ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 24» «Мир сенсорики» (средняя группа 4-5 л)
рабочая программа (средняя группа)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 24» «Мир сенсорики» (средняя группа 4-5 л)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.doc | 368 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 24»
Утверждена на педагогическом совете Протокол № от « ____ » ________ 2018 г. Заведующий МБДОУ № 24 ___________Е. А. Титаева | Утверждено Заведующий МБДОУ № 24 ______________Е. А. Титаева Приказ от «04» сентября 2018 г. |
Дополнительная общеразвивающая программа
по сенсорному воспитанию
«Мир сенсорики»
для детей средней группы
2018 – 2019 учебный год
Автор - составитель:
Швыдкина Анна Александровна
воспитатель высшей квалификационной категории
Ленинск – Кузнецкий 2018 г.
Содержание.
I. Целевой раздел | |
1. 1.Пояснительная записка | 3- 6 |
1.1.1.Цели и задачи реализации дополнительной общеразвивающей программы | 7 |
1.1.2.Принципы и подходы к формированию дополнительной общеразвивающей программы | 8 - 9 |
1.1.3.Значимые для разработки и реализации основной образовательной программы дошкольного образования характеристики | 10 - 11 |
1.2.Планируемые результаты освоения дополнительной общеразвивающей программы | 12 - 16 |
II. Содержательный раздел | |
2.1.Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребёнка (в пяти образовательных областях) |
|
2.2.Вариативные формы, способы, методы и средства реализации основной образовательной программы дошкольного образования с учетом возрастных особенностей воспитанников | 20 - 23 |
2.3.Способы и направления поддержки детской инициативы | 24 - 25 |
2.4. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников | 26 - 30 |
2.5. Иные характеристики содержания Программы | 31 - 32 |
III. Организационный раздел | |
3.1. Материально – техническое обеспечение дополнительной общеразвивающей программы | 33 - 38 |
3.2. Методические материалы и средства обучения и воспитания | 39 - 40 |
3.3. Режим дня | 41 - 45 |
3.4. Организации развивающей предметно-пространственной среды | 46 - 48 |
Краткая презентация основной образовательной программы дошкольного образования | 49 - 50 |
Приложение |
- Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка.
Сенсорное развитие (от лат. sensus – чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Человек рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.
Сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий.
Именно с 3 лет основное место в сенсорном воспитании детей занимает ознакомление их с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования путем обучения продуктивным видам деятельности (рисованию, лепке, аппликации, конструированию), как на занятиях, так и в повседневной жизни. Каждый вид продуктивной деятельности предъявляет свои требования к детскому восприятию и способствует его развитию.
Дополнительная общеразвиваюшая программа разработана с учетом требований следующих нормативных документов:
- Закон РФ «Об образовании» от 29 декабря 2012г. №273 - ФЗ,
- Конвенция о правах ребенка 1989,
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы для ДОУ 2.4.1.3049-13,
- Приказ Министерства образования и науки РФ (от 30 августа 2013г.) № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»,
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября №1155.
- Основная образовательная программа ДОУ.
Направлена на развитие сенсорных процессов детей 4-5 лет. Дополнительная общеразвивающая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, определяет содержание и организацию внеурочной деятельности и направлена на развитие сенсорных процессов младших дошкольников, их интеллектуальное развитие, обеспечивающая социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья детей.
Познание окружающего мира начинается с восприятия предметов и явлений. Восприятие происходит при непосредственном участии органов чувств (глаз, ушей, чувствительных рецепторов кожи, слизистой рта и носа). Для полноценного сенсорного развития необходима тренировка органов чувств с самого рождения, только в этом случае у ребёнка развивается способность тонко реагировать на сенсорные раздражители разного характера и интенсивности.
Сенсорное развитие ребенка - это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и пр. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание - сенсорные способности составляют фундамент умственного развития. С развитием сенсорики у малыша растет возможность овладения эстетическими ценностями. Уже в дошкольном возрасте дети сталкиваются с многообразием форм, цвета и других свойств предметов, в частности, игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомятся они и с произведениями искусства - живописью, музыкой, скульптурой. Каждый ребенок, так или иначе, воспринимает все это, но когда усвоение происходит стихийно, оно часто оказывается поверхностным и неполноценным. Процесс развития сенсорных способностей стоит направлять. В развитии сенсорных способностей важное место занимает усвоение сенсорных эталонов - общепринятых образцов внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки, в качестве эталонов формы - геометрические фигуры, в качестве эталонов величины - метрическая система мер. Знакомство ребенка с сенсорными эталонами происходит в следующей последовательности. Сначала его знакомят с основными образцами, а затем - с их разновидностями. При этом разные эталоны должны сопоставляться между собой и называться сначала взрослым, а потом ребенком. Только тогда они будут хорошо закрепляться в памяти.
Данная дополнительная обшеразвивающая программа является нормативно-управленческим документом образовательного учреждения, характеризующим систему организации образовательной деятельности воспитателя. Рабочая программа показывает как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей дошкольного возраста воспитатель создает индивидуальную педагогическую модель образования в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.
В условиях дошкольного образования и с учетом его специфики данная система (модель) представляет собой оптимальные психолого-педагогические условия, обеспечивающие становление общечеловеческих ценностей, базиса личностной культуры, социальную успешность ребенка дошкольного возраста. Составляющими этих условия являются:
*содержательные условия;
*организационные условия;
*технологические условия (принципы, методы, приемы);
*материально-технические условия (развивающая среда);
*социально - культурные условия (взаимодействие с родителями, социальными партнерами различных социально-культурных институтов).
Актуальность:
В последнее время все больше внимания уделяется интеллектуальному развитию ребенка, процессу сенсорного развития внимания уделяется явно недостаточно. Хотя, известно, познание человеком окружающего мира начинается с ощущения (отражение отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств).
В современных условиях, когда сфера обучающего воздействия значительно расширяется, проблема сенсорного воспитания приобретает особую остроту.
Актуальность заключается в том, что значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду.
Развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). Развитая сенсорика - основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Формирование многих способностей, например музыкальных, изобразительных, также связано с развитием ощущений и восприятий. Поэтому сенсорному развитию дошкольников должно уделяться значительно больше времени в воспитательном процессе в дошкольном учреждении.
При достаточно обширном рассмотрении теории сенсорного воспитания в отечественной психолого-педагогической литературе и значительными наработками в опыте дошкольных образовательных учреждений в плане сенсорного воспитания все так же существует проблема более результативного его осуществления в образовательном процессе.
Новизна данной программы заключается в том, что в содержании изучаемого курса выделен раздел «Работа с родителями», предполагающий разнообразные формы и виды деятельности педагога совместно с законными представителями обучающихся детей, также имеется список литературы, рекомендуемой для совместной деятельности родителей и детей в домашних условиях
Отличительные особенности программы является то, что освоение материала в основном происходит в процессе практической деятельности. Сначала на занятиях дети знакомятся с сенсорными эталонами (сравнивают, подбирают одинаковые, запоминают названия). Затем, когда появляются более четкие представления о разновидностях каждого свойства, происходит более тонкая дифференциация эталонов; наконец, дети начинают пользоваться этими представлениями для анализа и выделения свойств разных предметов в самых различных ситуациях. Прохождение каждой новой теоретической темы предполагает постоянное повторение пройденных тем, обращение к которым диктует практика. Такие методические приемы, как «забегание вперед», «возвращение к пройденному», придают объемность освоению материала в данной программе. Последовательность освоения содержания носит концентрический характер, который заключается в том, что один и тот же учебный материал одного тематического модуля представлен в программе не сразу, а в течение всего курса, при этом возвращение к изучению модуля предполагает усложнение и расширение содержания образования, углубление и конкретизацию отдельных его элементов. Такая последовательность изучения материала обусловлена прохождением соответствующих тем, содержащихся в основной образовательной программе ДОУ, в определённом порядке (дополнительная образовательная программа «Мир сенсорики» позволяет дополнить и расширить задачи образовательной области «Познавательное развитие», решаемые основной образовательной программой). Основным средством организации деятельности детей, характерной для данной программы, является дидактическая игра, а широкое использование наглядного материала позволяет успешно проводить с ребенком различные игры. В ходе занятия для расслабления мышц, снятия напряжения рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику и физкультминутки. Также в данной программе предпринята попытка, по-новому подойти к организации, содержанию и методам работы, направленных на взаимодействие ДОУ с семьёй.
1.1.1.Цель программы.
Цель: Обогащение сенсорного опыта детей, развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущение, восприятие, представление) у детей среднего дошкольного возраста.
Задачи.
Обучающие задачи, которые решаются в ходе реализации программы:
- обучать детей сенсорным эталонам;
- дать детям представления о сенсорных эталонах, являющихся образцами основных разновидностей каждого свойства;
- обучать детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов – эталонов;
- закреплять представления о разновидностях каждого свойства;
- формировать представления о простейших перцептивных действиях (погладить, надавить, пощупать, попробовать на вкус и так далее);
- учить применять полученные знания в практической и познавательной деятельности.
Развивающие задачи, необходимые для достижения цели в ходе реализации программы:
- развивать у детей внимание, мыслительные операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение);
- развивать мелкую моторику рук;
- развивать умение активно употреблять слова, обозначающие действия (потрогать, просунуть, погладить и другие), качества и свойства;
- развивать мотивацию личности ребенка к познанию.
Воспитательные задачи, решаемые при реализации программы «Мир сенсорики»:
- формировать у воспитанников нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.);
- воспитывать усидчивость, целенаправленность;
- формировать познавательную активность детей при проведении непосредственной обучающей деятельности (игры, дидактические упражнения, эксперименты, игровые задания и поручения).
.
1.1.2.Принципы и подходы к формированию дополнительной общеразвивающей программы
- Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка.
- Принцип системности коррекционных и развивающих задач.
- Принцип единства диагностики и коррекции.
- Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к работе с ребенком.
- Принцип блочного подхода – позволяет педагогически воспроизвести многообразие общественной практики, сохранить принцип научности содержания, повысить эффективность его реализации.
Принципы комплектования группы и организации работы
- Учет интересов и способностей детей.
- Желание родителей.
- Добровольное участие.
- Учет психофизических особенностей детей.
Направления программы
- Оздоровительное направление - предполагает регулирование деятельности группы для соблюдения режима, формирование у детей жизненно важных двигательных умений и навыков, способствующих укреплению здоровья детей, стимулирование чувствительности и двигательной активности детей, сенсорно - перцептивных процессов.
- Воспитательное направление - обеспечивает социальное формирование личности, воспитание ее с учетом фактора развития, воспитание ребенка с творческими способностями, развитие и коррекцию познавательных процессов (внимание, память, ассоциативность и гибкость мышления, словарный запас речи, воображение), воспитание умения выражать свои эмоции. Развитие и корректирование зрительных, слуховых и тактильных ощущений.
- Образовательное направление - обеспечивает усвоение систематизированных знаний; формирование сенсомоторных умений и навыков; развитие моторных способностей, предусматривая, в первую очередь, формирование отношения к активной деятельности, интереса и потребности в совершенствовании сенсорных навыков ребенка, внедрение в практику нетрадиционных методов и приемов, формирование представлений об окружающем мире.
Организационно-методическая деятельность по реализации программы
- Систематический анализ сенсорного развития детей с целью последующей психолого-педагогической коррекции.
- Создание программно-методического обеспечения педагогического процесса по данной программе, соответствующее современным требованиям дидактики и возрастной психофизической специфике данного контингента детей.
- Определение содержания педагогического процесса в образовательном учреждении, способствующего формированию сенсорной культуры, сенсорному образованию детей.
- Создание условий для кружковой деятельности.
1.1.3.Значимые для разработки и реализации основной образовательной программы дошкольного образования характеристики
В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры.
Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т. д.
Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5–6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий. Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений.
В возрасте от 4 до 5 лет продолжается усвоение детьми общепринятых сенсорных эталонов, овладение способами их использования и совершенствование обследования предметов. К пяти годам дети, как правило, уже хорошо владеют представлениями об основных цветах, геометрических формах и отношениях величин.
Ребенок уже может произвольно наблюдать, рассматривать и искать предметы в окружающем его пространстве. Восприятие в этом возрасте постепенно становится осмысленным, целенаправленным и анализирующим.
К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.
Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7–8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т. д.
Начинает развиваться образное мышление. Дети способны использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи.
Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа
Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.
Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15–20 минут
В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил.
Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес.
У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания.
Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации.
- Планируемые результаты освоения дополнительной общеразвивающей программы
Результатами освоения программы являются целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.
К четырём годам:
- может спокойно, не мешая другому ребенку играть рядом, объединяться в игре с общей игрушкой, участвовать в несложной совместной практической деятельности.
- проявляет стремление к положительным поступкам, но взаимоотношения зависят от ситуации и пока еще требуют постоянного внимания воспитателя.
- активно участвует в разнообразных видах деятельности: в играх, двигательных упражнениях, в действиях по обследованию свойств и качеств предметов и их использованию, в рисовании, лепке, речевом общении, в творчестве.
- принимает цель, в играх, в предметной и художественной деятельности по показу и побуждению взрослых, ребенок доводит начатую работу до определенного результата.
- понимает, что вещи, предметы сделаны людьми и требуют бережного обращения с ними.
- проявляет эмоциональную отзывчивость, подражая примеру взрослых, старается утешить обиженного, угостить, обрадовать, помочь.
- начинает в мимике и жестах различать эмоциональные состояния людей, веселую и грустную музыку, веселое и грустное настроение сверстников, взрослых, эмоционально откликается на содержание прочитанного, сопереживают героям.
- охотно включается в совместную деятельность со взрослым, подражает его действиям, отвечает на вопросы взрослого и комментирует его действия в процессе совместной игры, выполнения режимных моментов.
- проявляет интерес к сверстникам, к взаимодействию в игре, в повседневном общении и бытовой деятельности.
- владеет игровыми действиями с игрушками и предметами-заместителями, разворачивает игровой сюжет из нескольких эпизодов, приобрел первичные умения ролевого поведения.
- способен предложить собственный замысел и воплотить его в игре, рисунке, постройке
- значительно увеличился запас слов, совершенствуется грамматический строй речи, пользуется не только простыми, но и сложными предложениями
- сформирована соответствующая возрасту координация движений. Проявляет положительное отношение к разнообразным физическим упражнениям, стремится к самостоятельности в двигательной деятельности, избирателен по отношению к некоторым двигательным действиям и подвижным играм.
- владеет элементарной культурой поведения во время еды за столом, навыками самообслуживания: умывания, одевания.
- правильно пользуется предметами личной гигиены (полотенцем, носовым платком, расческой).
- владеет элементарной культурой поведения во время еды за столом, навыками самообслуживания: умывания, одевания. Правильно пользуется предметами личной гигиены (полотенцем, носовым платком, расческой).
- проявляет стремление к наблюдению, сравнению, обследованию свойств и качеств предметов, использованию сенсорных эталонов (круг, квадрат, треугольник), к простейшему экспериментированию с предметами и материалами. В совместной с педагогом познавательной деятельности переживает чувство удивления, радости познания мира.
- знает свое имя, фамилию, пол, возраст. Осознает свои отдельные умения и действия, которые самостоятельно освоены («Я умею строить дом», «Я умею сам застегивать куртку» и т. п.).
- узнает дом, квартиру, в которой живет, детский сад, группу, своих воспитателей, няню.
- знает членов своей семьи и ближайших родственников. Разговаривает со взрослым о членах своей семьи, отвечая на вопросы при рассматривании семейного альбома или фотографий.
- называет хорошо знакомых животных и растения ближайшего окружения их действия, яркие признаки внешнего вида.
- способен не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина), но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, игрушки).
- участвует в элементарной исследовательской деятельности по изучению качеств и свойств объектов неживой природы, в посильной деятельности по уходу за растениями и животными уголка природы.
- освоил некоторые нормы и правила поведения, связанные с определенными разрешениями и запретами («можно», «нужно», «нельзя»), может увидеть несоответствие поведения другого ребенка нормам и правилам поведения. Ребенок испытывает удовлетворение от одобрения правильных действий взрослыми.
- внимательно вслушивается в речь и указания взрослого, принимает образец. Следуя вопросам взрослого, рассматривает предметы, игрушки, иллюстрации, слушает комментарии и пояснения взрослого.
К пяти годам:
- может применять усвоенные знания и способы деятельности для решения несложных задач, поставленных взрослым.
- доброжелателен в общении со сверстниками в совместных делах; проявляет интерес к разным видам деятельности, активно участвует в них.
- овладевает умениями экспериментирования и при содействии взрослого активно использует их для решения интеллектуальных и бытовых задач.
- сформированы специальные умения и навыки (речевые, изобразительные, музыкальные, конструктивные и др.), необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
- откликается на эмоции близких людей и друзей. Испытывает радость от общения с животными и растениями, как знакомыми, так и новыми для него. Сопереживает персонажам сказок. Эмоционально реагирует на художественные произведения, мир природы.
- проявляет стремление к общению со сверстниками, нуждается в содержательных контактах со сверстниками по поводу игрушек, совместных игр, общих дел, налаживаются первые дружеские связи между детьми. По предложению воспитателя может договориться со сверстником.
- стремится к самовыражению в деятельности, к признанию и уважению сверстников. Ребенок охотно сотрудничает со взрослыми не только в практических делах, но активно стремится к познавательному, интеллектуальному общению со взрослыми: задает много вопросов поискового характера.
- начинает проявлять уважение к старшим, называет по имени и отчеству.
- в играх наблюдается разнообразие сюжетов. Называет роль до начала игры, обозначает свою новую роль по ходу игры.
- проявляет самостоятельность в выборе и использовании предметов- заместителей, с интересом включается в ролевой диалог со сверстниками. Выдвигает игровые замыслы, инициативен в развитии игрового сюжета. Вступает в ролевой диалог.
- проявляет интерес к игровому экспериментированию с предметами и материалами. Проявляет творчество в создании игровой обстановки, в театрализации. В играх с правилами принимает игровую задачу, проявляет интерес к результату, выигрышу.
- речевые контакты становятся более длительными и активными. Для привлечения и сохранения внимания сверстника использует средства интонационной речевой выразительности (силу голоса, интонацию, ритм и темп речи).
- выразительно читает стихи, пересказывает короткие рассказы, передавая свое отношение к героям.
- использует в речи слова участия, эмоционального сочувствия, сострадания для поддержания сотрудничества, установления отношений со сверстниками и взрослыми. С помощью образных средств языка передает эмоциональные состояния людей и животных.
- движения стали значительно более уверенными и разнообразными. Испытывает острую потребность в движении, отличается высокой возбудимостью. В случае ограничения активной двигательной деятельности быстро перевозбуждается, становится непослушным, капризным. Эмоционально окрашенная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки.
- выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни: рассказывает о последовательности и необходимости выполнения культурно- гигиенических навыков.
- самостоятелен в самообслуживании, сам ставит цель, видит необходимость выполнения определенных действий. В привычной обстановке самостоятельно выполняет знакомые правила общения со взрослыми здоровается и прощается, говорит «спасибо» и «пожалуйста». По напоминанию взрослого старается придерживаться основных правил поведения в быту и на улице.
- отличается высокой активностью и любознательностью. Задает много вопросов поискового характера: «Почему?», «Зачем?», «Для чего?», стремится установить связи и зависимости в природе, социальном мире. Владеет основными способами познания, имеет некоторый опыт деятельности и запас представлений об окружающем; с помощью воспитателя активно включается в деятельность экспериментирования.
- в процессе совместной исследовательской деятельности активно познает и называет свойства и качества предметов, особенности объектов природы, обследовательские действия. Объединяет предметы и объекты в видовые категории с указанием характерных признаков.
- имеет представления: о себе: знает свое имя полное и краткое, фамилию, возраст, пол. Осознает некоторые свои умения (умею рисовать и пр.), знания (знаю, о чем эта сказка), то, чему научился (строить дом). Стремится узнать от взрослого некоторые сведения о своем организме (для чего нужны руки, ноги, глаза, ресницы и пр.); о семье: знает состав своей семьи, рассказывает о деятельности членов своей семьи, о произошедших семейных событиях, праздниках, о любимых игрушках, домашних животных; об обществе (ближайшем социуме), его культурных ценностях: беседует с воспитателем о профессиях работников детского сада: помощника воспитателя, повара, медицинской сестры, воспитателя, прачки; о государстве: знает название страны и города, в котором живет, хорошо ориентируется в ближайшем окружении.
- владеет разными способами деятельности, проявляет самостоятельность, стремится к самовыражению. Поведение определяется требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо» (например, нельзя драться, нехорошо ябедничать, нужно делиться, нужно уважать взрослых и пр.). С помощью взрослого может наметить действия, направленные на достижение конкретной цели. Умеет работать по образцу, слушать взрослого и выполнять его задания, отвечать, когда спрашивают.
II.Содержательный раздел
2.1. Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребёнка
(в пяти образовательных областях)
Содержание психолого-педагогической работы с детьми 2–7 лет организуется по образовательным областям: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Содержание работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ
«ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»
Продолжать работу по сенсорному развитию в разных видах деятельности. Обогащать сенсорный опыт, знакомя детей с широким кругом предметов и объектов, новыми способами их обследования. Закреплять полученные ранее навыки их обследования.
Совершенствовать восприятие детей путем активного использования всех органов чувств (осязание, зрение, слух, вкус, обоняние). Обогащать чувственный опыт и умение фиксировать полученные впечатления в речи. Поддерживать попытки самостоятельно обследовать предметы, используя знакомые новые способы; сравнивать, группировать и классифицировать предметы.
Продолжать формировать образные представления на основе развития образного восприятия в процессе различных видов деятельности.
Развивать умение использовать эталоны как общественно обозначенные свойства и качества предметов (цвет, форма, размер, вес и т.п.); подбирать предметы по 1-2 качествам (цвет, размер, материал и т. п.).
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ
«ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
Продолжать развивать у детей способность различать и называть строительные детали (куб, пластина, кирпичик, брусок); учить использовать их с учетом конструктивных свойств (устойчивость, форма, величина).
Развивать умение устанавливать ассоциативные связи, предлагая вспомнить, какие похожие сооружения дети видели.
Учить анализировать образец постройки: выделять основные части, различать и соотносить их по величине и форме, устанавливать пространственное расположение этих частей относительно друг друга (в домах — стены, вверху — перекрытие, крыша; в автомобиле — кабина, кузов и т. д.).
Учить самостоятельно измерять постройки (по высоте, длине и ширине), соблюдать заданный воспитателем принцип конструкции («Построй такой же домик, но высокий»).
Учить сооружать постройки из крупного и мелкого строительного материала, использовать детали разного цвета для создания и украшения построек.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ
«ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
Продолжать знакомство детей с частями тела и органами чувств человека.
Развивать умение определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении (вперёд- назад, направо-налево, вверх-вниз); двигаться в заданном направлении , меняя его по сигналу, а также в соответствии со знаками – указателями направления движения (вперёд, назад, налево, направо и т.п.).
Формировать представления о здоровом образе жизни; о значении физических упражнений для организма человека.
Продолжать знакомить с физическими упражнениями на укрепление различных органов и систем организма.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ
«РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»
Учить понимать речь взрослых без наглядного сопровождения. Развивать умение детей по словесному указанию педагога находить предметы по названию, цвету, размеру («Принеси Машеньке вазочку для варенья», «Возьми красный карандаш», «Спой песенку маленькому медвежонку»); называть их местоположение («Грибок на верхней полочке, высоко», «Стоят рядом»); имитировать действия людей и движения животных («Покажи, как поливают из леечки», «Походи, как медвежонок»).
Обогащать словарь детей:
- существительными, обозначающими названия игрушек, предметов личной гигиены (полотенце, зубная щетка, расческа, носовой платок), одежды, обуви, посуды, мебели, спальных принадлежностей (одеяло, подушка, простыня, пижама), транспортных средств (автомашина, автобус), овощей, фруктов, домашних животных и их детенышей;
- глаголами, обозначающими трудовые действия (стирать, лечить, поливать), действия, противоположные по значению (открывать — закрывать, снимать — надевать, брать — класть), действия, характеризующие взаимоотношения людей (помочь, пожалеть, подарить, обнять), их эмоциональное состояние (плакать, смеяться, радоваться, обижаться);
- прилагательными, обозначающими цвет, величину, вкус, температуру предметов (красный, синий, сладкий, кислый, большой, маленький, холодный, горячий);
- наречиями (близко, далеко, высоко, быстро, темно, тихо, холодно, жарко, скользко).
Способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи детей.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ
«СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»
Развитие игровой деятельности: Развивать стремление к совместным играм, взаимодействию в паре или небольшой подгруппе, к
взаимодействию в практической деятельности.
Приобщение к элементарным социальным нормам и правилам: проявляет себя дружелюбным партнёром в совместной деятельности с взрослым и сверстником; активно вступает в общение по поводу игрушек и игровых действий; имеет представления о действиях и поступках взрослых;
2.2. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации основной образовательной программы дошкольного образования с учетом возрастных особенностей воспитанников
При реализации основной образовательной программы дошкольного образования педагог:
- продумывает содержание и организацию совместного образа жизни детей, условия эмоционального благополучия и развития каждого ребенка;
- определяет единые для всех детей правила сосуществования детского общества, включающие равенство прав, взаимную доброжелательность и внимание друг к другу, готовность прийти на помощь, поддержать;
- соблюдает гуманистические принципы педагогического сопровождения развития детей, в числе которых забота, теплое отношение, интерес к каждому ребенку, поддержка и установка на успех, развитие детской самостоятельности, инициативы;
- осуществляет развивающее взаимодействие с детьми, основанное на современных педагогических позициях: «Давай сделаем это вместе»; «Посмотри, как я это делаю»; «Научи меня, помоги мне сделать это»;
- сочетает совместную с ребенком деятельность (игры, труд, наблюдения и пр.) и самостоятельную деятельность детей;
- ежедневно планирует образовательные ситуации, обогащающие практический и познавательный опыт детей, эмоции и представления о мире;
- создает развивающую предметно-пространственную среду;
- наблюдает, как развиваются самостоятельность каждого ребенка и взаимоотношения детей;
- сотрудничает с родителями, совместно с ними решая задачи воспитания и развития малышей.
Детям исполнилось четыре года. Они перешли в среднюю группу детского сада.
Внимательный воспитатель замечает в их поведении и деятельности ряд новых черт, проявляющихся в физическом, интеллектуальном, социально-эмоциональном развитии. Возросли физические возможности детей: движения их стали значительно более уверенными и разнообразными. Дошкольники испытывают острую потребность в движении. В случае ограничения активной двигательной деятельности они быстро перевозбуждаются, становятся непослушными, капризными. Поэтому в средней группе особенно важно наладить разумный двигательный режим, наполнить жизнь детей разнообразными подвижными играми, игровыми заданиями, танцевальными движениями под музыку, хороводными играми.
Эмоционально окрашенная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки детей среднего дошкольного возраста, которых отличает довольно высокая возбудимость. Увидев перевозбуждение ребенка, воспитатель, учитывая слабость тормозных процессов детей 4-5 лет, переключает его внимание на более спокойное занятие. Это поможет ребенку восстановить силы и успокоиться.
У детей активно проявляется стремление к общению со сверстниками. Если ребенок трех лет вполне удовлетворяется обществом кукол, то в 4-5 лет он нуждается в содержательных контактах со сверстниками. Дети общаются по поводу игрушек, совместных игр, общих дел. Их речевые контакты становятся более результативными и действенными. Воспитатель использует это стремление для налаживания дружеских связей между детьми. Он объединяет детей в небольшие подгруппы на основе общих интересов, взаимных симпатий. Своим участием в играх воспитатель помогает детям понять, как можно договориться, подобрать нужные игрушки, создать игровую обстановку.
Особенно внимательно относится воспитатель к детям, которые по тем или иным причинам (робость, застенчивость, агрессивность) не могут найти себе в группе друзей, то есть не реализуют свою возрастную потребность в общении. Это может привести в дальнейшем к личностным деформациям. В каждом подобном случае воспитатель анализирует причины и находит пути налаживания контактов ребенка со сверстниками.
Новые черты появляются в общении детей 4-5 лет с воспитателем.
Дошкольники охотно сотрудничают со взрослыми в практических делах (совместные игры, трудовые поручения, уход за животными, растениями), но наряду с этим все более активно стремятся к познавательному, интеллектуальному общению. На уровне познавательного общения дети испытывают острую потребность в уважительном отношении со стороны взрослого. Серьезную ошибку совершает взрослый, если отмахивается от вопросов ребенка, не замечает их или отвечает с раздражением, торопливо, без охоты. Замечено, что дети, не получающие от воспитателя ответов на волнующие их вопросы, начинают проявлять черты замкнутости, негативизма, непослушания по отношению к старшим. Иными словами, нереализованная потребность общения со взрослым приводит к негативным проявлениям в поведении ребенка.
Ребенок пятого года жизни отличается высокой активностью. Это создает новые возможности для развития самостоятельности во всех сферах его жизни. Развитию самостоятельности в познании способствует освоение детьми системы разнообразных обследовательских действий, приемов простейшего анализа, сравнения, умения наблюдать. Ребенок способен анализировать объекты одновременно по 2-3 признакам: цвету и форме, цвету, форме и материалу и т. п. Он может сравнивать предметы по цвету, форме, размеру, запаху, вкусу и другим свойствам, находя различия и сходство. Воспитатель специально насыщает жизнь детей проблемными практическими и познавательными ситуациями, в которых детям необходимо
самостоятельно применить освоенные приемы (определить, влажный или сухой песок, годится ли он для постройки; отобрать брусочки такой ширины, чтобы по ним одновременно проезжали 2 или 3 машины и пр.).
Уделяя внимание развитию детской самостоятельности, воспитатель широко использует приемы индивидуального подхода, следуя правилу: не делать за ребенка то, что он в состоянии сделать самостоятельно. Но при этом воспитатель исходит из реального уровня умений, которые могут значительно различаться у разных детей. Поэтому если для одних детей будет достаточно простого напоминания о нужном действии, совета, то для других необходим показ или совместное действие с ребенком.
В этом проявляется одна из особенностей детей. Воспитатель становится свидетелем разных темпов развития детей: одни дольше сохраняют свойства, характерные для младшего возраста, перестройка их поведения и деятельности как бы замедляется, другие, наоборот, взрослеют быстрее и начинают отчетливо проявлять черты более старшей возрастной ступени.
У детей 4-5 лет ярко проявляется интерес к игре. Игра продолжает оставаться основной формой организации их жизни. Как и в младшей группе, воспитатель отдает предпочтение игровому построению всего образа жизни детей. В течение дня дети могут участвовать в разнообразных играх – сюжетно-ролевых, режиссерских, подвижных, имитационно-театрализованных, хороводных, музыкальных, познавательных. Часть из них организуется и целенаправленно используется воспитателем как средство решения определенных задач. Например, игры с готовым содержанием и правилами используются для развития внимания, памяти, речи, умения сравнивать, действовать по элементарному алгоритму.
Воспитатель выступает носителем игровых традиций и ненавязчиво передает их детям прежде всего в совместных играх воспитателя с детьми. В обстановке игры своим примером воспитатель показывает детям, как лучше договориться, распределить роли, как с помощью развития сюжета принять в игру всех желающих.
Участвуя в одной и той же игре, воспитатель каждый раз берет на себя новые роли, вступает с детьми в разные ролевые диалоги. Используя свою игровую роль, он побуждает детей к творчеству, к изменению игровой обстановки (поставить дополнительный телефон для переговоров, отгородить место для еще одного кабинета врача, наметить новый маршрут путешествия).
Примечательной особенностью детей является фантазирование, нередко они путают вымысел и реальность. Яркость фантазий расширяет рамки умственных возможностей детей и используется воспитателем для обогащения детского игрового опыта: придумывания в игре фантастических образов животных, людей, сказочных путешествий.
В силу особенностей наглядно-образного мышления среднего дошкольника предпочтение отдается наглядным, игровым и практическим методам, слова педагога сопровождаются разнообразными формами наглядности и практической деятельностью детей.
У детей этого возраста наблюдается пробуждение интереса к правилам
поведения, о чем свидетельствуют многочисленные жалобы-заявления детей
воспитателю о том, что кто-то делает что-то неправильно или не выполняет какое-то требование. Главное для воспитателя – предвидеть поступки детей и заблаговременно ориентировать их на правильное поведение. Поэтому среди воспитательных приемов большое место принадлежит личному примеру педагога, а также проективным оценкам – оценкам за предполагаемые будущие правильные действия ребенка. К примеру, заметив попытку мальчика наехать своим автомобилем на домик, построенный девочками, воспитатель говорит: «Какой у нас Саша хороший шофер, он внимательно смотрит на дорогу и никогда ни на кого не наедет. Он хорошо управляет машиной».
Мальчик, гордый оценкой воспитателя, с удовольствием проезжает, не задев домика. Ранимость ребенка 4-5 лет – это не проявление его индивидуальности, а особенность возраста. Воспитателю необходимо быть очень внимательным к своим словам, к интонации речи при контактах с ребенком и оценке его действий, в первую очередь подчеркивать успехи, достижения и нацеливать на положительные действия.
Педагог развивает эстетические чувства детей. Он обращает их внимание на красоту природы, звучание музыки, разнообразие изобразительных средств. Дети уверенно держат в руках карандаш, рисуют людей, животных, окружающие предметы, с удовольствием лепят, конструируют, занимаются аппликацией. Взаимодействуя с дошкольниками, воспитатель использует несколько педагогических позиций:
- партнерства и сотрудничества («Мы сделаем это вместе», «Давайте найдем общее решение», «Мне тоже интересно узнать об этом»);
- передачи опыта («Люди обычно это делают так»);
- обращения за помощью к детям («У меня это почему-то не получается», «Я забыла, как это можно сделать», «Кто может мне помочь в этом?»).
Такое взаимодействие с педагогом помогает детям быстрее становиться самостоятельными и чувствовать себя компетентными.
В основе организации жизни детей лежит деятельностный подход, который реализуется как в свободной детской деятельности, так и в организованных образовательных ситуациях. Чтение, игры-драматизации, игры с элементами театрализации по мотивам литературных произведений, показ инсценировок народных сказок, встречи детей с героями знакомых книг планируются на вторую половину дня.
Во второй половине дня периодически проводится слушание любимых
музыкальных произведений по заявкам детей. На это время планируются также вечера досуга, занятия в кружках по интересам, свободные игры по выбору детей.
2.3. Способы и направления поддержки детской инициативы
В образовательном процессе ребёнок и взрослые выступают как субъекты педагогической деятельности, в которой взрослые определяют содержание, задачи, способы их реализации, а ребёнок творит себя и свою природу, свой мир.
Детям предоставляется широкий спектр специфических для дошкольников видов деятельности, выбор которых осуществляется при участии взрослых с ориентацией на интересы, способности ребёнка.
Ситуация выбора важна для дальнейшей социализации ребёнка, которому предстоит во взрослой жизни часто сталкиваться с необходимостью выбора. Задача педагога в этом случае – помочь ребёнку определиться с выбором, направить и увлечь его той деятельностью, в которой, с одной стороны, ребёнок в большей степени может удовлетворить свои образовательные интересы и овладеть определёнными способами деятельности, с другой – педагог может решить собственно педагогические задачи.
Уникальная природа ребёнка дошкольного возраста может быть охарактеризована как деятельностная. Включаясь в разные виды деятельности, ребёнок стремится познать, преобразовать мир самостоятельно за счёт возникающих инициатив.
Все виды деятельности, предусмотренные Программой, используются в равной степени и моделируются в соответствии с теми задачами, которые реализует педагог в совместной деятельности, в режимных моментах и др. Воспитателю важно владеть способами поддержки детской инициативы.
Обязательным условием взаимодействия педагога с ребёнком является создание развивающей предметно-пространственной среды, насыщенной социально значимыми образцами деятельности и общения, способствующей формированию таких качеств личности, как: активность, инициативность, доброжелательность и др. Важную роль здесь играет сезонность и событийность образования дошкольников. Чем ярче будут события, происходящие в детской жизни, тем больше вероятность того, что они найдут отражение в деятельности ребёнка, в его эмоциональном развитии.
Приоритетной сферой проявления детской инициативы в данном возрасте является познавательная деятельность, расширение информационного кругозора, игровая деятельность со сверстниками. Для поддержки детской инициативы взрослым необходимо:
- способствовать стремлению детей делать собственные умозаключения, относится к их попыткам внимательно, с уважением;
- обеспечивать для детей возможности осуществления их желания переодеваться и наряжаться, примеривать на себя разные роли. Иметь в группе набор атрибутов и элементов костюмов для переодевания, а также технические средства, обеспечивающие стремление детей петь, двигаться, танцевать под музыку;
- создавать условия, обеспечивающие детям возможность конструировать из различных материалов себе "дом", укрытие для сюжетных игр;
- при необходимости осуждать негативный поступок ребенка с глазу на глаз, но не допускать критики его личности, его качеств;
- не допускать диктата, навязывания в выборе сюжетов игр;
- обязательно участвовать в играх детей по их приглашению (или при их добровольном согласии) в качестве партнера, равноправного участника, но не руководителя игры. Руководство игрой проводить опосредованно (прием телефона, введения второстепенного героя, объединения двух игр);
- привлекать детей к украшению группы к различным мероприятиям, обсуждая разные возможности и предложения;
- побуждать детей формировать и выражать собственную эстетическую оценку воспринимаемого, не навязывая им мнение взрослого;
- привлекать детей к планированию жизни группы на день, опираться на их желание во время занятий;
- читать и рассказывать детям по их просьбе, включать музыку.
2.4. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
Взаимодействие с родителями педагоги строят в соответствии с индивидуальными особенностями каждой семьи, их интересами и потребностями. При выборе форм работы с родителями педагоги учитывают следующее:
Тип семьи
- многопоколенная (в одном доме несколько поколений);
- нуклерная (родители и дети без старшего поколения);
- неполная (мать и дети, отец и дети);
- полная (наличие обоих родителей);
- псевдосемья (полная семья, но с постоянным отсутствием родителей в связи с пребыванием на работе или детей в стенах дома.)
Сущностные характеристики семьи
- проблемная семья (низкая самооценка ее членов; общение неопределенное; скрытность, жесткость в отношениях);
- зрелая семья (высокая самооценка; общение прямое, ясное; стиль общения уравновешенный; открытость, гуманность в отношениях);
- образ жизни (открытый или закрытый);
- национальность.
Социальные факторы семейного воспитания
- жилищные условия;
- образование родителей;
- возраст родителей;
- трудовая занятость родителей;
- экономическое положение семьи.
Работа педагогического коллектива по организации взаимодействия с семьями направлена на развитие педагоги сотрудничества, в основу которого положены следующие принципы:
- единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и развития детей;
- знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива педагогов и семьи;
- максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе педагогов и родителей;
- взаимная помощь, уважение и доверие;
- постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и дошкольного учреждения.
Основные задачи, стоящие перед педагогами:
1. Установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей; создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимо - поддержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга.
2. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей; поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
3. Вовлекать родителей в образовательную деятельность через организацию совместной работы.
Для установления позитивного, доверительного отношения с родителями, повышения их педагогической культуры в вопросах детско-родительских взаимоотношений педагоги строят своё взаимодействие поэтапно:
1 этап – «Трансляция родителям положительного образа ребенка». Установка – педагог никогда не должен жаловаться на ребенка, даже если он что-то натворил. Беседа с родителями проходит под девизом: «Ваш ребенок лучше всех!».
2 этап – «Трансляция родителям знаний о ребенке, которых они не могли бы получить в семье». Установка – воспитатель сообщает об успехах и особенностях общения его с другими детьми, результатах учебной деятельности.
3 этап – «Ознакомление воспитателя с проблемами семьи в воспитании ребенка». Установка – на данном этапе активная роль принадлежит родителям, воспитатель только поддерживает диалог, не давая оценочных суждений. Нужно помнить, что полученной от родителей информацией не следует делиться с коллегой по группе и в целом использовать ее только для организации позитивного взаимодействия.
4 этап – «Совместное исследование и формирование личности ребенка». Установка – только на этом этапе педагог, завоевавший доверие родителей при успешном проведении предыдущих этапов, может начинать осторожно давать советы родителям.
Основные формы взаимодействия с родителями (законными представителями):
- анализ конкретных ситуаций,
- проведение дискуссий и круглых столов по актуальным вопросам,
- мастер-класс,
- мозговой штурм,
- совместные проекты,
- беседы с родителями,
- день открытых дверей для родителей,
- консультация для родителей,
- семейные клубы по интересам,
- тематические встречи с родителями,
- семейная гостиная,
- публичный доклад,
- общение с родителями по электронной почте и др.
СОТРУДНИЧЕСТВО С РОДИТЕЛЯМИ
В течение года организуются выставки детского творчества совместного творчества детей и родителей, фотовыставки.
Для расширения кругозора родителей, им даются действенные советы и рекомендации, руководители кружков проводят консультации, оформляет наглядную информацию и т.д.
Проводятся «Дни открытых дверей», для наблюдений за реальными
достижениями детей. Совместная деятельность способствует подкреплению интереса родителей к занятиям в кружках, желанию оказать помощь, появляются новые темы для общения с детьми. Родители чувствуют, как ребёнок относиться с интересом и уважением к себе и своим продуктам деятельности, общается раскованно и на равных с педагогом, раскрепощён. Это способствует установлению доверительного контакта между педагогами родителями.
Содержание направлений работы с семьей
(в пяти образовательных областях)
Образовательная область «Физическое развитие»
1. Разъяснять родителям (через оформление соответствующего раздела в «уголке для родителей», на родительских собраниях, в личных беседах, рекомендуя соответствующую литературу) необходимость создания в семье предпосылок для полноценного физического развития ребенка.
2. Объяснять родителям, как образ жизни семьи воздействует на здоровье ребенка.
3. Ориентировать родителей на совместное с ребенком чтение литературы, посвященной сохранению и укреплению здоровья, просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов.
Образовательная область «Познавательное развитие»
1. Обращать внимание родителей на возможности интеллектуального развития ребенка в семье и детском саду.
2. Ориентировать родителей на развитие у ребенка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками. Обращать их внимание на ценность детских вопросов. Побуждать находить на них ответы посредством совместных с ребенком наблюдений, экспериментов, размышлений, чтения художественной и познавательной литературы, просмотра художественных, документальных видеофильмов.
3. Показывать пользу прогулок и экскурсий для получения разнообразных впечатлений, вызывающих положительные эмоции и ощущения (зрительные, слуховые, тактильные и др.).
4. Совместно с родителями планировать, а также предлагать готовые маршруты выходного дня к историческим, памятным местам, местам отдыха горожан (сельчан).
5. Привлекать родителей к совместной с детьми исследовательской, проектной и продуктивной деятельности в детском саду и дома, способствующей возникновению познавательной активности. Проводить совместные с семьей конкурсы, игры-викторины.
Образовательная область «Речевое развитие»
1. Изучать особенности общения взрослых с детьми в семье. Обращать внимание родителей на возможности развития коммуникативной сферы ребенка в семье и детском саду.
2. Рекомендовать родителям использовать каждую возможность для общения с ребенком, поводом для которого могут стать любые события и связанные с ними эмоциональные состояния, достижения и трудности ребенка в развитии взаимодействия с миром и др.
3. Привлекать родителей к разнообразному по содержанию и формам сотрудничеству (участию в деятельности семейных и родительских клубов, ведению семейных календарей, подготовке концертных номеров (родители - ребенок) для родительских собраний, досугов детей), способствующему развитию свободного общения взрослых с детьми в соответствии с познавательными потребностями дошкольников.
4. Совместно с родителями проводить конкурсы, литературные гостиные и викторины, театральные мастерские, встречи с писателями, поэтами, работниками детской библиотеки, направленные на активное познание детьми литературного наследия. Поддерживать контакты семьи с детской библиотекой.
5. Привлекать родителей к проектной деятельности (особенно на стадии оформления альбомов, газет, журналов, книг, проиллюстрированных вместе с детьми). Побуждать поддерживать детское сочинительство.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
1. На примере лучших образцов семейного воспитания показывать родителям актуальность развития интереса к эстетической стороне окружающей действительности, раннего развития творческих способностей детей. Знакомить с возможностями детского сада, а также близлежащих учреждений дополнительного образования и культуры в художественном воспитании детей.
Планируемые результаты сотрудничества Учреждения с семьями воспитанников:
- Сформированность у родителей представлений о содержании педагогической деятельности.
- Овладение родителями практическими умениями и навыками воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
- Формирование устойчивого интереса родителей к активному взаимодействию с учреждением.
2.5. Иные характеристики содержания программы
Мониторинг достижений детьми планируемых результатов освоения программы
Ф.И. ребенка | Различает и называет основные цвета: красный, синий, желтый, зеленый | Различает и называет простейшие геометрические формы и фигуры: круг, квадрат, треугольник ,шар, куб | Различает и называет большой- маленький предмет | Различает и называет длинный, короткий размер | Осуществляет сериацию по построению упорядоченного ряда по возрастанию или убыванию | Имеет представление об упорядоченной послед в сказках | Осуществляет классификацию по одному признаку или свойству | Итого |
Критерии уровня знаний детей:
3балла - выполняет задание, отвечает правильно и уверенно
2 балла – отвечает с ошибками, справляется с заданием с небольшой помощью взрослого
1 балл – затрудняется, молчит, отвечает с наводящими вопросами
высокий уровень – 18-21 балла
средний уровень – 11-17 баллов.
низкий уровень – 7-10 баллов
- Высокий уровень – Умеет сравнивать совокупности на основе взаимнооднозначного соответствия, различает «много», «мало». Находит в окружающей обстановке много предметов и один единственный. Сравнивает 2 группы предметов по величине, высоте, определяет какой предмет длиннее (короче), выше (ниже). Различает и называет форму предметов: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. Различает и называет цвет предметов. Умеет собирать пирамидку, матрешку.
- Средний уровень – Различает понятия «много-мало». Различает и называет форму предметов: круг, квадрат, прямоугольник. Различает и называет цвета.
- Низкий уровень - Различает понятия «много-мало». Различает и называет форму предмета: круг, квадрат.
Основные требования к уровню подготовки
- Формировать умение различать понятия “много - мало”, “много – один”.
- Учить различать предметы по величине (большой – маленький, больше - меньше);
- Учить различать предметы по форме (кубик, шарик);
- Образовывать группы однородных предметов;
- Выделять цвет предметов (красный, синий, желтый, зеленый);
- Упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название (одинаковые лопатки, большой красный мяч – маленький синий мяч).
III. Организационный раздел.
3.1. Материально – техническое обеспечение дополнительной общеразвивающей программы
Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Соответствие здания, территории и оборудования ДОУ требованиям безопасности | |
Наличие автоматической системы пожарной сигнализации | Автоматическая пожарная система имеется в надлежащем состоянии. Обслуживает ООО «Багира» |
Организация охраны и пропускного режима | В Учреждении организован пропускной режим |
Наличие списков телефонов, обеспечивающих безопасность | Списки телефонов в наличии, имеются на 1 и 2 этаже здания |
Наличие поэтажных планов эвакуации | Имеется 2 эвакуационных плана |
Наличие и состояние пожарных | Пожарные (эвакуационные) выходы в удовлетворительном состоянии |
Состояние территории, наличие ограждения
| Территория в удовлетворительном состоянии. Ограждение – забор металлический, имеются металлические ворота и 2 калитки |
Наличие ответственных лиц за обеспечение пожарной безопасности | Ответственный за обеспечение пожарной безопасности, ответственный за электрохозяйство – Бабенко О.С. заведующий хозяйством |
Наличие ответственных лиц за обеспечение охраны труда | Ответственный за обеспечение охраны труда – Береза Н.В., старший воспитатель |
Наличие ответственных лиц за обеспечение безопасности образовательного процесса | Ответственный за обеспечение безопасности образовательного процесса – Береза Н.В., старший воспитатель, Бабенко О.С., заведующий хозяйством, воспитатели групп, специалисты |
3.2. Методические материалы и средства обучения и воспитания
Методы обучения:
- Игровой метод (дидактические игры: «Гусеничка-крупеничка»; «Подбери фигуру»; «Построим дом»; «Какое у куклы платье»; «Спрячь мышку»; «Найди пару»; «Учимся составлять загадки»; «Лёгкий-тяжёлый»; «Окрась воду»; «Чудесный мешочек»; «Посади свою аллею»; «Ателье»; «Белкины лакомства»; «Художники»; «Узнай и сравни»; «Душистые мешочки»; «Четвёртый лишний»; «Что внутри, а что снаружи»; «Рыбки и звезды»; «Найди домик для каждой рыбки»; «Найди заплатку»; «Бабочки»; «Аукцион»; «Поле чудес»).
- Наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов) - мешочки с разными видами круп (гречка, рис, фасоль, горох); круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник вырезанные из картона; карточки с контурами пяти геометрических фигур, по одной фигуре каждой формы той же величины, что и контурные изображения на карточках; части домов различного размера для составления 5-ти зданий, отличающихся по величине; бумажная кукла, бумажная одежда разных цветов; плоскостные домики-норки красного, синего, желтого цветов из картона с изображением мышки; картонные прямоугольники – «двери» аналогичных цветов; изображения варежек и шарфов синего, зеленого красного и желтого цветов; картинки с изображением разных предметов; предметы, находящиеся в групповой комнате; прозрачные стаканчики, 2 из них с наклейками – светло – красной и темно – красной, гуашевые краски, отдельная емкость с водой, красная гуашь, по 2 стаканчика с водой на каждого ребенка, кисточки; геометрические фигуры разных цветов; деревья (береза, липа, клен, дуб, тополь), сделанные из картона разной высоты от 4 до 20 см. Каждое дерево отличается от растущего рядом на 2 см; вырезанные из плотной бумаги силуэты одежды: платья, юбки, блузки, брюки, рубашки, шорты, куртки, пиджаки и т. д. Соответствующие им отдельные части одежды из ткани разного качества и цвета: рукава, верх или низ платья, воротник, пояс, пуговицы, кокетки и т. д. (несколько комплектов разного размера); мягкая игрушка белка, корзинка с орехами, молоточек; незаконченный рисунок на тему «Девочки идут на праздник», бумага, краски, палитра, кисти, банки с водой, лоскутки ткани (по количеству детей); геометрические фигуры (большие и маленькие по величине, разной формы); мешочки с лекарственными травами; набор карточек, на каждой карточке изображены 4 предмета, 3 предмета связаны общим признаком, а 4 лишний; игрушка заяц, картинки с изображением пары предметов; вырезанные из картона рыбки и морские звезды разных цветов; картинки с изображением аквариума и рыбок одинаковых цветов; заготовки одежды, набор геометрических фигур (все сделано из картона);бабочки из цветной бумаги и цветы из цветного картона (цвет бабочек соответствует цвету картона); лоскуты ткани разного качества и цвета; цветные карандаши, кусочки ткани разного качества, листы белой бумаги, краски, кисточки, дуги всех цветов спектра
- Практический – показ способов действия с предметами, эксперимент.
- Словесный метод (объяснение, беседа индивидуальная, фронтальная, поощрение).
- Метод стимулирования и мотивации деятельности и поведения (одобрение, похвала, поощрение, пример).
Формы работы:
- Игры (дидактические «Гусеничка-крупеничка»; «Подбери фигуру»; «Построим дом»; «Какое у куклы платье»; «Спрячь мышку»; «Найди пару»; «Учимся составлять загадки»; «Лёгкий-тяжёлый»; «Окрась воду»; «Чудесный мешочек»; «Посади свою аллею»; «Ателье»; «Белкины лакомства»; «Художники»; «Узнай и сравни»; «Душистые мешочки»; «Четвёртый лишний»; «Что внутри, а что снаружи»; «Рыбки и звезды»; «Найди домик для каждой рыбки»; «Найди заплатку»; «Бабочки»; «Аукцион»; «Поле чудес»).
- Прослушивание аудиозаписи, использование технических средств.
- Использование рассказов, стихов, загадок.
- Задания для развития мелкой моторики.
3.3.Режим дня
МБДОУ работает по графику пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями (суббота, воскресенье) для всех возрастных групп.
Ежедневная продолжительность работы детского сада: 12 часов.
Режим работы: с 07. 00 часов до 19.00 часов.
Программа разработана учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребёнка. Основным принципом правильного построения режима является его соответствие возрастным психофизиологическим особенностям детей.
Дополнительная общеразвивающая программа проводиться во второй половине дня, вне часов образовательной деятельности, в соответствии с образовательной программой МБДОУ, с учётом требований СаНПиНа к организации режима дня.
Работа дополнительной общеразвивающей программы спланирована на весь учебный год. Занятия проводятся 1 раз в неделю по вторникам. Длительность занятий 20 мин с детьми 4-5 лет (средняя группа). Время работы программы 16.00-16.20.
Учебный год начинается 1 сентября и заканчивается 31 мая. Продолжительность каникул устанавливается в течение года:
- зимние – с 01 января по 10 января;
- летние – с 01 июня по 31 августа.
Учебно-тематический план
Месяц | № занятия | Тема | Количество занятий | Количество минут |
Сентябрь | Знакомство с цветами: желтый, красный, синий, зеленый, белый, черный. | 1 | 20 | |
1 | Развитие тактильных ощущений. Д/И: «Гусеничка –крупеничка». | 1 | 20 | |
2 | Обследование разной формы и цветов. Д/И: «Подбери фигуру» | 1 | 20 | |
3 | Обогашение сенсорного опыта. Д/И: « Построим дом» | 1 | 20 | |
4 | НОД : « Путешествие в сказку» | 1 | 20 | |
Октябрь | 1 | Группировать оттенки одного цветового тона. Д/И: «Какое у куклы платье» | 1 | 20 |
2 | Соотношение по форме, цвету и размеру. Д/И: « Спрячь мышку» | 1 | 20 | |
3 | Развитие умения устанавливать тождество однородных предметов. Д/И: « Найди пару» | 1 | 20 | |
4 | НОД : « Геометрические фигуры» | 1 | 20 | |
Ноябрь | 1 | Развитие умения определять форму и цвета предметов. Д/И: « Учимся составлять загадки» | 1 | 20 |
2 | Развитие умений рассказывать о своих чувственных впечатлениях. Д/И: « Легкий – тяжелый» | 1 | 20 | |
3 | Закрепление знания цветов. Д/И: « Окрась воду» | 1 | 20 | |
4 | НОД : « Путешествие воздушных шариков» | 1 | 20 | |
Декабрь | 1 | Закреплять умение определять геометрические фигуры. Д/И: «Чудесный мешочек» | 1 | 20 |
2 | Учить детей последовательному расположению в ряду элементов разной величины. Д/И: « Посади свою аллею» | 1 | 20 | |
3 | Формировать умение детей различать качество тканей и определять, какую одежду из них можно пошить, закрепить умение в различении эталонов цвета, формы, величины. Д/И: « Ателье» | 1 | 20 | |
4 | НОД: « Путешествие в страну игрушек» | 1 | 20 | |
Январь | 1 | Расширить и систематизировать знания детей о сенсорных эталонах цвета, формы, вкуса, качества поверхности на основе сравнения трех сортов орехов (грецких, фундука и арахиса). Д/И: « Белкины лакомства» | 1 | 20 |
2 | Познакомить детей с оттенками основных цветов. Д/И: « Художники» | 1 | 20 | |
3 | НОД: « Сказочный лес» | 1 | 20 | |
Февраль | 1 | Закреплять умение сравнивать два предмета по длине и ширине. Д/И: «Узнай и сравни» | 1 | 20 |
2 | Развивать обоняние у детей. Д/И: « Душистые мешочки» | 1 | 20 | |
3 | Развивать внимание, наблюдательность, память, развивать умение устанавливать тождество однородных предметов. Д/И: « Найди пару» | 1 | 20 | |
4 | НОД: « Путешествие по стране сенсорики» | 1 | 20 | |
Март | 1 | Развивать внимание, память, мышление. Д/И: « Четвертый лишний» | 1 | 20 |
2 | Учить определять расположение предметов внутри или снаружи чего-либо, активно использовать слова «внутри» и «снаружи» в речи. Д/И:« Что внутри , а что снаружи» | 1 | 20 | |
3 | Развивать зрительное восприятие, внимание, наблюдательность, умение дифференцировать цвета, называть их. Д/И: «Рыбки и звезды» | 1 | 20 | |
4 | «НОД :« Чудо дерево» | 1 | 20 | |
Апрель | 1 | «Развивать обоняние у детей. Д/И: « Ароматная радость» | 1 | 20 |
2 | Развивать зрительное внимание и память. Д/И: « Найди домик для каждой рыбки» | 1 | 20 | |
3 | Учить выделять в процессе восприятия качества предмета, сравнивать по форме. Д/И: « Найди заплатку» | 1 | 20 | |
4 | НОД : « Веселое путешествие» | 1 | 20 | |
Май | 1 | Закрепление . Д/И: « Бабочки» | 1 | 20 |
2 | Закрепление. Д/И: « Аукцион» | 1 | 20 | |
3 | Закрепление. Д/И: « Поле чудес» | 1 | 20 | |
Итого: | 35 | 10.5 часов |
3.4. Организации развивающей предметно-пространственной среды
Модель предметно - развивающей среды дошкольного учреждения c учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
ЦЕЛЕВОЙ | Цель: Создание условия для полноценного развития дошкольников по всем образовательным областям ФГОС. | |||||||||||||||||||
Задачи:
| ||||||||||||||||||||
Принципы организации предметно-развивающей среды:
| ||||||||||||||||||||
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ | Компоненты предметно-пространственной развивающей среды по образовательным областям | |||||||||||||||||||
Художественно-эстетическое развитие | Социально-коммуникативное развитие | |||||||||||||||||||
3-4 года | 4 - 5лет | 5 -7 лет | 3-4 года | 4-5 лет | 5-7лет | |||||||||||||||
Центр музыки, центр театра, центр детского творчества, уголок ряжения | Центр музыки, центр театра, центр детского творчества | Центр музыки, центр театра, центр детского творчества, центр конструктивных игр | Центр патриотического воспитания, центр безопасности, центр конструктивных игр, уголок ряжения, уголок уединения | Центр патриотического воспитания, центр безопасности, центр конструктивных игр, панно «С днем рождения» «Я – дежурный», салон красоты, уголок уединения, «Ромашка добрых дел» | Центр патриотического воспитания, центр безопасности, центр конструктивных игр, панно «Наши именинники», «Я – дежурный», салон красоты, уголок уединения, «Ромашка добрых дел» | |||||||||||||||
Познавательное развитие | Речевое развитие | Физическое развитие | ||||||||||||||||||
3-4 года | 4-5 лет | 5-7 лет | 3-4 года | 4-5 года | 5-7 лет | 3-4 года | 4-5 лет | 5-7лет | ||||||||||||
Центр познавательного развития , центр природы | Центр познавательного развития Исследовательский центр, центр занимательной математики | Центр познавательного развития Исследовательский центр, центр занимательной математики, панно «Буквенный фриз» | Центр книги, центр театра, уголок ряжения | Центр книги, центр театра, полочка любимых книг | Центр книги, центр театра, библиотечка любимых книг, | Центр физического развития | Центр физического развития, панно «Мы- спортсмены» | Центр физического развития, стена спортивных достижений | ||||||||||||
Оснащение предметно-пространственной развивающей среды по образовательным областям | ||||||||||||||||||||
Познавательное развитие | Речевое развитие | Физическое развитие | Художественно-эстетическое развитие | Социально-коммуникативное развитие | ||||||||||||||||
наличие календарей природы, коллекций, атрибутов и пособий для исследовательской деятельности, материалов для сенсорного образования, наглядного материала, игр, пособий для ознакомления с окружающим миром, энциклопедической литературы, материалов по правилам безопасности, дидактических и развивающих игр | наличие наборов предметных и сюжетных картинок, альбомов, иллюстраций, открыток, фотографий по разным темам, картотеки речевых игр, разных видов театров (пальчиковый, плоскостной, теневой, фланелеграф и др.), атрибутов для театрализованных игр (маски, шапочки) | наличие атрибутов для подвижных игр, спортивных игр (городки, теннис и др.) наличие в группе условий для проведения закаливания и профилактики плоскостопия, нестандартного оборудования, изготовленного воспитателями и родителями, наличие выносного материала для проведения подвижных игр на прогулке | наличие материалов для ИЗО, их разнообразие литературы по искусству, репродукций, открыток и альбомов для рассматривания. Наличие конструкторов и строительного материала, игрушек для обыгрывания. наличие природного и бросового материала, музыкальных инструментовигрушек, техническихсредств наличие дидактических игр | наличие фотографий, символов, отражающих жизнь группы, эмоции наличие атрибутов, игрушек, предметов – заместителей для сюжетно-ролевых игр, наличие уголка дежурств наглядная информация для родителей. наличие пособий, сделанных педагогами совместно с детьми и родителями |
Краткая презентация программы
Программа направлена на разностороннее развитие детей с 4-х до 5 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста.
Программа реализуется в группе, укомплектованной по возрастному принципу. Программа учитывает индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием его здоровья, определяющие особые условия получения им образования.
Дополнительная общеразвивающая программа разработана на основании нормативно-правовых документов, регламентирующих функционирование системы дошкольного образования в Российской Федерации:
• Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ);
• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования);
• Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам;
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. № 26 (Сан ПиН 2.4.1.3049-13);
• Примерной основной образовательной программы дошкольного образования (одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию Протокол от 20.05.2015 г. № 2/15);
• Программой дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.
Цель программы: взаимодействие детского сада и семьи для успешного развития и реализации личности ребенка.
Взаимодействие с родителями мы рассматриваем как социальное партнерство, что позволяет добиваться результатов в воспитании и обучении детей, подготовке к обучению в школе. Программа предусматривает многообразие форм партнерского взаимодействия с родителями:
- анкетирование;
- анализ конкретных ситуаций;
- проведение дискуссий и круглых столов по актуальным вопросам;
- мастер-класс;
- мозговой штурм;
- совместное проведение досугов, праздников;
- беседы с родителями;
- день открытых дверей для родителей;
- консультация для родителей;
- семейные клубы по интересам;
- тематические встречи с родителями;
- семейная гостиная;
- публичный доклад и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПОЛОЖЕНИЕ О ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №24»
Положение о дополнительной общеобразовательной программе (далее Положение) Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад №24 " (далее Учреждение) разработа...
Основная общеобразовательная программа муниципальной бюджетной дошкольной образовательной учреждение детского сада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением интеллектуального развития воспитанников «Теремок» с. Арыг-Узю.
1.1. Пояснительная записка МБДОУ детского сада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением интеллектуального развития воспитанников «Терем...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 24» «Хочу все знать!» (подготовительная группа 6-7 лет)
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ1. Пояснительная записка _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _3-51.1. Планируемые результа...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 24» «Мир сенсорики» (младшая группа 3 - 4г)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 24» «Мир сенсорики» (младшая группа 3 - 4г)...
Основная образовательная программа дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №30 комбинированного вида» Старшая группа на учебный год.
Рабочая программа педагога разработана в соответствии с ООП МБДОУ"Детский сад № 30", федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования(приказ Министе...
Программа дополнительного образования детей муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №332 «Бумажные фантазии»
В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остаётся инструментом творчества, который доступен каждому. Бумага – первый материал, из ...
Краткая презентация основной образовательной программы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Сказка» с. Сергеевка Партизанского Муниципального района.
Краткая презентация основной образовательной программы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Сказка» с. Сергеевка Партизанского Муници...
- Мне нравится (1)