Программа непосредственно образовательной деятельности по воспитанию читательского интереса у детей подготовительной к школе группе наглядными средствами
рабочая программа по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Представленная программа направлена на повышение читательского интереса на основе наглядных средств. В ней представлен полный перечень книжных иллюстраций для работы с детьми и методы работы с ними. Она представляет несомненный интерес для специалистов, работающих с детьми дошкольного возраста, прошла апробацию и может быть рекомендована для использования в массовой практике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.doc | 150.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Детские книги пишутся для воспитания,
А воспитание – великое дело,
Им решается участь человека.
В.Г. Белинский
1. Пояснительная записка «Вместе с книгой мы растём»
Программа непосредственно образовательной деятельности по воспитанию читательского интереса у дошкольников подготовительной к школе группы наглядными средствами составлена в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы.
Невозможно переоценить ту огромную роль, которую играет книга в духовном развитии человека. Особенно велико ее значение в период интенсивного становления личности – в детские годы. Книга, прочитанная в детстве, нередко оставляет неизгладимый след в душе, запоминается на всю жизнь. Работая над проблемой изучения читательских интересов старших дошкольников на протяжении ряда лет, я пришла к выводу, что необходимо выработать привычку к книге еще до того, как ребенок научится читать. Это послужит надежной гарантией приобретения необходимых знаний в будущем.
Непосредственно образовательная деятельность по воспитанию читательского интереса проводится один раз в неделю, длительностью 25-30 минут в соответствии с СанПиН 2.4.1. 2660-10 (с изменениями) и осуществляется через реализацию образовательной области «Коммуникация».
Работа по воспитанию читательского интереса проводится в системе, охватывающей все её стороны (познание, речь, словарь).
Программа «Вместе с книгой мы растём» общим объёмом 16 часов изучается в течение года. Занятия можно проводить не в предложенном порядке, а произвольно.
Актуальность:
В начале 21 века проблема воспитания читательского интереса у дошкольников остаётся актуальной. Рассматривая актуальность данной проблемы в социальном аспекте, нужно отметить, что сегодня уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книгам другие источники информации: телевидение, компьютер. А как результат этого, школьники не любят, не хотят читать. «Жить сегодня интереснее, чем читать», - говорят они и активно живут в «другой цивилизации», где источников знаний много. Книга только один из них. Но не следует забывать: очень важный! Приобщая детей к книгам, мы воспитываем личность, развиваем нравственные и эстетические качества, формируем грамотную речь.
В научном аспекте, эта тема была актуальна ещё в прошлом веке. Проблемой воспитания читательского интереса у дошкольников в педагогике и психологии занимались такие выдающиеся деятели педагогического труда, как В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский, Е.И. Тихеева и многие другие. Например, В. А. Сухомлинский в своих работах изучал у воспитанника интерес к предмету или явлению через чувство удивления и изумления. К.Д. Ушинский описывал важность воздействия книг на нравственное воспитание личности. Советский педагог Тихеева Е.И. отмечала неисчерпаемое богатство русского языка при чтении детям детской литературы.
В практическом аспекте актуальность исследования выражается в том, что, несмотря на то, что в теории проблема воспитания читательского интереса у дошкольников изучается различными учёными, в работе детских садов педагоги-воспитатели не всегда владеют полной технологией воспитания интереса к книгам. Чаще всего воспитатели недооценивают важность именно наглядных средств в воспитании читательского интереса у дошкольников, что формирует равнодушного слушателя или читателя. А ведь без любви к книге невозможно воспитать гармонично развитую личность. Поэтому проблема воспитания читательского интереса у дошкольников остаётся актуальной «и по сей день».
Цель:
С помощью наглядных средств приобщить дошкольников к чтению художественной литературы.
Задачи:
- развитие потребности в овладении навыками чтения и слушания читаемых рассказов взрослыми;
- повышение познавательного интереса;
- совершенствование речи;
- обогащение словарного запаса детей.
Методы работы:
- внезапная демонстрация сказочного объекта или иллюстрации для рассматривания (вызов эмоциональной реакции и желание познакомиться с данным произведением);
- разыгрывание кукольной драматизации или инсценировки;
- новое оформление книжного уголка;
- посещение книжного магазина или библиотеки;
- просмотр презентации или диафильма;
- создание книжек-самоделок или макетов сказок;
- проведение дидактических игр по разным произведениям дошкольной литературы.
Принципы:
- принцип системности – использование в непосредственно образовательной деятельности разнообразных средств воспитания читательского интереса у дошкольников;
- принцип учёта возрастных, индивидуальных и личностных особенностей;
- принцип доступности – содержание и способы взаимодействия понятны и посильны для детей;
- принцип наглядности – подразумевает использование различных наглядных средств воспитания читательского интереса у дошкольников.
Ожидаемые результаты:
- у детей появится потребность в овладении навыками чтения и слушания читаемых рассказов взрослыми;
- повысится познавательный интерес;
- совершенствуется речь;
- обогатится словарный запас.
2. Содержание программы непосредственно-образовательной деятельности по воспитанию читательского интереса у дошкольников подготовительной к школе группы:
Тематическое планирование. Таблица № 1
№ п/п | Название произведения | Задачи | Методы и приёмы | Художник-иллюстратор |
1. | В. Катаев «Цветик-семицветик» | - развитие интереса к чтению через наглядные средства (иллюстрации книги, макет цветка-семицветика); - повышение уровня познания в процессе знакомства с произведением; - совершенствование речи и обогащение словаря детей при пересказе и ответе на вопросы. | демонстрация иллюстраций и макета «цветка-семицветика» | В. Трубкович |
2. | Ш. Перро «Мальчик с пальчик» (пер. с фран. Н. Шерешевской) | - развитие интереса к чтению через наглядные средства (иллюстрации диафильма, внезапная демонстрация сказочного персонажа – маленького человечка с платочком, в который его завернул купец); - повышение уровня познания в процессе знакомства с произведением; - совершенствование речи и обогащение словаря детей при пересказе и ответе на вопросы. | просмотр диафильма | А. Савченко |
3. | «Белая уточка» в обработке А. Афанасьева | - развитие интереса к чтению через наглядные средства (иллюстрации книги); - повышение уровня познания в процессе знакомства с произведением; - совершенствование речи и обогащение словаря детей при пересказе и ответе на вопросы. | демонстрация иллюстраций | Т. Шеварёва |
4. | О. Пройслер «Маленькая Баба-Яга» (пер. с нем. Ю. Коринца) (1 часть) | - развитие интереса к чтению через наглядные средства (иллюстрации слайдов диафильма, фигурка быка); - повышение уровня познания в процессе знакомства с произведением; - совершенствование речи и обогащение словаря детей при пересказе и ответе на вопросы. | просмотр диафильма и демонстрация фигурки быка | А.Савченко, Б. Степанцев |
5. | А. Линдгрен «Принцесса, которая не хотела играть в куклы» пер. со швед. Е. Соловьёвой | - развитие интереса к чтению через наглядные средства (иллюстрации); - повышение уровня познания в процессе знакомства с произведением; - совершенствование речи и обогащение словаря детей при пересказе и ответе на вопросы. | демонстрация иллюстраций | О. Ионайтис |
6. | Р. Качанов, Э.Успенский «Старуха Шапокляк» | - развитие интереса к чтению через наглядные средства (иллюстрации слайдов диафильма, демонстрация сказочных предметов – торт, билеты на поезд, гармошка Гены); - повышение уровня познания в процессе знакомства с произведением; - совершенствование речи и обогащение словаря детей при пересказе и ответе на вопросы. | просмотр диафильма, демонстрация сказочных предметов (торт, билеты, гармошка) | А.Савченко, Б. Степанцев |
7. | А. Пушкин «У Лукоморья дуб зелёный» | - развитие интереса к чтению через наглядные средства (иллюстрации книги, демонстрация сказочных предметов – цепь, кот, избушка); - повышение уровня познания в процессе знакомства с произведением; - совершенствование речи и обогащение словаря детей при пересказе и ответе на вопросы. | демонстрация иллюстраций, демонстрация сказочных предметов – цепь, кот, избушка | С. Богачёв, И. Зуев |
8. | А. Толстой «Приключения Буратино» (2 части) | - развитие интереса к чтению через наглядные средства (иллюстрации слайдов диафильма, демонстрация сказочных предметов – ключик, азбука, кукла «Буратино»); - повышение уровня познания в процессе знакомства с произведением; - совершенствование речи и обогащение словаря детей при пересказе и ответе на вопросы. | просмотр диафильма, демонстрация сказочных предметов – ключик, азбука, кукла «Буратино» | К. Сапегин |
9. | И. Суриков «Детство» | - развитие интереса к чтению стихотворения через наглядные средства (иллюстрации книги); - повышение уровня познания в процессе знакомства с произведением; - совершенствование речи и обогащение словаря детей при пересказе и ответе на вопросы. | демонстрация иллюстраций | С. Богачёв, И. Зуев |
10. | «Сказка о морском царе и Настасье Премудрой» (пересказ А. Любарской) | - развитие интереса к чтению через наглядные средства (иллюстрации слайдов диафильма); - повышение уровня познания в процессе знакомства с произведением; - совершенствование речи и обогащение словаря детей при пересказе и ответе на вопросы. | просмотр диафильма | И.Большакова |
11. | «Беляночка и Розочка», пер. с франц., обработка Е. Неволиной | - развитие интереса к чтению через наглядные средства (иллюстрации книги, демонстрация сказочных героев – двух кукол); - повышение уровня познания в процессе знакомства с произведением; - совершенствование речи и обогащение словаря детей при пересказе и ответе на вопросы. | демонстрация иллюстраций, сказочных героев | К. Бускэ |
12. | Русская народная сказка «По щучьему велению» | - развитие интереса к чтению через наглядные средства (иллюстрации книги, демонстрация сказочного героя – щуки); - повышение уровня познания в процессе знакомства с произведением; - совершенствование речи и обогащение словаря детей при пересказе и ответе на вопросы. | демонстрация иллюстраций, сказочного предмета (щуки) | В. Дугин |
13. | Русская народная сказка «Волшебное кольцо» | - развитие интереса к чтению через наглядные средства (иллюстрации книги, демонстрация сказочного предмета – кольца); - повышение уровня познания в процессе знакомства с произведением; - совершенствование речи и обогащение словаря детей при пересказе и ответе на вопросы. | демонстрация иллюстраций, сказочного предмета | В. Чайчук, А. Ткачук |
14. | Ш. Перро «Кот в сапогах» | - развитие интереса к чтению через наглядные средства (иллюстрации книги, демонстрация сказочных героев – кот в сапогах); - повышение уровня познания в процессе знакомства с произведением; - совершенствование речи и обогащение словаря детей при пересказе и ответе на вопросы. | демонстрация иллюстраций, сказочных героев (кот в сапогах) | Е. Белозерцевой |
15. | Х.К. Андерсен «Дюймовочка» | - развитие интереса к чтению через наглядные средства (иллюстрации книги, демонстрация сказочных предметов – цветка, девочки, лягушки); - повышение уровня познания в процессе знакомства с произведением; - совершенствование речи и обогащение словаря детей при пересказе и ответе на вопросы. | демонстрация иллюстраций, сказочных предметов (цветка, девочки, лягушки) | Л. Якшис |
16. | Х.К. Андерсен «Снежная королева» | - развитие интереса к чтению через наглядные средства (иллюстрации книги, демонстрация сказочных предметов –снежная королева, снег); - повышение уровня познания в процессе знакомства с произведением; - совершенствование речи и обогащение словаря детей при пересказе и ответе на вопросы. | демонстрация иллюстраций, сказочных предметов –снежная королева, снег | Л. Якшис |
17. | Х.К. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик» | - развитие интереса к чтению через наглядные средства (иллюстрации книги, демонстрация сказочных предметов –железный солдатик, танцовщица); - повышение уровня познания в процессе знакомства с произведением; - совершенствование речи и обогащение словаря детей при пересказе и ответе на вопросы. | демонстрация иллюстраций, сказочных предметов –железный солдатик, танцовщица | И. Боброва, В. Смирнов, В. Коркин |
18. | С. Чёрный «На коньках» | - развитие интереса к чтению поэзии через наглядные средства (иллюстрации книги, демонстрация сказочного предмета –коньки); - повышение уровня познания в процессе знакомства с произведением; - совершенствование речи и обогащение словаря детей при пересказе и ответе на вопросы. | демонстрация иллюстраций, сказочных предметов –коньки | С. Богачёв, И. Зуев |
19. | Н. Носов «Заплатка» | - развитие интереса к чтению через наглядные средства (иллюстрации книги, демонстрация сказочных предметов –штанов, заплатки, игольницы, иголки, нитки); - повышение уровня познания в процессе знакомства с произведением; - совершенствование речи и обогащение словаря детей при пересказе и ответе на вопросы. | демонстрация иллюстраций, сказочных предметов –штанов, заплатки, игольницы, иголки, нитки | В. Васильева |
20. | С. Аксаков «Аленький цветочек» | - развитие интереса к разыгрыванию кукольной драматизации; - повышение уровня познания в процессе знакомства с произведением; - совершенствование речи и обогащение словаря детей при ответе на вопросы. | разыгрывание кукольной драматизации | – |
21. | Н. Носов «Огурцы» | - развитие интереса к чтению через наглядные средства (иллюстрации книги, демонстрация сказочных предметов –огурцов, свистка); - повышение уровня познания в процессе знакомства с произведением; - совершенствование речи и обогащение словаря детей при пересказе и ответе на вопросы. | демонстрация иллюстраций, сказочных предметов –огурцов, свистка | Г. Вальк |
22. | Н. Носов «Фантазёры» | - развитие интереса к чтению через наглядные средства (иллюстрации книги); - повышение уровня познания в процессе знакомства с произведением; - совершенствование речи и обогащение словаря детей при пересказе и ответе на вопросы. | демонстрация иллюстраций | И. Семёнова |
23. | Н. Носов «Живая шляпа» | - развитие интереса к чтению через наглядные средства (иллюстрации книги, демонстрация сказочных предметов –шляпы, кошки); - повышение уровня познания в процессе знакомства с произведением; - совершенствование речи и обогащение словаря детей при пересказе и ответе на вопросы. | демонстрация иллюстраций, сказочных предметов –шляпы, кошки | И. Семёнова |
24. | Китайская народная сказка «Жёлтый аист» | - развитие интереса к разыгрывание кукольной драматизации; - повышение уровня познания в процессе знакомства с произведением; - совершенствование речи и обогащение словаря детей при пересказе и ответе на вопросы. | разыгрывание кукольной драматизации | – |
25. | М. Пришвин «Лисичкин хлеб» | - развитие интереса к чтению через наглядные средства (иллюстрации книги, демонстрация сказочного предмета –«краюшки чёрного хлеба»); - повышение уровня познания в процессе знакомства с произведением; - совершенствование речи и обогащение словаря детей при пересказе и ответе на вопросы. | демонстрация сказочного объекта «краюшки чёрного хлеба» | – |
26. | Русская народная сказка «Марья Моревна» | - развитие интереса к чтению через наглядные средства (иллюстрации книги); - повышение уровня познания в процессе знакомства с произведением; - совершенствование речи и обогащение словаря детей при пересказе и ответе на вопросы. | демонстрация иллюстраций | И. Соковнина |
27. | Д. Хармс «Иван Иваныч Самовар» | - развитие интереса к чтению поэзии через наглядные средства (иллюстрации книги, демонстрация сказочного предмета – самовара); - повышение уровня познания в процессе знакомства с произведением; - совершенствование речи и обогащение словаря детей при пересказе и ответе на вопросы. | демонстрация иллюстраций, сказочного предмета – самовара | М. Рудаченко |
28. | С. Маршак «Сегодня, завтра или вчера» | - развитие интереса к чтению через наглядные средства (иллюстрации книги); - повышение уровня познания в процессе знакомства с произведением; - совершенствование речи и обогащение словаря детей при пересказе и ответе на вопросы. | демонстрация иллюстраций | А. Асеев |
29. | Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк» | - развитие интереса к чтению через наглядные средства (иллюстрации книги, демонстрация сказочного героя – серого волка); - повышение уровня познания в процессе знакомства с произведением; - совершенствование речи и обогащение словаря детей при пересказе и ответе на вопросы. | демонстрация иллюстраций, сказочного героя (серого волка) | Т. Иваницкая |
30. | Русская народная сказка «Финист – ясный сокол» | - развитие интереса к чтению через наглядные средства (иллюстрации книги); - повышение уровня познания в процессе знакомства с произведением; - совершенствование речи и обогащение словаря детей при пересказе и ответе на вопросы. | демонстрация иллюстраций | М. Ордынская |
31. | Ершов П.П. «Конёк-горбунок» | - развитие интереса к чтению через наглядные средства (иллюстрации книги, демонстрация сказочного предмета – пера); - повышение уровня познания в процессе знакомства с произведением; - совершенствование речи и обогащение словаря детей при пересказе и ответе на вопросы. | демонстрация иллюстраций, сказочного предмета (пера); | В.А.Милашевского |
32. | А. Линдгрен «Карлсон, который живёт на крыше, опять прилетел» | - развитие интереса к чтению через наглядные средства (иллюстрации книги); - повышение уровня познания в процессе знакомства с произведением; - совершенствование речи и обогащение словаря детей при пересказе и ответе на вопросы. | демонстрация иллюстраций | А. Савченко |
Представленная программа отвечает, прежде всего, мотивационно-ценностному и когнитивному элементам воспитания читательского интереса у дошкольников. Использованные в программе наглядные средства заинтересовывают детей, а в результате знакомства с интересными произведениями, пополняют «копилку» их знаний.
Кроме этого в практике дошкольного учреждения в свободное время дети должны создавать книжки-самоделки и макеты по уже знакомым произведениям художественной литературы, должны проводиться дидактические игры и инсценировки по разным произведениям дошкольной литературы, посещаться книжные магазины и библиотеки. Еженедельно должна происходить смена темы уголка книги и размещение новых произведений. В результате в данной программе реализуется последний – практический компонент воспитания читательского интереса у дошкольников.
3. Мониторинг
Для выявления устойчивого интереса к чтению, а именно определения уровня сформированности мотивационно-ценностного компонента используется педагогическая беседа.
Данная методика позволяет выявить индивидуальные представления испытуемых о себе и о качествах человека, который много читает разной литературы.
Предлагаемая методика включает в себя беседу с испытуемым о характеристиках человека, который любит чтение.
В начале и в конце учебного года дети отвечают на пять стандартных вопросов:
- Ты любишь слушать или читать книги?
- Как ты думаешь для чего человек читает?
- Представь себе и опиши человека, который не любит читать? Какой это человек?
- Представь себе и опиши человека, который любит чтение? Какой это человек?
- Что ты можешь рассказать о себе? Какой ты сам?
Оценка выполнения задания:
1. За положительный ответ в первом вопросе испытуемый получает 3 балла. За отрицательный ответ – 1 балл. За ответ «не знаю», «иногда» - 2 балла.
2. За правильный ответ на все остальные вопросы ребёнок получает 3 балла. Правильными считаются ответы, соответствующие поставленному вопросу и достаточно полные, например: «Человек читает для того, чтобы много знать, чтобы быть общительным, интересным и так далее». Ребёнок может получить 2 балла за правильные, но неполные ответы на вопрос. Ошибочными считаются ответы: «Человек, который много читает, красивый», «Человек, который не читает, умный» (1 балл).
3. К контрольным относятся вопросы: 1 и 5, 2 и 4. Ответы на которые должны соответствовать друг другу.
Общая оценка результатов. Итоговый балл вычисляется суммированием всех баллов, полученных ребёнком по всем вопросам. «Замотивированными чтением» считаются дети, получившие в сумме 11-15 баллов, средний уровень мотивации определяется 8-10 баллами, отсутствие мотивации можно считать у детей, получивших 5-7 баллов.
Рассмотрим методику, с помощью которой оценивается уровень познания или сформированности когнитивного компонента воспитания читательского интереса.
В начале и в конце учебного года дети выполняют следующие задания, отвечая на вопросы:
1. Назови литературные жанры (от 3 до 4).
2. Назови любимых писателей (3).
3. Расскажи 2-3 стихотворения.
4. Загадай 2-3 загадки.
5. Назови 2-3 иллюстратора.
Параметры оценки для данного возраста:
3 балла – ребёнок не может выполнить предложенное задание, помощь взрослого не принимает;
4 балла – ребёнок выполняет предложенное задание с помощью взрослого;
5 баллов – ребёнок выполняет предложенное задание самостоятельно.
Выводы об уровне развития:
5 баллов – высокий;
4 балла – средний;
3 балла – низкий.
Весь диагностический материал можно представить в виде таблицы, которую легко заполнить воспитателю детского сада (Таблица № 2).
Заполненные таблицы позволяют сделать качественный и количественный анализ развития конкретного ребёнка и определить общегрупповую тенденцию развития детей 6-7 лет.
Для изучения развития речи и обогащения словаря детей используется методика составленная на основе «Методики выявления уровня речевого развития» О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной.
Уровень речевого развития дошкольников должен выявляться в начале и в конце учебного плана. Обследование проводится индивидуально с каждым ребёнком. Задания предлагаются с наглядными средствами (предметы, картинки, игрушки).
Вопросы идут в логической последовательности. 3 балла ставится за точный и правильный ответ, данным ребёнком самостоятельно; 2 балла получает ребёнок, допустивший незначительную неточность, отвечающий по наводящим вопросам и уточнениям взрослого; 1балл ставится ребёнку, если он не соотносит ответ с вопросом взрослого. В конце проверки производится подсчёт баллов. Если большинство ответов получило оценку 3 балла – это высокий уровень; если больше половины оценок 2 балла – это средний уровень; если больше половины оценок 1балл – это низкий уровень.
Для оценки словаря и грамматики детей применяется следующая серия заданий:
1. Ты уже знаешь много слов. Что означает слово автобус, тарелка, обувь?
1) Ребенок правильно объясняет значение слов: (это транспорт, это посуда, ее надевают на ноги);
2) называет отдельные признаки, действия;
3) называет 1 – 2 слова.
2. Что бывает глубоким? мелким? высоким? низким? лёгким? тяжелым?
1) Выполняет все задания, называет 1 – 2 слова к прилагательному (глубокая яма, глубокое море);
2) подбирает слова к 2 – 3 прилагательным;
3) подбирает слово только к одному прилагательному (высокий забор).
3. Что называют словом игла? Какие иглы ты знаешь?
1) Называет несколько значений этого слова (иглы у ежа, у сосны, швейную и медицинскую иглу);
2) правильно подбирает два слова;
3) называет одно слово.
4. Какая у ежа игла? Про что мы говорим: острый, острая, острые?
1) Ребенок называет несколько предметов (острый нож, острая пила, острые ножницы);
2) правильно подбирает два слова;
3) называет одно слово.
5. Придумай предложение со словом игла.
1) Составляет сложное предложение (Игла нужна, чтобы шить);
2) составляет простое предложение (Иглой делают укол);
3) называет только одно слово .
6. Подбери слова, близкие по смыслу: «Бельчонок погулял по лесу. Вернулся домой радостный …(оживленный, довольный)»
«Он не просто шел, а…(мчался, несся, летел)»
1) Ребенок правильно подбирает слова, близкие по смыслу (синонимы);
2) называет 2 – 3 слова;
3) подбирает только одно слово.
7. Подбери слова, противоположные по смыслу: «Другой Бельчонок, которого обидели вернулся домой…(грустный ,печальный, обиженный). Обиженный Бельчонок не прыгал, не бежал, а….(плелся, тащился, брел)»
1) Правильно подбирает слова, противоположные по смыслу (антонимы);
2) называет 2 – 3 слова;
3) подбирает только одно слово.
8. Ответь полным предложением: «Что сделал бы богатырь, если бы он встретил Змея Горыныча?» (стал бы с ним сражаться, спас бы кого-нибудь).
1) Правильно называет все слова в сослагательном наклонении;
2) подбирает два слова;
3) называет только одно слово.
9. Попроси Петрушку попрыгать, спрятаться, потанцевать
1) Правильно называет слова в повелительном наклонении;
2) подбирает два слова;
3) называет одно слово.
10. Скажи, кто детёныш у зайца (лисы, волка, медведя, ежа)? Детёныши? У зайца (лисы, волка, медведя, ежа) много…?
1) Ребенок называет всех детенышей в правильной грамматической форме (зайчонок, зайчата, много зайчат);
2) называет правильно только одну форму;
3) не выполняет задания.
11. Дети из другого сада сказали так: «Папа иди шёпотом», «Мамочка, я тебя громко люблю», «Я ботинки на изнанку надел» можно так говорить? А как сказать правильно?
1) Ребенок правильно исправляет все предложения;
2) правильно исправляет два предложения;
3) повторяет предложения без изменения.
Для оценки связной речи детей применяется следующая серия картинок:
1. Воспитатель предлагает ребенку описать ежа (по картинке).
1) Ребенок составляет описание, в котором присутствуют три структурные части: начало, середина, конец. (Это ежик. Он коричневый, колючий. На спине у ежика острые иголки. Они нужны ему, чтобы накалывать грибы и ягоды. Ежик заботится о своих ежатах.);
2) рассказывает, опуская начало или конец;
3) перечисляет отдельные качества.
2. Воспитатель предлагает серию из 4 картинок, объединенных сюжетом, предлагает ребенку разложить их в последовательности и составить рассказ.
1) Ребенок раскладывает картинки в правильной последовательности, составляет связный рассказ;
2) рассказывает с помощью взрослого;
3) перечисляет нарисованное на картинках.
3. Воспитатель предлагает ребенку составить рассказ (сказку) на самостоятельно выбранную тему.
1) Ребенок придумывает рассказ (сказку), дает свое название;
2) составляет рассказ с помощью взрослого;
3) не справляется с заданием.
Развитие связной речи ребенка подготовительной группы, помимо указанных выше показателей, оценивается по специальным, которые характеризуют основные качества связного высказывания.
1. Содержательность (в повествовании – умение придумать интересный сюжет, развернуть его в логической последовательности; в описании – раскрытие микротем, признаков, действий). Если ребенок придумывает сюжет, он получает 3 балла; если сюжет заимствован – 2 балла; идет перечисление признаков.
2. Композиция высказывания: наличие трех структурных частей, выстраивание сюжета в логической последовательности – 3 балла; наличие лишь двух структурных частей – 2 балла; отсутствие начала и конца – 1 балл.
3. Грамматическая правильность построения простых и сложных предложений, правильное согласование слов в словосочетаниях и предложениях – 3 балла; использование только простых предложений – 2 балла; однотипные конструкции (назывные предложения) – 1 балл.
4. Разнообразные типы связей между предложениями – 3 балла; использование способов формально-сочинительной связи (через союзы а, и, наречие потом) – 2 балла; неумение связывать между собой предложения – 1 балл.
5. Разнообразие лексических средств (использование разных частей речи, образных слов – определений, сравнений, синонимов, антонимов) – 3 балла; некоторое нарушение точности словоупотребления - 2 балла; однообразие лексики, повторение одних и тех же слов – 1 балл.
6. Звуковое оформление высказывания (плавность, интонационная выразительность, изложение в умеренном темпе) – 3 балла; незначительные заминки и паузы - 2 балла; монотонное, невыразительное изложение – 1 балл.
Данные диагностики вносятся в протокол для каждого ребенка, а затем в сводную таблицу.
4. Работа с родителями
Для повышения уровня воспитания читательского интереса у дошкольников необходимо проводить следующую работу с родителями:
- размещать на информационном стенде данные о тех произведениях, которые соответствуют возрасту детей;
- проводить следующие консультации для родителей: «Использование наглядных средств при чтении художественной литературы», «Диафильм как аналог книги», «Библиотека в жизни семьи», «Куда пойти? В книжный или игрушечный магазин?».
5. Список литературы
1. Гойко Н. Сказка учит находить общий язык// Дошкольное воспитание. – 2003. - № 9, стр. 39-43.
2. Гриценко З. Детская книга и художники-иллюстраторы // Дошкольное воспитание. – 2012. - № 1, стр. 31-37.
3. Гриценко З. Иллюстрация как объект восприятия // Дошкольное воспитание. – 2012. - № 3, стр. 44-52.
4. Гурович Л.М. Проблема содержания работы по ознакомлению детей с художественной литературой в детском саду // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В. И. Яшина. – М.: Издательский центр «Академия», 2000, стр. 501-510.
5. Куликовская И. Увлечь книгой // Дошкольное воспитание. – 2007. - № 5, стр. 33-40.
6. Методика развития речи детей дошкольного возраста / под ред. Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев, А.П. Николаевича. – М.: Просвещение, 1984. – 240 с.
7. Микляева Н. Читаем и обыгрываем сказки // Ребёнок в детском саду. – 2011. - № 2, стр. 31-34.
8. Миронова Н. Как научить ребёнка любить литературу // Дошкольное воспитание. – 2005. - № 5, стр. 117-121.
9. Петрова С. Мастерская добрых сказок // Дошкольное воспитание. – 2011. - № 12, стр. 31-37.
10. Светловская Н.Н., Пиче-оол Т.С. Обучение детей чтению: Детская книга и детское чтение. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 248 с.
11. Смирнова О. Приобщение к книге: опыт реализации проектной модели // Дошкольное воспитание. – 2007. - № 8, стр. 51-53.
12. Тюников Ю, Маздниченко М. Воспитываем дошкольника как читателя и зрителя // Дошкольное воспитание. – 2005. - № 9, стр. 31-38.
13. Фридман Л.М. Наглядность и моделирование в обучении. – М.: Знание, 1984. – 80 с.
14. Хайлова Е. Реализация образовательной области «Чтение художественной литературы» // Дошкольное воспитание. – 2011. - № 7, стр. 39-41.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Познание» (формирования элементарных математических представлений) в подготовительной к школе группе. Воспитатель: Кормухина М.Г.
КОНСПЕКТ ПО НОД "Я И МОЯ СЕМЬЯ" ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по социально-бытовой ориентировки для детей подготовительной к школе группы с нарушением зрения по теме: «Мамин день»
Уточнить и расширить представления об истории праздника 8 Марта, расширять активный и пассивный словарный запас; способствовать активизации, стимуляции и упражнению зрительных функций, развивать...
Конспект непосредственно образовательной деятельности-исследования по теме: «Вертолет» для детей подготовительной к школе группы
Данная НОД была проведена с целью формирования у дошкольников навыков самостоятельности, инициативы в поиске ответов на вопросы, сбора информации, и применении полученных знаний на практик...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром детей подготовительной к школе группе. Тема: "Спасем Радугу"
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Воспитывать стремление оказать помощь, добиваться результатов в труде, ответственно относиться к делу....
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Путешествие в страну Рисовандию» для детей подготовительной к школе группе
Конспект занятия по нетрадиционной технике рисования...
Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Азбука безопасности» (для детей подготовительной к школе группы дошкольного возраста)
формировать понятия безопасного поведения на улице, в процессе практического применения правил дорожного движения, опираясь на имеющиеся знания детей...
Конспект непосредственно- образовательной деятельности с использованием кейс-технологии для детей подготовительной к школе группы «Очистка воды»
Данная методическая разработка пригодится воспитателям, работающим с детьми подготовительной к школе группы. В результате занятия воспитанники познакомятся с разными способами очистки воды, научатся д...