Дополнительная программа "Мир сенсорики"
методическая разработка

Хайрова Татьяна Васильевна

Дополнительная программа "Мир сенсорики"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_mir_sensoriki_2.docx55.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

детский сад общеразвивающего вида «Золотой ключик» с приоритетным осуществлениемдеятельности по физическому развитию детей

СОГЛАСОВАНО:                      УТВЕРЖДАЮ:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

Методическим советом                   Директор

протокол № 1                                   МДОАУ д/с «Золотой  ключик»                                                                                                                                                          

«30» августа 2021 г.                         ________________ Г.В. Юркова                                                                  

Приказ № 203-ОД от 30.08.2021 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

кружок «Мир сенсорики»

Направленность: социально-гуманитарная

Возраст обучающихся: 1,5-3 года

Срок реализации: 1 год

Уровень программы: ознакомительный, базовый

                     Составители: Полякова Ольга Васильевна,  воспитатель,

Хайрова Татьяна Васильевна, воспитатель

г. Пыть -Ях

2021г.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел 1 программы «Комплекс основных характеристик образования»

  1. Пояснительная записка …………………………………………………………………3
  1. Цель и задачи программы………………………………………………………4
  1. Содержание программы
  1. Учебный план 1 года обучения………………………………………………...4
  2. Содержание учебного плана 1 года обучения……………………………...…5
  3. Календарно-тематическое планирование 1 года обучения…………………..9
  4. Планируемые результаты к концу 1 года обучения…………………………10

Раздел 2 программы «Комплекс организационно-педагогических условий»

2.1. Формы аттестации и оценочные материалы …………………………………..10

2.2. Условия реализации программы………………………………………………..11

2.3. Материально-техническое обеспечение………………………………………..12

2.4. Учебно-методические материалы……………………………………………….12

Литература……………………………………………………………………………..13

        

Раздел 1 программы «Комплекс основных характеристик образования»  

  1. Пояснительная записка программы

Дополнительная    общеразвивающая программа «Мир сенсорики» реализуется в рамках социально-гуманитарной направленности, так как предполагает формирование у детей 1,5-3 лет процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира.

Актуальность программы заключается в том, что полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.

Новизна заключается в полноценном восприятии ребенком окружающей действительности через развитие чувств, что является первой ступенью в познании мира. От того, насколько успешно ребенок слышит, видит, осязает окружающее, зависит успешность умственного, физического, эстетического воспитания.

Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что включает в себя все виды деятельности, необходимые для полноценного развития ребенка данного возраста. К ним относятся: игровая, продуктивная (изобразительная), восприятие музыки и движения под музыку, двигательная активность, познавательно-исследовательская деятельность, проектная деятельность совместно с родителями, развивающие упражнения, элементарная математика. Все эти виды деятельности, охватывая несколько направлений развития, вводят ребенка в культурный мир, в конечном итоге образовывая его как активного, культурного субъекта деятельности.

Отличительная особенность программы предполагает гибкое построение образовательной деятельности в условиях дополнительного образования, смену видов деятельности, широкие возможности индивидуального участия детей и развитие их способностей.

Работа программы осуществляется на принципах доступности, наглядности, систематичности, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Реализация целей и задач осуществляется через освоение детьми практически ориентированных знаний и навыков, которые в той или иной мере даёт каждый входящий в программу раздел.

Организация образовательного процесса

  • Направленность программы – социально-гуманитарная
  • Уровень программы-ознакомительный, базовый
  • Адресат программы-возраст воспитанников 1,5-3 года
  • Объем и сроки реализации-36 часов, 1 год обучения
  • Форма обучения – очная.
  • Режим занятий: 1 раз в неделю по одному занятию.
  • Продолжительность занятия 5-10 минут.
  • По форме организации - групповые, индивидуальные
  • Состав групп - постоянный
  • Количество обучающихся на занятии- 5 человек

Виды занятия определяются содержанием программы и предусматривают теоретическое и практическое обучение в виде дидактических игр и упражнений.

Методы обучения:

  • Игровой метод (дидактические игры);
  • Наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов);
  • Практический – показ способов действия с предметами, эксперимент.

     Формы обучения: групповая; подгрупповая; индивидуальная.

Цель программы - обогащение чувственного опыта детей раннего возраста, формирование предпосылок для дальнейшего интеллектуального развития детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

  • развитие зрительных ощущений: развивать умения различать цвет, форму, величину предмета.
  • развитие тактильной чувствительности: различать на ощупь качество предметов и называть их (мягкий, пушистый, твердый и т.п.); развитие силы рук, мелкой моторики, координации движений.
  • развитие слуховой чувствительности, умение слушать и различать звуки в окружающей обстановке, развитие речевого слуха.
  • обратить внимание детей на различие предметов по величине; формировать понимание слов «большой» и «маленький».
  • закрепить у детей умения группировать и соотносить по цвету, форме и величине.
  • познакомить детей с геометрическими формами и их названиями.
  • дать представления о чередовании предметов по форме.
  • Развитие мелкой моторики;
  •  развивать мышление и зрительное восприятие.

 2.1. Содержание программы

Учебный план

(1 занятие в неделю)

№ п/п

Содержание и виды работ

Всего часов

В том числе часов

Формы

организации

занятий

аттестации/

контроля

Теории

Практики

1.

Цвет предметов.

Дидактические игры на различение и соотнесение предметов по цвету.

9

-

9

Дидактические игры на различение и соотнесение предметов по цвету

Наблюдение

2

Величина предметов.

Дидактические игры на различение и соотнесение предметов по величине.

7

-

7

Дидактические игры на различение и соотнесение предметов по величине

Наблюдение

3

Форма предметов.

Дидактические игры на различение и соотнесение предметов по форме.

4

-

4

Дидактические игры на различение и соотнесение предметов по форме

Наблюдение

4

Целое и части

Дидактические игры на деление предмета на целое и части

4

-

4

Дидактические игры на деление предмета на целое и части

Наблюдение

Свойства предметов

Дидактические игры на определение свойства предметов

5

-

5

Дидактические игры на определение свойства предметов

Наблюдение

Повторение пройденного материала. Ориентировка на два признака одновременно с отвлечением от третьего признака.

4

-

4

Дидактические игры и упражнения на ориентировку на два признака одновременно с отвлечением от третьего признака

Наблюдение, тестирование

Всего:

33

-

33

Содержание учебного плана

Месяц

Тема

Задачи

Материалы и оборудование

Всего

Раздел «Цвет предметов.

Дидактические игры на различение и соотнесение предметов по цвету»

Октябрь

Д/и «Рыбки»

        

Знакомство детей с сенсорной категорией «Цвет», знакомство с основными цветами: красным, желтым, синим;  развивать мелкую моторику рук

Вырезанные из картона силуэты рыбок, кругов, ежиков красного, желтого и синего цвета, прищепки соответствующих цветов

9

«Волшебные мешочки»

Учить детей подбирать предметы по цветам, знакомить с геометрическими фигурами.

Мешочки, шарики и кубики разных цветов.

«Подбери перышки петушку»

Учить детей подбирать перышки к хвосту петушка по образцу и по названию цвета.

Петушок, разноцветные

пёрышки.

Д/и «Разноцветные улитки»

Развивать умение детей различать цвета по принципу «такой – не такой», сортировать предметы по цвету.

Улитки картонные разных цветов, предметные картинки разных цветов.

Д/и «Ежики»

Закреплять понятие «Цвет», развивать мелкую моторику рук.

Вырезанные из картона силуэты ежиков красного, желтого и синего цвета, прищепки соответствующих цветов

«Найди ягоды»

Учить детей подбирать предметы по цвету.

Ежики разных цветов,

тарелка, «ягодки»-

кружочки разных цветов.

Д/и «Чудесная корзинка

Познакомить детей с овощами, развивать цветовое восприятие.

Овощи, кукла.

Д/и «Разноцветные флажки»        

.   Закрепить знание цвета.

Цветные флажки

Д/и «Добавь иголки ёжику»

Развивать умение различать цвета, группировать

Цветные палочки, ёжики без иголок.

Величина предметов.

Дидактические игры на различение и соотнесение предметов повеличине.

Д/ и «Сделай лучики солнышку»        

Формировать умение использовать цветовую гамму прищепок по выбору, развивать творческие способности, мелкую моторику рук.        

Разноцветные прищепки

7

Д/и «Спрячь игрушки в коробки».

Знакомить детей с величиной в ходе практических действий со специальными игрушками.

Конструктор, куклы разной величины

Д/игра «Вкладыши и башенки»

Знакомить детей с величиной

Вкладыши – пирамидки

Д/игра  «Найдем матрёшкам косыночки»

Развивать представление о кукле-матрёшке, развивать умение сравнивать размеры и подбирать предметы по размеру.

Матрёшки, набор косынок

Д/и «Квартира для медведя, лисы и мышки».

Познакомить детей с формой предметов. Формировать  умение подбирать фигуры соответствующих форм.

Игрушки,  кубики

«Спрячь медвежат за мячами»        

Развивать умение соотносить предметы по размеру и цвету

Силуэты медвежат, мячей разных цветов

«Дорисуй картинку с помощью пуговиц»

Развивать логическое мышление, воображение и творчество детей, закреплять понятия «большой – маленький», цвета, формирование умения чередовать по цвету, размеру.

Картинки, пуговицы

разные по цвету и форме.

Форма предметов.

Дидактические игры на различение и соотнесение предметов по форме.

Февраль

Д/и «Найди окошко для фигурки»

Знакомство детей с сенсорной категорией «Форма».

Рамки-вкладыши

4

Д/и «Разложи фигуры по местам!»

Познакомить детей с четырьмя плоскими геометрическими формами (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) Обучение приему обследования формы путем обведения пальцем контура фигуры.

Строительные наборы,

машины различной

величины.

Д/и «Прокати шарик через ворота»        

        

Формировать умение детей использовать знания о величине и форме (высоте, ширине) предметов в ходе практической деятельности.

«Найди клад»

Развивать мелкую моторику рук, активизировать поисковые навыки.

Любая крупа или макароны, игрушки.

Целое и части

Дидактические игры на деление предмета на целое и части

Март

Д/и «Неваляшка»

                

        

                                

Формировать умение соотносить  цвет и величину предметов

Пособие «неваляшка» представляет собой изображение игрушки, выполненное  из полукругов синего и красного цвета трех величин.

4

Д/и «Веселый паровозик»

Закрепить знания детей о деталях паровоза, формировать умение детей различать цвета,побуждать к самостоятельному называнию цвета.        Закрепление знаний о геометрических фигурах.

Картинки паровозиков, цветные круги, геометрические фигуры.

Д/и «Собери бусы разные по форме»

Побуждать детей к самостоятельному называнию цвета

Контурные рисунки, разноцветные бусы разного размера, шнурки.

Д/и «Сложи картинку»

Продолжать формировать умение «на глаз» находить и накладывать плоскостные вкладки шести форм на соответствующие изображения геометрических

Геометрические фигуры разной формы и цвета, картинки.

Свойства предметов

Дидактические игры на определение свойства предметов

Апрель

Волшебный песок

Познакомить детей со свойствами песка. Развивать внимательность и моторику пальцев

Формочка для песка, емкость с водой, песок, кукла.

5

Чудесный мешочек. (тактильные ощущения)

учить детей узнавать игрушки на ощупь, правильно называть их, четко произносить названию, давать их краткое описание, подбирать характерные действия

Чудесный мешочек, геометрические фигуры

Рисование манкой. (тактильные ощущения)

развивать тактильное восприятие, рецепторы кончиков пальцев, воображение.

Манка, тарелочки

Кинетический песок

Познакомить детей со свойствами песка. Развивать внимательность и моторику пальцев

Кинетический песок, формочки

Волшебница вода

Познакомить со свойствами воды

Центр воды и песка, вода

Повторение пройденного материала. Ориентировка на два признака одновременно с отвлечением от третьего признака.

«Дорисуй гусеницу» 

Развивать логическое мышление детей.

Круги зеленого цвета,

картинки.

4

Д/и «Подари слоненку цветок»        

Обогащать сенсорный опыт; развить мелкую мускулатуру рук.

Слоненок, цветы разного цвета.

«Протяни дорожку»        

Формировать у детей представление о сенсорных эталонах, умение группировать предметы по цвету, форме, величине.        

Наборное полотно с карточками и с отверстиями для цветных шнурков

Д/и «Найди похожий предмет»

Продолжать учить запоминать формы; мысленно по представлению сопоставлять объемную форму плоскостной.

Объемные игрушки разной формы, плоскостные формы-образцы белого цвета.  

Календарно-тематическое планирование

№ занятия

Дата занятие

Количество часов

Тема занятия

Количество часов

план

факт

теории

практики

1

1.10.21

1

«Рыбки»

-

1

2

8.10.21

1

«Волшебные мешочки»

-

1

3

15.10.21

1

«Подбери перышки петушку»

-

1

4

22.10.21

1

«Разноцветные улитки»

-

1

5

29.10.21

1

 «Ежики»

-

1

6

5.11.21

1

«Найди ягоды»

-

1

7

12.11.21

1

«Чудесная корзинка

-

1

8

19.11.21

1

 «Разноцветные флажки»

-

1

9

26.11.21

1

«Добавь иголки ёжику»

-

1

10

3.12.21

1

«Сделай лучики солнышку»        

-

1

11

10.12.21

1

«Спрячь игрушки в коробки»

-

1

12

17.12.21

1

«Вкладыши и башенки»

-

1

13

24.12.21

1

 «Найдем матрёшкам косыночки»

-

1

15

14.01.22

1

«Квартира для медведя, лисы и мышки»

-

1

16

21.01.22

1

«Спрячь медвежат за мячами»

-

1

17

28.01.22

1

«Дорисуй картинку с помощью пуговиц»

-

1

18

4.02.22

1

«Найди окошко для фигурки»

-

1

19

11.02.22

1

«Разложи фигуры по местам!»

-

1

20

18.02.22

1

 «Прокати шарик через ворота»

-

1

21

25.02.22

1

«Найди клад»

-

1

22

4.03.22

1

«Неваляшка»

-

1

23

11.03.22

1

«Веселый паровозик»

-

1

24

18.03.22

1

«Собери бусы разные по форме»

-

1

25

25.03.22

1

«Сложи картинку»

-

1

26

1.04.22

1

Волшебный песок

-

1

27

8.04.22

1

Чудесный мешочек. (тактильные ощущения)

-

1

28

15.04.22

1

Рисование манкой. (тактильные ощущения)

-

1

29

22.04.22

1

Кинетический песок

-

1

30

29.04.22

1

Волшебница вода

-

1

31

6.05.22

1

«Дорисуй гусеницу» 

-

1

32

13.05.22

1

«Подари слоненку цветок»

-

1

33

20.05.22

1

«Протяни дорожку»

-

1

34

27.05.22

1

«Найди похожий предмет»

-

1

Планируемые результаты к концу обучения

Дети:

  • Активное проявление интереса к познавательно-речевой и сенсорной деятельности.
  • Формирование элементов нравственного поведения: эмоциональная отзывчивость, доброжелательность друг к другу.
  • Появление интереса к общению со сверстниками.
  • Сформированы предпосылки к эстетическому восприятию, ребенок активен в выполнении заданий творческого характера.
  • Успешная адаптация детей к условиям дошкольного учреждения.

Родители:

  • Повышение психолого-педагогических знаний, методов и приемов эффективного взаимодействия с детьми раннего возраста.
  • Овладение способами организации детской деятельности в домашних условиях.
  • Установление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями детей.

Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»

Формы аттестации

В целях изучения сенсорного развития проводится мониторинг по методике Т. В.  Николаевой и включает в себя следующие параметры определения результативности по сенсорному развитию детей:

  • восприятие цвета (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный);
  • восприятие формы (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник);
  • разрезные картинки  (2-3 части);
  • детали строительного материала (кубик, кирпичик, пластина, призма – крыша, столбик);
  • складывание пирамиды из трех колец одного цвета, уменьшающихся по величине;
  • складывание трех пирамид разного цвета из трех колец, уменьшающихся по величине; 
  • постройка дорожки из трех кирпичиков; постройка дорожки узкой из трех кирпичиков и дорожки широкой из трех пластин;
  • постройка башни из двух кубиков и трехгранной призмы;
  • постройка дома из четырех кубиков и трехгранной призмы;
  • постройка кроватки из кирпичика, положенного плашмя, и двух по краям;
  • постройка диванчика из трех кубиков и трех кирпичиков, поставленных вертикально;
  • игровые задания: «Нарисуй круг, яблоко, дождик», «Слепи мячик, яблоко, пряник, грибок».

Цель методики – выявление уровня развития практической ориентировки на форму, величину, выявление развитости умения выделять цвет как признак предмета.

Материал: коробка из пластика с 6 прорезями и 7 объёмных геометрических фигур, основание 6 из которых соответствует по форме одной из прорезей; цветные кубики: 5 желтых, 3 красных, 3 зеленых и 3 синих.матрешка из 5 частей. предметная картинка, разрезанная на 4 части.

Инструкция

Ребёнку предлагается выполнить задания без подготовки. Если он затрудняется, задание выполняется совместно с педагогом. Воспитатель берет руки ребёнка своими руками и производит действие. Затем предлагает повторить.

Ход проведения

Задание 1. Ребёнку предлагается вставить в 6 фигур в соответствующие прорези.

Задание 2. Ребёнок должен сгруппировать фигуры по цвету.

Задание 3. Необходимо собрать матрешку.

Задание 4.Ребёнок должен сложить картинку, разрезанную на 4 равные части. При затруднении педагог может продемонстрировать неразрезанную картинку.

Оценивается заинтересованность ребёнка, самостоятельность.

Условия реализации программы

Материально – техническое обеспечение:

Методы и формы работы

  • игровой метод (дидактические игры, игры-манипуляции).
  • наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов, мультимедийные презентации)
  • практический метод (показ способов действия с предметами, эксперимент)

Дидактический материал и техническое оснащение занятий

1. Необходимо просторное, хорошо освещенное помещение;

2. Столы и стулья должны соответствовать возрастным особенностям воспитанников;

3. Чистота и порядок в помещении, правильное организованное рабочее место;

4. Дидактические игры, направленные на формирование у детей сенсорного опыта.

5. Наглядный материал:

а) демонстрационный:

  • карточки с изображением предметов основных цветов спектра (красного, синего, желтого, зеленого, белого, черного);
  • карточки с изображением предметов разной величины (большой – маленький);
  • карточки с изображением предметов, имеющих различную форму (круглую, квадратную, треугольную, прямоугольную);
  • геометрические фигуры как эталоны формы (шар, куб, кирпичик, призма);
  • модельные изображения формы (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник);
  • игрушки (мячи, куклы, мишки, кукольная посуда и т.д.).

б) раздаточный:

  • рамки-вкладыши;
  • дидактический материал к играм: плоскостные геометрические формы круга, квадрата, треугольника, прямоугольника разного цвета и различной величины; силуэты «рыбок», «ежиков», «колпаков для гномов» и т.д. ;
  • различные крупы;
  • прищепки

в) технические средства обучения:

  • ноутбук;
  • мультимедийный проектор;
  • музыкальный центр;
  • диски с аудиозаписями;
  • телевизор

Основные задачи обучения:

  • Развитие зрительных ощущений: формировать умение различать цвет, форму, величину предмета.
  • Развитие тактильной чувствительности: формировать умение различать на ощупь качество предметов и называть их (мягкий, пушистый, твердый и т.п.); развитие силы рук, мелкой моторики, координации движений.
  • Развитие слуховой чувствительности, умение слушать и различать звуки в окружающей обстановке, развитие речевого слуха.
  • Обратить внимание детей на различие предметов по величине; формировать понимание слов «большой» и «маленький».
  • Закрепить у детей умения группировать и соотносить по цвету, форме и величине.
  • Познакомить детей с пятью геометрическими формами и их названиями.
  • Дать представления о чередовании предметов по форме.

Кадровое обеспечение

  • Старший воспитатель – составляет расписание кружковой работы, осуществляет педагогический контроль за выполнением программного материала.
  • Заместитель директора по МР – осуществляет контроль методики преподавания и программного обеспечения.
  • Педагог дошкольного образования - осуществляет организацию и обучение программного материала, обеспечивает безопасные условия для проведения занятия, несет ответственность за охрану жизни и здоровья воспитанников.

Литература

  1. Методическое пособие Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста. Методическое пособие. Творческий центр Сфера. -М., 2012
  2. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателя детского сада /Л.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б.Венгер/ Под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 1988.
  3. Интернет ресурсы.
  4. Лямина Г.М.Гербова В.В. Романовская Э.М. и др. Воспитание детей раннего возраста. М.:1976, с.81-82,162-163.
  5. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Цвет, форма, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 1997.
  6. Борисенко, М. Г., Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики). [Текст] /М.Г.Борисенко, Н.А.Лукина – СПб.: «Паритет», 2002.
  7. Волосова, Е. Б. Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели). [Текст] / Е.Б.Волосова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999. – 72 с.
  8. Высокова, Т. В. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста: программа, конспекты занятий. [Текст] / Т.В.Высокова. – Волгоград:
  9. Колосс, Г. Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении:
  10. Кочетова, Н.П. Играем с малышами: игры и упражнения для детей раннего возраста: пособие для воспитателей и родителей. / Н.П.Кочетова, Г.Г.Григорьева, Г.В. Груба. – М.: Просвещение, 2007.
  11. Лыкова, И. А. Дидактика в природе: Игры с цветом, сенсорное развитие. [Текст] / И.А.Лыкова. – М.: Издательство «Карапуз», 2006. – 19 с.
  12. Маханева, М.Д. Игровые занятия с детками от 1 до 3 лет. Методическое пособие для преподавателей и родителей. [Текст] / М.Д.Маханева, С.В.Рещикова. – М.: Издательство: ТЦ Сфера, 2008. – 96 с.
  13. Монтессори, М. Помоги мне сделать это самому / Сост., вступ. статья М В. Богуславский, Г. Б. Корнетов. [Текст] / М.Монтессори


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования «Я САМ» по теме: «развивающие игры по сенсорике»

П Л А Н  Общие положенияСовет программыПояснительная запискаТеоретическое обоснование, актуальность программыЗаконодательно-нормативное обеспечение программыОсновные  принципы...

Дополнительная образовательная программа по сенсорике «Разноцветный мир» с детьми дошкольного возраста

Сенсорное воспитание – это развитие  восприятия ребенка  и формирование его  представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запа...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 24» «Мир сенсорики» (младшая группа 3 - 4г)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 24» «Мир сенсорики» (младшая группа 3 - 4г)...

Отчет по дополнительному образованию «Занимательная сенсорика» для детей 3-4 лет

Отчет по дополнительному образованию«Занимательная сенсорика»для детей 3-4 лет...

Программа дополнительного образования "Занимательная сенсорика"

Формирование  у детей восприятия отдельных свойств предметов и явлений: формы, цвета, величины, пространства, времени, движений, особых свойств; обогащение чувственного опыта детей младшего дошко...

«Её величество Сенсорика» Программа дополнительного образования для детей 3-4лет по сенсорному развитию

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждениедетский сад №4 «Звёздочка»         «Её величество Сенсорика»Прогр...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 24» «Мир сенсорики» (средняя группа 4-5 л)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 24» «Мир сенсорики» (средняя группа 4-5 л)...