Дополнительная образовательная программа по сенсорике «Разноцветный мир» с детьми дошкольного возраста
материал (младшая группа) на тему

Эрдынеева Намжилма Дамбаевна

Сенсорное воспитание – это развитие  восприятия ребенка  и формирование его  представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дополнительная образовательная программа

 по сенсорике «Разноцветный мир»

с детьми  дошкольного возраста

Паспорт программы по сенсорике

 «Разноцветный мир»

Основной разработчик программы:

                 Эрдынеева Намжилма Дамбаевна

                

Цель: развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущение, восприятие, представление) у детей младшего дошкольного возраста.

Задачи: 

  • Сформировать у детей младшего дошкольного возраста умение воспринимать и представлять предметы и явления, способствующие совершенствованию процессов рисования, лепки и развития речи, и, выделять в них самое существенное,  характерное (признаки, качества).
  • Учить  применять полученные знания в  практической и познавательной деятельности.
  • Развивать у детей внимание, мыслительные операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение).  

Методы: 

  • Игровой метод (дидактические игры).
  • Наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов).
  • Практический – показ способов действия с предметами, эксперимент.

Формы организации деятельности: 

  • групповая;
  • подгрупповая;
  • индивидуальная.

Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные человеком сведения об окружающем мире. Таким образом, сенсорная культура ребёнка, уровень развития его ощущений и восприятий являются важной предпосылкой успешной познавательной деятельности.

 

 

В Программе «Детство» комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребёнка. Отдельным разделом в содержании образовательной области «Познание» представлено «Сенсорное развитие», которое направлено на формирование у детей всех возрастных групп познавательных интересов и на их интеллектуальное развитие.  

  Сенсорное воспитание – это развитие  восприятия ребенка  и формирование его  представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.

   Сенсорное  развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного  развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте.  Период первых 3-х лет – период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. В этом возрасте при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности: речь,  совершенствование движений. Начинают формироваться нравственные качества, складываться черты характера. Обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.

   Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

- является основой для интеллектуального развития;

-упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

- развивает наблюдательность;

- готовит к реальной жизни;

- позитивно влияет на эстетическое чувство;

- является основой для развития воображения;

- развивает внимание;

-дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;

- влияет на расширение словарного запаса ребенка;

- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

   Таким образом, актуальность  заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражения отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Известно, что развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления).

   Развитая сенсорика – основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Как справедливо отмечает Б.Г. Ананьев, «самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека».

        

        Пояснительная записка

Необходимость написания перспективного планирования обусловлена созданием системы работы по развитию умственной деятельности детей, обогащению их сенсорного опыта, развитию мелкой моторики пальцев рук.

В течение учебного года в планировании возможны незначительные изменения и дополнения.

        

Перспективный план по сенсорному воспитанию на 2016 – 2017 учебный год с детьми 1 мл. группы.

Дата

Игры - занятия

Цель        

Образовательные области

С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь

№ 1.

«В гостях у Осени»

№ 2

«Волшебная коробочка»

        

Д/и: «Шнуровка»

Цель:

  • Цель: закрепить основные цвета спектра, название геометрических фигур;
  • развивать действия соотношения геометрических фигур с эталоном;
  • закрепить название овощей и фруктов;
  • закрепить свойства предмета: тяжёлые предметы тонут, лёгкие – не тонут;
  • развивать мелкую моторику рук, умение отвечать на вопросы воспитателя;
  • воспитывать любовь к природе.

Цель: формировать восприятие цвета, формы, величины предметов.

Задачи: 1. Упражнять детей в определении и назывании цвета (красный, жёлтый, зелёный, синий, чёрный, белый); размера (большой, маленький); форм (куб, шар, конус), геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник посредством зрительного и осязательного обследования, сравнения.

2. Учить детей группировать предметы по одному из признаков: форме, цвету, величине.

3. Воспитывать любознательность, расширять опыт ориентировки в окружающем, обогащая детей разнообразными сенсорными впечатлениями.

4. Развивать мелкую моторику.

Цель:  развитие мелкой моторики руки, утончения движений пальцев, концентрации внимания, способствует развитию точности глазомера, координации и последовательности действий.

  • Познание (ФЭМП)
  • Познание (окр.мир –эксперементирование)
  • Коммуникация
  • Социализация
  • Художественная литература
  • Физическая культура

  • Познание (ФЭМП)
  • Физическая культура
  • Коммуникация
  • Социализация
  • Познание (Конструирование)

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

№ 1

«Игрушки»

№ 2

«Солнечный круг»

Д/и: «Полянка»

Цель: Продолжать учить детей различать и называть цвета: красный, синий, зеленый, желтый, черный, белый; воспринимать и различать оттенки. Закреплять умение рассказывать стихотворение, четко проговаривая слова, формировать представление о величине: большой, маленький, закреплять умение детей держать кисть тремя пальцами за железным наконечником, набирать краску на кисть, макая ее всем ворсом в баночку, развивать внимание, самостоятельность, эстетический вкус; воспитывать доброту, эмоционально-положительное отношение к персонажам

Цель:  Ознакомление детей с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник).

Учить подбирать предметы, ориентируясь на цвет, по показу и по словесному обозначению.

Закреплять знание у детей цвета и формы.

 Развивать воображение, память, образное мышление.

Воспитывать любознательность, расширять опыт ориентировки в окружающем, обогащая детей разнообразными сенсорными впечатлениями

Цели:  Учить группировать предметы по цвету.

Устанавливать тождества и различия цвета однородных предметов.

Учить понимать слова «цвет», «такой», «не такой», «разные».

  • Познание
  • Художественное творчество
  • Коммуникация
  • Социализация
  • Физическая культура

  • Познание (ФЭМП)
  • Коммуникация
  • Социализация
  • Физическая культура
  • Художественная литература

Н

О

Я

Б

Р

Ь

№ 1

«Протолкни предмет»

№ 2

«Как Миша и Мишутка подружились»

Д/и: «Подбери  чашку к блюдцу»

Цель. Учить детей обращать внимание на форму предметов, учитывать это свойство при выполнении элементарных действий с игрушками.

Цель:  Обогащать представления детей об окружающем мире, о разных литературных жанрах (загадки, стихи, песенки, потешки), активизировать словарь: чайная посуда, пара, поровну, один, много, круглый, квадратный, треугольный, дикое животное – медведь о том, что каждый предмет имеет цвет, форму, размер и предназначение..
Учить детей ориентироваться в основных цветах спектра, форме и размере;

Цель: учить сопоставлять и сравнивать предметы по цвету, форме и размеру.

  • Познание (ФЭМП)
  • Социализация
  • Коммуникация

  • Познание (Окр.мир)
  • Познание (ФЭМП)
  • Коммуникация
  • Социализация
  • Художественное творчество
  • Физическая культура
  • Художественная литература

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

№ 1

«Зима пришла»

№ 2

«Ёлка в гости к нам пришла»

Д/и: «Бусы»

Цель: активизация познавательной, речевой и изобразительной деятельности детей,

    закрепление знаний, умений и навыков.

   закрепление знаний о зиме;

    закрепление знаний о предметах одежды, ее назначении;

     активизация словаря;

    формирование заинтересованного отношения к рисованию;

   закрепление приемов рисования;

   развитие чувства доброты, желание заботиться о птицах;

   развитие интереса к участию в игровых импровизациях.

Цель: Развивать умения детей располагать прищепки  определенного  цвета, используя дидактическую игру:  «Укрась елочку».

 Учить детей рисовать пальцами, используя гуашь определенного  цвета.

Продолжать совершенствовать умение детей водить хоровод.

Воспитывать аккуратность при работе с гуашью.

Цель: укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно – моторной  координации; различение предметов по форме, цвету и материалу;  развитие усидчивости

  • Познание (окр. Мир)
  • Художественное творчестро
  • Социализация
  • Художественная литература
  • Коммуникация
  • Физическая культура

  • Социализация
  • Художественное творчество
  • Познание
  • Музыка
  • Физическая культура
  • Познание
  • Коммуникация

Я

Н

В

А

Р

Ь

№ 1

«Украшаем ёлочку шарами»

№ 2

«Колобок и шарики»

Д/и: «Разложи фигуры по местам»

Цели: 

- уточнить представления о новогоднем празднике;

- учить детей рассматривать предметы (ёлку, ёлочные шарики);

- познакомить детей с новым цветом (зелёный);

- развивать речь, мелкую и общую моторику пальцев рук;

- воспитывать у детей внимание и интерес к занятиям;

- продолжать учить детей подбирать шарики к нашитым на ёлку пуговицам соответствующего цвета (красный, жёлтый, синий);

  Цель: закрепить сенсорные эталоны: форма, размер,

обогащать словарный запас,

воспитывать у детей интерес к занятию.

   Цель: Познакомить с плоскими геометрическими формами – квадратом, кругом, треугольником, овалом, прямоугольником. Учить подбирать нужные формы разными методами.

  • Пнннн
  • Ррпоррррр

Позн

  • Познание (окр. Мир)
  • Социализация
  • Музыка
  • Художественное творчество
  • Каммуникация

  • Познание (ФЭМП)
  • Коммуникация
  • Социализация
  • Физическая культура
  • Художественная литература

  • ррррр

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

№ 1

«Снеговик в гостях у ребят»

№ 2

«Разноцветные шарики»

Д/и: «Угадай на вкус»

Цель:   употреблять в речи названия основных цветов. Развивать речевую активность : Продолжать учить детей действовать со сборно-разборными игрушками, учить составлять предметы из частей, ориентируясь на их величину и положение в пространстве, подбирая в соотношении: большой, поменьше, маленький.

        

 

Цель: Учить детей самостоятельно составлять множество, выделяя в нем каждый отдельный элемент;

    продолжать учить различать один и много предметов;

    Формировать представления о свойствах предметов: цвет, форма, величина.

     Упражнять в группировке предметов  по цвету.

 Побуждать детей к называнию предметов и их признаков (цвет, количество).

Цель: обогащать вкусовые ощущения, развивать память; развивать умение определять нужный способ для опознания предметов; обогащать словарь детей.

  • Коммуникация
  • Познание(конструирование)
  • Физическая культура
  • Социализация
  • Художественная литература
  • Познание (ФЭМП)

  • Познание (ФЭМП)
  • Социализация
  • Физическая культура
  • Коммуникация

М

А

Р

Т

№ 1

«Колокольчик»        

№ 2

«Ведёрки для Зайки и Мишки»

Д/и:  «Лёгкий – тяжёлый»

Цель:  Продолжать закреплять знания детей о цвете, форме, величине предметов, их количестве. Упражнять в названии геометрических фигур, названии предметов по признаку одинаковой формы. Помочь детям называть свойства воды. Упражнять в названии предметов трёх размеров (большой, поменьше, маленький). Активизировать речь детей "колокольчик звенит", "погремушка гремит".

Цель: учить детей чередовать предметы по величине и по форме, накапливать цветовые впечатления, закреплять элементарные действия с предметами, формировать эмоциональное отношение к занятию, воспитывать добрые чувства

Цель: предоставить детям возможность прочувствовать меру тяжести знакомых предметов, тем самым обогащать сенсорный опыт детей; развивать умение рассказывать о своих чувственных впечатлениях.

  • Познание (ФЭМП)
  • Коммуникация
  • Познание

(конструирование)

  • Познание (окружающий мир- эксперементирование)

  • Социализация
  • Познание (ФЭМП)
  • Социализация
  • Коммуникация

А

П

Р

Е

Л

Ь

№ 1

«Плывут наши кораблики»

№ 2

«Волшебный зонт»

Д/и: «Ёжики»

Цель: Учить детей создавать композицию. Используя игровые приемы, закреплять у детей умение рисовать горизонтальные линии, раскатывать комочки пластилина круговыми движениями ладоней. Закреплять навык рисования краской пальчиками. Повторить названия цветов, формы, величины. Развивать у детей восприятие, воображение, ощущение, радость творчества. Способствовать обыгрыванию рисунка с использованием лепки, мелких игрушек. Воспитывать аккуратность и самостоятельность в работе.

Цель:  учить соотносить слова с предметами,
¬ воспроизводить закономерность по цвету, форме, размеру;
¬ пользоваться сравнением один-много, большой-маленький;
¬ развивать сенсорные навыки, зрительное восприятие, внимание, память;
¬ закрепить знания основных цветов;
¬ обогатить словарь;
¬ воспитывать умение взаимодействовать с другими детьми

Цель: развитие мелкой моторики рук у детей младшего возраста. (с бельевыми прищепками)

формирование умения сличать и объединять предметы по признаку цвета.

  • Художественное творчество
  • Познание (ФЭМП)
  • Познание (окр.мир)
  • Социализиция
  • Коммуникация
  • Художественная литература
  • Физическая культура

  • Коммуникация
  • Познание (ФЭМП)
  • Социализация
  • Познание (конструирование)

М

А

Й

№ 1

«Курочка и цыплята»

№ 2

«Волшебная картина»

Д/и: «Укрась бабочку»

Цель: развивать познавательную и двигательную активность, способствовать формированию положительных эмоций, доброжелательных взаимоотношений;
- учить детей воспринимать небольшие по объему песенки, потешки, заклички, загадки; эмоционально откликаться на эти произведения;
- продолжать учить детей двигаться соответственно тексту и музыке;
- учить строить заборчик, сравнивая и группируя предметы по цвету, закреплять знания красного и зеленого цвета;
- закреплять представления о воде: льется, капает, плавают игрушки.

Цель:Закрепить  цвет  (красный, жёлтый, синий, зелёный).                        Развивать: память, внимание, мелкую  мускулатуру  рук, употреблять речевые фомы вежливого обращения (здороваться, прощаться)  Воспитывать : чувство  взаимопомощи, умение  работать  дружно.  Учить детей различать цвета, реагировать на обращение, используя доступные речевые средства, отвечать на вопрос воспитателя

Цели: Учить детей группировать предметы по цвету. Закреплять знания о геометрической фигуре круг,           понятия много - один, большой - маленький. Развивать мелкую моторику.

  • Познание (окр.мир)
  • Музыка
  • Социализация
  • Коммуникация
  • Физическая культура
  • Художественная литература
  • Познание (Конструирование)
  • Познание (эксперементирование)

  • Познание(ФЭМП)
  • Социализация
  • Коммуникация
  • Познание (окр.мир)
  • Физическая культура

Работа с родителями

  1.  Консультации на темы:
  • «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста»;
  • «Роль дидактических игр по сенсорике на умственное развитие детей»;
  • «Дидактические игры по сенсорике».
  1.  Выставка  дидактического материала.
  2. Методические рекомендации для родителей по сенсорному воспитанию ребенка раннего и младшего возраста в семье.
  3. Показ открытых мероприятий;
  4. Индивидуальные беседы;

Работа с воспитателями

  1. Консультации на темы:
  • «Сенсорное воспитание детей раннего возраста»;
  • Методические рекомендации для родителей по сенсорному воспитанию ребенка раннего и младшего возраста в семье;
  • Мастер – класс по изготовлению дидактического материала для развития сенсорики  «Игры своими руками».
  1. Выставка  дидактического материала.
  2. Показ открытых мероприятий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа психолого-педагогического сопровождения одарённых детей дошкольного возраста "Одарённый ребёнок" в соответствии с ФГОС ДО

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской...

Дополнительная образовательная программа по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста с использованием технологии ТРИЗ «ЮНЫЕ ЭКОЛОГИ ГОРОДА ЗЕЛЕНОГРАДА»

Направленность программы «Юные экологи города Зеленограда»: эколого-биологическая - направлена на формирование у детей старшего дошкольного возраста системного подхода в восприятии мира, представлений...

Программа по реализации дополнительной образовательной программы развитие спортивной одарённости у детей дошкольного возраста.

На сегодняшний день одной из приоритетных задач развития образования в России является развитие и поддержка одаренных детей. Об этом говориться в президентской программе «Дети России», вк...

Дополнительная образовательная программа "Пальчиковая страна" для детей среднего дошкольного возраста

Дополнительная образовательная программа по развитию мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста...

Дополнительная образовательная программа "Занимательная сенсорика"

Очень интерессная дополнительная образовательная программа...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «МИР СЕНСОРИКИ»

          Актуальность разработки программы «Мир сенсорики» обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим кат...

Дополнительная образовательная программа по сенсорики

Цель: развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущение, восприятие, представление) у детей младшего дошкольного возраста.Задачи:Сформировать у детей младшего дошкольного возраста умение восп...