Проект по формированию познавательного интереса у детей подготовительной к школе группы № 2 «Совята» на тему: «КОСМОС»
проект (подготовительная группа)
Тип проекта: обучающий, исследовательский, игровой.
Продолжительность: долгосрочный (9 месяцев), групповой.
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.
Цель: формирование у старших дошкольников представлений о Вселенной, Солнечной системе и ее планетах, о роли человека в изучении космического пространства; привлечение родителей к проблеме развития познавательной сферы ребенка. Формирование представлений о роли человека в изучении космического пространства
Проблема: способствовать развитию у ребенка представления об окружающем мире до глубин Вселенной, не зазубривая научные истины, а открывая их самому. Современные дошкольники задают много вопросов о космосе, звёздах, космонавтах, так как данная тема, как всё неведомое, непонятное, недоступное глазу, будоражит детскую фантазию. Данный проект поможет детям научиться добывать информацию из различных источников, систематизировать полученные знания, применять их в различных видах детской деятельности. Несколько десятков лет назад мало кто из вчерашних мальчишек не хотел стать космонавтом. Эта мечта совсем не актуальна для современных детей. Между тем, космические пираты, звездные войны и другие инопланетные существа – герои их любимых мультфильмов. Вымышленные персонажи дезинформируют дошкольников, рассказывая о несуществующих планетах, и зачастую вызывают у них отрицательные эмоции, способствуют развитию страхов. Поэтому важно грамотно выстроить работу по формированию у детей представлений о космосе.
С древних времен взоры людей были устремлены в небо. Начиная с первых шагов по земле человек, ощущал свою зависимость от неба, его жизнь и деятельность во многом зависели от него. Наши предки хорошо знали и разбирались в “повадках” неба. Для них небо было живым, наполненным, многообразно себя проявляющим.
Вот эту любовь и знание неба мы воспитываем у старших дошкольников посещающих нашу группу…
Коротко рассказать о большом космосе нельзя! Увлекаясь каким-либо фактом, каждого захватывают, словно на космическом корабле, приключения на далекие и неизведанные планеты солнечной системы. Именно поэтому при формировании представлений о космосе у детей старшего дошкольного возраста была выбрана проектная методика. Система работы по теме «Космос» предполагает личностно-ориентированный подход к развитию ребёнка. Деятельность направлена на развитие умственных, познавательных, коммуникативных способностей, которые осуществляется через различные виды детской деятельности. Содержание образовательной деятельности доступно возрасту, даёт детям способность выразить свои эмоциональные переживания и освоенные знания о космосе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_kosmos_2021-2022.docx | 50.54 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
Детский сад № 63 «Золотой петушок» города Смоленска
Проект по формированию познавательного интереса у детей подготовительной к школе группы № 2 «Совята» на тему:
«КОСМОС».
Воспитатели: Матанцева Е. А.,
Трофимова Е. А.
город Смоленск,
2021-2022 у.г.
СОДЕРЖАНИЕ:
1.Введение
1.1. Актуальность темы по формированию познавательного интереса старших дошкольников.
1.2. Цели и задачи проекта
2.Этапы проекта «КОСМОС»:
А) Подготовительный этап;
Б) Основной этап;
Г) Заключительный этап.
3.Заключение.
Приложение 1. Конспекты ООД, досугов по формированию познавательного интереса дошкольников, используемых в процессе работы над проектом.
Приложение 2. Формы и методы работы с родителями по формированию познавательного интереса дошкольников.
Приложение 3. 100 увлекательных фактов о космосе.
Приложение 4. Перечень дидактических игр по формированию познавательного интереса дошкольников.
Приложение 5. Список используемой литературы.
Тип проекта: обучающий, исследовательский, игровой.
Продолжительность: долгосрочный (9 месяцев), групповой.
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.
Цель: формирование у старших дошкольников представлений о Вселенной, Солнечной системе и ее планетах, о роли человека в изучении космического пространства; привлечение родителей к проблеме развития познавательной сферы ребенка. Формирование представлений о роли человека в изучении космического пространства
Проблема: способствовать развитию у ребенка представления об окружающем мире до глубин Вселенной, не зазубривая научные истины, а открывая их самому. Современные дошкольники задают много вопросов о космосе, звёздах, космонавтах, так как данная тема, как всё неведомое, непонятное, недоступное глазу, будоражит детскую фантазию. Данный проект поможет детям научиться добывать информацию из различных источников, систематизировать полученные знания, применять их в различных видах детской деятельности. Несколько десятков лет назад мало кто из вчерашних мальчишек не хотел стать космонавтом. Эта мечта совсем не актуальна для современных детей. Между тем, космические пираты, звездные войны и другие инопланетные существа – герои их любимых мультфильмов. Вымышленные персонажи дезинформируют дошкольников, рассказывая о несуществующих планетах, и зачастую вызывают у них отрицательные эмоции, способствуют развитию страхов. Поэтому важно грамотно выстроить работу по формированию у детей представлений о космосе.
С древних времен взоры людей были устремлены в небо. Начиная с первых шагов по земле человек, ощущал свою зависимость от неба, его жизнь и деятельность во многом зависели от него. Наши предки хорошо знали и разбирались в “повадках” неба. Для них небо было живым, наполненным, многообразно себя проявляющим.
Вот эту любовь и знание неба мы воспитываем у старших дошкольников посещающих нашу группу…
Коротко рассказать о большом космосе нельзя! Увлекаясь каким-либо фактом, каждого захватывают, словно на космическом корабле, приключения на далекие и неизведанные планеты солнечной системы. Именно поэтому при формировании представлений о космосе у детей старшего дошкольного возраста была выбрана проектная методика. Система работы по теме «Космос» предполагает личностно-ориентированный подход к развитию ребёнка. Деятельность направлена на развитие умственных, познавательных, коммуникативных способностей, которые осуществляется через различные виды детской деятельности. Содержание образовательной деятельности доступно возрасту, даёт детям способность выразить свои эмоциональные переживания и освоенные знания о космосе.
Задачи:
Для детей:
Образовательная область «Познавательное развитие»:
Систематизировать детские представления о Вселенной, Солнечной системе и ее планетах. Расширить знания детей о государственных праздниках, познакомить их со знаменательными датами, важными для нашей страны (54-летием первого полета в космос); Формировать понятие о себе, как о жителе планеты Земля; Развитие познавательных и интеллектуальных способностей детей, их творческого потенциала; Воспитание чувства гордости за достижения отечественных ученых и космонавтов; Воспитание бережного отношения к тому, что есть на нашей планете;
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:
Воспитание коммуникативных навыков, дружеских взаимоотношений.
Образовательная область «Речевое развитие»:
Развивать владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:
Развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия, образных представлений, воображения, художественно-творческих способностей.
Развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.); удовлетворение потребности детей в самовыражении.
Образовательная область «Физическое развитие»:
Развитие интереса к участию в подвижных и спортивных играх и физических упражнениях, активности в самостоятельной двигательной деятельности; интереса и любви к спорту.
Для родителей:
- привлечь родителей к проблеме развития познавательной сферы ребенка, используя анкетирование, создание книг-самоделок, газет и другие форм работы;
- стимулировать творческую активность родителей через участие в конкурсах, мероприятиях, досугах;
- способствовать установлению партнерских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования детей
- установление дружеских связей с другими родителями, что ведёт к объединению по интересам;
- возможность работать в среде, которая побуждает к получению новых знаний и умений
привлечение родителей к совместной деятельности, к празднованию Дня космонавтики
Для педагогов:
- обеспечить реализацию воспитательных, развивающих и обучающих задач через освоение детьми образовательных областей;
- создать условия для самостоятельной и совместной со взрослыми деятельности детей в рамках реализуемого проекта;
- пополнение и обогащение методического, дидактического и наглядного материала по теме «Космос».
Сроки реализации проекта: сентябрь 2021 – май 2022 года.
Ожидаемые результаты:
Дети:
- Сформированность у детей элементарных знаний по теме «Космос»
- Сформированность нравственно-патриотических чувств в процессе реализации проекта
- Заинтересованность детей темой о космосе, проявление их познавательной активности: вместе с родителями находят информацию по теме, рассказывают и делятся своими знаниями с другими детьми в детском саду.
- Инициативное конструирование детьми из строительного материала, конструктора, бумаги ракет по своему представлению, проявление творчества и детальности в работе.
- Возможность участия в презентации проекта, где дети смогут применить имеющиеся знания о космосе, космических явлениях, поучаствовать в веселых конкурсах и соревнованиях, представить свои рисунки, поделки.
Родители:
- Приобретение родителями знаний и практических навыков при взаимодействии с ребенком.
- Обмен опытом семейного воспитания педагогов и родителей
- Участие в праздновании российского праздника - День космонавтики и юбилейной даты
- Становление партнерских отношений родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.
Педагоги:
- Систематизация и повышение качества работы с детьми по развитию познавательно-исследовательских способностей через различные виды продуктивной деятельности
- Повышение уровня педагогической компетентности в освоении современных образовательных технологий (метод проектов);
- Распространение педагогического опыта в использовании нетрадиционных изобразительных технологий, мнемотехники, электронных образовательных ресурсов.
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный. Сбор и анализ информации по темам, создание предметно - развивающей среды, приобретение художественной и методической литературы.
2. Основной. Проведение ООД, бесед, развлечений, досугов, совместных конкурсов творческого мастерства.
3. Заключительный. Оценка результатов.
Необходимые условия реализации проекта:
- Активность и заинтересованность педагогов в реализации проекта, интерес детей и родителей;
- Методические разработки,
- Интеграция образовательных областей.
Работа по реализации проекта предполагает действия в 3 направлениях:
- Работа с детьми;
- Работа с родителями;
- Работа с педагогами.
Для работы с детьми был составлении перспективный план по формированию познавательного интереса на тему «Космос» с детьми и родителями на основе программы «Радуга» под ред. Т. Н. Гризик, Е. В. Соловьевой, Т. Н. Дороновой.
В работе с детьми по воспитанию патриотизма у детей мы использовали:
*ООД;
*исторические материалы;
*совместную деятельность взрослых и детей;
*чтение художественной литературы;
*игры, досуги, развлечения;
*изодеятельность, конструирование, театрализацию, куклотерапию, сказкотерапию, музыкотерапию.
Для взаимодействия с родителями использовались следующие формы работы:
*анкетирование;
*родительские собрания;
*привлечение родителей к изготовлению атрибутов для игр, стендов;
*участие в конкурсах творческого мастерства;
*консультации для родителей по формированию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.
Содержание работы над проектом по этапам.
1-этап – подготовительный.
- Сбор и анализ информации по темам
- Сбор исторических материалов, создание предметно-развивающей среды, приобретение методической и художественной литературы
- Выявление уровня подготовленности детей о первоначальных знаниях о космосе.
- Информированность родителей о предстоящей деятельности. Такими могут быть: Проведение родительского собрания в рамках темы; Оформление папки-передвижки, фотовыставки. 3.Подготовить презентации о космосе, солнечной системе, космонавтах.
Подобрать фото - коллекцию на тему «Космос».
Подобрать сказки, стихи, загадки о космосе, ракете, звёздах, музыку. - Подготовить раскраски в соответствии с возрастом.
- Подбор и изготовление материалов для осуществления продуктивной деятельности.
2-этап – основной.
Составление перспективного плана работы по патриотическому воспитанию с детьми и форм взаимодействия работы с родителями.
Месяц | Тема | Цели | Мероприятия |
Сентябрь (подготовительный) | «Удивительный космос» | Дать детям представление о планетах солнечной системы, солнце, звёздах, первом полете в космос, выяснить знания детей по данному вопросу; в доступной форме объяснить детям этапы завоевания человеком воздушного пространства Земли и космоса | - Беседа «Что мы знаем о космосе?» - Беседа «Первые попытки покорения космоса» - Прослушивание музыкальных фрагментов «Вселенная», «Млечный путь», «На встречу звездам», «Большая медведица» - Рисование техникой набрызга «Галактика» |
Октябрь | «Человек и космос» | Познакомить детей с историей развития авиации и космической ракеты, дать представление о роли космоса в жизни человека, вызвать интерес и уважение к профессиям, связанным с освоением космоса | - Беседа с родителями на тему: «О значимости формирования познавательного интереса у старших дошкольников и значении познавательной активности в успешной подготовке к обучению в школе» - Видео-экскурсия по планетам солнечной системы - Беседа с просмотром презентации «История возникновения ракеты». - Рассматривание фотоальбома по теме - Конкурс рисунков «Самая удивительная ракета» - Беседа «Зачем человеку покорять космическое пространство?» - Беседа «Космические профессии» |
Ноябрь | «Планеты солнечной системы» | Расширять представления детей о планетах солнечной системы | - Беседы с использованием видеоматериалов и презентаций на темы: «Земля и ее спутники», «Солнце», «Меркурий», «Венера», «Марс», «Сатурн», «Уран», «Нептун», «Плутон» |
«Иные космические объекты» | Расширять представления детей о планетах солнечной системы и иных космических объектах | - НОД по познавательному развитию детей на темы: «Галактики», «Созвездия», «Карлики и Гиганты», «Метеоры, метеориты, астероиды», «Кометы», «Естественные и искусственные спутники планет», «Космический мусор» - Рассматривание альбомов с иллюстрациями по теме - Изодеятельность: «Лунатики», «Краски и узоры космоса» - Театрализованная игра «Космонавтом стану я!» | |
Декабрь | |||
Январь | «Черные и белые» | Расширять знания детей о космических объектах, вызвать интерес к прошлому, настоящему и будущему космонавтики, воспитывать патриотические чувства | - Беседы с использованием иллюстраций на темы: «Черная дыра», «Белая дыра», «Куда исчезает время в космосе?» - Чтение стихотворений по теме - Чтение рассказов о первых полетах в космос и о космонавтах |
Февраль Март Апрель Май | «Путешествие в космос» «Жизнь вне Земли или 100 удивительных фактов о космосе» «Великие космонавты и конструкторы, ученые-исследователи космоса» «Что мы знаем о космосе?» | Расширять знания детей о космических объектах, вызвать интерес к прошлому, настоящему и будущему космонавтики, воспитывать патриотические чувства Расширять знания детей о космических объектах, вызвать интерес к прошлому, настоящему и будущему космонавтики, воспитывать патриотические чувства Расширять знания детей об известных людях, посвятивших свою жизнь изучению и освоению космоса, вызвать интерес к прошлому, настоящему и будущему космонавтики, воспитывать патриотические чувства Подвести итоги, обобщить полученные ранее знания, систематизировать представления о космосе, закрепить познавательный интерес по теме космоса | - Беседы на темы: «Космическая станция», «Зачем человек создает спутники», «Космические корабли», «Скафандр и его устройство» - Прослушивание стихотворений, музыкальных произведений поэтов и композиторов на тему «Космос» - Просматривание альбомов с иллюстрациями по теме - Беседы на темы: «Существует ли жизнь вне планеты Земля?», «Кто такие инопланетяне?», «Удивительные факты о космосе», «Моря и океаны других планет» - Беседы на темы: «Ю. А. Гагарин», «Г. С. Титов», «В. Терешкова», «В. М. Комаров», «К. Э. Циолковский» и др. - Спортивное развлечение «День космонавтики» - Беседы: «Теперь мы это знаем!», «5 минут – полет нормальный!» - Спортивное развлечение «Я хочу стать космонавтом» |
Подвижные игры:
«Ждут нас быстрые ракеты»,
«Космическая эстафета»
«Ракетодром»
«Невесомость»
«Солнышкo и дождик»
«Солнце – чемпион».
Сюжетно-ролевые игры:
"Космонавты"
Цель: расширить тематику сюжетных игр, познакомить с работой космонавтов в космосе, воспитать смелость, выдержку, расширить словарный запас детей: «космическое пространство», «космодром», «полет», «открытый космос».
«Полёт в космос»
Для ботанического сада нужны новые редкие растения. Директор ботанического сада предлагает лететь за ними на одну из планет солнечной системы.
«Больница для космонавтов»
Цель: формировать умение детей делиться на подгруппы в соответствии с сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив. Отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость медицины; воспитывать уважение к труду медицинских работников, закреплять правила поведения в общественных местах.
«Космическое путешествие»
Цель: способствовать развитию умения расширять сюжет на основе полученных знаний на занятиях и в повседневной жизни, обогатить опыт детей знаниями и игровыми умениями, которые позволят им в дальнейшем самостоятельно организовывать игру. Формирование умений комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет.
Дидактические игры:
- «Восстанови порядок в солнечной системе»
- «Найди лишнее»
- «Подбери созвездие».
- «Найди недостающую ракету»
- «Добавь словечко»
- «Куда летят ракеты»
Чтение художественной литературы:
Цель: знакомить детей с литературой о космосе; воспитывать познавательную активность.
- Я. К. Голованов «Дорога на космодром»,
- В. Кащенко «Созвездие драконов»,
- П. О. Клушанцев «О чём рассказал телескоп»,
- О. А. Скоролупова «Покорение космоса»,
- Н.Носов « Незнайка на луне»
- стихотворения о космосе.
- загадки о космосе .
Индивидуальная и групповая работа:
- развитие мелкой моторики (раскрашивание картинок о космосе).
- собирание пазлов (тема «Космические пазлы»)
- выкладывание картинок из счетных палочек
- рисование на крупе.
- индивидуальная работа по развитию речи игра “ Скажи наоборот”
Работа с родителями
Консультация для родителей «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребёнка»
Рубрика для родителей: «Это интересно!»
«История развития космонавтики»
«Важнейшие этапы освоения космоса»
3 этап – заключительный.
Праздник «Дети тянутся к звёздам»
Задачи:
1.Познавательное развитие: познакомить детей с днем космонавтики и первопроходцами, покорившими воздушное пространство; закрепить у детей понятия «космос»; расширить знания детей о строении Солнечной системы; формировать коммуникативные навыки через работу в группах. Воспитывать у детей уважение к труду людей, работа которых связана с освоением космоса, чувство патриотизма, гордости за страну, первой преодолевшей силу земного притяжения; доставить детям радость, поднять настроение.
2.Речевое развитие: содействовать активизации речевой и познавательной деятельности; развивать у детей навыки выразительного чтения, артистические умения.
3.Физическое развитие: способствовать развитию двигательных возможностей детей;
2. Оформление коллективного панно «Космическое путешествие»
3. Выставка работ о космосе (совместная работа детей с родителями)
4. Конкурс чтецов «Стихи о космосе»
5. Выявление уровня подготовленности детей о полученных знаниях.
Достигнутые результаты:
- Повысилась познавательная активность детей;
- Укрепился уровень социализации детей: дети являются активными участниками конкурсов творческого мастерства, спортивных досугов;
- Повысилась активность родителей по воспитанию патриотизма и познавательного интереса у детей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Радуга» под ред. Т. Н. Гризик, Е. В. Соловьевой, Т. Н. Дороновой.
2. О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» М. Мозаика-Синтез 2012г.
3. Маханёва М.Д. «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» М. Мозаика-Синтез 2004г.
4. С.А.Козлова «Мой мир» М. Линка -Пресс 2000г.
5.Н.Ф.Виноградова, С.А.Козлова «Наша Родина» М.Просвещение.1984г.
6.Л.А.Кондрыкинская «С чего начинается Родина» М.Сфера 2003г.
7.Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике.-М.:ТЦ Сфера, 2010.-128с.- (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).(5)
8.Детям о космосе и Юрии Гагарине – первом космонавте Земли: Беседы, досуги, рассказы/Авт.-сост. Т.А.Шорыгина, сост. М.Ю.Парамонова. – М.: ТЦ Сфера,2011. – 128с.-(Библиотека воспитателя) (3).
9.Журнал «Ребенок в детском саду» 1,2002. Издательский дом «Воспитание дошкольника»
10. Введение в науку «Астрономия». Методические рекомендации к блоку познавательное развитие. КОИПКРО, Кострома 2002.
11.Скоролупова О.А. Покорение космоса. – 2-е изд. – М.: ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2007 – 80 с.:ил.
Материально-технические ресурсы:
1.Бумага
2.Файлы
3.Флэшка
4.Компьютер
5.Принтер
6.Сканер
7.Фотографии
8.Книги о космосе
9.Наборы открыток
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа непосредственно образовательной деятельности по воспитанию читательского интереса у детей подготовительной к школе группе наглядными средствами
Представленная программа направлена на повышение читательского интереса на основе наглядных средств. В ней представлен полный перечень книжных иллюстраций для работы с детьми и методы работы с ними. О...
Проект Формирование природоведческого словаря у детей подготовительной к школе группы через изучение художественной литературы
Проект коммуникативный, среднесрочный, групповой. Он реализуется в течении 4 тематических недель: "Осенние изменения в природе", "Птицы", "Животные", "Труд людей в природе". В соответствии с тем...
Психолого - педагогический проект "Формирование школьной мотивации у детей подготовительной к школе группы посредством сказкотерапии"
Психолого - педагогический проект будет интересен педагогам - психологам ДОУ, а также воспитателям подготовительных к школе групп....
Социально - значимый проект по познавательному развитию для детей подготовительной к школе группы «Мир вокруг нас».
Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Экспериментирование как специально-организованная деятельность ...
Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности «Формирование элементарных математических представлений» образовательной области «Познавательное развитие» для детей подготовительной к школе группы на тему: «На помощь Буратино»
Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности «Формирование элементарных математических представлений» образовательной области «Познавательное развитие»д...
Викторина для детей подготовительной к школе группы с ОНР. Тема: "Космос"
Викторина разработана для систематизацияизнаний и представлений детей о космосе.Задачи: коррекционно-образовательные: - уточнение и ра...
Отчёт по программе саморазвития педагога подготовительной к школе группы /2023 - 2024 уч.год/ по теме: «Формирование коммуникативных навыков у детей Подготовительной к школе группы через изобразительную деятельность»
В данном отчёте описана вся проведённая работа по данной теме включая диагностику воспитанников с НОДА и плана работы с детьми и родителями...