Социально - значимый проект по познавательному развитию для детей подготовительной к школе группы «Мир вокруг нас».
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
Данный долгосрочный проект «Мир вокруг нас» для подготовительной группы детского сада посвящен опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Практическое использование данной разработки позволит сформировать у дошкольников знания об окружающем мире через практические навыки.
В долгосрочном проекте для подготовительной группы ДОУ «Мир вокруг нас» предлагается решение задач познавательного развития дошкольников через организацию в детском саду ряда мероприятий, направленных на изучение природы вокруг нас посредством опытно-экспериментальной деятельности. В работе представлены этапы реализации проекта "Мир вокруг нас".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsialno-znachimyy_proekt_mir_vokrug_nas.docx | 37.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка – детский сад № 5
муниципального образования Усть – Лабинский район
Социально - значимый проект по познавательному развитию для детей подготовительной к школе группы
«Мир вокруг нас».
Автор проекта:
Воспитатель МБДОУ ЦРР № 5
Сухорукова Марина Вячеславовна
г. Усть – Лабинск
2020 - 2021 год
Паспорт проекта
Наименование проекта (тема) | Проект «Мир вокруг нас». Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка – детский сад № 5 муниципального образования Усть – Лабинский район | |
Вид проекта | Социально – значимый, долгосрочный, групповой | |
Длительность проекта | С сентября 2019г. по май 2020 года | |
Разработчик | Воспитатель Сухорукова Марина Вячеславовна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка – детский сад № 5 муниципального образования Усть – Лабинский район | |
Основные исполнители проекта | Педагог, воспитанники ДОУ подготовительная к школе группа, родители воспитанников, посещающих ДОУ. | |
Социальная значимость проекта | Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира. | |
Цель проекта | Расширить знания детей об окружающем мире через опытно-экспериментальную деятельность, воспитывать любознательность, активность, формировать знания о науке, профессиях. | |
Основные задачи проекта | Задачи проекта: Обучающие: -Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.); -Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира; -Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные - для удовлетворения своих потребностей. -Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека; -Дать доступные для восприятия дошкольников сведения целенаправленно отыскивать ответы на вопросы – делать предположения, средства и способы для их проверки, осуществлять эту проверку и делать адекватные выводы. -Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину; Развивающие: -Развивать представления об основных физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение); -Развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга; Воздух - его давление и сила; Почва - состав, влажность, сухость; -Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов; -Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру; -Развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для возможности радоваться сделанному открытию. -Формировать у детей разные способы познания, которые необходимы для решения познавательных задач; Воспитательные: -Воспитывать любознательность, активность. | |
Практическая значимость проекта (ожидаемые результаты реализации) | Дети: -формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; - умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; -умение применять методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов; -желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской деятельности; -рост уровня любознательности, наблюдательности; активизация речи детей, словарный запас ; -желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы. Родители: - активное сотрудничество с родителями способствует становлению партнёрских отношений. Педагоги: - повышение теоретического уровня профессионализма педагогов; - самообразование и самореализация воспитателей. Продукты проектной деятельности Для детей: – Коллективные работы: Знакомство с глобусом, с макетом Земли – глобусом, вулканом, причиной его извержения; водой, солью, воздухом, магнитом, Экспериментирование: «Почему бывает день и ночь», «Как происходит извержение вулкана?», «Какие бывают камни» (цвет, форма, размер, характер поверхности и т.д.), «Плавает - тонет», «Волшебные свойства соли», «Свойства воды» (бесцветная, прозрачная, без запаха и вкуса и т. д.), «Лед – это вода», «Можно ли носить воду в решете», «Айсберг у нас в группе», «Тонет - не тонет», «Что в пакете?», «Надувание мыльных пузырей», «Морской бой», «Загадочные пузырьки», «Пузырьки-спасатели», «Взаимодействие двух магнитов», «Сила магнитов», «Магниты действуют на расстоянии», «Как достать скрепку из воды, не намочив рук», «Статическое электричество», «Танцующая фольга», «Ожившие волосы». Дидактические игры: «Живая и неживая природа», «Земля – наш общий дом», «Явления природы», «Назови лишнее», «Что для чего», «Найди свой камешек», «Определи на ощупь», «Узнай на вкус», «Где живет вода», «Да – нет», «Воздух, земля, вода», «Ходят капельки по кругу», «Воздух, земля, вода», «Свойства воздуха», «Магнит», «Рыболов», «Сколько лампочек в квартире?», «Выбери лишнюю картинку», «Для чего это нужно», «Хорошо - плохо». Моделирование: «Круговорот воды в природе». Викторина «Все обо всём». Для воспитателей:
Для родителей 1.Анкетирование «Экспериментируем вместе с ребёнком». 2.Советы родителям: «Всё обо всём» – увлекательная, познавательная и уникальная по своему содержанию энциклопедия, в которой можно найти ответы практически на любые вопросы. 3.Консультация «Волшебные превращения камней. Идеи для творчества». 4.Памятка для родителей «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию». 5.Консультация «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников». 6.Советы родителям «Игра детей – дело взрослых». Опыты и эксперименты с воздухом и водой. 7.Консультация для родителей «Увлекательные эксперименты с магнитами». 8.Консультация для родителей «Электричество полезно, но опасно». 9.Советы для родителей дошкольников «Исследуйте, экспериментируйте, развивайте!» | |
Основные принципы проекта | Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие». Занимаясь построением зоны сенсорного воспитания, я руководствовались принципами: ∙ Содержательной насыщенности (разнообразие средств обучения и воспитания, соответствующих возрастным возможностям детей и содержанию программы); ∙ Трансформируемости (возможность изменений предметно – пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, меняющихся интересов и возможностей детей); ∙ Доступности (свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности); ∙ Вариативности (наличие в группе различных пространств: для игры, конструирования, уединения, а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей); ∙ Безопасности (соответствие всех элементов среды требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования). | |
Нормативно – правовая база проекта | Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 – ФЗ. Основная образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения центр развития ребёнка – детский сад № 5 муниципального образования Усть – Лабинский район. | |
Обеспечение проекта: материально - техническое | Подбор наглядного материала: альбомы со схемами опытов, картотека опытов, проектор, экран, ноутбук, презентации. Подготовка материала для уголка по экспериментированию: наборы индивидуальные: трубочки-соломинки, воронки, лупы, пробирки, одноразовые стаканы, микроскоп, шапочки, маски, фартуки (по количеству детей), оборудование для занятий. | |
Формы работы проекта | Непосредственно образовательная деятельность, беседы, целевые прогулки, рассматривание картин, чтение художественной литературы, сюжетно – ролевые игры, подвижные игры | |
Механизм реализации проекта | 1 Этап |
Диагностика. «Наша Земля. Знакомство с глобусом». Цель: расширять знания детей об окружающем мире, жизни на Земле, о растениях и животных, живой и неживой природе, водных ресурсах (океаны, реки, моря, озёра). Познакомить с макетом Земли – глобусом. Экспериментирование: «Почему бывает день и ночь». Дидактические игры: «Живая и неживая природа», «Земля – наш общий дом». «Вулканы». Цель: познакомить детей с природным явлением – вулканом, причиной его извержения; развивать активность, инициативность и самостоятельность в познавательной деятельности. Экспериментирование: «Как происходит извержение вулкана?» Дидактические игры: «Явления природы», «Назови лишнее». «Удивительные камни». Цель: формировать представление о камнях, как части неживой природы, об их роли в жизни человека. Развивать эмоциональную отзывчивость, любознательность, интерес к разнообразным природным ресурсам, воспитывать экологическую культуру дошкольников. Экспериментирование: «Какие бывают камни» (цвет, форма, размер, характер поверхности и т.д.), «Плавает - тонет». Дидактические игры: «Что для чего», «Найди свой камешек». |
2 Этап | «Эта удивительная соль». Цель: формирование у детей представлений о соли как необычном для человека продукте; вызвать интерес к исследованию полезного ископаемого; стимулировать познавательную активность детей, создавая условия для исследовательской деятельности. Дидактические игры: «Определи на ощупь», «Волшебница вода». Цель: продолжать знакомить детей с самым важным компонентом природы – водой, без которой невозможна жизнь на планете Земля. Расширять представления о роли воды в жизни растений, животных, человека и ее влиянии на здоровье. Формировать представления о свойствах и состояниях воды. Формировать осознанное, бережное отношение к воде как важному природному ресурсу, закладывать основы экологической культуры личности. Экспериментирование: «Свойства воды» (бесцветная, прозрачная, без запаха и вкуса и т. д.), «Лед – это вода», «Можно ли носить воду в решете», «Айсберг у нас в группе», «Тонет - не тонет». Моделирование: «Круговорот воды в природе». Дидактические игры: «Где живет вода», «Да – нет», «Воздух, земля, вода», «Ходят капельки по кругу». «Узнай на вкус». Цель: дать детям понятие о том, что такое воздух, познакомить с его свойствами; способствовать формированию у детей познавательного интереса, развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность. Экспериментирование: «Что в пакете?», «Надувание мыльных пузырей», «Морской бой», «Загадочные пузырьки», «Пузырьки-спасатели». Дидактические игры: «Воздух, земля, вода», «Свойства воздуха». «Загадочный магнит». Цель: расширять представления о магните и его свойствах (притягивает предметы из металла); развивать у детей познавательную активность, любознательность, мыслительную деятельность. Экспериментирование: «Взаимодействие двух магнитов», «Сила магнитов», «Магниты действуют на расстоянии», «Как достать скрепку из воды, не намочив рук». Дидактические игры: «Магнит», «Рыболов». «Волшебное электричество». Цель: познакомить детей с электричеством, историей его открытия, а также с причиной проявления статического электричества. Закрепить правила безопасного поведения в обращении с электроприборами в быту. Экспериментирование: «Статическое электричество», «Танцующая фольга», «Ожившие волосы». Использование электронного конструктора «Знаток». Дидактические игры: «Сколько лампочек в квартире?», «Выбери лишнюю картинку», «Для чего это нужно», «Хорошо - плохо». | |
3Этап | Викторина «Все обо всём». Цель:способствовать закреплению полученных знаний и умений; развивать познавательную активность;стимулировать к самостоятельному поиску необходимой информации, решению проблемных ситуаций. Диагностика. |
Тип, вид проекта:
Творческо-познавательный.
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Актуальность:
Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
Данный долгосрочный проект «Мир вокруг нас» для подготовительной группы детского сада посвящен опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Практическое использование данной разработки позволит сформировать у дошкольников знания об окружающем мире через практические навыки.
В долгосрочном проекте для подготовительной группы ДОУ «Мир вокруг нас» предлагается решение задач познавательного развития дошкольников через организацию в детском саду ряда мероприятий, направленных на изучение природы вокруг нас посредством опытно-экспериментальной деятельности. В работе представлены этапы реализации проекта "Мир вокруг нас".
Цели проекта:
Расширить знания детей об окружающем мире через опытно-экспериментальную деятельность, воспитывать любознательность, активность, формировать знания о науке, профессиях.
Планируемый результат:
Высокий уровень знаний детьми об окружающем мире.
Формирование у детей предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы. Умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно. Умение применять методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов.
Желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской деятельности. Рост уровня любознательности, наблюдательности. Активизация речи детей, словарный запас пополнить многими понятиями. Желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.
Ресурсное обеспечение:
- План работы по проекту;
- Картотека дидактических и подвижных игр;
- Беседы и конспекты занятий;
- Опыты, эксперименты;
- Подборка познавательной литературы;
- Иллюстрации для рассматривания и обсуждения
Модель реализации проекта:
- Занятия;
- Эксперименты;
- Беседы;
- Наблюдение и труд;
- Работа в лаборатории.
Сотрудничество с родителями:
1.Анкетирование родителей.
2.Родительское собрание.
3.Консультации для родителей.
Методическое сопровождение:
1.Наглядный материал.
2.Картотека подвижных и дидактических игр.
3.Конспекты занятий, бесед.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» для детей подготовительной к школе группы «Путешествие в зимний лес».
Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» для детей подготовительной к школе группы «Путешествие в зимний лес»....
Конспект ООД по познавательному развитию для детей подготовительной к школе группы "День рождение многоножки"
Конспект организационно образовательной деятельности разработан с использованием технологии "Ситуация"....
Методическая разработка НОД по познавательному развитию для детей подготовительной к школе группы
"Космическое путешествие"...
Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» для детей подготовительной к школе группы «Путешествие в зимний лес»
Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» для детей подготовительной к школе группы «Путешествие в зимний лес»...
Проект по познавательному развитию (экологический) для подготовительной к школе группы.
Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. В современных условиях, когда сфера воспи...
Конспект занятия на тему: «Детям об олимпийских играх» Образовательная область «Познавательное развитие» для детей подготовительной к школе группы
практический материал...
Проект по познавательному развитию для детей подготовительной к школе группы "Города-герои Великой Отечественной войны"
Одной из самых актуальных задач нашего времени является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Патриотизм - сложное человеческое чувство, которое включает в себя любовь к родным и близким ...