Программа дополнительного образования «Я САМ» по теме: «развивающие игры по сенсорике»
статья (младшая группа) по теме
П Л А Н
- Общие положения
- Совет программы
- Пояснительная записка
- Теоретическое обоснование, актуальность программы
- Законодательно-нормативное обеспечение программы
- Основные принципы программы
- Направления программы:
- оздоровительное;
- воспитательное;
- образовательное.
- Организационно-методическая деятельность по реализации программы
- Объекты программы
- Формы работы
- Принципы комплектования группы и организации работы
- Продолжительность реализации программы
- Методики для диагностики результативности программы
- Цель программы
- Задачи программы
- Предполагаемый результат
- Учебный план
- Перспективное планирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_kruzhku.docx | 71.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
дополнительного образования «Я САМ»
по теме: «развивающие игры по сенсорике»
составила: воспитатель Марбиева В.М.
«…Истоки творческих способностей
детей и их дарований – на кончике пальцев»
В.А. Сухомлинский
П Л А Н
- Общие положения
- Совет программы
- Пояснительная записка
- Теоретическое обоснование, актуальность программы
- Законодательно-нормативное обеспечение программы
- Основные принципы программы
- Направления программы:
- оздоровительное;
- воспитательное;
- образовательное.
- Организационно-методическая деятельность по реализации программы
- Объекты программы
- Формы работы
- Принципы комплектования группы и организации работы
- Продолжительность реализации программы
- Методики для диагностики результативности программы
- Цель программы
- Задачи программы
- Предполагаемый результат
- Учебный план
- Перспективное планирование
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Пояснительная записка
Игры, которые представлены в данной программе, направлены на формирование восприятия ребенка раннего и младшего дошкольного возраста. Программа разработана с учетом закономерностей формирования восприятия в дошкольном возрасте и психологических механизмов перехода внешних перцептивных действий во внутренний план, а также особенностей освоения сенсорных эталонов. Поэтому в программу включены образцы сенсорных эталонов разных свойств (формы, цвета, величины и др.), которые ребенок может освоить в игровых занятиях.
В программе представлены специальные игры и упражнения, на развитие тактильного восприятия с водой, на нанизывание, с пластилином, с карандашом, с краской, с бумагой, на выкладывание, которые помогут укрепить руки малышей, развивать движения рук, дифференцированные движения пальцев рук.
Теоретические обоснования, актуальность программы
Ранний возраст — это совершенно особый период становления всех органов и систем и, как совершенно справедливо писал Л.С.Выготский, - «ранний возраст сензитивен во всем».
В работе с детьми раннего возраста педагоги испытывают наибольшие трудности. Так, если при традиционных формах работы на первом плане в ясельных группах была забота о здоровье, формирование культурно – гигиенических навыков, то теперь пользоваться ложкой и салфеткой учат в семье (или могут научить). Поэтому возникает необходимость выделить в содержании работы с малышами аспекты социально – личностного развития и образовательные аспекты. На современном этапе проблема сенсорного воспитания приобрела острый резонанс. Возникла острая педагогическая необходимость в поиске эффективных путей создания педагогических условий.
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т.п. Именно ранний возраст - наиболее благоприятен для накопления знаний о внешнем мире, совершенствования работы органов чувств. Развитые сенсорные способности ребенка составляют не только важное предусловие для успешного выполнения им в будущем художественной, музыкальной, физической и других видов деятельности, но и определяют готовность ребенка к школьному обучению. Поэтому значение сенсорного развития ребенка в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить.
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Сенсорное развитие (от лат. sensus — чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Малыш рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.
Таким образом, сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий. Поэтому сенсорное развитие, развитие восприятия и представлений о внешних свойствах вещей, играет важную роль в общем ходе умственного развития ребенка. При отсутствии специального сенсорного воспитания в раннем и дошкольном детстве оно проходит замедленно, далеко не всегда достигает того уровня, который требуется для обеспечения дальнейшего развития познавательной деятельности ребенка, его успешного школьного обучения, подготовки ко всем видам физического и умственного труда, неотъемлемой частью которых является восприятие. Это обстоятельство привело к необходимости создания системы сенсорного воспитания нормально развивающихся детей дошкольного возраста. Проблема сенсорного развития и воспитания детей всегда была в центре внимания русских, зарубежных психологов и педагогов.
Проанализировав литературу по истории дошкольной педагогики, мы сделали вывод, что на всех этапах ее развития, проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест. Этот вопрос в своих трудах рассматривали такие видные представители дошкольной педагогики как Я.А.Коменский, Ф.Фребель, М.Монтессори, О.Декроли, Е.Тихеева, Л.А.Венгер. Ими были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов.
Анализ систем перечисленных авторов с позиций принципов теории сенсорного воспитания позволяет сделать вывод о необходимости разработки нового содержания и методов ознакомления детей со свойствами и качествами предметов в свете новейших психолого – педагогических исследований.
Законодательно-нормативное обеспечение программы
- Закон РФ «Об образовании».
- Законы Республики Башкортостан «Об образовании», «О здравоохранении».
- Санитарные нормы и правила, утвержденные совместным постановлением Министерства образования РФ и Госсанэпиднадзором.
- Типовое Положение о дошкольном учреждении от 14.07.2002г.
- Программа развития МДОУ.
- Устав образовательного учреждения.
Основные принципы программы
- Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка.
- Принцип системности коррекционных и развивающих задач.
- Принцип единства диагностики и коррекции.
- Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к работе с ребенком.
- Принцип блочного подхода – позволяет педагогически воспроизвести многообразие общественной практики, сохранить принцип научности содержания, повысить эффективность его реализации
Направления программы
Оздоровительное направление предполагает регулирование деятельности группы для соблюдения режима, формирование у детей жизненно важных двигательных умений и навыков, способствующих укреплению здоровья детей, стимулирование чувствительности и двигательной активности детей, сенсорно - перцептивных процессов.
Воспитательное направление обеспечивает социальное формирование личности, воспитание ее с учетом фактора развития, воспитание ребенка с творческими способностями, развитие и коррекцию познавательных процессов (внимание, память, ассоциативность и гибкость мышления, словарный запас речи, воображение), воспитание умения выражать свои эмоции. Развитие и корректирование зрительных, слуховых и тактильных ощущений.
Образовательное направление обеспечивает усвоение систематизированных знаний; формирование сенсомоторных умений и навыков; развитие моторных способностей, предусматривая, в первую очередь, формирование отношения к активной деятельности, интереса и потребности в совершенствовании сенсорных навыков ребенка, внедрение в практику нетрадиционных методов и приемов, формирование представлений об окружающем мире.
Организационно-методическая деятельность по реализации программы
- Систематический анализ сенсорного развития детей с целью последующей психолого-педагогической коррекции.
- Создание программно-методического обеспечения педагогического процесса по данной программе, соответствующее современным требованиям дидактики и возрастной психофизической специфике данного контингента детей.
- Определение содержания педагогического процесса в образовательном учреждении, способствующего формированию сенсорной культуры, сенсорному образованию детей.
- Создание условий для кружковой деятельности.
Объекты программы
- Дети 2-4 лет.
- Семьи детей посещающих детский сад.
- Педагогический персонал детского сада.
Формы работы:
- Групповые занятия.
- Индивидуальные занятия.
Принципы комплектования группы и организации работы
- Учет интересов и способностей детей.
- Желание родителей.
- Добровольное участие.
- Недирективность позиции взрослого.
- Учет психофизических особенностей детей.
Продолжительность реализации программы:
Данный курс состоит из 64 занятий по 10 - 15 минут каждое. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность курса составляет 9 месяцев для первого года обучения и столько же для второго года обучения.
Методики для диагностики результативности реализации программы
- Диагностика нервно- психического развития детей первых трех лет жизни Волосовой Е.Б..
- Методика Г.В.Бурменской,
Цель программы
Формировать у детей восприятие отдельных свойств предметов и явлений: формы, цвета, величины, пространства, времени, движений, особых свойств. Научить детей воспринимать такие сложные явления окружающего мира, как иллюстрации, литературные произведения, социальные явления, движения, природа, музыка.
Задачи программы
- Учить рассматривать окружающие предметы, выделяя их форму, величину, цвет, называть эти качества предметов, вслушиваться и выделять звуки природы, звуки человеческого голоса, музыкальные звуки.
- Включать в процесс зрительного восприятия обследование предмета с помощью двух рук для расширения процесса познания окружающего и развития мышления.
Задачи для первого года обучения (2-3 года)
- Развитие зрительных ощущений: учить различать цвет, форму, величину предмета, формировать представления об оттенках, развивать способность при рассмотрении картины видеть, как с помощью цвета достигается художественная выразительность изображения.
- Развитие тактильной чувствительности: учить различать на ощупь качество предметов и называть их (мягкий, пушистый, твердый и т.п.); развитие силы рук, мелкой моторики, координации движений.
- Развитие слуховой чувствительности, умение слушать и различать звуки в окружающей обстановке, развитие речевого слуха.
- Развитие обонятельных и вкусовых ощущений.
Задачи для второго года обучения (3-4 года)
- Развитие зрительных ощущений: учить различать и называть форму, размер, цвет предмета, формировать представления об оттенках, развивать способность при рассмотрении картины видеть, как с помощью цвета достигается художественная выразительность изображения.
- Развитие тактильной чувствительности: учить различать на ощупь качество предметов и правильно их называть (гладкий, мягкий, пушистый, твердый и т.п.); развитие силы рук, мелкой моторики, координации движений.
- Развитие слуховой чувствительности, умение слушать и различать звуки в окружающей обстановке, развитие речевого слуха.
- Развитие обонятельных и вкусовых ощущений.
- Ориентирование во времени: усвоение представлений о частях суток.
Предполагаемый результат
После первого года обучения (2-3 года)
- Дети различают и называют некоторые цвета спектра – красный, зеленый, синий, желтый.
- Различают и называют некоторые геометрические фигуры и тела (шар, куб, круг, квадрат).
- Используют сенсорные эталоны (лимон желтый как солнышко, огурчик зеленый как травка).
- Начинают на ощупь различать качество предметов и их называть.
- Умеют слушать и различать звуки в окружающей обстановке.
- Различают запах, вкус, качество материала.
После второго года обучения (3-4 года)
- Дети различают и называют цвета спектра – красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, черный, белый.
- Различают и называют геометрические фигуры и тела (шар, куб, круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник).
- Используют сенсорные эталоны для оценки свойств предметов (машина красная, кошка пушистая).
- На ощупь различают качество предметов и их называют.
- Умеют слушать и различать звуки в окружающей обстановке.
- Различают запах, вкус, качество материала.
- Начинают ориентироваться во времени.
Предполагаемый результат
Первый год обучения (2-3 года)
- Дети различают и называют некоторые цвета спектра – красный, зеленый, синий, желтый.
- Различают и называют некоторые геометрические фигуры и тела (шар, куб, круг, квадрат).
- Используют сенсорные эталоны (лимон желтый как солнышко, огурчик зеленый как травка).
- Начинают на ощупь различать качество предметов и их называть.
- Умеют слушать и различать звуки в окружающей обстановке.
- Различают запах, вкус, качество материала.
Второй год обучения (3-4 года)
- Дети различают и называют цвета спектра – красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, черный, белый.
- Различают и называют геометрические фигуры и тела (шар, куб, круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник).
- Используют сенсорные эталоны для оценки свойств предметов (машина красная, кошка пушистая).
- На ощупь различают качество предметов и их называют.
- Умеют слушать и различать звуки в окружающей обстановке.
- Различают запах, вкус, качество материала.
- Начинают ориентироваться во времени.
Учебный план
Первый год обучения
№ п.п. | Восприятие | Задачи сенсорного воспитания | Содержание |
I | Восприятие свойств предметов и явлений | Формировать восприятие отдельных свойств предметов и явлений: формы, цвета, величины, пространства, времени, движений. | |
1 | Восприятие формы | Научить различать геометрические тела и фигуры | «Разложи фигуры по местам» |
2 | Восприятие цвета | Научить различать предметы по цвету с помощью операции сравнения однородных и разных по цвету предметов | «Построим башню» |
3 | Восприятие величины | Научить различать предметы по величине | « Пирамидки» |
4 | Восприятие пространства | Научить ребенка воспринимать характеристики пространства: далеко, близко, здесь, там, внутри, снаружи, верх, вниз, справа, слева, внутри, снаружи | «Где же мишка» |
5 | Восприятие движений и позы | Научить воспринимать позы и движения тела, конечностей, головы | «Упражнения для рук» |
6 | Восприятие особых свойств предметов (тяжести, температуры, качества поверхности, вкуса, запаха, звуков) | Научить воспринимать свойства предметов с помощью других органов чувств, кроме зрения (осязание, вкусовые, обонятельные и слуховые) | «Горячо - холодно» «Узнай по звуку» и т.д. |
7 | Восприятие целостного предмета | Научить узнавать предмет по его отдельным свойствам и частям | «Собери целое» |
II | Восприятие сложных явлений окружающего мира | Научить воспринимать иллюстрации, литературные произведения, социальные явления, природу, музыку. | |
1 | Восприятие иллюстраций | Научить воспринимать иллюстрации как целостный сюжет, в котором заложен смысл. | «Рассматривание картинки», «Беседа по картинке» |
2 | Восприятие литературных произведений | Научить воспринимать литературное произведение: сюжет, героев. | «Чтение сказки, рассказа, стихотворения, потешки, прибаутки», «Кукольный театр» |
3 | Восприятие социальных явлений | Научить понимать взаимоотношения людей по поступкам, жестам, позам и мимике. | «Что происходит на картинке?», «Тише!» |
4 | Восприятие природы | Научить воспринимать явления живой и неживой природы (растения, животных, времена года) в условиях развития и изменения их свойств | «Прогулка в парк», «Назови этих животных» |
6 | Восприятие музыки | Научить воспринимать и правильно реагировать на музыку. | «Веселый Петрушка», «Кто позвал» |
Учебный план
Второй год обучения
№ п.п. | Восприятие | Задачи сенсорного воспитания | Содержание |
I | Восприятие свойств предметов и явлений | Формировать восприятие отдельных свойств предметов и явлений: формы, цвета, величины, пространства, времени, движений, особых свойств | |
1 | Восприятие формы | Научить различать геометрические фигуры по форме | «На что похожа эта фигура?» |
2 | Восприятие цвета | Научить различать предметы по цвету с помощью операции сравнения однородных и разных по цвету предметов | «Собери капельки в стакан» |
3 | Восприятие величины | Научить различать предметы по величине, длине, высоте, ширине, толщине | «Собери пирамидку» |
4 | Восприятие пространства | Научить ребенка воспринимать характеристики пространства: далеко, близко, здесь, там, глубокий, мелкий, верх, низ, справа, слева, впереди, сзади, вокруг | «Где что стоит» |
5 | Восприятие времени | Научить воспринимать такие характеристики времени, как время суток (утро, день, вечер, ночь); время года (весна, лето, осень, зима); течение времени (быстро, долго, часто, редко, давно, недавно, вчера, сегодня, завтра) | «Что мальчик делает утром, днем, вечером, ночью?» |
6 | Восприятие движений и позы | Научить воспринимать позы и движения тела, конечностей, головы | «Упражнения для рук» |
7 | Восприятие особых свойств предметов (тяжести, температуры, качества поверхности, вкуса, запаха, звуков) | Научить воспринимать свойства предметов с помощью других органов чувств, кроме зрения (осязание, вкусовые, обонятельные и слуховые) | «Покажи на рисунке, какой предмет теплый, горячий, холодный» |
8 | Восприятие целостного предмета | Научить узнавать предмет по его отдельным свойствам и частям | «Собери разрезанную Фигуру» |
II | Восприятие сложных явлений окружающего мира | Научить воспринимать иллюстрации, литературные произведения, социальные явления, природу, музыку. | |
1 | Восприятие иллюстраций | Научить воспринимать иллюстрации как целостный сюжет, в котором заложен смысл. | «Рассматривание картинки», «Беседа по картинке» |
2 | Восприятие литературных произведений | Научить воспринимать литературное произведение: сюжет, героев, события, характеры героев и нравственный и эстетический смысл произведения | «Чтение сказки, рассказа, стихотворения, потешки, прибаутки», «Беседа о прочитанном», «Кукольный театр» |
3 | Восприятие социальных явлений | Научить понимать взаимоотношения людей по поступкам, жестам, позам и мимике. | «Что происходит на картинке?», «Определи настроение» |
4 | Восприятие природы | Научить воспринимать явления живой и неживой природы (растения, животных, минералы, погоду, рельеф, времена года) в условиях развития и изменения их свойств в разных состояниях | «Прогулка в парк», «Назови этих животных», «Угадай какое это время года?» |
6 | Восприятие музыки | Научить воспринимать и правильно реагировать на музыку в соответствии с ее характером и принятыми способами | «Различи звук и мелодию», «Сила звука» |
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ
ПО СЕНСОРНОМУ ВОСПИТАНИЮ
(ранний возраст 2-3 года)
№ п.п. | Тема занятия | Цель занятия |
1 | Октябрь «Цветные кубики» «Цветные парочки» | Учить сравнивать цвета по принципу «такой – не такой», подбирать пары одинаковых по цвету предметов. |
2 | «Разноцветные палочки» «Ниточки для шариков» | Учить сравнивать цвета по принципу «такой – не такой», сортировать предметы по цвету. Знакомить с названиями цветов. |
3 | «Построим башню» «Бегите ко мне!» | Учить находить предмет определенного цвета по образцу (зрительное соотнесение); развивать внимание. |
4 | «Наряжаем кукол» «Разложи по коробочкам» | Учить подбирать цвета по принципу «такой – не такой», находить предмет определенного цвета по образцу, знакомить с названиями цветов. |
5 | «Разложи фигуры по местам» «Веселый поезд» | Познакомить с плоскими геометрическими формами – квадратом, кругом, треугольником, овалом, прямоугольником; учить подбирать нужные формы разными методами. |
6 | «Собери капельки в стакан» «На что похожа эта фигура» | Научить различать предмет по цвету с помощью операции сравнения однородных и разных по цвету предметов; различать геометрические фигуры по форме. |
7 | «Чудесный мешочек» «Катится – не катится» | Уточнить знания о геометрических фигурах. Познакомить с объемными геометрическими телами – шаром, кубом. |
8 | «Пальчиковые игры Семейка», «Капуста». «Фигуры играют в прятки» | Развивать мелкую моторику рук. Уточнить знания о геометрических телах. |
1 | Ноябрь «Веселый поезд» «Фигуры играют в прятки» «Почтовый ящик» | Учить распознавать изученные геометрические фигуры, находить их в предметах окружающей обстановки. Развивать логическое мышление. |
2 | «Башни» «Найди пару по форме» | Учить подбирать фигуры соответствующих форм. Учить подбирать нужные формы методом зрительного соотнесения |
3 | Игры с блоками Дьенеша «Большой и маленький парусники» «Грузовик» | Учить выявлять свойства предметов – цвет, форму, размер. Развивать внимание, логическое мышление, воображение, мелкую моторику, речь. |
4 | Игры с блоками Дьенеша «Цветок» «Собачка» | Развивать мелкую моторику рук, учить концентрировать внимание, освоить элементы художественного конструирования. Закрепить цвет форму, величину. |
5 | «Сестрички – матрешки» «Найди такую же фигуру» | Учить подбирать нужные формы методом зрительного соотнесения, развивать мелкую моторику рук, закрепить основные цвета. |
6 | «Собери пирамидку» «Найди лишнюю фигуру» | Научить различать предметы по величине, развивать мелкую моторику рук, закрепить основные цвета. |
7 | «Спрячь в ладошке!» «Самый большой» | Учить воспринимать параметры величины большой, маленький. Учить различать больших и маленьких плоских фигур. |
8 | «Накрой платком» «Покормим кукол» | Учить воспринимать параметры величины большой, маленький в ходе практических действий со специальными игрушкам |
1 | Декабрь «Снеговик» | Развитие тактильного восприятия, умения выкладывать несложные плоскостные предметы в горизонтальной плоскости; развитие мелкой моторики пальцев рук, активизация словаря. |
2 | Игры с кубиками Никитиных «Чья дорожка длиннее? А чья короче?» «Чья башня выше?» | Развивать внимание, логическое мышление, воображение, мелкую моторику, речь. Учить ориентироваться в пространстве. |
3 | Игры с кубиками Никитиных «Построй ступеньки для зверюшек» «Дорожка для зайчика» | Учить ориентироваться в пространстве. Научить сравнивать предметы по размеру, преобразовывать изображение и воссоздавать из частей целый образ. |
4 | «Веселые матрешки» «Пирамидки» | Закрепить знания о величине в ходе практических действий с игрушками. Учить сравнивать предметы по величине способом наложения. |
5 | «Большие и маленькие кубики» «Две коробки» | Обучать умению сравнивать предметы по величине методом зрительного соотнесения; сортировать предметы двух резко отличающихся размеров; учить понимать и использовать в речи понятия: большой, маленький, такой же, одинаковый по величине. |
6 | «Вкладыши и башенки» «Где мое место?» | Знакомить детей с величиной в ходе практических действий со специальными игрушками; с понятием самый большой. |
7 | «Построй ворота» | Учить использовать знания о величине (высоте) предметов в ходе практической деятельности. |
8 | «Две башни» «Два поезда» | Научить различать предметы по высоте, развивать мелкую моторику рук, закрепить название геометрических фигур (квадрат). |
1 | Январь Аппликация «Чашка» | Воспитывать интерес к аппликации; закрепить знание цветов; побуждать называть цвета, развивать чувство ритма, глазомер. |
2 | «Сравни карандаши по длине» «Какой длины веревочки?» | Научить различать предметы по длине, закрепить основные цвета, развивать речь. |
3 | «Какая это лента?» «Сравни карандаши по длине» | Научить различать предметы по длине, закрепить основные цвета, развивать речь. |
4 | «Игры с прищепками» | Способствовать развитию мелкой моторики. Закрепить основные цвета, понятия «длинный», «короткий». Развитие тактильных ощущений. |
5 | «Ощупывание елочных игрушек» (игра на развитие тактильного восприятия) «Праздник елки» (игра на нанизывание) | Развитие у ребенка умения различать на ощупь продолговатые игрушки (сосульку, шишку) и круглые (елочные шары). Развитие мелкой моторики, координации движений. Развитие мелкой моторики, координации движений. |
6 | Игры с палочками Кюизенера «По синей дорожке спешит сороконожка» «По красной дорожке друзья идут к Антошке» | Учить различать цвет, размер, количество предметов. Развивать мелкую моторику рук. |
7 | Игры с палочками Кюизенера «На лесной дорожке зайчики – трусишки» «На желтой дорожке угадай чьи это ножки» | Учить различать цвет, размер, количество предметов. Развивать мелкую моторику рук. |
1 | Февраль «По мотивам «Трех медведей» | Развивать навыки сопоставления, сенсорного восприятия, внимания, изучение понятий – большой, средний, маленький. |
2 | «Бусы для мамочки» | Учить чередовать бусы по цвету. Закрепить основные цвета, названия геометрических фигур. Продолжать закреплять знания детей о количестве, о качестве предметов, учить различать и называть качества «твердый», «мягкий». |
3 | «Плывет, плывет кораблик» | Формировать представления о величине. Учить сравнивать два предмета по длине, понимать, правильно употреблять слова: длинный, короткий. Развивать зрительную память, внимание, учить находить по образцу геометрические фигуры и выкладывать из них изображение кораблика. |
4 | «Грузовая машина» | Развитие зрительного внимания, умения воссоздавать изображение по представлению, образцу; учить сравнивать предметы по длине. |
5 | Лепка «Чашка» | Учить скатывать шар и делать углубление, развивать мелкую моторику, зрительное внимание. |
6 | «Прячьтесь в домик!» «Где же мишка?» | Знакомить с пространственными отношениями, выраженными словами: внутри, снаружи. Знакомить с расположением объектов в пространстве относительно друг друга. |
7 | «Выкладывание дорожки в осеннем парке» | Развитие мелкой моторики пальцев рук; развитие умения ориентироваться на листе бумаги (вверху, внизу); активизация словаря. |
8 | «Я по садику гуляла» (игра на выкладывание) | Формирование у детей умения выполнять задания по образцу; дальнейшее развитие умения ориентироваться на плоскости и определять местонахождение предметов; активизация словаря. |
1 | Март «Построй как я» «Парные картинки» | Учить различать пространственные направления, развивать внимание. Учить находить одинаковые изображения; развивать внимание. |
2 | «Собери картинку из пазлов» «Найди свое место» | Закреплять умение воспринимать целостное изображение предмета; развивать внимание. Учить узнавать знакомые предметы среди других; развивать внимание и память. |
3 | «Упражнения для рук» «Упражнения для ног» | Научить воспринимать позы и движения тела, конечностей, головы. |
4 | «Про маленькую капельку» «Горячо – холодно» | Познакомить со свойством воды (горячая, холодная). Развитие тактильных ощущений. |
5 | «Переливание воды» «Ледяное царство» | Развивать осязание; закрепить знания о свойствах жидкости. Знакомить со свойствами льда. |
6 | «Угадай, что в ящике» «Круглое и квадратное». | Развивать осязание; учить ощупывать предметы. |
7 | «Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет?» «Назови, какие предметы мокрые, сухие, мягкие, пушистые, тяжелые». | Дать представления о таких качествах поверхности, как гладкая, шершавая, мягкая, твердая, сухая и мокрая, пушистая. |
8 | «Закрой глаза и угадай, что я тебе дала попробовать» | Дать детям представление о четырех вкусовых эталонах: кислое, сладкое, горькое, соленое. Показать, как осторожно надо пробовать незнакомые продукты (кончиком языка, губами, растирая их на языке, «прислушиваться» к своим ощущениям. |
1 | Апрель «Понюхайте эти предметы» «Закрой глаза и угадай предмет по запаху» | Дать ребенку понюхать разнообразные предметы и описать свои ощущения. Показать, как нужно осторожно нюхать незнакомые предметы. |
2 | «Как звучат музыкальные инструменты (громко, тихо)» «Покажи, как поют птички, кричат животные, шумят машины» | Дать представление о громком и тихом звуке. Научить слушать разные шумы, эмоционально на них реагировать, прислушиваться, защищаться от громкого и неприятного шума руками. |
3 | «Ежик потерял колючки» (игра на выкладывание) | Совершенствование мелкой моторики пальцев рук; развитие зрительного внимания; активизация словаря; «колючий», «соседи», «волки», «зайцы», «медведи», «еж». |
4 | «Собери разрезанную фигуру» «Собери разрезанную картинку» | Научить ребенка узнавать предмет по его отдельным свойствам и частям. Закрепить названия геометрических фигур. |
5 | «Предметы и картинки» «Собери целое» | Учить находить одинаковые изображения; развивать внимание. Учить собирать целый предмет из отдельных частей, развивать мышление. |
6 | «Разрезные картинки (обувь)» | Учить восприятию целостного графического образа; развивать внимание. |
7 | «Разрезные картинки (одежда)» | Учить восприятию целостного графического образа; развивать внимание, память. |
8 | «Узнай по звуку» «Веселый Петрушка» | Развивать слуховое внимание; восприятие на слух звуков, которые издают различные звучащие игрушки. |
1 | Май «Кто позвал?» «Найди картинку!» | Развивать речевой слух; учить различать на слух голоса знакомых людей; развивать слуховое внимание. |
2 | «Рассматривание картины» «Беседа по картине» «Сюжетная игра» | Научить ребенка воспринимать иллюстрации как целостный сюжет, в котором заложен смысл. |
3 | «Чтение сказки (рассказа, стихотворения)» «Кукольный театр» | Научить ребенка воспринимать литературные произведения: сюжет, героев, события. |
4 | «Что происходит на картинке?» «Тише!» «Лисичка подслушивает» | Научить ребенка понимать взаимоотношения людей по поступкам, жестам, позам и мимике. |
5 | «Прогулка в парк» «Беседа о прогулке» | Научить детей воспринимать явления живой и неживой природы в условиях развития и изменения их свойств в разных состояниях. |
6 | «Назови этих животных» «Угадай, о каком животном здесь говорится?» | Научить детей видеть разные стороны животных. |
7 | Рисование «Ягоды» | Учить рисовать красками при помощи пальцев; закреплять знания цветов; формировать интерес к рисованию. |
8 | «Различи звук и мелодию» «Какой у инструмента голос, тембр» | Научить детей воспринимать и правильно реагировать на музыку в соответствии с ее характером и принятыми способами. |
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ
ПО СЕНСОРНОМУ ВОСПИТАНИЮ
(младший возраст 3-4 года)
№ п.п | Тема занятия | Цель занятия |
1 | Октябрь (Восприятие цвета, формы, величины) «Помоги зайчику» «Помоги зайчику найти на картинке предмет желтого цвета» | Учить различать цвета, ориентируясь на их однородность и неоднородность при выделении объектов заданного цвета из множества разноцветных. Стимулировать зрительную поисковую деятельность детей на обобщающее понятие «цвет». Учить узнавать и правильно называть желтый цвет. |
2 | Кукла Катя в гостях у ребят: «Помоги кукле выбрать конфеты» «Найди на картинке предмет зеленого цвета» «Раскрась фигуру зеленым цветом (квадрат)» | Стимулировать зрительную поисковую деятельность детей на обобщающее понятие «цвет». Учить узнавать и правильно называть зеленый цвет, геометрическую фигуру квадрат. Учить различать цвета, ориентируясь на их однородность и неоднородность при выделении объектов заданного цвета из множества разноцветных. |
3 | Незнайка в гостях у ребят: «Помоги кукле незнайке собрать букет». «Найди на картинке предмет синего цвета» «Назови фигуру и раскрась ее синим цветом (круг)» | Учить осуществлять выбор цвета по образцу и проверить его примериванием (пробное прикладывание предметов друг к другу, наложение одного предмета на другой). Продолжать упражнять в различении цветов. Учить узнавать и правильно называть синий цвет, геометрическую фигуру круг. Формировать отношение к цвету как к значимому признаку. |
4 | «Найди игрушку красного цвета» «Найди на картинке предмет красного цвета» «Раскрась фигуру красным цветом (треугольник)» | Развивать зрительную ориентировку при восприятии цвета. Учить узнавать и называть красный цвет, геометрическую фигуру треугольник. Упражнять в выделении красного цвета из множества разноцветных. |
5 | «Собери капельки в стакан» «На что похожа эта фигура» | Научить различать предмет по цвету с помощью операции сравнения однородных и разных по цвету предметов; различать геометрические фигуры по форме. |
6 | «Чудесный мешочек» Свой домик» «Закрашивание прямоугольников» | Уточнить знания о геометрической фигуре (прямоугольник). Развивать умение анализировать, сравнивать, классифицировать. Отметить логическое мышление, умение выполнять задания самостоятельно. |
7 | «Пальчиковые игры Семейка», «Капуста». «Сказка о геометрических фигурах» «Закрашивание овалов» | Познакомить с овалом и его свойствами, закрепить умение распознавать изученные геометрические фигуры, находить их в предметах окружающей обстановки. Развивать логическое мышление. |
8 | «Полочка для игрушек забита битком» «У Мишки корабль, цветок и много чего еще» «Чем нарисована каждая картина?» | Научить находить на картинке мячи и машинки (закрепить форму предметов); закрепить основные цвета; различать и сравнивать возможные варианты, выбирая оптимальный для данной ситуации. |
1 | Ноябрь «Веселый поезд» «Фигуры играют в прятки» «Почтовый ящик» | Учить распознавать изученные геометрические фигуры, находить их в предметах окружающей обстановки. Развивать логическое мышление. |
2 | Игры с блоками Дьенеша «Снеговик» «Башня» | Учить выявлять свойства предметов – цвет, форму, размер. Развивать внимание, логическое мышление, воображение, мелкую моторику, речь. |
3 | Игры с блоками Дьенеша «Клоун» «Пароход» | Развивать мелкую моторику рук, учить концентрировать внимание, освоить элементы художественного конструирования. Закрепить цвет форму, величину. |
4 | «Сестрички – матрешки» «Что изменилось?» «Найди такую же фигуру» | Научить различать предметы по величине, развивать мелкую моторику рук, закрепить основные цвета. |
5 | «Собери пирамидку» «Раскрась фигурки» (большие и маленькие) | Научить различать предметы по величине, развивать мелкую моторику рук, закрепить основные цвета. |
6 | «Самый большой» «Грибочки в лесу» «Семья» «Найди фигуру» | Учить воспринимать параметры величины большой, маленький. Учить различать больших и маленьких плоских фигур. |
7 | «Чьи это бантики?» «Вкладыши и башенки» | Учить воспринимать параметры величины большой, маленький в ходе практических действий со специальными игрушками. |
8 | «Снеговик» «Найди пару по форме» | Развитие тактильного восприятия, умения выкладывать несложные плоскостные предметы в горизонтальной плоскости; развитие мелкой моторики пальцев рук, активизация словаря. |
1 | Декабрь «Какой высоты стул и стол?» «Лесенка» «Построй лесенку из квадратов» | Научить различать предметы по высоте, развивать мелкую моторику рук, закрепить название геометрических фигур (квадрат). |
2 | «Построй ворота» «Построй забор» | Учить использовать знания о величине (высоте, ширине) предметов в ходе практической деятельности. |
3 | «Какая кукла выше?» «Где высокие полки?» «Построй лесенку из квадратов» | Научить различать предметы по высоте, развивать мелкую моторику рук, закрепить название геометрических фигур (квадрат). |
4 | Игры с кубиками Никитиных «Строим флаг по памяти» «Строим елочку» | Развивать внимание, логическое мышление, воображение, мелкую моторику, речь. Учить ориентироваться в пространстве. |
5 | Игры с кубиками Никитиных «Строим гирлянду по памяти» «Шахматная доска» | Развивать внимание, логическое мышление, воображение, мелкую моторику, речь. Учить ориентироваться в пространстве. |
6 | «Рассматривание картин (кто высокий, а кто низкий)» «Поставь по росту» «Самые высокие и самые низкие» «Какая крыша?» | Научить различать высоту предметов на картинках. Закрепить названия геометрических фигур. |
7 | «Какая это лента?» «Сравни карандаши по длине» «Какой длины веревочки?» | Научить различать предметы по длине, закрепить основные цвета, развивать речь. |
8 | «Игры с прищепками» «Ощупывание елочных игрушек» (игра на развитие тактильного восприятия) «Праздник елки» (игра на нанизывание) | Развитие у ребенка умения различать на ощупь продолговатые игрушки (сосульку, шишку) и круглые (елочные шары). Развитие мелкой моторики, координации движений. |
1 | Январь «Игры с прищепками» | Способствовать развитию мелкой моторики. Закрепить основные цвета, понятия «длинный», «короткий». Развитие тактильных ощущений. |
2 | Игры с палочками Кюизенера «Дом для колобка» «Закрывай окошечки» | Учить различать и называть цвет, размер, количество предметов. Развивать мелкую моторику рук. |
3 | «Построй елочку из полосок разной длины» «Работа с картинками. | Научить различать длину с плоскими фигурами и на картинках. Закрепить основные цвета. |
4 | Игры с палочками Кюизенера «Серый волк» «Медведь» | Учить различать и называть цвет, размер, количество предметов. Развивать мелкую моторику рук. |
5 | Определение параметра длины» «Проведи линию вдоль длинной и короткой дорожки» | Научить различать длину с плоскими фигурами и на картинках. Закрепить основные цвета. |
6 | «Какие дорожки?» «Какая дорожка нужна для фотографии медвежонку, а какая для змейки?» «Раскрась широкую ленту красным цветом, а узкую – синим. | Научить различать предметы по ширине, развивать мелкую моторику рук, закрепить основные цвета. |
7 | «Определи толщину» «Какая это ткань?» «Какой толщины кирпичики?» | Научить различать предметы по толщине (толстый и тонкий). Научить различать толщину на картинках. |
1 | Февраль «Построй ворота» «Какой ствол?» «Разные книги» | Научить различать предметы по толщине (толстый и тонкий). Научить различать толщину на картинках. Развивать мелкую моторику рук. |
2 | «Где что стоит» «Кто быстрее?» «Далеко и близко» «Какая посуда?» | Научить воспринимать такие характеристики пространства, как дальше, близко, здесь, там, глубокий, мелкий. |
3 | «А что находится вверху? А что находится внизу?» «Где фигура?» «Впереди – сзади» «Справа – слева» | Научить воспринимать такие характеристики пространства, как верх, низ, справа, слева, впереди, сзади. Закрепить названия геометрических фигур. |
4 | «Выкладывание дорожки в осеннем парке» | Развитие мелкой моторики пальцев рук; развитие умения ориентироваться на листе бумаги (вверху, внизу); активизация словаря. |
5 | «Я по садику гуляла» (игра на выкладывание) | Формирование у детей умения выполнять задания по образцу; дальнейшее развитие умения ориентироваться на плоскости и определять местонахождение предметов; активизация словаря. |
6 | «Что мальчик делает утром, днем, вечером, ночью?» «Что перепуталось на картинках?» | Научить воспринимать такие характеристики времени, как время суток (утро, день, вечер, ночь). |
7 | «Какое сейчас время года? Почему ты так думаешь?» «В какое время года нужны эти предметы?» «Что перепуталось на картинках?» | Научить воспринимать такие характеристики времени, как времена года (весна, лето, осень, зима). |
8 | «Упражнения для рук» «Упражнения для ног» «Упражнения для головы и туловища» «Позы и движения» | Научить воспринимать позы и движения тела, конечностей, головы. |
1 | Март «Про маленькую капельку» | Познакомить со свойством воды (горячая, холодная, чистая, грязная, прозрачная). Развитие тактильных ощущений. |
2 | «Угадай, какой это предмет» «Покажи на картинке, какой предмет теплый, горячий, холодный» | Научить ребенка воспринимать свойства предметов с помощью таких органов чувств, как осязание, вкусовые, обонятельные и слуховые. |
3 | «Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет?» «Назови, какие предметы гладкие, твердые, колючие». | Дать представления о таких качествах поверхности, как гладкая, колючая, шершавая, мягкая, твердая, скользкая, сухая и мокрая, пушистая. |
4 | «Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет?» «Назови, какие предметы мокрые, сухие, скользкие, мягкие, тяжелые». | Дать представления о таких качествах поверхности, как гладкая, колючая, шершавая, мягкая, твердая, скользкая, сухая и мокрая, пушистая. |
5 | «Вспомните вкус этих продуктов и назовите его» «Закрой глаза и угадай, что я тебе дала попробовать» | Дать детям представление о четырех вкусовых эталонах: кислое, сладкое, горькое, соленое. Показать, как осторожно надо пробовать незнакомые продукты (кончиком языка, губами, растирая их на языке, «прислушиваться» к своим ощущениям. |
6 | «Понюхайте эти предметы» «Постарайтесь вспомнить, как пахнут эти предметы» «Закрой глаза и угадай предмет по запаху» | Дать ребенку понюхать разнообразные предметы и описать свои ощущения. Показать, как нужно осторожно нюхать незнакомые предметы. |
7 | «Как звучат музыкальные инструменты (громко, тихо)» «Покажи, как поют птички, кричат животные, шумят машины» | Дать представление о громком и тихом звуке. Научить слушать разные шумы, эмоционально на них реагировать, прислушиваться, защищаться от громкого и неприятного шума руками. |
8 | «Бусы для мамочки» | Учить чередовать бусы по цвету. Закрепить основные цвета, названия геометрических фигур. Продолжать закреплять знания детей о количестве, о качестве предметов. |
1 | Апрель «Собери разрезанную фигуру» «Собери разрезанную открытку» «На какую игрушку похожа фигура» | Научить ребенка узнавать предмет по его отдельным свойствам и частям. Закрепить названия геометрических фигур. |
2 | «Парные картинки» «Собери целое» | Учить находить одинаковые изображения; развивать внимание. Учить собирать целый предмет из отдельных частей, развивать мышление. |
3 | «Разрезные картинки (обувь)» | Учить восприятию целостного графического образа; развивать внимание. |
4 | «Разрезные картинки (одежда)» | Учить восприятию целостного графического образа; развивать внимание, память. |
5 | «Узнай предмет на ощупь» «Узнай предмет по контуру» «Узнай предмет по деталям» «Чего не хватает у предмета» «Что вы видите на рисунке?» | Научить узнавать предмет на ощупь, по контуру, по деталям, по картинке. |
6 | «Найди похожие предметы» «Чем похожи снежные бабы? Чем различны?» «Найди похожие облака» | Научить узнавать общее и различное. |
7 | «Рассматривание картины» «Беседа по картине» «Сюжетная игра» | Научить ребенка воспринимать иллюстрации как целостный сюжет, в котором заложен смысл. |
8 | «Чтение сказки (рассказа, стихотворения)» «Беседа о прочитанном» «Кукольный театр» | Научить ребенка воспринимать литературные произведения: сюжет, героев, события. |
1 | Май «Что происходит на картинке?» «Определи настроение» «Лисичка подслушивает» | Научить ребенка понимать взаимоотношения людей по поступкам, жестам, позам и мимике. |
2 | «Прогулка в парк» «Беседа о прогулке» | Научить детей воспринимать явления живой и неживой природы в условиях развития и изменения их свойств в разных состояниях. |
3 | «Расскажи об этих животных» «Назови этих животных» «Угадай, о каком животном здесь говорится?» | Научить детей видеть разные стороны животных и растений |
4 | «Угадай, о каком цветочке здесь говорится?» «Угадай, какое время года?» | Научить детей видеть разные стороны животных и растений |
5 | «Различи звук и мелодию» «Какой у инструмента голос, тембр» | Научить детей воспринимать и правильно реагировать на музыку в соответствии с ее характером и принятыми способами. |
6 | «Сила звука» «Высота звука» | Научить детей воспринимать и правильно реагировать на музыку в соответствии с ее характером и принятыми способами. |
7 | «Дом для куклы» | Формировать умение ставить кубик на кубик; развивать умение различать и называть основные формы строительного материала (кубики, кирпичики), понимать слово «такой»; активизировать словарь понятиями «высокий», «ровный». Закреплять представление о цвете, величине (узкий). |
8 | «Пуговицы для платья» | Развивать умение различать и называть основные цвета, отделять маленькие кусочки от большого куска пластилина, умение располагать комочки на ограниченном пространстве; учить называть существенные детали и части предметов (рукава, воротник, пояс, карманы, рюшка, юбка, кофта, пуговицы). |
Работа с коллегами
С воспитателями первых младших групп запланирован круглый стол на тему «Сенсорное развитие детей раннего возраста в условиях детского сада», опыт работы по изготовлению дидактических игр по сенсорному развитию детей, анкетирование.
Запланированы консультации с воспитателями по следующим темам:
- «Зарождение игровой деятельности» (история развития, возникновение ролевой игры),
- «Сензитивный период сенсорного развития и восприятия предметов», «Ведущий вид деятельности в раннем детстве», «Гуманистическая педагогика М.Монтессори».
Работа с родителями
В зону сенсорного развития запланировано совместно с родителями изготовить дидактические игры:
- «Разложи орешки по цветам»
- «Разноцветная коробочка»
- «Украсим бабочек»
- «Застегни пуговицы»
- «Веселые карандаши»
- «Смешарики»
Совместно с родителями оформить :
- «Центр активности »,
- «Центр спокойных игр»,
Провести консультации с родителями на темы:
- «Игры, развивающие движения кисти – пальчиковая гимнастика»,
- «Я учусь действовать с предметами»,
- «Массаж рук»,
- «Игра – спутник детства».
Б и б л и о г р а ф и я
- Алямовская, В. Г. Ясли – это серьезно. [Текст] / В.Г.Алямовская – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999. – 144 с.
- Бабунова, Т. М. Дошкольная педагогика. Учебное пособие. [Текст] – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 208 с.
- Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Цвет, форма, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 1997.
- Борисенко, М. Г., Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики). [Текст] /М.Г.Борисенко, Н.А.Лукина – СПб.: «Паритет», 2002.
- Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя дет. сада. [Текст] / Л.А. Венегер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер. Под ред. Л.А. Венгера. - М.: Просвещение, 1995. - 144 с.
- Волосова, Е. Б. Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели). [Текст] / Е.Б.Волосова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999. – 72 с.
- Высокова, Т. В. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста: программа, конспекты занятий. [Текст] / Т.В.Высокова. – Волгоград:
- Колосс, Г. Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении:
- Кочетова, Н.П. Играем с малышами: игры и упражнения для детей раннего возраста: пособие для воспитателей и родителей. / Н.П.Кочетова, Г.Г.Григорьева, Г.В. Груба. – М.: Просвещение, 2007.
- Лыкова, И. А. Дидактика в природе: Игры с цветом, сенсорное развитие. [Текст] / И.А.Лыкова. – М.: Издательство «Карапуз», 2006. – 19 с.
- Маханева, М.Д. Игровые занятия с детками от 1 до 3 лет. Методическое пособие для преподавателей и родителей. [Текст] / М.Д.Маханева, С.В.Рещикова. – М.: Издательство: ТЦ Сфера, 2008. – 96 с.
- Монтессори, М. Помоги мне сделать это самому / Сост., вступ. статья М
- В. Богуславский, Г. Б. Корнетов. [Текст] / М.Монтессори. – М.:
- Оптимизация многоуровневой подготовки специалистов дошкольного образования. [Текст] /Сборник научных статей по материалам II Всероссийского координационного семинара-совещания по многоуровневой подготовке специалистов дошкольного образования: 29-30 мая 2009г. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2009. – 240 с.
- Пастюк, О. В. Дошкольная педагогика в схемах и таблицах. [Текст] /О.В.Пастюк – Ростов н/Д.: Феникс, 2009. – 196 с.
- Печерога А.В. Развивающие игры для дошкольников. – М.: ВАКО 2010. (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем)
- Полозова, Е. В. Продуктивная деятельность с детьми раннего возраста. Учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов. [Текст] / Е.В.Полозова – ЧП Лакоценин С. С., Воронеж. – 2007. – 10 с.
- Пилюгина, Э. Г. Игры, занятия с малышом от рождения до трех лет. Развитие восприятия цвета, формы и величины. [Текст] / Э.Г.Пилюгина. –
- Ремезова Л.А. Играем с цветом. Формирование представлений о цвете у дошкольников 3-4 лет. – М.: Школьная Пресса, 2004. – 64 с.
- Семенова Н.Г. Чудо кубики. «Сложи узор» Альбом заданий от 2 до 5 лет. Санкт – Петербург
- Финкельштейн Б.Б. Дом с колокольчиком. Палочки Кюизенера.
Для детей 2-3 лет, 3-5 лет. Санкт – Петербург
- Финкельштейн Б.Б. Блоки Дьенеша для самых маленьких. Санкт – Петербург.
- Янушко, Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. [Текст] / Е.А.Янушко. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 72 с.
- Янушко, Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. [Текст] / Е.А.Янушко. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2007. – 56 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация Тема:"Развивающие игры для детей дошкольного возраста"
Дошкольный возраст - самый благодатный для обогащения словарного запаса, развития мышления и памяти ребенка.Такие игры не требуют от взрослых больших усилий, нужно просто желание какое-то время быть с...
Сообщение из опыта работы по теме "Развивающие игры и технологии как средство формирования математических представлений у детей дошкольного возраста".
Сообщение из опыта работы по теме "Развивающие игры и технологии как средство формирования математических представлений у детей дошкольного возраста"....
Родительское собрание (в форме «Что, где, когда?») на тему: «Развивающие игры ТРИЗ и РТВ»
На собрании познакомила родителей детей группы с правилами и ходом игр по технологии ТРИЗ. Поупражняла в умении находить аналогии, связи между предметами, умение классифицировать предметы. Давать пред...
Консультация для родителей на тему:"Развивающие игры из подручного материала для детей младшего дошкольного возраста".
Это консультация содержит практические материалы ,которые помогут родителям играть с ребенком дома не только в интересные,но и развивающие игры из подручного материала....
Развивающие игры по сенсорике - картотека (к проекту)
У детей в возрасте от 2-3 лет еще только начинает развиваться речь, память, логическое мышление, для того чтобы способствовать этому развитию необходимо играть с детьми в игры на развитие мелкой мотор...
Презентация на тему "Развивающие игры, их значение в развитие ребенка"
в данной презентации описаны функции игр, а также виды, что представляют собой игры для мальчиков и девочек. также даны советы родителям о пользе развивающих игр...
Выступление на общем родительском собрании МОУ детского сада № 341 на тему «Развивающие игры В. В. Воскобовича»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад №341 Дзержинского р-на г. Волгограда Выступление на общем родительском собранииМОУ детског...