Психолого - педагогический проект "Формирование школьной мотивации у детей подготовительной к школе группы посредством сказкотерапии"
проект (подготовительная группа) на тему
Психолого - педагогический проект будет интересен педагогам - психологам ДОУ, а также воспитателям подготовительных к школе групп.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 2 (общеразвивающего вида) г. Йошкар – Олы «Облачко»
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПСИХОТРЕНИНГОВ ОБЩЕНИЯ
Подготовительная к школе группа
Разработала: педагог – психолог
высшей квалификационной категории
МБДОУ д/с № 2 «Облачко»
БОЧКАРЕВА О.Н.
Г. Йошкар - Ола
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ПСИХОТРЕНИНГОВ ОБЩЕНИЯ
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА
Месяцы/недели | Ритуал приветствия (авторские упражнения) | Формирование школьных понятий | Сказкотерапия | Развитие псих. процессов и произвольности поведения | Мимическая гимнастика | Снятие психомышечного напряжения | Ритуал прощания (перед зеркалом индивидуально) |
Структура тренинга | |||||||
Сентябрь 1 неделя | Упражнение «Комплименты» | Формируем понятие «школа» | Сказка «Пастушка и садовник» М. Андрианов «Философия для детей», с.25 | Игра «Кто последний» (Журнал «Детский сад со всех сторон», № 30, 2001 г., с. 12) | Комплекс «Лисичка» (авторская) | Упражнение «Штанга» (М. Чистякова «Психогимнастика», с. 67) | Фраза – самовнушение «Я вырос (ла) и мне пора в школу!» |
Сентябрь 2 неделя | Упражнение «Школьные пожелания» | Формируем понятие «учитель» | Сказка «Иван и Фома» М. Андрианов «Философия для детей», с. 49 | Игра «Будь внимателен» (Н. Самоукина «Игры в школе и дома», с. 93) | Комплекс «Медвежонок» (авторская) | Упражнение «Сосулька» (М. Чистякова «Психогимнастика», с. 67) | Фраза – самовнушение «Совсем скоро я пойду в школу!» |
Сентябрь 3 неделя | Упражнение «Комплименты» | Формируем понятие «ученик» | Сказка «Где теперь упрямая голова?» М. Андрианов «Философия для детей», с. 51 | Игра «Слушай хлопки» (Н. Самоукина «Игры в школе и дома», с. 94) | Комплекс «Бабочка» (авторская) | Упражнение «Шалтай – болтай» (М. Чистякова «Психогимнастика», с. 88) | Фраза – самовнушение «Я готволюсь к школе!» |
Сентябрь 4 неделя | Упражнение «Школьные пожелания» | Формируем понятие «урок» | Сказка «Черное сердце » М. Андрианов «Философия для детей», с. 78 | Игра «Слушай и исполняй!» (Н. Самоукина «Игры в школе и дома», с. 98) | Комплекс «Муравей» (авторская) | Упражнение «Петрушка прыгает» (М. Чистякова «Психогимнастика», с. 88) | Фраза – самовнушение «Я буду школьником (цей)!» |
Октябрь 1 неделя | Упражнение «Комплименты» | Формируем понятие «перемена» | Сказка «История о короткой дружбе М. Андрианов «Философия для детей», с. 94 | Игра «Один, по-двое, тройками…» (авторская) | Комплекс «Пушинка» (авторская) | Упражнение «Кукушонок кланяется» (М. Чистякова «Психогимнастика», с. 69) | Фраза – самовнушение «Скоро в школу я пойду!» |
Октябрь 2 неделя | Упражнение «Школьные пожелания» | Формируем понятие «каникулы» | Сказка «Полезное колдовство» М. Андрианов «Философия для детей», с. 97 | Игра «Почта» (О. Хухлаева «Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет», с. 13) | Комплекс «Солнечный зайчик» (авторская) | Упражнение «Спящий котенок» (М. Чистякова «Психогимнастика», с. 69) | Фраза – самовнушение «Я дружелюбный (ая)!» |
Октябрь 3 неделя | Упражнение «Комплименты» | Формируем понятие «учебный год» | Сказка «Тайна Злюки и Колюки» М. Андрианов «Философия для детей», с. 106 | Игра «Кто за кем?» (М. Чистякова «Психогимнастика», с. 62) | Комплекс «Кошечка» (авторская) | Упражнение «Медвежата в берлоге» (М. Чистякова «Психогимнастика», с. 71) | Фраза – самовнушение «Мне пора в школу!» |
Октябрь 4 неделя | Упражнение «Школьные пожелания» | Формируем понятие «классный кабинет» | Сказка «Надоевшие подарки» М. Андрианов «Философия для детей», с. 131 | Игра «Слушай и исполняй!» (Н. Самоукина «Игры в школе и дома», с. 98) | Комплекс «Пушинка» (авторская) | Упражнение «Игра с пчелкой» (М. Чистякова «Психогимнастика», с. 71) | Фраза – самовнушение «Я готовлюсь к школе!» |
Ноябрь 1 неделя | Упражнение «Комплименты» | Формируем понятие «школьная доска» | Сказка «Чудище с двумя хвостами» М. Андрианов «Философия для детей», с. 136 | Игра «Четыре стихии» (М. Чистякова «Психогимнастика», с. 53) | Комплекс «Солнечный зайчик» (авторская) | Упражнение «Холодно – жарко» (М. Чистякова «Психогимнастика», с. 71) | Фраза – самовнушение «Я серьезный (ая)!» |
Ноябрь 2 неделя | Упражнение «Школьные пожелания» | Формируем понятие «парта» | Сказка «Дворец врулей» М. Андрианов «Философия для детей», с. 141 | Игра «Кто что делал?» (М. Чистякова «Психогимнастика», с. 55) | Комплекс «Обезьянка» (авторская) | Упражнение «Пчелка мешает спать» (М. Чистякова «Психогимнастика», с. 72) | Фраза – самовнушение «Я взрослею!» |
Ноябрь 3 неделя | Упражнение «Комплименты» | Формируем понятие «портфель» | Сказка «Город больных ослиной болезнью» М. Андрианов «Философия для детей», с. 163 | Игра «Договоры» (авторская) | Комплекс «Кошечка» (авторская) | Упражнение «Игра с шарфиком» | Фраза – самовнушение «Я все хочу знать!» |
Ноябрь 4 неделя | Упражнение «Школьные пожелания» | Формируем понятие «учебник» | Сказка «За все приходится платить» М. Андрианов «Философия для детей», с. 167 | Игра «Стоп - сигнал» (авторская модификация игры «Флажок» (М. Чистякова «Психогимнастика», с. 56) | Комплекс «Солнечный зайчик» (авторская) | Упражнение «Отдых» (М. Чистякова «Психогимнастика», с. 72) | Фраза – самовнушение «Я буду стараться!» |
Декабрь 1 неделя | Упражнение «Комплименты» | Формируем понятие «тетрадь» | Сказка «Как некоторые лилипуты гномами стали» М. Андрианов «Философия для детей», с. 169 | Игра «Слушай и исполняй!» (Н. Самоукина «Игры в школе и дома», с. 98) | Комплекс «Пчелка» (авторская) | Упражнение «На берегу моря» (М. Чистякова «Психогимнастика», с. 73) | Фраза – самовнушение «Я трудолюбивый (ая)!» |
Декабрь 2 неделя | Упражнение «Школьные пожелания» | Формируем понятие «пенал» | Сказка «Медведь - шатун» М. Андрианов «Философия для детей», с. 171 | Игра «Почта» (О. Хухлаева «Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет», с. 13) | Комплекс «Бабочка» (авторская) | Упражнение «Игра с песком» (М. Чистякова «Психогимнастика», с. 73) | Фраза – самовнушение «Я старательный (ая)!» |
Декабрь 3 неделя | Упражнение «Комплименты» | Формируем понятие «шариковая ручка» | Сказка «Много или мало» М. Андрианов «Философия для детей», с. 172 | Игра «Слушай хлопки» (М. Чистякова «Психогимнастика», с. 53) | Комплекс «Медвежата» (авторская) | Упражнение «Игра с муравьем» (М. Чистякова «Психогимнастика», с. 73) | Фраза – самовнушение «В школе буду я стараться!» |
Декабрь 4 неделя | Упражнение «Школьные пожелания» | Формируем понятие «простой карандаш» | Сказка «Трое приятелей» М. Андрианов «Философия для детей», с. 179 | Игра «Горошки» (авторская) | Комплекс «Солнечный зайчик» (авторская) | Упражнение «Солнышко и тучка» (М. Чистякова «Психогимнастика», с. 73) | Фраза – самовнушение «Я готовлюсь к школе!» |
Январь 1 неделя | Упражнение «Комплименты» | Формируем понятие «ластик» | Сказка «Кем же стать?» М. Андрианов «Философия для детей», с. 180 | Игра «Будь внимателен» (Н. Самоукина «Игры в школе и дома», с. 93) | Комплекс «Пчелка» (авторская) | Упражнение «В уши попала вода» (М. Чистякова «Психогимнастика», с. 73) | Фраза – самовнушение «Я буду стараться!» |
Январь 2 неделя | Упражнение «Школьные пожелания» | Формируем понятие «линейка для измерения» | Сказка «Чем же чудище победить?» М. Андрианов «Философия для детей», с. 187 | Игра «Почта» (О. Хухлаева «Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет», с. 13) | Комплекс «Бабочка» (авторская) | Упражнение «Лицо загорает» (М. Чистякова «Психогимнастика», с. 73) | Фраза – самовнушение «Я скоро буду школьником (цей)!» |
Январь 3 неделя | Упражнение «Комплименты» | Формируем понятие «школьный дневник» | Сказка «Нетерпимая к другим пчелка» М. Андрианов «Философия для детей», с. 118 | Игра «Дракон кусает свой хвост» (М. Чистякова «Психогимнастика», с. 59) | Комплекс «Медвежата» (авторская) | Упражнение «Отдых. Сон на берегу моря» (М. Чистякова «Психогимнастика», с. 74) | Фраза – самовнушение «Я собираюсь в школу!» |
Январь 4 неделя | Упражнение «Школьные пожелания» | Формируем понятие «цветные карандаши» | Сказка «Два пленника» М. Андрианов «Философия для детей», с. 188 | Игра «Повторяем друг за другом» (Г. Бардиер «Я хочу!», с. 54 | Комплекс «Солнечный зайчик» (авторская) | Упражнение «Петрушка прыгает» (М. Чистякова «Психогимнастика», с. 88) | Фраза – самовнушение «Я все смогу!» |
Февраль 1 неделя | Упражнение «Комплименты» | Формируем понятие «пластилин, цветная бумага, альбом» | Сказка «Каникулы на море» М. Андрианов «Философия для детей», с. 189 | Игра «Почта» (О. Хухлаева «Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет», с. 13) | Комплекс «Пчелка» (авторская) | Упражнение «Кукушонок кланяется» (М. Чистякова «Психогимнастика», с. 69) | Фраза – самовнушение «Я буду упорным (ой) и стрательным (ой)!» |
Февраль 2 неделя | Упражнение «Школьные пожелания» | Формируем понятие «школьные предметы» | Сказка «Труд, развлечение и безделье» М. Андрианов «Философия для детей», с. 193 | Игра «Горошки» (авторская) | Комплекс «Лисичка» (авторская) | Упражнение «Спящий котенок» (М. Чистякова «Психогимнастика», с. 69) | Фраза – самовнушение «Я трудолюбивый (ая)» |
Февраль 3 неделя | Упражнение «Комплименты» | Формируем понятие «школьная форма» | Сказка «Как Павлика по телевизору показали» М. Андрианов «Философия для детей», с. 194 | Игра «Дракон кусает свой хвост» (М. Чистякова «Психогимнастика», с. 59) | Комплекс «Медвежонок» (авторская) | Упражнение «Медвежата в берлоге» (М. Чистякова «Психогимнастика», с. 71) | Фраза – самовнушение «Я стараюсь и тружусь!» |
Февраль 4 неделя | Упражнение «Школьные пожелания» | Формируем понятие «вторая обувь» | Сказка «Два мохнатых приятеля» М. Андрианов «Философия для детей», с. 196 | Игра «Слушай и исполняй!» (Н. Самоукина «Игры в школе и дома», с. 98) | Комплекс «Бабочка» (авторская) | Упражнение «Игра с пчелкой» (М. Чистякова «Психогимнастика», с. 71) | Фраза – самовнушение «Совсем скоро в школу!» |
Март 1 неделя | Упражнение «Комплименты» | Формируем понятие «одежда для урока физкультуры» | Сказка «Может ли Утка командовать Львом» М. Андрианов «Философия для детей», с. 200 | Игра «Почта» (О. Хухлаева «Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет», с. 13) | Комплекс «Муравей» (авторская) | Упражнение «Холодно – жарко» (М. Чистякова «Психогимнастика», с. 71) | Фраза – самовнушение «Я собираюсь в 1 класс!» |
Март 2 неделя | Упражнение «Школьные пожелания» | Беседа о желательных качествах характера учителя | Сказка «Сема и его непослушные дети» М. Андрианов «Философия для детей», с. 206 | Игра «Кто за кем?» (М. Чистякова «Психогимнастика», с. 62) | Комплекс «С шарфиком" (авторская) | Упражнение «Пчелка мешает спать» (М. Чистякова «Психогимнастика», с. 72) | Фраза – самовнушение «Я буду школьником (цей)!» |
Март 3 неделя | Упражнение «Комплименты» | Беседа о желательных качествах характера ученика | Сказка «Как Володя и Лариса в лес ходили» М. Андрианов «Философия для детей», с. 212 | Игра «Запрещенное движение» (М. Чистякова «Психогимнастика», с. 57) | Комплекс «Солнечный зайчик» (авторская) | Упражнение «Игра с шарфиком» | Фраза – самовнушение «Я серьезный (ая)!» |
Март 4 неделя | Упражнение «Школьные пожелания» | Беседа о взаимоотношениях в детском коллективе класса | Сказка «Почему тараканов много стало» М. Андрианов «Философия для детей», с. 212 | Игра «Стоп!» (М. Чистякова «Психогимнастика», с. 61) | Комплекс «Кошечка» (авторская) | Упражнение «Отдых» (М. Чистякова «Психогимнастика», с. 72) | Фраза – самовнушение «Я умный (ая)!» |
Апрель 1 неделя | Упражнение «Комплименты» | Закрепление школьного понятия «школа» | Сказка «Когда все учиться перестанут» М. Андрианов «Философия для детей», с. 217 | Игра «Замри!» (М. Чистякова «Психогимнастика», с. 56) | Комплекс «Пушинка» (авторская) | Упражнение «На берегу моря» (М. Чистякова «Психогимнастика», с. 73) | Фраза – самовнушение «Я буду учиться!» |
Апрель 2 неделя | Упражнение «Школьные пожелания» | Закрепление школьного понятия «учитель» | Сказка «Двигатель, который работать не любил» М. Андрианов «Философия для детей», с. 224 | Игра «Запомни свое место» (М. Чистякова «Психогимнастика», с. 54) | Комплекс «Муравей» (авторская) | Упражнение «Игра с песком» (М. Чистякова «Психогимнастика», с. 73) | Фраза – самовнушение «Хочу все знать!» |
Апрель 3 неделя | Упражнение «Комплименты» | Закрепление школьного понятия «ученик» | Сказка «Сказка о двух братьях и сильной воле» Журнал «Детский сад со всех сторон», № 30, 2001 г., с. 11 | Игра «Повтори за мной» (М. Чистякова «Психогимнастика», с. 54) | Комплекс «Бабочка» (авторская) | Упражнение «Игра с муравьем» (М. Чистякова «Психогимнастика», с. 73) | Фраза – самовнушение «Я буду стараться!» |
Апрель 4 неделя | Упражнение «Школьные пожелания» | Закрепление школьного понятия «урок» | Сказка «О котенке Маше» Журнал «Детский сад со всех сторон», № 30, 2001 г., с. 13 | Игра «Запрещенное движение» (М. Чистякова «Психогимнастика», с. 57) | Комплекс «Лисичка» (авторская) | Упражнение «Солнышко и тучка» (М. Чистякова «Психогимнастика», с. 73) | Фраза – самовнушение «Я доброжелательный (ая)!» |
Май 1 неделя | Упражнение «Комплименты» | Закрепление школьного понятия «перемена» | Сказка «Про большого воробья Иришку » Журнал «Детский сад со всех сторон», № 30, 2001 г., с. 15 | Игра «Слушай хлопки» (М. Чистякова «Психогимнастика», с. 52) | Комплекс «Медвежонок» (авторская) | Упражнение «В уши попала вода» (М. Чистякова «Психогимнастика», с. 73) | Фраза – самовнушение «Хочу все знать!» |
Май 2 неделя | Упражнение «Школьные пожелания» | Закрепление школьного понятия «школьная форма» | Сказка «О маленьком привидении Филе» Журнал «Детский сад со всех сторон», № 30, 2001 г., с. 16 | Игра «Будь внимателен» (М. Чистякова «Психогимнастика», с. 52) | Комплекс «Солнечный зайчик» (авторская) | Упражнение «Лицо загорает» (М. Чистякова «Психогимнастика», с. 73) | Фраза – самовнушение «Совсем скоро в школу!» |
Май 3 неделя | Упражнение «Комплименты» | Закрепление школьного понятия «школьный портфель» | Сказка «Как Яшок поступал в Дом учености» Журнал «Детский сад со всех сторон», № 30, 2001 г., с. 17 | Игра «Пожалуйста!» (М. Чистякова «Психогимнастика», с. 57) | Комплекс «Муравей» (авторская) | Упражнение «Отдых. Сон на берегу моря» (М. Чистякова «Психогимнастика», с. 74) | Фраза – самовнушение «Я иду в школу!» |
Май 4 неделя | Упражнение «Школьные пожелания» | Беседа о празднике День знаний «1 сентября» | Сказка «Яшок и буква А» Журнал «Детский сад со всех сторон», № 30, 2001 г., с. 19 | Игра «Замри!» (М. Чистякова «Психогимнастика», с. 56) | Комплекс «С шарфиком" (авторская) | Упражнение «Шалтай – болтай» (М. Чистякова «Психогимнастика», с. 88) | Фраза – самовнушение «Скоро в школу я пойду» |
Предварительный просмотр:
Психолого – педагогический
проект
«Формирование школьной мотивации
у детей подготовительной к школе группы
посредством сказкотерапии»
Разработала:
педагог-психолог
высшей категории МБДОУ
д/с № 2 г. Йошкар – Олы
«Облачко»
Бочкарева Ольга Николаевна
г. Йошкар - Ола
«Быть готовым к школе – не значит
уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе – значит
быть готовым всему этому научиться».
( Венгер Л.А.)
Автор проекта:
Бочкарева Ольга Николаевна, педагог-психолог высшей квалификационной категории Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 2 (общеразвивающего вида) г. Йошкар – Олы «Облачко».
Участники:
- Педагог-психолог
- Педагоги
- Родители
- Дети
База экспериментальной работы:
Ежегодно подготовительная к школе группа Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 2 (общеразвивающего вида) г. Йошкар – Олы «Облачко».
Сроки работы по проекту:
Долгосрочный: Сентябрь 2011 г. - по настоящее время.
Обоснование актуальности проекта
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, принятом в 2013 году, в разделе IY. «Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования» указаны целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, одним из которых является социализация ребенка. Также в ФГОС ДО отмечается, что «целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. Они предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования».
Таким образом, процесс формирования предпосылок учебной деятельности является одной из главных проблем, интерес к которым со стороны педагогов и детских психологов не иссякает. Постоянное совершенствование системы школьного образования, новые данные о потенциальных возможностях развития ребенка в дошкольные годы, углубление понимания самоценности дошкольного детства и его значимости для всего последующего развития личности, а также социально-культурные процессы, происходящие в современном обществе – все это оказывает самое непосредственное влияние на осознание сущности феномена «формирование предпосылок учебной деятельности» и подходы к его дальнейшему изучению.
Психологическая готовность к школе – это психологические предпосылки к овладению учебной деятельностью, которые формируются внутри ведущей деятельности, то есть в игре.
Становление готовности к школе обусловлено, прежде всего, формированием ребенка в качестве субъекта доступных видов детской деятельности: игры, познания, общения, предметно–трудовой, художественной деятельности. Полноценная готовность ребенка к обучению в школе выступает, с одной стороны, как своеобразный показатель достижений его личностного развития в дошкольный период, а с другой – как базовый уровень для освоения школьной программы и как показатель готовности к принятию позиции субъекта учебной деятельности (Т.И. Бабаева, Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, Е.Е. Кравцова и др.).
Школьные психологи отмечают, что современные дети, имея достаточно высокий интеллектуальный потенциал, в личностном плане не всегда бывают готовы к школьному обучению по ряду причин. Некоторые дети боятся школы, проявляя так называемый «синдром школьной тревожности». Другие дети хотят идти в школу, но их привлекают внешние аксессуары школьной жизни [3, с.11].
Педагогическая наука выделяет понятие «школьная зрелость». Это уровень развития физиологических и психологических систем организма, при котором ребенок может справиться со всеми требованиями школьного обучения. В свою очередь, школьная зрелость включает в себя такое понятие как психологическая готовность к школе, условно подразделяющаяся на интеллектуальную, волевую и личностную: мотивационную и социальную.
Безусловно, интеллектуальная и волевая готовность – это важнейшие предпосылки успешного обучения в школе, однако, недостаточные. Большое значение имеет личностная готовность - формирование у ребенка стремления к принятию «новой социальной позиции» (Л.И. Божович) – положения школьника, занимающего иное, по сравнению с дошкольниками, особое положение в обществе. Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителям, сверстникам, самому себе. Это так называемая мотивационная готовность.
Необходимо отметить, что в детском саду педагоги уделяют внимание подготовке детей к школе, проводят беседы с детьми о предстоящей школьной жизни, рассматривают иллюстрации по теме. Но указанные методы не всегда позволяют затронуть эмоциональную сторону мышления, развить внутренние ресурсы преодоления школьной тревожности у будущих первоклассников (А.К. Дусавицкий, Т.А. Нежнова, Е.В. Филиппова, Е.В. Новикова, С.Б. Сарасон, Б.Филлипе и др.).
Известно, что в дошкольном возрасте ребенок воспринимает окружающий мир через образы и эмоции. Современная психология предлагает использовать метод сказкотерапии как наиболее эффективный для работы с эмоциями детей, формирования личностных и социальных качеств, разрешения внутриличностных конфликтов. Достигается такой эффект благодаря терапевтическим метафорам, поскольку основная мысль сказки представлена не в прямой – назидательной, а в скрытой – метафорической форме. Кроме того, в самой структуре метафоры заложено обращение к ресурсам, внутренним силам, возможностям человека.
Таким образом, использование элементов сказкотерапии является, на наш взгляд, наиболее эффективным методом, способствующим формированию высокого уровня мотивационной готовности у детей к школе.
Новизна: заключается в том, что в структуру ранее разработанных автором психотренингов общения были включены следующие составляющие, способствующие формированию личностной готовности детей к школе:
- формирование школьных понятий,
- сказкотерапия (сказки на тему школьной жизни и формирование значимых для школьника черт характера.
Цель проекта: способствовать формированию высокого уровня мотивационной готовности к школе у детей подготовительной к школе группы.
В процессе разработки проекта решались следующие задачи:
- Преодоление синдрома «школьной тревожности» у детей подготовительной к школе группы,
- Активизация «механизма самопомощи» в трудных ситуациях, прогнозируемых в процессе школьного обучения,
- Развитие у детей подготовительной группы школьной компетентности.
Объект: мотивационная готовность к школе как компонент психологической готовности к школе.
Предмет: сказкотерапия как средство развития мотивационной готвоности.
Гипотеза исследования: состоит в том, что проведение психотренингов общения с включением в структуру элементов сказкотерапии, способствует повышению уровня мотивационной готовности к школе у детей подготовительной группы, снижению уровня школьной тревожности, формированию значимых для школьника личностных качеств, безболезненной адаптации и успешному обучению в школе.
Методы исследования:
- Теоретический анализ литературы по проблеме исследования;
- Психологическая диагностика готовности детей к школе;
В ходе реализации проекта были использованы технические ресурсы (мультимедийное оборудование, музыкальный центр, цифровой фотоаппарат, сборники детских песен про школу) в качестве учебно-методического сопровождения образовательного процесса.
Использование информационно-коммуникационных технологий при проведении психотренингов общения с детьми, в просветительской и профилактической работе с педагогами и родителями позволило разнообразить образовательный процесс, сделать его более увлекательным и занимательным, отвечающим реалиям сегодняшнего дня, предоставляя нужную информацию в нужное время.
Предполагаемые итоги реализации проекта:
- Повышение уровня личностной готовности к школе у детей – сформированность значимых для школьника черт характера: оптимизма, решительности, настойчивости, уверенности, честности, ситуационного лидерства).
- Преодоление у детей синдрома «школьной тревожности» перед поступлением в школу, развитие школьной компетентности.
- Формирование у детей алгоритма поведения в прогнозируемых трудностях, возникающих в процессе школьной адаптации.
Алгоритм управления деятельностью:
- Анализ методической и научной литературы по данной теме (2010-2011 уч.год).
- Составление поэтапно – творческого плана самообразования по указанной теме. Подбор сказок для формирования значимых для школьника черт характера: оптимизма, решительности, настойчивости, уверенности, честности, ситуационного лидерства (2011-2012 уч. год).
- Продолжение подбора сказок для формирования значимых для школьника черт характера: оптимизма, решительности, настойчивости, уверенности, честности, ситуационного лидерства (2012 -2013 уч.год).
- Подбор сказок для преодоления у детей синдрома «школьной тревожности» перед поступлением в школу, развития школьной компетентности (2013 -2014 уч.год).
- Апробация проекта: включение элементов сказкотерапии в структуру психотренингов общения для подготовительной к школе группы (2012 – 2015 г.г.).
- Анализ реализации проекта.
- Распространение опыта по реализации проекта.
Перспективы развития и применения проекта
1. Проект был представлен на обсуждение педагогов – психологов городского методического объединения «Центр» 20 февраля 2013 года, где получил одобрение и заинтересовал педагогов – психологов ценностью практического применения.
2. Опыт работы по проекту презентовался на методическом семинаре «Современные тенденции развития психологической службы образования», организованном 21 февраля 2013 года кафедрой психологии развития и образования Института педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет».
Кроме того, проект был опубликован на сайте Марийского государственного университета (new.marsu.ru). Также была напечатана статья автора «Формирование школьной мотивации у детей подготовительной к школе группы посредством сказкотерапии» в сборнике научных статей «Современные тенденции развития психологии образования: теория и практика» под редакцией Л.В. Лежниной, С.В. Кораблевой, Йошкар – Ола, 2013 г..
3. Предполагается продолжение деятельности автора в рамках проекта, так как результаты реализации показали необходимость проведения специально организованных занятий по формированию школьной мотивации с детьми подготовительной к школе группы.
Мероприятия и сроки реализации проекта
В процессе разработки проекта на протяжении четырех лет автором ежегодно поэтапно планировалась инновационная деятельность, которая представлена ниже в виде поэтапно – творческих планов.
Поэтапно – творческий план инновационной деятельности
педагога – психолога
Бочкаревой О.Н.
на 2011 – 2012 учебный год
1 этап
Тема: «Формирование школьной мотивации у детей подготовительной к школе группы посредством сказкотерапии»
(Подбор сказок для формирования значимых для школьника черт характера: оптимизма, решительности, настойчивости, уверенности, честности, ситуационного лидерства)
Месяцы /участники | Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | Январь | Февраль | Март | Апрель | Май |
Сотрудники | Информирование педагогов о теме самообразования, направлении работы на данный учебный год, цели и задачах планируемой работы | Сбор материала, изучение методической литературы | Сбор материала в интернет – пространстве с целью изучение опыта работы в этом направлении | Представление темы самообразования на заседании педагогов – психологов «Центр» | Оформление собранных сказок в методическое пособие | Включение сказок в структуру психотренингов для детей подготовительной к школе группы | Включение сказок в структуру психотренингов для детей подготовительной к школе группы | Обобщение собранного материала | Анализ проведенной работы на заключительном педсовете |
Родители | Информирование родителей подготовительной группы о включении сказкотерапии как метода в психотренинги общения с детьми | Информирование родителей о промежуточных результатах формирования школьной мотивации методом сказкотерапии (формирование значимых для школьника черт характера) | Выступление с опытом работы по включению сказкотерапии как метода формирования школьной мотивации (сказок на формирование значимых для школьника черт характера), результаты школьной мотивации (в разрезе 3-х лет) | ||||||
Дети | ВКЛЮЧЕНИЕ СКАЗКОТЕРАПИИ КАК МЕТОДА В ПСИХОТРЕНИНГИ ОБЩЕНИЯ СОГЛАСНО ПЕРСПЕКТИВНОМУ ПЛАНИРОВАНИЮ | ||||||||
Вклад в оснащение методического кабинета | Представление поэтапно – творческого плана | Представление отчета о собранном материале |
Поэтапно – творческий план инновационной деятельности
педагога – психолога
Бочкаревой О.Н.
на 2012 – 2013 учебный год
2 этап
Тема: «Формирование школьной мотивации у детей подготовительной к школе группы посредством сказкотерапии»
(Продолжение подбора сказок для формирования значимых для школьника черт характера: оптимизма, решительности, настойчивости, уверенности, честности, ситуационного лидерства)
Месяцы /участники | Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | Январь | Февраль | Март | Апрель | Май |
Сотрудники | Продолжить информировать педагогов о теме самообразования, направлении работы на данный учебный год, цели и задачах планируемой работы Включение сказок в структуру психотренингов для детей подготовительной к школе группы | Продолжить сбор материала, изучение методической литературы | Продолжить сбор материала в интернет – пространстве с целью изучение опыта работы в этом направлении | Представление опыта сбора информации по теме самообразования на заседании педагогов – психологов «Центр» | Продолжить оформление собранных сказок в методическое пособие | Продолжить оформление собранных сказок в методическое пособие | Продолжить оформление собранных сказок в методическое пособие | Обобщение собранного в учебном году материала | Анализ проведенной за учебный год работы по теме самообразования на заключительном педсовете |
Родители | Информирование родителей подготовительной группы о включении сказкотерапии как метода формирования школьной мотивации в психотренинги общения с детьми | Информирование родителей о промежуточных результатах формирования школьной мотивации методом сказкотерапии (формирование значимых для школьника черт характера) | Выступление с опытом работы по включению сказкотерапии как метода формирования школьной мотивации (сказок на формирование значимых для школьника черт характера), результаты школьной мотивации (в разрезе 3-х лет) | ||||||
Дети | ВКЛЮЧЕНИЕ СКАЗКОТЕРАПИИ КАК МЕТОДА В ПСИХОТРЕНИНГИ ОБЩЕНИЯ СОГЛАСНО ПЕРСПЕКТИВНОМУ ПЛАНИРОВАНИЮ | ||||||||
Вклад в оснащение методического кабинета | Представление поэтапно – творческого плана | Представление отчета о собранном материале |
Поэтапно – творческий план инновационной деятельности
педагога – психолога
Бочкаревой О.Н.
на 2013 – 2014 учебный год
3 этап
Тема: «Формирование школьной мотивации у детей подготовительной к школе группы посредством сказкотерапии»
((Подбор сказок для преодоления у детей синдрома «школьной тревожности» перед поступлением в школу, развития школьной компетентности)
Месяцы /участники | Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | Январь | Февраль | Март | Апрель | Май |
Сотрудники | Продолжить информировать педагогов о теме самообразования, направлении работы на данный учебный год, цели и задачах планируемой работы Включение сказок в структуру психотренингов для детей подготовительной к школе группы | Составление конспектов НОД по теме, изучение методической литературы | Продолжить сбор материала в интернет – пространстве с целью изучение опыта работы в этом направлении | Представление подготовленных материалов НОД по теме самообразования на заседании педагогов – психологов «Центр» | Продолжить оформление НОД по теме в методическое пособие | Продолжить оформление НОД по теме в методическое пособие | Продолжить оформление НОД по теме в методическое пособие | Анализ оформленного в учебном году материала | Представление оформленного материала по теме самообразования за текущий учебный год на заключительном педсовете |
Родители | Информирование родителей подготовительной группы о включении сказкотерапии как метода формирования школьной мотивации в психотренинги общения с детьми | Информирование родителей о промежуточных результатах формирования школьной мотивации методом сказкотерапии | Выступление на родительском собрании с опытом работы по включению сказкотерапии как метода формирования школьной мотивации, результаты школьной мотивации (на начало и по окончании учебного года) | ||||||
Дети | ВКЛЮЧЕНИЕ СКАЗКОТЕРАПИИ КАК МЕТОДА В ПСИХОТРЕНИНГИ ОБЩЕНИЯ СОГЛАСНО ПЕРСПЕКТИВНОМУ ПЛАНИРОВАНИЮ | ||||||||
Вклад в оснащение методического кабинета | Представление поэтапно – творческого плана | Представление опыта работы на межрегиональном методическом семинаре МарГУ «Современные тенденции развития психологии образования: теория и практика» | Публикация в сборнике статей МарГУ «Современные тенденции развития психологии образования: теория и практика»Йошкар _ Ола, 2013 г. | Представление отчета об оформлении материала |
Поэтапно – творческий план инновационной деятельности
педагога – психолога
Бочкаревой О.Н.
на 2014 – 2015 учебный год
4 этап
Тема: «Формирование школьной мотивации у детей подготовительной к школе группы посредством сказкотерапии»
(Обобщение материала по теме)
Месяцы /участники | Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | Январь | Февраль | Март | Апрель | Май |
Сотрудники | Информировать педагогов о проведенной работе по теме самообразования, направлении работы на данный учебный год, цели и задачах планируемой работы Включение сказок в структуру психотренингов для детей подготовительной к школе группы | Обобщение материала по теме, информирование старшего воспитателя об успехах в написании проекта. | Обобщение материала по теме, информирование старшего воспитателя об успехах в написании проекта | Представление написанной части проекта по теме самообразования на заседании педагогов – психологов «Центр» | Представление написанной части проекта по теме самообразования на педсовете | Продолжить информирование старшего воспитателя об успехах в написании проекта | Представление оформленного материала по теме самообразования за текущий учебный год на заключительном педсовете | ||
Родители | Информирование родителей подготовительной группы о включении сказкотерапии как метода формирования школьной мотивации в психотренинги общения с детьми | Информирование родителей о промежуточных результатах формирования школьной мотивации методом сказкотерапии | Выступление на родительском собрании с опытом работы по включению сказкотерапии как метода формирования школьной мотивации, результаты школьной мотивации (на начало и по окончании учебного года) | ||||||
Дети | ВКЛЮЧЕНИЕ СКАЗКОТЕРАПИИ КАК МЕТОДА В ПСИХОТРЕНИНГИ ОБЩЕНИЯ СОГЛАСНО ПЕРСПЕКТИВНОМУ ПЛАНИРОВАНИЮ | ||||||||
Вклад в оснащение методического кабинета | Представление поэтапно – творческого плана | Представление отчета об оформлении материала |
№ п/п | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
1. | Изучение психолого-педагогической литературы по данной темеПриложения к проекту Бочкаревой О.Н\Список изученной литературы.docx | 1 этап Сентябрь 2011 – май 2012 уч.г. | Педагог-психолог |
2. | Проведение психологической диагностики готовности детей к школе. Приложения к проекту Бочкаревой О.Н\Психологическая диагностика готовности к школе.docx | 1-4 этапы Сентябрь – октябрь, апрель – май каждого уч. г. | Педагог-психолог |
3. | Подготовка стендовых консультаций в родительском уголке подготовительной группы: - Что такое психологическая готовность к школе; - Почему ребенок не хочет идти в школу; - Как помочь ребенку в первые школьные дни. Приложения к проекту Бочкаревой О.Н\Консультация для родителей Что такое готовность к школе.doc | 1-4 этапы В течение учебного года ежегодно | Педагог-психолог |
4. | Подбор сказок по формированию значимых для школьника черт характера | 1-2 этап Сентябрь 2011 – май 2012 уч.г. | Педагог-психолог |
5. | Подбор сказок для преодоления у детей синдрома «школьной тревожности» перед поступлением в школу, развития школьной компетентности) | 3 этап Сентябрь 2013 – май 2014 уч.г. | Педагог-психолог |
6. | Выступление на «Родительской школе дошкольных наук» с анализом результатов психологической готовности детей к школе (в том числе, мотивационной) Приложения к проекту Бочкаревой О.Н\Презентация родит школа дошк наук 2014 -15 Ручеек и Капелька.ppt | 1-4 этап Ноябрь ежегодно | Педагог-психолог, старший воспитатель |
7. | Включение в структуру психотренингов сказкотерапии для формирования значимых для школьника черт характера: оптимизма, решительности, настойчивости, уверенности, честности, ситуационного лидерстваПриложения к проекту Бочкаревой О.Н\Психотренинги общения перспективные планы Подг. гр..docx Приложения к проекту Бочкаревой О.Н\Фото психотренинга общения.docx | 1-4 этап Сентябрь 2011 г. – по настоящее время | Педагог - психолог |
8. | Проведение КМО педагогов – психологов «Центр» на тему «Формирование школьной мотивации посредством сказкотерапии»Приложения к проекту Бочкаревой О.Н\План проведения КМО для психологов.doc Приложения к проекту Бочкаревой О.Н\Презентация КМО 2013 г..ppt | 3 этап Февраль 2013 г. | Педагог - психолог |
9. | Презентация опыта работы по проекту на методическом семинаре «Современные тенденции развития психологической службы образования» с размещением материала на сайте Марийского государственного университета Приложения к проекту Бочкаревой О.Н\Статья для сайта университета с фото.doc | 21 февраля 2013 г. | Кафедра психологии развития и образования Института педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет» Педагог - психолог |
10. | Публикация статьи автора «Формирование школьной мотивации у детей подготовительной к школе группы посредством сказкотерапии» в сборнике научных статей «Современные тенденции развития психологии образования: теория и практика» под редакцией Л.В. Лежниной, С.В. Кораблевой, Йошкар – Ола, 2013 г.. Приложения к проекту Бочкаревой О.Н\Статья для сборника университета.doc | Ноябрь 2013 г. | Кафедра психологии развития и образования Института педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет» Педагог - психолог |
Анализ реализации проекта
Ежегодный многолетний анализ проводимой автором психологической диагностики готовности детей подготовительной к школе группы до 2011 – 2012 учебного года показал, что уровень мотивационной готовности к школе у детей, особенно на начало учебного года, является недостаточно высоким, что подтверждают приведенные ниже результаты.
Оценка уровня мотивационной готовности к школе проводилась с использованием методик «Деревья» и «Ведущий вид деятельности».
Методика «Деревья» (Модификация Л.М. Блиновой)
Ребёнку предлагается выбрать из 4 деревьев, два – наиболее понравившееся.
Распределение по уровням:
- балл – ниже нормы (выбирает 2 и 3 дерево)
1 балла – норма (выбирает 1 и 2 или 1 и 3 дерево)
2 балла – выше нормы (выбирает 2 и 4 дерево или 3 и 4 дерево)
3 - выше нормы (выбирает 1 и 4 дерево)
Методика «Ведущий вид деятельности»
Ребёнку предлагается 3 картинки: где ребёнок играет, трудится и учится. «Чем бы ты хотел заняться?» И, так 2 раза (итого 3 предъявления).
1 балл - значительно ниже нормы (выбирает 3 картинки с изображением играющих детей)
2 балла - ниже нормы (выбирает 2 картинки с изображением играющих детей и 1 – ребенок трудится или учится в школе)
3 балла – норма (выбирает 3 картинки, где ребенок трудится)
4 балла – выше нормы (выбирает 2 картинки, где ребенок трудится и 1 картинку, где ребенок учится в школе)
5 баллов – значительно выше нормы (выбирает 3 картинки, где ребенок учится в школе)
Общий результат оценивается как средний по итогам 2 методик.
1 балл - значительно ниже
2 балла - ниже нормы
3 балла – норма
4 балла – выше нормы
5 баллов – значительно выше нормы
Результаты психологической диагностики готовности детей подготовительной группы к обучению в школе (мотивационный компонент)
2008 – 2009 учебный год
Результаты психологической диагностики готовности детей подготовительной группы к обучению в школе (мотивационный компонент)
2009 – 2010 учебный год
Результаты психологической диагностики готовности детей подготовительной группы к обучению в школе (мотивационный компонент)
2010 – 2011 учебный год
Анализ полученных результатов позволил утверждать, что даже к окончанию учебного года не все выпускники детского сада имеют высокий уровень мотивационной готовности к школе, что может помешать им в процессе адаптации к школе, сохранить повышенный уровень тревожности, понизить самооценку.
Как было указано ранее, метод сказкотерапии использовался нами в процессе проведения психотренингов общения с детьми всех возрастов как наиболее эффективный для работы с личностью ребенка – дошкольника. Автор предположил, что подобный эффект сказкотерапия должна оказывать и на формирование мотивационного компонента социально – личностной готовности ребенка к школе. Изучение основ сказкотерапии позволило выделить следующие компоненты терапевтической метафоры – сказки, используемой при составлении подборки сказок в рамках проекта:
- метафорический конфликт или появление ситуации, в которой герою становится плохо из – за имеющейся у него проблемы;
- метафорический кризис – наступление невыносимой для героя ситуации, несущей символику смерти;
- поиск и нахождение ресурсов внутри себя – открытие героем в себе новых возможностей, необходимых для разрешения кризиса;
- торжество и праздник – наступление ситуации успеха, признания со стороны окружающих [8, с.62]
Герой сказочной истории не ждет помощи, не просит ее у окружающих. Он находит в себе новые возможности, действует и обязательно побеждает. Таким образом, у детей формируется «механизм самопомощи», то есть стремление в любой трудной ситуации искать силы в себе, верить в успех, стремиться к цели и обязательно ее добиваться.
Поскольку основной формой непосредственно образовательной деятельности, осуществляемой автором с детьми подготовительной группы в детском саду также являются психотренинги общения, явилось логичным включение в структуру психотренингов для детей подготовительной к школе группы элементов сказкотерапии для формирования школьной мотивации.
Нами была разработана следующая структура психотренинга:
- Коммуникативное упражнение «Комплименты».
- Мыслительная деятельность «Поможем Марсиаше» – формирование понятий, связанных со школьной жизнью (учитель, урок, перемена, ручка, пенал, тетрадь и др.). К детям приходит в гости Марсиаша – человечек с планеты Марс, который тоже мечтает стать школьником и просит объяснить непонятное ему слово. После обсуждения дети формулируют требуемое понятие.
3. Игра для развития произвольности «Почта», «Запретное число» и др.
[6, с. 92-104]. Предлагаемые детям игры направлены на умение
принимать и соблюдать правила.
4. Слушание и обсуждение сказки для формирования школьной мотивации
(М.А. Андрианов, О.В. Хухлаева).
5. Мимическая гимнастика для развития экспрессии.
6. Проигрывание эмоций, переживаемых героем сказки.
7. Коммуникативная игра «Лену (Ваню и т.д.) в школу провожаем»
(школьные пожелания) – формирование системы ценностных ориентаций,
связанных со школой.
8. Релаксация.
Авторская подборка сказок состоит из двух частей:
- сказки, направленные на формирование значимых для будущего школьника черт характера: оптимизм, решительность, настойчивость, уверенность, честность, ситуационное лидерство;
- сказки, формирующие школьную компетентность, помогающие осознать важность школьного обучения.
Психотренинги выше указанной структуры для детей подготовительной группы с элементами сказкотерапии проводятся нами в течение учебного года на протяжении семи лет и по настоящее время. По результатам психологической диагностики готовности к школе (мотивационный компонент) в конце учебного года дети показывают снижение уровня тревожности, повышение самооценки, у ребят появляется стремление стать учениками, желание пойти в школу с выбором познавательной мотивации. Подобные личностные новообразования у выпускников детского сада позволяют сделать вывод о том, что сказкотерапия является оптимальным средством для формирования школьной компетентности и мотивации будущих первоклассников.
Результаты психологической диагностики готовности детей подготовительной группы к обучению в школе (мотивационный компонент)
2011 – 2012 учебный год
Результаты психологической диагностики готовности детей подготовительной группы к обучению в школе (мотивационный компонент)
2012 – 2013 учебный год
Результаты психологической диагностики готовности детей подготовительной группы к обучению в школе (мотивационный компонент)
2013 – 2014 учебный год
Результаты психологической диагностики готовности детей подготовительной группы к обучению в школе (мотивационный компонент)
2014 – 2015 учебный год
Сравнительный анализ полученных результатов позволил сделать следующий вывод: уровень мотивационной готовности детей значительно повысился в ходе реализации проекта. Так, в 2008-2010 г.г. по результатам психодиагностики готовности к школе (МОТИВАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ) на конец учебного года часть детей имела низкий уровень и уровень ниже среднего:
Уровни/учебные годы | 2008-2009 | 2009-2010 | 2010-2011 |
Высокий | 8 человек | 11 человек | 7 человек |
Выше среднего | 5 человек | 4 человека | 6 человек |
Средний | 18 человек | 2 человека | 8 человек |
Ниже среднего | 3 человека | 5 человек | 3 человека |
Низкий | 1 человек | 3 человека | 1 человек |
Данные диаграмм с 2011-2012 учебного года показывают, что детей с низким и ниже среднего уровнем мотивационной готовности на конец учебного года не выявлено, тогда как количество детей с высоким и выше среднего уровнем значительно увеличилось. Также необходимо заметить, что в годы, когда не проводилась работа по формированию мотивационного компонента готовности к школе, к концу учебного года большая часть детей показывала средний уровень. А в годы реализации проекта к концу учебного года лишь малая часть группы оставалась на среднем уровне сформированности школьной мотивации.
Уровни/учебные годы | 2011-2012 | 2012-2013 | 2013-2014 | 2014-2015 |
Высокий | 19 | 22 | 21 | 20 |
Выше среднего | 3 | 3 | 3 | 2 |
Средний | 3 | 0 | 1 | 3 |
Ниже среднего | 0 | 0 | 0 | 0 |
Низкий | 0 | 0 | 0 | 0 |
Проведенный анализ количественных результатов подтверждает выдвинутую при подготовке проекта гипотезу о том, что систематическое проведение специально организованных психотренингов общения, с включением в структуру элементов сказкотерапии, способствует повышению уровня мотивационной готовности к школе у детей подготовительной группы, снижению уровня школьной тревожности, формированию значимых для школьника личностных качеств, безболезненной адаптации и успешному обучению в школе.
Тесное многолетнее сотрудничество с Лицеем № 11 им. Т.А. Александровой г. Йошкар – Олы позволило произвести анализ адаптации детей – выпускников нашего ДОУ к школе. Учителями начальной школы было отмечено, что дети хорошо усваивают учебную программу и успешно учатся на «4» и «5»: в 2011 -2012 учебном году – 74,1% , в 2012-2013 учебном году - 73%, в 2013-2014 учебном году - 75,3 %, в 2014-2015 учебном году - отзывы учителей хорошие, но оценки им пока не ставят.
Заключение
Проблема формирования у детей желания стать учениками, занять новую социальную позицию, как составная часть готовности детей к школе, безусловно, продолжает волновать автора. Положительные результаты реализации проекта побуждают к продолжению работы в данном направлении, изучению вопроса включения в психотренинги общения новых современных методов и приемов формирования школьной мотивации у детей подготовительной группы.
Библиография:
1. Абобакирова О.Н. Современные проблемы и инновационные подходы подготовки детей к школе. Молодой ученый. – 2015. -№ 3.
2. Андрианов М.А. Философия для детей. Минск, ИООО Современное слово, 2010.
3. Бабаева Т.И. У школьного порога. М.: Просвещение, 1993.
4. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. М.: Просвещение, 1988.
5. Козина Е.Ф. Сказкотерапия. Специалист.-2014.- № 4.
6. Короткова Л.Д. Сказка – для светлого ума закваска. М. Педагогическое общество России, 2010.
7. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М.: Тривола, 1995.
8. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. М.: Новая школа, 1993.
9. Хухлаева О.В. Маленькие игры в большое счастье. М. Апрель Пресс Экспо – Пресс, 2011.
10. Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. М.: Генезис, 2003.
Интернет – источники:
1. СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК ПЕРСПЕКТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНО-КОРРЕКЦИОННОЙ ...
www.scienceforum.ru/2013/248/3091
2. Диссертация на тему «Социально-культурные условия ...
www.dissercat.com/.../sotsialno-kulturnye-usloviya-nravstvennogo-vospi...
3. ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СКАЗКОТЕРАПИИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ...
www.scienceforum.ru/2015/870/9366
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы по развитию мелкой моторики рук и формированию творческого мышления у детей подготовительной к школе группы посредством пластилинографии
Перспективный план для подготовительной группы по пластилинографии...
педагогический опыт«Развитие мыслительных способностей у детей подготовительной к школе группе посредством логико-математических игр и упражнений».
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более ув...
«Личностно – ориентированный подход в психолого-педагогическом сопровождении индивидуального образовательного маршрута воспитанника подготовительной к школе группы для детей с ЗПР с целью успешной подготовки ребенка к школьному обучению»
В работе представлено проектирование инновации - личностно – ориентированный подход в психолого-педагогическом сопровождении адаптированного индивидуального образовательного маршрута воспитанник...
Комплексно –тематическое планирование организованной изобразительной деятельности (содержание психолого- педагогической работы в средней, старшей и подготовительных к школе групп)
Содержание непосредственно – образовательной деятельности...
Психолого-логопедический практикум для родителей и детей подготовительной к школе группы "На пороге школы"
Целью данного мероприятия является повышение психолого-педагогической компетенции родителей по вопросам речевого и психологического развития детей при подготовки к школе....
Комплексно –тематическое планирование организованной изобразительной деятельности (содержание психолого- педагогической работы в средней, старшей и подготовительных к школе групп)
Комплексно –тематическое планирование организованной изобразительной деятельности....
Конспект коррекционного занятия по развитию мотивации у детей подготовительной к школе группе «Дорога в школу»
Цель: формирование мотивации к обучению в школе у детей подготовительной группы. Задачи:1) повышать мотивационную готовность детей к школе;2) развивать познавательные процессы (внимание, речь, м...