей дошкольного возраста в разных видах деятельности, которая требует дальнейшего изучения. А также определения качеств, которые интегрируясь, обеспечивают ребенку достаточный уровень самостоятельности, для успешного осуществления деятельности.
Различные способы и условия развития самостоятельности, обусловлены тем, какую цель ставят перед собой исследователи. Так самостоятельность может изучаться как самостоятельное качество в рамках овладения ребенком какой-либо деятельностью, а может выступать критерием для оценки степени овладения ребенком каких-либо навыков умений. Так же самостоятельность может рассматриваться как общий стиль поведения, как характеристика субъектности ребенка.
Условием для развития самостоятельности выступает, в первую очередь, особый способ взаимодействия взрослого и ребенка, который характеризуется субъект-субъектными взаимоотношениями. Так же педагог создает условия для проявления инициативы и творчества детей, помогает детям определить свои интересы, развивает произвольность поведения, целенаправленность. Развитие самостоятельности предполагает не только правильное выполнение инструкций взрослого (репродуктивная самостоятельность), но и проявление инициативы и творчества, а так же принятие на себя ответственности за результаты своих действий.
Выбор игровой деятельности, как эффективного средства развития самостоятельности обусловлен тем, что игра учит выдержке, в ней дети могут почувствовать, что способность к самоконтролю играет решающую роль в их социальной успешности. В игре дети сами могут решать насколько они готовы к риску, выбирать, каким образом будут выполнять задание, учиться делать что-то вместе и принимать на себя ответственность, проявлять инициативу. Так же игра предоставляет возможность на основе детского опыта делать прогнозы и оценивать последствия, различать, какие способы поведения целесообразны, а какие неуместны. В играх мы учим ребенка, как можно выбрать мотивацию для разных видов собственной деятельности, и при столкновении в жизни с похожей ситуацией ребенок может вообразить себе данную ситуацию как игровую, перенеся в нее мотив, позволяющий выполнить определенные действия, получить результат.
Таким образом, создание всех необходимых условий и включение проекта в педагогический процесс группы позволяет использовать игровую деятельность, как эффективное средство развития самостоятельность детей старшего дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка на тему: "Развитие мелкой моторики у дошкольников посредством техники "Квиллинг"
Методическая разработка на тему: "Развитие мелкой моторики у дошкольников посредством техники "Квиллинг", которая оказывает большую роль в этетическом воспитании ребенка, а также способствует развитию...
Методическая разработка по теме: " Развитие мелкой моторики рук детей посредством пальчиковых и дидактических игр".
Актуальность на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то. как развивается ребенок. свидетельствует о его интелектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной мо...
Методическая разработка по теме: " Развитие мелкой моторики рук детей посредством пальчиковых и дидактических игр".
Актуальность на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то. как развивается ребенок. свидетельствует о его интелектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной мо...
Методическая разработка на тему: «Развитие навыков общения у детей 5-6 лет в познавательных играх».
Выявление и описание видов познавательных игр и методики их организации по развитию навыков общения у детей 5-6 лет....
Методическая разработка по теме: " Развитие сенсорных способностей у детей первой младшей группы через дидактические игры"
Методическая разработка по теме: "Развитие сенсорных способностей у детей первой младшей группы через дидактические игры"....
Методическая разработка по теме " Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры."
Методическая разработка по музыке (младший, средний, старший возраст дошкольников)...
Методическая разработка по теме "Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры".
Методическая разработка по музыке...