Программа непосредственно образовательной деятельности по воспитанию читательского интереса у детей подготовительной к школе группе наглядными средствами
рабочая программа по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Представленная программа направлена на повышение читательского интереса на основе наглядных средств. В ней представлен полный перечень книжных иллюстраций для работы с детьми и методы работы с ними. Она представляет несомненный интерес для специалистов, работающих с детьми дошкольного возраста, прошла апробацию и может быть рекомендована для использования в массовой практике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc150.5 КБ

Предварительный просмотр:

   Детские книги пишутся для воспитания,

                                               А   воспитание   –    великое дело,

   Им    решается   участь   человека.

В.Г. Белинский

1. Пояснительная записка «Вместе с книгой мы растём»

Программа непосредственно образовательной деятельности по воспитанию читательского интереса у дошкольников подготовительной к школе группы наглядными средствами составлена в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы.

Невозможно переоценить ту огромную роль, которую играет книга в духовном развитии человека. Особенно велико ее значение в период интенсивного становления личности – в детские годы. Книга, прочитанная в детстве, нередко оставляет неизгладимый след в душе, запоминается на всю жизнь. Работая над проблемой изучения читательских интересов старших дошкольников на протяжении ряда лет, я пришла к выводу, что необходимо выработать привычку к книге еще до того, как ребенок научится читать. Это послужит надежной гарантией приобретения необходимых знаний в будущем.

Непосредственно образовательная деятельность по воспитанию читательского интереса проводится один раз в неделю, длительностью 25-30 минут в соответствии с СанПиН 2.4.1. 2660-10 (с изменениями) и осуществляется через реализацию образовательной области «Коммуникация».

Работа по воспитанию читательского интереса проводится в системе, охватывающей все её стороны (познание, речь, словарь).

Программа «Вместе с книгой мы растём» общим объёмом 16 часов изучается в течение года. Занятия можно проводить не в предложенном порядке, а произвольно.

Актуальность:

В начале 21 века проблема воспитания читательского интереса у дошкольников остаётся актуальной. Рассматривая актуальность данной проблемы в социальном аспекте, нужно отметить, что сегодня уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книгам другие источники информации: телевидение, компьютер. А как результат этого, школьники не любят, не хотят  читать. «Жить сегодня интереснее, чем читать», -  говорят они и активно живут в «другой цивилизации», где источников знаний много. Книга только один из них. Но не следует забывать: очень важный! Приобщая детей к книгам, мы воспитываем личность, развиваем нравственные и эстетические качества, формируем грамотную речь.

В научном аспекте, эта тема была актуальна ещё в прошлом веке. Проблемой воспитания читательского интереса у дошкольников в педагогике и психологии занимались такие выдающиеся деятели педагогического труда, как В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский, Е.И. Тихеева и многие другие. Например, В. А. Сухомлинский в своих работах изучал у воспитанника интерес к предмету или явлению через чувство удивления и изумления. К.Д. Ушинский описывал важность воздействия книг на нравственное воспитание личности. Советский педагог Тихеева Е.И. отмечала неисчерпаемое богатство русского языка при чтении детям детской литературы.

В практическом аспекте актуальность исследования выражается в том, что, несмотря на то, что в теории проблема воспитания читательского интереса у дошкольников изучается различными учёными, в работе детских садов педагоги-воспитатели не всегда владеют полной технологией воспитания интереса к книгам. Чаще всего воспитатели недооценивают важность именно наглядных средств в воспитании читательского интереса у дошкольников, что формирует  равнодушного слушателя или читателя. А ведь без любви к книге невозможно воспитать гармонично развитую личность. Поэтому проблема воспитания читательского интереса у дошкольников остаётся актуальной «и по сей день».

Цель:

С помощью наглядных средств приобщить дошкольников к чтению художественной литературы.

Задачи:

- развитие потребности в овладении навыками чтения и слушания читаемых рассказов взрослыми;

- повышение познавательного интереса;

-  совершенствование речи;

- обогащение словарного запаса детей.

Методы работы:

- внезапная демонстрация сказочного объекта или иллюстрации для рассматривания (вызов эмоциональной реакции и желание познакомиться с данным произведением);

- разыгрывание кукольной драматизации или инсценировки;

- новое оформление книжного уголка;

- посещение книжного магазина или библиотеки;

- просмотр презентации или диафильма;

- создание книжек-самоделок или макетов сказок;

- проведение дидактических игр по разным произведениям дошкольной литературы.

Принципы:

- принцип системности – использование в непосредственно образовательной деятельности разнообразных средств воспитания читательского интереса у дошкольников;

- принцип учёта возрастных, индивидуальных и личностных особенностей;

- принцип доступности – содержание и способы взаимодействия понятны и посильны для детей;

- принцип наглядности – подразумевает использование различных наглядных средств воспитания читательского интереса у дошкольников.

Ожидаемые результаты:

        - у детей появится потребность в овладении навыками чтения и слушания читаемых рассказов взрослыми;

        - повысится познавательный интерес;

        - совершенствуется речь;

        - обогатится словарный запас.

2. Содержание программы непосредственно-образовательной деятельности  по воспитанию читательского интереса у дошкольников подготовительной к школе группы:

Тематическое планирование. Таблица № 1

№ п/п

Название произведения

Задачи

Методы и приёмы

Художник-иллюстратор

1.

В. Катаев «Цветик-семицветик»

- развитие интереса к чтению через наглядные средства (иллюстрации книги, макет цветка-семицветика);

- повышение уровня познания в процессе знакомства с произведением;

- совершенствование речи и обогащение словаря детей при пересказе и ответе на вопросы.

демонстрация иллюстраций и макета «цветка-семицветика»

В. Трубкович

2.

Ш. Перро «Мальчик с пальчик» (пер. с фран. Н. Шерешевской)

- развитие интереса к чтению через наглядные средства (иллюстрации диафильма, внезапная демонстрация сказочного персонажа – маленького человечка с платочком, в  который его завернул купец);

- повышение уровня познания в процессе знакомства с произведением;

- совершенствование речи и обогащение словаря детей при пересказе и ответе на вопросы.

просмотр диафильма

А. Савченко

3.

«Белая уточка» в обработке А. Афанасьева

- развитие интереса к чтению через наглядные средства (иллюстрации книги);

- повышение уровня познания в процессе знакомства с произведением;

- совершенствование речи и обогащение словаря детей при пересказе и ответе на вопросы.

демонстрация иллюстраций

Т. Шеварёва

4.

О. Пройслер «Маленькая Баба-Яга» (пер. с нем. Ю. Коринца) (1 часть)

- развитие интереса к чтению через наглядные средства (иллюстрации слайдов диафильма, фигурка быка);

- повышение уровня познания в процессе знакомства с произведением;

- совершенствование речи и обогащение словаря детей при пересказе и ответе на вопросы.

просмотр диафильма и демонстрация фигурки быка

А.Савченко,

Б. Степанцев

5.

А. Линдгрен «Принцесса, которая не хотела играть в куклы» пер. со швед. Е. Соловьёвой

- развитие интереса к чтению через наглядные средства (иллюстрации);

- повышение уровня познания в процессе знакомства с произведением;

- совершенствование речи и обогащение словаря детей при пересказе и ответе на вопросы.

демонстрация иллюстраций

О. Ионайтис

6.

Р. Качанов, Э.Успенский «Старуха Шапокляк»

- развитие интереса к чтению через наглядные средства (иллюстрации слайдов диафильма, демонстрация сказочных предметов –  торт, билеты на поезд, гармошка Гены);

- повышение уровня познания в процессе знакомства с произведением;

- совершенствование речи и обогащение словаря детей при пересказе и ответе на вопросы.

просмотр диафильма, демонстрация

сказочных предметов (торт, билеты, гармошка)

А.Савченко,

Б. Степанцев

7.

А. Пушкин «У Лукоморья дуб зелёный»

- развитие интереса к чтению через наглядные средства (иллюстрации книги, демонстрация сказочных предметов –  цепь, кот, избушка);

- повышение уровня познания в процессе знакомства с произведением;

- совершенствование речи и обогащение словаря детей при пересказе и ответе на вопросы.

демонстрация иллюстраций,

демонстрация сказочных предметов –  цепь, кот, избушка

С. Богачёв,

И. Зуев

8.

А. Толстой «Приключения Буратино» (2 части)

- развитие интереса к чтению через наглядные средства (иллюстрации слайдов диафильма, демонстрация сказочных предметов –  ключик, азбука, кукла «Буратино»);

- повышение уровня познания в процессе знакомства с произведением;

- совершенствование речи и обогащение словаря детей при пересказе и ответе на вопросы.

просмотр диафильма, демонстрация сказочных предметов –  ключик, азбука, кукла «Буратино»

К. Сапегин

9.

И. Суриков

«Детство»

- развитие интереса к чтению стихотворения через наглядные средства (иллюстрации книги);

- повышение уровня познания в процессе знакомства с произведением;

- совершенствование речи и обогащение словаря детей при пересказе и ответе на вопросы.

демонстрация иллюстраций

С. Богачёв,

И. Зуев

10.

«Сказка о морском царе и Настасье Премудрой» (пересказ А. Любарской)

- развитие интереса к чтению через наглядные средства (иллюстрации слайдов диафильма);

- повышение уровня познания в процессе знакомства с произведением;

- совершенствование речи и обогащение словаря детей при пересказе и ответе на вопросы.

просмотр диафильма

И.Большакова

11.

«Беляночка и Розочка», пер. с франц., обработка Е. Неволиной

- развитие интереса к чтению через наглядные средства (иллюстрации книги, демонстрация сказочных героев –  двух кукол);

- повышение уровня познания в процессе знакомства с произведением;

- совершенствование речи и обогащение словаря детей при пересказе и ответе на вопросы.

демонстрация иллюстраций,

сказочных героев

К. Бускэ

12.

Русская народная сказка «По щучьему велению»

- развитие интереса к чтению через наглядные средства (иллюстрации книги, демонстрация сказочного героя –  щуки);

- повышение уровня познания в процессе знакомства с произведением;

- совершенствование речи и обогащение словаря детей при пересказе и ответе на вопросы.

демонстрация иллюстраций, сказочного предмета (щуки)

В. Дугин

13.

Русская народная сказка «Волшебное кольцо»

- развитие интереса к чтению через наглядные средства (иллюстрации книги, демонстрация сказочного предмета –  кольца);

- повышение уровня познания в процессе знакомства с произведением;

- совершенствование речи и обогащение словаря детей при пересказе и ответе на вопросы.

демонстрация иллюстраций, сказочного предмета

В. Чайчук,

А. Ткачук

14.

Ш. Перро «Кот в сапогах»

- развитие интереса к чтению через наглядные средства (иллюстрации книги, демонстрация сказочных героев – кот в сапогах);

- повышение уровня познания в процессе знакомства с произведением;

- совершенствование речи и обогащение словаря детей при пересказе и ответе на вопросы.

демонстрация иллюстраций, сказочных героев (кот в сапогах)

Е. Белозерцевой

15.

Х.К. Андерсен «Дюймовочка»

- развитие интереса к чтению через наглядные средства (иллюстрации книги, демонстрация сказочных предметов – цветка, девочки, лягушки);

- повышение уровня познания в процессе знакомства с произведением;

- совершенствование речи и обогащение словаря детей при пересказе и ответе на вопросы.

демонстрация иллюстраций,

сказочных предметов (цветка, девочки, лягушки)

Л. Якшис

16.

Х.К. Андерсен «Снежная королева»

- развитие интереса к чтению через наглядные средства (иллюстрации книги, демонстрация сказочных предметов –снежная королева, снег);

- повышение уровня познания в процессе знакомства с произведением;

- совершенствование речи и обогащение словаря детей при пересказе и ответе на вопросы.

демонстрация иллюстраций,

сказочных предметов –снежная королева, снег

Л. Якшис

17.

Х.К. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»

- развитие интереса к чтению через наглядные средства (иллюстрации книги, демонстрация сказочных предметов –железный солдатик, танцовщица);

- повышение уровня познания в процессе знакомства с произведением;

- совершенствование речи и обогащение словаря детей при пересказе и ответе на вопросы.

демонстрация иллюстраций, сказочных предметов –железный солдатик, танцовщица

И. Боброва,

В. Смирнов,

В. Коркин

18.

С. Чёрный «На коньках»

- развитие интереса к чтению поэзии через наглядные средства (иллюстрации книги, демонстрация сказочного предмета –коньки);

- повышение уровня познания в процессе знакомства с произведением;

- совершенствование речи и обогащение словаря детей при пересказе и ответе на вопросы.

демонстрация иллюстраций,

сказочных предметов –коньки

С. Богачёв,

И. Зуев

19.

Н. Носов «Заплатка»

- развитие интереса к чтению через наглядные средства (иллюстрации книги, демонстрация сказочных предметов –штанов, заплатки, игольницы, иголки, нитки);

- повышение уровня познания в процессе знакомства с произведением;

- совершенствование речи и обогащение словаря детей при пересказе и ответе на вопросы.

демонстрация иллюстраций,

сказочных предметов –штанов, заплатки, игольницы, иголки, нитки

В. Васильева

20.

С. Аксаков «Аленький цветочек»

- развитие интереса к разыгрыванию кукольной драматизации;

- повышение уровня познания в процессе знакомства с произведением;

- совершенствование речи и обогащение словаря детей при ответе на вопросы.

разыгрывание кукольной драматизации

  –

21.

Н. Носов «Огурцы»

- развитие интереса к чтению через наглядные средства (иллюстрации книги, демонстрация сказочных предметов –огурцов, свистка);

- повышение уровня познания в процессе знакомства с произведением;

- совершенствование речи и обогащение словаря детей при пересказе и ответе на вопросы.

демонстрация иллюстраций, сказочных предметов –огурцов, свистка

Г. Вальк

22.

Н. Носов «Фантазёры»

- развитие интереса к чтению через наглядные средства (иллюстрации книги);

- повышение уровня познания в процессе знакомства с произведением;

- совершенствование речи и обогащение словаря детей при пересказе и ответе на вопросы.

демонстрация иллюстраций

И. Семёнова

23.

Н. Носов «Живая шляпа»

- развитие интереса к чтению через наглядные средства (иллюстрации книги, демонстрация сказочных предметов –шляпы, кошки);

- повышение уровня познания в процессе знакомства с произведением;

- совершенствование речи и обогащение словаря детей при пересказе и ответе на вопросы.

демонстрация иллюстраций, сказочных предметов –шляпы, кошки

И. Семёнова

24.

Китайская народная сказка «Жёлтый аист»

- развитие интереса к разыгрывание кукольной драматизации;

- повышение уровня познания в процессе знакомства с произведением;

- совершенствование речи и обогащение словаря детей при пересказе и ответе на вопросы.

разыгрывание кукольной драматизации

25.

М. Пришвин «Лисичкин хлеб»

- развитие интереса к чтению через наглядные средства (иллюстрации книги, демонстрация сказочного предмета –«краюшки чёрного хлеба»);

- повышение уровня познания в процессе знакомства с произведением;

- совершенствование речи и обогащение словаря детей при пересказе и ответе на вопросы.

демонстрация сказочного объекта «краюшки чёрного хлеба»

26.

Русская народная сказка «Марья Моревна»

- развитие интереса к чтению через наглядные средства (иллюстрации книги);

- повышение уровня познания в процессе знакомства с произведением;

- совершенствование речи и обогащение словаря детей при пересказе и ответе на вопросы.

демонстрация иллюстраций

И. Соковнина

27.

Д. Хармс «Иван Иваныч Самовар»

- развитие интереса к чтению поэзии через наглядные средства (иллюстрации книги, демонстрация сказочного предмета – самовара);

- повышение уровня познания в процессе знакомства с произведением;

- совершенствование речи и обогащение словаря детей при пересказе и ответе на вопросы.

демонстрация иллюстраций, сказочного предмета – самовара

М. Рудаченко

28.

С. Маршак «Сегодня, завтра или вчера»

- развитие интереса к чтению через наглядные средства (иллюстрации книги);

- повышение уровня познания в процессе знакомства с произведением;

- совершенствование речи и обогащение словаря детей при пересказе и ответе на вопросы.

демонстрация иллюстраций

А. Асеев

29.

Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк»

- развитие интереса к чтению через наглядные средства (иллюстрации книги, демонстрация сказочного героя – серого волка);

- повышение уровня познания в процессе знакомства с произведением;

- совершенствование речи и обогащение словаря детей при пересказе и ответе на вопросы.

демонстрация иллюстраций, сказочного героя (серого волка)

Т. Иваницкая

30.

Русская народная сказка «Финист – ясный сокол»

- развитие интереса к чтению через наглядные средства (иллюстрации книги);

- повышение уровня познания в процессе знакомства с произведением;

- совершенствование речи и обогащение словаря детей при пересказе и ответе на вопросы.

демонстрация иллюстраций

М. Ордынская

31.

Ершов П.П. «Конёк-горбунок»

- развитие интереса к чтению через наглядные средства (иллюстрации книги, демонстрация сказочного предмета – пера);

- повышение уровня познания в процессе знакомства с произведением;

- совершенствование речи и обогащение словаря детей при пересказе и ответе на вопросы.

демонстрация иллюстраций, сказочного предмета (пера);

В.А.Милашевского

32.

А. Линдгрен «Карлсон, который живёт на крыше, опять прилетел»

- развитие интереса к чтению через наглядные средства (иллюстрации книги);

- повышение уровня познания в процессе знакомства с произведением;

- совершенствование речи и обогащение словаря детей при пересказе и ответе на вопросы.

демонстрация иллюстраций

А. Савченко

Представленная программа отвечает,  прежде всего, мотивационно-ценностному и когнитивному элементам воспитания читательского интереса у дошкольников. Использованные  в программе наглядные средства заинтересовывают детей, а в результате знакомства с интересными произведениями, пополняют «копилку» их знаний.

Кроме этого в практике дошкольного учреждения в свободное время дети должны создавать книжки-самоделки и макеты по уже знакомым произведениям художественной литературы, должны проводиться дидактические игры и инсценировки по разным произведениям дошкольной литературы, посещаться книжные магазины и библиотеки. Еженедельно должна происходить смена темы уголка книги и размещение новых произведений. В результате в данной программе реализуется последний – практический компонент воспитания читательского интереса у дошкольников.

3. Мониторинг

Для выявления устойчивого интереса к чтению, а именно определения уровня сформированности мотивационно-ценностного компонента используется педагогическая беседа.

Данная методика позволяет выявить индивидуальные представления испытуемых о себе и о качествах человека, который много читает разной литературы.

Предлагаемая методика включает в себя беседу с испытуемым о характеристиках человека, который любит чтение.

В начале и в конце учебного года дети отвечают на пять стандартных вопросов:

  1. Ты любишь слушать или читать книги?
  2. Как ты думаешь для чего человек читает?
  3. Представь себе и опиши человека, который не любит читать? Какой это человек?
  4. Представь себе и опиши человека, который любит чтение? Какой это человек?
  5. Что ты можешь рассказать о себе? Какой ты сам?

Оценка выполнения задания:

1. За положительный ответ в первом вопросе испытуемый получает 3 балла. За отрицательный ответ – 1 балл. За ответ «не знаю», «иногда» - 2 балла.

2. За правильный ответ на все остальные вопросы ребёнок получает 3 балла. Правильными считаются ответы, соответствующие поставленному вопросу и достаточно полные, например: «Человек читает для того, чтобы много знать, чтобы быть общительным, интересным и так далее». Ребёнок может получить 2 балла за правильные, но неполные ответы на вопрос. Ошибочными считаются ответы: «Человек, который много читает, красивый», «Человек, который не читает, умный» (1 балл).

3. К контрольным относятся вопросы: 1 и 5, 2 и 4. Ответы на которые должны соответствовать друг другу.

Общая оценка результатов. Итоговый балл вычисляется суммированием всех баллов, полученных ребёнком по всем вопросам. «Замотивированными чтением»  считаются дети, получившие в сумме 11-15 баллов, средний уровень мотивации определяется 8-10 баллами, отсутствие мотивации можно считать у детей, получивших 5-7 баллов.                        

Рассмотрим методику, с помощью которой оценивается уровень познания или сформированности когнитивного компонента воспитания читательского интереса.

В начале и в конце учебного года дети выполняют следующие задания, отвечая на вопросы:

1. Назови литературные жанры (от 3 до 4).

2. Назови любимых писателей (3).

3. Расскажи 2-3 стихотворения.

4. Загадай 2-3 загадки.

5. Назови 2-3 иллюстратора.

Параметры оценки для данного возраста:

3 балла – ребёнок не может выполнить предложенное задание, помощь взрослого не принимает;

4 балла – ребёнок выполняет предложенное задание с помощью взрослого;

5 баллов – ребёнок выполняет предложенное задание самостоятельно.

Выводы об уровне развития:

5 баллов – высокий;

4 балла – средний;

3 балла – низкий.

Весь диагностический материал можно представить в виде таблицы, которую легко заполнить воспитателю детского сада (Таблица № 2).

Заполненные таблицы позволяют сделать качественный и  количественный анализ развития конкретного ребёнка и определить общегрупповую тенденцию развития детей 6-7 лет.

Для изучения развития речи и обогащения словаря детей используется методика составленная на основе «Методики выявления уровня речевого развития» О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной.

Уровень речевого развития дошкольников должен выявляться в начале и в конце учебного плана. Обследование проводится индивидуально с каждым ребёнком. Задания предлагаются с наглядными средствами (предметы, картинки, игрушки).

Вопросы идут в логической последовательности. 3 балла ставится за точный и правильный ответ, данным ребёнком самостоятельно; 2 балла получает ребёнок, допустивший незначительную неточность, отвечающий по наводящим вопросам и уточнениям взрослого; 1балл ставится ребёнку, если он не соотносит ответ с вопросом взрослого. В конце проверки производится подсчёт баллов. Если большинство ответов получило оценку 3 балла – это высокий уровень; если больше половины оценок 2 балла – это средний уровень; если больше половины оценок 1балл – это низкий уровень.

        Для оценки словаря и грамматики детей применяется следующая серия заданий:

        1. Ты уже знаешь много слов. Что означает слово автобус, тарелка, обувь?

1) Ребенок правильно объясняет значение слов: (это транспорт, это посуда, ее надевают на ноги);

2) называет отдельные признаки, действия;

3) называет 1 – 2 слова.

        2. Что бывает глубоким? мелким? высоким? низким? лёгким? тяжелым?

1) Выполняет все задания, называет 1 – 2 слова к прилагательному (глубокая яма, глубокое море);

2) подбирает слова к 2 – 3 прилагательным;

3) подбирает слово только к одному прилагательному (высокий забор).

        3. Что называют словом игла? Какие иглы ты знаешь?

1) Называет несколько значений этого слова (иглы у ежа, у сосны, швейную и медицинскую иглу);

2) правильно подбирает два слова;

3) называет одно слово.

        4. Какая у ежа игла? Про что мы говорим: острый, острая, острые?

1) Ребенок называет несколько предметов (острый нож, острая пила, острые ножницы);

2) правильно подбирает два слова;

3) называет одно слово.

5. Придумай предложение со словом игла.

1) Составляет сложное предложение (Игла нужна, чтобы шить);

2) составляет простое предложение (Иглой делают укол);

3) называет только одно слово .

6. Подбери слова, близкие по смыслу: «Бельчонок погулял по лесу. Вернулся домой радостный …(оживленный, довольный)»

«Он не просто шел, а…(мчался, несся, летел)»

1) Ребенок правильно подбирает слова, близкие по смыслу (синонимы);

2) называет 2 – 3 слова;

3) подбирает только одно слово.

7. Подбери слова, противоположные по смыслу: «Другой Бельчонок, которого обидели вернулся  домой…(грустный ,печальный, обиженный). Обиженный Бельчонок не прыгал, не бежал, а….(плелся, тащился, брел)»

1) Правильно подбирает слова, противоположные по смыслу (антонимы);

2) называет 2 – 3 слова;

3) подбирает только одно слово.

          8. Ответь полным предложением: «Что сделал бы богатырь, если бы он встретил Змея Горыныча?» (стал бы с ним сражаться, спас бы кого-нибудь).

1) Правильно называет все слова в сослагательном наклонении;

2) подбирает два слова;

3) называет только одно слово.

           9. Попроси Петрушку попрыгать, спрятаться, потанцевать

1) Правильно называет слова в повелительном наклонении;

2) подбирает два слова;

3) называет одно слово.

        10. Скажи, кто детёныш у зайца (лисы, волка, медведя, ежа)? Детёныши? У зайца (лисы, волка, медведя, ежа) много…?

1) Ребенок называет всех детенышей в правильной грамматической форме (зайчонок, зайчата, много зайчат);

2) называет правильно только одну форму;

3) не выполняет задания.

        11. Дети из другого сада сказали так: «Папа иди шёпотом», «Мамочка, я тебя громко люблю», «Я ботинки на изнанку надел» можно так говорить? А как сказать правильно?

1) Ребенок правильно исправляет все предложения;

2) правильно исправляет два предложения;

3) повторяет предложения без изменения.

        Для оценки связной речи детей применяется следующая серия картинок:

1. Воспитатель предлагает ребенку описать ежа (по картинке).

1) Ребенок составляет описание, в котором присутствуют три структурные части: начало, середина, конец. (Это ежик. Он коричневый, колючий. На спине у ежика острые иголки. Они нужны ему, чтобы накалывать грибы и ягоды. Ежик заботится о своих ежатах.);

2) рассказывает, опуская начало или конец;

3) перечисляет отдельные качества.

        2. Воспитатель предлагает серию из 4 картинок, объединенных сюжетом, предлагает ребенку разложить их в последовательности и составить рассказ.

1) Ребенок раскладывает картинки в правильной последовательности, составляет связный рассказ;

2) рассказывает с помощью взрослого;

3) перечисляет нарисованное на картинках.

        3. Воспитатель предлагает ребенку составить рассказ (сказку) на самостоятельно выбранную тему.

1) Ребенок придумывает рассказ (сказку), дает свое название;

2) составляет рассказ с помощью взрослого;

3) не справляется с заданием.

        Развитие связной речи ребенка подготовительной группы, помимо указанных выше показателей, оценивается по специальным, которые характеризуют основные качества связного высказывания.

1. Содержательность (в повествовании – умение придумать интересный сюжет, развернуть его в логической последовательности; в описании – раскрытие микротем, признаков, действий). Если ребенок придумывает сюжет, он получает 3 балла; если сюжет заимствован – 2 балла; идет перечисление признаков.

2. Композиция высказывания: наличие трех структурных частей, выстраивание сюжета в логической последовательности – 3 балла; наличие лишь двух структурных частей – 2 балла; отсутствие начала и конца – 1 балл.

3. Грамматическая правильность построения простых и сложных предложений, правильное согласование слов в словосочетаниях и предложениях – 3 балла; использование только простых предложений – 2 балла; однотипные конструкции (назывные предложения) – 1 балл.

4. Разнообразные типы связей между предложениями – 3 балла; использование способов формально-сочинительной связи (через союзы а, и, наречие потом) – 2 балла; неумение связывать между собой предложения – 1 балл.

5. Разнообразие лексических средств (использование разных частей речи, образных слов – определений, сравнений, синонимов, антонимов) – 3 балла; некоторое нарушение точности словоупотребления - 2  балла; однообразие лексики, повторение одних и тех же слов – 1 балл.

6. Звуковое оформление высказывания (плавность, интонационная выразительность, изложение в умеренном темпе) – 3 балла; незначительные заминки и паузы -  2 балла; монотонное, невыразительное изложение – 1 балл.

Данные диагностики вносятся в протокол для каждого ребенка, а затем в сводную таблицу.

4. Работа с родителями

        Для повышения уровня воспитания читательского интереса у дошкольников необходимо проводить следующую работу с родителями:

- размещать на информационном стенде данные о тех произведениях, которые соответствуют возрасту детей;

- проводить следующие консультации для родителей: «Использование наглядных средств при чтении художественной литературы», «Диафильм как аналог книги», «Библиотека в жизни семьи», «Куда пойти? В книжный или игрушечный магазин?».

5. Список литературы

1. Гойко Н. Сказка учит находить общий язык// Дошкольное воспитание. – 2003. - № 9, стр. 39-43.

2. Гриценко З. Детская книга и художники-иллюстраторы // Дошкольное воспитание. – 2012. - № 1, стр. 31-37.

3. Гриценко З. Иллюстрация как объект восприятия // Дошкольное воспитание. – 2012. - № 3, стр. 44-52.

4. Гурович Л.М. Проблема содержания работы по ознакомлению детей с художественной литературой в детском саду // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В. И. Яшина. – М.:  Издательский центр «Академия», 2000, стр. 501-510.

5. Куликовская И. Увлечь книгой // Дошкольное воспитание. – 2007. - № 5, стр. 33-40.

 6. Методика развития речи детей дошкольного возраста / под ред. Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев, А.П. Николаевича. – М.: Просвещение, 1984. – 240 с.

7. Микляева Н. Читаем и обыгрываем сказки // Ребёнок в детском саду. – 2011. - № 2, стр. 31-34.

8. Миронова Н. Как научить ребёнка любить литературу // Дошкольное воспитание. – 2005. - № 5, стр. 117-121.

9. Петрова С. Мастерская добрых сказок // Дошкольное воспитание. – 2011. - № 12, стр. 31-37.

10. Светловская Н.Н., Пиче-оол Т.С. Обучение детей чтению: Детская книга и детское чтение. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 248 с.

11. Смирнова О. Приобщение к книге: опыт реализации проектной модели // Дошкольное воспитание. – 2007. - № 8, стр. 51-53.

12. Тюников Ю, Маздниченко М. Воспитываем дошкольника как читателя и зрителя // Дошкольное воспитание. – 2005. - № 9, стр. 31-38.

13. Фридман Л.М. Наглядность и моделирование в обучении. – М.: Знание, 1984. – 80 с.

14. Хайлова Е. Реализация образовательной области «Чтение художественной литературы» // Дошкольное воспитание. – 2011. - № 7, стр. 39-41.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по социально-бытовой ориентировки для детей подготовительной к школе группы с нарушением зрения по теме: «Мамин день»

Уточнить и расширить представления об истории праздника 8 Марта, расширять активный и пассивный словарный запас; способствовать  активизации, стимуляции и упражнению зрительных функций, развивать...

Конспект непосредственно образовательной деятельности-исследования по теме: «Вертолет» для детей подготовительной к школе группы

Данная НОД была проведена с целью формирования у дошкольников навыков самостоятельности, инициативы в поиске ответов на вопросы, сбора информации,  и применении полученных знаний на практик...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром детей подготовительной к школе группе. Тема: "Спасем Радугу"

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Воспитывать стремление оказать помощь, добиваться результатов в труде, ответственно относиться к делу....

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Азбука безопасности» (для детей подготовительной к школе группы дошкольного возраста)

формировать понятия безопасного поведения на улице, в процессе практического применения правил дорожного движения, опираясь на имеющиеся знания детей...

Конспект непосредственно- образовательной деятельности с использованием кейс-технологии для детей подготовительной к школе группы «Очистка воды»

Данная методическая разработка пригодится воспитателям, работающим с детьми подготовительной к школе группы. В результате занятия воспитанники познакомятся с разными способами очистки воды, научатся д...